Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Рельефы Дмитриевского собора во Владимире Гладкая Магдалина Сергеевна

Рельефы Дмитриевского собора во Владимире
<
Рельефы Дмитриевского собора во Владимире Рельефы Дмитриевского собора во Владимире Рельефы Дмитриевского собора во Владимире Рельефы Дмитриевского собора во Владимире Рельефы Дмитриевского собора во Владимире Рельефы Дмитриевского собора во Владимире Рельефы Дмитриевского собора во Владимире Рельефы Дмитриевского собора во Владимире Рельефы Дмитриевского собора во Владимире
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гладкая Магдалина Сергеевна. Рельефы Дмитриевского собора во Владимире : 17.00.04 Гладкая, Магдалина Сергеевна Рельефы Дмитриевского собора во Владимире (опыт комплексного исследования) : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 Москва, 2006 255 с. РГБ ОД, 61:07-17/66

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Функциональная специфика коммерческих банков в экономике .

1. Место и роль коммерческих банков в банковской системе . 11

2. Общие функции коммерческих банков . 30

Глава 2 Участие коммерческих банков в формировании переходной экономики . 55

1. Особенности становления коммерческих банков в переходной экономике . 55

2. Специфические функции коммерческих банков в переходной экономике. 85

3. Государство как регулятор становления деятельности коммерческих банков в переходной экономике. 111

Заключение 143

Список литературы 151

Введение к работе

Объектом диссертационной работы избран уникальный по составу и объему ансамбль древнерусского храмового декора -фасадная пластика храма св. Димитрия Солунского.

Дмитриевский собор построен был в конце XII в. князем Всеволодом III Большое Гнездо в столице Владимиро-Суздальского княжества городе Владимире в качестве дворцовой церкви и посвящен святому воину Димитрию Солунскому, небесному патрону заказчика храма и покровителю Владимиро-Суздальского княжества. По возведении храма в него были помещены реликвии Димитрия Солунского, принесенные из Солуни. Одноглавый, трехнефный, трехапсидный с пониженными галереями и угловыми башнями, заключающими лестницы, ведущие на хоры, собор являл собой классический образец крестово-купольной архитектуры. Храм был расписан фресковой росписью в интерьере и покрыт на фасадах белокаменной резьбой. К настоящему времени собор лишен галерей и башен, от настенной живописи до нас дошел лишь фрагмент композиции «Страшного суда». Фасадной декорации повезло больше: белокаменная резьба сохранилась достаточно полно.

Архитектурная рельефная пластика получила исключительное развитие в искусстве Владимиро-Суздальского княжества. Появившись в белокаменном зодчестве времени правления Андрея Боголюбского, предшественника Всеволода, она последовательно развивалась почти в течение века, с середины XII до первой трети XIII века. Возникновению такого исключительного явления способствовала историческая ситуация, сложившаяся во Владимиро-Суздальском княжестве: выход Владимиро-Суздальской земли на политическую арену, ее политическая независимость от Киева и Новгорода, имперские амбиции властителей независимого княжества, тесные связи владимиро-суздальских князей с Византией и Западной Европой.

В истории весьма краткого существования владимиро-суздальского белокаменного зодчества и органически связанной с ним традиции украшения фасадов белокаменной резьбой, декорация Дмитриевского собора представляет кульминацию этого недолгого, но необычайно яркого явления художественной культуры Древней Руси. Фасадная резьба собора содержит одну из самых крупных иконографических программ, известных не только в зодчестве средневековой Руси, но и в более широком кругу

памятников рельефной пластики храмов европейской романики и ранней готики.

Среди белокаменных владимиро-суздальских храмов Дмитриевский собор отличается наибольшим великолепием своего наружного убранства. И в Успенском соборе во Владимире, и в церкви Покрова на Нерли, система декора которых лежит в русле романской традиции, несравненно меньше белокаменного декора. Помимо того, рельефная декорация храма Димитрия, по сравнению с также обильной декорацией собора Св. Георгия г. Юрьев-Польского и, тем более, по сравнению с утраченной в большом количестве резьбой суздальского Рождественского собора, более сохранна.

Своей исключительно богатой фасадной декорацией владимирский собор Димитрия выделяется также и на широком фоне скульптурного декора памятников европейской романской архитектуры. Даже такие известные романские памятники, декорированные обильнее других, как собор Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье, XII в., собор Сан-Микеле в Павии, XII в., Сан-Амброджио в Милане, XII в., собор в Тронхейме, XII - XIII в.1, не могут сравниться с владимирским собором по обширности резьбы. На Дмитриевском соборе резьбой покрыты почти все фасадные плоскости четверика и апсид, порталы и барабан. Не декорированными остаются лишь нижние участки стен. В этом отношении система фасадного декора данного памятника вполне сопоставима с византийской традицией живописной декорации интерьеров храмов, где росписи покрывают все поверхности стен.

Историческая обстановка и сам изучаемый материал рельефной декорации дают возможность говорить о некоторых факторах, способствовавших появление подобного памятника. Несомненно, значительную роль в данном случае сыграла личность заказчика -великого суздальского князя Всеволода III Большое Гнездо, время правления которого явилось блистательной эпохой в политической истории и культуре Северо-Восточной Руси. Определяющее значение на формирование идейной программы декора оказало непосредственное знакомство Всеволода с византийской придворной культурой, и его родственные связи с византийским двором и с княжескими домами Юго-Западной Руси. Это способствовало, возможно, и привлечению мастеров из этих стран. Русский по отцу Всеволод был византийцем по матери и семь лет своего отрочества провел при византийском дворе 2. Связь с

1 История зарубежного искусства, 1984, с.90-97.

2 Отец Всеволода - суздальский князь Юрий Долгорукий, мать - гречанка из рода
Комнинов. См.: Карамзин, 1991, т. II-III, с.345, прим.405.

западными соседями Руси поддерживалась женитьбой Всеволода на чешской княжне и женитьбой его сыновей на дочерях киевского, черниговского, торопецкого и галицкого князей. Замужем за князем черниговским была одна из дочерей Всеволода.

Следует отметить, что содержание декора храма святого Димитрия настолько глубоко, что храм выходит за рамки придворного храма Всеволода. Возведение храма в самом центре столицы княжества, выполнение им важных функций патронального храма и храма-реликвария, где хранились величайшие христианские реликвии - «доска гробная» из базилики Св. Димитрия в Фессалониках и сорочки святого мученика Димитрия Солунского 3, - придавало дворцовой церкви значимость общегосударственной святыни. Местоположение храма, масштабы и многообразие декора говорят о том, что значение понималось не только в узком смысле прославления строителя храма, но и в широком и актуальном плане возвышения Северо-Восточной Руси и демонстрации ее претензий на лидирующую роль в Русской земле и на одно из важнейших центров православного мира.

Мысль об особом месте Владимирского княжества в христианском мире и его особом статусе «Новой Византии» и «Нового Иерусалима», этой «обетованной земли» 4 начинает формироваться при Андрее Боголюбском. Не отвергая политики своего предшественника Андрея, Всеволод, однако, направляет свои усилия на уподобление столицы своего княжества Новым Салоникам - второму по значимости, после Константинополя, города в православной ойкумене. Наряду с культом Богородицы, утвердившимся при Андрее, Всеволод высоко поднимает культ Димитрия Солунского, который связывался на Руси с представлениями об идеальном властителе-воине 5. Всеволод не только сам носит христианское имя Димитрий, но также дает его своему сыну, строит храм в честь Димитрия Солунского, приобретает реликвии святого и заказывает его икону .

Большое значение для блистательного взлета искусства белокаменного рельефа при Всеволоде имели и внутренние обстоятельства, говорящие о формировании собственной культурной традиции на территории Северо-Восточной Руси: развитие летописания и литературы 7, наличие своей архитектурной

3 Попов, 1997, с.42-59. "Воронин, 1961, с.113-127.

5 Самойлова, 1998, с.373.

6 Об истории бытования иконы Димитрия Солунского см.: Попов, 1972, с.208.

7 Лимонов, 1967; Торопов, 2001, с. 132.

школы и полувековая традиция украшения храмов белокаменным декором.

Благодаря счастливому стечению обстоятельств,

первоначальный резной декор Дмитриевского собора сохранился настолько, что он дает достаточно материала для осмысления его иконографической программы. Рельефы храма Св. Димитрия Солунского существенно обогащают наши знания об искусстве храмового декора данного периода.

Обращение диссертанта к исследованию пластического ансамбля Дмитриевского собора было продиктовано недостаточной изученностью этого замечательного памятника, хотя этой теме посвящено немало работ. Самое подробное монографическое исследование декора предпринято было в рамках исследования владимиро-суздальской скульптуры в целом 8. Но признать выводы, содержащиеся в этих трудах вполне убедительными нельзя, поскольку они не были основаны на изучении всего корпуса сохранившихся рельефов. Заполнить эту лакуну - задача данной диссертационной работы.

Не менее важное значение имеет для автора решение вопросов концептуального методологического характера. До сих пор на наши оценки пластики Дмитриевского собора в определенной степени оказывают влияние взгляды тех ученых, кто видел в этом произведении мирового искусства локальное явление русской художественной культуры со свойственными ей, как было принято считать, значительными, и иногда даже превосходящими собственно христианскую составляющую, элементами дохристианского языческого мировоззрения 9 . Как следствие, это повлекло за собой разнобой в толковании разными авторами иконографической программы декора.

Существует и еще одно, может быть наиболее важное, обоснование актуальности предпринятого исследования. Это продолжающееся разрушение рельефного убранства собора. Вследствие деструкции известняка по разным причинам экологии и содержания памятника, в течение XIX и XX в. произошли наиболее значительные утраты резьбы. Таким образом, сбор базовых данных по каждому рельефному изображению и каталогизация рельефов, составляющие основу данной работы, значимы и как историческая документация резного убранства собора.

8 Вагнер, 1969.

9 Такой взгляд на ансамбль храмовой резьбы в разной мере присутствовал у
Ф.И.Буслаева, А.Г.Ромма, Б.А.Рыбакова, М.В.Алпатова, В.Н.Лазарева, Н.Н.Воронина,
Г.К.Вагнера.

В данной работе предполагается сфокусировать внимание на рельефной декорации одного памятника - храма Св. Димитрия. Комплексное изучение этого пластического ансамбля, в которое входит принципиально новое - археологическое - изучение всего его состава, а на этой основе выход на понимание его замысла, составляет нашу задачу. За основу исследования резьбы предполагается взять детальное рассмотрение отдельного изображения как самоценного произведения, затем исследовать отдельные рельефные циклы, сюжеты и композиции, и наконец, рассмотреть рельефную декорацию как целостный комплекс.

Предполагается также проследить изменение архитектуры памятника. На протяжении своего 800-летнего существования облик храма менялся. Собственно храм и его рельефная декорация дошли до настоящего времени не в первоначальном своем виде в связи с перестройками здания, пожарами, ремонтами, разрушениями известняка естественного характера, многочисленными поновленнями и реставрациями не всегда научного плана. Это заставляет уделить в работе внимание истории сложения современного архитектурного облика здания и современного ансамбля белокаменной пластики, что составит предмет первой главы диссертации.

По причине неоднородности резьбы первоочередной задачей исследования становится выделение аутентичного декора из ныне разновременного рельефного ансамбля. Для выявления аутентичного декора необходимо проследить изменения первоначальной композиции и состава рельефного ансамбля. Этому вопросу будет посвящена вторая глава диссертационной работы.

Систематизация рельефного материала и всесторонний его анализ, позволяющий приобрести максимум информации о декоре памятника, делает возможным поставить вторую главнейшую проблему работы - изучение до сих пор не разработанной иконографии резных изображений и идентификацию мотивов и персонажей резьбы. Наряду с этим встают и вопросы, связанные с анализом тематического состава декорации.

Замыкает исследование глава, посвященная осмыслению содержания рельефного текста. Эта часть диссертации предполагает анализ никогда ранее не затрагиваемых исследователями вопросов композиционной структуры декорирования фасадов, а также системы его прочтения.

Для достижения поставленных в диссертации задач используется индуктивный подход к изучению рельефного комплекса, всесторонний анализ изобразительных средств и метод контекстной семантики.

Индуктивный подход, путь от частного к общему, в диссертационной работе берется в качестве основополагающего метода при всестороннем исследовании пластического ансамбля. Базой для этого и, в особенности, для выявления художественных особенностей резьбы и манер ее исполнения является сбор материальных данных.

Для решения задачи выделения аутентичного декора предполагается, в первую очередь, пользоваться стилистическим анализом, который позволит выявить разносторонние характеристики трактовки первоначальной резьбы. В этих же целях привлекается история строительства храма, отраженная в литературе и архивных документах.

Иконографический анализ резных изображений и идентификация отдельных мотивов и сюжетных сцен, помимо классического метода привлечения аналогий и параллелей из средневекового рельефа и храмовых росписей, будет опираться на метод контекстной семантики. В силу своеобразия подачи материала на данном памятнике, дробящего крупные композиции на отдельные блоки каждый со своим резным мотивом, и по причине некоторой условности в изобразительной трактовке резьбы, изображения предполагается рассматривать в контексте ближайшего и более отдаленного окружения: в пределах прясла, фасада и резной декорации в целом. Идентификация будет сопровождаться обязательным рассмотрением резных изображений в контексте христианской культуры.

Метод контекстной семантики станет основным при интерпретации иконографической программы декорации. Определение смысловых зон и доминант, их семантического и композиционного взаимодействия, выявление структуры построения декорации храма позволят приблизиться к решению указанной проблемы.

Насколько актуальна поставленная нами задача комплексного изучения рельефной декорации храма показывает обращение к литературе вопроса и к трудам предшествующих исследователей.

История изучения собора св. Димитрия обширна. Она отражает труд многих поколений ученых. Историография вопроса подробнейше изучена Г.К.Вагнером . Она настолько всестороння, что не имеет смысла вновь повторять все изложенные в ней положения, а поэтому мы останавливаемся на основных моментах и

Вагнер, 1969, с. 7-61.

темах проблемы. Помимо того, труды предшественников привлекаются и анализируются в основном тексте работы.

Благоприятными условиями для исследования и публикации резного ансамбля памятника служили и служат, в основном, ремонтно-реставрационные работы на памятнике (1837-1845, 1937-1952, 1969-1975, 1998-2003). Именно они дали толчок для первых исследований резьбы собора, которые начались в 40-х гг. XIX в. с трудов С.Г.Строганова и В.И.Доброхотова (1949). В дальнейшем весомый вклад в изучение резной пластики собора внесли своими монографическими трудами такие ученые, как Н.П.Кондаков (1899) , Н.Н.Воронин (1961), Г.К.Вагнер (1969).

Перед первыми же исследователями памятника сразу встали вопросы датировки храма, вопросы мотивов, стиля и истоков резьбы, влияния на нее разных культурных традиций, определения художественных школ и происхождения мастеров рельефа. Выдвигались и варианты осмысления рельефной программы памятника. Большое количество трудов посвящено анализу фактического материала, накопленного при реставрациях здания.

Среди ученых, исследовавших рельефный ансамбль храма, существуют представители самых разных концепций. Концепции, возникнув, сменялись иными, но не раз возникали вновь. Они опровергались, или же, поддержанные следующими поколениями ученых, уточнялись и расширялись.

Учеными выдвинуто множество точек зрения на происхождение резьбы и па влияние па нее различных культурных традиций, что определяет ее иконографию и стилистику. Теории восточного влияния на резьбу храма придерживались в разное время В.И.Бутовский п, А.С.Башкиров 12, И.А.Орбели 13, Л.А.Лелеков 14, Л.Рео, писавший о преобладающем для резьбы значении Кавказа ' . Ф.Халле, говорившая о влиянии на резьбу Дмитриевского собора Востока и Кавказа и опиравшаяся в качестве примера на храм Креста в Ахтамаре, указывала в тоже время на Балканы как на передатчик черт восточного искусства . Виолле ле Дюк (18) и А.Ю.Якубовский отмечали сасанидские корни в резьбе владимирского памятника 18 . Н.Н.Погребова проследила восточное

"Бутовский, 1879, с.38.

12 Башкиров, 1931, с.24-25,43-45.

,3Орбсли, 1963, с.354-361.

14 Лслсков, 1978.

,5Reau, 1921, р.221-226.

16 Halle, 1929, S.41-42.

17 Виолле лс Дюк, 1879.

18 Якубовский, 1937, с.44.

происхождение «грифонологии» 19, С.П.Толстов - среднеазиатское происхождение мотива льва . Было указано даже на влияние на резьбу Дмитриевского собора искусства Египта и Индии: В.И.Доброхотов назвал рельефы собора «иероглифами индийского и египетского происхождения»21.

Концепцию связи рельефной декорации собора с византийской художественной традицией развивали в своих трудах И.Д.Мансветов 22, Г.Д.Филимонов 23, В.А. Прохоров 24, В.В.Стасов 25, А.И.Некрасов 26 . П.Покрышкин 27 и Ф.И.Буслаев 28 отметили участие в этом процессе мастеров южнославянских земель (Ф.И.Буслаев - лишь в отношении орнаментов).

Теорию национальных корней и национального стиля применительно к резьбе владимирского памятника разрабатывали Н.А.Чаев 29, Т.Райнов 30, И.М.Бибикова 31, Л.В.Даль, отмечавший в ней, наряду с этим, черты северного звериного стиля 32 . А.М.Павлинов усматривал в мотивах резьбы славяно-языческие корни «звериного стиля», иллюстрируя свою точку зрения конкретными примерами из славянского искусства 33. Сторонником языческой мифологической школы был и Ф.И.Буслаев в своих ранних работах (1850-е гг.) 34. О народности скульптуры собора писал В.Н.Лазарев 35. Б.А.Рыбаков наиболее полно проследил широкие связи мотивов со славянским и древнерусским народным творчеством 3 . Другие ученые писали о том, что национальный стиль Дмитриевской резьбы развивался на византийской и

2-у

романской основе (Н.В.Султанов ) или что на его развитие имели,

19 Погребова, 1941, с.146-148. 20Толстов, 1947, с.52.

21 Доброхотов, 1849, с. 140. 22Мансвстов, 1871,с.294-296.

23 Филимонов (Труды I Археологическрго съезда, 1871, с. CVI, XCVI).

24 Прохоров (Труды I Археологического съезда, 1871, с. CVI, XCVI).

25 Стасов, 1894, с. 106.

26 Некрасов, 1924, с. 19-20.
27Покрышкин, 1906, с.24.

28 Буслаев, 1917, с.33-34, 72.

29 Чаев, 1875, с.150-151.

30 Райнов, 1940, с.77.

31 Бибикова, 1962, с. 192.

32 Даль, 1871,с.279; 1872, с.9-11; 1875, с.132.
"Павлинов, 1894, с.75-76.

34 Буслаев, 1910, с.21-22.

35 Лазарев, 1953, с.396-441.

36 Рыбаков, 1951, с.456 и след.; 1953, с.70-79.
"Султанов, 1880, с. 12.

хотя и незначительное, влияние «Восток, Западная Европа и Кавказ» (М.В.Алпатов ).

Из всех теорий происхождения пластики Дмитриевского собора наиболее развита была концепция романского влияния; его разделяли на «западное» и «ломбардское». Это прослеживается в работах С.Г.Строганова 39, А.С.Уварова 40, А.М.Быковского 41, Н.А.Артлебена 42, Ф.И.Буслаева 43 . Д.Н.Бережков видел в резьбе собора отражение мотивов европейских средневековых Физиологов . С другой стороны, Д.Н.Бережков считал, что романские влияния осуществлялись при посредничестве западнорусских княжеств -«Западная Европа руками галичских мастеров» 45 . А.И.Некрасов рассматривал изобразительную трактовку резьбы собора как «русский вариант романского стиля» 46. Глубоко развитую и исторически обоснованную теорию западногерманского влияния на владимиро-суздальскую храмовую скульптуру времени Андрея Боголюбского Н.Н.Воронин переносил и на декорацию Дмитриевского собора47. Ф.Халле говорила о том, что о романском происхождении можно говорить лишь в отношении фигурных

консолей . В.П.Даркевич назвал конкретные западноевропейские области, откуда шло романское влияние и проникали на Русь предметы романского искусства 49. А.М.Лидов указал на труды западных богословов, которые могли послужить теоретической подосновой романского влияния 50. Точка зрения, согласно которой Дмитриевский храм имеет отношение к ломбардской архитектурной школе, выдвинутая первым исследователем памятника С.Г.Строгановым 51, в настоящий момент особенно актуальна. Она разрабатывается в трудах О.М.Иоаннисяна 52 . Иные соображения относительно архитектуры и фасадной пластики собора высказывает А.И.Комеч; ученый придерживается концепции влияния на них романского искусства Германии 53.

38Alpatov, 1932, S.261,268. "Строганов, 1849, с.2-3.

40 Уваров, 1871, с.254-256.

41 Быковский (Труды I Археологического съезда, 1871, c.CIH-CIV).
42Артлебен, 1871, c.CIII-CIV.

43 Буслаев, 1910, с.72-73.

44 Бережков, 1903, с.122-137.

45 Там же.

46 Некрасов, 1936, с.99.

47 Воронин, 1941, с.257 и след.

48 Halle, 1929, S.44-50.
49Даркевич,1964,с.46-53.
50Лидов,с.1995,с.44.

51 Строганов, 1849, с.2.

52 Иоаннисян, 2005.

53 Комеч, 2002.

Однако большинство ученых рассматривали рельефы как продукт различных культурных традиций. Н.П.Кондаков, называя резьбу «немецкой передачей устаревшего римского оригинала» 54, говорил, тем не менее, об общих греко-восточных ее истоках, о сочетании в древнерусской пластике общеевропейских черт Византии и Балканам он отводил роль передаточного звена . Ф.И.Буслаев стоял на точке зрения западного происхождения

СП со

резьбы , но видел в ней и результат двоеверия и язычества , за

орнаментом же признавал южнославянское происхождение В.В.Косаткин отмечал в рельефной пластике Дмитриевского собора романское влияние с восточной основой б0 . Д.В.Айналов видел в рельефах сплав элементов романского, византийского и русского искусства . А.В.Банк указывала на связь владимиро-суздальского рельефа с общеевропейским искусством ; А.И.Некрасов - на греческие, восточные (Кавказ) и византийские истоки резьбы, считая Галич промежуточным пунктом 63. Ф.Халле доказывала, что на владимирскую резьбу оказало влияние искусство Ирана и Кавказа, проникавшее через Афины, Салоники, Охриду, Галич, Чернигов м. А.Н.Грабар видел в резьбе владимирского памятника влияние Востока, опосредованное Византией и Киевской Русью, преемственность Владимиро-Суздальской Русью XII в. искусства Киевской Руси XI в., сближение с византийской традицией дворцового декорирования. К тому же, ученый отмечал в резьбе Дмитриевского собора соединение «ученого» книжного христианского искусства со «стихией народного творчества» 65 . В.П.Даркевич, наряду с влиянием на резьбу собора традиций романской Европы, что уже отмечалось, не умалял значения и Византии 66. Н.Н.Воронин назвал рельефы Дмитриевского собора миром средневековой книжности . Г.К.Вагнер определил резьбу как произведение русского искусства, вполне самостоятельного по стилю, светского, но с поэтико-фольклорными народными

54 Толстой, Кондаков, 1899, с.9.

55 Кондаков, 1909, с. 123 и след.

56 Кондаков, 1929, с.82-132.
"Буслаев, 1910, с.72-73.

58 Там же, с.21-22.

59 Буслаев, 1917, с.33-34,72.
"Косаткин, 1914, с.8-10.

61 Ainalov, 1932, S.78-80. "Банк, 1940, с. 181-193. "Некрасов, 1924, с. 19-20.

64 Halle, 1929, S.43-44.

65 Грабар, 1962, с.235-236, 255,257,261.
Даркевич, 1962, с.90-104; 1964, с.46-53; 1976, с.204-208.
67 Воронин, 1961, с.433.

традициями . Однако ученый указывал и на невозможность

~ 69

отрицания византийской традиции .

Много внимания исследователей со времени первых публикаций было уделено и вопросу о мастерах дмитриевского рельефа. Одни из них склонялись к деятельности совершенно самостоятельной школы русских резчиков, другие видели участие в артели резчиков и мастеров из других стран. В.Н.Лазарев считал, что резьба целиком выполнена русскими мастерами . В.В.Косаткин исключал из этого

«списка» аркатурно-колончатый фриз . Н.Н.Воронин уверенно указывал в основном на владимиро-суздальских мастеров и на часть мастеров «пришлых», работавших ранее у Андрея Боголюбского Присутствие русских мастеров в исполнении резьбы не отрицали Н.А.Артлебен 73, Л.Д.Даль 74, Н.А.Чаев 75, В.И.Бутовский 76,

А.А.Бобринский . Н.П.Кондаков отмечал, что резьба собора - это «работа русских мастеров, возможно, выходцев из Галицкой Руси» 78 . Д.В.Айналов отводил русским мастерам второстепенную роль учеников при романских мастерах 79. На резную работу как на итог местных мастеров смотрели А.И.Некрасов , М.В.Алпатов, говоривший о «собственных силах народа» 81, Г.К.Вагнер, видевший в исполнителях местных мастеров, но с участием балканских резчиков, вырезавших консоли . А.Н.Грабар также не исключал присутствия местного оригинального творчества, которое выразилось в смешении народных традиций с «традицией ученого искусства» 83. Н.В.Султанов и В.П.Даркевич 8 относили резьбу к местной творческой переработке романских и византийских образцов.

68 Вагнер, 1969, с.388.

69 Там же, с.З 84.

70 Лазарев, 1953. С.430 и след.
"Косаткин, 1914, с.8.

72 Воронин, 1941; 1961, с.484-494. "Артлсбсн, 1871,с.288-289.

74 Даль, 1872, с.9-11.

75 Чаев, 1875, с.150-151.

76 Бутовский, 1879, с.38.

77 Бобринский, 1916, сб.

78 Толстой, Кондаков, 1899, с.24.
79Ainalov, 1932, S.78.

80 Некрасов, 1936, с. 137.

81 Alpatov, 1932, S,261-268.

82 Вагнер, 1969, с-392.

83 Грабар, 1962, с.259, 261-262.

84 Султанов, 1880, с. 12.
85Даркевич, 1962, 1963, 1976.

Ряд ученых считал исполнителями резьбы романских мастеров. В первую очередь это С.Г.Строганов, хотя традиция романской архитектурной школы, по мнению ученого, не исключала возможности присутствия и местных мастеров . Это и А.С.Уваров , и А.А.Бобринский, сказавший о рельефах собора как о «работе западных мастеров по своим шаблонам», а участие русских мастеров видевший «на неответственных работах» 88 . Д.В.Айналов также был одним из тех, кто отстаивал распространенное мнение о том, что резьбу собора резали романские мастера, хотя и при помощи русских учеников 89. Уточняя происхождение романских мастеров, П.Покрышкин указывал на участии в работе над рельефами немцев и мастеров из приальпийских областей 90. Близка к точке зрения П.Покрышкина была и Ф.Халле, усматривающая присутствие странствующих ломбардских и немецких мастеров, без сомнения, в строительных артелях Андрея Боголюбского, и возможно в артелях Всеволода . Существует отдельное мнение

А.Ю.Якубовского об исполнении резьбы кавказскими мастерами . Весьма плодотворным для нашего исследования представляются мнения ученых об участии в работе над рельефами византийских мастеров. Допускала это Ф.Халле 93 . Н.П.Кондаков 94 и Г.К.Вагнер 95 предполагали участие в исполнении рельефов мастеров собственно из Солуни. Также важно мнение П.Покрышкина, впервые увидевшего присутствие среди исполнителей сербов и мнение Д.Н.Бережкова, считавшего (вслед за Н.П.Кондаковым) исполнителями резьбы галицких мастеров, принесших с собой

«бродячие мотивы» Западной Европы .

Также неоднозначно было и осмысление учеными программы декора. Точку зрения на замысел декорации как на иллюстрирование псалмов и славословие Творца разделяли В.Доброхотов, который первым высказал мысль об отражении скульптурой собора псалма Давида «Все дышущее да хвалит

86 Строганов, 1849, с.З; с. 10; с.5.

87 Уваров, 1871, с.254-256.

88 Бобринский, с.5-6.
89Ainalov, 1932.
90Покрышкин, 1906, с.24.

91 Halle, 1929, S.44-57.

92 Якубовский, 1937, с.42-44.

93 Halle, 1929, S.44-57.

94 Кондаков, 1909, с. 128.

95 Вагнер, 1969, с.394.

96 Покрышкин, 1906, с.24.

97 Бережков, 1903, с.122-130.

Господа!» (Пс.150:6) 98 и Н.П.Кондаков, выдвинувший версию о том, что в декорации заложена тема премудрости Бога, выраженная через образ Соломона ", а также Д.В.Айналов юо, А.Н.Грабар ш,

10?

М.В.Алпатов . Символом мироздания и вместе с тем

иллюстрацией псалмов Давида, «хвалой Творцу» называл рельефную картину В.Н.Лазарев шз и философией мироздания, отражением мудрого устройства жизни - Г.К.Вагнер 104.

Иную тематику в содержании рельефов усматривали С.Г.Строганов 105 и Ф.Ф.Рихтер Шб . Они считали, что декорация отведена изображениям событий из жития Димитрия Солунского. Весьма оригинальное суждение о программе декора высказала Ф.Халле, усмотрев в замысле отражение позиций «русского», с ее точки зрения, христианства. В единстве Бога и всего сущего, что, как считала исследовательница, представлено в декорации, она

увидела идею соборности Руси

Некоторые ученые объясняли содержание рельефов с точки зрения фольклорно-языческих традиций. На такой позиции стоял в ранних работах 1850-х гг. Ф.И.Буслаев 108 . Этого же придерживались Т.Райнов 109, И.М.Бибикова по. В труде Н.П.Кондакова 1899 г. присутствовала мысль о том, что фасадная декорация храма, наряду с ветхозаветной тематикой, вмещает в себя и «народные представления», сложившиеся под влиянием сказаний «Голубиной книги» ш . М.В.Алпатов также видел в декорации «представление народа о порядке мироустройства», но часть рельефов, по мнению ученого, отведена была теме княжеской власти ш.

Н.Н.Воронин из, В.П.Даркевич 114, Г.К.Вагнер 115 связывали замысел рельефной декорации собора с государственно-

98 Доброхотов, 1849, с. 140.

59 Толстой, Кондаков, 1899, с.31.

100 Ainalov, 1932, S.78.

,0' Грабар, 1962, с.258,259.

102 Алпатов, 1955, с.86-90.

103 Лазарев, 1953,с.412,416.

104 Вагнер, 1969, с.362.

105 Строганов, 1849, с.9.

106 Рихтер, 1851,тетр.1,с.2.

107 Halle, 1929, S.58.

108 Буслаев, 1910, с.21-22.

109 Райнов, 1940, с.77.

110 Бибикова, 1962, с.192.

111 Толстой, Кондаков, 1899, с.34, 36.

112 Алпатов, 1955, с.86-90.

1,3 Воронин, 1941, с.576; 1950, 1961.

Дарксвич, 1964.

115 Вагнер, 1960, 1962, 1964, 1969.

политическими целями владимирского княжества. Это поколение ученых считало, что многие сюжеты резьбы отражают владимиро-суздальскую действительность. Они указывали на светский характер резьбы (мнение, которое разделял и А.Н.Грабар l ) и изучили феодально-геральдические значения многих мотивов. Помимо того, еще в то время Г.К.Вагнер отметил в замысле тему общехристианской миссии владимирских князей и тему торжества

христианства . Также А.И.Зотов, выдвинув идею единства русского государства как основную в программе декора, указал и на присутствие в нем темы победы христианства 118. Такое осмысление замысла скульптурной декорации Дмитриевского храма следует считать несомненной заслугой данных ученых.

За последнее время было выдвинуто еще несколько мнений в отношении смысла соборной резьбы. Г.Я.Мокеев объяснил символику всех частей храма в плане темы «Небесный Иерусалим»

119 . А.М.Лидов назвал декорацию храма иконой Небесного

Иерусалима, связав программу с текстом видения Иезекииля Л.И.Лифшиц высказал плодотворную мысль о наличии темы спасения Нового Израиля т, В.И.Жарнова - о репрезентативной роли рельефного убранства, созданного к двадцатилетию княжения Всеволода III ш

Достаточно широкая изученность рельефного ансамбля памятника базируется на целом ряде фактического материала, накопленного за период с 1830-х гг. В первую очередь к этому надо отнести натурные прорисовки отдельных рельефов и рельефных композиций, выполненные в процессе и после реставрации собора 1830-1840-х годов учителем рисования Владимирской гимназии Ф.Д.Дмитриевым, использованные и опубликованные в трудах С.Г.Строганова (1849) и Н.П.Кондакова (1899). К сожалению, это была выборочная прорисовка, к тому же не обладающая исчерпывающей степенью документальности. Совсем отвлеченным оказалось нанесение условного орнамента на архитектурные рисунки-чертежи Е.Я.Петрова, а также Ф.Ф.Рихтера, выполненные ими в процессе ремонтно-реставрационных работ 1830-1840-х гг. в дополнение к проектной документации (этот материал подробно рассмотрен в главе I). Не обладает полнотой и исчерпывающей

1,6 Грабар, 1962.

117 Вагнер, 1969, с.362.

1,8 Зотов, 1961.С.59-60.

119Мокеев, 1996, с.58-61; 1996а, с.74-81; 1998, с.39-43.

120 Лидов, 1997.
12,Лифшиц, 1997, с. 170.
122 Жарнова, 2002.

степенью документальности и проведенная Ф.Ф.Рихтером в середине XIX в. фрагментарная прорисовка рельефов собора Тем не менее, ко всем приведенным материалам до сих пор обращаются исследователи фасадной пластики Дмитриевского собора и ее реставраторы.

Вехой в изучении рельефов явилась фотофиксация соборной резьбы, опубликованная А.А.Бобринским в 1916 г. Самоценная как исторический документ, эта работа стала для ученых базой при решении многих вопросов фасадной декорации храма, например, вопроса неоднородности резьбы или иконографии тех мотивов, которые оказались частично разрушенными. Фотофиксация А.А.Бобринского породила два замечательных труда по выделению поздних рельефов с вариантами их датировки и анализом техники их исполнения (Л.А.Мацулевич, 1922, Н.В.Малицкий, 1923) ш.

Непревзойденным по охвату остается капитальное исследование храмового пластического ансамбля Г.К.Вагнера (1969), имеющее значительные научные последствия, содержащее подробное изучение и достаточно подробное репродуцирование резьбы. Однако следует заметить, что сбор натурного материала и фотофиксация рельефов оказались возможными опять же благодаря проведению работ на памятнике, в данном случае по инженерному укреплению конструкций храма, предпринятых А.В.Столетовым в 1937-1952 гг.125.

Труд Г.К.Вагнера повлек за собой множество детальных исследований рельефной декорации храма. В результате этого В.А.Плугиным названы были изображения конных князей Бориса и Глеба (уточнение их иконографии произведено диссертантом ).

В.П.Даркевич и Л.А.Лелеков смогли исследовать мотив парных львов, скомпонованных вперекрест. Наличие детального фотоматериала по отдельным сюжетным композициям дало возможность Ф.Кемпферу по-новому интерпретировать заглавный сюжет декора - композицию с властителем на троне - как изображение Иосифа с братьями (об этом подробно в главе III);

123 Рихтер, 1851.

124 Л.А.Мацулсвичем, к тому же, проведен блистательный анализ поздней композиции
Богоявления (юго-западный тимпан) (Мацулевич, 1922, с.253-284), а труд
Н.В.Малицкого не содержит погрешностей в основном своем вопросе (Малицкий,
1923).

125 Столетов, 1958.

126 Плугин, 1972, с. 136. Ранее В.Д.Прохоров выделил ростовых Бориса и Глеба в
аркатуре северо-западного прясла (Прохоров, 1875, с.25-26).

127 Гладкая, 2000, с. 11-27.

128 Даркевич, 1976, с.204-208.
129Лелсков, 1978, с.45.
i30Kampfer, 1978, S. 130-133.

Н.Тетерятниковой - уточнить иконографию «Никиты-бесогона» , А.В.Чернецову - изучить мотив кентавра ш . Много внимания исследователей было уделено сценам борьбы юного героя, которые В.П.Даркевич определил как подвиги Геракла - Давида - Христа 133, С.М.Новаковская-Бухман - как подвиги Давида . Трактовка этого сюжета диссертантом лежит в русле концепции отождествления средневековьем с этим идеальным библейским царем современного правителя

В последнее время усилия исследователей направлены были на анализ основных сюжетных композиций, размещенных в тимпанах прясел. К этой проблеме обращалась диссертант, С.М.Новаковская-Бухман, А.М.Лидов, Г.Я.Мокеев, Т.П.Тимофеева (об этом подробно в описании сцены, изображающей мужа с отроком на коленях в главе III). Так, центральную тимпанную сцену западного фасада, связанную со сценами борьбы юного героя, диссертант трактует как возведение Давида на царство 136, а С.М.Новаковская-Бухман как коронование Давида 137.

Исследуется в последнее время и техника исполнения пластики собора. Вслед за изучением стилистики разновременных групп рельефов диссертантом касается этого вопроса В.Г.Пуцко в связи с освещением вопросов русской романики 139.

В 1970-х гг. произошла очередная реставрация храма, в процессе которой, осуществляя научно-техническое руководство реставрационным процессом, диссертант смогла собрать всесторонние материальные данные по каждому рельефному изображению. Была выполнена прорисовка фасадной резьбы, на которую графически нанесена хронологическая схема аутентичных (конец XII в.), поздних (1807 - 1808, 1838-1839 гг.) рельефов и выделенной ею плоской группы рельефов предположительно XIII в., перешедшей в основные композиции с разобранных башен Сделанная ею несколько позже полная фотофиксация всех 1504 рельефных изображений собора, чего нет ни в труде А.А.Бобринского (его труд фиксирует общие виды прясел), ни в

131 Тетерятникова, 1982, с.3-33.

132 Чернецов, 1975, с.100-119; 1981, с.49-52.

'"Даркевич, 1962, с.90-104.

134 Новаковская-Бухман, 2002, с.22-27.

135 Гладкая, 20016, с.112-119; 2002, с. 19-20.

136 Гладкая, 2001, с.306-311.

137 Новаковская-Бухман, 2002, с. 172-186.

138 Гладкая, Скворцов, 1988, с.307-329.
139Пуцко, 1988, с.143-151; 2003, с.234-238.
140 Гладкая, 1984.

труде Г.К.Вагнера (его труд содержит фото отдельных рельефов, но далеко не всех), несет в себе ценность исторического документа, запечатлевшего изображения, находящиеся в состоянии постоянного разрушения. Таким образом, была подготовлена фактическая база для первой в истории 800-летнего существования памятника каталогизации всех его рельефных изображений (публикация частично осуществлена 141). Спор ученых о центральном образе резьбы - Давид это или Соломон - разрешился также в процессе данной реставрации: расчищенная из-под набелов надпись «Давид» сопровождает его изображение на западном фасаде 142.

После указанной реставрации к вопросу о поздних рельефах фасадной композиции 143, к вопросу о галереях белокаменных соборов 144, к рассмотрению системы владимирской фасадной скульптуры 145 и к образу Давида 146 обратилась С.М.Новаковская-Бухман.

В 2003-2004 гг. на памятнике был впервые проведен, хотя и неполный, но достаточный для решения ряда научных вопросов, объем археологических работ 147 . Археологические изыскания определили единовременность возведения галерей и собора (с перестройкой южной галереи), подтвердили расположение дворцовых построек с юга от собора, подтвердили древний прием возведения смежных белокаменных объемов без перевязки кладочных рядов. Опубликованные в 2006 г. П.Л.Зыковым по материалам археологических исследований новые данные о комплексе построек собора содержат выводы относительно времени возникновении башен 148. Работы археологов увенчались находками рельефных фрагментов из плохо сохранившихся к реставрации 1830-1840-х гг. участков аркатуры и из разобранных порталов галерей, заложенных в соборную ограду 1840-х годов.

Несмотря на столь обширное количество исследований, изученность рельефной декорации храма остается далеко неполной.

1,1 Гладкая, 2000; 2003; 2004.

142 Гладкая, Скворцов, 1976.

143 Новаковская-Бухман,1978; 1979.
144Новаковская-Бухман, 1981.

145 Новаковская-Бухман, 1984.

146 Новаковская-Бухман, 2002.

147 О.М.Иоаннисян, П.Л.Зыков (Сектор архитектурной археологии Государственного
Эрмитажа, г. Санкт-Петербург), В.П.Глазов (археолог Гос. Центра по охране
памятников, г. Владимир) и др.

148 Зыков, 2006.

Прослеживается, что изучение пластического ансамбля храма носило, в основном, фрагментарный характер. Как становится ясным из даже краткого обзора исследовательских работ, проблема не решена в значительной мере по причине отсутствия детального изучения рельефного ансамбля. Именно это мешало осмыслить декорацию как целостный пластический текст. Остается достаточное количество нерешенных вопросов. Нет однозначного понимания первоначального облика храма и соответственно его фасадного декора. Далеко не для всех рельефов определено место их первоначального местоположения. Не решены вопросы иконографии, идентификации и техники исполнения всех рельефов. Не вполне убедительными остаются предлагавшиеся попытки прочтения иконографической программы фасадной декорации храма. Окончательному решению многих вопросов поможет крайне необходимое продолжающееся каталожное исследование.

Место и роль коммерческих банков в банковской системе

Для понимания функциональной специфики коммерческих банков в экономике необходимо ответить на вопросы: что такое банковская система, какова в ней роль банков, какое место принадлежит коммерческим банкам? Как всякой системе, банковской системе присуще ряд признаков и закономерностей.

Банковская система не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов.

Когда рассматривается банковская система, то, прежде всего, имеют в виду, что составляющими ее элементами являются банки, которые и определяют ее структуру. Однако следует помнить, что банковская система это не простое сложение ее элементов. Совокупность всех элементов банковской системы образует взаимосвязь и взаимодействие и именно благодаря этому сущность банковской системы состоит не только из сущности частных элементов, но и обращена к их взаимодействию.

Банковская система может быть представлена как единое целое, как многообразие частей. Это означает, что если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной - появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги. При этом в банковскую систему могут влиться новые части, восполняющие специфику целого.

Банковская система может рассматриваться с одной стороны как органическое структурное звено всей экономики, с другой стороны как относительно самостоятельная система, обладающая собственной логикой саморазвития. Поскольку банковская система входит в единую экономическую систему, то она отражает происходящие в ней изменения и потрясения. И если экономика страны переживает переходный характер, продолжает в течение нескольких лет пребывать в состоянии кризиса, то это не может не отразиться на функционировании банковской системы. Сама банковская система еще только создается и формируется. Она находится в таком состоянии, когда любые изменения извне заставляют ее меняться, вызывая тем самым колебания внутри нее. Падение производства, кризис целых отраслей народного хозяйства, снижение жизненного уровня населения, неплатежи, огромный бюджетный дефицит формируют ту экономическую среду в которой работают сегодня предприятия и кредитные организации и которая определяет направления и тенденции развития всей банковской системы.

Банковская система представляет собой совокупность различных сфер кредитных отношений. С помощью кредита, как связующего звена между распределением и производительным потреблением, может обеспечиваться первоочередное развитие прогрессивных структур экономики, ограничиваться деятельность монополий, смягчаться потери от просчетов при определении рыночной конъюнктуры, регулироваться уровни производства и безработицы. Перечисленные кредитные отношения, таким образом, поддерживают социально-экономическую стабильность и сбалансированное развитие на микроуровне, оказывают существенное воздействие на формирование макроэкономических пропорций, на темпы экономического роста и эффективность общественного хозяйствования в целом. Кроме того, банковская система является важнейшим средством общественного контроля над производством и распределением создаваемого продукта. Посредством ее общество формирует сведения не только о движении денежных средств на макроэкономическом уровне. Оно получает доступ к информационной базе об образовании составных элементов стоимости, о ходе и состоянии непосредственно процесса производства, а, следовательно, обеспечивается данными, без которых просто невозможно осуществление воздействия на хозяйственную систему. Каждому уровню развития экономики соответствует своя банковская система, а, следовательно, и свои кредитные отношения. По мере развития производственных отношений, меняется характер банковской системы: она становится более организованной, системной, логичной.

Внешне банковские системы различных стран кажутся непохожими. Действительно, они сложились в разные исторические периоды под воздействием национальных особенностей, функционируют в экономическом пространстве неодинакового уровня развития.

Рассмотрение множества зарубежных финансово-кредитных систем, их сравнительный анализ позволяют выявить закономерности их развития, установить направленность воздействующих на них внешних факторов, отличать реально позитивные тенденции от лишь кажущихся таковыми, разрушить некоторые сложившиеся стереотипы.

В ходе эволюции рыночных отношений происходит переосмысление роли банковской системы и всех элементов входящих в нее. Проводимые реформы, ликвидация государственной монополии на банковскую деятельность, формирование множественности форм собственности способствовали быстрому становлению российской банковской системы, созданной по образу банковской системы развитых стран. При этом процесс ее формирования продолжается, - происходит концентрация банковского капитала, специализация кредитных организаций, ликвидация неконкурентоспособных банков. Реструктуризация банковской системы обусловлена сложившимися условиями и требованиями к ней со стороны других систем общества. Каждое звено банковской системы имеет определенное значение и выполняет свою роль, вступая во взаимодействие друг с другом. Ее элементы объединены связями и отношениями, носящими признаки как самой банковской системы, так и экономической системы взятой в целом. Коммерческие банки выступают одним из исходных звеньев финансовой системы.

Общие функции коммерческих банков

Понимание реального значения банковской системы в экономике и оценка ее положительного эффекта дает ключ к решению проблемы устойчивого развития национальной экономики.

К важным вопросам теории банка относится вопрос о его функциях. Функции и операции практически отождествляются, поскольку функция как понятие употребляется в смысле характеристики определенных видов деятельности коммерческих банков. Это и понятно, поскольку под деятельностью подразумевается выполняемые операции коммерческими банками. Функциями принято считать и платежный оборот, и выдачу кредита, и управление и хранение ценных бумаг, выдача гарантий - то есть все те операции, которые служат обязательным условием для признания статуса банка.

Таким образом, понятие функции коммерческого банка в большинстве случаев выводится из взаимоотношений клиента и банка, то есть рассматриваются на уровне микроотношений. На наш взгляд, это сужает понимание взаимоотношений банка со всеми другими элементами финансовой и экономической системами.

Выявление содержания функций коммерческих банков требует их рассмотрения на макроэкономическом уровне. Это означает, что во множестве операций, который выполняет отдельный банк, следует обозначить некую основу, которая приобретет не индивидуальную, а общеэкономическую окраску. Таким образом, ни тип банка, ни его местонахождение, ни его специализация не будут иметь значения. Важным является то, что функции должны быть проявлением сути банка как экономического субъекта.

В результате исследования деятельности банков на макроуровне появляется возможность увидеть стратегию развития национальной экономики и финансовой системы с одной стороны, и направление деятельности отдельно взятых кредитных институтов, с другой. Наибольший эффект может быть достигнут в том случае, когда стратегические положения, сформированные на различных уровнях (государство -банковская система - отдельные банки) не находятся в противоречии, а взаимно дополняют друг друга, создавая целостную концепцию развития с общепризнанными целями и согласованными механизмами их достижения.

Назначение коммерческих банков реализуется при помощи выполнения ими своих функций. Функции коммерческих банков - это широкое и специфичное понятие. Рассмотрение функций банков - это продолжение анализа их сущности. Функция банка должна указывать на отличия банка от других экономических субъектов. Отсюда процессы помещения денег, участие в других предприятиях не выражают специфики банка, поэтому не могут трактоваться как его функции.

На наш взгляд, под функциями коммерческих банков понимается объективно обусловленные общественно-полезные действия, выражающие назначение банка как финансового института. Коммерческие банки не могут быть рассмотрены изолированно, отдельно от тех процессов, которые происходят в обществе. Они должны быть включены в экономическую систему, и придавать ей направленность и специфическое назначение. В функциях коммерческих банков проявляется состояние банковской системы.

Функция несет в себе общественную и производственную значимость коммерческого банка для всей экономики. Функции коммерческого банка определяют его стратегию развития. А как действовать и с помощью чего решает сам банк посредством операций. Функция выражает сущность самого банка.

Эволюция коммерческих банков представлена объективной логикой возникновения и наращивания их функций. Поскольку функции коммерческих банков объединяются системой, то можно проследить свойства этой системы: содержание, элементы, эффективность, результативность, эволюцию развития. На примере отдельно взятого банка, можно увидеть черты системы функций коммерческих банков. Но отдельный банк может выполнять лишь две-три необходимых ему функции. Эти функции необязательно должны быть связаны и подчинены какой-то логике. Их выбор зависит от коммерческого интереса банка. Выбирать функции коммерческий банк будет из системы возможных функций коммерческих банков.

Складывающейся под влиянием объективных закономерностей экономики, функции коммерческих банков получают соответствующую системность. Названная системность означает, прежде всего, существование общих и специфических, исходных и производных экономических функций коммерческих банков. Система функций строится, исходя из конечных результатов, получаемых при выполнении этих функций. Отсюда и определение функции как общественного полезного действия.

Выполняя эти общественно-полезные действия, каждый коммерческий банк формирует определенную среду(предприятия, определенная группа населения, другие финансовые и нефинансовые учреждения). Этим, он заставляет работать и направлять деятельность среды на благо всего общества. Именно с этой точки зрения, важно направить, откорректировать действия коммерческих банков, для того, чтобы их работа создавала «общественно-полезный продукт».

Деление системы функций коммерческих банков на общие и специфические, подразумевает раскрытие функций в зависимости от экономических отношений в обществе. Функции коммерческих банков в развитой экономике отличаются от функций коммерческих банков в переходной экономике.

Функции коммерческих банков формируются в процессе развития экономических отношений. Каждому уровню развития производительных сил соответствуют свои функции коммерческих банков. По мере роста производства, его обобществления, огосударствления меняются содержание и назначение функций.

В этой связи функции коммерческих банков развиваются постепенно, закладывая позитивный характер своей деятельности. Возможно, последние десять лет переходной экономики, только показали и приоткрыли нам зародыши качественно новых коммерческих банков. Необходимо, укрепить и создать условия для более динамичного развития полноценных коммерческих банков при помощи эволюции их функций. Важно, чтобы функции носили закономерный и поступательный характер развития. В процессе своего становления функции коммерческих банков будут претерпевать изменения, наполняться новым содержанием. И здесь важно, чтобы направленность системы не была повернута вспять.

Особенности становления коммерческих банков в переходной экономике

Спустя 15 лет с момента зарождения переходной экономики процесс становления и развития банковской системы не только не завершен, но его результаты отличаются крайней нестабильностью и противоречивостью. Это оказывает непосредственное влияние на характер проводимых коммерческими банками финансовых операций. Однако время показало, что сложились определенные тенденции и закономерности в становлении банковского сектора переходной экономики, которые должны быть учтены и проанализированы для успешной работы кредитных институтов.

В этой связи важным является оценка и выявление общих черт в развитии банковского бизнеса. Становление коммерческих банков проходит в особых условиях, в ситуации, когда происходит смена (революционная по содержанию и темпам) планово-регулируемой, чрезмерно государственно-бюрократизированной экономики на относительно либеральную. А потому здесь действуют и общие закономерности становления банковской системы.

Самой первой и явной чертой переходной экономики стала приватизация государственного банка. Реформирование банковской сферы началось раньше всех остальных, ибо банковская система плановой экономики не позволяла приступить к решению задач перехода к рынку.

Наглядно проиллюстрировать эту закономерность можно на примере нескольких стран: Польши, Венгрии, Словакии, Болгарии, Чехии и России. Каждая из названных стран, шла и идет своим нелегким путем к становлению полноценной банковской системы методом проб и ошибок, однако любой путь заслуживает внимания и детального рассмотрения.

Приватизация государственного банка, испытывающего трудности, может явиться средством решения многих проблем. Однако следует помнить, что использование государственных средств на увеличение капитала вновь созданных банков оправдано, если их трудности были порождены кредитованием госсектора под влиянием правительства.

Вызывает уважение последовательная позиция польских властей по вопросу приватизации банков. Процесс приватизации осуществлялся в очередности от менее привлекательных для инвесторов финансовых учреждений к более сильным. При стагнации этого процесса применялись различные консолидационные схемы. Реструктуризация польских банков осуществлялась при участии международных финансовых организаций, что обеспечило внешний надзор над этим важным процессом.

В первой половине 90-х годов в банковской системе Польши активно шел процесс приватизации госбанков. Национальный банк Польши постепенно свел свою роль к операциям эмиссионного института, децентрализовал кредитование и передал свои учреждения девяти региональным госбанкам.

Процессу приватизации госбанков предшествовала их реструктуризация и капитализация. Затраты на рекапитализацию легли на правительство и Польский фонд приватизации банков. Фонд был создан в 1992 году на базе соглашения с МФВ и Всемирным банком. В марте 1993 года был принят закон о финансовой реструктуризации. До марта 1994 года были реструктуризированы проблемные кредиты. В середине 1995 года процесс приватизации замедлился, за 1993-1994 годы удалось передать только 3 из 9 госбанков. (Bank Kredittowy, Bank Slaski, Bank Przemislovo-Handlowy). Элланд Айриш Бэнкс, Европейский банк реконструкции и развития и голландский Эн-Джи бэнк Эн-Ви выкупили меньшую долю их капитала. Без продажи остальных нельзя было приватизировать более привлекательные польские банки. После этого была принята смешанная концепция приватизации, согласно которой часть государственных банков должна была консолидироваться в финансовые группы и лишь затем поэтапно приватизироваться.

Решение о слиянии было принято с целью усилить отечественную банковскую систему в преддверии открытия банковского сектора для иностранных институтов в связи с присоединением Польши к Европейскому союзу.

Предусматривалось, что группы возглавят два крупнейших банка -Банк Хандлови (Торговый банк) и банк ПКО СА, которые еще при социализме обладали значительной степенью самостоятельности и специализировались на валютных и торговых операциях. Целью консолидации было названо повышение конкурентоспособности национального банковского сектора по отношению к иностранным кредитным институтам.

В Венгрии кампания по приватизации госбанков, развернувшаяся в 1994 году, стала главным событием последнего десятилетия 20 века. Результатом приватизации госсектора, появление новых участников на банковском рынке, среди которых много крупных, хорошо капитализированных иностранных банков, развития конкуренции неизбежно станет интенсивная консолидация банковского сектора Венгрии и повышение уровня банковского обслуживания до общепринятых западных стандартов. По масштабам приватизации банковского сектора Венгрия уже обогнала практически все государства Восточной и ряд стран Западной Европы.

Специфические функции коммерческих банков в переходной экономике.

Специфические функции коммерческих банков неразрывно связаны с общими функциями коммерческих банков. Они образуют особенный банковский процесс переходной экономики. Специфические функции коммерческих банков по мере развития переходной экономики будут меняться. Одни из функций сольются с общими, другие, выполнив свое назначение временного и вспомогательного фактора, отойдут в историю.

Специфические функции коммерческих банков, также как и общие, подчинены логике и выстроены в систему. И здесь важно обратить развивающиеся коммерческие банки к системе специфических функций, заставить их играть по правилам, выбирая заданные параметры игры, исходя из сложившихся экономических отношений, уровня развития производительных сил и хозяйственного механизма в целом. Нельзя выводить, и соответственно, вычленять одну из функций коммерческих банков, не учитывая условия хозяйственной деятельности, степень готовности состояния общества воспринять ту или иную функцию. Сама по себе, единолично, функция - ничто, в системе функций она динамично вписывается в общий хозяйственный механизм и приобретает содержательный и созидательный характер.

Система специфических функций, на наш взгляд, может быть представлена в следующем виде: функция инвестиционной и инновационной помощи (в лице инвестиционных банков и банков развития), функция санации, функция уполномоченности (в лице уполномоченных банков). Представленная система лишь отмечает основные направления возможного развития коммерческих банков в переходной экономике. По прошествии определенного времени эти функции, скорее всего, приобретут более четкое название и может быть иное содержание, нежели сейчас, когда процесс развития коммерческих банков идет трудно и противоречиво.

Кризисы, периодически разгорающиеся в странах с переходной экономикой, наряду со всеми негативными моментами и оглушительными ударами, которые они наносят по населению, одновременно оказывают на экономику оздоравливающее воздействие, выправляют ряд перекосов, образовавшихся за предыдущие годы, в том числе и в банковской системе, позволяют оценить последствия проводимых реформ.

В результате кризисов обычно происходит передвижка в системе значимости функций коммерческих банков. В настоящий момент особого внимания заслуживает функция инвестиционной и инновационной помощи.

Инвестиционная функция коммерческих банков направлена на налаживание и отработку процесса инвестирования на микроуровне. Именно эта функция способствует объединению различных экономических агентов для выработки определенной программы в целях выпуска конечной продукции.

Активное использование рычагов денежно-кредитного регулирования сферы банковских инвестиций предполагает формирование разветвленной банковской сети, адекватной инвестиционному народно-хозяйственному спросу на инвестиции и потому способной обслуживать крупных индивидуальных клиентов, мелкие и средние предприятия. Поддержка государством условий формирования и функционирования коммерческих банков в осуществлении инвестиционных программ посредством экономических нормативов деятельности банков с учетом их специализации, создаст экономические предпосылки для наиболее полной аккумуляции временно свободных денежных средств в различных сферах предпринимательской деятельности и денежных накоплений населения, обеспечив их рациональное и целевое использование в качестве ресурсов долгосрочного кредитования и взаимодействия с различными бюджетными программами финансирования капитальных вложений. С другой стороны, она создаст экономические предпосылки, содействующие переливу денежного капитала, а стало быть, структурным изменениям в экономике.

В этой связи хотелось бы обратиться к опыту Японии. Для банков участие в капитале промышленных компаний было в основном малоприбыльным делом и не было рассчитано на получение доходов. Они имели больше политическое, чем экономическое значение. Владение акциями компании обеспечивало банку постоянного клиента, о состоянии дел которого банковские управляющие были хорошо осведомлены. Из-за их низкой прибыльности взаимные участия в капитале банков и промышленных компаний-клиентов составляли очень незначительную часть их капитала.

На первоначальном этапе развития экономики функции инвестора, принадлежат государству, в то время как коммерческие банки занимают лишь незначительную позицию в этом процессе.

Похожие диссертации на Рельефы Дмитриевского собора во Владимире