Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мордовская басня: движение жанра Канаева Лидия Петровна

Мордовская басня: движение жанра
<
Мордовская басня: движение жанра Мордовская басня: движение жанра Мордовская басня: движение жанра Мордовская басня: движение жанра Мордовская басня: движение жанра Мордовская басня: движение жанра Мордовская басня: движение жанра Мордовская басня: движение жанра Мордовская басня: движение жанра
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Канаева Лидия Петровна. Мордовская басня: движение жанра : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 : Саранск, 2004 174 c. РГБ ОД, 61:04-10/1214

Содержание к диссертации

Введение

1. Фольклорные и литературные истоки мордовской басни 10

2. Становление и развитие жанра басни в контексте движения мордовской литературы 40

3. Современное состояние мордовской басни 75

3.1. Художественно-эстетическое своеобразие сатиры М. Бебана 76

3.2. Национальные традиции смеховой культуры в басенном творчестве И. Шумилкина 108

3.3. Развитие жанровой и эстетической природы мордовской басни XX века 130

Заключение 154

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования. За относительно недолгую историю своего развития мордовская литература как непрерывно развивающаяся сфера духовной культуры народа прошла большой и сложный путь развития, выработала свою эстетику, методы, принципы типизации характерных явлений жизни. Сегодня, в период усиления внимания общества к национальным проблемам, время требует нового осмысления многих процессов литературы, введения в научный оборот ранее «упущенного» материала, что позволит глубже понять особенности национального характера, психологии, жизнеспособности нации. К числу малоизученных, прежде ускользавших из поля зрения мордовских исследователей, относится и басня.

Как литературный жанр басня имеет свои нормы и требования, специфическую тематику, стиль и мир образов. В научных и теоретических источниках встречаются различные ее толкования и формулировки. Так, в «Большой Советской энциклопедии» дается следующее определение: «Басня - литературный жанр, краткий, обычно стихотворный рассказ в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения. Басня близка к притче и апологу» (12. С. 77). В «Краткой литературной энциклопедии» отмечается, что «басня - один из видов лирико-эпического жанра. Басня близка к притче и апологу, представляет собой краткий, чаще всего стихотворный рассказ, как правило, нравоучительного характера, обычно басне свойственно ироническое или сатирическое иносказание» (55. С. 467). Как видим, здесь не упоминаются прозаические виды басни, традиционность аллегорических сюжетов, некоторые особенности жанра. Каїс литературная форма басня — жанр сюжетный. Вне сюжета, вне развития действия басня не существует. За иноска-зательностью басенной структуры скрывается особая обличительная система мировосприятия, противостоящая видимости социальной гармонии. Иначе говоря, в самой природе басни заложено антиидеальное восприятие мира.

В разных странах и на разных этапах развития эстетическая природа басни не оставалась неизменной, но уже на ранних стадиях жанрового самоопределения была признана важность ее как действенной формы социальной критики. Л. Выготский, рассматривая басню в синтезе, заключающем в себе зерно лирики, эпоса и драмы, считает, что басня «заставляет нас силой поэзии, заключенной в ней, реагировать чувством на то действие, которое оно развивает» (28. С. 139). В.Г. Белинский не отрицает того, что басня может заключать в себе элементы иных родов поэзии, например, отдельные черты эпической поэмы, или комедии, но она всегда подчиняет их выполнению собственного эстетического задания. Басня «как она есть, не может быть заменена никаким другим родом, как бы он ни был выше ее» (11. С. 576).

Возникновение басни как жанра в каждой национальной литературе обусловлено необходимостью, поскольку по своим идейно-художественным и формально-поэтическим функциям она играет незаменимую роль в общественной жизни народа и занимает особое положение среди других литературных жанров. Это один'из самых популярных и демократических жанров литературы, поэтому лучшие его образцы широко распространены во всех литературах.

Процесс формирования и развития жанра басни в национальной литературе имеет свои особенности, так как проходил на различных, имевших свою специфику, исторических стадиях. Имеющийся в нашем распоряжении фактический материал говорит не только о большой глубине и художественной выразительности жанра, но и о заметном месте его в литературном творчестве мордовских поэтов. Характерные элементы басенной поэтики (сатирическая заостренность, иносказательность, обличительная концовка) встречаются еще в первых мордовских сатирических стихотворениях 20-х годов XX в. Исследователи начального периода развития литературы относят становление жанра басни именно к этому периоду. В.М. Макушкин, говоря об этапах развития мордовской литературы, заключает, что «в поэзии 20-х годов сложились и утвердились политическая (гражданская), интимная и пейзажная лирика, сатирический фельетон и басня» (59. С 47). Т.И. Кубанцев, анализируя основные направле-

ния и закономерности формирования жанров в художественном творчестве мордвы, также приходит к выводу, что «первыми литературными жанрами стали, прежде всего, публицистическое стихотворение, стихотворный фельетон, сатирическая частушка, басня, памфлет и пародия» (127. С. 4). «Первые опыты в басенном творчестве 20-х годов свидетельствуют о выходе мордовской литературы на путь становления и развития», - утверждает В.И. Демин (121. С. 96). По сути, это зачаточная форма басни, в которой имеются многие компоненты, присущие жанру, и исходная ситуация, и повествовательная часть, и концовка, в которой заключена мораль. Для литературного процесса этого периода была характерна второстепенность собственно-эстетических моментов, главное - выявление идеологических тенденций времени. Это главное и определяло систему художественных средств изображения, среди которых преобладали сатирический портрет и комическая речь героев. Басня больше тяготела к сатирическому фельетону или стихотворению с элементами басни. Но эти первые практические опыты мордовских поэтов на пути к басне имеют огромную ценность, поскольку наметили пути ее дальнейшего развития, стали основой формирования басни как самостоятельного литературного жанра.

В 30-е годы Ф. Дурнов, И. Чумаков, Э. Пятай (Е. Пятаев), Н. Сафронов, Н. Цыганов и другие поэты создают произведения, в которых художественная обработка сюжетов выполнена с пониманием эстетических задач, с заботой о языке. Посвященные актуальным проблемам своего времени, они в аллегорической форме осуждают недостатки людей и пороки общества, воспитывают добро и справедливость. Именно этими произведениями закладывалась та система сатирической типизации, которая позднее достигла совершенства в баснях признанных мастеров жанра М. Бебана и И. Шумилкина. Формально-поэтические особенности, сюжет, композиционное строение, идейно-тематическое содержание этих произведений дают достаточное основание отнести их к жанру басни. К сожалению, и в эти годы басня не становится в центре внимания критики. В обзорной статье, посвященной проблемам литературных жанров, А.И. Маскаев не отмечает басню даже в тематическом аспекте

(133. С. 112-128). Практически не уделяется внимание жанру и в коллективной работе ученых В.В. Горбунова, Л.С. Кавтаськина, А.И. Маскаева, Ф.А. Макарова, М.И. Фетисова, Н.И. Черапкина, Б.И. Кирюшкина «Очерк истории мордовской советской литературы», выход в свет которой в 1956 году явился значительным событием в литературной жизни Мордовии. В ней прослежена история мордовской литературы, характеризуются важнейшие этапы ее развития (70). Лишь в середине 50-х годов, с появлением оригинальных и самобытных басен М. Бебана и И. Шумилкина, было положено начало плодотворной традиции мордовской басни. «Именно в 60-е годы..., наконец, был освоен жанр басни (И. Шумилкин, М. Бебан), — утверждает В.В. Горбунов (33. С. 190). О прочности традиции, заложенной поэтами, свидетельствует появление в эти и последующие годы многочисленных басен, изданных в авторских и коллективных сборниках. Ю. Азрапкин, П. Бардин, И. Батяйкин, И. Девин, А. Ежов, П. Любаев, А. Мезякаев, М. Моисеев, И. Нуянзин, Е. Тимошкин, П. Торопкин, Ф. Фролов, В. Чукаров, А. Щеглов и другие поэты, продолжая принципы, заложенные М. Бебаном и И. Шумилкиным, стремятся полнее претворить всю сложную жизнь народа в басенные образы. Басня начинает привлекать внимание исследователей. Некоторые теоретические вопросы басенного жанра рассматриваются А.В. Алешкиным (108. С. 86-100), ПЛ. Бардиным (111. С. 68-72), А.Г. Борисовым (113. С. 70-74), В.И. Деминым (122. С. 107-120). Содержатся отдельные наблюдения о специфике жанра в работах Г. Горбунова, Ф. Макарова, М. Малькиной, М. Моисеева, посвященных творчеству поэтов-баснописцев (117, 129, 130, 132, 136). В таких значительных работах мордовских литературоведов, как «Литература, рожденная Октябрем» (1969), «Поэзия -душа народа» (1973), «Признание» (1984) В.В. Горбунова, «Многоцветие смеха» (1998), «Комическое в мордовской литературе» (2001) В.И. Демина, «Начало пути» (1976) В.М. Макушкина, «Художественный опыт народа и мордовская литература» (1977) А.Г. Борисова, «Единство традиций» (1978) А.В. Алешкина также затрагиваются некоторые проблемы басенного жанра, но в единой последовательности они не рассмотрены. Определение места и ро-

ли жанра басни в сложном историко-литературном процессе требует более конкретного изучения. Специального исследования, посвященного изучению басни, определению ее художественной специфики и национального своеобразия в мордовском литературоведении еще не было.

По существу единственная попытка уяснить типологию жанра на основании его исторического развития принадлежит В.И. Демину. В своей монографической работе «Комическое в мордовской литературе (этапы эволюции)» (2001) он, рассматривая мордовскую басню как органическую часть смеховой культуры мордвы, приходит к справедливому выводу, что басня «одна из национально-своеобразных и развитых жанров мордовской литературы» (38. С. 134). Автор в своей работе дает общее представление о путях развития басенного творчества мордвы, затрагивает некоторые теоретические и практические проблемы жанра, на примере анализа басен мордовских поэтов определяет методологические принципы развития жанра. Опираясь в своем исследовании на названную работу, нами на основе имеющихся литературных материалов показан процесс формирования жанра басни в истории мордовской литературы. В творчестве представителей мордовской литературы различных периодов мы встречаемся с интересными образцами басенного жанра, однако они не были объектом специального изучения.

В целом актуальность темы определяется слабой разработанностью проблем жанра, необходимостью определения художественной специфики мордовской басни, сопоставимости художественно-эстетических явлений фольклора и басни, что дает ключ к пониманию процессов, происходящих в современной мордовской басне. Научное исследование процесса возникновения и развития жанра мордовской басни необходимо в настоящее время и для того, чтобы иметь представление о месте, которое занимает этот жанр в общем комплексе литературы, о его истоках и эволюции, что имеет большое значение при создании подлинно научной истории литературы мордовского народа. Методологическая и теоретическая основа диссертации

В основу методологического подхода к изучению мордовской басни положен системно-целостный подход. В процессе анализа применяются методы

изучения художественного произведения, связанные с использованием сравнительно-исторического, типологического и историко-описательного подходов к изучению литературы. На их основе дается текстологический анализ басен, комментируются их сюжеты и содержание, проводятся межжанровые паралелли.

При освещении общетеоретических вопросов, анализе природы жанра, мы опирались на научно-теоретически положения, выдвинутые в работах М.М. Бахтина, В.Г. Белинского, Ю.Б. Борева, А.С. Бушмина, Л.С. Выготского, М.Л. Гаспарова, Л.Ф. Ершова, Ю.В. Стенника, Н.Л. Степанова, а также исследования мордовских литературоведов (монографии, диссертации, критические статьи), посвященные проблемам развития мордовской литературы: А.В. Алешкина, А. Г Борисова, В.В. Горбунова, В.И. Демина, В.М. Макушкина, М.И. Малькиной, А.И. Маскаева, К.Т. Самородова, Н.И. Черапкина и др.

Цель работы - на основе изучения и анализа басен определить основные тенденции развития жанра со времени его зарождения, рассмотреть воздействие на мордовскую басню устной народной поэзии, народной эстетики и нравственности. Исходя из этого, определены следующие задачи:

обобщение и систематизация имеющихся научно-теоретических и художественных материалов, касающихся жанровой проблематики басни;

проведение целостно-системного литературоведческого исследования путей становления и развития жанра басни, его национального своеобразия;

изучение эволюции тем и проблем мордовской басни на разных этапах, исходя из социально-политических условий;

определение индивидуального своеобразия стиля поэтов-баснописцев: М. Бебана, И. Шумилкина, П. Бардина, И. Девина, Ф. Дурнова, П. Любаева, А. Мезякаева, М. Моисеева, И. Нуянзина, Э. Пятаева, Е. Тимошкина, И. Чумакова и других поэтов, поскольку их творчество отражает историческую закономерность, национальную особенность и динамику развития басни.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые дается развернутая характеристика мордовской басни, определяется ее место в общем литературном процессе, рассматриваются пути развития жанра в мордовской литературе, намечаются и научно обосновываются этапы ее развития, анализи-

руются наиболее характерные тенденции и особенности жанра, выявляются
истоки, указывается тематическое моногообразие, исследуется влияние устно-
^ поэтических эстетических традиций на творчество мордовских поэтов.

В диссертации нашли свое научное разрешение вопросы специфики образной системы басни, связи басни со сказками, пословицами и поговорками; выделены виды басен

Материалом исследования являются наиболее значимые басни мордовских поэтов, представляющие интерес с точки зрения их художественной зрелости и национальной самобытности. В работе анализируются особенности их творчества, актуальность и злободневность басен. Многие из них вводятся в научный оборот впервые.

В диссертации используются научные изыскания по этнографии, истории, фольклористике, посвященные традициям эрзян и мокшан, литературно-фольклорным отношениям.

Практическое значение работы заключается в том, что она заполняет
пробел в области изучения одного из наиболее интересных видов поэтического
творчества, может оказать помощь при подготовке учебных программ для
школ, вузов, текстов лекций по истории мордовской литературы и теории жан-
^ ров. Выводы и наблюдения могут быть использованы в дальнейших исследова-

ниях развития мордовской басни. Фактический и аналитический материал представляет определенный интерес и для многонационального отечественного литературоведения, так как представляет первичный материал для изучения внутрирегионального литературного процесса.

Апробацию диссертация проходила в отделе филологии и финноугроведения ГУ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия». Основные положения работы изложены в тезисах и статьях научных изданий.

, Структура диссертации продиктована логикой раскрытия темы и реше-

ния поставленных проблем. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Фольклорные и литературные истоки мордовской басни

Басня - очень древний жанр, имеющий богатую историю в мировой литературе. Для более глубокого понимания роли жанра, места его в развитии мировой культуры необходим небольшой исторический экскурс. Принято считать, что впервые басня сформировалась как самостоятельный литературный жанр в Древней Греции, в VI веке до нашей эры. Имя легендарного фригийского раба Эзопа навсегда закрепилось за басенным жанром. Долгое время жанр басни оставался за пределами эстетически значимых явлений. Басня рассматривалась в чисто прикладном аспекте как материал для овладения риторическим искусством. Начиная с XVI в. дидактические морализирующие басни сочиняли и печатали на всех западноевропейских языках. Новое рождение европейской поэтической басни связано с именем французского поэта Жан де Лафонтена (1621-1695). Именно он в XVII в. выдвигает на первое место в басне ее эстетическую функцию, создав образцы чисто художественной басни. Через столетие немецкий просветитель Г.Э. Лессинг (1729-1781) определяет художественную ценность басни в неразрывной связи с выполнением ею назидательно-морализирующих функций.

В России переводы басен Эзопа появляются еще с петровских времен, но история русской стихотворной басни начинается в 30-х годах XVIII века с силлабических басен А.Д. Кантемира (1708-1744). В 60-е годы XVIII А.П. Сумароков (1717-1777) создает тот тип художественной структуры стихотворной басни, который был воспринят впоследствии всеми русскими баснописцами и сохранил свое значение до настоящего времени. Многие поэты XVIII века - М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, В.И. Майков, И.И. Хемницер, М.М. Херасков и другие - раскрывали огромные возможности басни. Но «подлинно универсальным жанром русская поэтическая басня становится под пером И.А. Крылова» (85. С. 196). Он в своем творчестве гениально осуществил синтез основных тенденций развития жанра. Благодаря его таланту басня обогатилась народной мудростью и реализмом. Нравоучение и дидактика уступили место юмору и народной насмешке. Природа художественности басни оказалась неразрывно связанной с выполнением ею сатирических функций. Именно так подходил к определению жанра В.Г. Белинский: «Басня как нравоучительный род поэзии в наше время - действительно ложный род; если она для кого-нибудь годится, так разве для детей... Но басня как сатира есть истинный род поэзии» (11. С. 575). По особенностям жанра, вобравшего опыт многих поколений, басня является наиболее лаконичной, ясной и обобщенной формой сатиры. В процессе обретения сатирических функций за счет усиления юмористического начала иносказательная природа басни наполнилась подлинно художественными поэтическими достоинствами. В сатирической басне с особенной полнотой и силой сказалась ее демократическая природа - связь с взглядами народа. На всем протяжении исторического существования функция жанра не оставалась неизменной, но структурная основа в ней сохраняется с большей определенностью, чем в любом другом жанре.

Жанр басни был и остается одним из наиболее характерных явлений в типологии жанрового развития литературной культуры мордовского народа. Мордовская басня за свою относительно недолгую историю прошла сложный путь развития, постепенно обогащаясь. В ней отражаются реальная действительность и разнообразные события общественной жизни. Однако от других жанров литературы басня отличается присущей ей художественной спецификой. Каковы же наиболее существенные признаки басни, если иметь в виду ее классическую форму? Прежде всего, сюжетность, сжатость действия. Сюжет является одним из основных элементов басни. Вне сюжета, вне развития действия басня не существует. Искусство повествования, построения сюжета - неотъемлемая и важнейшая сторона мастерства баснописца. Именно сюжет организует все повествование, позволяет в максимально экономной, драматической форме раскрыть характеры действующих лиц, их взаимоотношения. Второй признак басенной структуры - ее аллегоричность, иносказательность. Персонажи басни являются носителями определенных моральных качеств, раскрывающихся в басенном действии. Третий признак басни - нравоучение, мораль, вытекающая из действия. В ней ощущение традиции, общности структуры особенно сильно и наглядно. Нравоучение в басне вытекает из осмеяния в ней тех или иных отрицательных человеческих черт и свойств, которые и являются ее предметом.

Как и другие виды литературных жанров, басня имела определенную литературную почву, на которой она зародилась и выросла, в ее формировании сыграли важную роль некоторые факторы. Предпосылки возникновения жанра восходят к двум источникам - это произведения устного народного творчества и освоение мирового и русского басенного искусства. А. Веселовский в книге «Историческая поэтика» утверждает, что виды и жанры литературы - это историческая категория. В первобытном обществе не было ни эпоса, ни драмы, ни лирики, а существовал синкретический вид искусства. Процесс вычленения отдельных жанров происходит на последующих этапах развития литературы (22). Исходя из этого, мы приходим к выводу, что в процессе формирования басни на нее, прежде всего, оказывало свое воздействие устное народное творчество: сказки о животных, пословицы, поговорки.

Становление и развитие жанра басни в контексте движения мордовской литературы

Взаимодействие фольклора и литературы - явление неизбежное, вытекающее из органического единства целей и задач народного и собственно-литературного искусства. Литература не ограничивает себя простым освоением образов, форм, приемов, выработанных фольклором, а творчески осваивает их, как и фольклор со временем впитывает в себя идеи и образы, формируемые письменной литературой.

Исследование процесса зарождения и развития мордовской литературы показывает, что все написанное первыми авторами было связано с восприятием фольклора. Ориентация на фольклор понятна и естественна. «К моменту зарождения литературы фольклор обладал огромным эстетическим богатством, хорошо организованной структурой, достаточно развитыми средствами создания художественного образа», - замечает В.И. Демин (37. С. 37). Поэтому роль фольклора особенно велика в становлении и развитии мордовской литературы. Именно «от фольклора идут пути к истокам народности, историзма и самобытности национального творчества», — подчеркивает А.Г. Борисов (16. С. 8).

Стремление создать оригинальную художественную литературу на родном языке у мордвы появилось с распространением печатного слова. Фактором, способствующим этому, служили периодические издания. С 20-х годов XX в. впервые в истории мордовского народа стали печататься на основе русской графики газеты на мордовских языках. Первая мордовская газета «Чинь стямо» («Восход солнца») начала издаваться в 1920 году в Симбирске (Ульяновске) на эрзянском языке и просуществовала всего год. Несмотря на это, она сыграла неоценимую роль в деле просвещения мордовского народа, в деле агитации и пропаганды новых идей. В 1921 г. в Москве выходит первый номер центральной мордовской газеты «Якстере теште» («Красная звезда»), что явилось большим событием в культурной жизни эрзи и мокши, поскольку была рассчитана на всесоюзного мордовского читателя. В том же году в Саратове начинает издаваться эрзянская газета «Якстере сокиця» («Красный пахарь»), а в 1924 г. в Пензе издается мокшанская газета «Од веле» («Новая деревня»). Выходит также газета «Од эрямо» («Новая жизнь», 1926) в Новосибирске. Во многих уездных центрах с мордовским населением также создавались национальные газеты (Арзамас, Ардатов, Кузнецк, Лукоянов, Петровск).

Во второй половине 20-х годов XX в. организуются мордовские журналы. В Пензе в 1927 г. вышел первый номер литературного общественно-политического и сельскохозяйственного альманаха «Валда ян» («Светлый путь») на мордовском языке. А с 1929 г. в Самаре стал издаваться литературно-художественный и общественно-политический журнал «Сятко» («Искра») на эрзя-мордовском языке.

Вокруг газет сплачивалась довольно многочисленная группа молодых авторов. Эти газеты и журналы стали настоящей творческой мастерской для многочисленной группы одаренных поэтов и прозаиков. Национальная печать в то время выполняла еще и функцию творческого объединения, что было очень важно. Ведь вопрос объединения писателей осложнялся еще и тем, что волей различных обстоятельств мордва была рассеяна по всей территории России. И газеты, которые стали издаваться во всех губерниях, где она проживала, явились первой школой для многих начинающих авторов. Молодые авторы начинали свое творчество с небольших заметок, корреспонденции, зарисовок и очерков. Работая редакторами, литсотрудниками, корреспондентами, они постоянно совершенствовали свои творческие возможности. На этом пути стояло немало трудностей. «Путь к вершинам культуры и искусства не всегда пролегает по кратчайшей прямой, особенно когда приходится с большим запозданием осваивать письменность», — отмечал писатель К. Горбунов (119. С, 138).

Но «верно и то, что младописьменные литературы, такие как киргизская, мордовская, каракалпакская и другие, - отмечал Г. Ломидзе, - стремительно развиваются. В короткие исторические сроки они достигают такой художественной зрелости и глубины, что становится подчас незаметным отсутствие у них классических письменных традиций» (58. С. 160).

Мордовская литература на первых порах развивалась преимущественно в поэтических жанрах. И это было закономерно, поскольку поэзия имела больше возможностей для выражения непосредственных чувств, вызванных крутой ломкой жизни быта крестьян. Стихи оказывались наиболее оперативной, гибкой и доступной формой и для выражения авторского замысла и для читательского восприятия. Ведущая роль поэзии отмечалась многими исследователями. В.В. Горбунов писал, что «уже в годы зарождения мордовской советской литературы ведущим жанром стала поэзия...» (33. С. 51). «... мордовская поэзия была тем зачином, с чего начала свое развитие мордовская советская литература», - подчеркивает В.М. Макушкин (59. С. 23). С.Г. Девяткиным также сделан вывод, что «началась мордовская литература не с прозы, не с драматургии, а с жанров поэзии...» (120. С. 62).

Желание подметить все новое, зарождающееся требовало от молодой поэзии более глубокого проникновения в жизнь, а значит и знаний, опыта, наблюдательности. Жизнь требовала создания острых злободневных произведений и сатира приобрела широкую популярность. В мордовской литературе, как и в других младописьменных литературах этого периода, на первом плане стояли злободневность и публицичность. Как отмечают исследователи коми литературы (Т.Л. Кузнецова), чувашской литературы (П.Н. Метин), удмуртской литературы (А.Н. Уваров), татарской литературы (Н.Г. Ханзафаров), сатирические образы и комические эффекты строились в основном на приемах внешней сатиры, доведенной до гротескности. Мордовские поэты выставляли на всеобщее обозрение самогонщиков и воров, высмеивали взяточников и бюрократов, разоблачали происки империалистов и выразителей их интересов. Объектом сатирического обстрела становились как люди без твердых убеждений и позиций, так и наивно-доверчивые люди. На первый план выдвинулась антирелигиозная тема, тесно связанная с темой культурной революции. При этом наметился следующий принцип подхода к этому вопросу: с одной стороны, происходило развенчивание служителей культа, с другой - показывалось, что дает человеку освобождение от различных суеверий. Именно в таком ключе написаны сатири ческие стихотворения: «Тядо кеме» («Не верьте»), «Шкайть лемса» («Именем бога»), «Вера» («Вера») Ф. Бездольного, «Попть кядь ала» («Под рукою попа») неизвестного автора под псевдонимом М.Ф., «Пиземть народти, а копшатнень попти» («Дождь народу, а белые лепешки попу») Пятка (псевдоним), «Паз и ломань» («Бог и человек») Ф. Чеснокова, «Чуда» («Чудо») Я. Ананькина, «Попть камаринскяй» («Поповская камаринская») автора, выступившего под; псевдонимом Аршалов Малюк.. Эти и другие стихотворения, созданные с использованием средств народной сатиры и юмора, вобрали в себя мотивы произведений сатириков русской литературы

Художественно-эстетическое своеобразие сатиры М. Бебана

В истории каждого народа есть художники, творчество которых отражает целые этапы развития и совершенствования национальной культуры. К их чис лу относится и Максим Афанасьевич Бебан (1913-1986), пришедший в литера туру в 1930-е годы. Это был бурный период, когда перестраивалась деревня, и совершалась культурная революция. Под впечатлением этих событий и форми ровалось поэтическое миросозерцание М. Бебана. Его творческое развитие от мечено успешными поисками своего художественного почерка, постоянным стремлением найти верный путь к совершенствованию мастерства и самостоя тельности художественного видения мира. Круг творческих интересов Мі Беба на — одного из крупнейших представителей мордовской литературы — очень разнообразен. Стремясь дать широкое обобщение жизни, глубже проникнуть в мир души современника, он обращается к различным жанрам. В этом, бес спорно, кроется опасность недостаточно глубокого проникновения в «секреты» каждого нового жанра. Но жизненность произведений, созданных мастером слова в различных жанрах, убедительно доказывает несостоятельность этого тезиса в отношении его творчества. Произведения поэта, драматурга, прозаика и публициста, отличающиеся глубокой идейностью, ясностью и простотой со держания, явились значительным вкладом в мордовскую литературу. За более чем полувековую деятельность М. Бебан издал около двадцати поэтических сборников, книгу рассказов и очерков «Шить мархта вихцок» («Вместе с солнцем» 1968), роман «Тундань нармотть» («Птицы весенние» 1962), его поэмы «Мезень колга морайхть нюдихне» («О чем поют свирели»), «Лятфнемат» («Воспоминания»), «Ош эряй мокшавати» («Городской мокшанке») и другие характеризуют многоцветие красок, оптимизм и глубина поэтической мысли. Поэт пробует себя и в создании оперных либретто. В 1962 году опера «Нор-мальня» («Ягодка») на мокшанском языке была поставлена Мордовским музыкально-драматическим театром. В историю мордовской литературы М. Бебан вошел и как переводчик. Он перевел на мокша-мордовский язык ряд стихов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина и др. Писал М. Бебан и для самых «трудных» читателей. Детям полюбились его книги «Жар-птица» «Карпатская сказка» (1958), «Якстерь жаворонканят» («Красные жаворонки», 1971). Одним из первых М. Бебан обратился и к жанровой форме сонета. Критики справедливо отмечали его творчество как пример идейной глубины и художественной оригинальности. «Его поэзия являет собой образец сосредоточенности, последовательности творческих интересов», - справедливо отмечает В. Нурдыгина (138. С. 38). По словам М. Малькиной, поэзию М. Бе-бана «отличает философская углубленность, умение познавать и художественно обобщать не поверхностные связи жизненных явлений, а их глубинную взаимообусловленность» (132. С. 103). Нельзя не согласиться и с А. Алешки-ным, который отмечает, что М. Бебан «поэт постоянно ищущий, всегда находящийся в поиске, поэт, очень чуткий к запросам сегодняшнего развития национальной поэзии» (106. С. 51). Но М. Бебан в литературном сознании и в общественном мнении, прежде всего, баснописец, и потому мы вправе рассматривать его басенное творчество как наиболее полное выражение его поэтической индивидуальности. Лучшие его басни вошли в сборники «Лирика и сатира» (1955), «Моя весна» (1957), «Нюди и кенди» («Свирель и оса», 1960), «Кенди медь» («Осиный мед» (1972), «Утренняя песня» (1974), «Золотой орешек» (1980), «Басни» (1986).

В литературу 50-х годов М. Бебан вступил умудренным житейским опытом человеком, зрелым мастером художественного слова. Именно в эти годы в мордовской поэзии наблюдается активизция сатирического жанра. Обращение

М. Бебана к жанру басни можно объяснить особенностями таланта самого автора, тяготеющего к юмору, сатире. Ему всегда удавались стихи, в которых он шел от народного юмора, от фольклора. Поэт безукоризненно владеет традиционными формами устной поэзии, тонко чувствует богатства родного языка и умело использует его изобразительные средства. Басни поэта стали сокровищницей практического смысла, остроумия, иронии родного разговорного языка. Утверждая нравственные нормы жизни, основное внимание в своих баснях М. Бебан уделяет борьбе с человеческими пороками, искоренению пережитков прошлого в сознании людей, устранению всего консервативного, что мешает движению вперед. «Кодама история...» («Какая история...»), «Офта-строитель» («Медведь-строитель»), «Сими Атекш» («Пьющий Петух»), «Сейхтьф Атекш» («Общипанный Петух»), «Сязьгата-председатель» («Сорока-председатель»), «Иван Иваныч» («Иван Иванович»), «Максакать ялганза» («Друзья хомяка»), «Куцю ень Леф» («Глупый Лев») в этих и других, острых по содержанию и выразительных по форме баснях, М. Бебан показывает пороки и недостатки людей. Своеобразный басенный мир мордовского поэта богат интересными наблюдениями, веселыми неожиданностями, свежими решениями давно знакомых тем. Поэт не боится поднимать проблемные вопросы и подвергать сатирическому осмеянию все то, что этого осмеяния заслуживает. В своих острых, бичующих произведениях он смело осмеивает самолюбов и подхалимов, любителей легкой наживы и карьеристов. Удачная «проба пера» уже признанного мастера лирики в новом для него сатирическом жанре была отмечена. Анализируя мордовскую поэзию 1955-1957 годов, Ф. Макаров отмечает, что «М. Бебан в жанре басни проявил смелость и хорошие способности, умение поднять актуальную, злободневную тему и создать яркий образ с оригинальными чертами. Им найден тот жанр, в области которого, он может добиться заметных творческих успехов» (129. С. 128).

Национальные традиции смеховой культуры в басенном творчестве И. Шумилкина

Заметное место в мордовской литературе занимает творчество И. Шумилкина - национального художника слова в самой глубинной сути этого понятия. Он по праву считается одним из основоположников басенного жанра.

Иван Егорович Шумилкин родился в 1924 году в селе Лобаски Ичалков-ского района. Творческий путь поэта - это путь настойчивой учебы, поисков, овладения мастерством, путь роста, преодоления трудностей, неминуемых при всяком движении вперед. Его первые стихи были напечатаны в детском журнале «Пионерэнь вайгель» («Голос пионера») в 1940 году, а в 1952 году вышел из печати поэтический сборник «Минек морось» («Наша песня»), в который вошли стихи о войне, любовная лирика. Уже в ранних произведениях ясно наметилось поэтическое своеобразие поэта: острая наблюдательность, соединенная с мягким юмором, простота, ясность поэтического стиля, сердечная проникновенность. Эти качества его поэзии наиболее полно проявляются в стихах для детей и о детях. В таких стихах, как, «Моя сестренка», «Наш Петя», «Мой рисунок» и других поэт с большой любовью и теплотой рисует образы детей. Он умеет найти занимательный сюжет и непосредственно из него выводит мораль, воспитывающую в детях любовь и уважение к труду, к товарищам, родителям. В 50-е годы поэзия И. Шумилкина начала открываться в неожиданном качестве, свойственном его дарованию. В своих юмористических и сатирических баснях он стал одним из самых своеобразных поэтов в мордовской литературе. Многие его басни, полные народного юмора, наблюдательности, остроумия, метких характеристик приобрели большую популярность. Эта «метаморфоза» лишний раз убеждает в том, насколько важна естественность таланта, его органичность. Особенности поэтического дарования И. Шумилкина, склонного к юмору и сатире, его сюжетные стихи для детей, построенные на простой разговорной интонации, сказочной образности, безусловно, способствовали плодотворной работе в таком специфическом жанре, как басня. Он, все более углубляя и расширяя тематику своих басен, пишет по сегодняшний день. В лучших баснях поэта, вошедших в сборники «Баснят ды стихть» («Басни и стихи», 1958), «Ежов Осёл» («Хитрый Осел», 1966), «Сардт» («Занозы, 1971), «Солнце и туча» (1971), «Коза в саду» (1985), «Бажамо» («Стремление», 1991), «Седяк, ялгай, моро моран» («Сыграй, друг, песню спою», 1996) четко просматривается действительность, с его противоречиями и недостатками. На них то и сосредоточено внимание поэта. При чтении басен можно только удивляться умению мастера при помощи какого-то очередного неожиданного образа передавать свои мысли-раздумья. Шутки, насмешки над наболевшими социально-ущербными явлениями, острая социальная сатира рождают смех и душевное удовлетворение у честного человека и заставляют серьезно задуматься о подлинных ценностях жизни. В баснях И. Шумилкин затрагивает значительные социальные и этические вопросы. В первом сборнике поэта «Баснят ды стихт» опубликовано 12 обличающих басен (200). В них он высмеивает и невежественных людей, погрязших в бескультурье («Тонавтыця туво» - «Поучающая свинья»), и людей-пустозвонов, которые боятся живого дела («Сезьган» - «Сорока»), и подхалимов-льстецов («Варака да Шекшата» — «Ворона и Дятел»), и индивидуалистов-себялюбов («Сея» - «Коза»), и расхитителей государственной собственности («Кискине» - «Собачка»), и высокомерных хвастунов и чванливых зазнаек («Рудаз», «Каштан Атякш», «Чаво колоз», «Чи ды Пель», «Сулика ды Рама» - «Грязь», «Высокомерный Петух», «Пустой колос», «Солнце и Туча», «Стекло и Рама»). Беспощадному осмеянию предаются и те, кто не любит критики («Критикань а вечкиця Верьгиз» - «Не любящий критики Волк»), чиновники, барско-пренебрежительно относящиеся к людям («Лев»). Уже эти первые басни свидетельствуют о наблюдательности автора и творческом овладении техникой басенного жанра. Известно, что басня без опоры на жизненный материал будет лишь литературным упражнением, а не басней, поэтому баснописцу надо быть очень внимательным в использовании негативных фактов и явлений, имеющих место в нашей жизни. События, о которых рассказывается в басне, существуют в определенной жизненной закономерности, и они важны и интересны не только сами по себе, а как пояснение определенной мысли, морального положения, поэтому и имеют аллегорический характер. При создании басни И. Шумилкин как подлинный художник исходит из глубокого знания социальной действительности. Он осуждает и осмеивает в обществе то, что достойно осмеяния с точки зрения интересов народа. Тема труда, сила простого труженика стали одним из основных мотивов в басенном творчестве И. Шу-милкина. Он осуждает хвастовство, зазнайство тех социальных слоев общества, которые не трудятся. Это нравоучение совершенно ясно вытекает из диалога Сороки и Пчелы в басне «Сезьган» («Сорока»), в которой баснописец противопоставляет лицемерной Сороке трудолюбивую Пчелу, образ которой давно стал символом трудолюбия. Выразительный монолог Сороки не обезличен. Он соответствует поведению, характеру персонажа, созданному интуицией и воображением поэта.