Введение к работе
Актуальность теш. В последние года заметно возрос интерес к мугаму - жанру профессиональной музыки устной традиции, в локальных разновидностях бытующему веками у многих народов Ближнего и Среднего 'Востока. Среди 'них прекрасным образцом художественной мысли выделяется азербайджанский мугам.
Сохранение мугама в творческом наследии на протякэнии многих веков и огромная популярность в народе, благотворное влияние на композиторское творчество постоянно привлекают исследовательскую мысль к этому замечательному явлению искусства Востока; актуальность изучения мугама особенно возросла сегодня, когда определилась реальная значимость художественных ценностей, созданных народами Азии и Африки в контексте общечеловеческой культуры, и традиционные жанры народов Востока, в том числе и мугам, признаны неотъемлемой . частью мирового музыкального искусства.
Предметом исследования автора настоящей работы являются
некоторые закономерности формирования и драматургии
азербайджанского мугама. ;
Изучение мугама , на первый взгляд, "не поддающегося" традиционному методу анализа, который устоялся по отношению к европейской музыке, связано о определенными трудностями. Среди многих проблем его изучения' можно выделить вопрос о сущности явления мугамной формы как процесса.. ' ''
Рассмотрение мугамной форма только лшь с конструктивных, структурных позиций (так же, как и любой другой музыкальной формы) не дает реального представления о его закономерностях и зачастую схоластический, искусственный подход порождает неточные высказывания о мугамэ, И хотя шогна исследователи нэ ставят вопрос о сущности мугамной форма конкретно, но различие
1.В частности, интересннм представляется вопрос о правомерности определения в ыугаме своеобразных принципов развития я их соотношения с принципами симфонизма. Уточним, что под методом симфонизма мы понимаем как особое качество музыкального мышления, управляемое законами диалектики и обладавшее динамическое процессуальностью, так в метод раскрытия : драматургического замисла. Ни в одном из известных нам исследовании о мугама нет специального рассмотрения 8-ого вопроса.Но отдельные высказывания дают возможность обозначить "плоскость" данной проблемы.
высказываний выдает их исходные позиции.
Нередко сама необычность тематического содержания мугама обманчива для неопытного слуха и способна создать' впечатление непрерывного интонационного потока, в котором трудно определить стройную, логическую форму-процесс, имеющую моменты становления, развития и заключения, без которых немыслим процесс диалектического развития. Подобное мнение мы встречаем у Т.Днанизаде, утверждающей, что "...По отношению к мугаму выделение различных логических функций музыкальной формы возможно с большой оговоркой: отдельное рассмотрение моментов ' экспонирования, развития и заключительности невозможно. С точки зрения функциональности, каждая обозначенная цезурой единица мугама представляется равнозначной. Поэтому мугам может мыслиться как ряд (набор) однотипных попевок, организованных особым образом".
А.Юсфин определяет мугамы как " чрезвычайно масштабные многочастные циклические структуры гигантской протяженности, порождающие особую проблему целостности впечатления при прерывистости восприятия", где "каждая новая часть - рядом - не продолжает развитие, а дает еще один вариант, каждый из которых, имея "право на существование" в данном сочинении (мугаме, макоме), сам по себе не вносит образно существенно нового".
Существуют и другие, противоположные приведенным определениям высказывания, которые содержат в себе рациональную мысль о наличии в мугаме элементов симфонизма.Одно из первых таких утверждений принадлежит Кара Караеву, выдвинувшему мысль о том, что мугамная форма "симфонична по своей природе и имеет свои нормы построения... .Понятие импровизации в применении к мугамам "сюитам-рапсодиям" не совсем точно, ибо творческая фантазия исполнителей покоится на крепком фундаменте ладовых норм, и исполнение мугамов вовсе не представляет собой, как полагают
1іДканизаде Т.М.Мугам - импровизация на лад //Современные методы исследования в музыковедении/Сб.трудов ГМПИ им.Гнег?иных.-М. :ГМШ, 1977.-вып.31.-С.75.
2.Юсфин А. Г. Особенности формообразования б некоторых. видах народной музыки //Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров /Сб.статей.-М.:Сов.композитор,1971.-С.146.
некоторые музыковеда, ґ'с^рменной и стихийно-импульсивной импровизационной речитации". :,;ысль эта развивается современными исследователями, в той или иной степени затрагивающими вопрос о процессуальности мугамной формы.
Думается, ноЕые тенденции в исследовательской мысли вызваны к кизни новым отношением к искусству мугамата как кгвому, постоянно обновляющемуся творческому процессу, органично сочетающему в себе стойкое, крепкое, традиционное начало с непременным качественным обогащением. Без этого немыслило никакое высокое искусство, в том числе и мугам, дошедший до наших дней сквозь гущу еєков. Именно такой подход к традиционным восточным канрам доминирует а последние года.
Выступлениями на конференциях и симпозиумах, диссертационными работами, статьями и рефератами на сегодня накоплен значительный фонд исследований мугама. Выдвинут ряд проблем, касающихся его формообразования, в целом подтверждающих процессуальную природу искусства мугамата.
И все зке еще немало спорного и недостаточно уточненного в представлениях о том , какие факторы определяют процесс развертывания мугамной формы, оберегая его от спонтанности и стихийности и обеспечивая его логику и динамическую направленность. Для исследователей бесспорен, поналуй, только один из этих факторов - ладоинтонационная основа продвижения мугамной
1.Караев К.А.Симфонические мугаш Фикрета Ампрова //Сов.музыка.-1949.- Я 3.- С.42.
2.См.,к примеру: Абасова Э.А.,Мамедов Н.Г.Роль и значение мугамов в историческом процессе развития азербайджанской музики //Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и современность.-М.:Сов.композитор,1987.-С.43-46; Зохрабов Р.Ф. Теоретические проблемы азербайджанского мугама.-Баку:Шур,1992.-250с.; Мамэдова Р.А. Проблемы функциональности в азербайджанском мугаме.-Баку:Элм,1989.-168 с; Якубова Т.А.К истории становления и развития томатизма в азербайджанских мугамах //Ученые записки АГУ км.С.Н.Кирова.Серия истории и философии.-} 974.-JS2.-С. 107-114; Бапфова СЮ.Проблемы мугамного формообразования:Автореф.дис. ... канд.искусствоведения.-Ташкент,1984.-20 с.
З.См.: Традиции музыкальных культур народов Ближнего, Среднего Востока и совремешюсть.-М.: Сов.композитор, 1987.-327 с; Борбад и художественные традиции народов Центральной и Передней Азии: история и современность.-Душанбе: Дониш,1990.-486 с.
монодии, т.е. канонизированное развертывание ее по шкала звукоряда того или другого лада. Но, как оказывается, он недостаточен для объяснения того, почему так эстетически и драматургически, совершенна форма мугамной композиции. Объяснение следует искать и с помощью анализа места, функции и "поведения" в этой форме тех или других " материальных " образований, в частности, основополагавдего комплекса интонаций, из которых исходит развертывание.
Есть ли возможность .и право рассматривать такой комплекс интонаций в качестве темы и какие функции выполняет он в целостной мугамной композиции? Эти вопросы до настоящего времени не получили научно обоснованного ответа и, как правило, дискутируются, причем сторонники отрицания фактора темы в мугаме заметно преобладают.
Цель . настоящего исследования - рассмотрев на примере композиций группы Раст значение и особенности воздействия . на драматургию и процессуальность формы основополагающего комплекса интонаций, обосновать выдвинутую в работе мысль о наличии темы в азербайджанском мугаме.
Степень разработанности. В течении длительного периода в центре музыкознания находились проблемы лада, обоснование сущности ладовой системы азербайджанской музыки. Продолжив общие теоретические' и эстетические принципы восточных мыслителей прошлого и преломив их к конкретно-своеобразному явлению, Узеир Гадкибеков создал фундаментальную теорию ладовой системы азербайджанской музыки; впоследствии она была развита М.С.Исмайловым, обогатившим ату концепцию новыми принципиальными полоненнями.
В последующие года выдвигался и дискутировался широкий спектр мугамннх проблем исторического е теоретического, характера, в разработку которых был внесен вклад представителями нескольких поколений азербайдганских музыковедов; в последние года появились
1.Отметим монографии, статьи, выступления и высказывания А.Бадалбейли, К.Касимова, Л.Карагачевой, А.Исазаде, Э.Абасовой, Р.Зограбова, Р.Ыамедовои, Н.Алиевой, С.Агаевой, Г.Абдуллазаде, Т.Джанизаде, Н.Ыамедова, А.Алиева, Т.Якубовой, С.Багировой, З.Бабаева и др.
значительные монографии, затрагивающие круг важнейших вопросов, связанных с изучением мугама.
Принципиальные положения , содержащиеся в исследованиях вышеперечисленных авторов, явились методологической основой настоящей работы; одновременно, при анализе музыкального материала и рассмотрении'проблемы темы мы опирались па теорию Б.Асафьева, а также труды В.Бобровского, Л.Мазеля. В.Протопопова, В.Цуккермана, Е.Ручьевской, В.Холоповой, Е.Назайкпнского.
Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые проблема тема в азербайдаанском мугамэ рассмотрена в специальном исследовании, а также в выводимых автором результатах, в частности, определении в мугаме особого типа музыкальной темы, имеющей тотально-организующее значение и показе ее главнейших функций внутри большой композиции; следует отметить концепционность исследования, выраженную в том, что через всю работу автором проводится мысль о логическом соотношении всех формальных элементов мугамной композиции с заглавной темой; выявив эту органическую связь, автор тем самым доказывает динамический херактер развертывания, раскрывает механизм соединения отдельных звеньев мугамной композиции в едином, последовательном диалектическом процессе.
Материален анализа послужили несколько исполнительских версий четырех дастгяхов группы Раст ( "Раст", "махур-хинди", "Орта Махур", "Баяты-Гаджар").По мере необходимости в орбиту анализа вовлекались такг:е фрагменты из других мугамов. Значительная часть мугамных образцов рассмотрена в записи автора исследования с исполнения ханенде-, народного артиста Азербайджанской Республики Аркфа Бабаева и тариста Вамига Мамвдалиева.В качестве материала использованы также изданные и рукописные разновременные нотные записи, принадлекащие К. Караеву, Т. Кулиеву, 3. Багирову, Н.Иамедову, а также ряд фонозаписей, хранящихся в фонотеке Азгос-
1.Зохрабов Р.Ф.Мугам.-Баку:Азернешр,1991.-220 с.-на азерб.языке; Зохрабов Р.Ф.Теоретические проблемы азербайджанского мугаыа.-Баку: Шур,1992.-250 с; Мамедова Р.А. Проблемы функциональности в азербайджанском мугаме.-Баку:Элм, 1989.-168 с,-Бабаев Э.А.Ритмика азербайджанского дестгяха.-Б^ку: Ишыг,1990.-116 о.
консерватории им.У.Гадхибекова.
Хронологические'рамки исследования определяются характерными чертами мугамов группы Раст, которые можно наблюдать в его развитии в течении XX века, начиная от 30-х годов и кончая 80-ми.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты могут быть использованы как в исследовательской работе, так и в лекционных и практических курсах теории и- истории для музыковедов и исполнителей, в частности, в курсах "Анализ музыкальных произведений", "Основы азербайджанской народной музыки", "Азербайджанское народное музыкальное творчество".
Апробация работы. диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории музыки Азербайджанской Государственной Консерватории им.У.Гаджибекова. Отдельные положения работы были изложены автором в статьях и выступлениях на научных конференциях (материалы опубликованы).
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения; к работе прилагаются библиография, нотография, перечень фонозаписей, нотные примеры и таблицы.