Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературно-критическая деятельность Камиля Султанова Рашидова Зоя Магомедовна

Литературно-критическая деятельность Камиля Султанова
<
Литературно-критическая деятельность Камиля Султанова Литературно-критическая деятельность Камиля Султанова Литературно-критическая деятельность Камиля Султанова Литературно-критическая деятельность Камиля Султанова Литературно-критическая деятельность Камиля Султанова Литературно-критическая деятельность Камиля Султанова Литературно-критическая деятельность Камиля Султанова Литературно-критическая деятельность Камиля Султанова Литературно-критическая деятельность Камиля Султанова
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рашидова Зоя Магомедовна. Литературно-критическая деятельность Камиля Султанова : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 : Махачкала, 2004 196 c. РГБ ОД, 61:05-10/336

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Литературно-критическая деятельность Камиля Султанова в 1930-1950-е годы 22-74

1 Жизненный путь Камиля Султанова. Раннее творчество 22-35

2 Первые книги-очерки Камиля Султанова («Сулейман Стальский», «Творчество народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы», «Поэты Дагестана») 35-74

Глава II Творчество Камиля Султанова в 1960-1970-е годы 74-177

I «Певцы разных народов» - первый опыт создания очерков истории северокавказских литератур 79-126

2 «Расул Гамзатов» - самый крупный очерк Камиля Султанова 127-148

3 «Этюды о литературах Дагестана» - итоговая работа Камиля Султанова . 148-162

4 Публикации Камиля Султанова, посвященные явлениям русской классики, русской советской и западноевропейских литератур 163-177

Заключение 178-183

Библиография 184-196

Введение к работе

Литературы народов Дагестана в ходе своего многовекового развития прошли славный путь, ознаменованный крупными достижениями. Придерживаясь сложившихся в науке о литературе делений на этапы, можно однозначно говорить о том, что признанные классики дореволюционной литературы Махмуд из Кахабросо, Ирчи Казак, Омарла Батырай, Етим Эмин явили в своем творчестве образцы непревзойденной лирики, составляющей гордость национальной словесной культуры.

В литературе последних десятилетий круг авторов дооктябрьского периода заметно расширяется, активнее включаются в орбиту исследований произведения духовной литературы, что свидетельствует о многообразии словесной культуры наших народов указанного этапа и открывает возможности для объективного осмысления национального художественного процесса на начальных стадиях его формирования и развития.

Изучение дагестанских национальных литератур позволяет проследить, как постепенно, от вехи к вехе, искусство слова эволюционировало, осваивая все новые роды, виды, жанры литературы. Примечательным явлением следует признать зарождение в начале XX века художественной прозы (Н. Батырмурзаев, С. Габиев, А.-Г. Ибрагимов), которая окрепла и набрала мощь уже в советский период. В конце 20-х -начале 30-х годов двадцатого столетия в дагестанских литературах произошли заметные сдвиги: широко издавались книги большого числа авторов, раскрылся во всей полноте талант незаурядных мастеров слова, таких, как Г. Цадаса, С. Стальский, А. Магомедов, и многих других, творчество которых в эти и последующие годы во многом определяло уровень развития художественной культуры нашего края. В этот же период происходит становление литературной критики, в числе ярких

представителей которой можно назвать Э. Капиева, А. Тахо-Годи, Г. Лелевича, Г.Гаджибекова, И. Аурбиева.

В ходе непрерывного интенсивного развития дагестанская многонациональная литература становится полноправным участником литературного процесса нашей страны: всесоюзную известность обретает творчество Р. Гамзатова, А. Абу-Бакара, Ф. Алиевой и других мастеров слова.

Этот процесс восхождения национальных литератур к вершинам художественной зрелости нашел отражение в литературной науке. Литературоведы республики в трудах обобщающего характера и в работах, посвященных литературному наследию отдельных художников слова, стремятся глубоко изучить, научно осмыслить внутреннюю сущность, художественно-эстетическое своеобразие, национальную самобытность словесной культуры народов Дагестана.

В последние годы все больше стало выполняться монографических исследований, диссертационных работ по творчеству выдающихся национальных прозаиков, поэтов, драматургов, что, несомненно, способствует конкретному, детальному постижению тенденций, направлений, проблематики словесного искусства. В этой связи следует отметить, что изучение истории национальной литературной критики, благотворное воздействие которой на процесс развития литературы неоспоримо, также будет способствовать реальному выявлению и глубокому осмыслению основных направлений, ценностных ориентации художественной культуры на различных этапах его развития.

Исследование литературно-критической мысли в контексте освещения деятельности ярких ее представителей также представляется актуальной задачей литературоведения на нынешнем этапе. С сожалением приходится констатировать, что творчество одного из активных и плодотворных критиков Дагестана XX века Камиля Данияловича

Султанова до сего дня остается не проанализированным в целостном объеме. Достаточно отметить, что К.Д. Султанов, начиная с 30-х годов, более полувека активно участвовал в литературном процессе, пропагандировал, публикуясь в республиканской и центральной прессе, примечательные явления дагестанской литературы, выявлял позитивы и негативы художественного творчества, помогал читателям войти в мир словесного искусства, писателям осознать свое место и роль в культурной и общественной жизни страны. Им издано более ста критических статей, посвященных актуальным вопросам литературы, свыше десяти книг литературно-критических исследований национального литературного процесса.

Отмечая малоизученность дагестанской критики, следует сказать, что некоторые успехи наблюдаются и в этой области. Прежде всего, заслуживает быть отмеченным обстоятельный труд П. Абакаровой «Дагестанская литературная критика 1917-1940 гг.», работы С. Мухтарова «Литературно-критические взгляды Расула Гамзатова», Э. Ширвановой «Проблема литературного наследия народов Дагестана в критической и литературоведческой деятельности А.Г. Агаева».1 Немало внимания вопросам критики уделяет в своих публикациях и книгах известный критик Камал Абуков («Выход на магистраль», «На посту», «Ступени роста»). Вклад в изучение данной проблемы внесли статьи дагестанских ученых: Казбека Султанова «Литературная критика: проблемы жанра и проблемы жизни», М. Курбиева, М. Магомедова «Зарождение и развитие литературно-художественной критики» и т.д.2

1 Абакарова П. Дагестанская литературная критика 1917-1940 гг.: Дисс. ... канд. филол. наукгМахачкала, 1974; Мухтаров СМ. Литературно-критические взгляды Расула Гамзатова: Дисс... канд. филол. наук. -Махачкала, 1985. Ширванова Э.Н. Проблема литературного наследия народов Дагестана в критической и литературоведческой деятельности А.Г. Агаева.: Дисс. ... канд. филол. наук. - Махачкала, 1998. * Султанов K.K. Литературная критика: проблемы жанра и проблемы жизни // Дружба народов. 1987. №2.; Курбиев М., Магомедов М. Зарождение и развитие литературно-художественной критики // Сближение, взаимообогащение, расцвет. - Махачкала, 1980.

Приступая к изучению литературно-критической деятельности Камиля Султанова, следует сказать о том, что обращение к его литературной деятельности закономерно с точки зрения литературоведческой науки. В разные годы им изданы книги, посвященные творчеству отдельных авторов: «Сулейман Стальский», «Творчество народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы», «Расул Гамзатов. Очерк творчества»; критико-биографические очерки «Поэты Дагестана», «Певцы разных народов», «Этюды о литературах Дагестана», исследования монографического характера «Литература кумыков» на кумыкском языке, «Очерки истории дагестанских литератур XIX - начала XX вв.». Названные книги являются как бы итогом многолетних наблюдений критика, нашедших выражение в его многочисленных выступлениях в прессе.

К.Д. Султанов - замечательный поэт и переводчик. Им издано более десяти поэтических книг на родном кумыкском языке, такие как «Жизнь детей» («Яшланы яшаву»), «Когда возвращаются птицы» («Къушлар къайтагъанда»), «Корни» («Тамурлар») и др., множество переводов авторов русской, советской многонациональной поэзии на родной язык '.

К. Султанов является автором школьной «Хрестоматии по литературе» («Литературадан хрестоматия», 1950) для седьмого класса, которая с дополнениями и изменениями выдержала несколько изданий.

Творческая деятельность Камиля Султанова поистине широка и многогранна. Однако более всего он известен как литературный критик. Литературно-критические исследования отличаются широтой диапазона, жанровым многообразием (статьи, рецензии, очерки, литературные портреты, эссе), охватом широкого круга исследуемых литератур. В

1 Султанов К.Д. «Басгьын» («Наступление»). - Махачкала, 1934; «Беш балыкъ» («Пять рыб»). -Махачкала, 1935; «Юлдузлар» («Звезды»). - Махачкала, 1942; «Яшланы яшаву» («Жизнь детей»). -Махачкала, 1948; «Яшлар ва къушлар» («Дети и птицы»), - Махачкала, 1956; «Йыр китап» («Книга песен»). - Махачкала, 1957; «Гёгюрчюнлер» («Голуби»). - Махачкала. 1961; «Тамурлар» («Корни»). -Махачкала, 1963; «Къушлар къайтагъанда» («Когда возвращаются птицы»). - Махачкала, 1966; «Яшланы дюньясы» («Мир детей»). - Махачкала, 1982; «Тамурлар» («Корни»). - Махачкала, 1992.

частности, книга «Певцы разных народов» содержит немало очерков, посвященных представителям литератур Северного Кавказа. К.Д. Султановым написаны также статьи о поэтах и писателях русской литературы XIX века, советской многонациональной и мировой литератур.

Учитывая широкий жанрово-тематический, проблемный спектр трудов К.Д. Султанова, большой объем его литературно-критического наследия, нам представляется целесообразным акцентировать внимание прежде всего на его крупных работах, изданных на русском языке.

Актуальность темы. История дагестанской советской литературной критики остается до сего дня не исследованной в полном объеме, в комплексном плане. Изучение литературно-критической деятельности Камиля Данияловича Султанова, который в течение более полувека, начиная с 30-х годов, активно исследовал национальный литературный процесс, представляется актуальной задачей современного литературоведения. Помимо самостоятельной ценности, разрешение заявленной темы на должном научном уровне будет способствовать выявлению основных направлений, узловых проблем как критической мысли Дагестана, так и собственно литератур на протяжении почти полувекового их развития.

Анализ трудов известного литературного деятеля нашего края К.Д. Султанова дает возможность оценить вклад конкретной творческой личности в дагестанскую словесную культуру, а также осознать его роль в развитии национального художественного процесса.

Хронологический принцип исследования, которого мы намереваемся придерживаться в нашей работе, позволит проследить рост мастерства, эволюцию взглядов К.Д. Султанова.

Степень изученности. Творческая деятельность К.Д. Султанова, и тем более литературно-критическая деятельность, доныне не становилась объектом специального монографического исследования. Отдельные

стороны дарования, особенности творчества К.Д. Султанова находят отражение в около двадцати публикациях, напечатанных как в республиканских газетах, журналах, альманахах, так и в центральной прессе. В большинстве своем они представляют собой отзывы и рецензии на его книги исследований.

Целостную оценку литературно-критической деятельности исследуемого автора попытался дать его собрат по перу, известный дагестанский критик и литературовед Камал Абуков в своей статье «Оставаться необходимым человеком... (Штрихи к творческому портрету Камиля Султанова)», в которой отмечал: «Каждое печатное и устное выступление критика вносило оживление не только в литературной среде, но получало и широкий общественный резонанс. Еще одна особенность творчества Камиля Султанова — это его масштабность. Он не только дагестанский критик, но и северокавказский, еще шире - российский и общесоюзный».1 В статье К. Абуков приходит к знаменательному выводу: «Его опыт, знания, критерии и принципы, человеческий и профессиональный авторитет - наше достояние, наша опора. Такое дано не всем».2

Будучи сам активным исследователем литературы, автор статьи глубоко осознает нелегкую долю критика вообще, и критика Камиля Султанова в частности, который с честью всю свою жизнь служил любимому делу: «Камиль Султанов - врожденный критик, критик не выжидающий, не уклоняющийся от ударов, а наступающий с открытым забралом, ясно осознавая, что и сам может быть отмщен, обстрелян...

Такова участь подлинного критика: не быть ему любимцем публики, тем более - обожаемым. Да и звания такого нет «народный критик»! Это такое призвание, которое приходится нести как тяжкий крест. Не все - да

1 Абуков К. Оставаться неповторимым человеком... (Штрихи к творческому портрету Камиля Султанова)
//Дагестанская правда. 2002. 18 марта.

2 Там же.

чего уж лукавить?! - выдерживают им предназначенного напряжения. Камиль Султанов выдерживает не одно десятилетие и - с достоинством! Да еще сына вырастил Казбека Султанова, - критика и литературоведа, ныне известного всей стране и за рубежом».1

Заключения и выводы К. Абукова находят подтверждение в многочисленных откликах, рецензиях на книги К. Султанова, опубликованных в республиканской и центральной прессе.

Высокую оценку книге «Поэты Дагестана», вышедшей в свет в 1959 году, дала известный дагестанский исследователь, критик Наталья Владимировна Капиева, которая заметила целостную идею данной работы К. Султанова: «Книга дает представление о непрерывности литературного процесса в Дагестане, конкретное ощущение преемственности нескольких поэтических поколений... От Ирчи Казака, на примере поэзии которого он показывает складывание народной письменной поэзии Дагестана в XIX веке, через песни и поэмы Махмуда, являющегося как бы прямым предшественником первых советских народных поэтов, через поэзию основоположников новой революционной традиции Стальского и Цадасы, Султанов ведет читателей к творчеству писателей нового склада драматурга Салаватова, прозаика Капиева, - и, наконец, к достижениям дагестанской литературы сегодня, к поэзии Расула Гамзатова. Так из отдельных портретов складывается широкое полотно».2 По сути дела рецензент высказывает мысль, что на основе освещения деятельности отдельных выдающихся мастеров слова К. Султанов проследил историю художественной мысли народов нашего края.

Н.В. Капиева отмечает особенности стилевой манеры автора «Поэтов Дагестана»: «Султанов далек от псевдоакадемической скуки и сухости,

1 Абуков К. Оставаться неповторимым человеком... (Штрихи к творческому портрету Камиля Султанова)
// Дагестанская правда. 2002. 18 марта.

2 Капиева Н. Семь портретов // Дагестанская правда. I960. 15 мая.

присущих некоторым литературоведческим трудам. Он сам поэт, и в лучших своих очерках говорит подлинно поэтическим языком».1

Довольно лестно отозвался о вышеназванной книге и другой известный литературовед, фольклорист Александр Федорович Назаревич, который в своей рецензии, написанной, правда, по поводу другой книги К. Султанова, подчеркивает ее практическую значимость: «Книга, подхваченная студентами как учебник дагестанской литературы, давно стала библиографической редкостью».

Научный сотрудник Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР (ныне - Дагестанский научный центр Российской Академии наук) А. Баймурзаев в своей рецензии на книги К.Султанова «Литература кумыков», изданную на кумыкском языке в 1964 году, также дает ей высокую оценку.

Следует заметить, что данная работа, изданная вслед за «Очерками дореволюционной кумыкской литературы» Г.Б. Мусахановой, опубликованными в 1959 году, явилась первой попыткой изучения истории национальной литературы на родном языке. Если временные рамки «Очерков...» предшествующего исследователя ограничивались Октябрьской революцией 1917 года, то К.Д. Султанов расширил границы своего труда до 60-х годов двадцатого столетия. Таким образом, изучаемый нами автор явился первопроходцем, написав книгу о кумыкской литературе на родном языке.

«Каждая книга имеет свою судьбу. И она зависит от того, как ее принимает читатель. Нам думается, что монография К. Султанова «Литература кумыков» будет иметь свою счастливую судьбу»3, -предсказывает в статье «Монография о кумыкской литературе» А. Баймурзаев. Сегодня можно однозначно утверждать, что предсказание

1 Капиева Н. Семь портретов // Дагестанская правда. I960. 15 мая.

1 Назаревич А.Ф. Книга о тридцати трех богатырях // Дагестанская правда. 1972. 13 мая.

3 Баймурзаев А. Монография о кумыкской литературе // Дагестанская правда. 1966. 2 июня.

рецензента сбылось: книга К.Д. Султанова стала настольной книгой студентов-филологов, преподавателей родной литературы, специалистов-литературоведов.

А. Баймурзаев считает основным достоинством книги то, что анализ литературного процесса в ней осуществляется в тесной связи с общественным развитием. В числе достоинств также указывается, что автором книги «хорошо показано освобождение кумыкской литературы от замкнутости и географической ограниченности, обеднявших ее возможности». Рецензент отмечает, что критику свойственно смело разоблачать недостатки произведений, в ряду которых, в частности, «интеллектуальная убогость отдельных героев кумыкской прозы», схематизм в прозе, излишний дидактизм в поэзии.

К.Д. Султанов выступает в «Литературе кумыков» как страстный борец «за чистоту языка произведений кумыкских писателей, против нивелирования языка литературы, его обеднения».

Автор статьи отмечает, что полемичность, свойственная литературной критике, сполна проявилась в «Литературе кумыков». Например, К.Д. Султанов вступает в дискуссию с Г.Б. Мусахановой, в ее попытке «улучшить и осовременить творчество Ирчи Казака. Это имеет место при анализе стихотворения «Песня погонщика волов на пахоте» («Чатакъ йыр»), где автор «Очерков...» пытается наполнить его социальным пафосом, которым оно по сути дела не обладает.

При всей ценности рецензируемой книги, А. Баймурзаев находит в ней и недочеты. В частности, отмечаются «некоторая беглость изложения материала, особенно в последней части», и то, что упущено из виду творчество талантливого драматурга А. Курбанова, в то время как подробно освещаются пьесы А. Батырмурзаева и Т. Мурадова, не оставившие заметного следа в словесном искусстве.

На одно из самых крупных исследований анализируемого автора «Певцы разных народов» (1971) откликнулся его коллега, литературовед А.Ф. Назаревич, который заметил, что «вслед за Натальей Калиевой еще один дагестанский критик вышел в своих обзорах за рамки одной только дагестанской литературы. В поле зрения Камиля Султанова - весь Северный Кавказ»1. Отмечена в рецензии новизна книги: «О многих дагестанских поэтах К. Султанов сказал свое слово впервые». А.Ф. Назаревич обнаруживает характерные черты творческой манеры критика, в числе которых принципиальность, смелость, полемичность.

Символичен и тот факт, что, будучи фольклористом, А.Ф. Назаревич озаглавил свой отзыв «Книгой о тридцати трех богатырях». Ровно тридцать три автора привлекли внимание исследователя, которым посвящены очерки, составившие данную книгу. Проводя параллели со сказочными персонажами, рецензент тем самым подтверждает, что герои очерка - «богатыри», лучшие представители национальных литератур Северного Кавказа.

Высоких оценок была удостоена и самая крупная монографическая работа К.Д. Султанова, посвященная творчеству одного автора, - «Расул Гамзатов. Очерк творчества», увидевшая свет в 1973 году. Н. Михайлов в своей рецензии «Составные таланта» подчеркивает: «Превосходный художник - лирик, умеющий по-новому сказать о высоком чувстве любви к Родине, об отношении к женщине, поэт, все творчество которого гармонирует с самыми благородными устремлениями современников, проникнуто оптимизмом, наполнено гуманизмом, - вот черты, на исследовании которых К. Султанов строит свой очерк»2.

Н. Михайловым обращается внимание на то, что глубина изложения в очерке органично сочетается с простотой и ясностью языка, делающими

'Назаревич А. Книга о тридцати трех богатырях // Дагестанская правда. 1972. 13 мая. 2 Михайлов H. Составные таланта // Литературная Россия. 1974. 15 февраля.

1?

книгу доступной массовому читателю, что в нем раскрывается «лаборатория работы мастера, каким является Расул Гамзатов», «прелесть гамзатовской поэзии и прозы».

Дагестанский литературовед С. Ахмедов в своем отклике «Путь к мастерству» также подмечает, что произведения «прочитаны критиком свежо, в их анализе ощущается тонкое понимание поэзии и прозы Гамзатова». В данной рецензии выявлена одна из характерных особенностей книги: «К. Султанов пользуется таким приемом: взяв тему, не отличающуюся казалось бы новизной, критик демонстрирует различные «ходячие» ее решения, встречающиеся в поэтической практике, а затем показывает, как неожиданно, просто, глубоко и по-новому раскрывается эта тема в произведении Р. Гамзатова».1. Указанный прием используется довольно часто К. Султановым и заслуживает предметного рассмотрения по ходу дальнейшего исследования. С. Ахмедовым иллюстрируются и другие достоинства обозреваемой книги. Однако немало места им отводится упущениям К. Султанова. Пожалуй, рецензия «Путь к мастерству» является отзывом, в которой много места отведенно критике книги, причем во многом объективной. Например, замечено, что, кроме имени Р. Гамзатова, не упоминаются аварские, либо дагестанские авторы вообще; помимо этого, обильно цитируются суждения классиков мировой литературы, нередко излишне и неоправданно.

Символично, что наибольших откликов в прессе удостоились «Этюды о литературах Дагестана», что вполне объяснимо: книга является одной из последних по времени издания (1978), притом, что особенно важно, это первый и единственный труд К.Д. Султанова, опубликованный в Москве. Все его прежние книги исследований, сборники статей были изданы в Махачкале. Многолетний опыт изучения дагестанских литератур, можно

1 Ахмедов С. Путь к мастерству // Вопросы литературы. 1974. № 6.

сказать, нашел воплощение в «Этюдах...», являющих собой один из итогов деятельности автора на поприще литературной критики.

Привлекает внимание восторженный отзыв Льва Озерова «Многоцветие, многоголосие», в котором отмечается жанровое разнообразие книги: «Как бы моделируя дагестанскую многоцветность, К. Султанов мастерски сочетает в своей книге разнородное: историко-литературный очерк и спор, очерковый портрет и мемуары, гипотезу и обзор». Щедро рассыпая эпитеты в адрес книги, рецензент очень высоко отзывается и об авторе, определяя его давним и ревностным исследователем дагестанских литератур, большим знатоком своего дела. Кроме того, в отзыве характеризуются особенности творческого процесса автора, на которые прежде внимание не обращалось: отлично ориентирующийся в вопросах философии и филологии, психологии творчества и эстетики, создатель «Этюдов о литературах Дагестана» умело применяет свои знания в оценке, трактовке художественных явлений.

Рецензия Л. Озерова отличается не только восторженностью, но и выразительностью, образностью. Именно этими особенностями она позволяет передать читателю дух, пафос анализируемой книги, ибо выразительность, высокая художественность являются яркими приметами стиля К.Д. Султанова. Ведя речь, например, о логической последовательности линии анализа, Л. Озеров выражается следующим образом: «Автор книги со знанием дела прокладывает тропы от одного автора к другому, перебрасывает мосты и арки между дагестанскими литературами».2

Не скупится на комплименты и старший научный сотрудник Института мировой литературы им. Горького, кандидат филологических наук Л. Арутюнов, чьи отзывы об «Этюдах...» были напечатаны в газете

1 Озеров Л. Многоцветие. многоголосие//Литературная газета. 1979. 19 декабря. " Там же.

«Дагестанская правда» (1979, 14 ноября) под названием «Сопричастность» и в альманахе «Литература Дагестана и жизнь» (Махачкала, 1980) под названием «Ценное свидетельство». Л. Арутюнов также обозначает одно из свойств манеры автора, являющееся характерным литературной критике. «Портреты писателей и деятелей дагестанской культуры даны в книге не внешне по отношению к автору книги, а как часть его собственной литературной судьбы, его мыслей о литературе» , - считает рецензент. То есть выражение своего собственного отношения к предмету, личная интерпретация произведений отмечаются в качестве доминантных черт творческой манеры К.Д. Султанова. Л. Арутюновым комментируются суждения критика, имеющие методологический характер; показательна взаимосвязь, проводимая между творчеством Э. Капиева и К.Д. Султанова. Высказывается мнение, что первый постоянно напоминал о решающей роли критики в художественном процессе, боролся за повышение эстетического уровня критического анализа, а второй из упомянутых авторов попытался в своей деятельности претворить его заветы в жизнь. Содержание отзывов Л. Арутюнова подтверждает то, что К.Д. Султанов успешно справился с задачами, которые ставил перед литературной критикой Э.Капиев.

Литературовед Л. Голубева в своем отзыве, опубликованном в журнале «Вопросы литературы», подчеркнув, что «с книгой, адресованной всесоюзному читателю, дагестанский критик выступает впервые», определяет высокий уровень требований К.Д. Султанова к словесной культуре, который «подходит к творчеству дагестанских писателей, учитывая высокие всесоюзные критерии». Л. Голубева, как и предыдущие исследователи, акцентирует внимание на «личное» отношение автора к героям очерков, мемуаров, статей, вошедших в данную книгу. Особенно

1 Арутюнов Л. Ценное свидетельство // Литература Дагестана и жизнь. - Махачкала. 1980. - С. 96-97.

2 Голубева Л. Этюды о литературах Дагестана // Вопросы литературы. 1976. № 6.

важно, по мнению рецензента, что «аналитические размышления критика неизменно подсвечиваются его личными воспоминаниями об этих замечательных деятелях социалистической культуры Дагестана».

Л. Голубевой подмечается признак, свойственный не только данной книге, но и всему творчеству критика, который, выступая отнюдь не как бесстрастный летописец, стремится привлечь внимание читателя к острым и злободневным проблемам дагестанской литературы, ее нынешнему состоянию.

Кратко подытоживая обзор публикаций, посвященных творчеству К.Д. Султанова, следует подчеркнуть, что наибольшее внимание привлекла его книга исследований «Этюды о литературах Дагестана». И это можно легко объяснить тем, что издание в центральной печати книги любого автора - исследователя литературы, поэта, прозаика, драматурга -воспринимается как примечательное явление его творческой биографии, заметный шаг в его литературной, деятельности.

« В дополнение к сказанному нельзя оставить без внимания и то

обстоятельство, что и в кумыкской прессе прозвучали веские оценки деятельности К.Д. Султанова из уст известных писателей, литературоведов С. Алиева, К. Абукова, И. Керимова, А. Баймурзаева и др.1

В последние десятилетия, начиная с 70-х годов XX века, дагестанское литературоведение стало развиваться стремительно, поступательно, о чем говорят публикации книг С. Алиева, С. Ахмедова, Г. Гамзатова, А.

* Вагидова и многих других. В литературоведческих исследованиях их

авторы также нередко апеллируют к суждениям К.Д. Султанова, порой вступают в полемику. Это и неудивительно, ведь с течением времени изменялась и общественно-политическая ситуация в стране, подвергались пересмотру и обновлялись и критерии литературы. Изменением подходов

' Керимов И. Къурдашлыкъ сёз // Дослукъ. 1961. № 3; Алиев С. Къумукъланы адабияты // Ленин ёлу. 1965. I июля; Баймурзаев А. Савгьат тийишли // Ленин ёлу. 1966. 22 марта; Абуков К. Юрюшюн аста этмей //Ленин ёлу. 1982. 28 сентября.

к словесному искусству объясняется то, что некоторые заключения и выводы критика обнаружили свою несостоятельность. В этом нет ничего необычного; литературный процесс - это живой, вечно обновляющийся организм.

Однако порой наблюдаются примеры не совсем почтительного отношения к своим предшественникам. В частности, в одной из последних по времени публикаций молодой исследователь лезгинской литературы А. Рашидов1 пытается подкорректировать отдельные суждения К. Д. Султанова, высказанные им относительно наследия Сулеймана Стальского. В ходе многолетних наблюдений критик пришел к выводу, что произведения классика дагестанской поэзии, определявшиеся сатирическими, правомернее будет отнести в разряд политической лирики, что категорически отвергается А. Рашидовым. Сожаление и сомнение одновременно вызывает прежде всего излишне эмоциональный тон, ложный пафос статьи. Во-первых, молодому специалисту следовало бы

учесть, что эволюция взглядов К. Султанова обуславливалась состоянием критической мысли определенного периода, во-вторых, что критик руководствовался благими намерениями - поднять на новый уровень наследие С. Стальского, в-третьих, что наиболее важно, следовало бы проиллюстрировать правильность своих выводов цитатами, ссылками на творчество поэта, что в статье начисто отсутствует. И самое главное, сегодня и неспециалисту известно, что обличение не является синонимом

сатиры.

При оценке деятельности К.Д. Султанова следует помнить, что он критик, а не литературовед. Без учета этого обстоятельства крайне затруднительно дать верную оценку им созданного. Тем более, приводя выдержки из некоторых цитат многолетней давности, легко впасть в раж

' Рашидов А. К вопросу о существовании сатиры в творчестве С. Стальского // Вестник I кафедры литератур народов Дагестана и Востока. - Махачкала: ДГУ. 2001. - С. 232-243.

оголтелого критиканства.

В этой связи следует отметить, что порой трудно провести грань между литературоведением и литературной критикой. На примере творчества К.Д. Султанова мы имеем яркого литературного критика. Процитированные выше суждения авторов отзывов, рецензий на книги К.Д. Султанова в очередной раз свидетельствуют о том, что труды К.Султанова соответствуют критериям, предъявляемым к литературной критике: жанровые характеристики исследований (этюды, мемуары, портретные очерки, статьи, рецензии и т.д.), художественность, публицистичность, оперативный отклик на события текущей литературной жизни, личное отношение к анализируемому материалу и многие другие признаки, зримо проявляющиеся в его творчестве.

Основные цели и задачи нашей работы заключаются в необходимости комплексного изучения литературно-критической деятельности К.Д. Султанова, являющегося активным участником литературного процесса народов Дагестана на протяжении более полувекового его развития. Изучение трудов К.Д. Султанова обнаруживает научную актуальность и значимость, так как сквозь призму его деятельности раскрывается история критической мысли Дагестана в большом временном промежутке, с 30-х по 70-е годы двадцатого столетия. Таким образом, хронологический принцип исследования дает возможность проследить эволюцию его взглядов, а в более широком аспекте трансформацию подходов к оценке художественных произведений, имевшую место в советской литературе. Нам видится важным освещение жанрового и тематического диапазона его критики, наиболее характерных черт творческой манеры.

Учитывая большой объем творчества К.Д. Султанова, мы сочли правомерным сделать акцент на его более крупные труды, созданные на русском языке, и публикации в республиканской и центральной прессе.

Как нам представляется, эти издания являются определенным итогом его наблюдений, многолетнего изучения критиком многонационального литературного процесса.

Методологической и теоретической основой исследования явились труды классиков русской критики: В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Д.И.Писарева и др., советских литературоведов: В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачева, Г.Н. Поспелова, М.Б. Храпченко и др.

В работе над диссертацией был использован большой научный материал:

- труды отечественных исследователей: В.И. Баранова, Ю.Б. Борева,
А.Г. Бочарова, Б.Ф. Егорова, Р.С. Кауфмана и др., - посвященные
проблемам литературной критики, ее истории, теории, методологии;

опыт известных литературоведов, внесших значительный вклад в изучение национальных литератур: А.-К.Ю. Абдуллатипова, К.И. Абукова, З.Н. Акавова, С.-М.С. Алиева, С.Х. Ахмедова, A.M. Вагидова, Г.Г. Гамзатова, А.Г. Гусейнаева, Э.Ю. Кассиева, К.К. Султанова, СМ. Хайбуллаева;

диссертационные работы дагестанских ученых: П.Г. Абакаровой, СМ. Мухтарова, Э.А. Ширвановой, - исследовавших особенности развития литературной критики в Дагестане.

Использованные в работе методы исследования обоснованы тенденциями современного осмысления литературного процесса, нашедшими отражение в научных исследованиях, выполненных в ИМЛИ им. М.Горького и вошедших в книгу «История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая» (Издания 1995, 1996, 1998 гг.).

Научная новизна нашего исследования обуславливается тем, что в должной мере, в целостном виде история литературно-критической мысли Дагестана остается неизученной областью литературоведения. Вне поля зрения исследователей остается и творчество видного и авторитетного ее

представителя Камиля Султанова, который по праву является самым активным и плодотворным литературным критиком Дагестана XX века.

В данной диссертации впервые подвергнута всестороннему анализу критическая деятельность названного автора, охвачены наиболее значительные его произведения, созданные на протяжении всего творческого пути, рассмотрена эволюция взглядов на литературный процесс.

Литературная критика К.Д. Султанова отличается тематическим разнообразием, жанровым богатством, что также стало объектом вдумчивого осмысления. В работе освещаются доминирующие критерии, подходы в оценке явлений словесной культуры, которые претерпевали изменения, корректировались на различных этапах общественного развития нашей страны. Впервые выявляются характерные черты творчества, особенности стилевой манеры К.Д. Султанова.

Изучение произведений одного из активных участников литературного процесса народов Дагестана на протяжении более чем полувекового его развития дает возможность осознать историю литературной критики, наиболее актуальных задач, ею разрешаемых, а также способствует уяснению узловых проблем литературы 1930-1970-х годов. Суждения, наблюдения, заключения, высказанные относительно творчества К.Д. Султанова, таким образом, в отдельных случаях имеют универсальный характер, ибо они правомерны в отношении критической мысли Дагестана в целом.

Положения и мысли, высказанные в диссертации, дают возможность в достаточной мере ощутить панораму развития, идейно-эстетические ориентации, центральные проблемы словесного искусства народов Дагестана советского периода, начиная с первых десятилетий установления советской власти.

Практическая ценность работы заключается в том, что история литературной критики и литературоведения Дагестана в целостном объеме, на должном научном уровне не изучена. Отдельные статьи, монографии, диссертации, посвященные творчеству литературных деятелей, которые, к слову сказать, специально литературной критикой не занимались, проблемы не решают. Исследование творчества К.Д. Султанова, который признан профессиональным критиком, открывает широкие возможности для изучения на базе данной диссертации истории литературно-критической мысли нашего края. Данная работа представляет собой благодатный материал для разработки спецкурсов, спецсеминаров по литературной критике, творчеству К.Д. Султанова в вузах, средних учебных заведениях и общеобразовательных школах республики. Результаты исследования могут быть использованы в научных работах специалистов-филологов, литературоведов, будет полезно их учесть при создании учебников и различных пособий по дагестанской литературе.

Структура и объем диссертации определяются во многом требованиями, предъявляемыми к подобного рода квалификационным работам, а также избранными нами задачами и целями и, самое главное, материалом исследования, степенью его изученности. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены на заседании кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета, отражены в шести научных и публицистических статьях, опубликованных в сборниках научных работ и в периодической печати, а также в научной монографии.

Жизненный путь Камиля Султанова. Раннее творчество

Известный в Дагестане и далеко за его пределами исследователь литературы, критик Камиль Даниялович Султанов, чье мастерство проявилось также в поэтическом творчестве и в художественном переводе, является одной из ярких и значительных фигур в истории словесного искусства Страны гор XX века. Начав свою литературно-критическую деятельность в начале 30-х годов, в период становления дагестанской советской литературы, он прошел вместе с ней нелегкий путь восхождения национального словесного искусства к вершинам художественной зрелости.

Занимаясь в течение долгих лет литературной критикой, став профессионалом своего дела, - дела, которому, по существу, посвятил всю свою жизнь, он подходил к данной области творчества с самыми высокими требованиями. Строго следуя классическому пониманию назначения литературно-художественной критики, опираясь на работы классиков русской критической мысли XIX века В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, советских ученых-литературоведов, К. Султанов видел свою задачу в выявлении и пропагандировании лучших произведений и творчества талантливых национальных писателей, поэтов, способствовал актуализации роли художественного слова в жизни общества.

Несмотря на весомый вклад Камиля Султанова, внесенный им в развитие литературной критики Дагестана, да и в целом в художественную литературу, его творчество до настоящего времени не становилось объектом специального научного осмысления.

Общеизвестно, что жизненная биография мастеров слова порой помогает понять суть, содержание, отдельные мотивы их творчества. Данное суждение в большей мере, пожалуй, относимо к поэтам, прозаикам, драматургам. Но и в отношении к исследователям литературы оно не лишено определенного смысла. В данной связи с сожалением приходится констатировать, что читателю, интересующемуся этим вопросом, доступна лишь скудная информация о жизненном пути К. Султанова, что обнаруживается в публикациях периодической печати, в его собственных работах.

Родился Камиль Даниялович Султанов в селении Туршунай Хасавюртовского округа в 1911 году. Получив начальное образование, он позднее продолжил свою учебу в одном из престижных учебных заведений Дагестана начала XX века - Дербентском педагогическом техникуме.

В годы учебы стала проявляться его склонность к литературному творчеству. Достаточно отметить, что по окончании техникума, в самом начале 30-х годов, проживая в Махачкале, К. Султанов становится активным участником литературной жизни республики. Он принимает участие в проводившихся в то время различных литературных встречах, обсуждениях, собраниях, что находит отражение, помимо прочего, в его собственных исследованиях, очерках, посвященных авторам дагестанской литературы. Тот факт, что сборник произведений кумыкских писателей под названием «Ростки новой кумыкской литературы» («Янгъы къумукъ адабиятны оьсюмлери»), изданный в 1932 году, открывался написанной им обзорно-проблемной статьей по истории кумыкской литературы, отличающейся глубоким аналитическим содержанием, довольно символичен. К молодому, начинающему критику в литературной среде относились с уважением, чувствуя в нем большие потенциальные возможности, которые в последующем он реализовал в полной мере в своей творческой деятельности.

Время учебы К. Султанова в Дербентском педагогическом техникуме характеризовалось тем, что в этот период в республике был взят курс на внедрение тюркского языка в качестве межнационального языка. Как известно, эта попытка оказалась неудачной, и в 30-е годы межнациональным языком в Дагестане был признан русский язык. По мнению К. Султанова, указанное выше обстоятельство - обучение на тюркском языке - сказалось негативно на его творческом росте, так как замедлило приобщение к богатствам русской и мировой литератур. Эта мысль высказана им в книге «Певцы разных народов» в очерке, посвященном Рашиду Рашидову. Слабое владение К. Султановым русским языком в начальный период своей деятельности, о чем также содержится информация в очерке г «Эффенди Капиев», определило тот факт, что первые публикации, первые поэтические опыты были осуществлены исследуемым автором на родном кумыкском языке. При этом следует подчеркнуть, что в начале своей деятельности К. Султановым большое внимание уделялось поэтическому творчеству: в 1934 году была издана его первая книга «Басгъын» («Наступление»). 30-е годы XX века в истории нашей страны характеризуются мрачными событиями, отразившимися и на литературной ситуации республики. Репрессивные, карательные меры государственных органов в отношении к своим согражданам в это время получили небывалый размах. Литературная борьба в Дагестане, как и во всей стране, отличалась непримиримостью, прямо сказать, ожесточенностью. Подразделяясь на оппозиционные друг другу группировки, писатели втягивались в беспощадную борьбу, где компромиссам не было места. Не остался в стороне от всех этих событий и молодой Камиль Султанов. Его пиетет перед именем Эффенди Капиева очевиден. Ему, его судьбе, литературному наследию критик К. Султанов уделяет большое внимание в своих исследованиях. Это и понятно. Ведь, помимо того, что Э. Капиев - признанный деятель национальной литературы, он являлся близким другом К. Султанова. Можно даже предположить (на основе очерков-эссе самого автора), что под руководством старшего собрата по перу происходило формирование Султанова - критика. Неудивительно, что в 30-е годы К. Султанов попал под «обстрел» вместе с первым ответсекретарем Союза советских писателей Дагестана. Так, в публикации «За работу, товарищи!» безымянного автора, увидевшей свет на страницах газеты «Дагестанская правда» от 27 сентября 1936 года, содержится информация о конференции писателей республики, на которой был снят с поста председателя правления Б. Астемиров.

Первые книги-очерки Камиля Султанова («Сулейман Стальский», «Творчество народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы», «Поэты Дагестана»)

Свидетельством эволюции его творчества, роста мастерства служит то, что с 40-х годов Камиль Султанов все чаще стал выступать в прессе с анализом не только явлений родной литературы, а литератур дагестанских в целом, стал все больше писать на русском языке. В этот период крепло его литературно-критическое дарование, решительно и веско звучали оценки творчества дагестанских писателей.

Знаменательно, что сборник произведений дагестанских авторов «Поэты Дагестана», опубликованный в 1944 году в Москве (кстати говоря, первое за последнее десятилетие издание такого рода, как в нем указано), вышел под редакцией К. Султанова и С. Обрадовича. Вступительная статья к этой книге под названием «Дагестанская поэзия военных лет» написана К. Султановым. Подчеркивая, что «в течение последнего десятилетия произведения дагестанских писателей почти не появлялись на русском языке, поэтому выход в свет этой книги является, несомненно, значительным событием в культурной жизни Дагестана»,1 автор анализирует произведения, популярные в годы Великой Отечественной войны. Его внимание привлекают прежде всего стихи умудренных жизнью Г. Цадасы, А. Гафурова, Т. Хрюгского. При этом, наряду с поэтическим творчеством, характеризуется их общественная деятельность и высокие нравственные качества: гражданственность, патриотизм, ненависть к врагу. «Нельзя ненавидеть врага, не научившись ненавидеть его всеми силами души», - сказал товарищ Сталин. Эти слова вождя легли в основу многих произведений дагестанской литературы», - отмечается в статье. Определяя вехи творческой биографии Камиля Султанова, следует заметить, что в 40-е годы он вышел на всесоюзный уровень. Об этом, в частности, говорят публикации его статей в центральной периодической печати, выделяющиеся широтой охвата художественного процесса Дагестана, острой постановкой проблем: «Литература Страны гор» (Литературная газета, 1940, 24 ноября), «О дружбе и нелицеприятной критике» (Литература и искусство, 1944, 1 апреля), «Литература победивших народов» (Литературная газета, 1945, 14 июля) и другие. Характеризуя эти статьи, как и все творчество дагестанского критика обозреваемого периода 1930-1950-х годов, представляется необходимым подчеркнуть, что задачи литературно-художественной критики, определяемые решениями партийных форумов, требовали от нее действенности, решительности в выявлении недостатков художественных произведений, активного участия в литературном процессе. Партийные, классовые подходы к словесному искусству, по существу, обозначались как доминирующие. Исследователям литературы вменялось строгое соблюдение идеологических критериев, определялась важная роль литературной критики в развитии советской социалистической культуры. Следовал этим задачам и К. Султанов, как и его собратья по перу. В результате этого он не избежал ошибок, которые во многом им в последующем были признаны и исправлены. В частности, вульгарно-социологические подходы, наблюдавшиеся в нашей стране в 1930-1950-е годы, отразились и в его творчестве. Крайне негативной оценке им подвергалось наследие классиков прошлого Магомед-Апенди Османова, Нухая Батырмурзаева, Маная Алибекова и других. Позднее К. Султанов пересмотрел свои узкоклассовые оценки, и творчество некоторых из них получило достойное освещение в его трудах, к примеру, в книге «Литература кумыков» (1964). Однако деятельность яркого и одаренного исследователя в большей мере отмечалась позитивностью. К. Султанов в своих статьях обзорного характера демонстрирует свой незаурядный дар высвечивать наиболее характерные приметы, общностные, типологически родственные черты национальных литератур, выявлять лучшие качества, достоинства произведений, подмечать упущения писателей. Большая роль отводилась в определенный период тематическому содержанию творений культуры, что подтверждают и статьи «Вдохновляющая тема» (Дагестанская правда», 1947, 17 августа), «Важнейшая тема нашей литературы» (Дагестанская правда, 1948, 5 марта). В частности, в первой из названных публикаций акцентируется внимание на значимости создания образа Москвы - столицы нашей » Родины в дагестанской поэзии. В своей статье, написанной в преддверии 800-летия Москвы, К. Султанов подчеркивает актуальность темы. Нам же в свою очередь видится правомерным указать и на социально-политический подтекст. Авторы, воспевая столицу, выражали свою любовь и преданность советской Родине, верность социалистическим идеям, утверждали родство, единство национальных литератур и народов Советского Союза. На это обращается внимание и в статье: «Мысль о политическом значении Москвы красной нитью проходит в новеллах Эффенди Капиева, в стихах Сулеймана Стальского, Гамзата Цадасы и других наших поэтов».1 Камилю Султанову свойственно, не ограничиваясь социальной заданностью темы, выявлять произведения, выделяющиеся высокими художественными параметрами, что обнаруживается в его «Вдохновляющей теме». Так, в заключении статьи им особо выделяется стихотворение «Манежная площадь» молодого лакского поэта, студента филологического факультета МГУ Абачары Гусейнаева, который «о своей любви к Москве ... говорит не общими словами, а своеобразно, поистине поэтически». В таком подходе проявляется, возможно, и стремление поддержать начинающего автора. Советская литературно-художественная критика придавала большое значение социальному аспекту произведений искусства. Камиль Султанов в русле веяний своего времени также ратовал за то, что «в жестокой борьбе с цепкими остатками прошлого» важную роль должна играть литература. В статье «Дагестанская литература в борьбе с пережитками прошлого» (Дагестанская правда, 1956, 3 октября) предметом рассмотрения критика предстает «обличительная струя» литературы -сатира.

«Певцы разных народов» - первый опыт создания очерков истории северокавказских литератур

В 50-60-е годы дагестанскими исследователями была проделана большая работа по освещению путей развития национальных литератур. В это дело свою весомую лепту внес и критик Камиль Султанов, чьи труды «Поэты Дагестана» (1959), «Литература кумыков» (1964) представляются значительной попыткой постижения крупных вех дагестанской литературы (в первом случае), детального и глубокого изучения истории родной литературы (о чем свидетельствует вторая книга). Следует оговориться, что названные работы написаны на стыке литературной критики и литературоведения. В них находит отражение объективная оценка художественного процесса нашей республики. В этой связи вполне резонно можно констатировать, что исследуемым автором был внесен солидный вклад в исследование национальных литератур на высоком научном, профессиональном уровне.

Труды К. Султанова, можно сказать, дополняли работы дагестанских литературоведов, изданные в этот период. Более того, органичный сплав критического взгляда и литературоведческого подхода придал им определенное своеобразие, способствовал их популярности. Особенно востребованы они оказались учащейся молодежью, студенчеством и представляются ныне библиографической ценностью. К слову сказать, об этом говорится и в статье А.Ф. Назаревича «Книга о тридцати трех богатырях», опубликованной в газете Дагестанская правда 13 мая 1972 года: «Книга («Поэты Дагестана»), подхваченная студентами как учебник дагестанской литературы, давно стала библиографической редкостью».

Успех изданных работ, о чем свидетельствовали и доброжелательные отклики на них в прессе, как можно предположить, подвигли Камиля Султанова на создание новых исследований. И, действительно, в скором времени он написал книгу очерков «Певцы разных народов». Новизна, своеобычность данного труда заключается прежде всего в широте охватываемого материала: ее составили отдельные очерки, посвященные творчеству видных деятелей литератур (подчеркнем, в основном, поэзии) народов Северного Кавказа. Таким образом, Камиль Султанов как исследователь перешагнул рубежи родной, дагестанской литературы, и по существу получил право именоваться исследователем словесной культуры такого крупного региона, как Северный Кавказ.

По аналогии с «Поэтами Дагестана», в которой ее рецензенты С. Наровчатов, Н. Капиева обнаружили сквозь призму отдельных очерков о литературных деятелях, попытку воспроизвести историю художественной литературы отчего края, можно говорить о том, что в «Певцах разных народов» Камиль Султанов задается целью представить очерки истории северокавказской литературы. Вступительное слово к книге, озаглавленное «От автора», подводит именно к этой мысли. Камиль Султанов, упоминая исследования, выполненные критиками и литературоведами по дагестанской, кабардинской, осетинской литературам, заявляет: «Все эти книги посвящены отдельным литературам национальных республик. Думается, давно назрела необходимость написать такую книгу, которая затронула бы вопросы развития если не всех, то хотя бы большинства литератур горцев Северного Кавказа. Этим желанием объясняется моя попытка объединить в одной книге рассказы о творчестве представителей разных литератур нашего края».1 Хотя автор оговаривается, что его книга - «не история горской поэзии», у нас все же есть основания считать, что по многим параметрам «Певцы разных народов» претендуют на полновесное освещение литературного процесса народов Северного Кавказа. Прежде всего обращает внимание подбор авторов. В основной своей массе это деятели национальных литератур, признанные классиками; из современных поэтов включены те, кто имел широкую известность и популярность. Большинство очерков посвящено представителям дагестанских литератур: аварской - «Эльдарилав», «Али-Гаджи», «Чанка», «Махмуд», «Гамзат Цадаса», «Расул Гамзатов», даргинской - «Батьірай», «Ахмед Мунги», «Рашид Рашидов», кумыкской - «Ирчи Казак», «Манай Алибеков», «Багаутдин Астемиров», «Абдул-Вагаб Сулейманов», «Магомед Атабаев», лезгинской - «Етим Эмин», «Сулейман Стальский», «Тагир Хурюкский», лакской - «Щаза», «Абуталиб Гафуров», «Эффенди Капиев», «Юсуп Хаппалаев», «Нуратдин Юсупов». Хоть и в меньшей мере, но достаточно широко представлены и другие литературы Северного Кавказа: осетинская - «Коста Хетагуров», кабардинская - «Бекмурза Пачев», «Алим Кешоков», «Адам Шогенцуков», «Зубер Тхагазитов», «Инна Кашежева», балкарская - «Кязим Мечиев», «Кайсын Кулиев», «Танзиля Зумакулова», ингушская - «Джамалдин Яндиев». В книгу вошел и очерк «Яков Козловский» - и, считаем, по праву, - так как названный поэт поддерживал дружеские связи с нашим краем, был переводчиком произведений многих дагестанских поэтов, в том числе Расула Гамзатова.

«Этюды о литературах Дагестана» - итоговая работа Камиля Султанова

Книга Камиля Султанова «Этюды о литературах Дагестана», опубликованная в Москве издательством «Советский писатель» в 1978 году, заслуживает определения итоговой. Это первый и единственный труд критика, напечатанный столичным издательством. Знаменательно, что известный в республике исследователь обратился к всесоюзному читателю работой, посвященной дагестанским литературам, а не отдельно кумыкской, непосредственным представителем которой он является, или северокавказским литературам. Заметим, что такого рода издания им также были осуществлены («Литература кумыков», «Певцы разных народов» соответственно).

«Этюды о литературах Дагестана» выполнены на основе уже увидевших свет книг «Сулейман Стальский», «Народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса», «Поэты Дагестана», «Певцы разных народов», где подытоживаются исследования критиком творчества признанных дагестанских мастеров слова. В данной книге изучению и осмыслению подвергается история национальных литератур советского периода.

Структура «Этюдов...», которая состоит из литературно-критических статей, посвященных актуальным проблемам словесного искусства, очерков, портретов отдельных авторов, признанных классиками (всего таких глав насчитывается пятнадцать), говорит о том, что автор строго следует уже апробированной им определенной концепции изучения художественного материала. Строго следуя хронологическому порядку, сквозь призму отдельных очерков К. Султанов пытается воочию представить движение художественной мысли Дагестана на протяжении более полувекового развития, беря отсчет с начала XX века, с Октябрьской революции, возвестившей о строительстве в нашей стране новой жизни, нового миропорядка.

Опыт изучения предыдущих литературно-критических книг К. Султанова показывает, что умение преподнести творчество писателей, становившихся объектом его внимания прежде, по-новому, в новом ракурсе является одной из ярких его достоинств. Этот дар сполна находит выражение и в «Этюдах...», в которых наследие излюбленных им творцов литературы (С. Стальский, Г. Цадаса, Э. Капиев), по праву занимающих ключевые позиции в национальных литературах, сияет новыми неожиданными гранями, воспринимается на качественно ином уровне. В то же время заслуживает быть отмеченным и тот факт, что включение в каждую последующую книгу очерков новых имен, освещение их деятельности на должном научном уровне придавало им полноту и завершенность. Так, впервые в «Этюдах...» привлекается им для анализа творчество С. Габиева и А. Тахо-Годи, что придает книге свежесть и новизну.

Наряду с примечательными общностными свойствами, в анализируемой работе наблюдаются и отличия. Наиболее характерная примета, свойственная творческой манере К. Султанова, что просвечивает в «Этюдах...» и которая заслуживает быть отмеченной особо, - это воспроизведение целостной панорамы литературно-художественного процесса народов Дагестана через отдельные картины, через отдельные очерки, через некоторые проблемы, в ней наличествующие. Возможно, в немалой степени отсюда и берется классификация их «этюдами».

Этюд - это тот жанр, который довольно редко встречается в литературно-критической практике. Распространен он в поэзии, прозе, живописи, музыке. Можно предположить, что, определяя свои труды этюдами, автор задается целью подчеркнуть художественно-эстетическую сущность своих взглядов на литературный процесс. Здесь, видимо, нет надобности углубляться в вопросы теории и напоминать о том, что существуют понятия «эстетическая» критика, «органическая» критика, «писательская» критика и т.д. Подтверждение тому, что автор книги отдавал большее предпочтение художественной критике, находит выражение и в данной книге. В частности, анализируя наследие Э. Капиева, К. Султанов в качестве одного из его достоинств выявляет: «Его критические статьи, очерки, полемику можно назвать художественной критикой. Академический подход к литературным явлениям Капиеву как художнику и критику был чужд».1 Кроме того, понятием этюд подчеркивается, что в книге доминирует определенный угол зрения на художественные явления, который не требует всенепременно их всестороннего и обстоятельного освещения.

Содержание этюдов это подтверждает в полной мере. Если в предыдущих работах в названиях очерков фигурировало лишь имя автора, которым они посвящались, то теперь наблюдается иной подход. В «Этюдах...» акцентируется внимание на отдельные стороны творчества того или иного автора, что определяется и в названиях: «Сулейман Стальский как политический лирик», «Смех Цадасы», «Тахо-Годи как критик и публицист»; а глава о Р. Гамзатове определена «Поэт-полемист», Р. Рашидове - «Стихи детям, и не только им» и т.д.

В «Этюдах...» под одной обложкой объединены различные жанры критики. Помимо очерков, являющихся как отмечено неоднократно, наиболее любимым жанром К. Султанова, в ней находят место и обзорные, проблемные статьи, посвященные актуальным вопросам литературы (проблемы дружбы народов, интернационализма), критики, перевода, и воспоминания-эссе. В подзаглавии книги «Литературно-критические статьи. Очерки. Портреты. Полемика» обозначена как ее многожанровость, так и черты авторского стиля, то есть подчеркнуто, что присущая К. Султанову полемичность является ее характерной особенностью. Помимо всего прочего, в определении «этюды» можно заметить и сдержанность притязаний критика, скромная оценка своего труда, что также свойственно К. Султанову.

Символично, что более всего откликов в прессе, по сравнению с другими книгами К. Султанова, удостоились «Этюды о литературах Дагестана». С рецензиями выступили Л. Голубева («Этюды о литературах Дагестана» - Вопросы литературы (журн.), 1979, № 6), Л. Озеров (Многоцветие, многоголосие - Литературная газета, 1979, 19 декабря), а Л. Арутюнов, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. A.M. Горького, кандидат филологических наук, опубликовал два отзыва (Сопричастность - Дагестанская правда (газета), 1979, 14 ноября; Ценное свидетельство - Литература Дагестана и жизнь. - Махачкала, 1980). В этих рецензиях дана высокая оценка «Этюдам...», отмечены достоинства книги и ее отдельные упущения. В частности, Л. Арутюнов пишет: «Камиль Султанов входил в литературный процесс Дагестана в самом начале тридцатых годов. С тех пор прожита большая жизнь в литературе. В судьбах своих старших и младших товарищей по литературе он стремится постичь смысл и связь времен, единство процесса развития культуры.