Введение к работе
Актуальность исследования. На последнюю декаду уходящего XX века приходится подлинный сценический ренессанс барочной оперы,- желанной гостьи на музыкальных американских и традиционных летних европейских фестивалях, на сценах многих оперных театров мира. В России, в аутентичном,т.е. исторически достоверном, исполнении состоялись концертные постановки "Коронации Поппеи" Кла-удио Монтеверди, "Розауры" Алессандро Скарлатти, "Агриппины" Георга Фридриха Генделя /Коллегия Старинной Музыки Московской Государственной консерватории/.
Лавина новейших теоретико-музыковедческих исследований; расшифровка западными учёными и практиками-исполнителями, в том чизеле и отечественными, барочных нотных текстов; аутентичность сценических постановок,вызвавших,в частности, реставрацию барочных . инструментов и возрождение такого "старинного" голоса как контртенор,- всё ото при современном прогрессе аудио и видеотехники заставляет нас совершенно по-новому оценить искусство,находившееся в полном забвении свыше двух веков и только теперь приоткрывающее свои тайны, свои драматургические условности, свою изощрённую звуковую эстетику.
Исполнение так называемой "барочной арии" стало обязатель- ' ным пунктом программы практически всех международных вокальных конкурсов. На кафедрах сольного пения отечественных вузов ей стало уделяться самое серьёзное внимание. К сожалению, русских публикаций оперных арий даже таких гениев Высокого Барокко как Гендель и Вивальди, очень мало. Кроме того, публикации эти (изд-во "Советская музыка") безнадёжно устарели:в них отсутствует минимальный ориентир для уяснения современного международного ис-
полнительского стандарта-. оперной барочной музыки.
Актуальность проблематики данного исследования обусловлена необходимостью постановки в отечественном музыковедении самой концепции итальянской барочной арии:её генезиса, истории рождения и становления в хронологически-временном пространстве ХУ11-первой четверти ХУ111 века. Особый,выделенный в специальную главу, акцент на её исполнительском искусстве связан с тем, что именно оперно-вокальная исполнительская практика ХУ11-ХУ111вв. заложила основы подлинного итальянского "бель канто" -и^как стиля пения, и как школы пения, открывшей фундаментальные вокальные истины на все времена.
Научная новизна работы. Автором диссертации проработан и изучен как материал первоисточников (факсимиле нотных барочных текстов, особо важные музыкальные трактаты ХУ11-ХУ111вв'.), так я новейшие, богато документированные исследования ведущих западных музыковедов. На этом материале выстраивается концепция работы, научная новизна которой сводится к следующим, наиболее заметным, аспектам:1.Впервые в отечественном музыковедении предложена новая система взглядов на раннюю итальянскую арию, заключающаяся в том, что итальянская ария первых опер,аутентичное жанровое обозначение которой растворялось в ряду таких терминов, как
"nolo","canto", "gtanza","canzonetta","stanza con ritorne1lo",
шла от сольных вокальных форм ренессансного театра ХУ1 века и прежде всего, от популярной строфической канцонетты.2.В более углублённом аспекте заострено внимание на барочной монодии с ьавао continuo, родившейся на пороге ХУ11 века в результате пристального композиторского внимания к поэтической и сценической речи.Экспрессия звуко-интонационных комплексов новой монодии сыграла исключительную роль в становлении полноценной оперной арии. 3. їакже впервые в отечественном музыковедении освещен процесс
5 преобразования популярной итальянской канцонетты в разнообразные
и новые типы арий в творчестве венецианских композиторов (Кавалли, Чести, Легренци, Сарторио, Паллавичини и др.).4.Исследован феномен рождения и раннего этапа развития арии da capo с её импровизированным солистом-исполнителем искусством мелодических вариаций при повторе раздела А.В своём первом цветении ария da саррассмотрена в творчестве Алессандро Скарлатти.5. С опорой на новейшие научные данные уточнена достоверность обычно некритически воспринимаемого в отечественном музыковедении словосочетания "Камерата Барди".6.Особо поставлен вопрос о проблеме либретто как литературно-театральной драмы,создаваемой для музыки и обладающей своими законами .отличными от законов просто литературной драмы.7. В исполнительской проблематике диссертации впервые предпринята попытка разобраться в поэтике вокального тембра,востребованного итальянским театром Барокко; в её многих неожиданных сторонах,вплоть до ' социальной символики голосового регистра или престижности сопранового ключа и сопранового голоса,имеющую историческое объяснение. 8.Впервые объяснены основы "фигуративного пения" ХУ1-ХУ111вв. с приведением многочисленных нотных примеров и переводов текстов из вокальных трактатов ХУ1-ХУ111вв.9.Предложено толкование термина beii canto с исторической позиции:beii canto как основа "фигуративного пения"ХУ1-ХУ111вв. (т.е. пения орнаментированного, ко-лорированного) и beii canto как школы пения,выработавшей единый, регистрово выровненный академический певческий тон,легший в основу любой современной вокальной школы.10.Впервые приведены сведения о роли контртеноровых голосов и дана оценка сегодняшней практике вокальной интерпретации барочных опер.
Практическая ценность работы. Научные положения работы и её результаты могут быть использованы при чтении курсов по истории оперы и оперного искусства,спецкурсов по вокальной методике и методике концертмейстерского мастерства. Приведенные многочисленные
примеры орнаментики арии da capo (от мелких фиоритур до заключительных каденций) могут представить большую практическую ценность для грамотного, аутентичного исполнения барочной арии.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась и рекомендована к зашите на кафедре истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории.На обсуждении диссертантом была представлена афиша и запись концерта барочной музыки в исполнении её студентов (класс камерного пения и концертмейстерского мастерства Уфимского Государственного института искусств).Арии Генделя и Вивальди про-звучали в аутентичном исполнении с орнаментикой автора диссертации.
Структура работы. Работа состоит из Введения, трёх глав и заключения.Приложение включает 29 примечаний, 54 нотных примера, список литературы с 82 названиями, 41 из которых принадлежат иноязычным авторам (на английском, итальянском, французском, немецком языках ).