Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философская проблематика в лирике Ф. Геббеля Куропаткина Ирина Игоревна

Философская проблематика в лирике Ф. Геббеля
<
Философская проблематика в лирике Ф. Геббеля Философская проблематика в лирике Ф. Геббеля Философская проблематика в лирике Ф. Геббеля Философская проблематика в лирике Ф. Геббеля Философская проблематика в лирике Ф. Геббеля Философская проблематика в лирике Ф. Геббеля Философская проблематика в лирике Ф. Геббеля Философская проблематика в лирике Ф. Геббеля Философская проблематика в лирике Ф. Геббеля Философская проблематика в лирике Ф. Геббеля Философская проблематика в лирике Ф. Геббеля Философская проблематика в лирике Ф. Геббеля
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Куропаткина Ирина Игоревна. Философская проблематика в лирике Ф. Геббеля : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Куропаткина Ирина Игоревна; [Место защиты: Сам. гос. пед. ун-т].- Самара, 2009.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/660

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Феномен философской лирики и поэтическое творчество Ф.Геббеля 13

1.1. Феномен философской лирики 13

1.2. Формирование философско-эстетических воззрений Ф.Геббеля 26

Глава II. Философская картина мира в лирике Ф.Геббеля 48

2.1. Бог, природа и человек в космическом универсуме Ф.Геббеля 48

2.2. Нравственно-этические проблемы в философской лирике Геббеля 76

2.3. Концепция красоты, тема искусства и художника 109

2.4. Социально-философская лирика Ф.Геббеля 126

2.5. Эстетический аспект лирики Ф.Геббеля 135

Заключение 146

Библиография 154

Введение к работе

В словесное искусство XIX в. Ф.Геббель вошёл прежде всего как выдающийся драматург постромантической эпохи, каковым он в истории литературы, главным образом, и представлен. Однако прежде чем отдать в своём творчестве предпочтение драматургическому роду литературы, писатель долго не мог сделать окончательного выбора между ним и лирикой как главными для себя литературными родами. Лирик-драматург — это не очень обычное для мировой литературы сочетание жанровых приоритетов в одном авторе, хотя такие редкие случаи и дали миру У.Шекспира и П.Корнеля, И.В.Гете и Ф.Шиллера, Г.Ибсена и Б.Брехта (27, 5).

Поэт-философ, деятель высокой культуры, воспринявший традиции западноевропейского и античного мира, гуманист, Ф.Геббель оказался весьма созвучным нашей современности.

Прочно связанный литературными традициями старого и нового времени, мучимый «вечными проблемами» бытия, проблемами общества и человеческой индивидуальности, Ф.Геббель дает большой материал для анализа бытования литературных традиций, для проникновения в глубинные механизмы историко-литературного процесса. Уже современники Ф.Геббеля закрепили за ним определение «поэта-мыслителя», «поэта-философа», что было адекватно воспринято и исследователями последующих поколений.

Серьезное изучение его творчества началось в Германии лишь после смерти, когда в конце 70-х годов XIX века были опубликованы первая его биография (227) и воспоминания о писателе (228). Первое издание писем и дневников художника в 1890-1892 г.г. вызвало новую волну интереса к его творческому наследию, оживившегося после выхода в свет первого полного собрания сочинений Ф.Геббеля в 12-ти томах под редакцией Г.Крумма. Затем появляются собрание сочинений писателя под редакцией Р.М.Вагнера, тут же следом — аналогичное под редакцией Т.Поппе, затем последовали первые исследования Г.Крумма, Т.Поппе, Р.М.Вагнера, А.Шойнерта и др., освещавшие все новые и новые стороны творчества и жизни Ф.Геббеля. С

начала XX в. и по настоящее время творчество писателя остается в фокусе интересов немецких исследователей. При этом особое внимание в немецкоязычной филологии, как и прежде привлекает, главным образом, драматургия Ф.Геббеля, его творчество рассматривается преимущественно в контексте его философско-этических воззрений или в русле литературных традиций, выявляемых в структуре, жанровой специфике и в художественной ткани его произведений (К.Циглер, О.Вальцель, Ф.Мартини, Б.Визе, П.Михельсен, Б.Феннер, Р.Вернер и др.).

На родине Ф.Геббеля, в Шлезвиге, создано общество по изучению его литературного наследия, издающее ежегодник «Hebbel-Jahrbuch». Аналогичное общество существует и в Вене, с которой связан заключительный период биографии художника. На рубеже XX и XXI в.в. — с 1985 по 2002 г.г. — этими обществами было проведено шесть международных симпозиумов, посвященных Ф.Геббелю, что свидетельствует о неугасающем интересе к его творчеству. По материалам конференций вышло семь сборников статей, дающих представление о самых разных аспектах жизнедеятельности и художественного творчества писателя. («Hebbel — Mensch und Dichter im Werk: Beitrage des 1. Wiener Hebbel-Symposions mit Selbstzeugnissen» (1987), «Hebbel — Mensch und Dichter im Werk: Wegweiser zu neuem Humanismus» (1987), «Hebbel — Mensch und Dichter im Werk: Neue Wege zu Hebbel» (1990), «Hebbel — Mensch und Dichter im Werk: Klassiker und Realist» (1992), «Hebbel — Mensch und Dichter im Werk: Jubilaumsband 1985/1995» (1995), «Hebbel — Mensch und Dichter im Werk: Problemdrama und Postmoderne» (1998), «Hebbel -— Mensch und Dichter im Werk: «Sittlicher Revolutionar» zur «Zeitenwende» (2000)) Сборники статей и текстов докладов дают обширную характеристику драматургии, лирики, статей, писем и дневников писателя, пытаются определить философский и литературный контекст его творчества, выявить традиции и влияние драматурга на развитие литературного процесса, анализируют частные аспекты того или иного произведения автора.

В России интерес к Ф.Геббелю обозначился еще при жизни писателя. Так, первые переводы его стихотворений были сделаны А.Плещеевым и Д.Михайловским; А.Плещеев перевел и отрывки, из «Марии Магдалины». Первые критические статьи, посвященные творчеству Ф.Геббеля, появились в конце XIX века во «Всеобщей истории литературы» под редакцией В.Ф.Корша (1892). Тогда же была переведена на русский язык «История немецкой литературы» В.Шерера (1893), содержавшая главу о Ф.Геббеле.

В начале XX века издается «Юдифь» в переводе В.Гофмана и публикуется сборник Ф.Меринга «Мировая литература и пролетариат», в статьях которого творчество Ф.Геббеля впервые было проанализировано с марксистских позиций.

В 1934 г. выходят в свет «Трагедии» Ф.Геббеля с предисловием С.А.Адрианова (18). Первый русский исследователь творчества немецкого писателя строит свою работу на раскрытии глубокого противоречия' между тонким психологизмом геббелевских драм и «фальшивым задним фоном» отвлеченной Идеи. Его работа послужила отправной точкой для ряда последующих исследований.

В 1968 г. в академической «Истории немецкой литературы» появляется большая глава В.П.НеуСтроева (135, 55-77), посвященная Ф.Геббелю; в ней дается достаточно полный обзор всего творчества художника. В 1978 г.. издается двухтомник Ф.Геббеля с предисловием А.Карельского (106). В работах А.Карельского, посвященных Геббелю-драматургу (102, 103, 104, 105, 106), вскрывается механизм соотношения философского и поэтического начал в творчестве немецкого писателя.

В 1970-е годы выходят в свет три работы М.И.Алексиной (19), посвященные раннему творчеству Ф.Геббеля, его драмам «Юдифь» и «Мария Магдалина».

Диссертационные исследования Н.А.Максиковой (124) и О.В.Шведовой (174, 174) также посвящены проблемам творчества Геббеля-драматурга.

Исследованием лирики Ф.Геббеля в Германии занимались Р.М.Вернер, А.Нойманн, П.Цинке, А.Шойнерт и Х.Меллер, причем все работы, за исключением трудов Х.Меллера, были посвящены ранней лирике.

Изучены факты биографии, повлиявшие на становление поэтического таланта (Е.Ку, Р.М.Вернер), описана история возникновения ряда стихотворений (Р.М.Вернер), изучено эпистолярное наследие писателя, помогающее понять его лирические произведения.

Особое место в исследованиях посвящается изучению влияния идей Ф.Шеллинга, Ф.Шиллера, Л.Уланда, Г.А.Бюргера, Г.Гейне на творчество художника, именно по вопросам влияния разгорается страстная полемика между А.Нойманном, П.Цинке, А.Шойнертом и Й.М.Фишером.

Внимания, на наш взгляд, заслуживают и различные подходы исследователей к изучению лирики.

Так, А.Шойнерт, выдвинувший концепцию «пантрагизма», пытается на ее основе составить систему мировоззрения Геббеля, исходя, впрочем, больше из его теоретических рассуждений, нежели из конкретного анализа творчества. А.Шойнерт интерпретирует при этом афоризмы и рукописные стихотворения поэта, представляющие некий единый мыслительный ряд. В них он находит этическую точку зрения, которую и провозглашает — достаточно произвольно — в качестве ведущего принципа всего мировоззрения молодого Ф.Геббеля.

Р.М.Вернер в своем предисловии к полному собранию -сочинений Ф.Геббеля центр тяжести исследования перенес на исследование поэтического процесса в творчестве писателя (261).

Мы разделяем точку зрения И.М.Фишера, полагавшего, что понять мировоззрение Геббеля можно, только исходя «из самих стихотворений и их воздействия на читателя», так как «сами стихи Ф.Геббеля с трудом покоряются его теории», а «тайны поэтического творения .относятся к самым сложным психологическим проблемам», поэтому исследование их, а также

вытекающие из него умозаключения порой базируются на достаточно «зыбкой почве» (200, 28).

Многократно лирику Ф.Геббеля немецкие исследователи называли лирикой мысли, а «выдающейся поэтической характерной ее чертой — ... видеть во всем проблемы» (Й.М.Фишер). Таким Геббель представлен и в России. А.С.Дмитриев отмечает яркую одаренность и высокий гуманистический пафос драматургии и поэзии Ф.Геббеля, выдвигающие его, на взгляд А.С.Дмитриева, в авангард немецкой национальной литературы, а в своей философско-психологической драме он явился предшественником философской драматургии конца Х1Х-начала XX в.в. (82).

Медитативная лирика поэта стала объектом рассмотрения в монографии. А.С.Бакалова «Фридрих Геббель и Теодор Шторм (очерки поэтического творчества» (27), сопоставившей творчество и художественные миры двух поэтов-земляков. Увлекательно написанная, содержащая профессионально выполненные поэтические переводы, она в то же время изобилует новыми свежими мыслями, позволяющими взглянуть иными глазами и на личность художника, всегда шедшего своим путем в жизни и в литературе. Однако объем и целеустановка этой работы не позволили дать целостного представления о поэтическом наследии Ф.Геббеля.

Проведенный обзор доступных нам литературоведческих работ указывает на то, что, несмотря на интерес исследователей к творчеству Фридриха Геббеля, его лирика еще не стала объектом достаточно пристального изучения. К ней, за редким исключением, обращаются эпизодически и походя, чаще всего в контексте всего наследия автора или в русле иной выбранной проблемы.

Актуальность настоящей работы определяется, во-первых, необходимостью обобщения и систематизации отечественных и немецкоязычных материалов, статей и исследований; во-вторых, потребностью системного изучения творчества Ф.Геббеля, поиском основ,.

позволяющих интерпретировать художественно-эстетическое наследие Ф.Геббеля как целое.

Новизна настоящего диссертационного исследования видится в том, что в нем поэтическое наследие Фридриха Геббеля впервые в нашем отечественном литературоведении стало объектом целенаправленного' анализа с позиций его идейно-философского и эстетического своеобразия на основе современных теорий феномена философской поэзии. В диссертации проведен системный анализ лирического наследия Ф.Геббеля. В диссертации осуществлена попытка квалифицировать его лирику как лирику философскую на основе современных исследований, посвященных изучению феномена философской поэзии.

Необходимость изучения поэтического наследия Ф.Геббеля определялась не только фактом самостоятельной ценности его стихов, но и потребностью осмыслить и по достоинству оценить место и роль писателя в литературном процессе своего времени, что невозможно было бы сделать без углубленного изучения всех сторон его творчества.

Объектом исследования стало поэтическое творчество Ф.Геббеля как художественный комплекс в культурной парадигме середины XIX века.

Предмет исследования — идейное содержание философской лирики Ф.Геббеля.

Цель исследования — изучение философской проблематики в лирике Ф.Геббеля как целостной художественной системы в многообразии составляющих ее элементов.

Для достижения настоящей цели в диссертации решаются следующие задачи:

определить своеобразие лирики Ф.Геббеля как поэзии философской;

выявить специфические, присущие этой жанровой разновидности черты и закономерности, определяющие направление развития художественной системы;

— выделить ведущие антиномии в философской лирике поэта и особенности
их образного воплощения, отразившие мировидение Ф.Геббеля;

— привлечь к изучению эпистолярное наследие и дневники Ф.Геббеля,
помогающие углубить представления об эстетической системе поэта,
определившей особенности его художественной системы.

Характер материала и специфика поставленных проблем требуют использования комплексных методов исследования. В работе структурно-типологический анализ сочетается с анализом историко-литературным. Необходимость более точного прочтения текстов, выявления их глубинных значений требует обращения к приемам «объясняющей герменевтики», сочетания контекстуального и имманентного анализа; используется также компонентный анализ по словарным дефинициям.

Методологической основой исследования явились труды зарубежных и
отечественных критиков и литературоведов по истории немецкой литературы
XIX века в целом и поэзии в частности (работы С.А.Адрианова,
А.С.Бакалова, И.В.Гречаник, А.С.Дмитриева, А.З.Дмитровского, А.И.Журав-
левой, Т.Сильман, А.В.Карельского, М.Фишера), а также по теории
литературы и стиховедению (работы Н.Л.Бродского, И.Ф.Волкова,
М.Л.Гаспарова, Л.Я.Гинзбург, В.М.Жирмунского, Е.А.Зининой,

А.Л.Квятковского, Ю.М.Лотмана, Г.Н.Поспелова, Р.С.Спивак,

Л.И.Тимофеева, Б.В.Томашевского, В.Е.Хализева, Л.М.Щемелевой и др.).

Исследователь лирики Ф.Геббеля неизбежно сталкивается с необходимостью определения феномена философской поэзии. Поиск критериев философской поэзии осуществлялся учеными по разным направлениям. В центре внимания оказывались проблематика лирики, формы выражения авторского сознания в лирическом произведении, особенности «бытия» мысли в художественной ткани лирики и т. д.

Отталкиваясь от точки зрения Р.Спивак и Л.Щемелевой, в представлении которых основу философской поэзии составляет философский тип художественного сознания, когда отношение поэта к собственному

душевному опыту внеценностно, диссертант обращается к проблеме специфики выражения этого типа сознания в лирическом произведении. В центре внимания оказывается мировоззрение Ф.Геббеля, его филрсофско-эстетические взгляды.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в ней впервые в отечественной германистике осуществлен опыт системного анализа лирического наследия Ф.Геббеля, реализована попытка квалификации лирики Ф.Геббеля как лирики философской на основе современных исследований феномена философской поэзии.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в разработке общего вузовского курса истории литературы XIX в.. Основные положения диссертации могут быть введены в программы вузовских спецкурсов, ставящих задачу осмысления философской лирики Ф.Геббеля, и практикумов по анализу литературных произведений. Публикации по теме диссертации могут служить учебным пособием для студентов филологических факультетов и оказать помощь учителям средних школ, гимназий и лицеев при проведении занятий и подготовке факультативов.

Практическое использование диссертационных материалов в вузовском и школьном преподавании, а также в практической деятельности работников культуры других сфер деятельности будет содействовать лучшему пониманию творчества зарубежных писателей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической аргументированностью исходных теоретических положений, обоснованностью' методологии исследования и ее соответствием поставленной проблеме, а также репрезентативностью анализируемой лирики.

Апробация научных результатов. Материалы исследования обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современных социально-гуманитарных наук»

(Кострома, 2007), на заседаниях аспирантских семинаров кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литератур СамГПУ (Самара, 2007; 2008), на российских научно-методических конференциях «Учебный, воспитательный и научный процессы в вузе» (Самара, 2006; 2007). Были опубликованы 2 статьи в научном журнале «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета» (Киров, 2008). Основные положения диссертации отражены в 5 публикациях.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Субъектная организация лирики, характер сюжетообразующих оппозиций, структура и система художественных- образов, особенности изображения художественного времени и пространства позволяют рассматривать поэзию Ф.Геббеля как поэзию философскую;

2. Противоборство единичного и общего, составляющее основу диалектики
Ф.Геббеля, занимает центральное положение в системе представлений поэта
о мире;

  1. В лирике Ф.Геббеля получила свое развитие философская доктрина «эстетического пантрагизма»;

  2. В структуре художественной системы Ф.Геббеля выявляются, парные антиномии, центральными из которых-выступают индивидум и Вселенная, время и вечность, жизнь и смерть, свобода и необходимость, личность и общество, гений и масса. Эти антиномии составляют основу трагического мировосприятия поэта;

5. В философской лирике Ф.Геббеля поднимаются социальные проблемы, но
как социальный поэт Ф.Геббель не достигает пафосных вершин той
конкретности и той политической целеустремленности, которые
характеризовали немецкую политическую и гражданскую поэзию 1840-х
годов в целом;

6. Лирическое творчество Ф.Геббеля неравноценно, и идейно-
содержательная его сторона нередко заслоняет собой сторону эстетическую.

Материалом исследования послужила лирика Ф. Геббеля, стихотворения, изданные в собрании сочинений в 1891 году (Friedrich Hebbels sammtliche Werke. — Hamburg), стихотворения, изданные в 2 томах «Избранное» в 1978 году, и стихотворения с сайта . Кроме поэтических текстов, использовались литературно-критические' работы писателя, а также материалы его переписки и дневников.

Структура исследования определяется поставленной целью, задачами и характером исследуемого материала. Диссертация состоит из введения, двух глав, библиографического списка, включающего 268 наименований, в том числе 84 на немецком языке.

Феномен философской лирики

Еще с начала XIX в. философская поэзия определялась в синонимическом ряду с «поэзией мысли», с медитативной лирикой, поэтому традиционно считалось, что для философской лирики достаточно повышенного аналитического внимания к «вечным» вопросам человеческого бытия.

«Определение «философская» по отношению к лирике стало привычным литературным фактом в рецензиях, критических статьях и литературоведческих работах о современной поэзии, — писала Л.М.Щемелева. — Достаточно в творчестве того или иного поэта появиться размышлениям об общих вопросах бытия, вечности, мироздания и смерти, как критическая литература отзывается на них термином «философичность» (180, 54). Действительно, провозглашая лозунг философской, поэзии, романтики в Германии видели в поэтическом постижении мира высший род знания. «Поэзия есть все и вся», — утверждали теоретики и практики немецкого романтизма. Поэзия способна постигнуть не просто истину, но мирообъемлющую истину, «...она выражает не только гармонию линий и красоту форм, но и мировую гармонию, таинственную связь между нашим «Я» и природой, между жизнью индивидуума и жизнью вселенной» (123, 20).

«Философская поэзия для романтиков — это универсальная поэзия и целостное знание, ибо поэзия призвана выполнять не частные, не особенные, а мировые и всемирные задачи. По убеждению романтиков, в универсальной поэзии должны растворяться и выступать как нечто неделимое природа и искусство, поэзия и проза, серьезное и комическое, воспоминание и предчувствие, духовное и чувственное, земное и небесное, жизнь и смерть»," - писал Е.Маймин (123, 20). «В лирико-философских медитациях образная мысль, по-видимому, более масштабна, она не связана рамками эпического сюжета или эмоциональным порывом интимного лирического высказывания,

— считает А.Михайлов. — Философская лирика путем образного познания освещает смысл и характер различных сторон жизни. В сфере ее внимания, по-видимому, должны бы быть важнейшие новые и «вечные», но по-новому увиденные проблемы жизни, осмысленные масштабно, с достаточной глубиной, с определенной ориентацией читателя на самостоятельные размышления» (132, 196).

«Философская лирика, — по мнению А.Михайлова, — делает поэтические открытия главным образом в сфере интеллектуальной и нравственной жизни человечества ... Там, где нет поэтических открытий, там не может быть и философской глубины мысли» (132, 200).

Очевидно, что вопрос об открытиях в философской лирике заключен в самой ее природе. Исторически она складывалась так, что новое в ней утверждалось через изменение общезначимого, на стыке традиционного и открываемого. И поскольку лирика представляет собой особую форму познания и личность в ней выступает как отражение сознания своего времени, то и «вечные» идеи, преломляясь в поэтической личности, приобретают новые оттенки и значения. Вместе с этим преобразуется и семантика слова, рождаются его новые ассоциативные связи. Каждая эпоха дает свои ответы на «вечные» вопросы. В философской лирике сближение традиционного и открываемого особенно ощутимо, так как по своему характеру она конфликтна. Ориентируясь в пределах своей системы на «безличную науку» о мире (философию, социологию, науку), с одной стороны, и на целостное, устоявшееся знание, с другой, философская поэзия открывает свой концептуальный мир, отличный от существующего, в котором все поэтические элементы подчинены основной универсальной мысли — так что и ориентация даже на «безличную науку» порождает новое оригинально-эстетическое представление. Мимо этой особенности философской поэзии не прошел Е.Маймин. «Перевод философских идей на язык поэзии, — утверждал он, — это не простое заимствование и отнюдь не механическая работа. Это перевод из одной системы в другую, из одного измерения в другое. Когда это делается на языке настоящей поэзии, это выглядит не как след влияния, а как открытие нового: открытие поэтическое и открытие мысли» (123, 84).

Тем не менее анализ философской лирики нельзя сводить к рассмотрению философских взглядов и открытий автора, поскольку мировоззрение художника отражается в его творчестве опосредованно. По своей природе художественное произведение не предназначено да и неспособно быть иллюстрацией той или иной философской доктрины. Художественное и философское мышление принципиально отличаются друг от друга. М.М.Бахтин писал: «С готовыми утвержденными положениями художнику нечего делать: они неизбежно окажутся чужеродным телом в произведении, прозаизмом, тенденцией ... В литературе нет философии, а только философствование, нет знания, а только познавание» (129, 25).

К тому же научная модель любого художественного произведения не может игнорировать его художественную «плоть»: его образную структуру, его особую поэтику. Философские идеи в искусстве только через форму заявляют о себе. Об этом хорошо сказал тот же Е.Маймин: «... Если рассмотреть проблему «поэзии мысли» во всем ее объеме и глубине, становится ясно, что это одновременно и содержательная, и формальная проблема, что обе стороны дела органически слиты, и речь должна идти о специфической художественной цельности» (123, 96).

Следовательно, желая понять сущность такого феномена, как философская лирика, исследователь должен сосредоточиться на изучении ее-специфичной художественной структуры. Уже само название «философская лирика» указывает на то, что специфика этой разновидности лирической поэзии состоит в ее особой близости к философии.

Формирование философско-эстетических воззрений Ф.Геббеля

Фридрих Христиан Геббель (Friedrich Christian Hebbel, 1813 - 1863), один из крупнейших немецких писателей XIX в, родился в северо-дитмаршенском городке Вессельбурене в семье поденных рабочих — каменщика и прачки.-Детские и юношеские годы будущий писатель провел на родине в Голынтинии, входившей тогда в состав Датского королевства.

Рано испытав нищету и лишения, Геббель познал на себе несправедливость законов и морали буржуазного общества эпохи «дикого капитализма». Позднее в своих воспоминаниях («Meine Kindheit», 1854) писатель с большим чувством опишет свои детские годы. «Местом моего рождения было маленькое местечко, которое я, скованный семейными обстоятельствами, смог покинуть лишь на 22 году жизни. ... Я предпринимал в те годы самые авантюрные попытки освободиться от удушавших меня, обстоятельств и охотно бежал бы в большой мир вместе с бродячими комедиантами и даже разбойниками, если б таковые нашлись на нашей вовсе не гористой (bergleeren) равнине, однако все попытки кончились провалом» (207, 71).

Частная школа, где Ф.Геббель обучался в течение семи лет, давала лишь элементарные знания, хотя пребывание в ней было сопряжено для «плебея» с немалыми трудностями. Но и пора безрадостного детства быстро прошла для будущего писателя. Освоив ремесло каменщика, мальчик вступил в трудовую жизнь. Смерть отца (в 1827 г.) повергла семейство в еще большую, нищету. Юноше пришлось оставить книги и идти в услужение к приходскому судье, у которого «за харчи и одежду» он исполнял обязанности переписчика и рассыльного.

С разрешения хозяина Фридрих Геббель берет книги из его библиотеки. Теперь круг его чтения становится более широким. Огромное впечатление в нем оставили произведения английских романистов (Г.Филдинга, С.Ричардсона, Л.Стерна) и отечественных писателей (Ф.Г.Клопштока, И.Г.Фосса, Ф.Шиллера, Э.Т.А.Гофмана).

Первые поэтические опыты Геббеля (стихи и лирические рассказы), выдержанные преимущественно в сентиментальной традиции,, время от времени (1829 - 1832) появлялись в «Дитмаршенском вестнике». В них ощутимо влияние перечисленных авторов. С театром начинающий литератор сталкивается впервые в 1831 г., когда в Вессельбурене организовалась труппа из актеров-любителей, в представлениях которой принимал участие. Ф.Геббель, почувствовавший уже тогда, что «судьба, видно, велит ему стать драматургом или лирическим поэтом» (7, 115). Однако для осуществления этой мечты, он это понимал, были необходимы знания. Начиная с 1832 г., будущий писатель автодидактом штудирует латынь, основательно изучает историю, философию и литературу. Он увлекается в эти годы творчеством романтиков Г.Клейста и Э.Т.А.Гофмана, а также Жан-Поля, Л.Уланда, датчанина А.Г.Эленшлегера. В связи с интересом к театру в занятиях по самообразованию большое место занимает знакомство с драматургией У.Шекспира, Г.Э.Лессинга, И.В.Гете и Ф.Шиллера.

Как начинающий лирик Ф.Геббель также испытал влияние целого ряда поэтов XVIII и XIX веков — Л.Хельти и Г.А.Бюргера, И.Г.Салис-Севиса и Ф.Г.Клопштока, И.В.Гете и Г.Клейста, Г.Гейне и Ф.Шиллера. Несомненным и весомым было, безусловно, воздействие на его творческий мир Л.Уланда. Благодаря Л.Уланду Ф.Геббель открыл в себе поэта и, что не менее важно, нашел новый объект творческого внимания — человека. Начинающего художника теперь интересует не абстрактная модель человеческой личности, как то было у просветителей, а индивид, человек во всей совокупности своих неповторимых черт. Геббель приходит к выводу, что стать поэтом можно, лишь познав человека; на путь этот указывал еще Новалис: «Мы мечтаем о путешествии во вселенную. Но разве не заключена вселенная внутри нас?» (137, 36). Знакомство с романтической литературой обогатило творчество Геббеля элементами психологического анализа, переключило его внимание с внешних факторов на внутренний мир человека, заставило задуматься о сущности поэтического творчества, о роли и месте художника в обществе.

Начинающий литератор делает важный для себя вывод: «Поэт должен идти в творчестве не к природе, а от природы» (5, 36). Именно Л.Уланд, по словам Ф.Геббеля, ввел его в «глубину человеческой души и природы» (5, 37), научил чудесное и мистическое «сводить просто к человеческому» (5, 37).

Чтобы развить поэтический талант и посвятить свою жизнь. любимому занятию, Ф.Геббель отправляется в 1835 г. в пешее странствие по Германии, надеясь продолжить свое образование в одном из университетов. В период с 1835 по 1839 гг. он занимается поэзией, эссеистикой и, наконец, останавливается на драме как роде и жанре литературы, наиболее подходящем для его понимания трагического. При содействии гамбургской издательницы Амалии Шоппе, к которой Геббель в трудную минуту обратился за помощью, ему удалось в 1835 г. переехать в Гамбург с целью подготовки к экзаменам для поступления в университет. Но и гамбургский период не принес ему удачи — несмотря на то, что здесь он встретил самоотверженную и горячо полюбившую его женщину — бедную швею Элизу Лензинг, которую он, правда, вскоре оставил. В 1836 г. молодой человек уже был в Гейдельберге. Здесь он стал студентом-вольнослушателем, хотя занятия юридическими науками его не очень удовлетворяли. В конце 1836 года в осуществление своей давней мечты Ф.Геббель попадает в Мюнхен — в то время культурную столицу Германии.

Обучаясь в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах (1836-1839), Ф.Геббель изучает сначала право, а затем литературу и философию. Долгие годы писатель будет жаловаться на недостаток знаний, что заставит его постоянно заниматься самообразованием, много читать и размышлять о различных вещах, начиная от античной литературы и кончая современными политическими событиями в Германии.

Бог, природа и человек в космическом универсуме Ф.Геббеля

Творчество Ф.Геббеля представляет собой идейно-художественное целое, определяющим моментом которого выступают философские медитации художника.

Дело не в том или не только в том, что Ф.Геббелю «вершина славы долгое время виделась непременно в ореоле стройной, все объемлющей... философской системы, не ниже шеллинговской или гегелевской» (174, 37), поскольку «принадлежность к нации мыслителей обязывала», а в том, что он действительно был художником, воспринимавшим мир философски. А.Шойнерт, первым обратившим на. это внимание, писал: «Ф.Геббель рассматривает все явления не по-человечески, а пантрагично» (251, 85). Несмотря на спорность этого суждения в целом, в словах заключена немалая доля истины. В общении с друзьями, в переписке с Элизой, в оценке им политических событий особенно ясно проявились как трагизм, так и философичность мышления Ф.Геббеля, к тому же, несомненно, личная склонность к отвлеченным предметам усугублялась у него еще и «духом времени». Годы жизни Ф.Геббеля пришлись на время, когда немецкая философия переживала эпоху своего расцвета, когда на смену одной философской системе легко приходила другая, и живой диапазон философской науки был огромен: от классического идеализма - до материализма Л.Фейербаха, от марксизма — до иррационализма А.Шопенгауэра.

Теоретические рассуждения, рассыпанные в дневниках и письмах, в статьях и рецензиях, составляют идеологический центр творчества Ф.Геббеля, к которому стягиваются все темы и мотивы его произведений. Поэт-философ приходит в своем творчестве к единому целостному мировоззрению, к единому учению об Универсуме и выстраивает не только художественную, но и философскую картину мира.

В соответствии с гуманистическими представлениями о мире, природа, окружающая и породившая человека, представлялась ему очеловеченной и обожествленной, и не случайно у него, как и в произведениях других гуманистов, она если и не прямо отождествляется с Богом, то постоянно употребляется в качестве синонима понятию «Бог». Бог в ранней лирике Ф.Геббеля, по тонкому замечанию П.Цинке, олицетворяет собой «жизненный принцип», «самосознание мира» (267, 88).