Введение к работе
Диссертация посвящена реконструкции и исследованию творческого пути искусствоведа Сергея Константиновича Маковского (1877-1962), анализу его деятельности в области художественной критики, истории и теории изобразительного искусства, изучению его лекционной, редакционно-издательской, организационно-выставочной и общественно-культурной работы, а также определению места С.К. Маковского в истории русского искусствоведения и русской культуры.
Актуальность исследования Всестороннее исследование отечественной культуры XX в., после революции 1917 г. разделившейся на два потока, один из которых, развиваясь на российской земле, породил советскую культуру, а другой оказался в условиях эмиграции, выявило множество вопросов, требующих изучения. Так, творчество эмигрировавших из России художников, искусствоведов и других деятелей культуры рубежа XIX-XX вв. не может считаться изученным, пока не исследованным остается не только дореволюционный российский период их деятельности, но и эмигрантский.
До недавнего времени не исследованным оставалось искусствоведческое наследие Сергея Константиновича Маковского -петербуржца, эмигранта «первой волны», искусствоведа, поэта, литературного критика. Между тем о вкладе его в историю художественной культуры свидетельствует и дореволюционный художественно-литературный журнал «Аполлон» - главное детище Маковского, и его книги о русских художниках, написанные и изданные в эмиграции. Сегодня нет, пожалуй, ни одного исследователя отечественной культуры первой половины XX вв., кто не обращался бы к трудам искусствоведа.
Причиной длительного «замалчивания» имени Маковского на родине стала советская идеология: личность и творчество эмигранта, не признавшего новой власти, оказались закрыты для советского искусствоведения. В настоящее время, когда доступными стали отечественные и зарубежные архивы, библиотеки и многие художественные собрания, у исследователей появилась возможность работать с этими источниками. Настало время и для всестороннего изучения творческой деятельности Маковского, осмысления его не утративших ценности искусствоведческих трудов, в которых поднимались вопросы традиции и новаторства, воспитания художественного вкуса, поиска критериев ценности художественных произведений и выявления места русского искусства в контексте искусства мирового. Все перечисленное в полной мере свидетельствует об актуальности диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Творческая деятельность и искусствоведческое наследие С.К. Маковского никогда ранее не являлись предметом специального научного рассмотрения. До 1917 г. в российских периодических изданиях появлялись лишь немногочисленные отклики современников - А.Н. Бенуа, Н.С. Гумилева, М.Ф. Ларионова, Е.А. Ляцкого, Я.А. Тугендхольда - на выход в свет трех книг Маковского «Страницы художественной критики» (СПб., 1906; 1909; 1913) и в связи с открытием организованных им выставок.
После революции 1917 г. труды Маковского, открыто выражавшего свое неприятие коммунистических доктрин в искусстве, на родине были преданы забвению. Лишь в 1970-е гг. советская наука проявила интерес к истории развития отечественной литературной и художественной критики начала XX в. и, в частности, к журналу «Аполлон» - крупнейшему изданию предреволюционной поры. Однако в статьях И. Куприянова о литературной мистификации в «Аполлоне» (1970), А.Г. Агеева - о литературном отделе этого журнала (1979), а также в опубликованной А.В. Лавровым и Р.Д. Тименчиком переписке С.К. Маковского с И.Ф. Анненским (1976) Маковский фигурировал исключительно как редактор журнала и только в связи с проблемой взаимоотношений авторов и создателей этого издания между собой. Такой подход в те годы был вполне оправдан. Даже в книге Р.С. Кауфмана «Русская и современная художественная критика с середины XIX века до 1941 года» (1978) Маковский был представлен лишь как успешный организатор журнала «Аполлон», но не искусствовед.
В середине 1980-х вследствие увеличивающегося интереса исследователей к русской культуре рубежа XIX-XX вв. появилась необходимость в более пристальном изучении различных явлений изобразительного искусства и творческой деятельности его представителей. В значительной мере это связано с постепенным изменением в общественном сознании идеологических стереотипов. О Маковском продолжали писать как о редакторе журнала «Аполлон» (И.В. Корецкая, 1984) и о талантливом организаторе выставок (Г.Ю. Стернин). В своем масштабном труде, посвященном художественной жизни России, одним из первых предпринял попытку дать объективную характеристику отечественной критики начала XX в. Г.Ю. Стернин (1988). Он обратил внимание на организационно-выставочную и редакторскую деятельность Маковского периода 1909-1913 гг., опубликовал новые документы, однако собственно искусствоведческое наследие Маковского осталось за пределами его исследования.
После 1917 г. имя Сергея Маковского чаще всего появлялось в публикациях его друзей и коллег - эмигрантов. Некоторые факты его биографии можно встретить в воспоминаниях А.В. Бахраха, Н.Н. Берберовой, И.В. Чиннова, З.А. Шаховской и др. О роли творчества Маковского в общем процессе развития русской культуры размышляли Ю.П. Анненков, В.А. Злобин, Г.А. Мейер, К.Д. Померанцев, Ю.К.
Терапиано. В связи с тем, что последние три десятилетия творческой жизни Сергея Константиновича были связаны в основном с поэзией, пишущие о нем авторы отдавали предпочтение поэтическому и литературно-критическому наследию. М.В. Добужинский, Дм. Кленовский, Ю.П. Анненков, Г.А. Мейер и З.А. Шаховская опубликовали рецензии на книги воспоминаний Маковского «Портреты современников» (Нью-Йорк, 1955) и «На Парнасе "Серебряного века"» (Мюнхен, 1962), не забыв при этом подчеркнуть роль Маковского в создании журнала «Аполлон».
В постсоветской литературе наиболее основательной публикацией о художественно-критической и организационно-выставочной деятельности Маковского дореволюционного периода стала статья Д.Я. Северюхина «Салон Маковского», опубликованная в историко-краеведческом сборнике «Невский архив» (СПб., 1995).
Биографические сведения и информация об основных публикациях Маковского в дореволюционных и эмигрантских периодических изданиях содержатся в справочной литературе, издаваемой в Москве с середины 1990-х гг. Это статьи филологов А.В. Лаврова («Русские писатели 1800-1917. Биографический словарь». М., 1994. Т. 3) и А.А. Ревякиной («Литературная энциклопедия Русского Зарубежья (1918-1940). Писатели Русского Зарубежья». М., 1999), искусствоведа А.В. Толстого («Русское Зарубежье. Золотая книга русской эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь». М., 2000). Ценность этих очерков заключается в том, что основанные на архивных материалах и сведениях из малоизвестных источников, они в значительной степени реконструируют творческую биографию Маковского. Однако сопровождающая очерки библиография содержит лишь наиболее известные его труды.
В 1999 - 2000 гг. московские издательства - «Республика», «Аграф», «XXI век - Согласие» и «Наш дом» - переиздали искусствоведческие труды и мемуары Маковского. Каждая из книг включала статьи современных исследователей. Так, о роли поэзии, литературной критики и редакторской деятельности Маковского в развитии отечественной культуры размышлял В.М. Толмачев в послесловии к книге Маковского «Силуэты русских художников» (1999). Предисловие и послесловие к книгам «На Парнасе "Серебряного века"» (2000) и «Портреты современников» (2000) написано филологом В. Нехотиным. Издание «Аграфа» (2000) включало обе вышеназванные книги Маковского, а также подборку его художественно-критических статей и стихотворений, откомментированных Е.Г. Домогацкой и Ю.Н. Симоненко. По справедливому замечанию публикаторов, труды Маковского, вошедшие «в золотой фонд отечественной мемуаристики», высоко ценятся специалистами и, безусловно, принадлежат «к числу основных источников по истории отечественной культуры начала XX века».
Объект исследования - русское искусствоведение.
Предмет исследования - творческая деятельность С.К. Маковского-искусствоведа и его искусствоведческое наследие.
Границы исследования - конец 1890 - начало 1960-х гг., т.е. период искусствоведческой деятельности С.К. Маковского.
Цель исследования - реконструировать и исследовать весь творческий путь С.К. Маковского-искусствоведа, изучить и проанализировать его искусствоведческое наследие, определить место Маковского в истории отечественной науки об искусстве.
Задачи исследования:
- освоить фактологическую, источниковую и историографическую базу
исследования;
- охарактеризовать русское искусствоведение дореволюционного
российского, эмигрантского, советского и постсоветского периодов его
развития;
реконструировать и исследовать творческую биографию С.К. Маковского, состоящую из дореволюционного российского и эмигрантского периодов, с привлечением опубликованных и неопубликованных документов и литературных источников;
рассмотреть все аспекты искусствоведческой деятельности С.К. Маковского, основываясь на определении понятия «искусствоведение» как науки, состоящей из трех основных частей: теории искусства, истории искусства и художественной критики;
выявить, систематизировать и проанализировать искусствоведческое наследие С.К. Маковского;
рассмотреть этапы формирования исследовательского метода С.К. Маковского, лежащего в основе его трудов по искусствоведению;
определить закономерность обращения С.К. Маковского к разработке проблематики современного ему искусства - русского, зарубежного и народного.
Методологическое основание исследования заключается в том, что искусствоведческое наследие С.К. Маковского дореволюционного российского и эмигрантского периодов его жизни является неотъемлемой частью русского искусствоведения.
В основу методики исследования положен принцип комплексного подхода - единства исторических и эмпирических методов, сравнительного изучения искусствоведческой, культурологической и исторической литературы и архивных источников.
Сравнительно-исторический метод позволил выявить общее и особенное в историческом развитии отечественного искусствоведения и русской культуры конца XIX - начала XXI в.
Благодаря применению историко-типологического метода удалось определить место искусствоведческого наследия С.К. Маковского в истории русского искусствоведения.
Конкретно-исторический метод дал возможность исследовать особенности искусствоведческих трудов С.К. Маковского, что необходимо для понимания его эстетических взглядов и концепций.
Персонологический метод позволил изучить и проанализировать жизнь и деятельность С.К. Маковского на протяжении всего творческого пути и определить его вклад в отечественную культуру и науку об искусстве.
Основная гипотеза исследования. С.К. Маковский - ключевая фигура русской культуры конца XIX - первой половины XX в. - занимает значительное место в истории русского искусствоведения, в процессе его становления и развития как науки.
Источники исследования: труды С.К. Маковского, посвященные различным аспектам мирового искусства, и, в первую очередь, изобразительного искусства России второй половины XIX - начала XX вв.; неизданные тексты лекций С.К. Маковского по истории мирового искусства; каталоги выставок, организованных С.К. Маковским; неопубликованные письма С.К. Маковского разным лицам и письма к нему; документы из «личных дел» С.К. Маковского; материалы российской и зарубежной периодической печати; биографические и справочные издания, опубликованные мемуары и письма деятелей искусств; труды по общим вопросам истории русской культуры, изобразительного искусства, художественной критики, эстетики, философии; монографии о творчестве художников.
В ходе работы над диссертацией изучены фонды Российского государственного архива литературы и искусства (Ф. 6; 2512), Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (Ф. 14; 513), отделов рукописей Российской Государственной библиотеки (Ф. 109; 386), Российской Национальной библиотеки (Ф. 51; 105; 124; 263; 643), Института русской литературы РАН (Ф. 19; 185; 230), Государственной Третьяковской галереи (Ф. 44), Государственного Русского музея (Ф. 97).
Научная новизна исследования:
- впервые представлена полная картина истории русского
искусствоведения XX в., включающая такие составляющие как
искусствоведение дореволюционное российское, эмигрантское, советское
и постсоветское;
- выявлен, изучен и введен в научный оборот значительный корпус
архивных документов и материалов периодической печати, позволивший
реконструировать творческую биографию С.К. Маковского и его
искусствоведческую деятельность;
- впервые рассмотрены и проанализированы все виды искусствоведческой
деятельности С.К. Маковского: художественная критика, теория и история
изобразительного искусства, редакционно-издательская, организационно-
выставочная и лекционная работа;
- впервые проанализированы все искусствоведческие труды С.К. Маков
ского;
- впервые определены этапы сложения исследовательского метода
С.К. Маковского-искусствоведа;
- впервые исследована общественно-культурная деятельность
дореволюционного российского и эмигрантского периодов жизни С.К. Ма
ковского;
- впервые вся искусствоведческая деятельность С.К. Маковского
рассмотрена в контексте истории русского искусствоведения.
Положения, выносимые на защиту:
Русское искусствоведение включает такие составляющие как искусствоведение дореволюционное российское, эмигрантское, советское и постсоветское.
Творческая деятельность С.К. Маковского состоит из двух периодов: дореволюционного российского (1898-1918) и эмигрантского (1918-1962). Творческое наследие искусствоведа, созданное на протяжении каждого из них принадлежит русской культуре.
Искусствоведческая деятельность С.К. Маковского охватывает художественную критику, историю и теорию изобразительного искусства, редакционно-издательскую, организационно-выставочную и лекционную работу. В каждой из перечисленных областей С.К. Маковскому принадлежит заметная роль.
Значение искусствоведческой деятельности С.К. Маковского определяется научной ценностью его трудов и высокой степенью популяризации изобразительного искусства.
Теоретическая значимость диссертации заключается в следующем:
диссертация дополняет и расширяет существующее представление о понятии «русское искусствоведение»;
определение термина «искусствоведение» как науки, состоящей из трех основных частей - теории искусства, истории искусства и художественной критики, а также других видов искусствоведческой деятельности позволяет исследовать в целом творчество искусствоведов и их искусствоведческое наследие;
- творческое наследие русских эмигрантов первой половины XX в.
является частью русской культуры;
исследование творческой деятельности и искусствоведческого наследия С.К. Маковского актуализирует проблемы, поднимаемые в его трудах;
выводы и обобщения, сформулированные в результате исследования, могут явиться основой для изучения творческой деятельности других русских искусствоведов-эмигрантов.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы:
- в образовательном процессе: при составлении курсов лекций по истории
и теории русского искусствоведения, изобразительного искусства, русской
и мировой художественной культуры, эстетике; при подготовке учебных
курсов и семинаров по художественной критике и по культуре русской эмиграции;
- при изучении искусствоведческого наследия русской эмиграции;
при переиздании искусствоведческих трудов и эпистолярия С.К. Маковского;
в процессе дальнейших исследований по истории и теории русского искусствоведения и углубления изучения творческого наследия С.К. Маковского;
Рекомендации по использованию результатов исследования. Материалы диссертации могут быть использованы
на учебных занятиях в высших и средних учебных заведениях гуманитарного профиля;
в разработке программ и при проведении семинарских занятий с преподавателями соответствующих дисциплин;
- в научной и практической работе искусствоведов и историков культуры;
- при создании справочных и общих трудов по истории русского
искусствоведения, русской культуры и изобразительного искусства.
Достоверность научных результатов и основных выводов исследования обеспечивается полнотой собранного материала, его тщательным и многоаспектным анализом, осуществленным в соответствии с выбранными методами исследования.
Апробация исследования. Результаты исследования изложены в статьях диссертанта 2001 - 2006 гг., в публикациях документов, впервые введенных в научный оборот (объем публикаций по теме диссертации составляет 5,0 п. л.) и в следующих докладах, прочитанных на международных научных конференциях: «Н.К. Рерих и С.К. Маковский в "Журнале для всех". 1900-е годы» («Н.К. Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры». Одесса, 2000), «Сергей Маковский -художественный критик. Пражский период творчества (1921-1925)» («Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1939 гг.». СПб., 2002), «С.К. Маковский. Материалы к лекциям по всеобщей истории искусства в Рисовальной школе ИОПХ» («Рериховское наследие. Восток -Запад на берегах Невы». СПб., 2003). Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры рисунка и кафедры художественного образования и музейной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, сопровождаемых постраничными примечаниями, заключения, перечня архивных источников (86 единиц хранения) и библиографии, включающей два списка: «Публикации С.К. Маковского по искусству» (119 наименований) и «Списка использованной литературы» (280 наименований). Диссертация имеет приложение - «Летопись жизни и творчества С.К. Маковского».
Объем авторского текста - 141 с. Общий объем диссертации - 191 с.