Содержание к диссертации
Введение 3
Глава I. Культурные ценности: понятие и виды
1. Понятие культурных ценностей в философии и культурологи 16
2. Нормативно-правовое определение культурных ценностей 30
3. Виды культурных ценностей 52
4. Культурные ценности как предмет контрабанды 68
Глава II. Контрабанда культурных ценностей: историко-правовые и международно-правовые аспекты
1. Контрабанда культурных ценностей: историко-правовые аспекты 83
2. Контрабанда культурных ценностей:
международно-правовые аспекты 97
Глава III. Контрабанда культурных ценностей: уголовно-правовые аспекты
1. Объект контрабанды культурных ценностей 115
2. Объективная сторона контрабанды культурных ценностей 130
3. Субъективная сторона и субъект контрабанды 146
4. Квалифицированные виды контрабанды культурных ценностей 155
5. Отграничение контрабанды культурных ценностей от их
невозвращения на территорию Российской Федерации 165
Глава III. Контрабанда культурных ценностей: криминологические аспекты
1. Криминологические признаки контрабанды культурных ценностей.... 174 2. Специфика причинности и детерминации контрабанды культурных
ценностей 198
3. Профилактика контрабанды культурных ценностей 214
Заключение 225
Список использованных нормативно-правовых актов, судебной
практики и литературы 231
Приложения 253
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Одной из задач любого государства является обеспечение сохранности ценностей национальной культуры. Конституцией РФ, с одной стороны, провозглашено право каждого на доступ к культурным ценностям, с другой - закреплена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44). В Российской Федерации гарантируется реализация прав народов и иных этнических общностей на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа России и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Обмен культурными ценностями для целей образования, науки и культуры расширяет знания о человеческой цивилизации, обогащает культурную жизнь всех народов и вызывает взаимное уважение и понимание между странами.
Однако надо иметь в виду, что культурные ценности, являясь одним из основных элементов цивилизации и культуры народов, приобретают свою подлинную ценность только в том случае, если точно известны их происхождение, история и окружающая среда.
Охрана культурного достояния должна быть организована как в национальном, так и международном масштабах, требует тесного сотрудничества между государствами. Эта задача приобретает особую актуальность в современном мире, когда многие уникальные по своей природе произведения искусства все чаще перемещаются из одной страны в другую. Все больше развивается международная торговля антиквариатом. Но наряду с законным вывозом культурных ценностей из страны имеет место теневой бизнес культурными ценностями. К сожалению, продолжается массовый нелегальный
вывоз из России произведений искусства, подлинных шедевров человеческого таланта. По мнению специалистов, подобный бизнес сопоставим с нелегальной торговлей наркотиками и оружием. Прибыли, извлекаемые преступг никами за счет незаконного вывоза культурных ценностей, исчисляются несколькими миллиардами долларов в год. По оценкам экспертов, Россия потеряла до 80% произведений искусства допетровской эпохи.
На территории Российской Федерации находится более 2,5 тыс. музеев и картинных галерей, в которых хранится свыше 100 млн. разнообразных памятников материальной и духовной культуры. В России зарегистрировано 86 религиозных организаций, относящихся к различным конфессиям, в состав которых входят более 20 тыс. культовых сооружений, где сосредоточены и размещены бесценные раритеты: произведения живописи и искусства, являющиеся национальным достоянием, требующим постоянной защиты со стороны государства.
Проблема борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей приобретает международный характер. Многие государства все чаще сталкиваются не с отдельными преступниками, а с хорошо организованными транснациональными преступными группировками, специализирующимися на хищениях, незаконном вывозе за рубеж и нелегальной продаже произведений искусства.
Сложившаяся ситуация требует принятия комплексных мер по противодействию контрабанде культурных ценностей. Среди них немаловажное значение играют уголовно-правовые средства борьбы с их незаконным оборотом.
Все это, на наш взгляд, свидетельствует об актуальности избранной темы исследования.
Состояние научной разработки проблемы. В целом нельзя утверждать, что ученые не оказывали внимания вопросам правового обеспечения сохранности культурных ценностей, в том числе и средствами уголовного права. Однако, как правило, изучались общие вопросы правового регулирс-
вания их использования и охраны (как на национальном, так и международном уровнях). В частности, этим аспектам исследуемой проблемы посвящены работы Д.И. Амбресене, М.М. Богуславского, Н.Д. Бобоедовой, М.В. Васильевой, Н.Н. Гагарова, Л.Н. Галенской, Н.Д. Гнедовского, В.Г. Горбачева, А.И. Гурова, И.В. Гуськовой, С.Н. Дьяченко, Ю.Н. Маркина, В.А. Михальце-вича, Н.А. Рябовой, А.С. Работкевич, В.Г. Растопчина, К.П. Рубаник, Р.А. Сабитова, И.В. Савельевой, А.П. Сергеева, Л.А. Стешенко, В.Н. Тищенко, В.Д. Тепферова, С.А. Чернышевой, А.В. Чудинова, Л.В. Щенниковой, Е.Н. Щукиной и др. Однако практически все они были изданы в советский период.
В современный же период к отдельным вопросам правового обеспечения сохранности культурных ценностей обращались А.В. Аграшенков, Р.Б. Булатов, А.Д. Диригин, С.Г. Долгова, Е.Ю. Егорова, А.В. Карпенко, В.Г. Качалова, А.В. Куражов, А.С. Линников, Ю.П. Марданов, С.Н. Молчанов, Д.В. Никифоров, В.В. Петраков, В.И. Прозоров, А.Н. Романов, Е.З. Трошкин, Т.В. Трунаева, Р. Хирти, О.Н. Хлестов и др.
Проблемы уголовной ответственности, криминологические, уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты незаконного международного оборота культурных ценностей рассматривались (непосредственно или в рамках преступлений в сфере предпринимательской деятельности) А.В. Ашурковым, В.В. Братановым, Б.В. Волженкиным, А.В. Гайдашевым, В.А. Гусак, Е.В. Демянчук, В.А. Жбанковым, СЮ. Ивановой, Н.А. Лопашенко, А.А. Луговым, И.А. Мартыненко, В.П. Марущаком, Е.В. Медведевым, В.И. Михайловым, В.В. Мытаревым, В.Л. Нарышкиным, С.А. Овчинниковой, В.М. Первушиным, С.А. Придановым, А.П. Резваном, Л.Ф. Рогатых, И.А. Романовым, Т.Р. Сабитовым, А.С. Сенцовым, П.Н. Смоляковым, Ю.И. Сучковым, В.М. Сырых, М.В. Талан, А.В. Федоровым, Е.Б. Хабаровым, А.И. Чу-чаевым, СП. Щерба, И.В. Шишко, СП. Яковлевым и др.
Однако комплексные историко-правовые, уголовно-правовые и криминологические проблемы, а также вопросы международного права и срав-
нительного правоведения, относящиеся к контрабанде культурных ценностей, до сих пор специальному исследованию не подвергались. Настоящая работа является первой попыткой восполнения образовавшегося пробела в теории уголовного права и криминологии.
Цели и задачи исследования. Целями диссертационной работы являются углубленный анализ наиболее значимых историко-правовых, международно-правовых, уголовно-правовых, криминологических проблем И ПрОт блем сравнительного правоведения борьбы с незаконным международным оборотом культурных ценностей и на этой основе разработка научно обоснованных, социально приемлемых рекомендаций по совершенствованию уголовно-правовых и криминологических средств воздействия на данный вид преступности.
Указанные цели обусловили постановку и решение следующих задач:
- уяснение философской и культурологической сути понятия «куль
турные ценности», выявление признаков, выделение видов, установление их
нормативно-правового обозначения в международно-правовых актах и нор
мативных правовых актах государств-участников СНГ и на этой основе оп
ределение культурных ценностей как предмета контрабанды;
- историко-правовое исследование особенностей криминализации
незаконного международного оборота культурных ценностей, эволюции за
конодательства об уголовной ответственности за их незаконный вывоз из
страны и незаконного невозвращения предметов художественного, историче
ского и археологического достояния на территорию России;
сравнительно-правовое исследование особенностей правового регулирования уголовной ответственности за незаконный международный оборот культурных ценностей в Модельном уголовном кодексе для государств-участников СНГ, законодательстве государств-участников СНГ и ряда других стран;
анализ признаков составов контрабанды культурных ценностей и невозвращения на территорию Российской Федерации предметов художест-
венного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран;
выработка рекомендаций по применению уголовно-правовых норм об ответственности за контрабанду и незаконное невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран;
разработка предложений по совершенствованию норм об уголовной ответственности за незаконный международный оборот культурных ценностей;
определение состояния, структуры и динамики контрабанды культурных ценностей, выявление специфики причинности и детерминации контрабанды культурных ценностей, путей и методов повышения эффективности криминологического воздействия на данный вид преступности.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступают уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с незаконным международным оборотом культурных ценностей.
Предметом исследования являются:
нормы дореволюционного и советского законодательства об охране культурных ценностей;
уголовно-правовые нормы об ответственности за контрабанду культурных ценностей и незаконное невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран;
международно-правовые, конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые нормы и нормы иных отраслей российского права, регулирующие общественные отношения в сфере использования и охраны культурных ценностей;
нормы таможенного права, регламентирующие перемещение культурных ценностей через таможенную границу РФ, определяющие таможенный режим временного их вывоза за пределы территории России;
уголовно-правовые нормы об ответственности за контрабанду культурных ценностей и незаконное невозвращение их в страну, откуда были временно вывезены;
научные публикации по проблемам правового регулирования международного оборота культурных ценностей и борьбы с их контрабандой;
судебная практика по делам о контрабанде культурных ценностей;
статистические данные о состоянии, динамике и структуре данного вида преступности.
Методология и методика исследования. Методологической основой диссертационного исследования выступает диалектический метод познания. При анализе применялись частно-научные методы: исторический, логический, лингвистический, гносеологический, сравнительно-правовой, системно-структурный, конкретно социологический, статистический и др.
Теоретическая и правовая основы работы. Теоретическую базу диссертации составляют научные труды в области философии, культурологии, социологии, истории, общей теории права, международного.права, уголовного, гражданского, административного, таможенного права и криминологии.
Правовую основу работы образуют памятники русского права до 1917 г., советские законодательные акты, международно-правовые акты, законодательство зарубежных стран (государств-участников СНГ и ряда других стран дальнего зарубежья), Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Модельный уголовный кодекс для государств-участников СНГ, нормы гражданского, административного, таможенного и иных отраслей права.
Эмпирической базой диссертации являются: опубликованная судебная практика с 1961 г.; материалы уголовных дел, рассмотренных судами РФ с 1996 по 2004 гг., и Федеральной таможенной службы с 1995 по 2003 гг.; статистические данные о таможенной преступности за 1996—2004 гг.; публикации по рассматриваемой тематике за последние 30 лет. Учтен личный опыт работы в таможенных органах России.
Научная новизна исследования определяется тем, что это первая монографическая работа, специально посвященная уголовно-правовым и криминологическим проблемам борьбы с незаконным оборотом культурных ценностей, выполненная на базе нового уголовного, административного и таможенного законодательства РФ с учетом исторического, национального, зарубежного и международного опыта борьбы с незаконным международным оборотом указанных ценностей. На основе выполненного исследования сформулировано понятие культурных ценностей как предмета контрабанды, осуществлен анализ соответствующих составов преступлений, углублен и уточнен ряд теоретических положений, внесены предложения по совершенствованию уголовного законодательства и его применению в судебной и следственной практике, намечены меры по повышению эффективности криминологического воздействия на данный вид преступности, решен ряд других актуальных вопросов теории и практики.
На защиту выносятся следующие научные положения, выводы и рекомендации:
1. Культурные ценности - это опредмеченный результат общественного труда, носящий конкретно исторический характер, выполняющий соци-ально-интегративную функцию и функцию формирования личности, выступающий связующим звеном между различными эпохами и цивилизациями, признанный национальным или всеобщим ориентиром на протяжении многих поколений. Они характеризуются следующими признаками: а) будучи одним из видов ценностей и видов культуры, представляют собой результат человеческого труда (всеобщего труда); б) являются наилучшими образцами человеческой деятельности определенного культурно-исторического периода, показателем уровня развития человека и его культуры в различные исторические эпохи; в) в основе их бытия лежит принцип исторической преемственности; г) им присуща социально-интегративная функция, и они направлены на совершенствование личности; д) носят конкретный характер, что предполагает: во-первых, наличие индивидуальных предметов материального ми-
pa либо строго определенных и четко выраженных идей; во-вторых, конкретное содержание, отображающее достижения человека в какой-либо сфере его жизнедеятельности; в-третьих, конкретного автора (деятеля), чей внутренний мир, талант и мастерство воплотились в рассматриваемом феномене; е) указанный статус приобретают лишь по истечении достаточно продолжительного промежутка времени.
В международно-правовых актах и в национальном законодательстве, при всей их непоследовательности, можно выявить устоявшуюся тенденцию в классификации культурных ценностей на две категории: а) ценности публичного характера, представляющие интерес для общества в целом; этим ценностям присущ публично-правовой режим, они исключены из коммерческого оборота; б) ценности, находящиеся в коммерческом обороте.
Культурные ценности как предмет преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ, - это представляющий особую значимость для общества уникальный материальный продукт человеческого труда, запрещенный к вывозу из России или в отношении которого установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ.
В нормах дореволюционного законодательства об ответственности за контрабанду культурные ценности не выделялись в качестве самостоятельного предмета преступления. Однако теоретические разработки и выработка проекта нормативно-правового акта об охране древних памятников создали необходимую основу для криминализации рассматриваемого деяния в советском уголовном праве.
Становление и развитие норм об ответственности за контрабанду культурных ценностей следует рассматривать в рамках эволюции законодательства о борьбе с контрабандой вообще. Им присущи как общие черты (например, понятие и признаки деяния закреплялись в первую очередь в таможенном, а лишь затем в уголовном законодательстве), так и некоторые особенности, к числу которых применительно к рассматриваемому преступлению относятся поиски законодателем наиболее точного определения предме-
та посягательства («памятники искусства и старины», «предметы особого художественного и исторического значения», «предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран» и т.д.).
В советском законодательстве об ответственности за контрабанду, во-первых, обеспечивалась историческая преемственность в праве; во-вторых, во главу угла ставилась охрана внешнеэкономической деятельности государства (это объясняется государственной монополией на внешнюю торговлю), а защита культурных ценностей осуществлялась лишь попутно.
Сотрудничество государств в области борьбы с незаконным международным оборотом культурных ценностей характеризуется рядом моментов: во-первых, создается необходимая правовая база для этого (конвенции, соглашения, договоры); во-вторых, проводится работа по сближению национального законодательства с международно-правовыми актами; в-третьих, активизируется деятельность международных организаций и национальных служб по обмену информацией, необходимой для борьбы с контрабандой; в-четвертых, осуществляется правовая помощь по уголовным делам на многосторонней и двусторонней основе.
Непосредственным объектом контрабанды являются общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации. Такое определение объекта позволяет не только точно очертить круг общественных отношений, нарушаемых данным преступлением, но и определить механизм его совершения, способствуя правильной квалификации содеянного и отграничению контрабанды от сходных деяний, в частности от преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ. Кроме того, оно объясняет законодательное закрепление способов совершения контрабанды; по сути, все они предполагают нарушение порядка перемещения товаров через таможенную границу России (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, обманное использование документов или средств таможенной идентифика-
ции, недекларирование или недостоверное декларирование). Это обстоятельство подчеркивает взаимосвязь и взаимообусловленность признаков состава контрабанды.
В целях совершенствования законодательного описания способов контрабанды слова «сопряженное» (ч. 1 ст. 188 УК РФ), «сопряжено» (ч. 2 указанной статьи) следует исключить из текста закона.
Недекларирование как признак, характеризующий способ контрабанды культурных ценностей, имеет значение в двух случаях: а) при их перемещении через таможенную границу; б) в отношении международных почтовых отправлений. В остальных случаях таможенная территория не меняется, следовательно, декларирование (недекларированаие) не связано с международным оборотом ценностей.
Должностное лицо как субъект контрабанды несет ответственность по ч. 3 ст. 188 УК РФ лишь в том случае, если оно использовало служебное положение именно для незаконного перемещения культурных ценностей через таможенную границу России одним из указанных в законе способов. Это может выражаться в том, что должностное лицо: а) незаконно перемещает культурные ценности через таможенную границу государства; б) устраняет препятствия для их контрабандного ввоза или вывоза; в) облегчает совершение контрабанды данных предметов.
10. Квалифицирующие признаки, указанные в п. «б» и п. «в» ч. 3 ст.
188 УК РФ, необходимо изложить соответственно следующим образом:
«б) должностным лицом с использованием своих полномочий; в) применение насилия или угроза его применения в отношении лица, осуществляющего таможенный контроль».
11. Часть 3 ст. 188 УК РФ дополнить следующим пунктом:
«г) группой лиц по предварительному сговору».
12. Статью 190 УК РФ целесообразно изложить в такой редакции:
«Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федера
ции культурных ценностей
Умышленное невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации временно вывезенных за ее пределы культурных ценностей, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, -
наказывается...
Примечание. Лицо, после истечения установленных сроков добровольно независимо от мотивов возвратившее временно вывезенные культурные ценности на территорию Российской Федерации, освобождается от уголовной ответственности».
12. Особенности криминологической характеристики контрабанды
культурных ценностей заключаются в том, что данное преступление облада
ет повышенной общественной опасностью, совершается группой лиц по
предварительному сговору либо организованной группой лиц, имеет транс-
национальный характер, высокую латентность, повышенный спрос указан
ных ценностей за рубежом, провоцирует совершение таких преступлений,
как хищение предметов, имеющих особую ценность, убийство, взяточниче
ство, злоупотребление должностными полномочиями.
Структура незаконно вывозимых культурных ценностей и способ их перемещения обусловливает необходимость специализации сотрудников таможенных служб, осуществляющих соответствующий контроль за их перемещением.
13. В причинном комплексе контрабанды культурных ценностей су
щественное место занимают следующие факторы: неприкрытость Государст
венной границы РФ с сопредельными государствами; пробелы в организации
и состоянии таможенного контроля на таможенной границе РФ; противоре
чивость и пробельность законодательного регулирования международного
оборота культурных ценностей; отсутствие необходимого количества со
трудников таможенных органов, обладающих специальными познаниями в
данной сфере; недостаточное материально-техническое обеспечение подраз-
делений и служб, осуществляющих таможенный контроль; противодействие со стороны должностных лиц и др.
14. Комплексный характер причин контрабанды предполагает комплексный подход к организации противодействия данному виду преступлений. Среди мер борьбы с незаконным международным оборотом культурных ценностей в качестве основных необходимо выделить уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, оперативно-розыскные, материально-технические, управленческие и кадровые. Следует обратить особое внимание на необходимость вертикальной и горизонтальной гармонизации законодательства (вертикальная, или иерархическая предполагает определение места законодательства о культуре в системе законодательства России, согласование нормативных актов разных уровней, модификацию системы государственного управления в области культуры и охраны культурных ценностей; горизонтальная включает меры по согласованию норм различных отраслей права, регулирующих использование и сохранность культурных ценностей).
Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы определяются тем, что это первое монографическое исследование уголовно-правовых и криминологических проблем борьбы с незаконным международным оборотом культурных ценностей. Выводы и рекомендации, сделанные по его результатам, могут быть использованы в: а) дальнейшей теоретической разработке проблем уголовной ответственности за контрабанду культурных ценностей и вопросов ее криминологического предупреждения; б) совершенствовании российского уголовного законодательства, общих и специальных мер предупреждения незаконного международного оборота культурных ценностей; сближении уголовного, административного и таможенного законодательства сопредельных государств, что позволит повысить эффективность международного сотрудничества в борьбе с незаконным перемещением через таможенные границы культурных ценностей.
Практическая значимость работы обусловлена разработанными рекомендациями по применению уголовно-правовых норм, предусматривающих
ответственность за контрабанду культурных ценностей и незаконное невозвращение на территорию Российской Федерации временно вывезенных предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, определением критериев, позволяющих разграничивать эти преступления. Отдельные положения диссертации могут быть учтены при подготовке соответствующих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ.
Материалы диссертации целесообразно использовать в учебном процессе по уголовному праву и криминологии, при подготовке и переподготовке судей, прокурорско-следственных работников, адвокатов и сотрудников таможенных органов.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре уголовного права и криминологии Ульяновского государственного университета, где проводилось ее рецензирование и обсуждение.
Основные положения диссертации опубликованы в монографии и научных статьях общим объемом более 14 п.л.
Структура работы обусловлена целями и задачами диссертационного исследования и состоит из введения, четырех глав, объединяющих 14 параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов, судебной практики и литературы, приложений.