Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Путевые картины" Генриха Гейне Громова Наталья Александровна

<
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Громова Наталья Александровна. "Путевые картины" Генриха Гейне : 10.01.03 Громова, Наталья Александровна "Путевые картины" Генриха Гейне (сюжет и стиль) : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 СПб., 2006 176 с. РГБ ОД, 61:07-10/651

Введение к работе

Актуальность исследования. Несмотря на то, что «Путевым картинам», как и всему творчеству Генриха Гейне, посвящено большое количество исследовательских работ, ряд проблем, связанных с их внутренней структурой, остается нерешенными. В частности, спорным представляется вопрос о целостности произведения. В историко-литературных работах «Путевые картины» характеризуются как единое произведение, но такая характеристика основывается на авторском замысле и истории написания книги, а не на специальном анализе способов создания этого единства. В то же время в исследованиях, посвященных отдельным аспектам творчества Гейне, «Путевые картины» часто анализируются в произвольном порядке, в отрыве от контекста всей книги, в результате чего возникает впечатление механического объединения внутренне неоднородных произведений под одним заголовком. Нам представляется, что только рассмотрение книги Гейне в ее целостности сможет дать ответ на целый ряд пока не решенных вопросов: о жанровой природе произведения, до сих пор определяемой разными исследователями по-разному; об отношении писателя к традиции жанра и литературной традиции в целом; о природе повествовательного «я» произведения; о месте «Путевых картин» в контексте всего творчества писателя.

В то же время проблема целостности художественного произведения как в теоретическом, так и в практическом аспектах является объектом активного внимания современного литературоведения. Исследователи обращаются и к эстетическому феномену целостности в искусстве, и к механизмам ее обеспечения в рамках конкретного текста. Понятие целостности противопоставляется таким текстовым категориям как цельность, системность, завершенность и связность, эту целостность оформляющим. В связи с этим возникает вопрос об интерпретации у Гейне жанра фрагмента и феномена фрагментарности. Гейне обращается к фрагменту в его романтическом понимании; фрагмент у него является не только художественным приемом, но и идеологической категорией. Сознательно размыкая границы текста, он активно использует потенциал противопоставления внешней открытости произведения его внутренней завершенности. Наделяя каждую «Путевую картину» признаками фрагмента, автор делает возможным объединение их в художественную целостность высшего порядка.

Вопрос о соотношении «Путевых картин» с феноменом цикла, не менее типичным для романтической литературы, пока не получил однозначного ответа. Понятие цикла в литературоведении в основном разработано для лирики; в частности, существуют исследования лирических циклов самого Гейне. В области прозы исследователи обращаются в первую очередь к циклам новелл и рассказов. Эпос демонстрирует более сложные взаимоотношения между циклом и отдельным произведением, нежели лирика. Циклизация часто рассматривается как иллюстрация родства больших и малых форм: если первые допускают наличие внутренних

границ, делящих произведение на части, обладающие иногда сравнительно большой степенью независимости, то вторые тяготеют к объединению в циклы, уподобляющиеся большой форме. Таким образом, сама проблема эпического цикла требует отдельного внимания. Анализ «Путевых картин» как единого произведения сможет прояснить вопрос о соотношении малой и большой формы в прозе.

«Путевые картины» демонстрируют более сложное взаимодействие части и целого, чем новеллистический цикл. Они обладают единством, обеспечивающимся внутренней динамикой текста на структурном и образном уровне, и представляют собой не столько разные вариации избранного конфликта или темы, сколько повествование, обладающее сквозным сюжетом, который развивается, однако, в серии фрагментов. Соотношение открытости и завершенности текста является особенностью как отдельных «Путевых картин», так и всего произведения.

Степень разработанности проблемы. В отечественном и зарубежном гейневедении сформировались два основных подхода к «Путевым картинам». Начиная с 19 века, это произведение рассматривалось с точки зрения отражения в нем внешних факторов: политических и поэтических взглядов писателя, деталей его биографии, переосмысления им художественной традиции - и вписывалось в корпус публицистических текстов Гейне. При этом художественные особенности текста часто отходили на второй план. Со второй половины 20 века исследователи сосредоточивают внимание на внутреннем мире произведения, при этом «Путевые картины» рассматриваются как художественный текст, часто не соответствующий канону путевого очерка. Между тем традиционно книга Гейне определяется как произведение, в равной степени развивающее традиции как художественной, так и публицистической литературы. Таким образом, до настоящего времени эта двойственная природа «Путевых картин» не получила объяснения.

Объектом настоящего исследования являются «Путевые картины» Г. Гейне (публиковавшиеся частями в 1826-1830 гг.), а предметом - их сюжет и стиль как взаимосвязанные категории, лежащие в основе единства текста. Стиль, понимаемый в современном литературоведении как диалектическое единство предмета и высказывания о предмете, рождается на стыке индивидуального метода и традиции жанра. Применительно к «Путевым картинам» с их сложным отношением к жанровой традиции, категория стиля обретает особую важность. Стиль реализуется в категории сюжета. О тесной связи стиля и сюжета в исследуемом произведении говорит и тот факт, что в научной литературе вопрос о его сюжете часто заменяется вопросом о взаимодействии в тексте разных стилистических манер. Однако именно обращение к сюжету представляется необходимым для выявления тех особенностей «Путевых картин», которые, с одной стороны, отграничивают их от публицистической традиции в творчестве писателя, а с другой -объединяют все части книги в единое целое. Сюжет - элемент внутренней организации художественного текста, дающий возможность рассматривать

текст как особую систему, отличную от любой другой. При этом надтекстовые факторы как литературного (жанр, традиция, автор), так и внелитературного (философские, идеологические взгляды, биографические и исторические обстоятельства) порядка будут важны в той степени, в которой они преломляются в тексте, определяя сюжет. В то же время сюжет соотносится с такими важными в данном случае категориями, как жанр, композиция, повествовательные инстанции. Решая проблемы сюжетной организации произведения, мы сможем ответить на многие вопросы, связанные с этими его аспектами.

Цель работы - решение вопроса о единстве «Путевых картин» и установление механизма обеспечения этого единства. Для достижения этой цели было необходимо решение следующих задач:

1) Анализ взаимодействия в тексте фабулы и композиционных
приемов путем

установления и сопоставления фабулы отдельных произведений, входящих в «Путевые картины»;

разграничения понятий внешней (определяемой путешествием) и внутренней (связанной с изменением героя) фабулы и рассмотрения их роли в каждом отдельном произведении и на протяжении всей книги;

анализа жанровых традиций произведения и степени их актуальности, исследования в тексте соотношения реального и жанрово обусловленного материала;

исследования повествовательной организации текста, природы избираемых повествовательных инстанций и их взаимодействия;

определения взаимодействия в тексте своей и чужой точек зрения, речи рассказчика и речи персонажа, отношений повествователя и читателя;

решения вопроса о фрагментарности и целостности каждого произведения и книги в целом.

2) Характеристика внутреннего мира «Путевых картин» и
рассмотрение в тексте

категорий пространства и времени;

сквозных образов и тем, а также их интерпретации в отдельных «Путевых картинах»;

образа героя в связи с образом рассказчика и других персонажей;

динамики изменения этих структур на протяжении всего произведения. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Элементами сюжета могут становиться не только фабульные мотивы и композиционные приемы, но повествовательные стратегии, элементы внутреннего мира произведения, а также жанровые традиции.

Все эти элементы в сюжете существуют в комплексе, и их взаимодействие носит системный характер.

  1. Сюжет как организованная динамика структурных компонентов текста является одной из центральных категорий, обеспечивающих художественное единство произведения.

  2. Сюжет обладает потенциалом включения произведения в контекст иного произведения, творчества автора и литературного канона.

  3. В путевом очерке взаимодействие различных элементов сюжета особенно значимо вследствие сочетания фиктивного и реального материала, на котором строятся произведения данного жанра.

  4. «Путевые картины» - не цикл разнородных и независимых текстов, но произведение, обладающее внутренним единством, обеспечиваемым не только авторским замыслом и образом повествователя, но и внутренней структурой текста.

Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что эти вопросы впервые решаются в комплексе и на материале всего произведения, а не отдельных его частей, в том порядке, в котором последние включены в «Путевые картины». В центр исследования впервые ставится категория сюжета, позволяющая рассмотреть книгу как единое произведение. Связи книги с произведениями самого Гейне и других авторов, а также вопросы автобиографичности текста и творческого метода писателя рассматриваются как элементы сюжета «Путевых картин», но не составляют самостоятельной цели исследования.

Теоретической основой исследования послужила теория сюжета, разработанная отечественными литературоведами, прежде всего Ю.Н. Тыняновым, а также работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные теории нарратива (Б.А. Успенский, Ж. Женетт). В диссертации использовались выводы ряда историко-литературных работ и специальных исследований, посвященных «Путевым картинам» (работы А.И. Дейча, В.И. Грешных, И. Мюллера, Й. Хермандта, Дж. Саммонса, Э. Гэллей, Г.М. Васильевой, С.Н. Барашковой, У. Гроддека, и др.)

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении термина «сюжет» и разграничении понятий сюжета и фабулы, сюжета и композиции; обосновании возможности использования этой категории в качестве базы для анализа художественной целостности. Анализ внутренней структуры «Путевых картин» позволил сделать ряд выводов о специфике функционирования категории сюжета в жанре путевых заметок. В результате проведенного исследования был сделан вывод о правомерности рассмотрения книги Гейне как единого произведения, обладающего одновременно открытостью и способностью входить во все более широкий контекст; продемонстрированы принципы взаимодействия художественного текста и контекста.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в курсах по теории и истории

литературы, а также при разработке спецкурсов, посвященных структурному анализу художественного текста.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были представлены в докладах, сделанных на межвузовских конференциях «Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе» (в 2005, 2006 гг.), и в 7 опубликованных работах.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 173 наименования (из них 70 на иностранном языке). Объем работы: 176 страниц машинописного текста.

Похожие диссертации на "Путевые картины" Генриха Гейне