Содержание к диссертации
Структура 40
1.2. Духовная музыка 47
1.2.1. Многочастные хоровые циклы 47
Духовные жанры на современном этапе 47
К проблеме канона и эвристики в современной хо
ровой композиции 48
Канон: В. Мартынов, С. Трубачев, Н. Ведерников 50
Канон и эвристика в сочинениях Н. Каретникова,
В. Успенского, Д. Смирнова, А Шнитке 55
1.2.2. Католические жанры 59
Реквием 59
Месса 66
Страсти 76
1.3. Синтез вероисповеданий как проявление универ
сальности современного художественного сознания 86
2. Взаимодействие музыкального и словесного рядов 90
2.1. Интерпретация поэтического слова 90
Новая фольклорная волна: В. Калистратов, Ю. Буцко 93
Духовная музыка: Н. Каретников. В. Мартынов,
А. Шнитке 98
Хоровые сочинения на светские стихи разных поэтов:
Р. Щедрин, В. Суслин, Р. Леденев, А. Ларин,
С. Губайдулина 108
2.2. Поэтический текст в хоровом цикле ИЗ
Циклы на стихи одного поэта 114
Циклы на стихи разных поэтов: композиционная идея 128
3. Хоровая «инструментовка» 134
3.1. Фактурообразующие свойства тембра 136
Типы хоровой фактуры 136
Особенности голосоведения 137
Особенности трактовки тембра 139
Сонорный и пуантилистический склад письма 141
3.2. Формообразующие свойства тембра 144
Темброформа: типы и тенденции использования 146
4. Сценическая композиция: хоровой театр в композиторском
творчестве 153
Некоторые индивидуальные композиторские трактовки
театральности 153
Сценическая композиция 15 8
Театральность как форма музыкального мышления 159
Глава 3. К проблеме исполнения современной хоровой композиции
1. Соотношение канона и эвристики в исполнительской прак
тике 166
Интерпретация как соотношение канона и эвристики 166
Виды вариативности музыкального произведения 167
Тождественность графического и акустического музы
кального произведения 169
2. Сценическая композиция: хоровой театр в исполнительском
искусстве 172
Специфика работы режиссера и дирижера 173
Специфика работы певца-актера 178
Некоторые тенденции в театрализации современной хо
ровой композиции 181
Заключение 190
Литература 196
ТОМ II ПРИЛОЖЕНИЕ I
Нотные примеры 11
Иллюстрации 308
ПРИЛОЖЕНИЕ П
Методические аспекты освоения современной хоровой 313
композиции
Интонация 314
Нотографические трудности 318
Энгармоническая адаптация 318
Мелодические фигурации 321
3. Гармония 326
Консонанс и диссонанс 326
Кластерные созвучия 328
Роль тембра в восприятии гармонического комплекса 332
Ладотональная система 333
4. Метр и ритм 338
Ритмические фигуры 341
Ритмические диссонансы 343
Полиритмия. Полиметрия. Ритмический план 346
Нерегулярно-акцентные метры 348
Роль темпа при освоении ритмических структур 350
Нотные примеры 352
Введение к работе
Исследование проблем современной музыкальной композиции представляется важным аспектом осмысления художественной культуры наших дней. Находясь в гуще событий, внутри самого процесса создания произведения, можно острее и глубже проникнуть во все его потайные ходы и сформулировать задачи, решение которых будет способствовать дальнейшему развитию искусства. Это захватывающий процесс, и хоровая музыка занимает в нем одно из главных мест. Хоровое искусство как древнейшая форма музицирования, обладает огромным потенциалом выразительности, эмоциональным воздействием на слушателя, поэтому интерес к хоровой музыке с конца XX века все более возрастает.
Для рассмотрения такого емкого понятия, как хоровая композиция, требуются многоаспектные методы анализа. Здесь необходимо опираться на исследования, касающиеся современной музыки в целом, а также - на труды, в которых анализируются состояние современной исполнительской практики и проблемы интерпретации.
На первый взгляд, подобная область исследования почти всецело находится в сфере хороведения. Действительно, многие аспекты хороведческой проблематики явились отправной точкой для изучения специфики хоровой композиции - это неизбежное и, одновременно, необходимое условие для достижения значимых научных результатов. Хоровая композиция вплетена в контекст творчества композитора и нерасторжимо связана с другими сторонами его художественного мышления. Поэтому, естественно, для ее изучения предполагаются профессиональные навыки музыкального анализа - это обстоятельство уже само по себе вводит проблематику исследования хоровой композиции в область музыковедения, определяя актуальность постановки данной проблемы и подходов к ее решению именно со стороны ученых-музыковедов. Таким образом, изучение хоровой композиции представляется полным лишь при условии синтеза методов исследования и результатов анализа двух смежных областей музыкального искусства - хороведения и музыковедения.
В настоящей работе делается попытка обобщения теоретических аспектов и практических особенностей хоровой композиции в современной отечест-
венной музыке как результата композиторской и исполнительской деятельности. За последние десятилетия XX и в начале XXI века создано немало хоровых сочинений высокого класса, которые могли бы стать объектом исследования современной музыкальной науки. Многие современные композиторы охотно пишут для хора, считая инструментальную музыку менее демократичной. И хотя мнение это спорно, доля истины в нем есть, так как отсутствие в инструментальной музыке литературного текста порой затрудняет процесс восприятия сочинения, сужая аудиторию слушателей.
Автором диссертации не ставилась цель охватить максимально большое число хоровых сочинений, созданных в период конца XX - начала XXI века; это невозможно по определению - слишком много разножанровой музыки написано в это время и слишком широки направления, которые она представляет. Главной задачей было отобрать важнейшие теоретические проблемы, которые в наибольшей мере могли бы охватить такое сложное понятие, как хоровая композиция. Именно для демонстрации тех или иных проблем и подбирались образцы хоровых сочинений, содержащие в себе, на наш взгляд, наиболее яркие, специфические черты изучаемой проблематики. Отметим, что анализ большей части рассматриваемых сочинений базируется на собственном исполнительском опыте, полученном автором в Камерном хоре Московской консерватории (художественный руководитель - Б. Тевлин). Работа над многими хоровыми композициями в Камерном хоре стала для автора своеобразной аналитической лабораторией, дала возможность изнутри ощутить анализируемую музыку.
Основные задачи исследования связаны с обособлением термина «хоровая композиция» и раскрытием возможности его трактовки, с выявлением специфики компонентов, входящих в это понятие. В данной работе под хоровой композицией понимается особый вид музыкальной практики, заключающийся в двух взаимосвязанных и взаимозависимых аспектах, заложенных в самом понятии хоровое искусство, а именно, композиторской и исполнительской деятельности.1 Высказывания многих композиторов, да и сама музыкальная практика,
1 Данная трактовка термина соприкасается с трактовкой Е. В. Назайкинского, отмечающего в частности, что «слово "композиция" в трех своих значениях - процесс сочинения, сочиненная пьеса, композиционная организация пьесы - демонстрирует сфокусированное в семантике термина движение от реальной деятельности композите»-
позволяют предположить, что хоровая композиция - это особый вид сочинения, содержащий в себе специфические особенности хорового звучания (вокальная природа человеческого голоса, тембровая палитра - своего рода хоровая инструментовка, связь музыки и поэтического текста), воплощенный исполнительскими средствами. Учитывая вышесказанное, рассмотрение хоровой композиции представляется также в двух ракурсах: 1) хоровая композиция как сочинение для хора, обладающее спецификой компонентов; 2) хоровая композиция как художественная интерпретация - воплощение замысла композитора в живом звучании.
В диссертации современная хоровая композиция впервые специально исследуется комплексно с точки зрения ее создания и исполнения. В систематизированном виде представлены характерные для нее специфические черты. Среди них: жанровая основа, взаимодействие музыкального и словесного рядов, хоровая инструментовка, музыкальный материал, элементы хорового театра.
Несмотря на то, что рассмотрению жанров, формообразования, гармонических и полифонических приемов, техник композиции XX века посвящены многие научные труды, проблемы, связанные с исполнением современной музыки, в том числе - хоровой, исследованы до сих пор не в полной мере. Активная публикация в отечественном музыкознании работ, посвященных наиболее общим тенденциям развития хоровой музыки, началась сравнительно недавно - в конце 80-х - начале 90-х годов. Вьшши в свет труды Г. Григорьевой, Л. Никитиной, Ю. Паисова, В. Ценовой и др.2 Важнейшим этапом в развитии современного курса русской музыки стало рождение коллективного авторского учебника «История современной отечественной музыки»3.
Параллельно с указанными трудами стали появляться различные работы студентов и аспирантов, подробно освещающие некоторые сочинения и их осо-
ра, совершающейся во времени, в конкретном жизненном контексте, к собственно музыкальному ее результату и к специфической абстракции музыкальной формы в узком смысле слова». Побробнее об этом: Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М., 1982. С. 14.
2 Григорьева Г. В, Русская хоровая музыка 1970-1980-х годов. М., 1991; Ники
тина Л. Д. Советская музыка. История и современность. М, 1991; ПаисовЮ. И. Со
временная русская хоровая музыка (1945-1980). Очерки истории и теории. М., 1991;
Музыка из бывшего СССР: Сб. статей. Вып. 1 и 2 / Ред.-сост. В. С. Ценова. М., 1994,
1996.
3 История современной отечественной музыки. Вып. 1, 2, 3 / Ред.-сост.
Е. Б. Долинская.
бые средства музыкальной выразительности, характерные для творчества современных композиторов. Таковы, например, многие дипломные рефераты, выполненные в Московской консерватории на кафедре хорового дирижирования . В кандидатской диссертации А. Тевосяна «Современные проблемы хорового искусства (1965-1995)» акцент сделан на социокультурных условиях современного хорового искусства, определяющих новые формы его бытования и возможности развития. Важность исследовательского направления, освещающего наиболее значительные и яркие явления современной хоровой зарубежной и русской музыки, а также затрагивающего исполнительские вопросы, подчеркивается и современными авторами. Одна из первых попыток систематизировать новые техники письма в хоровой композиции XX века была предпринята И. Балок в книге «Современная хоровая музыка: теория и исполнение»5.
Научные обобщения данной работы основываются на результатах анализа широкого круга произведений, преимущественно московских авторов, ранее подробно не освещенных в музыковедческих трудах6. Таким образом, в научный обиход вводится много новой музыки. Это сочинения Р. Щедрина (Две поэмы на стихи А. Вознесенского, «Многая лета», «Боярыня Морозова»), Р. Леденева (циклы хоров на стихи Ивана Бунина и Семена Росина), С. Слонимского (Реквием и Два хора на стихи А. Введенского), А. Эшпая («Воспоминание»), А. Вустина (Veni Sancte Spiritus, «Звезда», «Песня из романа Платонова», «Похвала земле»), В. Калистратова («Плач Земли», «Преображение», «Покаяние»), Е. Подгайца («Маятник», «Вещая печаль», Missa Veris и New York Mass), Л. Карева (Ave Maria), В. Тарнопольского («Psalmus poeniten-tialis»), В. Суслина (цикл на стихи Д. Хармса), А. Ларина («Испанское сольфеджио», кантаты «И жар, и миражи», «Дрома романэ - дороги цыганские»), Ю. Фалика («Элегии»), В. Мартынова, С. Трубачева, Н.Ведерникова,
См., например: Сафиуллина М К проблеме жанра хорового концерта в современной русской музыке (70-80-х годов) / Науч. рук. Г. В. Григорьева. 1987; Лескова Е. Хоровое письмо Кирилла Евгеньевича Волкова / Науч. рук. Г. В. Григорьева. 1999; Зо-потова Е. Весенняя месса Ефрема Подгайца / Науч. рук. И. В. Степанова. 2000; Гринен-ко Е. Циклы духовных песнопений Н. Н. Каретникова. Основные аспекты музыкальной стилистики и драматургии / Науч. рук. В. С. Ценова. 2001; КонореваЕ. О хоровом театре в русской музыке XX века / Науч. рук. Е. Б. Долинская. 2002, и др.
5 Батюк И, В. Современная хоровая музыка: теория и исполнение. М., 1999.
6 Некоторые аспекты были затронуты в книгах: Паисов Ю. Современная рус
ская хоровая музыка. М., 1991; История отечественной музыки второй половины XX
века / Отв. ред. Т. Н. Левая. СПб., 2005.
H. Каретникова, В. Успенского, Д. Смирнова («Рождение крыла»), а также Г. Канчели, А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдулиной, К. Волкова, Ю. Буцко, Г. Свиридова, Н. Сидельникова, В. Арзуманова, А. Волконского, Ю. Потеенко и др. композиторов. Многие из этих сочинений фигурируют в различных отделах диссертации неоднократно для демонстрации разных проблем современной хоровой композиции.
Особенно ценными представляются свидетельства самих композиторов, их живое слово, а также размышления мастеров отечественной исполнительской практики. Высказывания композиторов и исполнителей обильно используются в диссертации для подтверждения многих ее положений. Необходимо отметить, что одним из важнейших аспектов является обнаружение многообразия индивидуальных художественных вкладов композиторов, сложности их вплетения в развитие современной русской музыкальной культуры, в ткань культурно-исторического бытия.
Помимо специально научного значения разработки проблем современной хоровой композиции, данное исследование имеет широкую практическую направленность. Настоящая диссертация может быть использована в качестве практического пособия в курсах хоровой литературы, хороведения, истории музыки, сольфеджио, при работе над сочинением или аранжировкой для хора, а также в репетиционном процессе исполнительского освоения хоровых партитур.
Диссертация представлена в виде двух томов. Том I состоит из трех глав.
В первой главе «Хоровая композиция в контексте современного композиторского и исполнительского творчества» делается попытка осмысления предпосылок создания произведения для хора, среди которых немаловажную роль играют литературные источники, знание специфики хорового звучания, а также характерные для нашего времени творческие союзы и система заказов. Здесь же затрагивается проблема музыкально-исполнительской специфики хорового искусства с точки зрения составляющих его компонентов.
Во второй главе «Компоненты хоровой композиции» дается систематика специфических особенностей современной хоровой композиции в отечественной музыке. Среди важных параметров выделяются: жанр, взаимодействие музыкального и словесного рядов, хоровая «инструментовка», сценическая композиция. Анализируя жанровый плюрализм современных хоровых композиций,
\
подчеркивается выбор тем и литературных источников, а также выделяется характерный для их воплощения синтез оперных, ораториальных и симфонических жанровых признаков.
Третья глава «К проблеме исполнения современной хоровой композиции» посвящена проблемам исполнения современной хоровой композиции - в частности, соотношению канона и эвристики в исполнительской практике.
Том II содержит два Приложения. В Приложении I представлены нотные примеры и иллюстрации.
Комплексное исследование хоровой композиции с точки зрения композитора и исполнителя имеет важную конечную цель - помочь освоению современной музыки, которое будет затруднено без освещения конкретных практических приемов. В связи с этим в Приложении II нами предлагается методическое пособие «Методические аспекты освоения современной хоровой композиции», в котором раскрываются особенности и сложности компонентов современного музыкального языка (каждый параграф посвящен одному из ключевых вопросов, представляющих особую сложность - интонирование, нотографические трудности, особенности гармонии и лада, метра и ритма). К теоретической части пособия прилагаются нотные примеры и ряд вокально-хоровых упражнений, разработанных для наиболее быстрого и результативного освоения современных хоровых сочинений.
Автор считает своим приятным долгом выразить глубокую признательность за ценные советы, способствовавшие подготовке данной работы, доктору искусствоведения, профессору Г. В. Григорьевой, доктору искусствоведения, профессору И. В. Степановой, проректору по научной и творческой работе МПС им. П. И. Чайковского, доктору искусствоведения, профессору Е. Г. Сорокиной, заведующему кафедрой хорового дирижирования МГТС им. П. И. Чайковского, руководителю Камерного хора Московской консерватории, профессору Б. Г. Тевлину, доктору искусствоведения, профессору М. В. Карасевой, проректору по научной работе ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, доктору искусствоведения, профессору И. М. Ромащук; композиторам В. Ю. Калистратову, Р. С. Леденеву, А. Л. Ларину, А. К. Вустину, М. К. Гагнидзе любезно предоставившим свои материалы для исследования; а также М. В. Воиновой,
Л. П. Никулиной, А. О. Кошкареву, П. Е. Величко за содействие в работе над
диссертацией.