Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Проза Х. Ф. геллерта в литературном процессе XVIII века 16
1.1. Личность и творчество Х. Ф. Геллерта в контексте литературы Раннего Просвещения в Германии 16
1.2. Рецепция западноевропейских традиций в творчестве Геллерта . 41
1.3. Проблема жанра в эстетических трудах Геллерта 54
ГЛАВА 2. Жанровое многообразие творчесва Х.Ф. Геллерта 71
2.1. Басни и притчи Геллерта 71
2.2. Драматургия Геллерта . 98
2.3. Жанровое своеобразие романа «Жизнь графини шведской фон Г**» 121
2.4. Духовная поэзия Геллерта 141
Заключение 163
Список литературы 172
- Рецепция западноевропейских традиций в творчестве Геллерта
- Проблема жанра в эстетических трудах Геллерта
- Драматургия Геллерта
- Жанровое своеобразие романа «Жизнь графини шведской фон Г**»
Рецепция западноевропейских традиций в творчестве Геллерта
Годы литературного творчества Х.Ф. Геллерта также совпали с короткой мирной передышкой между двумя войнами: Второй Силезской войной (1744—1745 годов) и Семилетней войной (1756–1763). Это время ознаменовалось периодом наивысшего расцвета государства Саксонии, и в первую очередь развивитием бюргерской культуры. Город Лейпциг и прежде всего Лейпцигский университет, где учился и впоследствии преподавал Геллерт, стал центром просветительской мысли и культуры только начинающего зарождаться среднего класса.
В эпоху раннего Просвещения в Германии наблюдается бурный всплеск интереса к литературному творчеству и обращение авторов к европейским традициям. Многие литературные направления и тенденции начинают формироваться именно в этот период и впоследствии найдут свое отражение в творчестве бурных гениев второй половины XVIII века. Геллерта мы можем справедливо причислить к одному из самых видных представителей Раннего Просвещения, который поставил перед собой нелёгкую задачу – образовывать и воспитывать нравы и вкусы третьего сословия посредством литературы. Геллерт разрабатывал в своём творчестве дидактические концепции, считая, что если объяснить обществу его заблуждения и показать, что есть порок, а что добродетель, люди, как существа разумные, встанут на верный путь. Басни и притчи, «трогательные» комедии, семейно-бытовой роман с авантюрно-приключенческими мотивами становятся для немецкого автора художественной «основой» для выражения его нравственных и педагогических воззрений.
В своём творчестве автор старался отобразить немецкий средний класс, учитывая как его созидательный потенциал, так и ограниченность и консервативность многих его представителей. Невысокий уровень запросов, политическая безынициативность, малообразованность – все эти качества среднего класса в полной мере отразил автор в своих произведениях.
Вместе с тем Геллерт пошёл дальше других представителей раннего Просвещения в вопросе реалистичного представления положения немецкого бюргерства. Он описывал тяжёлое экономическое положение среднего класса, который был полностью зависим от представителей правящего сословия. Очень часто сюжеты его произведений были связаны с финансовыми проблемами героев: брак по расчёту, наследство, банкротство, выигрыш в лотерею – все эти материальные вопросы освещались автором наравне с темами духовного и нравственного совершенствования. Особенно продуктивным для становления Геллерта – просветителя стало его желание переосмыслить все прежде существовавшие взгляды и теории с точки зрения идеологии и интересов немецкого бюргерства. Некоторые выдвинутые Геллертом идеи звучали достаточно смело для нравов и устоев первой половины XVIII века. В частности, автором в его литературных и эстетических трудах была затронута проблема реформирования домашнего воспитания и образования женщины, что будет подробнее рассмотрено нами в одной из следующих глав.
Универсальным критерием бытия для Геллерта, как и для большинства ранних просветителей являлся «разум», который обязательно должен быть связан с моралью. Разум, по мнению Геллерта, всегда управляет чувствами, мыслями и поступками человека. Это слово и его производные в произведениях немецкого автора являются одними из часто употребляемых: “разум” – «Vernunft» «разумный» – «vernunftig», «разумная любовь» – «vernunftige Liebe», «разумный человек» - «vernunftiger Mensch». И это не случайно. Именно понятие «разум» стал отправной точкой в столкновении двух философских течений первой половины XVIII века: вольфианства и томазианства. В Лейпцигском университете преподавали приверженцы обоих направлений. Геллерту довелось учиться у многих именитых учёных: « Геллерт прибыл в Лейпциг в 1734 году, где начал слушать лекции: у Адольфа Гофмана философию; у Христа, Ехера и Кеппена, Мюллера – историю и словесные науки, а у Готшеда и Вейса – Богословию».23 Согласно историко-литературным источникам к томазианцам примыкали профессора А.Ф. Мюллер, А.Ф. Гофман, а вольфианство распространяли Х. Г. Ехер и И. Х. Готшед. При детальном изучении теоретических работ Геллерта, нам не удалось обнаружить прямых отсылок, к какому из философских учений тяготел Геллерт. Совершенно очевидно, что автор был знаком с идеями обоих направлений. Он посещал лекции по философии А.Ф. Гофмана, и занятия по истории литературы И. Х. Готшеда и Х. Г. Ехера. Можно предположить, что, будучи учеником и на раннем этапе творчества последователем Готшеда, он разделял его философские воззрения, хотя существуют также свидетельства А. Крамера, друга и библиографа Геллерта, который писал, что автор после лекций Гофмана, последователя Томазиуса, всегда с воодушевлением пересказывал их содержание24.
Основное различие между двумя учениями состояло в том, что томазианцы придерживались идеи взаимовлияния тела и души, доминирования воли над разумом, а также скептически высказывались относительно разумного самопознания и управления своими действиями, тогда как последователи Вольфа склонялись к дуалистическому пониманию связи души и тела, рассматривали волю как производную разума. Разумное, с их точки зрения, – это то, что не содержало противоречий и обладало достаточным основанием и доказательствами. Анализируя творчество Геллерта, можно предположить, что автору было более близко рационалистическое учение Вольфа, поскольку он полагал, что только с помощью разума возможно познание человеком Бога, окружающей действительности и самого себя.
Проблема жанра в эстетических трудах Геллерта
Эстетические труды Х. Ф. Геллерта составляют крепкий фундамент жанровой системы, на котором впоследствии автор строит своё художественное творчество. Немецкий автор обдуманно подходит к выбору каждого из жанров, будь то басни, «слёзные» комедии, роман или духовны оды, в нём в первую очередь говорит просветитель и педагог, нежели писатель. Геллерт, как и большинство представителей эпохи раннего Просвещения, считал, что литература является средством воздействия на умы и сердца широкой аудитории. С его точки зрения, художественная литература должна, в первую очередь, не развлекать, а воспитывать и поучать. Вкус и мораль являются центральными понятиями в учении Геллерта и его творчестве, и они также напрямую связаны с просветительским учением его времени.
В выборе литературных жанров Геллерт прежде всего опирался на их дидактический потенциал. Все литературные жанры, в которых работал Геллерт, были им теоретически обоснованы. Так, в 1744 году, в самый разгар своего басенного творчества, Геллерт пишет научную работу на латинском языке о басенном жанре и о поэтике в целом «De poesie apologorum eorumque scriptoribus» («Искусство сочинения нравоучительной басни»). В 1772 году эта работа была переведена на немецкий язык под названием «О баснях и их авторах» («ber die Fabeldichtung und ihre Autoren»). В поддержку «трогательной» комедии автор пишет трактат на латинском языке «В защиту «трогательной» комедии» (лат. «Pro comoedia commovente», перевод которого на немецкий осуществляет Г. Э. Лессинг: «Programmschrift ber das rhrende Lustspiel», 1751). Геллерт также ратует за естественный свободный стиль частного письма и публикует собрание личной переписки, сопровождённое правилами хорошего вкуса «Письма и практические статьи о хорошем вкусе в письмах Х.Ф. Геллерта» («Briefe, nebst еiner Praktischen Abhandlung von dem guten Geschmacke in Briefen, von C. F. Gellert»). Что касается сборника «Духовные оды и песни», то он также сопровождался авторским прологом, в котором Геллерт определяет границы, отделяющие духовную поэзию от анакреотики. Фундаментальным трудом в творчестве автора становятся «Лекции о морали» («Moralische Vorlesungen») - собрание лекций о морали и нравственности, которые Геллерт читал в период своего профессорства в Лейпцигском университете. Они были опубликованы уже после смерти немецкого автора в 1772 году и объединяли в себе основные этические идеи и дидактические концепции, проповедуемые автором в течение всей жизни.
Эстетические труды Геллерта, также как и его художественные произведения, несут в себе черты индивидуального авторского стиля. В них также прослеживается рассудочность и компромиссность повествования, а также исповедальная интонация в рассуждениях о жизни.
Целесообразность сочинения басен и притч с точки зрения воспитания, было доказано автором в диссертации «Искусство сочинения нравоучительной басни» («De poesie apologorum eorumque scriptoribus»). Согласно Геллерту, басня, как жанр, легка для восприятия и наглядна, легко усвояема, при этом доставляет удовольствие читателю и слушателю. Автор полагал, что сам следует традиции древнегреческого баснописца Эзопа, когда придерживается идеи, что истина, облечённая в живую в картинку, скорее доступна пониманию низшему обществу. Показательно также, как в заключении басни «Пчела и курица» (Die Biene und das Huhn») немецкий автор определил назначение басенного жанра: «Dem, der nicht viel Verstand besitzt, Die Wahrheit, durch ein Bild, zu sagen»78. «Представить правду в картинках, тем, кто разумом слаб» Полагая, что люди неохотно воспринимают прямое поучение, Геллерт призывал молодых авторов писать басни. При этом необходимо отказаться от дирижерской функции и предоставить читателю осознавать свои ошибки самостоятельно. Не прямые призывы заставляют человека измениться, а басня в лёгкой ненавязчивой форме должна затронуть сердца читателей. Сам Геллерт нередко использовал басни и притчи в контексте своих учебных лекции, полагая, что этот жанр может заметно повлиять на чувства и мысли подрастающего поколения. Процесс познания и практические выводы, которые следуют в его результате, являются той воспитательной особенностью, которая, как рассуждает в своём эстетическом труде автор, заложена в басне. В таком воззрении Геллерт был не одинок. И. Х. Готшед, К. Х. Гертнер, И. А. Крамер, Х. Ф. Вейссе также усматривали в басне педагогические возможности, а позднее Г. Э. Лессинг настаивал на систематическом изучении басен в школах. Однако оптимизм во взглядах на воспитание, который был распространён среди представителей раннего Просвещения, постепенно ослабевает. В конце XVIII века с появлением детских журналов, антологий сочинений и школьных учебников прямая очевидная дидактичность басни привела к тому, что её стали относить к тривиальной литературе. Следует заметить, что Геллерт осознавал это и предрекал, к чему может привести повседневное и частое, навязчивое использование басни. В своей пьесе «Нежные сёстры» он представляет старомодного педанта Магистра, который пытается с помощью собственной сочинённой басни поучать племянницу с тем, чтобы та согласилась выйти замуж. Но такой способ не помогает, а лишь вызывает возмущение у девушки. Сам Геллерт в своих лучших баснях и поучительных притчах выступает полной противоположностью Магистра. Его задачей являлось не прямое наставление, автор лишь описывал различные жизненные ситуации, предлагал читателю или зрителю самому осмыслить пространство басни и применить её мораль в отношении к собственной жизни. По мнению Геллерта, мораль в басне не может быть плоска и педантична. Она должна содержать иронию и юмор, быть немногословной, излагаться с намёком. Что касается содержания басен и притч, то здесь автор предпочитает освещать проблемы повседневного характера. Басни затрагивают вопросы брака, отношения между полами, воспитания детей и обличения человеческих пороков, как, к примеру, «Счастливое супружество» («Die glckliche Ehe»), «Ребёнок и ножницы» («Das Kind und die Schere»), «Бедняк и богач» («Der Ame und der Reiche». При этом в текстах всегда ощущается воспитательный импульс.
Драматургия Геллерта
В жанровой системе творчества немецкого автора басни и притчи занимают особое место. Именно благодаря сборнику «Басни и рассказы» имя Х.Ф.Геллерта стало популярным среди читающей аудитории в Германии и в других странах. Для самого автора басенный жанр явился первым художественным опытом воплощения дидактических идей и педагогических концепций, которые до этого момента он лишь излагал в своих статьях и трактатах. «Басни и рассказы» стали грозным орудием Геллерта в борьбе с человеческими недостатками и пороками и позволили в ненавязчивой форме воспитывать и поучать своего читателя. Кроме того как показал анализ творчества автора, можно утверждать, что сборник стал важным источником последующих произведений автора, которые тесно связаны с басней. Содержание моральных лекций Геллерта, которые тот читал в Лейпцигском университете, а также публиковал как отдельные сочинения, непременно находило своё литературное выражение в басне. Лекции Геллерта по моральной философии включали темы воспитания и образования детей, семейных отношений, вопросы веры и религии, проблемы нравственного и этического характера. Так, педагогические воззрения Геллерта отражены в полной мере в его моральных лекциях за номерами двадцать один «О важности воспитания, особливо в первые лета детей» и двадцать два «О долге воспитания в приумножающихся летах детей» и в то же время соответствующий отзвук этих идей находит выражение в басне «Обезьяны и медведи» («Die Affen und die Bren»), о которой уже говорилось выше.
Басенное творчество Геллерта неразрывно связанно также с «трогательной» комедией, театральным жанром „comdie larmoyante“. Так одноименное название у Геллерта имеют басни «Богомолка» («Die Bettschwester») и «Больная жена» («Die kranke Frau») и слёзные комедии «Богомолка» («Die Bettschwester») и «Больная жена» («Die kranke Frau»). Примечателен тот факт, что в «трогательной» комедии «Нежные сёстры» («Die Zrtlichen Schwester») Геллерт использует приём поучения и морализаторства посредством басни. Один из персонажей, старомодный педант Магистр пытается с помощью собственно сочиненных басен поучать племянницу. Традицию включения басни в контекст произведения Геллерт усваивает у основоположника сентиментализма, английского автора С. Ричардсона, который вводит в роман «Памела» («Pamela», 1740) несколько своих притч. Как уже говорилось, Геллерт давал высокую оценку творчеству Ричардсона, и подобный приём, в свою очередь, служит подтверждением влияния английского прозаика на творчество Геллерта.
Отражение басенного творчества мы находим и в романе Геллерта «Жизнь графини шведской фон Г » («Das Leben der schwedischen Grafin von G »), хотя и не в поэтической форме немецкий автор обрабатывает в этом авантюрно-приключенческом произведении мотивы притчи «Инкл и Ярико» («Inkl und Jariko»), которая повествует о колониальных войнах с коренным населением в Южной Америке и работорговле, на фоне которых зарождается любовь индианки Ярико и английского торговца Инкла. В романе «Жизнь графини шведской фон Г » молодая девушка – казачка влюбляется в одного из героев произведения, англичанина Стилея, отбывающего ссылку в России, в глухой сибирской тайге. И хотя Стилей, которому отведена в романе роль идеального джентльмена, не идёт на подлость, как герой - работорговец Инкл из притчи (продал свою возлюбленную в рабство), любовь дикарки и человека из высшего общества присутствует как важный мотив, хотя и не находит своего развития.
Впервые басни Геллерта появляются в 1741 году в ежемесячном издании «Увеселения ума и остроумия». Самыми первыми публикуются две пасторали «Хомут» и «Сильвия», а позднее ещё 34 текста. Полный труд под названием «Басни и рассказы» выходит в свет в марте 1745 года в типографии Иоганна Вендлера в Лейпциге, в 1748 году появляется второй том сборника. В 1744 Геллерт издаёт научный труд о басенном жанре и о поэтике в целом на латинском языке «De poesie apologorum eorumque scriptoribus», за защиту которого он получает профессорство в Лейпцигском университете. В 1772 году эта работа была переведена на немецкий язык под названием «О баснях и их авторах» («Von denen Fabeln und deren Verfassern»).
Период написания Геллертом басен и притч и их издание характеризуется литературоведами как «баснемания» или «басенная эпидемия» («Fabelepedemie»), распространившаяся в немецкой литературе. В это время, кроме Геллерта, в Германии к этому жанру обратились И.-Х. Готшед (1700—1766), Ф. Гагедорн (1708-1754), И. В. Л. Глейм (1719-1803), К. Х. Гертнер (1712-1791), Г. Э. Лессинг (1729 -1781), К. Г. Крамер (1758 – 1817), Общеизвестен факт, что басня начинает играть важную роль в литературе страны, когда там происходит социальный перелом, рушатся старые политические институты власти, и в то же время у общества ещё не достаточно потенциала, чтобы построить новую систему. Басенные публикации Геллерта приходятся как раз на период короткой мирной передышки по окончанию второй Силезской войны и до начала Семилетней войны, а также на момент зарождения третьего сословия - бюргерства.
Показательно, что сам Геллерт относился к своему творчеству самокритично и по прошествии определенного времени переделывал свои басни. По большей части он редактировал длинноты, значительно сокращая первоначальные варианты, в чём сказывалось его стремление соответствовать классицистическому, более краткому и ёмкому, образцу. В 1756 году появляется его публикация «Критика некоторых басен из «Увеселения»» («Beurteilung einiger Fabeln aus der Belustigung»). Имеется в виду ежемесячное издание «Увеселения ума и остроумия», где немецкий автор издавал свои произведения.
Жанровое своеобразие романа «Жизнь графини шведской фон Г**»
Интерпретация бюргерской темы у немецких авторов приобретает всё большую популярность в начале XVIII века. Неподдельный интерес к третьему сословию обусловлен, прежде всего, особенностями социально-политического развития Германии. Тридцатилетняя война, раздробленность государства и, как следствие этого, мелкодержавная форма абсолютизма становятся причиной многолетнего застоя материальной и духовной сферы немецкого общества. В условиях произвола и деспотизма высшего света, а также бесправия и приниженности низших слоёв населения начинает зарождаться немецкий средний класс со своей собственной самобытной культурой. Политически безграмотная, малообразованная, абсолютно безынициативная прослойка общества, тем не менее, формирует свой особенный уклад и стиль жизни. Уровень притязаний «третьего» сословия невысок, он ограничивается устройством семейного очага, воспитанием и образованием детей. Именно чтобы подчеркнуть эту особенность немецкого среднего класса историки и литературоведы именуют его «бюргерством», указывая тем самым на большую разницу между ним и прогрессивной буржуазией европейских стран. Не имея возможности участвовать в политической и общественной жизни страны, бюргер пытается реализовать весь свой потенциал в сфере морали и этики, что незамедлительно отражается и на литературе того периода, из которой позднее начнут складываться черты «бидермейера», нового направления немецкой культуры, который достигнет своего расцвета в первую половину XIX столетия. цензуру на всю литературу Раннего Просвещения, многие авторы, и среди них Геллерт, сознательно обходили в своём творчестве острые социальные вопросы. На первый план выдвигалась, прежде всего, семейно-бытовая проблематика. Супружеские взаимоотношения, воспитание детей, родственные связи – все эти нейтральные темы активно освещались писателями и драматургами. Наиболее ярко эта тенденция прослеживалась в «трогательных», или, как их ещё называли, «слезных», комедиях Христиана Фюрхтеготта Геллерта. Основной сюжетной линией всех пьес автора стали любовные перипетии на жизненном пути молодых людей. В коллизиях драматических произведений рассматривались различные аспекты нравственной и социальной сферы: отношение к религии («Богомолка»), вопросы раздела наследства («Нежные сёстры»), финансовые трудности («Лотерейный билет») и т. д. Аполитичность творчества Геллерта, с одной стороны, вызывала критические высказывания ряда его современников, с другой стороны, позволила ему завоевать широкую читательскую аудиторию среднего класса. Позднее искусство бидермейера также будет стремиться «отгородиться от масштабных явлений действительности»135. Изображение мирного сосуществования в гармонии с природой, в согласии с самим собой противопоставлялось писателями бидермейера острым темам социального неравенства, политической раздробленности и экономической нестабильности в стране. В своих произведениях они призывали читателей к самоуспокоенности и своего рода конформизму в реальной действительности.
Ещё в 40-е годы XVIII века Геллерт поставил перед собой задачу – представить в своём творчестве уклад жизни третьего сословия, его нравы, ценностные ориентиры и мировоззрение. Автору удалось создать образы, отвечающие веянию времени. Позднее Лессинг отмечал: «Бесспорным является тот факт, что среди всех авторов комедий Геллерт единственный, в чьих пьесах представлена самобытная Германия. Его произведения - это реальные зарисовки семейной жизни, которые близки каждому немцу, и в его персонажах можно легко узнать своих близких: кузена, шурина, тетушку или двоюродную сестру»136. Любой читатель мог обнаружить в произведениях Геллерта волнующие его вопросы. Проблемы, освещаемые автором, касались жизни каждого отдельно взятого человека. Частная жизнь, наполненная повседневными заботами, стала объектом пристального наблюдения писателя. Герой Христиана Фюрхтерготта Геллерта – обыкновенный человек, не лишённый слабостей и пороков: юноша, мечтающий разбогатеть любой ценой (Зигмунд - «Нежные сёстры»), молодая особа, стремящаяся сохранить свою свободу и не желающая вступать в брак (Юльхен - «Нежные сёстры»), самолюбивый франт с французским лоском (Симон – «Лотерейный билет»), дама, питающая страсть к нарядам и украшениям (г-жа Штефан -«Больная жена») и т. д. Все персонажи комедий Геллерта как положительные, так и отрицательные, не идеальны, но они, тем не менее, интересны читателю, так как их образы взяты из реальной жизни, и их легко можно встретить в кругу знакомых или на улице. Впоследствии важной чертой «бидермейера» в XIX веке станет культ индивида. Чувства, переживания, эмоции обычного бюргера будут иметь первостепенное значение, по сравнению с государственными проблемами.