Введение к работе
Тема диссертации «Современное китайское художественное стеклоделие». Это интересное и самобытное явление представляет собой оригинальную грань в эволюции искусства стекла. Несмотря на то, что стекольное дело не является популярным декоративным искусством в Китае, особенно в сравнении с такими его традиционными видами как керамика, лак, резьба по камню, интерес к этому материалу существовал в разные периоды истории государства. Используя столетиями отработанные в различных ремесленных мастерских стилистические особенности и технологические приемы, мастера-стеклоделы привнесли в искусство стеклоделия своеобразные национальные черты и неповторимый колорит. Китайские изделия из стекла отличаются не только специфическим составом шихты, который существенным образом повлиял на развитие стекольного дела, но и собственным осмыслением эстетических и пластических свойств материала. Сложилась выразительная художественная школа, важными составляющими которой являются оригинальные формы, неповторимые цветовые сочетания, необычайные методы декорирования и неординарное назначение изделий. Однако становление стеклоделия в Китае не было равномерным и последовательным. За периодами всплеска интереса к стекольному делу следовали этапы индифферентности и застоя.
Провозглашение в Китае политики реформ и открытости обусловило появление новых возможностей для науки, культуры и искусства. Стеклоделие получило мощный импульс для развития. Знакомство с мировыми техническими и технологическими достижениями стимулировало взлет фантазии и экспериментаторский дух творческих личностей.
Опираясь на традиционную стилистику, философские учения, веками утвердившиеся мировоззренческие устои, и используя новейшие технологии, современные китайские художники за небольшой срок успели создать свой оригинальный образ в искусстве стекла, несущий выразительные черты
национального характера. Постепенно определились основные тенденции и пути развития, наметилось сложение современной стилистики, утвердились ведущие центры творческой деятельности художников.
В настоящее время можно выделить несколько структурных направлений, определяющих художественный облик современного стеклоделия Китая. С одной стороны это крупные промышленные центры, ориентированные на массового потребителя. С другой стороны частные мастерские, поддерживающие живую связь преемственности традиционного мастерства китайских стеклоделов в способах изготовления и декорирования стеклянных предметов и несущие, в основе своей, уникальное авторское мировоззрение. За последние два десятилетия самостоятельное развитие получило студийное искусство стекла.
Важную роль в формировании национального характера современного китайского стеклоделия играют производственные предприятия, специализирующимся на изготовлении сувенирных и подарочных предметов, а также на разработке образцов для выпуска ограниченным тиражом и выполнении уникальных авторских изделий. В своих разработках эти предприятия объединяют характер авторского уникального стекла Китая и особенности серийного выпуска, сохраняя специфику национальных традиций. Наиболее ярким представителем этого направления является фирма «Люлигунфан», которая считается «лицом» современного китайского художественного стеклоделия. Деятельность таких предприятий очень многогранна. Одним из приоритетных направлений является многоплановая помощь центрам стеклоделия в ВУЗах страны и информационно-рекламная поддержка искусства стеклоделия.
Особый вклад в формирование новых эстетических качеств современного китайского художественного стекла внесли выпускники художественных вузов. Специалисты, получившие высшее художественное образование в Китае и прошедшие профессиональную подготовку в западноевропейских
странах, прежде всего в Великобритании, стали основоположниками современного студийного искусства стекла в Китае. Это художники, хорошо знающие особенности материала, владеющие современными средствами художественного выражения и обладающие глубоким знанием новейших технологических возможностей. Главную роль в этом творческом движении играют кафедры художественного стекла, открытые в университетах нескольких городов Китая. В свою очередь сами кафедры стали не только мощными профессиональными учебными заведениями, но и «идеологическими» центрами, формирующими образ современного китайского стеклоделия. Среди наиболее значимых «школ» с собственным, выраженным художественным обликом можно выделить Пекинский университет Цинхуа, Шанхайский художественно-промышленный институт и Китайскую академию искусств в Ханчжоу. Таким образом, современное художественное стеклоделие Китая стремительно развивается, вписывая свою страницу в культуру и искусство государства.
Актуальность исследования обусловлена тем, что современное китайское художественное стеклоделие впервые исследуется как своеобразное, самостоятельное явление со своими характерными и специфическими художественными качествами и национальным колоритом. Впервые проводится анализ исторических предпосылок, оказавших влияние на формирование пластического языка и образного выражения, определяются основные тенденции и направления в развитие. Выявляются ведущие центры художественного стеклоделия и анализируются присущие им художественные черты, раскрывается своеобразие стилистики, отмечается оригинальность авторских приемов.
Кроме того, провозглашение Китаем политики реформ и открытости, а также скачок в экономическом развитии и интеграция Китайской Народной Республики в мировое сообщество, обусловили возрождение интереса к Китаю в целом, и к китайскому искусству в частности. Современное китай-
ское стеклоделие, как часть художественной традиции Китая представляет собой информационно наполненный пласт, уходящий корнями в глубокую древность, достойный детального изучения и искусствоведческого анализа. Как совокупность различных эстетических взглядов, переплетения европейских технологий и местных приемов, восточного мировоззрения и всеобщей унификации, китайское стеклоделие является в то же время воплощением самобытности и национального самосознания. В работах китайских художников стекла одновременно сочетаются и веками отработанные философские понятия, типичные для данного региона, и преобладающие в настоящее время в художественном стеклоделии тенденции. Органично вливаясь в современное культурное пространство, древние традиции и современные тенденции, тесно переплетаясь в работах современных китайских художников стекла, составляют выразительную картину искусства Китая сегодня.
Степень изученности темы. Несмотря на то, что китайское стеклоделие бурно развивается за последние двадцать лет, ни в Китае, ни в России, ни в мире до сих пор оно не было предметом серьёзных научных исследований. В целом искусство Китая на протяжении столетий вызывает большой интерес среди профессиональных исследователей, искусствоведов и любознательных граждан. Издано немало научных и популярных трудов, анализирующих непосредственно декоративно-прикладное искусство. Однако большинство изданий посвящено историческим аспектам, в том числе и стекольного дела. Ряд публикаций, изданных в последние годы ведущими китайскими художниками стекла, описывают технологические возможности при создании современных изделий из стекла. Среди имеющихся периодических изданий в Китае, можно указать журнал фирмы «Люлигунфан», который носит в большей степени рекламный и познавательный характер. Регулярно издаются также отчеты по итогам проходивших симпозиумов художественного стекла. Они содержат преимущественно биографические данные художников и фотографии работ. В качестве информационных материалов издаются
каталоги и альбомы работ отдельных художников с краткими вступительными статьями. Большинство печатных изданий по стеклу, которые выпускаются в Китае, освещает вопросы технического и технологического характера, а также описывает отдельные этапы из истории европейского стекольного дела.
Материалы, посвященные монументальным историческим и культурным памятникам, изготовленным из стекла, охватывают главным образом научно-просветительный и культурно-информационный вопросы. В России по данной теме ничего не издавалось.
Предметом исследования является современное авторское стеклоделие Китая последнего десятилетия XX века и первого десятилетия XXI века.
Объектом исследования являются творческие работы наиболее ярких и выразительных художников, представителей современного китайского стеклоделия, живущих и работающих на территории КНР, и для которых материал стекло является основным средством художественного выражения. Анализом охвачены изделия, воплощающие авторское мировоззрение известных пекинских художников стекла, прежде всего, Дай Шуфэна,.. Гуанъ Дунхая, Ван Цяньчжуна и др. Исследуя творческий почерк шанхайских представителей искусства стеклоделия, выделяется деятельность Чжуана Сяовэя, Ван Циня и Сюе Люй. При рассматривании образного своеобразия работ «стекольщиков» из Ханчжоу, выявляется творческий почерк Хань Си и Ли Вэня. Определяется значимость многогранной творческой деятельности одного из представителей производственного предприятия наиболее известной фирмы «Люлигунфан», в основе ассортиментной политики которой лежит авторский подход и творческий почерк известной художницы Лоретты Ян.
Целью исследования являются: систематизация информации о современном китайском художественном стеклоделии, выявление тенденций и направлений развития, определение характерных особенностей национального характера, анализ специфики образного выражения в современном художественном китайском стеклоделие.
Для достижения цели поставлены следующие задачи исследования:
-
Определить характер и художественные особенности современного китайского художественного стеклоделия
-
Выявить основные тенденции и направления развития стеклоделия в Китае в настоящее время
-
Определить типологические и стилистические особенностей трех основных «школ» стеклоделия в Пекине, Шанхае и Ханчжоу.
-
Определить основные черты авторского почерка художников «пекинской» школы,« шанхайской» и школы в Ханчжоу.
-
Выявить основные методы работы современных китайских художников.
Научная новизна. Данная работа является первым опытом научного искусствоведческого анализа современного китайского художественного стекла. В научный оборот вводится само понятие «современное художественное стеклоделие Китая», определяются его характерные особенности, выявляются основные тенденции и направления его развития. Впервые анализируется творчество ведущих современных китайских художников стекла, выявляются доминирующие средства выражения, характеризуется пластический язык и авторский почерк, обозначаются основные центры стеклоделия, играющие ключевую роль в его развитии. Впервые определяются характер взаимовлияния и взаимозависимости исторических традиций, и форм их современного осмысления. В научный оборот вводится новый предметный материал, который систематизирован и каталогизирован.
Методика исследования. Данное исследование базируется на изучении имеющихся источников информации: каталогов, статей, биографий художников, интернет-ресурсов и личном контакте автора с художниками, знакомстве с творчеством ведущих китайских художников в музейных коллекциях и творческих мастерских в Пекине и в Шанхае. Применены методы описания, структурного анализа и обобщения, использовались также
методы сравнительного, типологического и формально-стилевого анализа, и историографическое сопоставление.
Границы исследования. Анализом охвачены последние десять лет XX века и первое десятилетие XXI века как период наиболее активного формирования облика современного художественного стекла на территории Китая. Географически исследование ограничивается тремя основополагающими школами, которые дали наиболее яркий творческий импульс развитию авторского художественного стеклоделия в Китае. Это Пекинский университет Цинхуа, Шанхайский художественно-промышленный институт и факультет стекла Китайской академии искусств города Ханчжоу.
Практическая ценность. Работа может представлять интерес для специалистов в области изготовления и распространения изделий из стекла. Основные положения исследования и собранный иллюстративный материал, изложенный в диссертации, может быть полезным для коллекционеров и музейных работников. Сведения, собранные в диссертации могут быть использованы в педагогической деятельности, для подготовки специалистов в области изготовления и обработки изделий из стекла, а также изучения истории стеклоделия. Изыскания могут быть также востребованы культурологами и регионоведами.
Реализация и апробация. Диссертация выполнена в соответствии с планами кафедры художественной обработки стекла МГХПА им. С.Г.Строганова. По теме диссертации опубликовано 4 статьи, основные положения диссертации представлены на 4 научных на конференциях в МГХПА им. С. Г. Строганова.
Структура. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии, приложений и иллюстраций.
Общий объем составляет 158 страниц компьютерного текста, библиография содержит 137 наименований, 154 иллюстрации.