Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Росписи храма Панагия Ту Арака XII в. на Кипре Пишара Ангелики

Росписи храма Панагия Ту Арака XII в. на Кипре
<
Росписи храма Панагия Ту Арака XII в. на Кипре Росписи храма Панагия Ту Арака XII в. на Кипре Росписи храма Панагия Ту Арака XII в. на Кипре Росписи храма Панагия Ту Арака XII в. на Кипре Росписи храма Панагия Ту Арака XII в. на Кипре
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пишара Ангелики. Росписи храма Панагия Ту Арака XII в. на Кипре : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Пишара Ангелики; [Место защиты: Моск. гос. акад. Худож. ин-т им. В.И. Сурикова].- Москва, 2010.- 233 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/71

Введение к работе

Актуальность темы

Храм Панагия Ту Арака и фрески в нем представляют собой ценный материал для исследователей византийского искусства и реставраторов. Роспись церкви является сокровищем не только кипрского монументального искусства, но и всего обширного византийского искусства.

Церковь Панагия ту Арака стала предметом исследования только лишь в середине XX в. Исследование храма остановилась в 1974 г. и снова начинается после кипрской воины в 1980-е годы. Конечно, исследовательское внимание, которое привлекает к себе церковь, не соответствует значимости памятника в мировом искусстве, и храм и его росписи требуют, безусловно, более глубокого изучения.

После проведения полномасштабных реставрационных работ появилась возможность полноценного художественного анализа расчищенных и отреставрированных фресок, что и определяет актуальность избранной темы.

Степень изученности

Изучение Храма Панагия ту Арака началось не так давно по политическим и научным причинам. Церковь Панагия ту Арака, построенная в середине XII в., стала впервые предметом научных исследований в XX в., когда церковь была официально принята в программу реставрационного центра «Думбартон Оакс» (Oaks) под руководством профессора Кирилла Манго (Cyril Mango), и с 1968 г. по 1973 г. были проведены реставрационные работы, которые сняли поздние записи фресок Панагии ту Арака и явили на свет росписи XII в.

Еще до реставрации храма были опубликованы статьи, посвященные ему, однако, все они носили частный характер. Более всего исследователей интересовала датировка росписей и анализ отдельных фресок, в особенности, «Богоматерь Аракиотисса». Книги А. Стилиану «Настенные росписи в храме Панагия ту Арака, Лагудера» (1955 г.) и «Расписанные церкви Кипра» (1964 г.) дают представление об общей картине храма и его настенных росписях, направляя таким образом читателя в незнакомый для того времени ансамбль. Они являются хорошим каталогом для начинающих исследователей кипрских средневековых памятников, так как в нем перечисляются все церкви Кипра с датировками и их географическим положением. Книга А. Папагеоргиуса «Шедевры Византийской монументальной живописи Кипра» (1965 г.) имеет также ознакомительный характер с искусством Кипра, в том числе с памятником Панагия ту Арака.

После реставрации храма также были опубликованы статьи и изданы книги, в основном подводившие итоги проведенным реставрационным работам. Среди них следует выделить отчеты Д.Уинфелда, опубликованные в 1969-1973 гг. и раскрывшие технику послойного исполнения фресок. Путеводитель Д. Уинфелда «Панагия ту Арака, Лагудера» (1982 г.), имеет характер ознакомительный и научно популярный, а вышедшая в 2003 г. под тем же названием книга посвящена снова реставрационным проблемам.

Главной задачей С. Софоклеуса в его книге «Панагия Аракиотисса в Лагудера» (1996 г.) становится изучение истории монастыря. Он дает краткое описание архитектуры и росписи храма.

Фоновая архитектура и декоративные мотивы занимают существенное место в росписи Панагия Ту Арака, они стали предметом специального изучения в монографии А. Мегоу «Фоновая архитектура во фресках в Лагудера» (1972 г.)

Существует также множество статей и книг, в которых авторы в попытке анализировать стенопись других ансамблей или раскрыть черты комниновского монументального искусства приводят в пример храм Панагия ту Арака.

Все эти статьи и книги ввели памятник в научный оборот. Фрески Панагии ту Арака изучены очень хорошо с реставрационной точки зрения, выявлена технология их создания, однако, существенным их недостатком оказывается отсутствие глубокого искусствоведческого анализа, который подчеркивает их художественную ценность и значимость для развития кипрского средневекового искусства. Не до конца раскрытой и объясненной остается иконографическая программа росписи, не проанализировано значение каждой отдельной сцены; слабоосвещеннои и невыявленнои остается такая сложная проблема, как стилистическое многообразие настенных росписей храма, также не поднимались вопросы возможных стилистических влияний со стороны других византийских памятников XI-XII в. как на территории Кипра, так и за его пределами. Таким образом, перед своей работой я ставлю задачу как можно более глубже и досконально исследовать художественное своеобразие монументальных росписей храма.

Цели и задачи исследования

Целью настоящего исследования является изучение фресок в интерьере храма Панагия ту Арака и создание целостной картины фресковой декорации храма, которая будет соответствовать значимости такого важного для византийской культуры памятника. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи :

Анализ архитектурных особенностей храма, так как архитектура тесно связана с монументальной живописью, и особенности архитектуры оказывают мощное влияние на формирование программы росписи.

Уточнение периодизации росписей, что поможет в определении разных художественных тенденций, которые сосуществовали на каждом этапе росписи.

Осмысление росписи как единого целого, включающее интерпретацию иконографической программы и решение проблем, связанных с особенностями стиля, что позволит выявить как своеобразие кипрского искусства, так и его активные связи с искусством византийского круга.

Главной задачей становится анализ системы росписей храма, выяснение центральных сцен и образов. Рассмотрение системы росписи требует анализа и выяснения целей и задач художников, расписывающих церковь. Памятник, несмотря на его небольшие размеры, имеет крайне большую программу росписи, включая как традиционные сюжеты, так и редко встречающиеся сюжеты и образы.

Для комплексного исследования памятника необходимо рассмотреть стилистические особенности фресок, художественные влияния Византийского искусства, а также индивидуальные художественные приемы и уровень мастерства художников.

Следующей важной задачей является выяснение взаимоотношения росписи с «манеристической» группой памятников монументальной живописи Византии второй половины XII в., соотношение стиля фресок с широким кругом художественных явлений комниновскои эпохи, определение ее места в византийском искусстве второй половины XII в.

Методы исследования

Диссертация строится на комплексном исследовании содержания иконографической программы и стиля росписей, включающем также анализ соотношения живописи с архитектурными особенностями храма, характеристику композиционных принципов. Большое значение имеет также исторический подход к анализу изучаемого материала, что помогает осмыслить характер стенописи храма Панагия ту Арака в контексте истории и культуры средневекого Кипра, а также искусства стран византийского ареала.

При изучении системы храмовой декорации церкви Панагия ту Арака, в первую очередь, необходимо проанализировать историю и архитектуру памятника и его пространства. Основное внимание будет сосредоточено на исследовании иконографического и стилистического своеобразия росписей, иконологической интерпретации в свете актуальных для эпохи богословских идей. Фактологическая основа работы строится на анализе сообщений письменных источников, как, например, сохранившихся на стенах храма надписей, документов, позволяющих реконструировать основные этапы истории храма; реставрационных отчетов, зарисовок и схем, фиксирующих ныне не существующие части ансамбля. Для более тщательного анализа росписи привлекается фотоматериал.

Рассмотрение и понимание стенописи как части уникального архитектурно-художественного синтеза является важной особенностью методики настоящего исследования. Но подлинная значимость этого синтеза раскрывается лишь при условии осмысления принципов построения иконографической программы стенописи в соответствии с символикой и богослужебными функциями различных частей храмового пространства, что предполагает изучение ансамбля стенописи в тесной связи с совершаемым в храме литургическим действом.

Научная новизна работы

Данная работа представляет собой первое полное и систематизированное исследование художественного своеобразия росписей храма Панагия ту Арака. Привлечение письменных источников позволяет уточнить датировку храмовой росписи, количество мастеров, работавших над созданием декорации церкви.

Кроме того, впервые сделана попытка выявить конкретные образы, повлиявшие на стилистические особенности фресок. В итоге впервые дана полноценная художественная оценка монументальной живописи храма в Лагудере, что позволит уточнить его место и значение в кипрской и византийской живописи второй половины XII столетия.

Структура диссертации