Введение к работе
Актуальность исследования. Во второй половине XIX века, после завоевания Средней Азии Россией, в социально - политической и культурной жизни народов региона произошли серьезные изменения, нашедшие своё отражение в таджикской просветительской литературе, у истоков которой стоял Ахмад Махдум Дониш (1826-1897). В дальнейшем под влиянием первой русской революции (1905-1907) и освободительных движений в Иране и Турции в начале ХХв. и с расширением торговых связей и внедрением коммуникационных и информационных технологий оживляются политические и социальные отношения в таджикском обществе и появляются условия для активизации джадидизма. Таджикские исследователи называют начало XX века вторым периодом просветительского движения и реализацией его идей и целей (11, 208).
Джадидское движение в Самарканде и Бухаре было направлено на пробуждение национального самосознания таджиков. Главной целью джадидов было открытие школ нового образца, обучение иностранным языкам, изучение опыта передовых европейских сгран в области науки и техники, повышение уровня жизни и образования народа. Эти просветительские идеи и мысли нашли отражение в творчестве таких видных представителей джадидизма, как Сиддики Аджзи, Тошходжа Асири, Мирзо Сиродж Хаким, Садриддии Айни, Абдулвохид Мунзим, Абдуррауф Фитрат, Ахмаджон Хамди, Сахбо, Махмудходжа Бехбуди и др.
В исследуемый период также жили и творили видные поэты и писатели Зуфархон Джавхари, Накибхон Туграл, Садикхаджа Гулшани, Сайдахмад Васли, Мухаммадхусайн Ходжи. Эти поэты по своему стилю и методам продолжали традиции классической литературы, писали стихи, подражая Саади, Хафизу, Джами, Бедилю и другим классикам. Они своим творчеством обогатили духовное наследие таджикского народа в новое время.
Надо отметить, что несмотря на запреты и строгую цензуру советского времени, литература эпохи джадидизма и творчество ряда его представителей стали объектом исследования таких ученых, как Е. Э. Бертельс. X. Мирзозаде, И. С. Брагинский, Н. Маъсуми, Р. Хади-заде, М. Шакури, С. Табаров, С. Асадуллаев, X. Асозода, А. Махмадаминов, М. Раджаби, М. Имомов, П. Гулмурод-заде и других.
Вышеназванные ученые акцентировали внимание на жизни и творчестве поэтов и писателей литературных кругов центральных городов - Бухары, Самарканда и Ходжанда - тогда как, по сведениям литературоведа А. Абибова, «только в конце XVIII, XIX и начале XX веков на таджикской земле жили и творили более 400 поэтов, чье творчество только недавно стало нам известно» (1, 6).
Одним из наиболее известных и прославленных поэтов конца XIX и начала ХХв., многие годы жившим в Бухаре, а в последние
годы жизни присоединившимся к литературной жизни Хатлона, был Мухаммадхусайн Ходжи. В своем выступлении в честь 2700-летия города Куляба Президент страны Эмомали Рахмон дал высокую оценку творчеству Мухаммадхусайна Ходжи: «Особенно творческое наследие Мир Сайида Али Хамадани, Мавлоно Одила, Бисмил, Мулло Бурхона, Мирзо Раджаба, Махмудхода Балджуани, Шамсиддин Шохина, Ходжи Мухаммадхусайна Кангурти и многих других заняло в таджикско-персидской литературе заслуженно высокое место».
Таким образом, выяснилось, что невозможно дать объективную оценку истории литературы того или иного исторического периода без всестороннего научного исследования жизни и творчества его видных представителей. Поэтому изучение и подробный анализ богатого наследия Мухаммадхусайна Ходжи и определение места поэта в таджикской литературе начала ХХв. является одной из важных и необходимых задач современного литературоведения.
Степень изученности проблемы. Ещё при жизни Мухаммадхусайн Ходжи был признан авторами современных ему антологий, в том числе Негматулло Мухтарамом, как талантливый и свободомыслящий поэт.
Долгое время в советский период творчество поэта не было объектом внимания и изучения, и первым, кто высказался о его жизни и творчестве, был литературовед Асомуддин Насриддинов. Ещё 25 мая 1957 года в газете «Тоджикистони совети» в своей статье под названием «Ходжи Мухаммад Хусайн» он впервые познакомил таджикского читателя с творчеством поэта.
В 1962 году в честь 80-летия Ходжи таджикский литературовед Саидумар Султон опубликовал избранные произведения поэта, написав подробное введение. При выборе творчества Мухаммадхусайна Саидумар Султон обратил особое внимание на его газели. По признанию самого ученого, «газели Ходжи пробуждают игру воображения, чисты, естественны, многообразны, вдохновляющие и очень доступные восприятию читателя. Их количество достигает 254» (9, 11).
Саидумар Султон, может быть, продолжил бы исследования творчества Мухаммадхусайна, но со стороны коммунистической цензуры был обвинен в «публикации творчества реакционного исламского поэта». «Этот факт, - пишет другой исследователь Киямиддин Саттори, - был обсужден на специальном пленуме ЦК КП Таджикистана и за совершенную идеологическую ошибку, то есть публикацию наследия таких исламских мыслителей, как Ходжи Хусайна Кангурти, многие ответственные партийные и государственные работники получили административные взыскания» (7, 11).
Возможно по этой причине ряд литературоведов, таких, как А. Абибов, Т. Негмат-зода, указали только на необходимость изучения жизни и творчества Мухаммадхусайна Ходжи. Известный
таджикский политолог А. Махмадов так объясняет причину того, что творчество поэта не попало в поле зрения литературоведов и критиков: «Может, они обратили внимание на то, что Мавлоно Халифа Мухаммадхусайн принадлежал к суфийско-дервишскому ордену и видели в его лице только священнослужителя» (6, 127).
С наступлением периода независимости республики Таджикистан начинается новый этап в исследовании жизни и творчества Мухаммадхусайна Ходжи. В июне 1998 года в республике была проведена научная конференция, посвященная 130-летию Мухаммадхусайна Ходжи. В опубликованных трудах и статьях X. Асозода, К. Чиллазода, А. Абдурахима, А. Кучарова, У. Назира, У. Тоирова, А. Суфизода, К. Саттори, С. Анвари, X. Муродиён, Ф. Муродова, А. Махмадова, X. Табарова отражены различные стороны творчества поэта, - язык, стиль, связь поэта с политическими событиями того времени, отношение к устному народному творчеству.
Литературовед X. Асозода в своей книге «Таджикская литература в ХХв.» дает краткие сведения о творении поэта -«Василатуннаджот» (Средство спасения), «Дабистони ибрат» (Школа для подражания), «Ашколи хутути исломия» (Формы исламской графики), количество газелей поэта доводит до 260 и считает, что многие его газели написаны в классическом стиле Бедиля (2, 21-25).
Многие исследователи, в их числе А. Суфизода, С. Анвари, К. Саттори, А. Махмадов, относят Ходжи к числу поэтов-суфиев и особо отмечают его заслуги в развитии таджикской культуры: «Научное и литературное наследие Ходжи Хусайна является продолжением лучших традиций мысли таджикских классиков в новых исторических и драматических условиях конца XIX и начала XX в.» (10, 12).
В статьях С. Анвари подробно анализированы лингвистические особенности творчества поэта, в частности его газелей. Он пишет: «Одним словом, язык поэзии Ходжи Хусайна Кангурти имеет такие специфические черты, исследование и анализ которых принесут огромную пользу современному таджикскому языку» (3, 7).
В статье А. Махмадова, написанной в преддверии 140-летия поэта, анализируются философские и исторические взгляды Мухаммадхусайна Ходжи. Автор предлагает включить творчество поэта в учебную программу средней общеобразовательной школы (6, 132).
Следует отметить, что творческое наследие Мухаммадхусайна Ходжи еще в 1995 году включено в учебную программу по таджикской литературе в Таджикском государственном университете и в 2007 году в учебную программу средних общеобразовательных школ и сегодня преподаётся на филологическом факультете ТНУ, в 11-х классах средних общеобразовательных школ.
Поэт обладал высоким талантом в создании различных традиционных персидско-таджикских поэтических жанров, особенно маснави «Комде и Мадан». Вместе с тем сведения о тематике,
содержании, метре, рифме, поэтическом мастерстве Ходжи Хусайна скудны и недостаточны и не могут дать полного представления о его поэтическом таланте.
Несмотря на сделанные попытки, наследие Ходжи, особенно его газели, составляющие большую часть его творчества, до сих пор не стали предметом специального и глубокого исследования. Именно эти мотивы побудили нас выбрать в качестве объекта научного исследования жизнь и творчество Ходжи и поэтику его газелей.
Источники исследования. Диссертация написана на основе творческого наследия Мухаммадхусаина Ходжи, в частности трёх экземпляров полного собрания сочинений (куллийата), избранных произведений поэта, литературно-исторических источников, антологий,словарей.
Первый экземпляр сборника стихов (куллийат) Ходжи Хусайна был опубликован в 1913 году в Ташкенте под покровительством Субханкулибека Мирза Ахмад ибн Мирзо Хадиятулло на арабской графике (настаълик) и включает газели, касыды (оды), тарихнаме (историческое повествование), мусаддасоты (шестистрочные строфы) и мухаммасоты (пятистрочные строфы), рубай (четверостишие), маснави (парное рифмовое полустишие) «Комде и Мадан», поэмы «Василатуннаджот», «Историю джуда» «Дабнстан-е ибрат», письма и «Мунтахабулахбор фи табакот ас - салогин» (4, 302).
Вторая рукопись сборника хранится под номером 1594 в фонде рукописей Института востоковедения и письменного наследия АН РТ. Эта рукопись переписана в 1343 хиджри (1925). Рукопись не пронумерована. Чтобы не нарушать очередность и последовательность, в конце каждого листа зафиксировано первое слово стиха следующего листа.
Впервые «Избранные произведения Мухаммадхусаина Ходжи» на кириллице были опубликованы в 1962г. Они были составлены на основе Ташкентской рукописи и содержали 198 газелей, 9 мухаммасов, 3 элегии, 58 рубай и маснави «Комде и Мадан». А также в книгу были включены несколько образцов каллиграфического почерка самого поэта из «Ашкол-е хутут-е исламийе».
И наконец, в качестве основного источника можно назвать полное собрание сочинений Ходжи Хусайна Кангурти, подготовленное и опубликованное в Душанбе и 1998г. литературоведами К. Чиллазод и А. Абдурахими на текстах кириллицы и фарси. В кириллическом тексте насчитывается 271 газель (как в сборнике 1913г.) и в тексте фарси 272 газели (как в экземпляре 1925г.). Кроме того, сборник включает 29 пятистрочных строфов, 34 шестистрочные строфы, 4 оды, 3 элегии, 12 исторических хроник, 97 рубай, поэмы «Василатуннаджот», «Таърихи джуда», «Дабистан-е ибрат», парное рифмовое полустишие «Комде и Мадан» и письма поэта отдельным людям.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является определение метра, рифмы, радифа в газелях и других жанрах
творчества Ходжи Хусайна, признанного классика в литературной среде. Надо признаться, что рамки одного исследования не позволяют достичь такой цели и определить всю полноту мастерства поэта, поэтому мы постарались определить главное в газелях поэта.
Для достижения данной цели перед автором были поставлены следующие задачи:
- Определение главных вех жизни Мухаммадхусайна Ходжи;
Изучение и анализ жанрового разнообразия литературного наследия поэта;
Развивая споры и дискуссии об арузе и метре газелей Ходжи, найти дополнительные аргументы, которые помогли бы в установлении истины в рассуждениях и оценках ученых по поводу газелей поэта;
Прослеживание особенностей использования основных и производных форм построения газелей поэта;
Рассмотрение особенностей использования разнообразия рифмы в газелях Ходжи;
- Определение особенностей использования радифа;
- Выявление особенностей использованных художественных
средств изображения в газелях Ходжи.
Методологические и теоретические основы исследования. Методологическую основу работы составляет сравнительно исторический метод литературоведения и принципы статистического анализа художественного материала, апробированного в работах известных ученых-литературоведов. В ходе исследования автор опирался на труды зарубежных и отечественных ученых-специалистов и теоретиков литературы - А.И.Веселовского, Б.В.Томашевского, М.М.Бахтина, М.Л.Рейснера, Парвиза Нотила Хонлари, Таки Вахидиёна Комёр, Сируса Шамисо, Мухаммадреза Шафеи Кадкани, Ш. Хусейизаде, Б. Сируса, X. Шарифова, Р. Мусулмониёна, У. Тоирова и др.
На защиту выносятся следующие положения: !. Сбор и изучение источников, а также некоторые данные о жизни и деятельности.Мухаммадхусайна Ходжи.
2. Воссоздание биографии Мухаммадхусайна Ходжи на основе
его творческого наследия.
3. Выявление идейно-художественного и научного значения
литературного и исторического наследия поэта.
Определение особенностей метра в его газелях.
Исследование особенностей рифмы, радифа в газелях поэта и определение его поэтического мастерства.
Научная новпша исследования. Данная диссертация является первой научно - исследовательской монографией, посвященной жизни, творчеству и проблеме поэтики газелей Мухаммадхусайна Ходжи. В работе впервые подверглись всестороннему анализу особенности жанра, метра, рифмы и художественных средств изображения в
газелях Ходжи, а также новшества поэта в структуре метра, рифмы и радифа газели.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что в ней исследуются малоизученные аспекты жизни и творчества Мухаммадхусайна Ходжи, что дает возможность более глубокого понимания особенностей структуры, тематики, содержания и осмысления художественных ценностей газелей поэта. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курса лекций по истории таджикской литературы конца XIX - начала ХХв., при проведении спецкурсов и спецсеминаров на филологических и востоковедческих факультетах вузов республики, при написании истории таджикской литературы, особенно истории литературы ХХв., и методических пособий. Результаты исследования диссертанта окажут неоценимую помощь при издании произведений Мухаммадхусайна Ходжи.
Апробация исследования. Работа выполнена и обсуждена на кафедре теории и новейшей персидско-таджикской литературы Таджикского национального университета (протокол №10 от 26. 05. 2010г.). Содержание работы нашло отражение в статьях и докладах автора, опубликованных в журналах и сборниках материалов научно-теоретических конференций Таджикского национального университета (2007-2009).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.