Введение к работе
Актуальность темы диссертационной работы состоит в постановке и теоретическом осмыслении малоизученных в кабардинском литературоведении вопросов жанрово-стилевой особенности, идейно-тематической направленности и поэтики творчества Зубера Тхагазитова. В современном литературоведении активизируются процессы изучения становления и развития национальных литератур Северного Кавказа, особенно адыгских литератур.
Актуальность темы диссертационного исследования определяется недостаточной изученностью творчества З.Тхагазитова и назревшей необходимостью восполнить существующий пробел в современном кабардинском литературоведении.
Новаторская поэзия З.Тхагазитова тесно связана с важными творческими проблемами современной кабардинской литературы, потому изучение ее представляется интересным и значимым. В настоящей работе исследуется основная тематика, поэтика и жанровая специфика поэзии З.Тхагазитова, обстоятельно анализируются проблемы отношения к классическому наследию русской и родной литературы, традиций и новаторства, вопросы социальной и художественной направленности кабардинской поэзии, ее роль и место в литературном процессе конца XX – начала XXI столетий.
Мир индивидуального творчества З. Тхагазитова как мастера поэтического искусства формировался под влиянием русской классической и национальной поэзии. Его произведения насыщены высокой духовностью, патриотизмом и отличаются совершенством формы, стиля, характеризуются свободным владением лексическими средствами образной выразительности родного языка.
Актуальность темы исследования объясняется также тем, что национальная поэзия отличается разнохарактерностью художественных тенденций, существующих в эстетическом единстве с определяющей поэтической школой – реалистической и романтической. Это усложняет исследование национальной литературы и создание обобщающих работ, в связи с чем возникает необходимость научного изучения творчества наиболее талантливых и ярких поэтов, одним из которых в кабардинской литературе является Зубер Тхагазитов. Его поэтическое творчество определяет на сегодняшний день общие тенденции и вектор развития национальной поэзии второй половины XX – начала XXI столетий.
Национально-эстетические особенности лирики З.Тхагазитова исследовались литературоведами второй половины XX века: З.Налоев, Х.Теунов, М.Сокуров, Х.Кажаров и др., но существующие на сегодняшний день публикации не дают полной изученности творчества поэта. Актуальность диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка системного исследования его поэзии, рассмотренной в тесной связи с мотивными полями других кабардинских поэтов.
Степень научной разработанности темы. Поэтическое творчество З.Тхагазитова давно вызывает исследовательский интерес. К творчеству поэта обращались ведущие литературоведы Северного Кавказа: Х.И. Теунов, А.О. Шогенцуков, К.Ш. Кулиев, М.Г. Сокуров, М.Ж. Мидов, Х.Х. Кажаров и др. В статьях и рецензиях указанные авторы касались особенностей творческого мастерства поэта, тематики его произведений, но в них не анализировался основной комплекс вопросов, связанных со спецификой жанровой системы, поэтики, с концепцией художественных образов.
В кабардинском литературоведении проблемы поэтических систем отдельных авторов, связанные с тематикой, поэтикой стилей и жанров, всегда были одними из основополагающих доминант. Из последних диссертационных исследований можно назвать работу Э.М. Гедгафовой «Художественно-стилевые тенденции кабардинской поэзии 1970-1990-х годов» (Нальчик, 2007) и работу Е.А. Куянцевой «Кабардинская лирическая поэзия XX века: культурно-эстетическая основа, поэтика жанров и стилей» (Нальчик, 2009).
При всем многообразии научных концепций, суждений и мнений по творчеству З.Тхагазитова, до настоящего времени нет специального монографического исследования, посвященного жанровой специфике его поэзии, тематическому многообразию, поэтике.
В связи с этим представляется оправданным выбор темы по исследованию творчества кабардинского поэта З.Тхагазитова.
Первыми к творчеству З.Тхагазитова обратились известный литературовед З.М. Налоев, им была написана статья «Стихи З.Тхагазитова» (КБП, 1958, 17 июня), и поэтесса И.Кашежева «Мы пробуем голос» («Советская молодежь», 1962, 2 декабря). В ее переводе был издан сборник стихов З.Тхагазитова «Иду к тебе» (М., 1978).
На кабардинском языке о творчестве З.Тхагазитова также были опубликованы статья писателя Х.Теунова «В добрый путь» («Гъуэгу махуэ») в 1960 году 13 мая в газете «Ленин г.», а в 1962 году опубликована статья поэта Ад. Шогенцукова «Младший брат, полный жизни» («ШынэхъыщIэ, зи гъащIэ изыгъуэ») в указанной газете 4 декабря.
В середине 60-х и 70-х годов XX века на стихи З.Тхагазитова обратила внимание творческая русскоязычная интеллигенция: М.Киреев, К.Кулиев, О.Леонова, Н. Скребов, К.Султанов, Т.Бек.
Эти литературно-критические суждения, высказанные в периодической печати в форме рецензий и небольших статей по поводу конкретных сборников стихов З.Тхагазитова, не могут претендовать на полноту оценки его творческого своеобразия и поэтической индивидуальности.
О потребности в обобщенной литературной оценки поэтического творчества З. Тхагазитова свидетельствуют и статьи, посвященные отдельным проблемам творчества поэта Х. Кажарова («С песней в дорогу»: «Уэрэдыр и гъуэгу гъуэмылу». // Iуащхьэмахуэ. 1962. №4. С. 79-82), М. Сокурова («Чей маяк – человечность»: «ЦIыхугъэр зи гъуазэ» // Iуащхьэмахуэ. 1984.№5. С. 69-73), М.Мидова («Меткие заметки»: «Гулъытэ шэрыуэхэр» // Iуащхьэмахуэ. 1988.№5. С.38-41), К. Шокуева («Жизнь не дарит ничего даром»: «ГъащIэм пщIэншэу ищIкъым тыгъэ»// «Нелегок путь поисков»: «Тыншкъым лъыхъум и гъуэгур». – (Нальчик, 1991. С. 8-14).
Опора на труды указанных исследователей позволила нам открыть и изучить новые грани поэтического творчества З.Тхагазитова, связанные со спецификой жанров, тематической направленностью, классификацией поэтических текстов, определением доминирующих тем, а также выявлением поэтических особенностей творчества.
Предметом анализа становится не просто совокупность приемов и «средств» произведений сборников «Иду к тебе». Стихи. (М., 1978), «Память»: Стихи и баллады. (Нальчик, 1975), «Лицо земли: Стихи (Нальчик, 1970) З. Тхагазитова, но единство и целостность формы и содержания в их исторически обусловленном своеобразии в контексте развития кабардинской поэзии 1960-1990 годов.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что она является первой попыткой целостного осмысления и многоаспектного анализа поэтического творчества Зубера Тхагазитова. В диссертации впервые исследуются вопросы жанрового своеобразия поэта, рассматриваются национально-эстетические аспекты, основные мотивы творчества и его поэтическая индивидуальность в жанре традиционного лирического послания и посвящения. Традиции в этом классическом жанре рассматриваются под новым углом зрения, позволяющим выявить эстетическое и художественное мышление З. Тхагазитова, полноту его идейно-эстетической проблематики в контексте развития кабардинской поэзии 60-х-90-х годов ХХ века. Для решения выдвинутой проблемы привлечен сопоставительный литературный материал, а именно: поэзия Алима Кешокова, Адама Шогенцукова, Фаусат Балкаровой, Анатолия Бицуева и других кабардинских поэтов.
Научная новизна работы состоит также в том, что впервые исследованы особенности философской лирики З.Тхагазитова, определено место в его поэтической картине мира образов-концептов «время» и «пространство», «жизнь и смерть», «родина и народ». Изучен и авторский ментально-философский подход к данным концептам.
Научная новизна работы заключается не только в выборе актуальной темы, но и в том, что впервые привлекаются к монографическому исследованию архивные материалы по творчеству З.Тхагазитова, хранящиеся в ЦГА КБР. Они впервые вводятся в научный оборот.
Цель и задачи исследования. Главная цель исследования – анализ поэтических произведений Зубера Тхагазитова для определения жанровой специфики его поэзии, выявления многообразия тематики, стилевых особенностей, а также сравнительное сопоставление его стихов поэта с произведениями других кабардинских поэтов, творчество которых формировалось и развивалось в 1960-1990-х г.г.
Для реализации поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:
провести художественно-стилистический анализ произведений поэта и выявить основные мотивы его лирики;
определить типологические вариации малой лирической формы в жанровой системе З. Тхагазитова;
изучить художественно-эстетическую и нравственно-этическую концепцию поэзии З. Тхагазитова 1960-1990-х годов;
исследовать проблему «человек и война» в художественном осмыслении З. Тхагазитова и выявить некоторые общие для кабардинской поэзии философские и этические аспекты;
выяснить содержание образов-концептов «время» и «пространство» в философской поэзии З.Тхагазитова;
показать особенности эстетического восприятия природы родного края и функции образов природы, в которых сформирован авторский ментально-философский подход.
Объект исследования. В качестве объекта исследования выбраны лирические произведения З. Тхагазитова в оригинале и в переводах С.Вольского, И. Кашежевой, Р. Казаковой, Л. Шереншевского, Г.Серебрякова, Д. Голубкова, Т. Жирмунской, В. Стрелкова, В.Бокова, М. Ногтевой, Б. Гойковича, Ю. Крутова; в отдельных случаях нами использован собственный подстрочный перевод на русский язык и подстрочные переводы поэта З. Тхагазитова, хранящиеся в Центральном Государственном архиве КБР.
Объектом исследования в основном являются сборники стихов З.Тхагазитова «Память»: Стихи и баллады (Нальчик, 1975), «Иду к тебе». Стихи (М.,1978) и «Избранное» в 2-х томах (Нальчик, 1997), изданное на родном языке.
Предмет исследования – особенности развития жанровой, художественно-эстетической и тематической систем лирики Зубера Тхагазитова.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что она углубляет представления о сущности, месте и роли творчества самобытного художника слова З.Тхагазитова в кабардинском литературном процессе 1960-1990-х годов.
Теоретическая значимость исследования определяется и тем, что в нём выявлены теоретико-литературные дефиниции в сознании крупного кабардинского лирика, творческая деятельность которого приходится на рубеж XX-XXI века. Художественный мир поэта охарактеризован нами как выражение общих процессов его эстетического и художественного мышления, субъективно-национального мировосприятия.
В диссертации разработаны и некоторые методологические и историко-теоретические принципы изучения национальной поэзии.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания теории и истории кабардинской литературы, а также могут стать основой спецкурсов по литературам народов Северного Кавказа и, в первую очередь, по современной адыгской литературе: черкесской, адыгейской, кабардинской.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы также в образовательном процессе КБР, КЧР и Республики Адыгея при составлении программ учебных дисциплин по адыгским литературам. Возможно использование материалов диссертации в профессиональной подготовке и переподготовке социальных педагогов-психологов, работников органов образования и педагогического персонала.
Результаты исследования могут стать частью научных трудов по кабардинской литературе и способствовать формированию общих взглядов на процесс развития новописьменных литератур и ее отдельных писателей.
Методологической основой диссертационного исследования послужили труды ведущих ученых в области литературоведения и истории литературы. По проблемам характера эволюции творчества, жанровой специфики, хронотопу, тематическому многообразию и поэтике мы ориентировались на труды известных ученых: С.С. Аверинцева, М.П. Алексеева, М.А. Барга, М.М. Бахтина, А.С. Бушмина, Г.Г. Гамзатова, Г.Д. Гачева, Л.Я. Гинзбург, А.Ф. Лосева, Г.И. Ломидзе, Г.Н. Поспелова, К.К. Султанова.
Методологической основой также стала ориентация на целостное восприятие литературного процесса кабардинской поэзии 60-90-х годов ХХ века, на идею взаимодействия и взаимовлияния национальных литератур, исторически имеющих общую судьбу, на тенденции развития современной кабардинской поэзии, частью которой является поэтическое творчество Зубера Тхагазитова.
Методологическая основа диссертации строится на принципах сравнительно-типологического изучения поэзии З. Тхагазитова и кабардинских поэтов, близких ему по художественно-эстетической направленности. Методы и приёмы исследования опираются на принципы научной объективности. В работе реализован системный подход, который позволил выявить самобытность и новаторство поэзии З. Тхагазитова.
В исследовании также использованы статьи, рецензии, предисловия на книги З.Тхагазитова: М.Киреева, Н.Артемушкиной, И.Кашежевой, Н.Скребова, В.Кузбьмина, М.Шаковой.
Существенную помощь при изучении творчества поэта нам оказали монографии К.Султанова «Певцы разных миров» (1971) и З.М. Налоева «Послевоенная кабардинская поэзия» (1970).
Для решения поставленной цели и достижения задач в ходе работы над диссертацией нами был в основном применён сравнительно-сопоставительный метод исследования, а также методы структурной поэтики.
Исходя из указанных позиций новизны исследования, а также в соответствии с изложенными актуальностью темы, целью и задачами исследования, на защиту выносятся следующие положения:
1. В историю кабардинской литературы Зубер Мухамедович Тхагазитов вошёл как поэт-лирик, создавший более двадцати книг, в которых отразились гуманистические традиции познания истории, времени и созидательной деятельности человека. Его поэзия, национальная по содержанию и тесно связанная с социальными потребностями общества, органично вписалась в общий литературный процесс 60-90-х годов ХХ века как одна из ярких его страниц.
2. Творчество З. Тхагазитова развивается в рамках художественно-эстетических традиций родного фольклора, русской литературы и постижения реалистического опыта писателей старшего поколения: Али Шогенцукова, Алима Кешокова, Адама Шогенцукова и др.
3. Поскольку в его творчестве слились воедино богатые традиции фольклора адыгов, национальной письменной культуры и отечественной классики, он является создателем концепции национального характера в лирических посланиях А. Кешокову, К. Кулиеву, Р. Гамзатову, А. Хавпачеву, Д. Кугультинову, М. Кариму, Т. Керашеву, Н. Бараташвили, М. Дудину. В жанре послания поэт ускорил переход от традиционной эстетики к новой, опирающейся на историко-философский опыт изображения отдельной личности и расширение философской концепции мира и человека.
4. По художественно-эстетическому содержанию, глубине и выразительности поэтических средств творчество З. Тхагазитова отличается новым взглядом на концепцию мира и человека, чему способствует использованная новая поэтика и стилистика произведений «Разговор с Балтикой» (Алиму Кешокову), «Песнь отчизны» («Лъахэ уэрэд»), «Земля и небо» («ЩIымрэ уафэмрэ»), «Лицо земли» («ЩIым и напэ») и др.
5. В художественном осмыслении категорий времени и пространства, жизни и смерти З. Тхагазитов придерживается нравственно-этических воззрений классиков, начиная от Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова до традиционных поэтических взглядов национальных поэтов ХХ века – Б. Пачева, К. Мечиева, Али Шогенцукова, К. Кулиева, А.Кешокова, Р. Гамзатова, Ад. Шогенцукова.
6. Особенности индивидуального своеобразия художественных воззрений З. Тхагазитова на роль и назначение человека в жизни и в истории сказались в философском насыщении содержания лирического «Я», в оптимизме и пафосе стихов этой тематики: «Порой земля мне человеком кажется…» («ЩIыр цIыхум ещхьу зэм къысфIощI»), «Дуб» ( Жыгей») и др.
7. Образы-концепты «время» и «пространство», «жизнь-смерть», «время и человек» в поэтической картине мира З.Тхагазитова не новы, но отличаются национальным своеобразием, спецификой эстетического и художественного мышления, его поэтической индивидуальностью («Край, где я рождён», «О времени», «Едва ль не с самого утра…», «Зимняя ночь», «Тебя ожидают звезды», «Солнцу в ненастный осенний день» и др.). В них сформирован авторский ментально-философский подход ко многим онтологическим вопросам бытия.
8. О цели и смысле поэтического творчества З.Тхагазитов говорит не только в своих программных стихах («Художник на берегу моря»), но и исследует в ряде работ литературоведческого характера. Он автор труда «Дорога развития» («Зыужьыныгъэм и гъуэгу», 1987), в которую вошли литературоведческие и литературно-критические статьи, опубликованные им в разное время в газетах «Ленин гъуэгу» («Ленинский путь»), «Адыгэ псалъэ» («Адыгское слово»), «Кабардино-Балкарская правда», в журнале «Iуащхьэмахуэ» («Эльбрус»). Он глубоко исследовал творчество кабардинских поэтов и прозаиков – П.Кажарова, Б.Кагермазова, Б.Куашева, А.Кешокова, Л.Губжокова, З.Налоева, Х.Теунова, Х.Шекихачева, С.Мафедзова, Х.Хавпачева, П.Шевлокова, П.Мисакова, Х.Кауфова.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в докладах на следующих научно-практических конференциях: «Теоретические и методические проблемы национально-русского двуязычия» международная научно-практическая конференция, 27-28 мая 2009 (г.Махачкала); «Культура, искусство, образование на рубеже веков» III Международная научно-практическая конференция (г.Нальчик); «Культурно-историческое наследие Кязима Мечиева», посвященная 150-летию со дня рождения поэта, Республиканская научно-практическая конференция (г.Нальчик); «Культурно-историческое наследие народов Северного Кавказа и его роль в воспитании современной молодёжи» Межвузовская научно-теоретическая конференция (г.Нальчик); «Вклад регионов Юга России в победу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» Российская научно-практическая конференция 20-22 апреля 2010 ( г.Элиста).
Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в 8 публикациях, в том числе в статье, опубликованной в ведущем рецензируемом журнале, рекомендуемом ВАК РФ («Известия КБНЦ РАН. г.Нальчик).
Диссертация обсуждена на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (декабрь, 2011), на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (февраль, 2012).
Структура диссертационной работы обусловлена характером исследуемой темы, поставленной целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.