Введение к работе
Актуальность. Музыкальная культура Беларуси XX столетия представляет собой уникальную и самобытную часть общечеловеческих культурных ценностей. Усиление интереса к проблемам художественной культуры Беларуси обусловлено изменением социально-политического статуса страны, задачами реализации идеи национально-культурного возрождения, важностью изучения и актуализации историко-культурного наследия Беларуси, а также выдающимися достижениями современных композиторов, исполнителей и педагогов страны. Обобщение их богатейшего творческого наследия является важным условием интеграции музыкальной культуры и образования Беларуси в общеевропейский и мировой культурный ареал, фактором становления и развития белорусской художественной культуры как неотъемлемой части общечеловеческих духовных ценностей.
Белорусское фортепьянное композиторское творчество, исполнительство и педагогика представляют собой значительное явление в музыкальной культуре страны, в котором нашли отражение не только специфические черты генезиса национальной фортепьянной школы, но и некоторые общие тенденции становления и развития музыкальной культуры и искусства Беларуси XX ст. Сложность и многоплановость этого явления, его место и роль в общих процессах становления и развития национальной культуры и искусства позволяют рассматривать белорусское фортепьянное творчество, исполнительство и педагогику в качестве важнейшей составной части духовного наследия и художественного опыта белорусского народа, которая может быть определена как белорусская фортепьянная культура.
Рассмотрение становления и развития белорусской фортепьянной культуры в качестве самостоятельной научной проблемы обусловлено историческими и методологическими предпосылками, а также творческой и музыкально-педагогической практикой музыкальной культуры европейской традиции. В ;ложной структуре музыкальной культуры страны белорусское фортепьянное творчество, исполнительство и педагогика выступают в нерасторжимом орга-таческом единстве, что обусловливает необходимость комплексного и систем-юго анализа этого уникального явления музыкальной культуры Беларуси. Не-;мотря на то, что белорусское фортепьянное творчество, исполнительство и іедагогика занимают одно из ведущих мест в современной музыкальной куль-7ре страны, в отечественном музыкознании и педагогике по данной проблеме тциональной художественной культуры имеются лишь немногочисленные ло-:альные исследования и отдельные статьи, которые могли бы быть положены в >снову более широких обобщающих выводов относительно истоков и тенден-дай развития национального фортепьянного творчества, исполнительства и пе-[агогики на пороге XXI столетия.
Цель настоящего исследования состояла в проведении системного анализа іелорусской фортепьянной культуры как самостоятельного социокультурного
феномена, в значительной степени обусловливающего становление и развитие художественной культуры страны в целом.
Объект и предмет исследования - белорусская фортепьянная культура, рассматриваемая как функциональное единство композиторского, исполнительского и педагогического творчества.
Обоснование актуальности, цели, объекта и предмета исследования позволили определить его следующие задачи:
-
Провести анализ научной литературы в области музыкознания, педагогики и музыкальной социологии по проблеме исследования.
-
Обосновать методологические подходы системного анализа фортепьянного творчества, исполнительства и педагогики как элементов художественной культуры.
-
Выявить основные исторические предпосылки становления и развития белорусской фортепьянной культуры.
-
Провести систематизацию произведений белорусских композиторов для фортепьяно по жанрам и времени их создания.
-
Провести анализ преемственных связей белорусского фортепьянного творчества, исполнительства и педагогики с традициями западноевропейской и русской фортепьянных культур.
Методология и методы исследования. Методологической базой исследования послужили положения современного музыкознания в области теории и истории исполнительского искусства. В диссертации научно обоснован принцип преемственности как основополагающий подход к исследованию белорусского фортепьянного творчества, исполнительства и педагогики. Вместе с тем исследование проводилось с учетом системного подхода к изучению сложных социокультурных явлений, что обусловило применение комплексной методики, включающей наряду с традиционными методами исследования приемы контент-анализа, а также статистического анализа.
Научная новизна результатов исследования обусловлена тем, что изучение фортепьянной культуры Беларуси как целостного художественного феномена осуществлено впервые. Научная значимость работы обусловлена также становлением особой отрасли современного музыкознания: истории фортепьянных культур регионов мира. Исследование белорусского фортепьянного композиторского творчества, исполнительства и педагогики, получивших в последнее время международное признание, является важным условием осмысления генезиса национальной художественной культуры.
Практическая (социальная и экономическая) значимость диссертации состоит в разработке методологических подходов изучения фортепьянной культуры, систематизации научных материалов, отражающих становление и развитие фортепьянного композиторского творчества в Беларуси XX столетия, персонификацию основных тенденций национальной фортепьянной исполнительской и педагогической школы. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе музыкальных школ, ССМУ и высшей музыкальной школы, при подготовке музыкантов-исполнителей и педагогов фор-
тепьяно, разработке учебных планов и программ по специальности «фортепьяно», курсов лекций по теории и истории фортепьянного искусства. Практическая значимость работы обусловлена также возможностью использования результатов и выводов исследования в научно-исследовательской деятельности в области музыкознания и культурологии.
Социальная значимость исследования состоит в том, что оно расширяет представления современного общества о белорусской музыкальной культуре, актуализирует проблематику, связанную с информационно-просветительской функцией национального фортепьянного творчества, исполнительства и педагогики. Материалы диссертации могут быть использованы в коммерческих проектах, связанных с развитием музыкального образования и воспитания.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
-
Научное обоснование понятия «белорусская фортепьянная культура» как сложного и многопланового культурно-исторического и художественного феномена, значение которого в общих процессах становления и развития национальной культуры и искусства позволяет рассматривать белорусское фортепьянное творчество, исполнительство и педагогику в качестве важнейшей составной части духовного наследия и художественного опыта белорусского народа.
-
Преемственность, как основополагающая черта становления и развития белорусского фортепьянного творчества, исполнительства и педагогики, определяющая сущность и традиции национальной фортепьянной школы XX столетия.
-
Систематизация фортепьянного композиторского творчества Беларуси XX столетия.
Личный вклад соискателя. Все основные результаты исследования получены автором самостоятельно на основе изучения научных источников, нот-но-библиографических материалов, рукописей неопубликованных музыкальных произведений, грамзаписей, материалов фонда Белорусского союза композиторов, фонотеки Комитета белорусского радио и телевидения, фондов Национальной библиотеки, архивных материалов и периодических изданий, а также путем личных контактов с композиторами, исполнителями и педагогами.
Апробация результатов диссертации. Диссертация обсуждена на заседании кафедры музыкальной педагогики, теории и истории исполнительского искусства Белорусской государственной академии музыки.
Результаты и выводы исследования представлены на международных научных конференциях «Музыкальное образование и национально-культурное возрождение» (Минск, 4-6 октября 1993 г.), «Адукацыя і нацыянальна-культурнае адраджэнне» (Мінск, 25-26 кастрьічніка 1994 г., IV научных чтениях памяти Л.С.Мухаринской (Минск, 5 апреля 1995 г.), «Традиции национальных фортепьянных школ России, Беларуси и Украины» (Минск, 30-31 октября 1997 г.), «Псторыя Беларускага Падняпроуя» (Магілеу, 13-14 лістапада 1997 г.), «Художественное образование XXI века: Преемственность. Методология, Дидактика.» (Минск, 3-5 декабря 1999 г.).
Материалы диссертации включены в программу учебных курсов по истории исполнительского искусства и методике преподавания игры на фортепьяно для студентов Могилевского филиала Белорусской государственной академии музыки.
Опублнкованность результатов исследования. По теме диссертации автором опубликовано четыре научные статьи и тезисы пяти докладов научных конференций общим объемом 43 страницы.
Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем диссертации - 102 страницы. Объем приложений - 106 страниц. В диссертации содержатся два рисунка и одна статистическая таблица. Список использованной литературы включает 154 наименования. В Приложении 6 содержится 60 нотных примеров.