Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий Божок Анастасия Леонидовна

Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий
<
Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Страница автора: Божок Анастасия Леонидовна


Божок Анастасия Леонидовна. Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий: дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Божок Анастасия Леонидовна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина"].- Тамбов, 2013. - 188 c.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы приобщения младших школьников к фольклорным традициям

1.1. Фольклорные традиции как фактор этнокультурного воспитания и общего развития младших школьников

1.2. Принципы отбора фольклорного материала для младшего школьного возраста

1.3. Социально-культурные технологии приобщения младших школьников к фольклорным традициям

Выводы по I главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности освоения младшими школьниками фольклорных традиций посредством социально-культурных технологий

2.1. Изучение отношения младших школьников и их воспитателей к фольклорным традициям

2.2. Организация педагогического процесса по освоению фольклорных традиций посредством социально-культурных технологий

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по приобщению младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий

Выводы по II главе

Заключение

Список литературы по теме исследования

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время одной из основных проблем воспитания является формирование личности нового человека как носителя культуры своего народа.

Решению данной проблемы способствует начавший действовать с 2010 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Предложенная в нем программа рассчитана на достижение предметных, метапредметных и личностных качеств обучающихся, что невозможно без гармоничного развития познавательных и творческих способностей младших школьников. Сегодня в решении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения особая роль отводится народному художественному творчеству. В законе РФ «Об образовании», в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», в федеральной целевой программе «Культура России (2012-2016 гг.)» подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Так обеспечивается законотворческая государственная поддержка приобщения всех граждан Российской Федерации, начиная с детского возраста, к традициям родного народа, фольклорному искусству.

Знание фольклора осознается современными педагогами как непременная составляющая духовности, самобытный фактор приобщения к национальной культуре и истории народа, в то же время традиционная система образования и воспитания не обеспечивает органического вхождения новых поколений в реальное поле многообразных и полифункциональных социальных ролей.

Степень научной разработанности проблемы. Педагогический потенциал народных традиций достаточно глубоко рассмотрен в отношении взрослого населения. В данной работе исследованию подвергается первое десятилетие жизни человека, и становится очевидной первоочередность использования устного народного творчества в организации детской жизни. Именно словесные фольклорные традиции, на наш взгляд, наиболее доступны младшим школьникам, начинающим изучать родной язык как образовательную систему. Однако, учитывая синкретизм как специфическую черту фольклора, исследователи данной области выявили, что словесная форма народного творчества обычно сочетается с пением, танцами, игровыми действиями и т.п., что в совокупности и составляет фольклорные традиции.

Нами были рассмотрены и использованы идеи гуманистического воспитания личности на основе народной педагогики таких исследователей, как: И.А. Блинкор, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, В.С. Кукушин, А.С. Макаренко, М.Н. Мельников, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский.

Теория жанров устного народного творчества достаточно глубоко изучена в истории фольклористики, такими известными учеными, как В.П. Аникин, А.Н. Афанасьев, М.А. Булатов, Ф.И. Буслаев, В.И. Даль, Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин, М.Н. Мельников и др. Описанию тамбовского фольклора, традиций, народных промыслов и ремесел посвящены работы Е.И. Григорьевой, М.И. Долженковой, А.М. Кальницкой. Внедрением традиций словесного фольклора на дошкольном и младшем школьном этапах жизни ребенка занимается Г.М. Первова.

Выделяется так же целый ряд исследований обобщающего характера, в которых выявлены теоретические основы социально-культурной деятельности, отличающейся в современных условиях поиском технологий интенсивной педагогической поддержки личности в процессе творческого развития (работы Г.А. Аванесовой, А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова, Г.Н. Новиковой, Г.А. Романовой, Е.Ю. Стрельцовой, Н.Н. Ярошенко и др.).

Но, несмотря на имеющиеся достижения в этой области, проблема приобщения младших школьников к фольклорным традициям в образовательной среде остается актуальной модернизационной задачей, далекой от своего окончательного завершения.

Анализ исследуемой проблемы позволил нам выявить следующие противоречия:

– между потребностями социума в сохранении национальной культуры и низким уровнем знаний младших школьников о народном искусстве и фольклорных традициях;

– высокой актуальностью этнокультурного воспитания младших школьников и недостаточной разработанностью технологий решения этой проблемы;

– имеющимися потенциальными педагогическими возможностями социально-культурных технологий в области изучения фольклорных традиций и отсутствием научного подхода к отбору этих технологий в отношении младшего школьного возраста.

Совокупность указанных противоречий позволила сформулировать тему исследования: «Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий».

Цель диссертационного исследования – обосновать педагогический потенциал социально-культурных технологий в процессе приобщения младших школьников к фольклорным традициям.

Объект исследования: этнокультурное воспитание младших школьников.

Предмет исследования: педагогический потенциал социально-культурных технологий в приобщении младших школьников к фольклорным традициям.

Гипотеза исследования: приобщение младших школьников к фольклорным традициям будет эффективным, если:

– определить роль фольклорных традиций в воспитании и развитии младших школьников;

– разработать модель приобщения младших школьников к фольклорным традициям в процессе внеурочной деятельности;

– активизировать деятельность педагогов по внедрению фольклорных традиций;

– адаптировать социально-культурные технологии применительно к младшему школьному возрасту;

– разработать и реализовать программу приобщения младших школьников к фольклорным традициям;

– выработать организационно-педагогические условия приобщения младших школьников к фольклорным традициям.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были определены следующие задачи:

  1. выявить сущность и обосновать специфику процесса приобщения младших школьников к фольклорным традициям на основе современных технологий социально-культурной деятельности;

  2. определить и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия приобщения младших школьников к фольклорным традициям;

  3. охарактеризовать и апробировать социально-культурные технологии, способствующие приобщению детей младшего школьного возраста к фольклорным традициям;

  4. разработать педагогическую модель приобщения младших школьников к фольклорным традициям с использованием разнообразных технологий социально-культурной деятельности;

  5. создать и экспериментально апробировать педагогическую программу по приобщению младших школьников к фольклорным традициям на основе современных технологий социально-культурной деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: идеи философской и педагогической аксиологии (О.Г. Дробиницкий, М.С. Каган и др.); индивидуально-дифференцирован-ный подход (Л.С. Выготский, А.В. Усова и др.); теоретические положения этнопедагогики (М.И. Борисов, Г.Н. Волков, А.Г. Новиков и др.); концепция К.Д. Ушинского о народности в общественном воспитании, а также современные исследования по развитию интереса учащихся (Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина), положения о значении народных традиций (В.П. Аникин, Г.Н. Волков, М.И. Долженкова, А.И. Лазарев, Л.Н. Лазарева, В.А. Сухомлинский); социально-куль-турный подход (Е.И. Григорьева, Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, Н.Н. Ярошенко и др.) к освоению фольклорных традиций.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ философской, культурологической, фольклористической, психолого-педагогической литературы, систематизация, сравнение, прогнозирование, теоретическое моделирование; эмпирические – обобщение практического опыта, анкетирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, математические методы обработки материала.

Опытно-экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», МАОУ СОШ № 1 г. Тамбова, МАОУ СОШ № 36 г. Тамбова, МУК Дом культуры «Придонской» городского округа г. Воронежа.

Методы исследования. Диссертационное исследование проводилось в течение 2010-2013 гг. в три этапа:

Первый этап (2010-2011 гг.) – проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературе, материалах специальных научных исследований. Велась работа по методологическому обоснованию теоретической части исследования, определению цели, объекта, предмета, постановке задач и формулировке гипотезы исследования. На этом же этапе были выявлены сущность и специфика приобщения младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий, разработана педагогическая модель и проведен констатирующий эксперимент: анкетирование, беседа, наблюдение. Разрабатывалась программа экспериментального исследования, изучались различные подходы к исследуемой проблеме на практике.

Второй этап (2011-2012 гг.) – проводился формирующий этап опытно-экспериментальной работы. С помощью экспериментов апробировалась программа по приобщению младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-куль-турных технологий. В этот период были выявлены и экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия приобщения младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий.

Третий этап (2012-2013 гг.) – проводился контрольный эксперимент, были определены критерии и показатели уровня приобщенности младших школьников к фольклорным традициям. На данном этапе были подведены итоги опытно-экспериментальной работы: осуществлена проверка гипотезы, степени реализации исследовательских целей и задач, сделаны выводы по теоретическим и практическим аспектам исследования. Описывались полученные результаты и их внедрение в практику.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

– обоснована сущность приобщения младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий, которая определяется как процесс, позволяющий младшим школьникам эффективно осуществлять образовательную и досуговую деятельность, которая направлена на ознакомление с фольклорными традициями;

– выявлена специфика применения социально-культурных технологий в приобщении к фольклорным традициям младших школьников, которая характеризуется ориентацией на формирование ценностей и развитие творческих способностей;

– дана характеристика социально-культурным технологиям, способствующим приобщению младших школьников к фольклорным традициям (этнокультурные, игровые, культуротворческие, образовательные, проектные, рекреативно-оздоровительные, информационно-просветительские);

– разработана и реализована на практике педагогическая модель приобщения младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий, включающая в себя: комплекс организационно-педагогических условий; средств, форм и методов, обеспечивающих системность и последовательность в изучении фольклорных традиций; критериальный аппарат, включающий критерии и показатели, которые в совокупности определяют уровень приобщенности младших школьников к фольклорным традициям.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:

– адаптированные применительно к младшему школьному возрасту социально-культурные технологии, которые способствуют эффективному приобщению детей к фольклорным традициям;

– разработана педагогическая модель приобщения младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий, которая включает цели, задачи, принципы, формы, условия, функции, критерии и позволяет эффективно организовать педагогическую работу, результатом которой будет повышение уровня приобщенности младших школьников к фольклорным традициям;

– сформированный критериальный аппарат позволяет выявлять результативность педагогической работы по формированию знаний младших школьников о фольклорных традициях и использованию этих знаний на практике.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования способствуют дальнейшему углубленному анализу, а также поиску новых форм и средств приобщения младших школьников к фольклорным традициям.

Разработанная и апробированная авторская программа «Народное творчество» и методические рекомендации могут послужить содержательной основой деятельности кружковых объединений, внеклассных и внешкольных мероприятий, использоваться в воспитательной деятельности общеобразовательных школ и учреждений культуры и досуга.

Созданное в ходе исследования научно-методическое обеспечение (учебно-методические материалы, информационно-образова-тельные ресурсы и т.д.) и авторская педагогическая программа могут быть использованы при разработке педагогических систем и образовательных программ по формированию досуговой культуры младших школьников на федеральном и региональном уровнях, а также в работе учреждений социально-культурной сферы и системы образования.

Результаты диссертационного исследования могут найти применение в вузах, средних профессиональных учебных заведениях, на факультетах переподготовки и повышения квалификации работников культуры, преподавателей, в учреждениях социально-культурной сферы.

Достоверность и обоснованность полученных научных выводов обеспечены: методологическим подтверждением исследования, включающим философские, психолого-педагогические, социологические и этнокультурные подходы к проблеме приобщения младших школьников к фольклорным традициям; применением комплекса разнообразных методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; использованием взаимодополняющих психолого-педагогических и социологических методов; комплексным характером опытно-экспериментальной работы; репрезентативностью экспериментальных данных, их всесторонним анализом, сочетанием качественного и количественного анализа результатов педагогической работы, преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на разных этапах исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Сущность процесса приобщения младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий представляет собой педагогический процесс расширения культурного кругозора младшего школьника через изучение образцов народного творчества и их воспроизведение на основе добровольного включения и соучастия детей в процессе общения их с взрослыми носителями фольклорных традиций.

  2. Специфика использования социально-культурных технологий в общеобразовательном учреждении как средство приобщения младших школьников к фольклорным традициям происходит за счет вовлечения их в процесс непрерывного культурного просвещения, создания ценностей культуры, стимулирования социально-культурной активности, посредством целенаправленного и свободного выбора деятельности, воздействующего на сознание и эмоциональную сферу младших школьников и способствующего повышению уровня творческой активности детей.

  3. Организационно-педагогические условия приобщения младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий включают: осознание педагогом возможностей приобщения младших школьников к фольклорным традициям; построение педагогической деятельности на основе модельного представления; организацию в учебном и воспитательном процессе особой творческой среды, усиливающей стремление младших школьников к изучению фольклорных традиций; реализацию педагогической программы по приобщению младших школьников к фольклорным традициям; применение социально-культурных технологий для реализации программы.

  4. Социально-культурные технологии приобщения младших школьников к фольклорным традициям: этнокультурные (знакомство с традициями народов); игровые (драматизация сюжетных детских песен, инсценирование сказок, былин и др.); культуротворческие (индивидуальное, групповое, коллективное сочинение сказок, загадок, частушек и других жанров фольклора, изображение иллюстраций к фольклорным произведениям, создание новых игр и т.д.); образовательные (использование фольклорных текстов на различных уроках); проектные (создание проектов по фольклорному творчеству); рекреативно-оздоровительные (использование традиций фольклорных игр на переменах, прогулках, уроках физкультуры и т.д.); информативно-просветительские (изучение фольклорных традиций родного края и т.д.).

  5. Педагогическая модель приобщения младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий которая представляет собой научно-теоретическое структурирование педагогического процесса, включающее: цель, задачи, принципы, методы, формы, функции, условия приобщения младших школьников к фольклорным традициям; а также критериальный аппарат для оценки эффективности предложенной модели.

  6. Авторская педагогическая программа «Народное творчество», которая построена на использовании адаптированных социально-культурных технологий: знакомство с малыми жанрами устного народного творчества, участие в проведении традиционных обрядовых календарных праздников, разыгрывание крупнообъемных фольклорных текстов, исполнение ритуальных песен и т.д., направленная на развитие творческих сил младшего школьника, активизацию социально-культурной деятельности педагога, привлечение родителей обучающихся в общественные фольклорные объединения и клубы, способствующая эффективному приобщению младших школьников к фольклорным традициям.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений:

а) выступления автора в печати, перед педагогической и научной общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столах в г. Москве, Отрадном, Ростове-на-Дону, Тамбове;

б) разработка авторской программы «Народное творчество» и ее реализация в МАОУ СОШ № 1 г. Тамбова, МАОУ СОШ № 36 г. Тамбова, МУК Дом культуры «Придонской» городского округа г. Воронежа для младших школьников;

г) работа в рамках программы педагогической практики студентов направления «Педагогическое образование» (практика в летних оздоровительных лагерях, производственная и преддипломная практика в школах), включая руководство курсовыми и дипломными проектами по преподаваемым дисциплинам.

Результаты диссертационного исследования отражены в 13 научных публикациях автора, в том числе в 4 статьях, опубликованных в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и ряда приложений.

Принципы отбора фольклорного материала для младшего школьного возраста

Жанры в фольклоре отличаются также и способом исполнения (соло, хор, хор и солист) и различным сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание и пр.)

С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни романсы, анекдоты, рабочий, школьный и студенческий фольклор.

В фольклоре существуют жанры продуктивные, в недрах которых могут появляться новые произведения. Сейчас это частушки, поговорки, городские песни, анекдоты, многие виды детского фольклора. Есть жанры непродуктивные, но продолжающие свое существование. Так, новых народных сказок почти не появляется, но старые по-прежнему рассказываются. Поют и многие старые песни. А вот былины и исторические песни в живом исполнении уже практически не звучат [6]. Можно предположить, что новые исторические песни будут записаны после того, как социальные изменения в России станут устойчивой традицией.

Наука о фольклоре — фольклористика — все произведения народного словесного творчества, по аналогии с литературными, относит к одному из трех родов: эпосу, лирике, драме. В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, пословицы, поговорки. Лирические фольклорные жанры — это обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки. К драматическим жанрам относятся народные драмы. На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор как устное выражение знаний, опыта и творчества, был единственной формой художественного сознания. Но и с появлением письменности в течение многих веков, вплоть до периода позднего феодализма, устное поэтическое творчество было широко распространено не только среди трудового народа, не владевшего письменностью, но и среди высших грамотных слоев общества: дворянства, духовенства. Возникнув в определенной социальной среде, произведение могло стать всенародным достоянием. В современной действительности это так и происходит.

Фольклор — искусство коллективное. Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства определенных групп, но и коллективно создается и распространяется. Однако коллективность, а следовательно, и анонимность творческого процесса в фольклоре не означает, что отдельные личности не играли никакой роли. Талантливые мастера не только совершенствовали или приспособляли уже существующие тексты к новым условиям, но иногда и создавали песни, частушки, сказки, которые в соответствии с законами устного народного творчества распространялись уже без имени автора. С общественным разделением труда возникали своеобразные профессии, связанные с созданием и исполнением поэтических и музыкальных произведений (древнегреческие рапсоды, русские гусляры, украинские кобзари, киргизские акыны, азербайджанские ашуги, французские шансонье и пр.) [60].

В русском фольклоре в 18-19 в.в. не было развитой профессионализации певцов. Сказочники, певцы, сказители оставались членами своей социальной группы – дворянами, крестьянами, ремесленниками. Некоторые жанры народного поэтического творчества имели массовое распространение. Исполнение других требовало известной выучки, особого музыкального или актерского дара.

Фольклор каждого народа неповторим, так же, как его история, обычаи, культура. Так, жанры былины, частушки присущи русскому фольклору, думы — украинскому и т.д. Некоторые жанры (не только исторические песни) отражают историю данного народа. Различны состав и форма обрядовых песен, они могут быть приурочены к периодам земледельческого, скотоводческого, охотничьего или рыболовецкого календаря, вступать в разнообразные отношения с обрядами христианской, мусульманской, буддийской или др. религий. Например, баллада у шотландцев приобрела четкие жанровые отличия, в то время как у русских она близка к лирической или исторической песне. У некоторых народов (например, сербов) распространены стихотворные обрядовые причитания, у других (в том числе украинцев) — они существовали в виде несложных прозаических восклицаний. У каждого народа свой арсенал метафор, эпитетов, сравнений для выражения поэтического вымысла. Так, русской поговорке "Молчание — золото" соответствует японская "Молчание — цветы" [29].

Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных текстов, многие мотивы, образы и даже сюжеты у разных народов сходны. Так, сравнительное изучение сюжетов европейского фольклора привело ученых к выводу, что около двух третей сюжетов сказок каждого народа имеют параллели в сказках других национальностей. Веселовский называл подобные сюжеты "бродячими", создал "теорию бродячих сюжетов" [29].

Для народов с единым историческим прошлым и говорящих на родственных языках (например, индоевропейская группа) подобное сходство можно объяснить общим происхождением. Это сходство генетическое. Похожие черты в фольклоре народов, относящихся к разным языковым семьям, но издавна контактирующих друг с другом (например, русские и финны), объясняются заимствованием. Но и в фольклоре народов, живущих на разных континентах и, вероятно, никогда не общавшихся, существуют сходные темы, сюжеты, персонажи.

Социально-культурные технологии приобщения младших школьников к фольклорным традициям

В 2010 году вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, в котором школа после уроков должна сегодня стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, чтобы здесь ребёнок сумел сделать выбор, сумел научиться свободно проявлять свою волю, раскрыться как личность. В основе реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения заложен принцип, по которому необходимо заинтересовать ребёнка занятиями после уроков так, чтобы школа стала для него вторым домом. Это, в свою очередь, даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. В соответствии с образовательным стандартом нового поколения на ступени начального общего образования осуществляется: духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся, направленное на принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Для того, чтобы приобщить младших школьников к фольклорным традициям, необходимо было на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы выявить уровень сформированности знаний о фольклоре у взрослых и детей, установить отношение педагогов и родителей к исследуемой проблеме.

Констатирующий этап позволил уточнить критерии оценки приобщённости младших школьников к фольклорным традициям: когнитивный, эмоционально-мотивационный и деятельностный и их показатели (знание жанров, представление о фольклорных традициях, знание текстов народного творчества, желание участвовать в освоении фольклорных традиций, положительное отношение к фольклорным традициям, положительные эмоциональные реакции, посещение кружка, участие в мероприятиях, применение в жизни).

Решение поставленных задач осуществлялось нами в ходе экспериментальной работы, в которой приняли участие учащиеся начальной школы №1 и №36 г.Тамбова, учителя, воспитатели, работники учреждений культуры, социальные педагоги, родители. Всего 147 человек, из них 60 младших школьников.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение трёх лет. Для опытно-экспериментальной работы были выбраны два класса, обучающихся по одной учебной программе, с равным количеством обучающихся и примерно одинаковым количеством мальчиков и девочек. На констатирующем этапе работа велась с обеими группами: беседы, анкетирование.

Для выявления знаний педагогов о русской национальной культуре было проведено анкетирование по определению уровня готовности педагогов к приобщению детей к фольклорным традициям, которое выявило следующее: уровень знаний педагогов о русской народной культуре является достаточным, но не все педагоги понимают необходимость приобщения детей к фольклорным традициям (Приложение 1).

Мы предполагали, что фольклорные произведения должны быть на слуху у каждого ребёнка с самого детства, так как родители читают на ночь сказки, поют колыбельные песни, играют в игры с детьми. Родители в ходе анкетирования показали фольклорные знания, однако не проявили особого желания знакомить детей с малым фольклором, приобщать к народной культуре (Таблица 1) (Приложение 2), сославшись на нехватку времени.

Значение фольклора в жизни детей Важное Среднее Не имеет значения человека 26 человек 11 человек

Нами была проведена беседа с учащимися. Вопросы: Какие произведения фольклора вы знаете? Назовите произведения. Прочитайте наизусть. Нравится ли вам разучивать тексты и т.д. (Приложение 3).

Младшие школьники не имеют представления о фольклорных традициях, знают некоторые тесты, а как называется данный текст, дети не знают. Учащимся в первом классе знакомы понятия «сказка», «загадка», «игра». Наибольшее количество произведений именно этих жанров называли учащиеся. Из беседы было выяснено, что этими понятиями школьники обладают в большинстве благодаря бабушкам, дедушкам и воспитателям в детском саду. Знание считалок, песен и небылиц оказалось на низком уровне. Учащиеся едва вспоминали только по одному произведению этих видов фольклора. Понятия «пословица» и «поговорка» практически не знает никто. Учащимися не было названо ни одной потешки и прибаутки. Ответы первоклассников были записаны в таблицу №2 (см. приложение 4) (Рис 2).

Результаты пилотного замера позволили сделать основной вывод: у младших школьников низкий уровень знания о жанрах устного народного творчества, так как они называли текст после дополнительного (подсказывающего) вопроса учителя, половина учащихся не приводит примеров даже «знакомых» жанров загадок и сказок.

В целом можно констатировать, что знание о фольклоре у учащихся первого класса находится в неразвитом состоянии. Причина этого, на наш взгляд, в недостатке текстов устного народного творчества в дошкольном возрасте, на уроке и вне урока, отсутствии опыта творческой деятельности, неумения проявить себя. Нам известно, что хрестоматии по детской литературе для дошкольников содержат большие разделы устного народного творчества, однако очевидно их формальное изучение. В книгах для чтения в первом классе произведения устного народного творчества встречаются, однако в силу неразвитости навыка чтения скорее всего прочитываются учителем, а детьми воспринимаются как учебный материал, не более.

Организация педагогического процесса по освоению фольклорных традиций посредством социально-культурных технологий

Творческая художественная и трудовая деятельность побуждает интерес к фольклорным традициям. Детские творческие работы представлены в приложении 9.

На основе информационно-просветительских технологий младшим школьникам была предоставлена возможность собственного собирательства фольклора – это и беседа с представителями старшего поколения, слушание специальных теле- и радиопередач, запись рассказов бабушек и дедушек и так далее. Такая работа очень занимательна для ребёнка, вовлекает его в творческую деятельность. Однако детям должна быть предоставлена методика такой деятельности – это совместная деятельность ребёнка и взрослого. Школьники испытывали также потребность обнаружить произведения устного народного творчества в Интернете.

Устное народное творчество не всегда можно воспроизвести дословно, на то оно и названо устным, произведение рассказывают так, как сохранила память. Это относится прежде всего к сказкам, которые дети пересказывают близко к тексту, чтобы сохранить своеобразие сказочной речи. В то же время определялись возможности собственной интерпретации текста: введение нового эпизода, концовки, изменение место действия, времени и т.д.

Малые жанры, прежде чем рассказывать, учащиеся заучивают наизусть. Мы предлагаем взрослым и детям следующие приёмы запоминания текстов:

Даём ребятам установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить эту потешку (небылицу, загадку, прибаутку и т.д.) наизусть. Вы будете запоминать, а я – вам помогать». Если педагог хорошо рисует, то он может построчно читать произведение и на глазах детей изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания. Затем, по «картинному плану» школьники несколько раз воспроизводят произведение. Через некоторое время опора убирается. Можно использовать и готовые картинки, но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

Даём ребятам установку на запоминание. Затем предлагаем им взять большую толстую нитку и «смотать из произведения клубочек». Вместе с ними, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку», т.е. произносим наизусть.

Это самый распространенный метод. Говорим детям, что сейчас вместе будем учить произведение наизусть, для этого надо включить в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить текст. Сначала школьники слушают педагога, потом текст произносится вместе. Потом учащиеся сами повторят, а за ними - учитель. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе мы опираемся не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой или смыслом, идет слухоречевая опора на рифму. Так разучивается каждая часть, а потом текст читается целиком.

Педагог читает первые строки произведения, а потом останавливается и предлагает учащимся своими словами рассказать, что было дальше, как они запомнили. С того места, на котором они остановились, снова читает строку произведения, а потом снова предлагает рассказать, что было дальше. Мы побуждаем ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после повторного прочтения, пусть дети вспомнят, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.

Приёмы запоминания помогли детям и их воспитателям запомнить большое количество произведений малых форм фольклора, сказок. Заметно стало их употребление в речи младших школьников, которые во время занятий вспоминали пословицы о труде, на переменах загадывали загадки или соревновались в произнесении скороговорок. Родители отметили налаживание дружественных отношений в семье и в детском коллективе. Активизировалось сочинение собственных вариантов фольклорных произведений.

Словесное творчество выражалось в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ. В данной работе по приобщению младших школьников к фольклорным традициям огромную роль играли родители, социальные педагоги, учителя-предметники. Родители осуществляли работу с детьми дома. Также сопровождали режим дня школьника фольклорными произведениями, посещали музеи, выставки на фольклорные темы: народные промыслы, русский народный костюм и др. Разучивали новые и новые тексты. Для родителей с детьми устраивались фольклорные посиделки, на которых рассказывалось о фольклорных традициях, показывались сказки в исполнении детей, исполнялись хоровые песни совместно с родителями, устраивалось чаепитие.

На уроках музыки часто использовался песенный фольклор с элементами танца, игры на народных инструментах: ложки, трещётки, бубны и др. Сочинялись и исполнялись частушки. На уроках физической культуры, на основе рекреативно-оздоровительных технологий, использовались народные игры после основных занятий.

Социальными педагогами устраивались фольклорные выставки детских работ, на которые приглашались жители микрорайона, родители, гости из других школ. Приложение содержит пример большого фольклорного праздника «Русская ярмарка» (Приложение 10).

В результате проведённой работы на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы, использования социально-культурных технологий в приобщении младших школьников к фольклорным традициям, нами были проведены повторные замеры показателей контрольной и экспериментальной групп. Результаты замеров представлены в следующем параграфе.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по приобщению младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий

Уровень агрессии – уменьшился у 14 (47%), увеличился у 5 (17%), остался прежним у 11(36%). В 47% случаев уровень агрессивности уменьшился. Ребята стали менее вспыльчивы, стали решать проблемы мирным путём, спокойно, пытаясь разобраться в ситуации. У некоторых школьников физическая агрессия сменилась вербальной. Ребята могут вспылить, что-то выкрикнуть или обозваться, но не кидаются сразу в драку и не причиняют физическую боль.

Невротизм – уменьшился у 7 (23%), остался прежним у 23 (77%). То есть у учеников уменьшилась эмоциональная неустойчивость, тревога, вегетативные расстройства, они стали себя больше уважать.

Скрытность – уменьшилась у 9 (30%), осталась прежней у 21 (70%). С ребятами стало легче общаться, они стали более открытыми, испытывают доверительное отношение к окружающим. Появилась возможность точнее знать, чего можно от них ожидать.

Интровертированность – уменьшилась у 7 (23%), осталась прежней у 23 (77%). То есть многие школьники стали общительны, обращать внимание на окружающих, не замыкаться в себе и не зацикливаться только на себе.

Также был проведён сравнительный анализ результатов испытуемых контрольной группы вначале и конце проведённого эксперимента по критерию Уилкоксона. На 0,05% уровне были выявлены различия по следующим шкалам: «экстравертированность», «интровертированность», «чувство одиночества» (Рисунок 8).

Динамика личностных изменений контрольной группы на 0,05% уровне Уровень экстравертированнности увеличился в 4-х (13%) случаях, а в 26-ти (87%) остался прежним. Это говорит о том, что ребята стали более открытыми, общительными, стали интересоваться окружающим миром больше, чем собой и собственными интересами.

Уровень интровертированности уменьшился в 4-х случаях, в 26 – остался прежним. Что соответствует результатам, полученным по шкале «экстравертированность» и свидетельствует о том, что школьники не направляют все свои действия только на себя.

Уровень чувства одиночества в 3-х (10%) случаях уменьшился, в 27 (90%) – остался прежним. То есть дети младшего школьного возраста почувствовали свою значимость, обрели друзей, как и ученики, принимающие участие в тренинге, что может быть обусловлено социальной ситуацией развития и новообразованием данного возраста.

Для оценки изменения личностного уровня путём приобщения младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий был повторно проведён сравнительный анализ по критерию Манна-Уитни экспериментальной и контрольной групп.

Это говорит о том, что в контрольной группе уровень агрессии на 45% выше, чем в экспериментальной. До эксперимента уровень агрессии двух групп не имел особых различий.

Различия по данной шкале были и до эксперимента и никаких отличий не произошло. В контрольной группе наличие у детей эгоцентризма выше, чем в экспериментальной.

Если до эксперимента уровень скрытности в обеих группах не имел различий, то после проведённой работы ребята из экспериментальной группы стали менее скрытными, более общительными, отзывчивыми, раскрепощёнными.

После эксперимента у школьников экспериментальной группы снизилось проявление агрессии, импульсивности по сравнению с контрольной группой. Ребята стали обдумывать свои поступки, были более рассудительными, научились взвешивать все «за» и «против» при выборе формы поведения. Об этих изменениях педагогу сообщали родители.

Подтвердились наши предположения о необходимости разработки комплексной воспитательной программы развития позитивных качеств и социальной адаптации детей на основе народного искусства.

С изменением, улучшением когнитивного и эмоционально-мотивационного критерия, изменился и деятельностный критерий приобщённости младших школьников к фольклорным традициям. При повторном наблюдении и беседе стало видно, что в контрольной группе деятельностный критерий остался на прежнем уровне, а в экспериментальной намного повысился. Мы считаем это следствием проделанной работы в течение формирующего эксперимента. Школьники добровольно участвовали во всех мероприятиях, являлись сочинителями произведений народного творчества, привлекали к народным праздникам и обрядам других ребят, родителей, учителей. Изготавливали поделки по образцам народных промыслов для выставок, рисовали рисунки на фольклорные темы. Для точного исследования деятельностного критерия мы анализировали активность посещения фольклорного кружка, участие в мероприятиях и умение организовать детскую деятельность. Младшего школьника никто не заставляет участвовать там, где ему не хочется. Если в начале опытно-экспериментальной работы младших школьников надо было мотивировать, настраивать, привлекать, то на заключительном этапе опытно-экспериментальной работы они интересовались и спрашивали про дальнейшие события. Школьники жили фольклорными традициями. Им очень нравилось быть участниками всех мероприятий, а непосещение занятий было только по уважительной причине.

В самом начале в кружок были записаны все учащиеся. Во второй четверти двое детей отказались от посещения кружка, объяснив это потерей интереса. В третьей и четвёртой четверти участники кружка стали приводить своих друзей из параллельных классов и обратно вернулись выбывшие после первой четверти два ученика, которые снова заинтересовались работой и стали активно участвовать в фольклорных мероприятиях. Следует отметить, что в экспериментальном исследовании принимали участие только те ученики, которые посещали кружок с самого начала и до конца. Младшим школьникам были розданы листы для самооценки своей работы. В экспериментальном классе 28 учеников оценили себя по высшей шкале. Они считают, что фольклорные традиции усвоили на высшем уровне, участвуют в мероприятиях, привлекают своих друзей. Остальные 2 учащихся оценили свою работу чуть выше среднего уровня. В контрольном классе 20 учеников оценили себя по низкой шкале знаний и участия в мероприятиях, 9 человек – по средней и 1 человек по самой высокой, объясняя это тем, что в процессе работы кружка заинтересовался и стал посещать вместе со своим другом. Учащиеся экспериментального класса стали проявлять инициативу и самостоятельность, у них выработалась привычка к свободному самовыражению. В деятельности младших школьников проявлялась наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления. Учащиеся сочиняли, исполняли, создавали новые варианты произведений, игр, самоделок. Работа учителя с учащимися, обладающими высоким уровнем интереса, заключалась в применении приемов, направленных на развитие потребности в творческой деятельности. Они стали помощниками учителя в организации досуга.

Итак, реализовав условия для эффективности приобщения младших школьников к фольклорным традициям, а именно: определили роль фольклорных традиций в воспитании и развитии младших школьников; разработали модель приобщения младших школьников к фольклорным традициям в процессе внеурочной деятельности; активизировали деятельность педагогов по внедрению фольклорных традиций; адаптировали социально культурные технологии применительно к младшему школьному возрасту; разработали и реализовали программу приобщения младших школьников к фольклорным традициям; выработали организационно-педагогические условия приобщения младших школьников к фольклорным традициям, гипотеза была доказана. Сравнительный анализ данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы показал, что проведенное исследование дало положительные результаты (Рисунок 11).

Похожие диссертации на Приобщение младших школьников к фольклорным традициям посредством социально-культурных технологий