Введение к работе
Актуальность темы
Актуальность темы данного диссертационного исследования обусловлена характерной тенденцией последних лет, присущей не только шорцам, но и другим малочисленным народам Сибири. Имеется в виду подьем этнического самосознания и самоосмысления, сопровождающийся интересом к национальным традициям, языку, фольклору. В этой ситуации этномузыковедение до сих пор представляет собой незаполненную нишу в сфере изучения шорской культуры, поскольку научные данные о ее музыкальной стороне, столь необходимые в настоящее время как самим представителям национальной культуры, так и ее исследователям, почти совершенно отсутствуют.
Кроме того, актуальность темы исследования определяется и степенью научной "освоенности" данного жанрового ареала в сравнении с родственными традициями других тюркоязычных народов Сибири. Музыкальная сторона шорских героических сказаний, в отличие от музыкальной составляющей эпической традиции хакасов, тувинцев, алтайцев и, в особенности, саха (якутов)., до настоящего времени практически не исследована.
Сказительскую традицию, наряду с обрядовыми жанрами, можно назвать стержневым и системообразующим явлением в жанровой системе фольклора тюрков Южной Сибири, и шорцев в частности. Именно поэтому исследование, посвященное выявлению типологических признаков шорского эпоса и формулированию принципов его нотации и эдиции, представляется не только своевременным, но и давно назревшим.
Предмет исследования
Предметом исследования является музыкальный компонент шорских героических сказаний в тесной связи с другими их сторонами, прежде всего - сюжетно-композиционной и вербаль-
но-поэтической. Научное значение избранного предмета исследования определяется, как уже говорилось, выделенной ролью эпоса в системе культуры - не только шорской, но и других этносов Сибири. Эта роль эпической традиции, с учетом ее об-рядово-магического контекста, стала еще более значимой в XX веке, в связи с утратой шаманской традиции - одной из главной составляющей фольклорной системы многих народов Сибири.
Пели и задачи исследования
Главные цели диссертационной работы заключаются в создании целостной аналитической и комплексно-эдиционной моделей эпических памятников традиционной культуры шорцев.
Для достижения указанных целей представляется необходимым решение ряда конкретных задач. Основными из них являются:
-
введение в научный обиход новых музыкально-этнографических материалов, репрезентирующих шорскую сказительскую традицию;
-
выявление структурной организации исследуемых эпических .текстов и их типологизация;
-
установление нормативных внутритекстовых слогоритми-ческих типов и принципов звуковысотной организации;
4)определение этапов йотирования с последующим установлением обязательных и факультативных признаков нотной транскрипции;
5)формирование эдиционных принципов, соответствующих имманентным закономерностям исследуемого памятника эпической традиции шорцев.
Материал исследования
.Диссертация выполнена на базе обширного музыкально-этнографического материала, среди которого в первую очередь следует указать фонозаписи шорского эпоса (все фонограммы хранятся в Архиве традиционной музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И.Глинки): "Кан Перген" -запись 1969 года, выполнена А.И.Чудояковым, сказитель
П.И.Кыдыяков (1908 - 1970); "Алтын Эргек", "Алтын Таш" - записи 1987 года» выполнены Н.М.Кондратьевой, р.Б.Назаренко, Г.Б.Сыченко, сказитель М.К.Каучаков (1936 г. р.); "Алтын Сур" - запись 1995 года, выполнена Р.Б.Назаренко, сказитель А.В.Рыжкин (1924 г.р.), "Кан Мерген" - запись 1997 года, выполнена Л. Н.Арбачаковой, сказитель В. Е. Таннагашев (1932 г. р.) (все сказители являются носителями мрасского диалекта шорского языка). Кроме того, в работе используются сведения, полученные автором от сказителей М.К. Каучакова, А. В. Рыжкина, Н.Г.Рыжкиной (1928 г. р.), В. Е. Таннагашева и других знатоков шорского фольклора в ходе экспедиционных работ, проводившихся в Северной Шории в 1995 и 1997 годах.
Методы исследования
Методологической основой исследования стали научные подходы, сложившиеся в отечественном и зарубежном этномузыкоз-нании, фольклористике, этнологии. Одна из важнейших для диссертации методологических посылок связана с использованием в теоретической части исследования универсально-грамматического подхода (В.В.Мазепус). Здесь же используются в ограниченных пределах методы количественного и структурного анализа, сложившиеся в филологии, фольклористике, музыкознании (А.А.Реформатский, В.Ченовет и Д.Би, Б.М.Гаспаров, Н.М.Кондратьева). В аналитических разделах диссертации применялись также и другие методы музыковедческих исследований: слого-ритмический метод (К.В.Квитка, А. А.Банин), звуковысотный и транскрипционный (Э.Е.Алексеев), темброво-артикуляционный (В.В.Мазепус). Большое значение в исследовании отводится методу комплексной текстологии (В.М.Гацак) и близкой к нему методологии комплексного филолого-музыковедческого исследования эпических текстов (Э.Е.Алексеев, А.П.Решетникова).
Научная новизна
Новизна данного диссертационного исследования заключается, прежде всего, во введении в научный обиход нового музыкально-этнографического материала.
В диссертации впервые представлены и рассмотрены уникальные данные, характеризующие наиболее активную в настоящее время мрасскую эпическую традиодю шорцев. Один из двух анализируемых памятников - сказание "Кан Перген" - полностью йотирован в результате детальной расшифровки его фонограммы.
Кроме того, новыми являются как результаты, так и сами методы звуковысотного и композиционного анализа, ранее не применявшиеся при анализе родственных эпических традиций и эпоса в целом. Новизна теоретических результатов исследования заключается, в частности, в том, что впервые установлены композиционные принципы - кумулятивный и возвратный - организации шорских сказаний, выявлены функциональные свойства всех напевов анализируемых сказаний, а также некоторых зву-ковысотных структур, в том .числе ступеней звукоряда.
Новизной отличаются также установленные в ходе исследования эдиционные принципы, позволяющие создавать более адекватные, чем в прежних изданиях, текстовые модели больших по объему эпических памятников.
Наконец, публикация сказания "Кан Перген" в томе "Шорские героические сказания" (с приложением грампластинки, на которой звучат фрагменты этого сказания) 60-томной академической серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока" на основе выработанных в диссертации способов нотации и эдиции представляет собой, по-видимому, не имеющее аналогов явление в научной литературе.
Практическая ценность результатов работы
Практическая ценность выполненного диссертационного исследования состоит в своевременной письменной фиксации памятника "умолкающей" (термин Э.Е.Алексеева) культуры. Сказителей, равных по мастерству П. И.Кыдыякову, исполнившему сказание "Кан Перген", сейчас уже нет. Но осуществленная публикация, репрезентирующая в деталях как само сказание, так и специфику его исполнения, открывает широкие возможности использования в исследовательских и в дидактических целях. Кроме того, допускают применение в аналогичных изданиях и, следовательно, практически значимы новые принципы нотации и
эдиции, разработанные в ходе изучения шорского эпоса. Приложение к диссертации содержит текст сказания "Кан Перген" и представляет собой полномасштабное практическое воплощение развитых в исследовании новых эдиционных принципов.
Апробация работы
Основные результаты диссертационного исследования докладывались на I Международном симпозиуме "Музыка тюркских народов" (Алматы. 1994), на Международной научно-практической конференции "Народы России: возрождение и взаимодействие культур" (Уфа, 1996), на Всероссийском научно-практическом семинаре'"Народная культура Сибири" (Омск, 1996), использовались при подготовке к изданию тома "Шорские героические сказания. Кан Перген. Алтын Сырык" серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока", и опубликованы в ряде научных изданий.