Введение к работе
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития литературоведения чрезвычайно важной является характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражении им некой художественной идеи. Для достижения данной цели мастера художественного слова широко используют символы, которые целесообразно рассматривать на материале известного фундаментального произведения, которое отразило в себе литературу той эпохи, когда оно осуществлялось. Именно к таким произведениям относится бессмертная эпопея Фирдауси «Шахнаме», оказавшая большое влияние на дальнейшее развитие персидско-таджикской литературы. Если отвлечься от стилистических особенностей этого произведения Фирдоуси, то можно сказать, что «Шахнаме» мало отличается от текстов современной литературы и не представляет особой трудности для его понимания и освоения. С точки зрения структурных особенностей текстов «Шахнаме» является достаточно простым, ясным и понятным произведением. Сложность и трудность «Шахнаме» заключается не в понимании его языка и структуры, а скрывается в постижении его сложных, внутренних, скрытых и символических смыслов.
Такая символичность и трудность в постижении «Шахнаме» вытекает из его мифологического и эпического характера. «Шахнаме» является символичным произведением; оно представляет собой текст, который образным языком выражает древние верования, идеи и чаяния. Поэтому для понимания образов «Шахнаме» необходимо знать смысл этих символов. Раскрывав суть символов, можно постичь сокровенные послания, содержащиеся в этом эпическом и мифологическом тексте, которые помогут выявить и представить читателю предшествующие традиции и символы иранцев, раскрывать суть некоторых исторических периодов иранцев.
Изучать «Шахнаме», особенно его древние и мифологические части, невозможно без исследования символов и верований, к этому призывает сам поэт во введении «Шахнаме»:
О том, что ты услышал, всем поведай,
С упорством корни знания исследуй:
Лишь ветви изучив на древе слов,
Дойти ты не сумеешь до основ.
В этих строках поэт наставляет, что «Шахнаме» можно постичь только «путем раскрытия смысла символов». Если не будут раскрыты символы этих частей, не будут получены их ясные и проверенные значения. В этом и заключается актуальность реферируемого исследования.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на то, что «Сказание о Сиявуше» является одним из лучших сказаний «Шахнаме» некоторые его аспекты до сих пор недостаточно освещены.
Исследователь Хокироев Р. Г. изучал предпосылки мифа о Сиявуше и его видоизменения до эпохи Фирдоуси.1 Самадов В. также в статье «Ценность сказания о Сиявуше» приводит мнение азербайджанских исследователей о «Сказании о Сиявуше»2 и его месте в литературе Азербайджана и Кавказа. Хусейн-заде Ш. 3 показывает неразрывную связь Рустама и Сиявуша, Бартольд В.В.4, Орбезш И.А.5, Гафуров Б.Г.6, Болдырев АН.7, Стариков А.А. , Пугаченкова Г.А.9, Османов М.-Н.О.10 также в своих исследованиях описывали образы Сиявуша, Судоби, Ференгис и Пирона.
«
Брагинский И. С. «Сказание о Сиявуше» считает наилучшей частью :Шахнаме» и его представляет как вестник мира.11 Комиссаров Д.О.12 и Мирзо-заде X. упоминают в своих исследованиях по персидско-таджикской литературе Сиявуша. Асроров Ш.14 «Сказание о Сиявуше» называет стихотворной трагедией, определяет структуру сказания и источники этого мифа в таджикско-персидской литературе.
В Иране Бахор М.15 предполагает, что миф о Сиявуше, возможно, заимствован из мифа о Киште; Пуре Давуд изучил место Сиявуша в Бунда-хишне, Забихолла Сафа провел исследование об образе Сиявуша в письменных источниках. Маскуб Ш. философски осмысляет содержание этого сказания , Сарроми К., изучая структуру «Шахнаме», описывает некоторых
'Хокироев Р. Г, Эволюция образа Сиявуш я персидско-таджикской литературе. -Душанбе,: 2007,—145 с. (На тадж. яз.)
* Мехр-иаме. // Юбилей 80-лсгия М. Шакури. Сборник подготовил Вали Самая. Душанбе-Культурное представительство ИРИ в Таджикистане. 1385. -388 с.
' Хусеинзода Ш. Достони марги бегунохй («Сиёвуш»).// Туфтор аз ганчи сухан. -Душанбе: Ирфон. 1985. С. 186-193. (На тадж. яз.)
тБ?іРт?оВД ?;В;,М<Х[0 яомусульманского культа в Бухаре и се окрестности // Сочинения.
Т. II. 4.2. - М: Наука, 1964. С. 471-481.
'Орбели И. А. Избранные труды. -Ереван, 1936. С. 154.
С^іЗ^85 Б' Г' ТаДЖИКИ' Д^в'^йшая, древних и средневековая история. - М.: 1972. -658с.
'Болдырев А. Н. Отражение древних культурных традиций в классической литературе Ирана,-Л„ 1960.-186 с.
'Стариков А. А. Фирдоуси и его поэма «Шахнаме», Фирдоуси. Шахнаме, T.I. перевод с Б. Бану-Лахути. -М.: 1957,—С. 3—15.
9 Пугаченкова Г. А. Некоторые изобразительные надписи на памятниках искусства древ
него Согда. Известия Академии наук Тадж. ССР. Отд. обществ, наук. 1952. № 2. - С. 53-
54.
10 Османов М. Н. Фирдоуси. Жизнь и творчество. - М: 1959. 182 с. -С 111-114-119-12^-
126-148.
» Брагинский И. С. Фирдоуси //12 миниатюр. - М.:1966. С. 73-84.
П К! мС?97? Д' ' СиМИ" ДанешваР его Романе // Симин Данешвар. Смерть ради жиз-
1987ИР487Да Х' Абуякосим фиРавсй " Таърихи адабиёти точик. ч, 1, - Душанбе: Маориф,
'4^A^SoP.oB Ш' Симои Сиёвуш дар «Шохнома»-и Фирдавсй. -Душанбе: Адиб, 2008.-216 с. -С. 288-487. (На тадж. яз.).
Бахор М. Аз устуре то торех. 6-ое изд. Изд. «Чешме», -Тегеран, 1387.—450 с.
Маскуб Ш. Суге Сиявуш. Изд. «Хоразми», 6-ое изд. 1350,—246 с.
героев этого эпоса, в том числе Сиявуша17. Европейский исследователь Марквот Дж. считает, что Сиявуш является основателем среднеазиатских городов.18
- Цель н задачи диссертационного исследования. Цель этого исследования заключается в детальном раскрытии содержания и образов главных героев «Сказания о Сиявуше».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
показать роль и место мифа о Сиявуше и его символов;
изучить символ о смерти Сиявуша;
выявить структурные различия мифов об Осирисе и Адонисе в сравнении с мифом о Сиявуше;
раскрыть по новому личность Кавуса с упором на сильные стороны его личности;
изучить причины трагедии Судобы - отрицательной героини сказания;
анализировать личности-других героев и участников сказания, причины конфликта между положительными и отрицательными героями;
доказать гипотезу о строительстве Сиявушгорда внутри Кангдижа.
Теоретико-методологическую основу диссертации составляет комплекс филологических и культурологических принципов, ориентирующих на всесторонний объективный анализ духовно-нравственных основ «Шах-наме». Методологическую основу исследования определяют принципы исторической и социальной, историко-литературной детерминированности литературных процессов, проблем и вопросов.
В основу исследования положен сравнительно-исторический метод, но по мере необходимости были использованы и другие методы научного исследования.
При осуществлении диссертационной работы автор широко пользовался научными положениями, заложенными иранскими, таджикскими и зарубежными учеными-филологами и иранистами.
Научная новизна работы. Впервые в таджикском литературоведении в комплексном плане исследуется место символов в «Сказании о Сиявуше».
-раскрыты психологические стороны личностей и героев, действующих в поэме;
-наряду с анализом символов, использованных для раскрытия героев, рассмотрены природные образы, носящие в себе определенных символы;
17 Сарроми К. Аз ранге гул то рандже хор // Шаклшенасийе досгонхойе Шохноме. Изд.
«Эями-фарханги». 1388.—1087 с.
18 Markwat J. Wehrat und Arand. -Leiden, 1938.—348 p.
-выявлено, что в «Сказании о Сиявуше» больше всех других поэм «Шахнаме» наблюдается конфликтность, а число действующих в ней героев превосходит число героев других поэм «Шахнаме»;
-показано, что несмотря на мифологичность сказания, по свидетельству самого Фирдоуси, оно рационалистическое, благодаря чему оно способствует правильному и рациональному поведению в современной эпохе. Сделана попытка описания жизни и психологического анализа поведения героев и смысла символов этого сказания.
Теоретико-практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы:
а) при написании истории таджикско-персидской литературы и ха
рактеристики художественно-эстетической мысли;
б) при написании учебников по истории таджикско-персидской ли
тературы для высших, средних специальных учебных заведений, средних
лиге ПРИ ЧТеШ КУРСи" ад""ий по ИСТОР таджикско-персидской литературы, а также спецкурсов и спецс«м„«,ров в высших учебных заве-
ДСгШЯХ,
г) при научной подготовке к изучению текстов литературы.
Апробация исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании отделов фольклора, классической и современной литературы Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия им. Рудаки АН Республики Таджикистан (протокол № 6 от 24 июня 2011 г.).. Основное содержание диссертации отражено в статьях и учебно-методических разработках.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав заключения и библиографии использованной литературы.