Содержание к диссертации
Введение 4
Глава 1. Детский рисунок как объект научного исследования 21
История научного осмысления детского рисования 21
Феноменология детского рисования 44
Аксиологический аспект детского рисования 71
Глава 2. Психологические аспекты изучения детского
рисунка 89
История психологических исследований детского рисования 89
Психологические функции детского рисования 107
«Особые дети» и их творчество 130
Глава 3. Художественный язык детского рисунка 176
Зарождение и развитие художественной образности детского рисунка 177
Семантика детского рисунка 210
Глава 4. Детский рисунок в контексте изобразительного
искусства 232
Детский рисунок и произведение искусства 232
Сущностные аспекты искусствоведческой интерпретации детского рисунка 262
Критерии оценки детского рисунка как произведения изобразительного творчества 297
Глава 5. Детский рисунок как феномен социокультурной
практики 312
Художественно-педагогический контекст 312
Выставочно-экспозиционная практика 340
Музееведческий контекст 360
Заключение 384
Библиография к диссертации 388
Введение к работе
Диссертация посвящена проблеме определения художественной ценности детского рисунка как феномена специфической творческой деятельности человека на раннем возрастном этапе его развития. Исследование построено на «стыке» разных наук: искусствоведения, культурологии, педагогики, психологии, однако приоритетным среди них являегся искусствоведение, так как художественная природа и художественные достоинства детских рисунков наиболее полно могут быть раскрыты лишь при глубоком искусствоведческом анализе.
Детское рисование - это реально наблюдаемое, исторически устойчивое явление человеческой жизни. Дети рисуют везде и чем придётся; их рисунки можно видеть повсюду: на асфальтовых дорожках, на заборах и стенах домов. Они удивляют неожиданным изображением знакомых предметов и явлений, оригинальными придумками, эмоциональной выразительностью, динамикой линий, яркостью красок, т.е. образным содержанием и художественной трактовкой изображений. Рисунки, исполненные карандашами и красками на бумаге, хранят в семьях, в школах и музеях, их печатают в книгах и журналах, экспонируют на художественных выставках. Популярные сегодня выставки детского творчества привлекают зрительское внимание разных слоев населения, представителей отечественных и международных общественных организаций, а также учреждения государственной власти. Наконец, детское рисовальное творчество является объектом исследования таких наук как философия, культурология, искусствоведение, психология, медицина, педагогика, семиотика, лингвистика и т.д.
Применяемые в диссертации понятия «детское рисование» (как процесс) и «деіский рисунок» (как результат) обозначают особый вид художественного (рисовально-изобразительного) творчества детей в
возрасте от 1 года до 17 лет. В диссертации используются такие синонимы понятия «детское рисование», как «детская рисовальная деятельность», «детская изобразительная деятельность», «детское художественное творчество», а рисующие дети называются «юными рисовальщиками», «юными художниками», «юными авторами».
Феномен детского рисования рассматривается в диссертации как явление человеческой жизни, по ряду присущих ему признаков. Они выявлялись в процессе эмпирического подхода к его изучению. Это -самопроизвольность проявления (возникает само и повсеместно), общность возрастных границ (детство: от младенчества до юношества), общность видимых свойств (яркость, наивность, искренность, своеобразная выразительность), общность возрастных особенностей рисунков детей.
Изучение феномена детского рисования обнаруживает как общие реалии, так и индивидуальные неповторимые явления, что делает его интересным живым материалом для научного исследования и культурной интерпретации. Между тем остается невыясненным, что представляет собой детский рисунок в плане художественной значимости, является ли он объектом искусства, и можно ли к нему подходить с теми же критериями? До сих пор нет полного научного искусствоведческого осмысления этого явления. Восполнению этих лакун и посвящено настоящее исследование.
Автор исходит из убеждения, что детский рисунок как произведение художественно-изобразительного творчества достоин искусствоведческого изучения. Подходы к исследованию детского рисунка как самобытного художественного явления полностью согласуются с определением М.С.Кагана «теоретического искусствоведения», когда предметом изучения являются «не отдельные уникальные произведения искусства и не их исторически разворачивающиеся "цепочки", а те общие, устойчивые, инвариантные качества и закономерности, которые связывают изнутри множество конкретных произведений, - речь идёт о специфических структурных признаках каждого вида искусства, каждого его рода и жанра,
6 об особенностях содержания и формы в данной области искусства, о его изобразительно-выразительном языке и т.д. и т.п.»1.
Обширные материалы, собранные в результате многолетней научной, творческой и педагогической работы диссертанта, в настоящем исследовании получили научную систематизацию и теоретическое осмысление. В результате исследование феномена детского изобразительного творчества, проведённое с позиций искусствоведения, аксиологии, психологии, педагогики и социологии искусства, стало первым полномасштабным трудом на эту тему.
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью современного общества в художественном воспитании детей и юношества, и, с другой стороны, логикой развития изобразительного искусства, включающего множество новых аспектов художественного творчества, в том числе так называемые авангардное и аутсаидерское искусства, к которым можно отнести и детское рисование. Обращение к теме исследования с позиции искусствоведения объясняется необходимостью обобщения и систематизации имеющихся исследований по проблемам детского рисования, а также недостаточной разработанностью теории и отсутствием чётких критериев выявления художественной специфики «наивного творчества» и в частности - детского рисования.
Всё чаще профессиональные художники обращаются к работе с детьми, всё большее число музеев приобретают произведения детского художественного творчества (преимущественно детские рисунки), всё активнее теоретики искусства пытаются определить место детского изобразительного творчества в мире искусства, и все нуждаются в фундаментальном, научно аргументированном исследовательском труде. Таким образом, диссертация является актуальной как в плане искусствоведения, так и в плане детского художественного образования.
1 Каган М С. Искусствознание и художественная критика Избранные статьи —СПб Петрополис, -2001 С 123
Состояние и степень изученности проблемы. Рисование -излюбленный вид творческой деятельности детей - использовалось в воспитательных целях с античных времён, но лишь в последней трети XIX в. к нему возник исследовательский интерес. Труды европейских учёных конца XIX - начала XX вв. - К.Риччи, К.Лампрехта, З.Левинштейна, Г.Кершентшейнера, Ж.Люкэ, Ж.Рума, К.Бюлля - дали первое толкование особенностей детского рисования и заложили основу главных направлений в исследовании рисунков детей - педагогического, психологического, художественного.
Отечественные исследователи - психиатры (В.М.Бехтерев,
Ю.Н.Болдырева, Н.А.Рыбников), искусствоведы (Ф.И.Шмит,
А.В.Бакушинский), художники (В.В.Кандинский, В.А.Фаворский) -рассматривали детское творчество как основную потребность ребёнка, искали родовые связи между детским рисованием и психогенетической природой искусства. Наиболее обстоятельно природа детского изобразительного творчества рассмотрена в трудах советских учёных Л.С.Выготского, Г.В.Лабунской, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флёриной, В.С.Мухиной, А.А.Мелик-Пашаева и исследованиях педагогов-художников Я.А.Башилова, С.ДЛевина и А.В.Щербакова. Истории и теории художественной педагогики посвящены работы Н.Н.Ростовцева и Н.Н. Фоминой.
Зарубежные исследователи феномена детского рисования изучали преимущественно его психологию. Г.Рид, К.Макговер и Э.Хаммер соотносили графические качества детских рисунков с умственным развитием их авторов. Ф.Гуденаф и Д.Харрис разрабатывали шкалу рисуночных тестов для измерения интеллектуальной развитости детей, а Дж.Гилфорд и В.Лоуэнфельд - для определения творческого потенциала личности. Ж.Пиаже заострил внимание на образно-символическом проявлении мышления ребенка в процессе его творческой активности. Учёные-психиатры К.Г.Юнг, М.Наумберг, Э.Крамер, С.Бах, Д.Остер,
ПХоулд, Г.М.Ферс и др. заложили основы использования детских рисунков и самого процесса рисования в психодиагностике и психотерапии, утверждая при этом его проективную, оздоравливающую и развивающую функции.
На фоне широко развернувшихся психолого-педагогических
исследований феномена детского рисования нельзя не отметить
недостаточность профессионального интереса к нему со стороны
искусствоведения. И это странно, ибо детские рисунки представляют собой
многочисленные объекты художественного творчества. Рисунки являются
изображениями, то есть реализуются через зрительные образы,
выстраиваясь в целостные композиции, организованные по смыслу и
формальным признакам визуально воспринимаемых графических элементов
(линий, пятен, формы, цвета), то есть детские рисунки подобны иным
произведениям изобразительного искусства. В этом обстоятельстве, на наш
взгляд, просматриваются две причины. Во-первых, детское творчество
традиционно воспринимается взрослыми как «не настоящее» или, вернее,
как «пока не настоящее», т.е. как прототворчество. Во-вторых,
искусствоведческий аналитический инструментарий возник
(И.И.Винкельман, XVIII в.) и всё ещё действует в основном в контексте профессионального искусства - в классической и академической предметно-иллюзорной живописи и рисунке.
Такой критерий профессионального искусства как мастерство изображения, умение иллюзорно («правильно») изображать предметный мир во всех его характеристиках, не находил основания в детском творчестве, что долгое время служило безоговорочным суждением о художественной неполноценности детского рисунка. С этих же позиций в основу художественного образования детей были положены принципы обучения их правилам пропорционального изображения объёмных предметов, светотеневых и цветовых характеристик пространственной среды, законам построения композиций, выработанным в рамках классического
реалистического искусства. Между тем многочисленные спонтанные рисунки детей (вплоть до старшего подросткового возраста) свидетельствуют о том, что их авторы не проявляют интереса к этим проблемам. Однако они достигают большой художественной выразительности собственными способами - за счёт экспрессивности образов, характерности форм, чувственности цвета, смысловой содержательности своих произведений. Именно эти стороны детских рисунков волнуют, удивляют и восхищают зрителей.
Первыми о художественных качествах детского рисунка заявили художники на рубеже XIX - XX вв. Развитие изобразительного искусства в это время привело к изменению отношения к ценностям в искусстве и, в частности, к предпочтению образной выразительности живописи в сравнении с её изобразительностью. Именно в детских рисунках, в простоте и ясности изображения, в искренней эмоциональности, живости и оригинальности рисуночного языка, в ярком и гармоничном колорите увидели они своеобразную художественную выразительность. Художники А.Матисс, П.Гоген, П.Клее, П.Пикассо, М.Шагал, Ж.Брак, А.Миро, Р.Дюфи, Ф.Леже, В.Кандинский, Н.Гончарова, М.Ларионов и другие не только восхищались детскими рисунками, но даже избрали своим творческим методом отношение детей к рисованию (искреннее по наитию и выразительное в своей простоте). Однако суждения художников-практиков имели преимущественно эмоциональный характер и не содержали научной -искусствоведческой - оценки результатов детского рисовального творчества.
Значительно расширившаяся в XX в. сфера изобразительного искусства обратила внимание исследователей на так называемые периферийные, аутсайдерские искусства. В них теоретики искусства выделили такие явления как художественный примитив, детское художественное творчество, творчество душевнобольных, т.е. явления, выходящие за рамки классического искусствознания.
Анализ обширной научной литературы свидетельствует о том, что наряду с глубокой разработанностью проблем, касающихся темы исследования, творческая природа детского рисования и художественные качества детского рисунка до последнего времени не являлись предметом специального искусствоведческого рассмотрения. Между тем важнейшие положения этих трудов легли в основу методологии настоящей диссертации.
Гипотеза исследования определяется рядом предположений:
изучение детского художественного творчества на междисциплинарной основе открывает пути к оптимальному пониманию его художественной природы;
- сущность детского художественно-изобразительного творчества
подобна сути творчества профессиональных художников; она заключается в
целостности личностных переживаний автора и его продуктивных действий,
которые заканчиваются созданием рисунка, обладающего нередко
качествами художественного произведения;
- детский рисунок, подобно иному произведению изобразительного
искусства, достоин внимания, оценки и признания художественной
критикой.
Объект исследования - детский рисунок как произведение художественного творчества.
Предмет исследования - художественная специфика детского рисунка.
Цель исследования - раскрыть художественную природу детского рисунка и разработать современную концепцию искусствоведческого анализа произведений детского рисовально-изобразительного творчества как особого явления в искусстве.
Для достижения намеченной цели и доказательств выдвинутой гипотезы диссертантом поставлены следующие задачи:
- провести комплексное многоуровневое исследование детского
рисунка;
выявить закономерности, обеспечивающие основные образно-выразительные характеристики детского рисунка как произведения детского художественного творчества;
раскрыть зависимость становления и развития художественного творчества детей от их психологических особенностей и выявить типические характеристики разновозрастных детских рисунков;
проанализировать критерии различных интерпретаций художественно-образного содержания детского рисунка;
разработать инструментарий искусствоведческого анализа произведений детского творчества;
- экспериментально проверигь достоверность научных положений
диссертации.
Эмпирическая основа исследования:
работа с фондами детских рисунков Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, изостудий Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербургского городского дворца детского и юношеского творчества;
ознакомление с многочисленными коллекциями детского рисунка в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, Ленинградской области, других городов России, а также за рубежом;
- формирование диссертантом собственной коллекции детского
рисунка;
изучение экспозиций выставок детского творчества (международных, всесоюзных, всероссийских, общегородских, студийных); участие в их организации в качестве председателя и члена оргкомитетов и жюри;
анализ учебных планов и программ занятий с детьми в студиях разных образовательных учреждений (детских садов, детских домов, домов-интернатов, общеобразовательных школ, частных и муниципальных художественных студий, средних художественных школ, училищ, лицеев);
- опрос художников-педагогов;
изучение архивов известных педагогов-художников (в частности, С.ДЛевина и М.А.Гороховой).
анализ собранных диссертантом материалов, связанных с его деятельностью в качестве председателя Совета по детскому творчеству при Санкт-Петербургском союзе художников России и члена Комиссии по эстетическому воспитанию СХ СССР и СХ РФ.
Теоретико-методологическая основа исследования определяется фундаментальными идеями, разработанными в таких гуманитарных науках, как:
- философия искусства, эстетика, искусствоведение (М.Н.Афасижев,
В.П.Бранский, Г.Вельфлин, Б.Р.Виппер, Н.Н.Волков, Г.-Г.Гадамер, Г.Грэм,
С.М.Даниэль, М.С.Каган, В.В.Кандинский, П.А.Кудин, Ю.М.Лотман,
Ю.В.Осокин, Б.А.Успенский, В.А. Фаворский, П.А.Флоренский, У.Эко и
др.);
- концепция целостности художественного произведения (М.М.Бахтин,
М.Е.Марков, А.А.Михайлова, Н.А.Яковлева и др.) и теория анализа
художественного произведения (М.В.Алпатов, Б.Р.Виппер, В.М.Полевой,
В.Н.Прокофьев, Д.В.Сарабьянов и др.);
теория «наивного искусства» и народной культуры (А.В.Бакушинский, К. Г, Богемская, Ю.М.Лотман, А.С.Мигунов М.А.Некрасова, А.Ф.Некрылова, Т.С.Семёнова и др.);
теория антропологии искусства (Л.С.Выготский, А.Я.Гуревич, К.Леви-Стросс, К.-Г.Юнг);
теория мифопоэтжеского мышления (К.Леви-Строс, А.Ф.Лосев, В.Б.Мириманов, В.Я.Пропп, В.Н.Топоров) и особенностей детской фантазии (Дж.Родари, К.И.Чуковский);
теория структурно-семиотического анализа (Ю.М.Лотман, В.Б.Мириманов, С.Я.Раппопорт, Б.А.Успенский, М.Шапиро);
- теория психологии искусства и творчества (Д.Н.Абрамян,
В.МАллахвердов, Р.Арнхейм, Л.С.Выготский, Дж.Гилфорд, А.Я.Зись,
А.Н.Леонтьев, Б.С.Мейлах, А.Менегетти, А.Осборн, СЛ.Рубинштейн,
П.В.Симонов, Р.Б.Хайкин, Г.М.Ферс, З.Фрейд, К.-Г.Юнг, П.Н.Якобсон и
др-);
возрастная психология (Г.Грейс, Л.Ф.Обухова, М.В.Осорина, Ж.Пиаже и др.);
психология зрительного восприятия (Дж.Гибсон, Р.Грегори, В.Е.Демидов, В.П.Зинченко, МЛюшер, Г.Э.Руубер и др.);
психология способностей (В.И.Киреенко, Э.Ландау, Н.С.Лейтес, А.Маслоу, А.А.Мелик-Пашаев, А.Таненбаум, Д.В.Ушаков и др.);
- теория художественной педагогики (А.В.Бакушинский, С.Д.Левин,
Б.М.Неменский, Б.А.Столяров, Н.Н.Фомина, В.С.Щербаков, Б.П.Юсов и
ДР-)-
Методы исследования. В основу методики исследования положен
принцип комплексного подхода - единства теоретических и эмпирических
методов исследования, междисциплинарного анализа и сравнительного
изучения научной искусствоведческой, культурологической, эстетической,
психологической и педагогической литературы по проблемам
диссертационного исследования с целью определения специфики детского
художественно-рисовального творчества.
В качестве ведущего метода исследования использован системный подход, позволивший выявить и проанализировать взаимосвязи, возникающие между теоретическими положениями в искусствознании и психологии творчества и практическим опытом художественной педагогики, и интегрировать их в разработку ведущих идей настоящей диссертации.
При работе с многочисленными коллекциями детских рисунков был применен метод сравнительного анализа, позволивший выявить различия возрастных особенностей рисунков и отражённых в них региональных и этно-культурных традиций.
При выявлении художественных достоинств детских произведений и их анализе использовались эвристические методы: образно-понятийное восприятие детского рисунка, «вчувствование» и «сочувствие» его содержанию, умозрительная «реконструкция» творческого процесса, иконографическое сравнение, художественно-образное описание, определение идеи, противоречий, ассоциативных параллелей и др. Всё перечисленное позволяло адекватно понимать произведения детского творчества, отмечать их художественные качества и индивидуальные особенности детей-художников.
Метод экспресс-анализа применялся при отборе детских рисунков на многочисленные выставки и конкурсы в процессе работы диссертанта членом жюри. Этот метод позволил сопоставить и изучить различные предпочтения ребенка в выборе тем и изобразительных средств, а также исследовать характер влияния на юных художников детской среды и педагогического воздействия.
При изучении различных образовательных концепций, учебных программ, преподавательских методик, руководства детским рисованием был применён метод структурного анализа. Он же использовался при анализе деятельности многочисленных детских коллективов Санкт-Петербурга, Ленинградской области, ряда городов России и зарубежных стран. Этот метод позволил определить адекватность педагогических систем возрастным, психологическим, этнокультурным возможностям и особенностям детских групп.
Метод моделирования педагогического процесса в детских студиях и на мастер-классах дал возможность проанализировать эффективность идей художественного образования и апробировать их.
Метод педагогического наблюдения (открытого, скрытого и ретроспективного) за детским рисовально-изобразительным творчеством, применявшийся в личной преподавательской практике диссертанта, позволил собрать и проанализировать богатейший материал о детском
рисовально-изобразительном творчестве, особенностях и закономерностях его развития.
Все перечисленные методы помогли выявить инвариантные и вариативные составляющие процесса детского рисовально-изобразительного творчества, а также имманентные особенности детского рисунка.
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
впервые в качестве изучения самостоятельной научной проблемы проведено целостное искусствоведческое исследование феномена детского рисунка;
методологически обосновано положение о художественной ценности детского рисунка;
- в единстве и взаимообусловленности рассмотрены структурно-
содержательные принципы художественной организации детского рисунка;
- выявлены способы выразительности языка рисунка детей,
обусловленные субъективными и объективными механизмами творчества
юного художника;
- разработана система анализа детского рисунка и выработаны критерии
его искусствоведческой интерпретации;
исследована диалектика внешних и внутренних детерминирующих факторов творческого процесса детского рисования;
разработана новая модель периодизации детского творчества с позиций освоения детьми художественно-творческих основ изобразительного искусства.
Теоретическая значимость диссертации заключается в следующем:
- проведённое комплексное междисциплинарное исследование природы
детского художественно-изобразительного творчества расширяет
возможности искусствоведения за счет введения в него новой области
знания;
- определены научно-методические условия, необходимые для
реализации дальнейших научных исследований в области «наивного
!6
искусства», составной частью которого являются произведения детского творчества;
- положения и выводы, посвященные художественному языку и
семантике детских рисунков, выявили сущностные аспекты их
искусствоведческой интерпретации;
выводы и обобщения, сформулированные в результате междисциплинарного изучения проблемы художественного творчества детей, могут стать основой для дальнейшей разработки теоретических и методических разделов художественной педагогики;
- разработанная диссертантом система искусствоведческого анализа
произведений детского творчества может явиться научным основанием для
изучения и комплектования коллекций детских рисунков.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы и выводы исследования уже используются и могут быть использованы:
- при организации образовательной деятельности в детских творческих
коллективах, и при создании программ творческих занятий с детьми;
- при составлении учебного курса «Детское художественное
творчество» в педагогических вузах и на искусствоведческих факультетах
художественных институтов;
- при создании программ для курсов повышения квалификации
художников-педагогов;
- в качестве учебных пособий для педагогов и родителей.
Рекомендации по использованию результатов исследования.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы:
- на учебных занятиях в высших учебных заведениях художественного
и художественно-педагогического профиля;
- в разработке программ и проведении семинарских занятий с
художниками-педагогами по проблемам детского художественного
творчества;
- при анализе учебных планов и программ занятий с детьми в студиях
различных образовательных учреждений: детских садов, детских домов,
домов-интернатов, общеобразовательных школ, частных и муниципальных
художественных студий, средних художественных школ, училищ, лицеев;
при написание отзывов и экспертных заключений;
при создании методических и учебных пособий по вопросам художественной и музейной педагогики;
в разработке проектов и программ городских, российских, международных научных конференций по вопросам художественного творчества детей;
в организации и проведении выставок детского рисунка;
в составлении и издании каталогов выставок детского рисунка, в написании вводных текстов и аннотаций; в проведении публичных обсуждений выставок.
На защиту выносятся следующие положения:
- концепция рисовально-изобразительной деятельности детей как
художественного творчества;
- детский рисунок - самостоятельное целостное явление
изобразительного искусства;
- модель периодизации детского рисования с позиции развития в нем
художественно-выразительной образности;
- система критериев искусствоведческой интерпретации и оценки
художественных качеств детского рисунка.
Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается опорой на методологическую фундаментальность теоретических положений отечественной и зарубежной науки, тщательным и многоаспектным анализом фактического материала, полученного в результате многолетнего опыта творческой, педагогической и научной работы диссертанта. Научные результаты проверены в ходе педагогической и искусствоведческой практики диссертанта и отражены во многих
специальных изданиях, на которые существует множество ссылок в научных статьях, монографиях и диссертационных исследованиях по проблемам детского художественного творчества.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертации легли в основу учебных пособий «Детское творчество в музее» (2005), «Учимся лепить: Книжка-помощница» (2005), «Специфика работы детской изостудии в художественном музее» (2004), двух глав - «Как смотреть и видеть детский рисунок» и «Это загадочное ДПИ: структура художественного образа произведений декоративно-прикладного искусства» - в коллективном учебном пособии «Анализ и интерпретация художественного произведения» (2005), а также отражены в 44 статьях, опубликованных в сборниках научных трудов и материалов конференций и в научно-популярных изданиях. Краткий список публикаций по теме исследования приведён в конце автореферата.
Методико-теоретические, историко-искусствоведческие и
иллюстративные материалы диссертанта на протяжении ряда лет использовались при проведении практических и лекционных занятий на семинарах и курсах повышения квалификации художников-педагогов, в работе Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея, на занятиях со студентами и аспирантами факультета изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена и Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии, в практической работе с детьми. Материалы диссертации были использованы при разработке учебного курса «Детское творчество в музее» для студентов кафедры художественного образования и музейной педагогики факультета изобразительного искусства РГПУ им. А.И.Герцена. Результаты исследования использовались при написании студенческих курсовых и выпускных квалификационных работ, апробировались на семинарских
занятиях и конференциях в художественных музеях и вузах Санкт-Петербурга и других городов России.
Ход работы над диссертацией и её результаты периодически докладывались на заседаниях кафедры художественного образования и музейной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена и на кафедре искусствоведения и культурологи СПГХПА, заслушивались в виде докладов на городских, всероссийских и международных семинарах и конференциях, в т.ч.: Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей» (СПб., 1995); Всероссийская конференция «Учебный художественный музей и современный художественный процесс» (СПб., 1997); Международная научно-практическая конференция «Художественный музей в образовательном процессе» (СПб., 1998); Международная конференция «Детское чтение: феномен и традиция в конце XX столетия (СПб., 1999); международная научная конференция «Биеннале графики "Калининград -Кенигсберг"» (Калининград, 2003); научно-практические конференции «Месмахеровские чтения» (СПб., 2000, 2001, 2004, 2005); Международные российско-американские конференции по актуальным вопросам современного университетского образования: VII (СПб., 2004), VIII (СПб., 2005); всероссийская конференция «"Музей и художественное образование": Российскому центру музейной педагогики и детского творчества ГРМ - 15 лет» (СПб., 2005).
Внедрение результатов исследования включало также участие диссертанта
в организации городских, российских, международных семинаров и конференций по вопросам художественного творчества детей;
в разработке программ и проведении многочисленных семинарских занятий с художниками-педагогами по проблемам детского художественного творчества;
в организации и проведении выставок детского творчества (городских, российских и международных);
- в работе диссертанта в качестве члена жюри;
- в составлении и издании каталогов выставок детского рисунка,
написании вводных текстов и аннотаций;
в организации и проведении публичных обсуждений выставок;
в анализе учебных планов и программ занятий с детьми в студиях различных образовательных учреждений: детских садов, детских домов, домов-интернатов, общеобразовательных школ, частных и муниципальных художественных студий, средних художественных школ, училищ, лицеев; в написании отзывов и экспертных заключений;
в преподавательской деятельности в РГПУ им. А.И Герцена (кафедра художественного образования и музейной педагогики, кафедра декоративно-прикладного искусства) и в СПбГХПА (кафедра художественной керамики и стекла);
- в работе в качестве научного консультанта Российского центра
музейной педагогики и детского творчества ГРМ;
- в работе в качестве председателя Совета по детскому
художественному творчеству при Санкт-Петербургском союзе художников
России.
Структура диссертации определилась в ходе постановки цели и задач, обусловивших решение и доказательство проблемных вопросов в рамках темы исследования.
Диссертация состоит из 2-х томов. Первый включает текст диссертации: введение, пять глав, заключение, список литературы на русском и иностранных языках (550 наименований). Второй том содержит два приложения: первое - «Словарь научных терминов», второе - альбом иллюстраций с краткими аннотациями (50 рисунков). Общий объём диссертации: 432 страницы основного текста с постраничными примечаниями и библиографическим списком.