Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Багаудина Узунаева: жанровые и художественно-стилевые особенности Атавова, Инна Хумкерхановна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Атавова, Инна Хумкерхановна. Творчество Багаудина Узунаева: жанровые и художественно-стилевые особенности : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Атавова Инна Хумкерхановна; [Место защиты: Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Цадасы].- Махачкала, 2013.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/745

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью создания целостной картины состояния современной дагестанской русскоязычной поэзии на основе анализа поэтического творчества одного из известных ее представителей - Б. Узунаева. В центре внимания нашего исследования - основные проблемы обогащения поэтической тематики и жанрового многообразия современной дагестанской поэзии. На наш взгляд, в этих направлениях наиболее ярко отразились основные тенденции развития современной русскоязычной дагестанской лирики.

В последнее время в дагестанской русскоязычной поэзии наметился некоторый спад в художественном и содержательном аспектах. Это объясняется переходным периодом, который современная дагестанская литература переживает вместе с другими литературами России.

Такие сложные процессы не могут произойти быстро и безболезненно. Выигрывая в новых художественных средствах, в обретении более массовой аудитории, дагестанская литература в чем-то и теряет. Например, вместе с оттесняемыми на обочину культурной жизни местными языками безвозвратно теряется художественное богатство этих языков. Дагестанская литература переживает сегодня не лучшие времена.

К числу редких исключений принадлежат две книги кумыкского поэта, пишущего на русском языке, Багаудина Узунаева. Поэтический сборник «Анатомия грусти» (автор снабдил ее альтернативным названием «Терапия судьбы») и книга басен «Выбор есть!». Эти книги, по словам автора, являются итоговыми: в них различные тематические, стилистические, формальные и идейные поиски поэта нашли свое полное воплощение. В ранних, наиболее лиричных стихах поэта, пробиваются ростки рационального, морализаторского, сатирического характера, что особенно проявляется в жанре басни с ее нравоучительным пафосом и карикатурным изображением людей и ситуаций.

Первое появление в местной печати стихотворений Багаудина Узунаева сразу же обратило на себя внимание дагестанских критиков. Прежде всего, бросалось в глаза то, что юноша, не являющийся по происхождению русским, тем не менее достаточно полноценно выражал свои эмоции и мысли на русском языке.

Объект исследования - лирическое и басенное творчество Б. Узунаева.

Предметом исследования являются особенности мировосприятия лирического героя, исследование художественного мира произведений русскоязычного поэта Б. Узунаева.

Степень изученности. Творчество Багаудина Узунаева не становилось до сих пор предметом специального изучения и в монографическом плане остается неисследованным. Отдельные статьи, рецензии, посвященные его творчеству, предисловия к его книгам стихов, написанные собратьями по перу, исследователями, отнюдь не решают в целом проблемы, поставленной в данной работе. Однако в них находят выражение некоторые характерные черты творчества Б. Узунаева, делается попытка выявления художественного своеобразия его лирики и басенного творчества.

В отечественном литературоведении имеется немало исследований, посвященных современному литературному развитию в целом и лирики, в частности. Основным тенденциям развития современной русской литературы посвящены монографии: «Современная советская поэзия» В.А. Зайцева (1990), «Современная философская поэзия» А. Павловского (2000), учебные пособия «Русская постмодернистская литература» И.С. Скоропановой (2001), «Современная русская литература в конце века (1986-1990-е годы)» Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого (2001), «История русской литературы. 90-е годы XX века» Ю.И. Минералова (2005) и др.

В национальных литературах уделяется большое внимание осмыслению текущего литературного процесса. Известны монографические исследования: «История лакской литературы. Т. 3.» С.Х. Ахмедова (2011), «Национальное своеобразие адыгской поэзии и проблемы творческой индивидуальности художника» Х.И. Бакова (1991), «Жанровое движение: эволюция жанровых форм и внутренних закономерностей развития калмыцкой поэзии XX в.» В.Д. Пюрвеева (1990), «Современная башкирская поэзия (Проблемы эволюции)» Р.Т. Бикбаева (1995), «Народно-поэтические истоки национальных литератур Сибири: Бурятии, Тувы, Якутии» С.Ж. Балданова (2001), «Становление, развитие и спад бурятской литературы (1917-1995)» В.Ц. Найдакова (2003), «Хакасская поэзия 1920-1990-х годов: типология и закономерности развития» А.Л. Кошелевой (2005), «Развитие хакасской поэзии 1940-1990-х гг.: традиции и новаторство» Н.Н. Таскараковой (2004), «Тенденции развития современной даргинской поэзии» Р.Р. Багомедова (1998), «Поэзия Магомеда Атабаева в контексте дагестанской литературы: аспекты новаторства и национального своеобразия» М.М. Минатуллаевой (2007), «Поэтика современной табасаранской лирики» Ашурбековой Э.А. (2005), «Новейшая лезгинская поэзия: опыт эстетического конструирования поэтического бытия» Бедирханова С.А. (2009) и др.

С предисловием к книге стихов и басен Б. Узунаева «Попытка быть», изданной в 2004 году в Махачкале, выступил его собрат по перу Виктор Лапшин, который отметил: «Представлять стихи Багаудина Узунаева нет смысла. Они сами по себе говорят - вольно и ярко. Просто хочется поделиться с читателями редкой во все времена радостью: явился новый поэт. Давно я не испытывал такого удовольствия при чтении стихов. И - благодарной радости! А это чувство - верный знак: перед тобой поэзия» [3, с. 2].

В книге стихов Б. Узунаева «Анатомия грусти», изданной в 2006 году в Махачкале, редактор Саида Муртузалиева отмечает: «Что можно сказать об этой книге?! Почерк поэта не изменился - это все тот же Багаудин Узунаев, который ищет в малом - большое, в простом - необыкновенное, в конечном - бессмертное. От этого мастерство поэта только выросло, ярче стали краски, с помощью которых он воплощает свое мировоззрение» [4, с. 5].

В отмеченных и некоторых других публикациях характеризуются отдельные изобразительно-выразительные средства, идейно-тематическое содержание поэзии и басенного творчества Б. Узунаева, что в данной работе учтено и использовано.

Цель исследования состоит в выявлении основных тенденций современной дагестанской поэзии на примере создания целостного представления о творчестве Багаудина Узунаева. В соответствии с этой целью определены следующие задачи:

исследовать творческий путь Б. Узунаева;

проследить жанрово-стилевые особенности творчества современного русскоязычного дагестанского поэта Б. Узунаева;

проанализировать новаторские поиски Б. Узунаева в плане развития жанровой системы;

выявить художественные особенности творчества поэта;

установить оригинальное и самобытное в басенном творчестве Б. Узунаева;

оценить вклад поэта в развитие современной дагестанской поэзии.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые

дается наиболее полное представление о поэзии и басенном творчестве Б. Узунаева, о специфике его стиля и особенностях поэтики, осмысление поэзии Б. Узунаева на фоне современной дагестанской поэзии. Рассмотрено жанровое своеобразие поэзии изучаемого автора.

Основой диссертации послужили классические труды известных литературоведов: В.Г. Белинского, А. Потебни, М. Жирмунского, И.В. Стеблевой, О. Мандельштама, Г.А. Гуляева, В.Е. Хализева, А.Б. Есина, С.Н. Бройтмана, Н. Лейдермана, М. Липовецкого, М. Берга, Л.С. Выготского, М.Л. Гаспарова, Вл. Губайловского, С. Чупринина, В.В. Федорова, В.В. Виноградова, И.И. Ильина, И.В. Ильинского и других. Роль методологической базы сыграли принципы исследования, использованные в работах дагестанских литературоведов: С.Х. Ахмедова, А.-К.Ю. Абдуллатипова, К.И. Абукова, А.М. Аджиева, З.Н. Акавова, С.Х. Акбиева, Г.Г. Гамзатова, З.З. Гаджиевой, Ч.С. Юсуповой, З.К. Магомедовой и других.

В основу исследования положены следующие методы:

методы анализа эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

методы анализа сравнительно-сопоставительного плана; типологический, системный, аналитический и текстологический методы.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что изучение поэтического и басенного творчества Б. Узунаева может содействовать более глубокому пониманию творчества других современных дагестанских авторов. Создание целостной картины идейно-тематического и художественного своеобразия поэзии и басенного творчества, в том числе филологический анализ отдельных лирических стихотворений и басен Б. Узунаева, способствует более полному осмыслению современного состояния дагестанских и других северокавказских литератур.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что материал диссертации, ее выводы и обобщения могут быть использованы при создании учебников, учебных пособий по современной дагестанской литературе для вузов, средних специальных учебных заведений и школ республики. На основе данной работы могут быть прочитаны факультативные и специальные курсы на факультетах дагестанской филологии ДГУ И ДГПУ.

Похожие диссертации на Творчество Багаудина Узунаева: жанровые и художественно-стилевые особенности