Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические аспекты взаимосвязи самоидентификации и коммуникативного поведения 9
1.1. Подходы к изучению идентичности в рамках социальной идентификации 9
1.1.1.Теория социальной идентичности 15
1.1.2.Трактовка понятия идентификация в российской науке 18
1.2. Национальная и этническая идентичности 22
1.3. Понятие «самоидентификация» 28
1.4. Коммуникативное поведение в национальной культуре 34
1.5. Модели коммуникации и единица коммуникативного поведения 40
1.6. Отличительные особенности коммуникативного и речевого поведения48
1.7. Методика анализа средств самоидентификации в коммуникативном поведении 52
Выводы к главе I 57
Глава II. Самоидентификация граждан США в их современном коммуникативном поведении 60
2.1. Концепт identity в американской лингвокультуре как отражение двойственной природы человека 60
2.2. Национальная идентичность и ценности американского общества 71
2.3. Лексические единицы, отражающие содержание ценностей американского общества 81
2.4. Ключевые ценности и коммуникативный стиль американцев 103
2.5. Фразеологические единицы, отражающие содержание средств самоидентификации 120
2.6. Невербальное выражение самоидентификации американцев 125
2.7. Верификация средств самоидентификации граждан США в их современном коммуникативном поведении 130
2.7.1. Средства самоидентификации в эссе школьников 131
2.7.2. Средства самоидентификации, представленные в популярных фильмах 138
2.7.3. Средства самоидентификации, представленные в известных сериалах 146
2.8.Коммуникативный стандарт американцев 158
Выводы к главе II 163
Заключение 165
Библиография 170
Приложения 193
- Подходы к изучению идентичности в рамках социальной идентификации
- Национальная и этническая идентичности
- Концепт identity в американской лингвокультуре как отражение двойственной природы человека
- Национальная идентичность и ценности американского общества
Введение к работе
Диссертационное исследование выполнено в русле работ лингвокультурологического направления. Объектом изучения в данной диссертационной работе является самоидентификация в коммуникативном поведении, предметом исследования – средства самоидентификации в современном коммуникативном поведении граждан США.
Актуальность избранной темы опреде ляется следующим: 1 ) описание коммуникативного поведения, его отдельных аспектов и параметров является одним из ведущих направлений современной науки о языке, при этом самоидентификация участников общения в лингвистике освещена недостаточно; 2) самоидентификация личности в мультикультурном сообществе требует изучения как для понимания условий и механизмов коммуникации, так и для оптимизации межкультурного общения; 3) изучение самоидентификации в коммуникативном поведении граждан США дает возможность глубже понять ценностную картину мира современного постиндустриального общества.
В данном исследовании мы выдвигаем следующую гипотезу: самоидентификация проявляется в коммуникативном поведении личности, представляет собой сложное образование, детерминируется определенными ценностями данной культуры и обозначается с помощью определенных коммуникативных средств.
Цель работы состоит в выявлении и описании средств самоидентификации американцев в современном коммуникативном поведении граждан США.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) определить лингвистически релевантные признаки самоидентификации личности;
2) установить параметры описания са моидентификации личности в ее коммуникативном поведении;
3) выявить ценности, обусловливающие самоидентификацию личности в лингвокультуре США;
4) охарактеризовать коммуникативные средства такой самоидентификации.
Материалом исследования послужили данные сплошной выборки из американских толковых, фразеологических и синонимических словарей, паремиологических справочников, тексты ведущих американских газет (общим объемом около 9000 фрагментов), эссе американских школьников на конкурс “Being an American 2009” (90 работ); скрипты 15 фильмов, имеющих самые большие кассовые сборы в США за последние 5 лет, и эпизодов из сериалов Friends – «Друзья» (2000-2004) и Heroes – «Герои» (2006-2007), а также результаты анкетирования американских информантов (258 человек). В качестве единицы исследования рассматривался текстовый фрагмент, содержащий языковое выражение ценностей, которые обусловливают самоидентификацию человека в лингвокультуре США.
Для решения поставленных в диссертации задач использовались следующие методы и методики: общенаучное понятийное моделирование, интроспективный, компонентный и интерпретативный анализ, элементы количественного анализа, а также разработанная нами методика выявления средств самоидентификации на основе лингвистических показателей и построения ядерно-периферической структуры ценностей американской нации.
Научная новизна работы состоит в характеристике феномена самоидентификации в коммуникативном поведении с помощью лингвистического анализа и выявлении коммуникативного стандарта в самоидентификации американцев на основе применения данной методики. В нашей стране исследования по этой проблеме проводились до революции 1917 г., в советское время понятие идентичности встречалось в науке довольно редко, работы в данном направлении были в полной мере возобновлены только в девяностых годах двадцатого века, но проводились, прежде всего, с позиций философии, социологии и психологии. В настоящем исследован ии средст ва самоидентификации впервые изучены с позиций лингвистики, что позволило уточнить накопленные ранее сведения.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в развитие лингвокультурологии: на основе лингвистического анализа взаимовлияния ценностей американского общества выявляется степень их значимости в самоидентификации американцев в их коммуникативном поведении. Предложена методика выявления языковых средств самоидентификации в коммуникативном поведении, которая может найти применение в исследованиях взаимовлияния ценностей в других коммуникативных культурах.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в лекционных курсах по теории и практике межкультурной коммуникации, теории перевода, лингвострановедению, спецкурсах по лингвокультурологии.
Теоретической основой работы послужили следующие положения, доказанные в лингвистической литературе:
Язык и культура взаимосвязаны и взаимообусловлены, коммуникативное поведение имеет лингвокультурную специфику (В. фон Гумбольдт, Э. Сепир, Б. Уорф, Н.Д. Арутюнова, А. Вежбицкая, В.А. Маслова, Ю.С. Степанов, В.Н. Телия, С.Г. Тер-Минасова).
Национально-специфические характеристики ментальности, отражаемые в языке, могут быть объективно установлены с помощью специальных методов лингвистического анализа (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, В.В. Красных, И.А. Стернин).
Закрепленные в языке ценности являются доминантами культуры (С.Г.Воркачев, В.И. Карасик, Н.А. Красавский, О.А. Леонтович, М.В.Пименова, Ю.Е. Прохоров, Г.Г. Слышкин).
Идентичность имеет иерархическую структуру, обусловлена ценностями культуры и проявляется в моделях коммуникативного поведения (Дж.
Болдуин, Дж. Келли, Ч. Кули, Дж. Г. Мид, Г. Теджфел, Дж. Тернер и Р. Браун, Э. Эриксон).
На защиту выносятся следующие положения:
Самоид ентификация – это процесс ос ознанного и неосознанного приобщения личности к моделям поведения и ценностям общества, а также выработка ею собственных моделей поведения при взаимодействии с социумом, что находит языковые способы выражения. Самоидентификация личности обладает двойственной природой, включая две взаимосвязанные составляющие - личностную и социальную.
Модель лингвистического описания самоидентификации личности в коммуникативном поведении включает следующие параметры: ценности общества, признаки социального статуса человека, признаки коммуникативной ситуации, невербальные символы нации.
Количество взаимосвязей между ценностями общества, выявленных лингвистическими методами, определяет частотность их упоминаний в коммуникативном поведении американцев. Чем больше количество взаимосвязей между ценностями и частотность их упоминаний, тем более значимое место они занимают в системе ценностей и коммуникативном поведении американцев.
Коммуникативный стандарт самоидентификации американцев на современном этапе включает ядерные ценности свобода, индивидуализм и независимость, уверенность, прямота, честность и упорство, содержание которых раскрывается в толкованиях средств самоидентификации с наибольшим количеством взаимосвязей.
Апробация работы. Основное содержание работы докладывалось на научных конференциях «Межкультурная коммуникация: концепты и модели поведения» (Астрахань, 2007), «Языковой аспект интеграции и самоидентификации в современном мире» (Москва, 2010), «Язык и общество в зеркале культуры » (Астрахань, 2010), на ежегодны х научных конференциях Астраханского государственного университета (Астрахань, 2007–2010) и на научных семинарах кафедры английской филологии Астраханского государственного университета. По теме диссертации опубликовано 7 работ объемом 2,8 п.л. Материалы исследования также прошли апробацию в рамках проектов при обучении в астраханском филиале американского университета Clark University: проект «Влияние ценностей американцев на популярность кинопродукта, дисциплина «Стратегии и методы исследования» (“Research Methods and Strategies”); проект “Client Development in Japan: Elcolab, Inc” – «Формирование клиентской базы в Японии: компания Elcolab, Inc» (конфликт ценностей американской и японской культур и его решение в процессе ведения переговоров), дисциплина «Межкультурная коммуникация» (“Intercultural Communication”).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, посвященных рассмотрению феномена самоидентификации и ее проявлению в коммуникативном поведении американцев на современном этапе, заключения и библиографии. Работа включает приложения, в которых содержатся образцы анкет для информантов, перечень популярных фильмов и сериалов.
Подходы к изучению идентичности в рамках социальной идентификации
Личность является продуктом изменяющейся природы отношений между людьми. Человек социален, ему достаточно сложно существовать вне общества, но, чтобы полноценно жить в нем, он должен освоить его нормы, ценности и законы. Через самоидентификацию определяется отношение человека к самому себе и обществу, с представителями которого он контактирует. В процессе социализации человек познает нормы и ценности своей культуры, что влияет на его дальнейшую социокультурную самоидентификацию. Исследование проблем самоидентификации и идентификации начинается с изучения взаимодействия человека и общества, человека и отдельных социальных групп. Личностные и общественные ценности – основа взаимодействия людей в развитом обществе.
Исследования социальной идентичности в настоящее время ведутся на стыке социологии, лингвистики и психологии, для анализа привлекается и х методологический аппарат и терминология. Современной тенденцией исследований в области идентичности является поиск интегративных компонентов когнитивной системы, играющих роль регуляторов поведения и мышления в соответствующих условиях. Это можно выразить иллюстративно в следующей формуле: «Я знаю, кто я и какое место занимаю в социальной структуре, поэтому я могу действовать и думать соответствующим образом» [Иванова, Конева 2003:40]. В последнее время наблюдаются стремление изучить мобилизационный потенциал идентификации, большое внимание уделяется национальной и этнической идентификации.
Началом глубоких исследований проблемы социальной идентичности считаются пятидесятые годы прошлого века. Сам термин «идентичность» появляется в работах Э. Эриксона и Э. Фромма (первая половина двадцатого века), хотя еще в конце девятнадцатого века профессор Гарварда У. Джеймс занимался разработкой концепции осмысления личностью своей самотождественности, отмечая, что личность осознает себя в двух плоскостях: в личностной плоскости, в которой человек ощущает самотождественность, и в социальной, в которой присутствует многообразие социальных Я личности. Эти две плоскости и формируют целостное Я личности [цит. по: Иванова, Конева 2003:6]. У. Джеймс указывает на двойственную природу самоидентификации: социальная идентичность способствует сохранению личностью самоуважения и целостности своего Я.
Необходимо уточнить, что У. Джеймс проводил свои исследования в демократической стране, где свобода выбора человека не ограничивалась государством, поэтому он отводит более значимую роль личной составляющей идентичности. Э. Фромм также занимался проблемой социальной идентичности, но его исследования касались стран, где существовал тоталитарный режим. Э. Фромм отмечает, что идентичность означает чувство принадлежности к какой-то целостной структуре, осознание человеком того, что он является частью этой структуры и занимает в ней определенное, бесспорное положение. Идентичность помогает человеку реализовать основную потребность и найти свою социальную нишу, что позволит ему избежать наихудшего страдания - полного одиночества и сомнений [Фромм 1990:34-35]. Несмотря на различия в исходных позициях, выводы этих исследователей показывают, что именно окружающая обстановка, социальная среда влияют на самоидентификацию, определяя поведение, позицию человека на протяжении его жизни.
В своих работах З. Фрейд затрагивает проблему взаимосвязи личностной и социальной самоидентификации человека: механизм идентификации человека определяет связь личностей в социальной группе. Он отмечает множественность идентификации: каждый индивид — это составная часть многочисленных масс, множественным образом связанных. Таким образом, каждый индивид обладает частицей многочисленных душ масс, души своей расы, своего круга, своего вероисповедания, гражданского состояния и т.п. и, преодолевая их, может подняться до некоторого уровня независимости и оригинальности» [Фрейд 1990:199].
В течение двадцатого века проблемы идентичности и идентификации рассматривались учеными на основе феноменалистического, гуманистического, психоаналитического подходов, в рамках символического интеракционализма, бихевиоризма, конструкционизма и теории социальной идентичности (ТСИ). При описании этих подходов мы пользуемся терминами, которые употребляют авторы, хотя не всегда разделяем их точку зрения. В их работах понятия идентичности и идентификации чередуются как близкие или совпадающие по смысловому наполнению, в то время как «идентичность – результат, ставшее, отстаивание и защита себя, идентификация – приспособление, процесс постоянного выбора, принятие норм, традиций, установок» [Заковоротная 2004, http://www.i-u.ru/biblio/archive/sakovorotnaja_id/].
В основе феноменалистического и гуманистического подходов [Дж. Брунер, Б. А. Гудман, К. Роджерс и др.] лежит восприятие индивидом ситуации и его поведение в ус ловия х данной ситуации [Брунер 1977, Роджерс 1994]. Главная идея этих подходов – человек не может изменить реальность, он способен только выбирать и формировать свое поведение в процессе коммуникации, исходя из социальной ситуации. Учитывая значимость ситуации при выборе действия человеком, мы используем параметр признаки коммуникативной ситуации для описания самоидентификации американцев в их коммуникативном поведении. Под параметрами мы понимаем комплекс экстралингвистических и лингвистических критериев, с помощью которых человек определяет свое место в обществе.
Национальная и этническая идентичности
Человек отождествляет себя как с малой социальной группой, так и этническим сообществом, нацией. Он принимает нормы и ценности общества при взаимодействии с ним. На уровне отождествления с этносом значение приобретает этническая идентичность, на уровне отождествления с нацией – национальная.
Этническая и территориальная идентичность входят как компоненты в национальную идентичность. Этническая идентичность проявляется в том, что человек имеет глубинную привязанность к своей этнической общности, порой осознанно не ощущая ее, это связь на уровне генотипа и фенотипа человека.
Этническая идентичность изучается в рамках инструменталистского направления, конструктивизма, примордиализма (подход к определению этноса и этничности, стремящийся найти объективную основу существования этноса) и с позиции психологической науки.
В рамках инструменталистского направления [Дж. Дэвис, Г.Г.Дилигенский, А.Коэн и др.], возникшего в семидесятые годы двадцатого века, этническая идентичность рассматривалась как средство достижения групповых интересов. Формирование этнической общности и становление этнической идентичности связано с критической социальной ситуацией, которая требует мобилизации усилий нескольких групп людей, что впоследствии может привести к образованию из них этноса [Садохин 2000:86].
Этническая идентичность с позиции конструктивистского подхода [Ф. Барт, В.А. Тишков и др.] формируется в процессе поиска этносом отличительных особенностей своей самоидентификации от идентификации других этносов. Данный подход получил широкое распространение в Австралии, Канаде, США, где коренное население находится в меньшинстве.
Примордиалисты [Пьер Ван ден Берг, Л.Н Гумилев и др.] представляют этническую идентичность как «консервативную силу», которая сохраняет и реализует этнические особенности предшествующих поколений, конструктивисты же видят в этничности «творческую силу», которая постоянно воспроизводит себя [Винер 1998:19-20].
Таким образом, в изучении этнической идентичности эти ученые делают акцент на влиянии внешних факторах (к примеру, социальной ситуации). По их мнению, именно они формируют этническую идентичность и заставляют человека действовать по обстоятельствам, а не проявлять инициативу. Мы полагаем, что не только внешняя среда формирует этническую идентичность, сам человек способен осознанно участвовать в этом процессе.
С позиции психологии ядром этнической идентификации является самоидентификация личности, которая есть результат влияния этнических элементов на человека. Наблюдаются два процесса: изначальное влияние этноса на становление личности и последующее влияние личности на этнос, которое проявляется как в намерении сохранить его этническую самобытность, так и в желании внести свои изменения. Желание вносить изменения может быть продиктовано влиянием другого этноса на личность. Таким образом, этническая самоидентификация - это осознанное отождествление субъектом самого себя с определенной этнической общностью, осознание своей этнической принадлежности к ней по ряду характерных признаков. Истоки этнической самоидентификации находятся в прошлом (исторические корни и исторические судьбы своего народа, символы культуры, традиции, обычаи, язык, религия, территория).
Термин этническое самосознание фигурирует в исследованиях этничности наряду с понятием этнической идентичности. Впервые в мировой науке термин этническое самосознание – отнесение человеком самого себя к определенной этнической общности – использовал П.И. Кушнер [Кушнер 1949:3-9]. По мнению Ю.В. Бромлея, в этническое самосознание личности входит этнообъединяющая символика: культура, язык, значимые события прошлого [Бромлей 1983 :69]. Понятие этнического самосоз нания шире, чем понятие этнической идентичности, так как в него входят, помимо этнической, другие типы идентичности: культурологическая, языковая, религиозная. В основе же этнической идентичности лежат ценности, которые осознанно и бессознательно передаются из поколения в поколение. В этнической идентичности значение имеет, помимо психологической (внебиологической), биологическая сторона этнической общности. Природные условия, в которых формируется этническая общность, также оказывают влияние на определение ценностей общности и отдельного ее члена. Этническое самосознание ограничивает намерения, решения, действия человека только сознательной сферой.
Разделяя взгляд, что понятие «этническое самосознание» шире, чем «этническая идентичность», мы включаем языковую идентичность в этническую как один из ее составных элементов. Язык – один из каналов передачи ценностей этноса из поколения в поколение, а также то, что отличает один этнос от другого. Важно, что ценности этноса формируют этническую идентичность отдельного его представителя.
Этническая идентичность пересекается с понятием территориальной идентичности. При формировании территориальной идентичности принципиальное значение имеет историческая зрелость или устойчивость политико-административных границ, определяемая их давностью и длительностью существования. Территориальная идентичность проявляется в системе ценностей и норм поведения жителей региона. Человек отождествляет себя с территориальной общностью на основании ценностей, норм, существующих на данной территории, и опыта, которые он воспринял и категоризировал, чтобы использовать в социальных ситуациях, возникающих на данной территории. Б. Андерсон выделяет два канала формирования социально-территориальной идентичности:
Концепт identity в американской лингвокультуре как отражение двойственной природы человека
При анализе концепта identity, который лежит в основе феномена самоидентификации, нами на лингвистическом уровне показана его двойственная природа: существует психологическая неоднородность в поведении человека как представителя группы и как индивида. Личностная и социальная составляющие самоидентификации взаимосвязаны, и эта связь проявляется при взаимодействии человека с другими представителями общества. Мы ставим цель выявить в концепте identity два центра: уподобление группе и выделение уникальности с помощью лингвистического анализа.
Лингвокультурный концепт, вслед за В.И. Карасиком, мы рассматриваем как многомерное смысловое образование, в котором выделяется ценностный, образный и понятийные компоненты [Карасик 2004:109]. Характеристики концептов включают также комплексность бытования, условность и размытость, изменчивость, ограниченность сознанием носителя, полиапеллируемость, многомерность, методологическую открытость и поликлассифицируемость [Карасик, Слышкин 2005:13].
Исследуемый концепт объективирован в английском языке лексемой identity. По данным этимологического словаря, лексема впервые фиксируется в 1570 году, когда слово перешло в английский из французского языка, в который оно попало из латинского языка и первоначально звучало как identiatem (nom. identitas), что означало «похожесть, сходство», в противоположность diversity – «разнообразие», «вариативность» [Skeat 1963:286]. Достаточно долгое время ее употребление было ограничено. Начиная со второй половины XX века, появляется множество сочетаний с лексемой «identity» и ее производными, например, identity crisis («личностный кризис, поиск самого себя») - 1954, identity theft в 1995 [OED].
Identity имеет латинский корень idem (то же самое) и обозначает структуру вещей, которые остаются теми же самыми, сохраняют свою «сущность» при всех трансформациях. Identity также обозначает и единичное бытие личности, ее действия, опыт, желания, мечты и воспоминания, или «самость» (self).
Мы анализируем дефиниции слова по современным американским толковым словарям [AHDEL, CDAE, EWEDNA, MWOD, WNWCD] с целью раскрытия понятия identity именно в американской культуре нашего времени. Стержневое определение ценности взято из словаря Ca mbridge Dictionary o f American English [CDAE], так как именно в этом словаре кратко представлены дефиниции, наиболее близкие к пониманию ценностей американцами. В CDAE identity определяется как who a person is, or the qualities of a person or group that make them different from others – «кто есть человек, или качества человека или группы, которые отличают их от других». В данном определении подчеркивается семантический центр – «уникальность человека или группы». Это важно в связи с тем, что индивидуализм является значимой ценностью для американцев, изначально они будут искать, что отличает их от остальных представителей общества, а только потом определять то общее, что объединяет. Дополнительно мы выделяем следующие компоненты:
1. Sameness of essential or generic character in different instances; sameness in all that constitutes the objective reality of a thing – «Схожесть общих характеристик в различных случаях; схожесть во всем том, что составляет объективную реальность вещи» [MWOD];
2. The set of behavioral or personal characteristics by which an individual is recognizable as a member of a group – «Набор поведенческих и личностных характеристик, посредством которых личность рассматривается как член группы» [AHDEL];
3. Essential self: the set of characteristics that somebody recognizes as belonging uniquely to himself or herself and constituting his or her individual personality for life – «Неотъемлемое я: набор характеристик, которые человек считает принадлежащими только ему, и которые составляют его индивидуальность» [EWEDNA].
На основе анализа дефиниций identity в словарях нами была составлена таблица, в которой отмечены смыслы уподобления и уникальности, фиксируемые в определениях identity (Таблица №1).
Национальная идентичность и ценности американского общества
Американская идентичность является наиболее показательным примером «психологической идентичности», о которой писал Г. Лебон. «Плавильный тигель народов», как было принято называть США, предусматривает приоритет национальной идентичности (e pluribus unum – целостности нации) над прочими лояльностями, что являлось ключом к американской идентичности; этнические и культурные различия стирались, создавая однородное Americaneity . Этот приоритет до недавних пор, как отмечает С. Хантингтон, являлся неотъемлемой характеристикой стиля жизни Америки ( American way of life ). Однако сегодня в США набирают силу дезинтеграционные процессы (большое влияние оказывает латиноамериканская культура), ставящие под сомнение сам факт дальнейшего существования феномена единой американской идентичности. Америка сейчас находится на переломе.
При рассмотрении американской национальной идентичности стоит обратить внимание на следующие ключевые тезисы, выделенные С. Хантингтоном в книге «Кто мы?: Вызовы национальной американской идентичности»: - американцы считают свою национальную идентичность главенствующей, пока их стране угрожает опасность как изнутри, так и снаружи, когда угроза ослабевает, на смену приходят субнациональные, двунациональные и транснациональные идентичности; - на протяжении всей истории американцы определяли свою идентичность через понятия раса, этнос, идеология, культура, в настоящее время первые два понятия утратили свою значимость; - с точки зрения американцев, их страна – мультиэтническое и мультинародное общество; - стержень американской национальной идентичности – англо протестанская культура. В настоящее время под влиянием волны иммиграции меняются религиозные ценности американской нации, сохранявшиеся столетиями [Хантингтон 2004:219].
Элементами американской идентичности в восемнадцатом-девятнадцатом веках были белый цвет кожи, британские корни, протестантизм и независимость. К семидесятым годам двадцатого столетия американская идентичность стала определяться через культуру и веру. В девяностых годах двадцатого века, достаточно спокойное время для США, американцы подчеркивали, в первую очередь, свою этническую, субнациональную, гендерную идентичность; национальная идентичность уступает место транснациональной и космополитической идентичности. Люди старались найти для себя какие-то новые ценности, выделиться на фоне остальных, объединить вокруг себя небольшую группу тех, кто разделяет их идеалы и позиции. Ситуация изменилась 11 сентября 2001, эти трагические для всего американского народа события объединили их, национальная идентичность вновь встала на первое место. Флаг – символ национальной идентичности – виднелся повсюд у. Он стал сим волом единого и драматического осознания американцами своей национальной идентичности.
На протяжении истории существования США было несколько типажей американской идентичности, их описания позволяют увидеть процесс формирования национальной идентичности американцев. Описания семи типажей взяты с сайта IdentityIndependence.com, последний типаж предложен нами.
1. Пуританин – первая модель идентичности, она сформировалась как протест против всеобъемлющего влияния Англиканской церкви. Пуритан отличали строгие моральные устои и вера в Бога.
2. Революционер – модель сложилась в период войны за Независимость США. Появились следующие характеристики идентичности американцев: личностная свобода, уверенность в демократичности политической системы.
3. Представитель Запада – человек с духом первооткрывателя, сильный и смелый; тот, кто отправляется на запад США в поисках приключений; тот, чьи стремления двигают всё человечество по пути прогресса.
4. Южане и Северяне – в этот период преобладала региональная идентичность, существовала разделение американцев на жителей Юга и Севера.
5. Изобретатель и промышленник – люди, которые достигли высокого положения в обществе и заработали значительный капитал сами, своим трудом и знаниями.
6. Человек, о тстаивающий гражданские с вободы – модель появилась в 6 0-е годы ХХ века как ответ на дискриминацию прав афроамериканцев. Часть населения США не желала отождествлять себя с обществом, которое принижает права афроамериканцев.
7. Патриот – человек, отстаивающий права и свободы, осознающий значимость личностной свободы и демократической политической системы [IdentityIndependence.com].
8. Гражданин США – человек, чья самоидентификация формируется под воздействием средств массовой информации, значимость для него имеет не только национальная и этническая идентичность, но и социальная.
Основой американской иден тичности можно считать культуру первых переселенцев, ее приняли многие поколения иммигрантов, именно эта культура породила «американское кредо». Данный термин был введен Гуннаром Мюрдалем в 1944 [Gunnar Myrdal, 1962:3], когда верх брали движения за этническую обособленность оно оставалось единственной детерминантой американской идентичности.
Как утверждает С. Хантингтон, ключевыми элементами американской идентичности, по данным социологов, являются этнический, расовый, культурный и политический, а также категория WASP («белый англосаксонский протестант). По его мнению, американская национальная идентичность наше время зависит от следующих тенденций: - исчезновение этнического компонента как источника идентичности белых американцев; - уменьшение расовых противоречий (расовый элемент идентичности по прежнему значим, но утрачивает свое значение); - повышение влияния испаноязычной общины (испанский язык претендует на право считаться национальным языком США); - космополитическая идентификация элиты и традиционная национальная идентичность простых американцев (космополитичность элиты проявляется в поддержке законов, которые расширяют права других народов, прибывающих в США, поддержке национальных меньшинств). [Хантингтон 2004:218-220]
А. Шлезингер, как и С. Хантингтон, относит к основным факторам, влияющим на национальную американскую идентичность, стремление афроамериканцев добиться расширения своих гражданских прав, рост эмиграции из Азии и Мексики, влияние ислама [цит. по: Arthur 1991 / 1992:64]. В двадцать первом веке сущность и значимость американской национальной идентичности определяется уязвимостью США перед внешней угрозой.