Введение к работе
Актуальность темы исследования. Творчество замечательного дагестанского писателя Ахмедхана Абу-Бакара в разное время и на разных уровнях становилось объектом исследования. Обращение к его произведениям на новом витке исследовательского внимания имеет своей задачей внести вклад в дальнейшее изучение феномена творчества писателя.
Произведениям Абу-Бакара не свойственна однолинейность, здесь сочетаются разные стилевые направления, однако именно те тексты, в которых превалирует широкое использование фольклорного материала, стали предметом преимущественного внимания, как читательской аудитории, так и литературоведов и критиков.
Широкую известность получили такие повести, как «Снежные люди», «Тайна рукописного Корана», «Даргинские девушки», «Ожерелье для моей Серминаз», «Чегери», «Браслет с камнями» и многие другие.
Искрящийся юмор, шутки, широкое использование фольклорного материала делают произведения писателя привлекательными для читателей всех возрастов и национальностей.
В творчестве писателя обозначились и нашли реализацию новые тенденции, получившие развитие в произведениях ведущих художников слова страны. 70-80-е годы стали временем, когда перед писателями встал вопрос: что же происходит с человеком, воспитанным в традициях народной этики и национальной культуры, когда он сталкивается с проявлениями новых веяний в обществе?
Писатели разных национальностей отвечали на этот вопрос по-разному. Ч.Айтматов, В. Распутин, Ф. Абрамов, Г. Матевосян, Ю. Рытхэу внесли в традиционное содержание деревенской фольклорной орнаментальной прозы новое философское звучание, раздвинув границы темы.
Приметы нового осмысления действительности видны в повести А.Абу-Бакара «Белый сайгак». Социально-аналитическое и критическое начало, художественная обрисовка сложившейся общественной ситуации станет теперь неотъемлемой чертой ряда произведений Абу-Бакара. И хотя писателя по-прежнему привлекают фольклорные мотивы, он не делает их элементом идейного и сюжетного развития.
В исследуемых нами повестях «Исповедь на рассвете», «Отелло из Баршамая», «Анида» автор практически отказывается от фольклорной поэтики и, сохраняя философскую, нравственную подоплеку, вводит в повествование яркие жизненные реалии, неординарные ситуации, социально-детерминированные коллизии.
Неожиданное совмещение тем, использование несвойственных его манере приемов конструирования сюжета, использование новой для писателя лексики, ритмики, построения фразы – все это придает своеобразный колорит текстам и свидетельствует об укреплении новых стилевых тенденций в творчестве Абу-Бакара.
Объектом исследования является художественная проза А.Абу-Бакара. В качестве основного материала используются повести «Исповедь на рассвете», «Отелло из Баршамая» и «Анида».
Предмет исследования – жанрово-стилевые новации в повестях А.Абу-Бакара «Исповедь на рассвете», «Отелло из Баршамая» и «Анида», включающие особенности композиции, конфликтов, специфику авторской позиции в каждом отдельном произведении, способы отражения социальных реалий, примет бытия, особенности использования экспериментальных художественных форм построения произведения.
Целью диссертации является выявление и описание проблемно-тематических и жанрово-стилевых особенностей в повестях «Исповедь на рассвете», «Отелло из Баршамая», «Анида».
В соответствии с поставленными целями определены следующие задачи:
– охарактеризовать историко-литературный контекст 70-80 гг. XX века, в котором развивалось творчество А.Абу-Бакара;
– исследовать особенности и функции конфликта как смыслообразующего фактора в повестях А. Абу-Бакара;
– рассмотреть формы авторского присутствия в каждой из анализируемых повестей;
– выделить роль социальных процессов в динамике характеров повестей;
– показать особенности нарративного дискурса в каждом из произведений;
– подвергнуть анализу элементы и характерные черты «прозы нравственного эксперимента».
Степень разработанности темы:
Многие аспекты произведений А. Абу-Бакара затронуты в исследованиях литературоведов и критиков: С.М. Хайбуллаева, Ф.О. Абакаровой, С.Х.Ахмедова, М.И. Зульфукаровой, А.М. Вагидова, З.Г. Казбековой, К.К.Султанова, Ш.А. Мазанаева, А.-К.Ю. Абдуллатипова, З.К. Магомедовой и других, а также в периодической российской печати разных лет в форме откликов, отзывов и рецензий. Кроме того, отдельные вопросы стиля, хронотопа, системы образов, особенностей повествования рассматриваются в диссертационных трудах Э.М. Омаршаевой, Р.А. Альбуриевой, Г.К. Магомедшапиевой, П.К. Рамазановой и др.
Вместе с тем, вопрос исследования новаторских тенденций, смены художественных парадигм в ряде произведений писателя остается до сегодняшнего дня открытым. Несмотря на немалое количество исследований, проблема эта далека от решения.
Научная новизна работы обусловлена впервые предпринятой попыткой разработки принципов системного анализа жанрово-стилевых и композиционных особенностей вышеназванных повестей писателя, в которых доминируют новые черты поэтики, отличные от традиционных; исследования особенностей композиции, конфликта, способов наррации, их глубокого и детального анализа.
Таким образом, диссертационное исследование демонстрирует новый, комплексный взгляд на разнообразие жанрово-стилевых особенностей исследуемых повестей А.Абу-Бакара, который позволяет в значительной степени расширить рамки интерпретации и других произведений писателя.
Повести «Исповедь на рассвете», «Отелло из Баршамая», «Анида» в той или иной мере упоминались в работах исследователей, однако эти тексты не подвергались системному анализу с концептуальной точки зрения.
На примерах анализа наиболее характерных аспектов исследуемых текстов в работе выделены те композиционные структуры и содержательно-повествовательные компоненты, посредством которых автор пришел к созданию радикально новых для себя повествовательных конструкций.
Теоретической и методологической основой послужили труды В.Г.Белинского, В.В.Виноградова, М.М.Бахтина, В.Г.Томашевского, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Л.Я.Гинзбург, В.Г.Хализева и др. В исследовании отдельных аспектов поэтики – Б.М.Храпченко, Г.Н.Поспелова, Л.А.Соколовой, А.Б.Есина, К.К.Султанова, Н.Д.Тамарченко, Л.А.Шерлаимовой и др. Использованы работы историко-литературного плана – А.Г.Бочарова, Н.Л.Лейдермана, М.Н.Липовецкого, А.М.Черняка и др.
В процессе работы над темой автор также ориентировался на исследования дагестанских ученых: акад. Г.Г.Гамзатова, Ф.О.Абакаровой, А.-К.Ю. Абдуллатипова, К.И.Абукова, С.-М.Х.Акбиева, А.А.Алихановой, С.Х.Ахмедова, А.М.Вагидова, З.Г.Казбековой, Э.Ю.Кассиева, Ш.А.Мазанаева, З.К.Магомедовой, Г.Б.Мусахановой.
Диссертационное исследование базируется на следующих методологических принципах:
1) системном подходе к изучению повестей А.Абу-Бакара;
2) многоуровневом анализе художественной структуры рассматриваемых текстов с точки зрения смены доминантных художественных парадигм.
В работе применялись историко-эволюционный, описательно-аналитический и сравнительно-типологический методы исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
– наличие ряда произведений А.Абу-Бакара, часть из которых мы анализируем, позволяет говорить о том, что писатель отнюдь не был «заложником» собственного стиля. Рассказы и повести, созданные им в совершенно иной стилевой манере, отличной от традиционной, но не менее значительные, чем его «фольклорные» тексты, свидетельствуют о том, что писатель «художественно-сознательно» (М.Бахтин) владел своим стилем;
– в повести «Исповедь на рассвете» писатель отказывается от устоявшихся в его творчестве стереотипов орнаментальной прозы и уделяет пристальное внимание изучению причин и следствий человеческих поступков;
– повесть «Исповедь на рассвете» резко отличается от большинства произведений соцреализма в идейно-тематическом плане;
– повесть «Отелло из Баршамая» стала предтечей дагестанской «перестроечной» литературы. В данном произведении повествователь, – главный герой повести, – является alter-ego автора, транслирующим его мысли, передающим его мировоззренческое противостояние с новыми хозяевами жизни;
– в повести «Анида» нет социальной направленности, но романтическая история любви решена писателем в новом ключе. Абу-Бакар обращается к «прозе нравственного эксперимента», что предполагает условность ситуаций, моделирование определенных сюжетных коллизий, нетипичность поступков героев и их окружения;
– писатель строит действие повести «Анида» по определенной модели, подводящей читателя к назидательным выводам. Таким образом, в повести задействована схема притчи, но эта притчеобразность произведения лишена фольклорной подоплеки;
– разнообразие способов воплощения материала в жанровых рамках повести, смена стилей, лексики, многообразие композиционных вариаций, обращение к экспериментальным формам построения произведения свидетельствуют о широте художественного диапазона писателя.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она восполнила некоторые пробелы в имеющихся трудах, посвященных рассмотрению творчества А.Абу-Бакара. Создание разносторонней картины стилевого, тематического и художественного разнообразия повестей писателя будет содействовать расширенному восприятию его творчества, более полному описанию современного состояния дагестанской литературы.
Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты можно использовать в вузовских спецкурсах и спецсеминарах, посвященных проблемам дагестанской литературы второй половины XX века, творчеству А.Абу-Бакара, при составлении программ и учебных пособий в вузовской практике, колледжах и школах.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в опубликованных научных статьях. Диссертация обсуждена на кафедре литературы Дагестанского государственного педагогического университета. Отдельные части представлены в качестве докладов на научных конференциях.
Структура диссертации определяется ее содержанием и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.