Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жанрово-стилевое своеобразие повестей Магомеда Башаева Омариева, Патимат Рустамовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Омариева, Патимат Рустамовна. Жанрово-стилевое своеобразие повестей Магомеда Башаева : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Омариева Патимат Рустамовна; [Место защиты: Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Цадасы].- Махачкала, 2012.- 148 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/98

Введение к работе

Исследование литературного процесса немыслимо без обстоятельного изучения творчества ведущих писателей эпохи.

К числу писателей, внесших весомый вклад в дагестанскую литературу, относится лакский прозаик Магомед Башаев. Его повести и романы оказали значительное влияние на ход художественных поисков лакских писателей в 50-70-е годы XX века.

Актуальность темы определяется отсутствием монографических исследований о М. Башаеве, глубоких разработок по его творчеству, необходимостью выявления жанрово-стилевых особенностей повестей М. Башаева, их места в общей жанровой системе дагестанской многонациональной литературы.

Первая повесть в лакской литературе появилась на русском языке. В начале XX века Сайд Габиев пишет повесть «В народ» — о революционере Джейране-Магомете. Но она осталась неоконченной.

Повести на лакском языке были написаны Муэтдином Чариновым и Ахмедом-Каради Закуевым в годы гражданской войны, но напечатаны были позже: социально-психологическая повесть А.-К. Закуева «Обманутая любовь» опубликована в 1935 году, а лирическая повесть М. Чаринова «Любовь, возникшая еще в детстве» — в 80-е годы XX века. В 30-е годы того же столетия лил Амаев написал повесть «В колхозе» — о первых шагах коллективизации в селении Кумух.

После них вплоть до появления в середине 50-х годов повестей Магомеда Башаева не появлялись сколько-нибудь значимые произведения прозы средней формы в лакской литературе. Поэтому важно зафиксировать их появление, проанализировать жанрово-стилевое своеобразие повестей, которое проявляется на всех уровнях: в тематике, проблематике и поэтике.

Повесть — жанр развивающийся. Каждый писатель вносит в него свое понимание, свою творческую индивидуальность. В диссертации рассматриваются и эти проблемы.

М. Башаев не был одинок в своих попытках работать в этом жанре. Его коллеги, молодые дагестанские писатели, разрабатывали жанр повести в своих национальных литературах (Муса Магомедов, Фазу Алиева — в аварской прозе, Кияс Меджидов и Ахед Агаев — лезгинской, Ахмедхан Абу-Бакар — даргинской, Магомед-Султан Яхьяев и Ибрагим Керимов — кумыкской, Абакар Мудунов — лакской).

В результате появляется дагестанская повесть — одна из важных составляющих литературного процесса 50-60-х годов XX века.

Объектом исследования являются повести М. Башаева «В подвале» («Подвалдануву»), «Похищенная девушка» («Бавцусса душ»), «Сбежавшая девушка» («Ливхъусса душ). Проза средней формы Магомеда Башаева посвящена отображению дореволюционного прошлого лакского народа. Она рассматривается как важное звено в развитии лакской национальной прозы,

как составная часть общедагестанского литературного процесса.

Предметом исследования являются жанрово-стилевое своеобразие, проблематика, система образов, сюжет и композиция повестей М. Башаева. Их исследование позволяет показать особенности художественного мышления писателя, метода отражения дореволюционной действительности и своеобразие жанра повести в творчестве Магомеда Башаева.

Степень научной разработанности темы. Творчество Магомеда Башаева привлекало внимание критиков и литературоведов. Роман «В горах Дагестана» высоко оценен членом-корреспондентом АН СССР Г.И. Ломидзе, критиком Н.В. Капиевой, поэтом Р.Г. Гамзатовым'.

О повестях и романах М. Башаева писали: лакский прозаик М. Гаджиев в статье «Похищенная девушка» (Журнал «Дружба», 1963, №2, на лак. яз.); критики А.Г. Гусейнаев, Э.Ю. Кассиев в «Очерках лакской литературы» (1964); С.Х. Ахмедов в трудах «О современной лакской литературе» (1972), «История лакской литературы» (т. 2, 2001, 2010). В них дана общая оценка творчества М. Башаева, указаны особенности его повестей и романов. Показательно восприятие романа «В горах Дагестана» Расулом Гамзатовым, автором предисловия к нему: «Книга Магомеда Башаева — удивительное, незаурядное явление дагестанской прозы. Сила этой книги не в манере письма, не в стиле, не в стройной композиции или авторском вымысле, а в подлинной правде изображаемой жизни простых горцев, той жизни, очевидцем и участником которой был сам автор»".

А.Г. Гусейнаев отмечал, что М. Башаев изображает «не моменты решающих исторических поворотов, а истоки таких потрясений» .

Вместе с тем, в отличие от драмы «Лудильщики» Г. Саидова и повести «Обманутая любовь» А.-К. Закуева, в повести М. Башаева «В подвале» изображены борцы против царизма: революционер Дятлов, абрек Залимхан, революционно настроенный гимназист Андрей.

В «Истории лакской литературы» (на лакском и русском языках) С.Х. Ахмедов создал литературные портреты писателя. В диссертации обстоятельно исследуются названные выше повести М. Башаева с учетом всего написанного о них.

Целью диссертации является изучение жанра повести в творчестве лакского писателя Магомеда Башаева на основе детального анализа трех его лучших произведений средней формы: «В подвале» (1955), «Похищенная девушка» (1956), «Сбежавшая девушка» (опубликована в 1989 году). В диссертации отмечается, что повести М. Башаева являются реалистическими, отображающими дореволюционную дагестанскую действительность в ее

1 Ломидзе Г.И. Интернациональный пафос советской литературы. — М.: Сов. пис, 1970;
Каляева Н. Первенец лакской прозы // Лит. газ. — 1965. — 27 февр.; Гамзатов Р. Вместо
предисловия // Башаев М. В горах Дагестана. — М.: Сов. пис, 1964.

2 Гамзатов Р. Вместо предисловия // Башаев М. В горах Дагестана. — М: Сов. пис, 1964. —
С. 4.

3 Гусейнаев А.Г., Кассиев Э.Ю. Очерки лакской советской литературы. — Махачкала: Изд.
ДФАН СССР, 1964. —С. 97.

жизненных противоречиях и столкновениях.

В соответствии с поставленной целью решаются конкретные задачи:

выявление тематики и проблематики названных повестей;

анализ образной системы;

анализ композиции, сюжетов и внесюжетных элементов повестей;

анализ поэтики, языка и стиля М. Башаева;

выявление связей повестей М. Башаева с его романным творчеством (роман «В горах Дагестана»).

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Жанр повести в лакской и дагестанской литературах возник в
результате преодоления синкретического характера литературы, ее
переориентации на европейские формы, учета опыта русской литературы
начала XX века.

  1. Ретроспективные повести М. Башаева вызваны возросшим интересом общества к историческому прошлому дагестанских народов, их борьбе за лучшее будущее, за дружбу народов, социальную гармонию.

  2. Эстетическим идеалом в повестях М. Башаева выступает социально активная личность, воплощенная в образах революционера Дятлова, абрека Зелимхана, певца любви Махмуда, красавиц Субайбат и Сайли.

  3. Повести М. Башаева «В подвале», «Похищенная девушка» выражают протест против бесчеловечных общественных отношений в дореволюционном прошлом, в них показано назревание социальной активности трудящихся против эксплуатации человека человеком в досоциалистическом обществе. В повести «Сбежавшая девушка» писатель показывает, что недовольство сложившейся ситуацией в традиционном обществе коснулось и верхов.

  4. В жанровом плане повести М. Башаева представляют собой новую ступень в развитии лакской литературы. В них образная система, композиция, язык и стиль сопрягаются для более выразительного отражения идейной проблематики.

  5. В повестях М. Башаева использованы различные пласты лексики: литературного языка и диалектизмов, архаизмов и варваризмов, профессионализмов. Речь героев индивидуализирована, в ней по-разному представлены народная лексика и фразеологизмы. Через монологи и диалоги героев писатель выражает свое сочувствие трудящимся.

7. Повести М. Башаева — реалистические произведения, лишенные
романтичесюгх условностей. В их правдивости, основанной на знании
реальной действительности, заключена сила писателя. В этом отношении М.
Башаев следовал реалистической традиции драмы Г. Саидова «Лудильщики»
и социально-психологической повести А.-К. Закуева «Обманутая любовь».

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической и методологической основой исследования являются работы русских литературоведов: М.М. Бахтина, Г.Н. Поспелова, Л.И. Тимофеева, Ю.М. Лотмана, М.Б. Храпченко, Е.С. Добина, Б.В. Томашевского, Г.И. Ломидзе, В.Е. Хализева, а также труды дагестанских исследователей: Г.Г.

Гамзатова, Н.В. Калиевой, К.К. Султанова, А.Г. Гусейнаева, Э.Ю. Кассиева, А.-К.Ю. Абдуллатипова, С.Х. Ахмедова, 3.3. Гаджиевой, М.А. Гусейнова, А.М. Вагидова, К.И. Абукова, З.Н. Акавова, З.К. Магомедовой и других.

В определении жанра повести мы опираемся на работы В.Г. Белинского, Н.Я. Берковского, Н.П. Утехина, В.В. Кожинова, B.C. Синенко и других критиков и ученых. Повесть в их трудах определяется как эпический жанр средней формы с одной или несколькими сюжетными линиями и ограниченным кругом героев и персонажей.

При анализе повестей М. Башаева применялись принципы объективности, историзма, аналитический метод исследования, ориентированный на изучение внутреннего построения художественного произведения и его архитектоники, внешнего построения. В результате обеспечен системный подход к исследованию повестей М. Башаева, которые рассматриваются в контексте формирования и развития жанра повести в дагестанской литературе.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в дагестанском литературоведении детально анализируются повести М. Башаева, выявляется закономерность их появления в лакской прозе, рассмотрены традиции и новаторство, их своеобразие, реализм метода писателя.

В работе по-новому предстают герои и персонажи произведений писателя, их связь с национальными традициями, и то новое, что вносит жизнь в их характеры, отчего они приобретают особое своеобразие.

В ходе исследования повестей М. Башаева выявлены новые лексические элементы, сравнения, эпитеты, связь с родным фольклором, использование в речи героев и персонажей пословиц и поговорок, узуальных фраз, копулятивных композитов.

Теоретическая и практическая ценность диссертации состоит в том, что ее выводы и основные положения могут быть использованы в исследованиях жанровой системы дагестанских повестей, процесса их формирования и развития, при подготовке целостного труда по творчеству Магомеда Башаева, обобщающих работ по лакской и дагестанской литературам. Диссертацию можно использовать для составления программ и курсов по истории дагестанской и лакской литератур, при написании курсовых и дипломных работ, чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров по проблемам дагестанского литературоведения.

Апробация и публикации. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела литературы Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН, ее результаты опубликованы в статьях, в том числе в журнале, рекомендованном ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертации соответствует требованиям, предъявляемым к квалификационным работам. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Объем диссертации — 148 страниц компьютерного набора.