Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Структура повествовательного текста в древней махакавье Гурия Анастасия Георгиевна

Структура повествовательного текста в древней махакавье
<
Структура повествовательного текста в древней махакавье Структура повествовательного текста в древней махакавье Структура повествовательного текста в древней махакавье Структура повествовательного текста в древней махакавье Структура повествовательного текста в древней махакавье
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гурия Анастасия Георгиевна. Структура повествовательного текста в древней махакавье : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Гурия Анастасия Георгиевна; [Место защиты: Ин-т Стран Азии и Африки МГУ].- Москва, 2009.- 227 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/27

Введение к работе

Предмет исследования

Махакавья (скр maha-kavya, «великая/большая поэма») - это эпическая поэма, крупное повествовательное произведение в стихах на мифологический или легендарный сюжет, отвечающее ряду формальных требований Она многое заимствует из предшествующего ей эпоса («Махабхараты» и особенно «Рамаяны»), в частности, изображаемый мир и герои, типовые ситуации и ценности мачакавьи в большой мере (но не полностью) совпадают с эпическими Вместе с тем, однако, литературная эпическая поэма противопоставляет себя эпосу (долитературной словесности), и прежде всего в том, что касается стиля Махакавья принадлежит к высокой придворной литературе, причем в иерархии высоких жанров она занимает самую верхнюю ступень все списки литературных жанров в трактатах по поэтике открываются именно ею Высокий статус махакавьи определяет ее усложненную поэтику Безыскусное изложение эпоса и украшенная поэтическая речь махакавьи -своего рода два полюса, к одному из которых тяготеет каждый повествовательный жанр санскритской литературы в дальнейшем

Жанр махакавьи возникает, по-видимому, в первых веках до нашей эры, однако от начального периода развития жанра до наших дней сохранились только четыре эпических поэмы в І в н э творил буддийский поэт Ашвагхоша, автор поэм «Жизнь Будды» и «О прекрасном Нанде», к V в н э относятся произведения Калидасы - «Род Рагху» и «Рождение Кумары» С VI века н э в махакавье происходят изменения, и средневековая эпическая поэма оформляется как жанр с чрезвычайно усложненной и своеобразной поэтикой Несходство этой поэтики с европейской обусловило тот факт, что внимание современных исследователей на долгие годы оказалось приковано именно к средневековым поэмам - вначале критически, затем в стремлении понять, как они устроены Между тем о древних поэмах, признавая их несомненную художественную ценность, в исследовательской литературе сообщается на удивление мало, и ряд вопросов, связанных с их структурой, остается невыясненным Диссертационная работа посвящена эпическим поэмам I-V веков н э, иначе говоря -махакавьям Ашвагхоши и Калидасы

Актуальность исследования

Интерес к жанру махакавьи как таковому и попытки его исследования начались достаточно недавно, со второй половины XX в (так, статья Луи Рену «О структуре кавьи» вышла в 1959 году) За это время жанр махакавьи, прежде подвергавшийся критике со стороны западных исследователей, был реабилитирован, и доказано было большое значение его для традиции, а также несомненная художественная ценность Однако махакавья остается в целом недостаточно изученным жанром санскритской литературы Преимущественный интерес исследоватетей до сих пор был связан с описаниями в махакавье вопросам их цельности и структуры, а также используемых в них украшений уделяют внимание Э Джероу, 3 Линхард, П А Гринцер, Д Смит, Ю М Алиханова, М А Русанов, И Петерсон, А Трынковска (Gerow Е A Glossary of Indian Figures of Speech The Hague - Pans, 1971, Lienhard S A History of Classical

Poetry Wiesbaden, 1984, Гринцер П А Основные категории классической индийской поэтики М , "Наука", 1987, Smith D Ratnakara's Haravijaya, Oxford University Press, 1985, Алиханова Ю M , «Эпическая поэма на санскрите и стиль кавья» — «Теория стиля литератур Востока» М, 1995, с 105-139, Русанов МА, «Поэтика средневековой махакавьи» М , Onentaha, 2002, Peterson I V Design and Rhetoric in a Sanskrit court Epic The Kiratarjumya of Bharavi State University of New York Press, 2003, Trynkowska A Struktura opisow w "Zabiciu Sisiupali" Maghy (The Structure of descriptions in Magha's Sisupala-vadha A literary analysis of a Sanskrit court epic poem of the seventh century AD) Warszawa, 2004) Но при этом есть стороны жанра махакавьи, которые в научных трудах практически игнорируются Между тем распространенный тезис о доминировании описательное в махакавье не поддерживается анализом соотношений собственно повествования и описательных частей текста Неясно, как они соотносятся, как взаимодействуют между собой, как вводятся описания в повествовательный текст, каковы в махакавье типы самого повествования Совершенно не затрагивается проблема прямых речей - как они вводятся, строятся, соотносятся с другими частями текста

Цели и задачи исследования

Именно поэтому наша задача - подойти к махакавье как к повествовательному тексту, опираясь на методы современной науки о повествовании, и попытаться выяснить, как в целом соотносятся повествование и описания, представленные в тексте махакавьи типы повествования и описаний, типы прямых речей, способы их введения и так далее Нашей задачей при работе поэмами было рассмотрение не только отдельных сторон произведения (как это делалось и до нас), но и всей его структуры в целом

Методологическая база исследования

В настоящее время в целом общепризнано, что эпическая поэма - жанр повествовательный и обладающий цельностью и художественной выстроенностью Однако если структура отдельных пассажей, главным образом описательных, в исследовательской литературе рассматривается, то структура поэм в целом по-прежнему остается практически неизученной Мы исходили из того, что эта структура в поэмах есть и, более того, в творчестве Калидасы организация текста является художественным приемом, усиливающим воздействие поэмы на читателя В подтверждение этого мы можем сослаться на труды Л Рену, Д Инголлса, Ю М Алихановой, Д Смита, И Петерсон, А Трынковской и др, где - в основном применительно к блокам внутри поэм - отстаивается тезис о цельности и выстроенности текста махакавьи

В работе с повествовательным текстом мы использовали методы современной теории повествования - нарратологии, изложенные, в частности, в работах Б А Успенского, А П Чудакова, В Шмида, Н Д Тамарченко

Методика изучения литературного материала, которой мы старались придерживаться в диссертационном исследовании, почерпнута нами из отечественной и зарубежной индологической исследовательской литературы 2

Назовем хотя бы публикации ЮМ Алихановой, Я В Василькова, С Л Невелевой, М А Русанова, Э Джонстона, Л Репу, Д Инголлса, Э Джероу, А К Уордера, Д Смита, 3 Линхарда, Д Брокингтона, С Джемисон, И Петерсон и др

Основные выводы данной диссертации сделаны на основе анализа оригинального литературного материала

Материал исследования

Материалом для исследования послужили четыре дошедшие до нас махакавьи Древности «Жизнь Будды» и «О прекрасном Нанде» Ашвагхоши (І в н э), «Род Рагху» и «Рождение Кумары» Калидасы (V в н э) Основное место в рассмотрении занимали "Рождение Кумары" и "Жизнь Будды"

Научная новизна и практическая значимость работы

Настоящая диссертация является первым монографическим исследованием древней махакавьи, выполненным вне Индии Существенное отличие ее от других работ, посвященных махакавье в целом или отдельным образцам жанра, состоит в подходе не ограничиваясь разбором отдельных участков поэм или их стиля, мы рассматриваем структуру повествовательного текста произведений в целом

Полученные результаты могут учитываться при создании академической истории санскритской литературы, в работах, посвященных жанру махакавьи в целом, в учебниках по индийской литературе Древности Основные положения диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по истории индийской литературы, спецкурсах по структуре санскритской поэзии, оригинальные тексты, которые разбираются диссертантом, заслуживают включения в программы семинарских занятий по истории санскритской поэзии

Апробация работы

Диссертация выполнена и обсуждена на Кафедре индийской филологии Института Стран Азии и Африки МГУ Материал и основные выводы диссертации были представлены в качестве докладов на научных конференциях Международная конференция студентов и аспирантов «Ломоносов» (секция «Востоковедение», МГУ, 2004, 2009), Рериховские чтения (ИВ РАН, 2006, 2008), «Проблемы интерпретации традиционного индийского текста», или Зографовские чтения (Институт Антропологии и Этнографии, Санкт-Петербург, 2007)

Структура исследования

Работа состоит из Введения, трех глав и Заключения. Работа снабжена Библиографией и Приложением В Приложение включен подстрочный перевод поэмы Калидасы «Рождение Кумары»

Общий объем работы 229 страниц

Похожие диссертации на Структура повествовательного текста в древней махакавье