Содержание к диссертации
Введение : 3
Глава 1. Миросозерцание Уильяма Голдинга и особенности его
художественной системы 8
Периодизация творчества 8
Религиозно-философские взгляды 32
Литературные предпочтения 45
Глава 2. Проблематика морской трилогии «На край света» 53
2.1. Морская трилогия в контексте творчества Голдинга 53
2.2. Жанровое своеобразие и круг проблем романов морского цикла 66
Ритуалы, имена и названия в морской трилогии 88
Аллюзии и реминисценции в романах морской трилогии 112
Глава 3. Символика романов морской трилогии «На край света» 151
Корабль как символ бездуховного государства 151
Капитанские правила и белая линия в качестве символов кастовости... 154
3.3.Театральность - символ фальши человеческих отношений 158
3.4. Библейские мотивы и символы в морской трилогии 165
Глава 4. Морская трилогия и современная западная культура 172
4.1. «Ритуалы дальнего плавания» и фильм Феллини «И корабль
плывет» 172
4.2.«Ритуалы дальнего плавания» и роман Дж. Барнса «История мира в 10
Vz главах» 181
4.3.Экранизация романов морской трилогии 188
Заключение 199
Библиография 205
Введение к работе
Имя Уильяма Голдинга известно подавляющему большинству читателей благодаря его роману «Повелитель мух», впервые напечатанному в Лондонском издательстве Фэйбер-энд-Фэйбер в 1954 году. Первая книга надолго создала автору славу мрачного пессимиста, сочинителя притч о современном обществе. Вторым по степени известности стал «Шпиль», созданный в 1964 году. Насыщенный библейскими мотивами и образами, пятый роман Голдинга позволил некоторым критикам причислить прозаика к разряду религиозных писателей.
С творчеством Голдинга читатели в России и за рубежом знакомы весьма поверхностно. Ситуация остается неизменной, даже несмотря на широкий ассортимент различных изданий романов и повестей писателя, добротный перевод большинства его книг, а также театральные и кинематографические постановки его романов. Голдинга продолжают традиционно воспринимать в качестве автора школьного произведения о мальчиках, попавших на необитаемый остров.
За рубежом популярность первого романа писателя вызвала шквал интервью, статей, эссе, а затем и более серьезных, масштабных публикаций, комментирующих замысел того или иного произведения, дающих оценку художественной ценности книг прозаика, а также предлагающих интерпретацию символики его иносказаний. Среди наиболее значительных и влиятельных зарубежных (преимущественно англоязычных) исследований, посвященных творчеству Голдинга, особое место занимают монографии Медкафа С. («Уильям Голдинг», 1975), Кромптона Д. («Взгляд со шпиля», 1985) и Диксона Л. («Современные аллегории Уильяма Голдинга», 1991). Немалый интерес представляет диссертационное исследование немецкого философа Марка Генрика Герна («Идентификация, Индивидуальность, Изменения в романах Уильяма Голдинга»), опубликованное в Тюбингене в 2000 году и посвященное анализу романов морской трилогии «На край
света». Интереснейший фактический материал, связанный с биографией писателя, особенностями его философско-религиозных взглядов и жанровым своеобразием его произведений представлен в книгах Байлса Дж. («Беседа: разговоры с Уильямом Голдингом», 1970), Хэффендона Дж. («Интервью с романистами», 1985), Кэри Дж. («Уильям Голдинг. Человек и его Книги. К 75-летию автора», 1986), опубликованных в виде воспоминаний близко знавших писателя современников, и интервью с Голдингом, в которых прозаик давал оценку собственным книгам.
В России первой о Голдинге начала писать В. В. Ивашева, лично знакомая с английским прозаиком, поддерживавшая длительную с ним переписку и приложившая немало усилий для привлечения внимания молодых ученых-литературоведов к его творчеству. В разные годы к изданию романов писателя вступительные статьи публиковали М. Зинде, В. Скороденко, А. Чамеев; анализируя вслед за своими зарубежными коллегами специфику творчества Голдинга, они предлагали новые трактовки иносказательного смысла его притч.
В научной среде до недавнего времени предпочтение отдавалось исследованию притчевого характера основных произведений писателя: «Повелителя мух», «Наследников», «Свободного падения», «Шпиля». При этом акцент делался на определении жанровой специфики и аллегорического начала книг Голдинга.
За последние годы интерес к творчеству писателя приобрел новые черты: литературоведы в большей степени начали обращать внимание на осмысление социально-философской проблематики романов Голдинга. Серьезное внимание стало уделяться попыткам вписать Голдинга в определенный исторический и литературный контекст, проследить предшественников писателя, указать на литературные претексты его произведений. Наибольший интерес в этом отношении представляет монография Т.Г. Струковой, посвященная анализу морской трилогии Голдинга («Морская трилогия У. Голдинга: традиции и новаторство», 2000).
За год до выхода в свет работы воронежского исследователя в Киеве Л.Я. Мирошниченко была защищена кандидатская диссертация, материалом которой стали романы морской трилогии и последнее, незавершенное произведение Голдинга «Двойной язык».
Настоящее диссертационное исследование продолжает работу, начатую воронежским литературоведом, и посвященную изучению социально-философской проблематики и символики морской трилогии Голдинга.
Материалом диссертации являются романы трилогии «На край света»: «Ритуалы дальнего плавания» (Rites of Passage, 1980), «Две четверти румба» (Close Quarters, 1987) и «Огонь в трюме» (Fire Down Below, 1989), в 1991 году опубликованные автором под единым названием «На край света: морская трилогия» (То the Ends of the Earth). В круг анализируемых художественных текстов попадает и ряд других произведений, как самого писателя, так и его предшественников и современников. Материалом для изучения являются также живописные полотна, поэтические произведения, кинематографические ленты, затрагивающие сходную проблематику и оперирующие сходными символами. Использование столь широкого спектра произведений мирового искусства обусловлено попыткой воссоздать художественный контекст, в котором следует рассматривать романы морского цикла Уильяма Голдинга.
Объектом диссертационного исследования является морская трилогия «На край света».
Предмет исследования связан с анализом художественного мира морского цикла, с определением жанрового своеобразия трех составляющих его книг, анализом проблематики трилогии, а также с интерпретацией ее основных символов.
Цель диссертационного исследования заключается в анализе проблематики и символики романов морской трилогии «На край света», изучении аллюзий и реминисценций морского цикла, исследовании резонанса, вызванного трилогией в мировом искусстве на рубеже веков.
В круг поставленных задач входит предложить периодизацию творчества Голдинга, охарактеризовать его религиозно-философские взгляды, очертить круг литературных предпочтений писателя, определить специфику романов морского цикла, указать на их жанровое своеобразие.
Методологической основой работы являются исследования Хонига и Флетчера об аллегорическом начале художественного произведения (Fletcher A. Allegory. The Theory of a Symbolic Mode); работа M.M. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе», «Автор и герой»; Ю.М. Лотмана «Семиотика культуры и понятия текста», «Текст в тексте», «Символ в системе культуры»; А.Ф. Лосева «Проблема символа и реалистическое искусство»; монографии Т.Г. Струковой «Английский морской роман» об особенностях жанра морского романа и его современных трансформациях, и «Морская трилогия У. Голдинга: традиции и новаторство», в которой собран интереснейший лингвистический материал, касающийся имен и названий в морской трилогии Голдинга.
Диссертационное исследование основывается на использовании историко-литературного метода, интертекстуального метода, а также метода текстологического и сопоставительного анализа.
Научная новизна диссертации связана с тем, что проблематика и символика романов морской трилогии, впервые рассматривается в контексте мирового искусства, устанавливается связь между романами морского цикла и произведениями литературы, живописи, кино, указывается на художественные претексты морского цикла Голдинга, предпринимается попытка вписать произведения второго периода творчества писателя в определенный исторический художественный процесс, проанализировать связь морской трилогии с современной культурой, их взаимовлияние.
Теоретическая значимость диссертационной работы связана с определением жанрового своеобразия произведений морского цикла, религиозно-философской почвы, послужившей основой для их создания, а
также с выявлением важнейшей проблематики и символики, отражающих мировоззрение писателя на втором этапе его творческого пути.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использовать полученные результаты для оценки всего творчества Уильяма Голдинга, что позволит восполнить пробел в представлениях о художественном мире писателя и его соотнесенности с мировым историческим и художественным контекстом.
В первой главе диссертации дается характеристика миросозерцания и особенностей художественной системы Уильяма Голдинга, приводится периодизация творчества писателя, а также дается определение его религиозно-философских взглядов и литературных предпочтений.
Вторая глава исследования посвящена анализу проблематики морской трилогии «На край света». Предпринимается попытка вписать романы морского цикла в контекст всего творчества Голдинга, указать на жанровое своеобразие и круг проблем трилогии, выявить метафорический характер событий, имен и названий «морских» романов, а также проанализировать характерные для них многочисленные аллюзии и реминисценции.
В третьей главе речь идет о символике морской трилогии «На край света». В частности, предметом рассмотрения являются библейские мотивы (корабль, сад) и социальные символы: корабль как символ государства, капитанские правила и белая линия в качестве символов кастовости, а также театр как символ фальши человеческих отношений.
Четвертая глава посвящена анализу резонанса морской трилогии в западной культуре на рубеже веков. Прослеживается связь первого романа трилогии с фильмом Феллини «И корабль плывет» и романом Барнса «История мира в 10 1А главах», а также предлагается обзор телепостановки романов морской трилогии Би-Би-Си в 2005 году.
В заключении приводятся основные выводы и указывается на возможное развитие темы данного диссертационного исследования.