Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Туркменская музыка (наследие) Гуллыев, Шахым

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гуллыев, Шахым. Туркменская музыка (наследие) : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.02.- Ташкент, 1998.- 38 с.: ил.

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. В художественном наследии туркменского народа, имеющем многовековые традиции и являющемся по сути дела исторической памятью народа, его тысячелетним духовным опытом, большое и значительное место занимает музыка. Дошедшее до наших дней бесценное музыкальное наследие прошлого - это не архивное собрание. Многие его виды и жанры активно бытуют, успешно развиваются и в наши дни, выполняя свои функции: обрядово-ритуальную, художественно-эстетическую и воспитательную; служат неиссякаемым источником для композиторского творчества. Кроме того, многие явления туркменского музыкального наследия, имея свои аналоги в музыкальном наследии соседних по территории и родственных по происхождению народов, представляют особый интерес в плане сравнительно-сопоставительного их изучения. Необходимо также учесть, что каждый этнбс, малочисленный он или многочисленный, вносил в течение веков и вносит в наше время свой посильный вклад в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Следовательно, и музыкальное наследие туркмен, являясь составной частью этой культуры, имеет не только национальное или региональное, но и общечеловеческое значение. Все это ставит его в ряд уникальнейших явлений духовной культуры туркменского народа, достойного не только сохранения и широкого использования, но и всестороннего в обобщающем плане научного исследования.

В диссертации автор ограничивается освещением музыкального наследия в традициях прошлого и ориентируется в основном на музыкальную жизнь туркмен XIX- нач. XX вв. Такой подход продиктован следующими обстоятельствами: во-первых, как показывают источники, в этот период еще бытовали многие исчезнувшие сегодня виды и жанры туркменской музыки, а искусство туркменских бахши и сазанда достигло своего наивысшего расцвета; во-вторых, если о музыке туркмен до XIX века сохранились лишь разрозненные и отрывочные сведения, то об их музыке ХІХ-нач.ХХ вв. существует довольно много разного рода устных и письменных источников, систематизируя которых можно восстановить хотя бы общую картину прошлой музыкальной жизни туркмен; и, в-третьих, именно из этого периода, являющегося для нас временем недалекого прошлого, перешла в современность значительная часть звучащей сегодня вокруг нас живой музыки и связанные с ней художественные традиции, которые объясняют многие явления туркменской музыки XIX- нач. XX вв. Учитывая неисследованность и предыдущих периодов, во введении делается краткий экскурс в ее историю с древних времен до начала

XX века. В диссертации автор сознательно не касается вопросов, связанных с состоянием музыкального наследия туркмен в советское время. Подробная характеристика и объективный анализ всех позитивных и негативных влияний этого времени на традиционные виды и жанры туркменской музыки - задача отдельной работы.

ЦЕЛЬЮ диссертационной работы является обобщенное изучение музыкального наследия туркменского народа. Для достижения указанной цели автор ставит перед собой следующие конкретные задачи:

а) рассмотреть и систематизировать бытовавшие в древности на тер
ритории Туркменистана и бытующие ныне у туркмен народные музы
кальные инструменты с описанием их конструкционных и технико-ис
полнительских особенностей;

б) составить жанровую классификацию традиционной туркменской
музыки;

в) установить связи каждого из видов и жанров музыкального фоль
клора и профессиональной музыки устной традиции с различными сто
ронами жизни и быта туркменского народа;

г) показать место и роль музыки в системе общественного сознания
туркмен и их предков.

МАТЕРИАЛАМИ И ОСНОВНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ явилось большое количество музыковедческих, литературоведческих, исторических, археологических, этнографических и других работ, а также многочисленные экспедиционные материалы, собранные самим автором. Особую ценность среди них представляют музыкально-этнографические материалы В.А.Успенского, служившие основой двухтомного труда "Туркменская музыка" (М., 1928; 1936), написанного им совместно с В.М.Беляевым. Некоторые данные по рассматриваемым нами вопросам национального музыкального наследия имеются также в работах Н.А.Абубакировой, А.Ахмедова, М.Гапурова, Ч.Джумаева, Х.Дурды-ева и других авторов. Исходя из тесных взаимосвязей туркменской музыки и литературы, в диссертации использован целый ряд филологических работ, среди которых многотомная "История туркменской литературы", труды А.Бекмырадова, К.Беркелиева, Б.Велиева, Б.А.Гаррыева, В.М.Жирмунского, Х.Г.Короглы, А.Ю.Якубовского. Много фактов по вопросам истории и традиции туркменской музыки были почерпнуты из самих произведений устного народного творчества, записанных в свое время из уст туркменских бахши и сазанда. Учитывая имеющиеся общности в истории и культуре народов Центральной Азии, в работе использованы данные, относящиеся не только музыкальному наследию туркмен, но и других народов. Ценные материалы и интересные наблюдения в этом отно-

шении имеются в трудах В.С.Виноградова, Т.С.Вызго, Т.Б.Гафурбекова, Ф.М.Кароматова, Б.Сарыбаева, С.Субаналиева и др. Некоторые сведения о древних музыкальных традициях тюркских народов приводятся также в работах Р.Галайской, Р.Зелинского, Х.Ихтисамова, К.Касымова, Э.Эль-даровой. Большим подспорьем для подкрепления исторической основы исследования явились труды по истории, археологии, этнографии и другим смежным наукам, принадлежащие перу известных туркменских авторов и ведущих ученых других республик бывшего СССР (М.Аннанепе-сов, Н.Я.Бичурин, Б.Г.Гафуров, С.М.Демидов, А.Джикиев, М.Е.Массон, А.Негмати, В.Н.Пилипко, Г.А.Пугаченкова, РЛ.Садоков, Г.П.Снесарев, С.П.Толстов и др.). Еще одну группу побочных источников составили исторические свидетельства восточных ученых, историков, музыкальных теоретиков средневековья (Абулгазы, Бабур, Бируни, Исфахани, Кашга-ри, Мараги, Рашидадцин, Дервиш Алы, Фараби, Хусейни и др.), некоторые наблюдения русских и европейских авторов XIX-нач.ХХ вв. (Ф.Ба-кулин, Г.Блоквиль, К.Боде, А.Вамбери, В.Н.Гартевельд, М.Михайлов и др.). Большую помощь автору при работе над диссертацией оказала его более чем двадцатилетняя музыкально-фольклористическая деятельность, в результате которой собрано огромное количество записей туркменской музыки, получены ценные сведения о ее традициях, жанрах и исполнителях, опубликовано одно монографическое исследование (Искусство туркменских башхи. - А.:Ылым, J985) и целый ряд научных, научно-популярных статей в сборниках и журналах, выпущены грампластинки и ком-пактдиски.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ДИССЕРТАЦИИ послужили в первую очередь методические принципы и богатый исследовательский опыт, выработанные самой музыкальной фольклористикой. Учитывая специфику народной музыки как целостного явления, в диссертации применен также метод комплексного ее изучения, объединяющий в себе методы исторических, социологических, этнографических, литературоведческих и других наук, что позволило рассматривать национальное музыкальное наследие в его соотнесении с историей, этногенезом, обычаями и обрядами, религиозными верованиями, другими видами духовной культуры туркменского народа.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ определяется тем, что оно является первой в туркменском музыкознании работой, обобщающей в широком плане многие явления национального музыкального наследия. Здесь впервые освещены основные этапы исторического развития туркменской традиционной музыки, рассмотрены и систематизированы существовавшие ранее и бытующие ныне народные музыкальные инстру-

менты с описанием их конструкционных и технико-исполнительских особенностей, классифицированы основные виды и жанры музыкального фольклора и профессиональной музыки устной традиции с выявлением их связей с различными сторонами жизни и быта туркменского народа.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в курсах "Туркменское народное музыкальное творчество", "История туркменской музыки", которые читаются в музыкальных учебных заведениях Туркменистана, будущими исследователями туркменской музыки, лекторами-искусствоведами. Они будут полезны ив курсах истории восточной музыки, которые ведутся во многих консерваториях соседних государств, и для исследователей, занимающихся вопросами сравнительного изучения музыкального фольклора народов Востока.

АПРОБАЦИЯ ДИССЕРТАЦИИ. Работа.подготовлена в отделе истории и теории искусств .Института истории им.Щ.Батырова ЛН Туркменистана и непосредственно связана с планом научных исследований данного отдела. Основное ее содержание нашло отражение в одной монографии и научных статьях, а также докладах, прочитанных на пяти международных симпозиумах, конгрессах (Самарканд, 1983, 1987; Душанбе, 1990; Алматы, 1994; Анкара, 1996) и на многочисленных всесоюзных, региональных, республиканских научных конференциях, сессиях, семинарах. По ее материалам сам автор ведет курс "История туркменской музыки (наследие)" в Туркменской национальной консерватории. Диссертация обсуждена на заседании отдела истории и теории искусств Института истории им.Щ.Батырова АН Туркменистана и рекомендована к защите.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В приложении приводятся таблица, карта, схемы и нотные записи песен, которые иллюстрируют некоторые положения диссертации.