Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественно-семантические свойства симулякра в романе Малькольма Брэдбери "Профессор Криминале" Фролова Евгения Евгеньевна

Художественно-семантические свойства симулякра в романе Малькольма Брэдбери
<
Художественно-семантические свойства симулякра в романе Малькольма Брэдбери Художественно-семантические свойства симулякра в романе Малькольма Брэдбери Художественно-семантические свойства симулякра в романе Малькольма Брэдбери Художественно-семантические свойства симулякра в романе Малькольма Брэдбери Художественно-семантические свойства симулякра в романе Малькольма Брэдбери Художественно-семантические свойства симулякра в романе Малькольма Брэдбери Художественно-семантические свойства симулякра в романе Малькольма Брэдбери Художественно-семантические свойства симулякра в романе Малькольма Брэдбери Художественно-семантические свойства симулякра в романе Малькольма Брэдбери
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фролова Евгения Евгеньевна. Художественно-семантические свойства симулякра в романе Малькольма Брэдбери "Профессор Криминале" : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 Н. Новгород, 2005 187 с. РГБ ОД, 61:05-10/866

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Симулякр как феномен художественного сознания 18

1.1. Генезис и эволюция представлений о симулякре 18

1.2. Симулякр в системе художественного текста 35

Глава вторая. Динамическая взаимообусловленность романных структур М. Брэдбери 55

2.1. Творческий путь писателя 56

2.2. Семиотика экзистенциальных мотивов в романах М. Брэдбери 62

2.3. История как арена борьбы симулякров и аутентизма 73

2.4. Проекции симулякров на журналистику и литературу 81

Глава третья. Поэтика симулякра в романе «Профессор Криминале» 86

3.1. Симулякр и проблема контекста 86

3.2. Мифологический герой масскульта 94

3.3. Наука и журналистика как цивилизационные механизмы 105

3.4. Ирония между постмодернизмом и реализмом 135

Заключение 158

Библиография

Введение к работе

Изучение современной английской прозы в диапазоне тем и проблем, ею освоенных, является достаточно сложной, но необходимой задачей для отечественного литературоведения.

Во-первых, в связи со сложностью освоения текущего художественного процесса, где все достаточно зыбко, нестабильно, расположено не «по ранжиру».

Во-вторых, из-за определенной «закрытости» современной английской литературы для отечественных исследователей в силу неоперативности переводов, недоступности самих текстов, «чуждости» круга поднимаемых ею вопросов. Поэтому в отечественной англистике внимание уделялось классикам XX века, а писатели, оставшиеся «в их тени», изучались мало и, скорее, были предметом литературной критики, нежели академического литературоведения.

Наконец, еще одна трудность была вызвана новизной поэтики, обнаруживающейся в темах произведений, их структурно-образного мира, сюжетологии и характерологии.

Успешной попыткой решения означенных проблем стало освоение творчества Дэвида Лоджа в отечественной науке1. Существуют и другие примеры подобного рода, однако они не столь многочисленны, и можно утверждать, что научное освоение не успевает за динамикой английского литературного процесса.

Сходное положение сложилось с творчеством Малькольма Брэдбери, романы которого «Профессор Криминале», «Историческая личность»,

См. об этом : Масляева, О. Ю. Поэтика трилогии Дэвида Лоджа (романы «Академический обмен», «Мир тесен», «Прекрасная работа») [Текст] / О. Ю. Масляева.- Дис... канд. филол. наук.- Н. Новгород, 2002.- 172 с.; Генцова, Н. H. Романы Д. Лоджа 1990-х годов: Эстетическая теория писателя и художественная практика [Текст] /Н. Н. Генцова.- Автореф... канд. фил. наук.- Воронеж, 2004.- 18 с.

«В Эрмитаж!» стали широко известны отечественном}' читателю в силу своей злободневности, вниманием к «русской теме», атмосферой современности. Но не только эти обстоятельства вызывают исследовательский интерес к творчеству Малькольма Брэдбери. В его произведениях нашли отражения явления современной духовности и феноменальные признаки кризиса классического сознания, еще не до конца освоенные философским и культурологическим знанием.

В частности, это относится к феномену симулякра, занимающему в современной культуре важное место.

Актуализация этого известного из глубокой древности понятия вызвано разложением современной действительности, во многом благодаря процессам техногенной цивилизации, на реальность, гиперреальность и виртуальную реальность.

Кроме того, симулякр выступает как качественная характеристика стадии постмодернизма Постмодернизм, являясь сложным и эклектичным направлением в культуре современной эпохи, порождает такие явления, которые способны отразить изменившийся мир и показать специфическую особенность формирования новых симуляционных компонентов не только в области искусства, но и в реальной действительности.

Симулякр образуется в сознании людей, сферой его рождения являются идеи, которые, актуализируясь, начинают оказывать воздействие на поведение и мировосприятие современного человека2.

Брэдбери, М. Профессор Криминале {Тексте : роман / Малькольм Брэдбери ; пер. с англ. Б. Кузьминского, Г. Чхартшвили, H. Ставровской.- М. : Иностранная литература; Б.С.Г. - ПРЕСС, 2000.- 472 с. ; Брэдбери, М. Историческая личность [Текст] : роман / Малькольм Брэдбери ; пер. с англ. И. Гуровой.- М. : Изд-во ACT, 2002.- 350 с; Брэдбери, М. В Эрмитаж [Текст] : роман / Малькольм Брэдбери ; пер. с англ. М. Б. Сапрыкиной.-М.: Изд-во ACT, 2003. - 509 с.

2 См. об этом: Андреев, Л. Художественный синтез я постмодернизм {Текст] / Л. Андреев // Вопросы литературы.- 2001.- № 1.- С 3-39. ; Бодрийар, Ж. Злой демон образов [Текст] : пер. с англ. Н. Цыркун / Жан Бодрийар // Искусство кино.-1992.- № 10.- С. 64-70.; Бодрийяр, Ж. Америка [Текст] / Жан Бодрийяр; пер. с фр. Д. Калугина.- СПб.: Владимир Даль, 2000.- 206 с; Визель, M. Гипертексты по ту и эту стороны экрана [Текст] / M. Визель // Иностранная литература,- 1999.- № 10.- С. 169-178.; Дианова, В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность {Текст] / В. М. Дианова.- СПб. : Петрополис, 1999.- 23S с; Курицын, В. Русский симулякр [Текст] / В. Курицын // Литературная газета.- 1994.- №11,16 марта. - С. 5.; и др.

Симулякр, как культурно-философское явление, широко используется при обращении к тем фактам реальной действительности, которые требуют дополнительной расшифровки и не могут быть объяснены через знак или символ. Симулякр разрушает привычное отношение составляющих знаковой системы, формируя иной структурный ряд, замыкаясь и репрезентируя самого себя.

Восприятие симулякра основывается на внешнем эффекте сходства явления с предметным миром, при большом несоответствии с внутренней сущностью реальности. Симулякр понимается как подобие без подобия, так называемое подобие подобия, и состоит из внутренней пустоты, наполненной расходящимися сериями смыслов. Осознание симулякра требует большой информированности от воспринимающего его.

Симулякр. как элемент художественной структуры литературного произведения, создает мир ложной реальности, так называемой гиперреальности, надреальности, где художественный образ начинает наполняться различными стереотипами и клише. Симулякр, как художественный образ, функционирует в тексте не только на уровне смысла, порождая особый тип героя, пространства, мировосприятия, но и влияя на жанровое образование литературных произведений.

Малькольм Брэдбери, как критик и писатель, знакомый с современными тенденциями литературного развития, в своем творчестве постарался отразить изменчивость мира XX века. В поле зрения писателя попали явления, оказывающие влияние на формирование сознания современного человека Темой многих романов М. Брэдбери становятся различные общественные процессы, делая творчество английского автора остро актуальным.

Проблема влияния, которое оказывает на человека убыстряющийся темп общественного развития, становится центральной в романах М. Брэдбери. Телевидение, средства массовой информации, глобальность идеологических

направлений, ложность человеческих установок организуют новый тип мышления, рождающего симулякры.

Явление симулякра выражает себя на всех уровнях общественной и культурной жизни современного человека.

Для нашего исследования важное значение приобрела проблема эволюции симулякра, истоки его появления и моменты становления данного явления как художественного компонента литературного текста. Трудность при рассмотрении этого понятия объясняется тем, что в современной российской науке явление симулякра изучалось фрагментарно, нет широкого анализа этого явления в системе художественного текста, отмечались лишь некоторые особенности и уровни развития симулякра как части постмодернистской культуры. Истоки возникновения симулякра рассматривались исследователями1 в основном в связи с философской трактовкой этого понятия Ж. Делезом.

Основные положения теории симулякра, касающиеся принципов общественного сознания, были в сформулированы в работах Ж. Бодрийяра2. Важное значение для нашего исследования приобретает факт становления симулякра, как характеристики мироощущения современной эпохи. Ж. Бодрийяр связывает симулякр с появлением такого элемента постмодернистской культуры, как гиперреальность. Французский культуролог обнаруживает «симуляционный характер всех современных социальных и культурных феноменов».

Важной мыслью для понимания симулякра, становится утверждение Ж. Бодрийра, что симулякр «перестает что-либо репрезентовать и лишь

1 См. об этом: Ильин, И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа {Текст] / И.
Ильин.- М. : Интрада, 1998.- 225 с; Ильин, И. Постмодернизм. Словарь терминов [Текст] / И. Ильин.- М. :
INTRADA MMI, 2001,- 384 с; Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма [Текст] / Н. Б. Маньковская.- СПб.
-. Алетсйя, 2000.- 347 с; и др.

2 См. об этом: Бодрийяр, Ж. Америка [Текст] / Жан Бодрийяр ; пер. с фр. Д. Калугина.- СПб. : Владимир Даль,
2000.- 206 с; Бодрийар, Ж. Злой демон образов [Текст] : пер. с англ. Н. Цыркун / Жан Бодрийар // Искусство
кино.- 1992.- № 10.- С. 64-70.; Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть [Текст] / Жан Бодрийяр; пер. с фр.
С. H. Зенкин.- М. : Добросвет, 2000.- 389 с; Бодрийяр, Ж. Система вещей [Текст] / Жан Бодрийяр; пер. с фр. С.
Зенкика^ М.: Рудомяво, 2001.- 220 с.

раскрывает себя как чистый, бесстрастный, властительный образ, стирающий границу между реальным существом и мифом»1.

Французский культуролог, указывая на тотальное проникновение симулякра в современную действительность, отталкиваясь от предметной характеристики симулякра (вещь теряет функциональные свойства), обращает внимание исследователей на формирование симулякорного сознания (порождение технотронной цивилизации) и появление государств -симулякров, симулирующих собственную цивилизацию (Америка). Тем самым, Ж. Бодрийяр выказывает опасение, что современная культура, размывая границы реальности, способна придти к полному исчезновению.

Роль своеобразного катализатора в разработке этой проблемы сыграл и тот факт, что смена идеологических эпох всегда сопровождается крахом устойчивых мнений, представлений, мировоззрений, а в XX веке еще усиливается стремительным прогрессом компьютерный технологий и расцветом технотронной цивилизации. Феномен мировой всепроникаемости породил понятие виртуальной реальности, которая потеряла границы только сугубо технического и игрового пространства. Понятие симулякра объединилось с идеей виртуальности. Эти культурно-антропологические процессы, ведущие к изменению статуса человека в мире не прошли незамеченными. Отдаляясь от предметного, вещного мира, в культуре «основным предметом исследования... является человеческий разум как средоточие субстанциональной сути человека»2.

Симулякр, в сознании человека XX века, выступает как подобие без образца. Отказавшись от своей миметической роли, симулякр обозначает конец подражанию. В этом отношении, привычная взаимосвязь: реальность -подражание реальности теряет свое принципиальное значение. Знак начинает выступать в несвойственных ему соотношениях, когда означающее теряет свое

1 Бодрийар, Ж. Злой демон образов [Текст] : пер. с англ. Н. Цыркун / Жан Бодрийар // Искусство кино.- 1992.-
№10.-С. 69.

2 Кургинян, M. С. Человек в литературе XX века [Текст] / М. С. Кургинян.- М.: Наука, 1989.- С. 16.

конкретизирующее качество, а означаемое начинает ориентироваться на означающее, искажая и преобразуя его1. Образ в этом случае, отражает смоделированную реальность, которая осознается как настоящая. В симулякре постоянно присутствует игровой момент, вариативность понимания подобного образа организована на постоянно отсылающем в никуда значении. Собственно с потерей предметной основы знака, и связывается формирование симулякра.

Важным для восприятия симулякра является осознание его гиперреалистичности: «Постмодернизм критикует метафизику присутствия, согласно которой знаки отсылают к чему-то стоящему за ними, к так называемой "реальности". На самом деле они отсылают только к другим знакам, а вместо реальности следует мыслить скорее отсутствие или несбывшееся ожидание таковой, т.е. область некоего зияния, бесконечной отсрочки всех означаемых»2.

Несмотря на то, что во французской культурологии явление симулякра начало исследоваться еще в 80-е годы XX века, этот термин долгое время не использовался в работах российских исследователей. Однако видоизменившиеся проблемы поэтики новой прозы привели к тому, что многие компоненты современного повествования уже не могут быть объяснены в рамках традиционной терминологии. Симулякр постепенно стал изучаться отечественными философами и культурологами (В. Дианова, И. Иванова, И. Ильин, А. Казинцев, Н. Маньковская и др.), а впоследствии на это явление обратили свое внимание и литературоведы (Л. Андреев, М. Визель, Д. Загонский, О. Постнов, Ю. Райнеке, М. Эпштейн и др.), тем не менее, как

1 См. об этом: Аппиньянези, Р. Постмодернизм {Текст] / Р. Аппиньянези; Г. Крис- СПб. : Академический
проект, 2004.- 173 с. ; Барт, Р. Воображение знака {Текст] / Р. Барт ; пер.с фр. Н. А. Безменовой // Р. Барт.
Избранные работы. Семиотика. Поэтика ; под ред. Г. К. Косикова.- М. : Прогресс, 1989.- С. 246-253. ; Барт, Р.
Литература и значение [Текст] / Р. Барт ; пер. с фр. С. Н. Зенкина // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика.
Поэтика; под ред. Г. К. Косикова,- М.: Прогресс, 1989.- С. 276-297.; Барт, Р. Риторика образа [Текст] / Р. Барт;
пер. с фр. Г. К. Косикова // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика ; под ред. Г. К. Косикова.» М. :
Прогресс, 1989.- С. 297-319. ; Барт, Р. Третий смысл [Текст] / Р. Барт ; пер. с фр. М. Ямпольского // Строение
фильма.- М.: Радуга, 1984.- С. 176-189.; Брэдбери, М. Собака, затянутая песками. Абстракция и ирония [Текст]
/ М. Брэдбери ; пер. с англ. H. Васильевой // Писатели Англии о литературе XIX-XX вв. : сборник статей.- М. :
Прогресс, 1981.- С. 368-379. ; Деррида, Ж. О грамматологии [Текст] / Жак Деррида ; пер. с фр. H.
Автономоаой.- М. : Ad Margpnem, 2000.- 511 с.; и др.

2 Эпштейн, М. Истоки и смысл русского постмодернизма [Текст] / М. Эпштейн // Знамя.- 1996.- № 8.- С. 180.

сравнительно «новый» литературоведческий термин, симулякр в российском литературоведении не сразу стал полноправным понятием художественной системы1.

Для рассмотрения выразительно-смысловых возможностей симулякра как компонента литературной формы нами избран роман Малькольма Брэдбери «Профессор Криминале» («Doctor Criminale», 1992), где симулякр выступает на многосмысловом и многофункциональном уровнях, проявляя себя в формировании общей атмосферы романа, как художественный образ, воздействуя на образную структуру произведения, рождая симулякры науки, города, знаменитости, реальности героя и т.д.

Степень научной разработанности проблемы

Содержание исследуемого романа, специфика романной формы и философские истоки понятия симулякра2 обусловили наше обращение к современной научной литературе, изучающей действительность на уровне общих закономерностей, процессов и феноменальностей.

Фигура Малькольма Брэдбери длительное время в отечественном литературоведении оставалась «в тени». Возможно, это было обусловлено тем, что многие романы писателя носили остро сатирический характер, высмеивая современные явления действительности, которые имели место и в странах социалистической республики.

Первые упоминания о творчестве М. Брэдбери появились в 80-е годы XX века, после выхода его романа «Историческая личность» («The History Man»,

1 Термин «симулякр» был включен в литературоведческий сборник терминов и понятий только в 2004 году. См. об этом: Ильин, И. Симулякр [Текст] / И. Ильин // Западное литературоведение XX века ; под ред. Б. А. Цургановой.- М.: INTRADA, 2004.- с. 372-373.

1 См. об этом: Адорно, Т. В. К логике социальных наук [Текст] / Т. В. Адорно // Вопросы философии.- 1992.- № 10.- С. 76-87.; Барт, Р. Третий смысл [Текст] / Р. Барт ; пер. с фр. М. Ямпольского // Строение фильма.- М. : Радуга, 1984.- С. 176-189.; Барт, Р. Эффект реальности [Текст] / Р. Барт ; пер с фр. С. Н. Зенкина // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика ; под ред. Г. К. Косикова.- М.: Прогресс, 1989.- С. 392-401.; Бодрийяр, Ж. Система вещей [Текст] / Жан Бодрийяр; пер. с фр. С. Зенкина.- М. : Рудомино, 2001.- 220 с; Брентано, Ф. Очерк о познании, об очевидности и др. [Текст] / Ф. Брентано // Антология мировой философии. В 4 т. Т. 3.- М. : Мысль, 1971.- С. 643-648.; Деррида, Ж. О грамматологии [Текст] / Жак Деррида ; пер. с фр. H. Автономовой.-М. : Ad Marginem, 2000.- 511 с; Ильин, И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа [Текст] / И. Ильин.- M.: Интрада, 1998.- 225 с; и др.

1975). Ряд литературоведов откликнулись на злободневную тему становления молодого человека в условиях общей «засоренности» сознания и был выпущен ряд статей1.

М. Брэдбери признавался талантливым писателем, умевшим органично соединить технические элементы «новой» литературы, вводя в свое творчество эксперимент, и общие традиции английской литературы.

Особую популярность в российском литературоведении М. Брэдбери приобрел как литературный критик и публицист. Его статьи были переведены на русский язык и многие исследователи использовали теоретические выкладки писателя для анализа современного художественного процесса2.

В настоящее время на русский язык переведены четыре романа писателя, которые вызвали положительные отклики и были признаны (J1 Андреевым, Е. Гениевой, А. Зверевым, О. Постновым, Е. Тарасовой и др.) великолепными образцами современной прозы.

Тем не менее, несмотря на возросший в последнее время интерес к творчеству М. Брэдбери и признание его как замечательного и самобытного английского писателя, существует объективная сложность в исследовании его художественных произведений.

Дело в том, что М. Брэдбери мало изучен в научно-литературоведческом плане. Высказывания о нем и его творчестве ограничиваются небольшими статьями в специальных и общих журналах. До сих пор нет монографической работы о Малькольме Брэдбери.

Английская литература 1945-1980 [Текст] : учеб. пособие / под ред. А. П. Саруханян.- М. : Наука, 1987.- С. 263-265; Ивашева, В. В. Что сохраняет время. Литература Великобритании 1945-1977 [Текст] / В. В. Ивашева. -М. : Советский писатель, 1979.- С. 11-118; Ильин, И. Малколм Брэдбери: критик, писатель, пародист [Текст] / И. Ильин // Диапозон.- 1991.- № 3 (207).- С. 16-20.

2 См. об этом: Английская литература 1945-1980 [Текст]: учеб. пособие / под ред. А. П. Саруханян.- М. : Наука, 1987.- 512 с.; Аникин, Г. В. Английский роман XX века [Текст] / Г. В. Аникин, H. П. Михальская.- М.: Высшая школа, 1982.- 192 с; Брэдбери, М. "Язык для своих": карманный справочник структуралиста : пер. с англ. Е. Зиминой / М. Брэдбери // Иностранная литература.- 2002.- № 12.- С. 238-255.; Брэдбери, М. Собака, затянутая песками. Абстракция и ирония [Текст] / М. Брэдбери ; пер. с англ. H. Васильевой // Писатели Англии о литературе XIX-XX вв. : сборник статей.- М. : Прогресс, 1981.- С. 368-379.; Гениева, Е. Берега Малькольма Брэдбери [Текст] / Е. Гениева // Иностранная литература,- 1980.- № 1.- С. 210-215.; Храпченко, М. Б. Горизонты художественного образа [Текст] / М. Б. Храпченко,- Изд. 2-е, перераб. и доп.- М. : Художественная литература, 1986.- 332 с.; и др.

Однако некоторые аспекты художественного творчества писателя уже изучались в работах современных исследователей1. Облегчает положение исследователя и собственное критическое творчество писателя, где он дает характеристику не только современной литературе, романной форме, но и автокомментарий к собственным романам.

М. Брэдбери приветствует в романной форме эксперимент, так как видит роман, как гибкую и свободную форму, способную видоизменяться в соответствии с требованиями эпохи: «The novel is a loose and changeable form, and that perhaps has ensured its survival, its power to go on doing what it has always done: describing and exploring the culture of its society - and making it»2.

Для романов M. Брэдбери как раз характерно становление новой образной системы, варьирование жанровых особенностей романов, становление новых жанровых образований.

В творчестве М. Брэдбери можно увидеть ряд сквозных тем и образов, оказывающих влияние на понимание последующих произведений: так образ Кэрка из романа «Историческая личность» («The History Man», 1975) является ключом к пониманию образа Криминале из романа «Профессор Криминале» («Doctor Cnminale», 1992); мир телевидения из романа «Сокращения» («Cuts», 1987) становится объяснением рождения симулякров в романе «Профессор Криминале» («Doctor Cnminale», 1992); симулякорность городского пространства и знаменитой личности в романе «Профессор Криминале» («Doctor Criminale», 1992) дает истолкование симулякру современной культуры в романе «В Эрмитаж» («То the Hermitage», 2000) и т.п.

См. об этом: Английская литература 1945-1980 [Текст] : учеб. пособие / под ред. А. П. Саруханян.- М.: Наука, 1987.- 512 с; Ивашева, В. В. Что сохраняет время. Литература Великобритании 1945-1977 [Текст] / В. В. Ивашева.- М. : Советский писатель, 1979.- 336 с; Люксембург, А. М. Англо-американская университетская проза (проблема эволюции и типологии) [Текст] / А. М. Люксембург.- Дис... докт. филол. наук.- Ростов-на-Дону, 1988,- 400 с.; Масляева, О. Ю. Поэтика трилогии Дэвида Лоджа (романы «Академический обмен», «Мир тесен», «Прекраснаяработа») [Текст] / О. Ю. Масляева.- Дис... канд. филол. наук.- Н. Новгород, 2002.- 172 с. 2 Bradbury, М. What is a Novel? [Text] I Malcolm Bradbury.- Bristol: WESTERN PRINTING SEAVICES ltd, 1969.-P.20.

В диссертационном исследовании мы преднамеренно остановились на четырех переведенных на русский язык романов М. Брэдбери. Данный выбор обусловлен тем, что эти тексты могут быть знакомы и интересны российскому писателю, в отличие от непереведенных романов. Кроме того, все четыре романа являются определенным этапом смены мировоззренческих позиций писателя, они ясно показывают развитие М. Брэдбери как литератора. Круг тем, охваченных этими произведениями, способен выявить многоаспектность интересов английского автора.

Особую важность, как мы уже отмечали, для исследования представляет роман М. Брэдбери «Профессор Криминале» («Doctor Criminale», 1992), в котором отражена общекультурная ситуация современной жизни. По нашему мнению, этот роман отличается от всего романного творчества М. Брэдбери прежде всего многообразием затронутых в нем проблем (истории, политики, власти, знаменитостей, телевидения, авторства и т.д.), а также эффективным функционированием особой формы художественного образа - симулякром.

Предмет исследования - роман современного английского писателя Малькольма Брэдбери «Профессор Криминале»(«Оосгог Criminale», 1992).

Объект исследования - художественно-семантические свойства симулякра как философско-культурного явления, оказывающего воздействие на поэтику современного художественного текста, обусловленного рядом исторических, общественно-политических, психологических и других причин.

Цель диссертационного исследования: охарактеризовать

художественно-семантические свойства симулякра в позтологическом и функциональном аспектах, сосредоточив внимание на семантическо - образной стороне этого явления, проследить специфику функционирования симулякра в тексте анализируемых произведения. Семантическая природа симулякра

понимается нами, вслед за известными французскими и отечественными мыслителями XX века (Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ж. Деррида, Д. Затонский, И. Ильин, В. Курицын, Н. Маньковская, М. Эпштейн), идеи которых активно восприняты современной гуманитарной наукой, как «образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, поверхностный, гиперреалистический объект, за которым не стоит какая-либо реальность. Это пустая форма, самореференциальный знак, артефакт, основанный лишь на собственной реальности»1.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть различные точки зрения на явление симулякра, как проявление основных тенденций современной культуры;

показать выразительность и многообразие проявлений симулякра в тексте романа М. Брэдбери «Профессор Криминале», исследовав это явление по отношению к различным культурным компонентам (построение центрального образа, выражение авторской позиции, осмысление истории, восприятие современным человеком технотронной цивилизации, фиктивность современной «репутации» города, воздействие средств массовой информации и т.п.);

- выявить связь названых образований с историческим контекстом эпохи,
рассмотреть значение мотивирующего контекста, в связи с
характеристикой различных форм симулякра в романе М. Брэдбери
«Профессор Криминале»;

- сопоставить идеи романа «Профессор Криминале» с тенденциями
развития образной системы в творчестве М. Брэдбери;

- охарактеризовать художественно-смысловые модели, рождаемые идеей
симулякра;

1 Культурология. XX век. Энциклопедия [Текст]. В 2 т. Т. 2. / под ред. Л. В. Скворцова.- СПб. : Университетская книга; Алетейя, 1998.- С. 211.

- раскрыть межуровневую метахудожественную природу симулякра как
объекта литературно-культурологического анализа.

Научная новизна исследования обусловлена прежде всего тем, что художественное творчество М. Брэдбери мало изучено в теоретических работах отечественных литературоведов, а также спецификой исследовательского ракурса - выявлением семантико-выразительных возможностей феномена симулякра. Романное произведение писателя рассматривается в системах межтекста и интертекста, то есть с учетом экстралитературных факторов возникновения художественного текста. Интересным и научно-обоснованным представляется обращение к новой культурной и литературоведческой форме -симулякру, анализ которой в существующих теоретических исследованиях видится нам недостаточно полным.

Важной задачей является также исследование современного литературного процесса, который несправедливо характеризуется набором одних только постмодернистских свойств. В настоящем диссертационном исследовании предпринята попытка определения места заметного, яркого литературного события, каким является роман М. Брэдбери «Профессор Криминале» в общей картине современного гуманитарного знания с позиции поликультурного и многоаспектного рассмотрения.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

- симулякр является порождением культуры постмодернизма. Симулякр -
это знак без репрезентации, постоянно отсылающий к самому себе;

- как художественный образ симулякр отходит от предметной
соотнесенности с реальным миром и состоит из смешения стереотипных
высказываний и клише. В литературном тексте симулякр проявляет себя на
разных уровнях: характеристика героя, обозначение современного восприятия
пространства или элемент, формирующий новые жанровые образования;

- симулякр не имеет выраженной оценочной определенности, поскольку
является объективным порождением современной реальности;

центральной темой романа М. Брэдбери «Профессор Криминале» является проблема перерождения современного мира Идея «гибели -воскресенья» космогонического масштаба переносится на личностный уровень переживаний центрального героя. При этом вскрывается истинная подоплека различных культурных событий; выявляется иллюзорность многих явлений современной жизни, происходит смещение границ реальности; трансформируются контуры, размываются очертания предметов, событий, человеческих фигур, «репутации» городов;

произведения М. Брэдбери отражают расслоение реальности и способствуют постижению явлений понятно-содержательного уровня, т.е. реалистическими средствами передают события и факты не прямого, но мыслительно-образного мира. Это, в свою очередь, требует активного обновления арсенала художественных средств.

Методологической основой исследования стала совокупность ряда аналитических приемов и подходов:

эволюционного подхода, рассматривающего явление симулякра на разных этапах развития культуры;

функционального анализа, выявляющего основные функции симулякра в современной культуре и литературе;

структурно-семантического направления, рассматривающего знаковую природу симулякра;

культурологической методики, обозначающей симулякр как элемент культурно-художественной системы;

- методов эмпирического уровня при анализе романа М. Брэдбери
«Профессор Криминале» («Doctor Criminale», 1992) как сферы
функционирования симулякра.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней обосновывается необходимость более тщательного анализа надуровневых обобщений в современной художественной прозе, дается терминологическое обозначение явлений, связанных этим процесса Выявляется эффективность культурологического подхода к анализу литературных форм. Работа вносит определенный вклад в осмысление тенденций развития современной английской прозы.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при подготовке спецкурсов, спецсеминаров, положены в основу лекций по истории современной западной литературы.

Практическое применение настоящего диссертационного исследования может быть направлено на освоение и использование новых понятий литературоведческого аппарата, адекватно отражающих явления современной литературной и культурной действительности.

Апробация работы

Различные аспекты проблематики диссертации были положены в основу докладов, прочитанных на научных конференциях:

- «История и историзация как феномен обнаружения человека»
(Международная научно-практическая студенческая конференция «Традиции и
новаторство в современном образовании», Нижний Новгород, 26-27 апреля
2001 года);

- «Проблема игровых отношений в эпоху глобализации» (III региональная
научная конференция «Россия и проблема глобализации», Нижний Новгород,
15 апреля 2002 года);

- «Симулякр современной культуры» (Седьмая Нижегородская сессия
молодых ученых, 20-24 октября Н.Новгород, 2002 года);

«Человек культуры в эпоху глобализации» (IX Межвузовская конференция по культурологии «Культура и антикультура», Н.Новгород, ноябрь 2002года);

«Историзм, урбанизм, техницизм и их значение для разработки структурных принципов эстетической идеи» (Всероссийская научно-практическая конференция «Дети. Молодежь. Театр. Образование», Нижний Новгород, май 2003);

«Система симулякров как структурно-семантическая основа романа М. Брэдбери «Профессор Криминале» (Международная научная конференция «Язык. Текст. Культура», Смоленск, 9-11 октября, 2003года);

«Жанровая специфика современного исторического романа (по роману М. Брэдбери «Профессор Криминале»)» (Восьмая Нижегородская сессия молодых ученых, Н.Новгород, 20-24 октября 2003 года) - был получен диплом 1 степени в области «Филология и искусствоведение»;

- «Иллюзорность городского пространства (по роману М. Брэдбери
«Профессор Криминале»)» (XVI Пуришевские чтения «Всемирная литература в
контексте культуры», Москва, 6-9 апреля 2004года);

Отдельные положения работы обсуждались на кафедре культурологии, на аспирантском методологическом семинаре на кафедре Всемирной литературы Нижегородского государственного педагогического университета.

По проблеме диссертационного исследования были прочитаны лекции, проведены семинары, подготовлены научные студенческие доклады.

Различные аспекты проблематики диссертации отражены в 10 публикациях.

Структура работы:

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, насчитывающей 290 наименований на русском и английском языках.

Генезис и эволюция представлений о симулякре

Слово «симулякр» происходит от латинского «simulacrum», что означает «образ», «подобие».

Понятие симулякра появилось еще в эпоху античности, начиная с трудов Платона, внесшего огромный вклад в дальнейшее развитие эстетики. Как справедливо отмечают ученые, именно Платон «обобщил и подытожил вековые поиски своих предшественников в этой области и при их помощи сформулировал ряд общих эстетических принципов, связанных с идеями гармонии, меры, катарсиса, мимесиса и др.».

Платон во многих своих диалогах, а в частности, в диалогах «Политик», «Софист», «Государство», указывал на тот факт, что существует не только вторичное отражение действительности, а есть третий мир, еще более иллюзорный, скрывающий в себе множество тайных смыслов. Возникает потребность в подобии подобия: «У меня...оказалась нужда в образце самого образца»1.

Платон, один из первых поставил проблему определения симулякра и описал противоречия, заложенные в подходе к симулякру как к порождению искусственного, как к ложной копии. В основу концепции Платона заложено противопоставление искусственного и симулякра, причиной этому является та сущность, которая определяет симулякр как новую форму отражения действительности.

Симулякр у Платона приобретает негативный окрас, так как это явление, по его мнению, не только носит подражательный характер, но и способствует распространению в действительности ложных образов, обманывающих неискушенных людей.

Симулякр возникает благодаря подражательной деятельности. Процесс подражания Платон связывает с искусством, именно в искусстве рождаются ложные образы и человек может производить явления, имитирующие создания Бога. Философ жестко осуждает деятельность софистов, которые умеют в беседе подменять сущность вещи «словесными призраками всего существующего» . В том же положении, что и софист, оказывается живописец, так как «живопись — это воспроизведение призраков». Отрицательное отношение Платона к миру искусства не ограничивается лишь живописью, у создателей поэтического языка философ видит ложное отображение жизни, лишающее интеллектуального человека возможности разграничения истины и лжи.

Природа искусства, согласно Платону, носит подражательный характер. В попытке охарактеризовать понятие образа, Платон предлагает классифицировать искусство подражания. По созданию различных образов, философ выделяет два вида: один из видов составляет «искусство творить образы»1, вторым видом признается «искусство создавать призрачные подобия» . Именно второй вид искусства подражания и становится основным в производстве симулякров, призрачных полуподобий реально отображаемой вещи. С созданием симулякорных образов изменяется нравственная составляющая окружающего мира, в действительность входит обман, плодящий призраки. Проблема ложности, «кажимости» волнует философа, он указывает на сложность различения реально существующей действительности и подражательного подобия, все начинает осознаваться и мыслиться как настоящее: «А [образы] во сне и все те [образы], которые днем называются естественными призраками: тени, когда с огнем смешивается тьма, затем двойные отображения, когда собственный свет [предмета] и чужой сливаются воедино на блестящих и гладких предметах и порождают отображение, которое производит ощущение, противоречащее прежней привычной видимости».

Искусство, творящее призраки, дезорганизует реальную действительность, создает иллюзии, подражательное искусство признается Платоном настольно далеким от действительности, что оно может создавать явления само из себя, расходясь в своем множественном подобии. Симулякр становится копией копии, подобием подобия, образом образа, тенью тени, и в этой возможности расходящихся серий симулякра и таится опасность, которую ощущает Платон: «подражательное искусство... может воспроизводить все, что угодно: ведь оно только чуть-чуть касается любой вещи, да и тогда выходит лишь призрачное ее отображение».

Симулякр противопоставляется Платоном истине, симулякр противоречит подлиннику, он существует, его можно видеть, но он настолько далек от объекта, которому он подражает, что очень сложно вообще определить данный объект, обнаруживается полное несоответствие образцу.

Симулякорный образ относится Платоном к разряду третьей ступени возникновения подражательного искусства Первоначально вещь и истину -идею вещи создает Бог, потом эта идея реализуется в действительности каким-либо ремесленником и уже позднее, в искусстве, возникает либо подобие идеи, либо создание призраков, образов симулякров. Подражателем Платон называет, прежде всего, того, кто «порождает произведения, стоящие на третьем месте от сущности»2.

Тем самым, Платон один из первых поднял проблему, столь важную для понимания современной действительности, где симуляция воспринимается как неотъемлемый компонент в построении различных общественных организаций и структур. Симулякр, являясь порождением сознания, постепенно выходит из-под власти художественного творчества и влияет на реальную действительность.

Творческий путь писателя

Малькольм Брэдбери проявил себя как плодовитый писатель, литературовед, критик, телевизионный сценарист и публицист. Такой широкий спектр интересов писателя повлиял на творческую деятельность литератора, разнообразив жанровые формы романов.

Литературное творчество писателя насчитывает свыше десяти произведений крупных жанровых форм. Первоначально, для заработка М. Брэдбери писал критические статьи и небольшие произведения, опубликованные в разных журналах, о чем сам писатель в иронической форме говорит в своей работе «Тут вам звонили, а вы...»1.Связь М. Брэдбери со средствами массовой информации не ограничивается ранними работами писателя. Зачастую М. Брэдбери выступает как сценарист и режиссер, в его работах можно увидеть фактографичность, репортажность, документализм. Роман М. Брэдбери «Историческая личность» был переложен на сценарий и по нему был снят телевизионный сериал.

М. Брэдбери был рожден в 1932 году в семье железнодорожного служащего, несмотря на рабочую атмосферу в семье, будущий писатель поступает в Лейстерский университет. Дальнейшая жизнь М. Брэдбери была определена сферой его литературных пристрастий. После окончания университета, будущий писатель был направлен на стажировку в Америку, после которой он становится преподавателем американской литературы в университете Восточной Англии в городе Норидже2.

М. Брэдбери является автором многих критических работ, посвященных анализу современной литературы, критике и утверждению романной формы, влиянию действительности на жанровые образования (работы: «Evelyn Waugh» (1964), «What Is A Novel?»(1969), «My Strange Quest For Mensonge:

Structuralism s Hidden Hero» (1987), «No, Not Bloomsbury» (1988), «The Modern World: Ten Great Writers» (1989), «The Modern American Novel» (1992), «The Modern British Novel» (1994) и др.). В поле критического суждения литературоведа попадают различные факты художественной действительности. М. Брэдбери говорит о трудности соединения в собственном творчестве художественного начала и литературной критики. В его работах отражена эволюция собственных теоретических взглядов. М. Брэдбери размышляет о своем положении в мире литературы, автобиографические высказывания и ироничное отношения к своим работам отличают писателя-эссеиста: «он убежден, что литература - это один из важнейших способов познания мира, а его идеалом является критика, дающая людям столь необходимые им социальные и нравственные критерии»1.

В критическом наследии М. Брэдбери говорит о многих фактах, мотивах и направлениях собственного творчества и творчества других писателей XX века. Так, предвосхищая становление симулякорного образа человека-космополита в романе «Профессор Криминале» писатель описывает новый художественный интерес современных авторов, когда «страх перед небытием, ощущение враждебности окружения, убеждение, что в мире властвует механистическое разрушение жизни, - все эти черты современного сознания... привели в послевоенном мире 20-х годов к возникновению нового понятия формы. Убитый или покалеченный на поле боя, человек в историческом или социальном окружении, как Тайтженс, Джейк Барнс, Клифорд Чаттерли, приковывали к себе внимание, равно как и люди-автоматы, захваченные пляской в шутовском хороводе, утратившего всякий смысл общества Так возникли бергсонианские персонажи Во, герои Кафки во власти тоталитарного государственного аппарата, «человек без свойств» Музиля, загнанный в безликую пустоту».

Первым романом М. Брэдбери стал роман «Кушать людей нехорошо» («Eating People is Wrong», 1959), написанного в сравнительно новой жанровой форме «университетского романа». Для «университетского романа» характерны некоторые отличительные особенности, о которых будет сказано ниже. В романе «Кушать людей нехорошо» (к сожалению, этот роман не был переведен на русский язык) показан мир университетской профессуры, которая подвергается М. Брэдбери ироническому осмыслению. В романе высмеиваются различные стереотипные мнения, которыми так богата культура XX века: развенчание мифа о престижности высшего образования в Англии; нелепость и комизм фигуры профессора Триса «подрывает» авторитет преподавателя; гиперболизирована бесполезность научной деятельности, где присутствует надуманность тематики исследований (так, аспирантка Триса - Эмма Филдинг изучает с позиции психологии 3. Фрейда образы рыб в трагедиях У. Шекспира) и т.п.

Следующий роман писателя «Шаг на Запад» («Stepping Westward», 1965) также выдержан в рамках жанра «университетского романа». Однако в следующем романе М. Брэдбери «Историческая личность» («The History Man», 1975) отмечается отход от этого жанрового образования в сторону интеллектуальной прозы, рассматривающей в первую очередь сознание и мышление человека, поэтому достаточно трудно пересказать этот роман, т.к. в нем мало событий.

Следует отметить, что за три десятилетия с момента написания своего первого романа, М. Брэдбери создал всего три романа, возможно, это связано с определенными трудностями становления писателей в среде университетских работников, что иронично показывает Малькольм Брэдбери в своем критическом эссе «Тут вам звонили, а вы...»: «английские университеты вполне открыты для писателей и изучения их творчества, однако при одном жестком условии, которое я явно не готов был выполнить: писатель сначала должен умереть». Вероятно этим фактом и объясняется ситуация, сложившаяся с Генри Баббакомом в романе «Сокращения» («Cuts», 1987), когда писатель уходит в несвойственный ему мир (в этом романе - в мир телевидения) и теряет свою самобытность и уникальность.

На русский язык на данный момент переведены всего четыре роман Малькольма Брэдбери «Историческая личность» (1975), «Сокращения» (1987), «Профессор Криминале» (1992) и «В Эрмитаж!» (2000). Симптоматично то, что в этих романах поднимается ряд проблем, которые говорят о новом видении писателем действительности, показан «наш сегодняшний мир - тесный, шумный, многоязычный, где каждый норовит обскакать остальных» .

Критика отмечает высокую преподавательскую культуру М. Брэдбери3, среди его учеников называют такие имена, как Иэн Макьюен и Кадзуо Исигуро, авторы, которые были представлены к Букеровской премии, главной литературной премии Англии. Сам М. Брэдбери участвовал в проведении премии Букер (анализ которой позднее будет проведен в одном из романов писателя «Профессор Криминале», 1992), его роман «Rates of Exchange» (1983), номинированный на эту премию, к сожалению, не был переведен на русский язык.

Симулякр и проблема контекста

Действие романа происходит в различных городах и продолжается целое «переломное» десятилетие, так как начинается с 1989 года и заканчивается 2000 годом. Это было время, когда начинался кризис перехода одного столетия в другое, осложненное тем, что заканчивалось целое тысячелетие и изменчивый XX век. Основное повествование посвящено 1989 году, когда Маргарет Тэтчер уходит в отставку и Британия оказывается на распутье вместе с планетой, которая «пребывала в зазоре эпох: ушедшей, Предпринимательской, и грядущей - Кризисной, Грозовой, Неврастенической (Because this particular Booker Prize happened to fall right in the lull or dark hollow between the Entrepreneurial Eighties and the Nervous, Nebulous, Nailbiting Nineties)»1. Переход из одного века в другой всегда оказывается трудным для сознания людей: возникали и создавались новые идеологии, религии, символы. В переходе веков ощущается что-то таинственное, мистическое и магическое. Ожидание того, что пророчества древних сбудутся, и придет «конец света», способствовало изменению мировосприятия людей, вступающих в новое столетие. Конец XX века ознаменовался падением многих идеологий, политических режимов показавших свою несостоятельность: коммунизм в СССР, вера в вечный «тэтчеризм», режим Милошевича и т.п. Человек вынужден адаптироваться к новым обстоятельствам и жизненным условиям. Одним это удается, и они становятся хозяевами жизни, а другие, кому это не удается, либо плывут по течению, либо живут прошлым. Возникает новый тип сознания людей, готовый к переменам, гибкий, пластичный, во многом ироничный. Таким типом сознания и наделяется один из главных героев романа - Фрэнсис Джей -«недурственная евроличность в зеленой ветровке и кроссовках «Рибок» (a good Euro-person, in my green tracksuit and my Reebok trainers)»2.

Повествование в романе ведется от первого лица, от имени Фрэнсиса Джея, однако, за фигурой Фрэнсиса Джея ощущается взгляд целого поколения, переживающего и сумевшего пережить эпоху постоянных перестановок и перемен.

Современный «журнец (journo)», как называет себя Фрэнсис Джей, знает имена многих писателей, культурологов, исторических и политических деятелей. XX век обязывает быть посвященным во все и создает свой язык, во многом договорной, условный, но именно этот язык создает некое сообщество, куда войти может только тот, кто владеет определенными знаниями и говорит на «тайном» языке. Знание имен лишь ложная характеристика интеллектуального развития, способность оперировать именами может допустить человека в «культурный» мир со всеми его сложностями.

В удачной игровой форме Малькольм Брэдбери знакомит нас с жизнью знаменитых людей, роман пестрит именами известных личностей: Маргарет Тэтчер, Михаил Горбачев, Рейган, Ленин, Саддам Хуссейн, Умберто Эко, Дьердь Лукач, Брехт, Адорно, Хайдегтер, Деррида и т.д. Это создает атмосферу целой культурной эпохи, существующей не только в литературном творчестве Малькольма Брэдбери, как писателя, а в реальности, в исторической действительности. М. Брэдбери пытается показать нам современный мир сквозь череду конференций, литературных и политических встреч, разрастающегося мира «шоппинга».

Писатель нагружает свой роман различными условностями, знаками, феноменами, симулякрами, что создает впечатление романа, принадлежащего миру постмодернистской прозы. Тем не менее, постмодернизм или, как его фамильярно называют персонажи романа, «По-Mo (Ро-Мо)», выступает в роли своеобразной игры с формой. Постмодернизм - это особый вид иронии, применяемый Малькольмом Брэдбери для того, чтобы иметь возможность касаться серьезных литературных тем современности.

Похожие диссертации на Художественно-семантические свойства симулякра в романе Малькольма Брэдбери "Профессор Криминале"