Введение к работе
Актуальность темы.
Раймунд Луллий (1232-1316) - каталонский средневековый мыслитель. Литературное наследие Р. Луллия довольно обширно. Оно включает работы различного жанра по многим областям, человеческого знания: богословии, философии, логике, праву, этике и т.д., написанные на каталонском, латинском, арабском языках. Предполагаемое полное собрание сочинений, издание которого продолжается, будет состоять из тридцати томов.
Актуальность обращения к наследию Р. Луллия определяется прежде всего той ролью, которую играло созданное им "Искусство" в развитии европейской мысли, в разработке проблемы универсального метода и мнемогехнических приемов, лежащих в русле развития формализации логики.
Именно Р. Луллием была предпринята первая в истории логики попытка создания механического прибора, предназначенного для ускорения процесса отыскания истины.
Идеи Р. Луллия приобретает актуальность в связи со все более широким применением методов моделирования, и умозаключений по аналогии, особенно в связи с развитием кибернетики и использованием ЭВМ. Комбинаторика Р. Луллия также получает новое освещение в-связи с развитием и применением комбинаторных принципов в атомной физике, медицине, химии, в исследовании генетического кода и в других науках о природе и человеке.
Необходимость более пристального внимания к наследию каталонского мыслителя заключается также в том, что без понимания принципов действия "Искусства", его целей и его генезиса невозможно полное и объективное воссоздание истинной картины истории логики, философии и риторики в России XVII-XVIII веков.
Степень научной разработанности проблени.
В иностранной литературе огромное количество работ посвящено исследованию наследия Р. Луллия. На протяжении столетия издаются библиографии работ, посвященные творчеству каталонского мыслителя, продолжается научное издание полного собрания сочинений, осуществляемого под редакцией Steignul-
ler'a. Выходят переводы трудов Р. Луллия на немецком, французском, английском языках. Луллиевским обществом издается периодическое издание "Estudios Lullianos", проводятся научные конференции. Наиболее значительный вклад в исследование сущности "Искусства" Р. Луллия, его влияния на историю философии и логику внесли работы таких исследователей, как Artus W.W., Batlori M., Bartolome'M.M., братья Саггегаз у Artau Т. & J., Colomer Е., Doucet-Rosenstein D., Garcias Palou S., Gaya'J., Gracia J.J., Hillgarth J.N., Johnston M.D., Llina-res A., Lohr C.H., Longpre E., Pereira M., Platzeck E.-W., Prinr-Mill R.D.F., Rossi P., Sala-Molins L., Yates F.A. и ДР.
В отечественной литературе творчество Р. Луллия рассматривалось в работах Владиславлева М.И., Соловьева B.C., Стяжкина Н.И. В статьях названных авторов дан краткий обзор общих положений "Искусства" и приведены описания луллиевых фигур последнего этапа его развития. В связи с историей логики, математики и создания ЭВМ краткие упоминания об "Ис-
: кусстве" Р. Луллия содержатся в работах Бирюкова Б.В., Кондакова Н.И., Поварова Г.Н., Чечина М.Н., Юшкевича А.П. и др.
Вопросы риторики и истории луллиама в России освещались в исследованиях Вомперского В.П., Горфункеля А.Х., Зубова В.П., Степанова Ю.С. и др. Однако адекватного отражения идей Луллия в отечественной лчтературе не существует.
Цельа диссертационного исследования является моторико- логический анализ содержания, механизма функционирования и генезиса луллиева "Искусства", определение его места в истории логики.
В связи с этим работа направлена на решение следующих задач:
раскрыть принципы "Искусства" Луллия;
исследовать эволюцию луллиева "Искусства" на примере таких его работ как "Ars demoristrativa", "Ars generalis ultima", "Ars brevis", представляющих ранний и поздний этапы его' развития;
осуществить анализ аргументации, применяемой в "Искусстве" Луллия;
исследовать взаимодействие "Искусства" Луллия и арис-
тотелевской логики;
- осветить некоторые проблемы истории луллизма в Европе и России.
Новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые в отечественной литературе проводится исто-рико-логический анализ "Искусства" Р. Луллия и различных этапов его становления. Новым является подход к луллиеву "Искусству" как выражающему определённую тенденцию в истории логики, в основе которой лежит доказательство по аналогии, исходящее из определенных "моделей". Более конкретно новизну исследования можно представить в тезксая, вш:осшшс на азиату:
-
Фигуры "Искусства" Луллия не решают проблему аргументации в собственном смысле этого слова. Они выполняют роль мнемотехнических средств, которые помогают подвергнуть обозрению все возможные сочетания различных понятий. Вывод об истинности или ложности определенных сочетаний понятий, а также обоснование этого вывода принадлежит "мастеру", владеющему "Искусством", и не явлен в фигурах.
-
При исходном тождестве порядка идей и порядка вещей в "Искусстве" Р. Луллия доказательство, аргументация и построение определений осуществляется на основе аналогии. Источником аналогии служит образ Святой Троицы и Божественный зет сотворения мира, а также схема отношений первоэлементов между собой. При таком подходе аргументация и доказательство в обычном их понимании отходят на второй плач. На первый план выступает требование целостного рассмотрения исследуемого предмета и исчерпания всей совокупности отношений между элементами этого целого. В СВЯ8И с этим именно искусство комбинаторики, обеспечивающее такую полноту охвата и разнообразие вариантов, оказывается в центре внимания луллиева "Искусства" .
-
Упрощение и совершенствование "Искусства" Р. Луллий видит не в придании большей ясности аргументации, а в разработке комбинаторики, лежащей в основе действия фигур. Под воздействием критики и непонимания Р. Луллий внешним образом приспосабливает "Искусство" к традиционным средствам формальной логики.
4. Плодотворность луллиевых идей заключается в поставленной им проблеме создания универсального метода, а также проблеме возможности формализации суждений логики и создания "логической" машины.
Теоретическое и практическое аначение диссертационного исследования заключается ъ том, что его результаты могут быть использованы:
для более глубокого и всестороннего понимания своеобразия западноевропейской средневековой логики и используемых в ней способов аргументации, а также еэ влияния на развитие философии и логики в России конца ХШ-начала XVIII вв.;
в педагогической практике - для подготовки учебных материалов и рааличнык курсов по истории логики в России и в Западной Европе, в лекционной работе.
Апробация работы состоялась в ходе обсуждения результатов исследования, представленного в диссертации, на кафедре логики СТОГУ. На заседании кафедры рукопись была рекомендована к защите. Некоторые идеи диссертации изложены автором в выступлениях на научных конференциях и в публикациях.
Структура диссертации.
Работа состоит ив введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.