Введение к работе
Стремление приблизиться к постижению глубинного механизма творческого процесса композитора сопряжено с выявлением системообразующих принципов, которые определяют мышление автора. Одним из таковых по праву стала тональность. Она представляет собой глубинную логическую структуру, тесно сопряженную с художественно-образным началом. Тональность воспринимается композитором как некое поле смыслов. Поскольку ее выбор в большой степени обусловливается причинами содержательного порядка, композитор обнаруживает склонности к одним тональностям, и, наоборот, избегает других.
Семантика тональностей издавна привлекала к себе внимание исследователей. Так, одна из первых попыток ее осмысления содержится в музыкальной риторике, получившей распространение в эпоху барокко. В трудах И. Маттезо-на, А. Шарпангье, Ф. Куперена и других музыкантов дается подробное описание характерных свойств различных тональностей. Их семантический потенциал включает в себя, как правило, поэтические представления и аффекты. При этом формируется тесная связь между определенным смыслом и средствами его воплощения, которая прочно закрепляется в общественном сознании.
В последующие эпохи происходит расширение как круга используемых тональностей, что, по словам М. Бонфельда, обусловлено «освоением определенных психологических сфер, гак или иначе, с этими тональностями связанных»1, так и ноля их смыслов. На сегодняшний день накоплены многочисленные наблюдения над семантикой тональностей в творчестве разных композиторов: И.С. Баха, Й. Гайдна, В. Моцарта, Ф. Шопена, М. Глинки, А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Шостаковича и некоторых других музыкантов. Однако специального систематического изучения проблема семантики то-
1 Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Уч. пособие. - М.: Владос, 2001. С. 52.
налъностей еще не получила и, как отмечает Л. Казанцева, «смысловое начало тональности постигается музыкознанием пока на эмпирическом уровне познания»2.
Подобная ситуация сложилась, в частности, с творчеством Н. А. Римско-го-Корсакова. Думается, ее причины коренятся в том, что методы анализа музыкальной семантики недостаточно разработаны. Таким образом, изучение семантического потенциала тональности является одной из задач современного музыкознания, что обусловливает актуальность избранной темы.
В качестве объекта исследования выступает тональность как элемент музыки. Предмет диссертации - семантическая сторона тональности.
Цель данной работы состоит в том, чтобы уяснить роль и специфику семантики тональности как смыслообразующего фактора в оперном творчестве Римского-Корсакова. Поставленная цель определила следующие задачи: раскрыть
-
индивидуально-стилевой аспект семантики тональности, включающий предпосылки и факторы семантизации тональности в творчестве Римского-Корсакова, а также особенности семантики тональностей в процессе эволюции оперного творчества композитора;
-
жанровый аспект, высвечивающий семантику тональности в условиях синтетического оперного жанра;
-
философско-эстетический аспект, подразумевающий отражение в семантике тональности эстетических, этических, религиозных и философских идей.
Материалом исследования стали оперы Римского-Корсакова, затрагиваются и другие произведения композитора.
Методологическая база диссертации включает в себя комплекс музыковедческих, психологических, культурологических подходов. Музыковедческую
2 Казанщва Л.П. Семантика тональности; вопросы методологии исследования // Музыкальное содержание: современная научная интерпретация: Сб. науч. ст. - Ростов н/Д, 2005. С. 117.
основу составляют, прежде всего, учения о тональности Б. Асафьева, Л. Мазе-ля, Р. Рети, Г. Римана, И. Способина, Ю. Тюлина, Ю. Холопова.
Обращение к смысловой стороне тональности обусловило необходимость привлечения некоторых идей теории музыкального содержания в трудах Л. Казанцевой, М. Карпычева А. Кудряшова, В. Холоповой, Л. Шаймухаметовой. Важное значение для решения поставленной проблемы имели исследования музыкальной семантики (М. Арановского, Б. Асафьева, А. Кудряшова, В. Ме-душевского, Е. Назайкинского, Г. Тараевой, Л. Шайхмухаметовой) и семантики тональностей (В. Беркова, И. Ванечкиной, Б. Галеева, Г. Григорьевой, Л. Казанцевой, Т. Лейе, Ю. Холопова, Е. Чигаревой).
Важнейшим методологическим основанием диссертации являются разработки проблематики оперной драматургии М. Гейлнг, М. Друскина, В. Фермана, Р. Ширинян, Б. Ярустовского. Особое место занимают труды о творчестве Рим-ского-Корсакова и его операх, а также - эпистолярное наследие композитора.
Плодотворным для решения поставленных задач оказалось обращение к исследованиям психологии творчества и восприятия Л. Выготского, Д. Кирнар-ской, В. Медушевского, Е. Назайкинского, В. Петрушина Б. Теплова; синестезии - Б. Галеева, Н. Коляденко, Ю. Рагса, М. Старчеус.
Следуя мысли В. Медушевского: «Чтобы научно убедительно раскрыть содержание музыки, недостаточно проанализировать средства. Необходимо теоретически воссоздать ту более общую систему представлений, с помощью которой прочитывается содержание»3, потребовалось обращение к трудам, освещающим проблемы художественной культуры второй половины XIX - начала XX веков.
В диссертации использованы аналитические методы музыковедения; системный подход, обусловливающий изучение тональности как элемента целостной системы, при этом семантический потенциал тональности, в спою очередь, раскрывается как иерархическая система; театрально-драматургический под-
3Медушевский В.В. К проблеме семантического синтаксиса // Сов. музыка. 1973. № 8. С. 29.
ход, позволяющий рассматривать семантику тональности в условиях оперного жанра; культурологический подход, подразумевающий наличие широкого культурно-исторического контекста.
Научная новизна исследования заключается в том, что
осуществлен опыт целостного, систематического, многоуровневого анализа ранее не исследованной семантической функции тональности в музыке Н.А, Римского-Корсакова;
определены различные смысловые аспекты в трактовке тональности: эмоционально-экспрессивные, цветовые (шире - синестезийные), символические, эстетические, философские;
выявлены личностные, стилевые, жанровые, культурологические факторы семантики тональности в творчестве Н.А. Римского-Корсакова.
На защиту выносятся следующие положения:
семантика тональности является смыслообразующим средством в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова;
в семантике тональности обнаруживаются музыкальные и внемузы-кальные компоненты, которые объединяются, взаимодействуют, высвечиваются в ней в зависимости от разных условий: музыкального контекста, смысловых импульсов оперного либретто, сценического действия, главной идеи художественного произведения.
Теоретическая значимость. Результаты исследования способствуют углублению представлений о стиле Н.А. Римского-Корсакова, особеїтпостях его трактовки оперного жанра. Опыт анализа семантики тональностей может быть применен для изучения творчества других авторов, что, возможно, станет стимулом к дальнейшей разработке проблем семантики тональностей как отражения характерных черт музыкального мышления.
Практическая значимость. Полученные данные могут использоваться в лекционных курсах анализа музыкальных произведений, гармонии, сольфеджио, теории музыкального содержания, истории отечественной музыки, оперной драматургии в высшем и среднем звеньях музыкального образования.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории. Материалы работы включены автором в курсы анализа музыкальных произведений, сольфеджио и музыкальной литературы в музыкальном колледже Красноярской академии музыки и театра. Основные положения настоящей работы отражены в публикациях и докладах на международных научно-практических конференциях «Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика» (Красноярск, 2005), «Наука, искусство, образование в III тысячелетии» (Волгоград, 2006), «IV Серебряковские научные чтения» (Волгоград, 2006), «Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия» (Волгоград, 2008), «VI Серебряковские научные чтения» (Волгоград, 2008), «Искусство глазами молодых» (Красноярск, 2009), «Искусство в прошлом и настоящем» (Красноярск, 2010), а также на «Этингеровских чтениях» (Астрахань, 2008).
Структура диссертации обусловлена поставленными задачами. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы и нотного приложения.