Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Н. П. Крымова Порто, Иван Борисович

Творчество Н. П. Крымова
<
Творчество Н. П. Крымова Творчество Н. П. Крымова Творчество Н. П. Крымова Творчество Н. П. Крымова Творчество Н. П. Крымова Творчество Н. П. Крымова Творчество Н. П. Крымова Творчество Н. П. Крымова Творчество Н. П. Крымова Творчество Н. П. Крымова Творчество Н. П. Крымова Творчество Н. П. Крымова
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Порто, Иван Борисович. Творчество Н. П. Крымова : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.00.- Москва, 1979

Введение к работе

Данная работа посвящена творчеству Николая Петровича Крымова, одного из выдающихся мастеров русского и советского пейзажа. Художник прожил долгую жизнь /1884-1958/ и более полувека посвятил искусству. Талант Крымова отличался многогранностью. Наряду с живописью он занимался графикой, театральной Декорацией. Но наиболее полно дарование художника проявилось в пейзажной живописи. Его произведения открыли новые грани в истолковании и понимании образа природы, на них лежит печать самобытности художника и своеобразия эпохи, в которой он жил и работал. Кроме обширного художественного наследия, Крымовым оставлено большое число теоретических трудов, в которых сформулирован ряд интереснейших положений, связанных с живописной практикой, с теорией тона. Широко известна и педагогическая деятельность КрымоЕа, воспитавшего целую плеяду учеников.

Начало творческого пути Крымова совпало со сложным периодом развития русской художественной культуры начала XX века. Молодой художник чутко впитывал ростки новых живописных веяний, смело экспериментировал, стремясь найти свой путь в искусстве. Ко времени свершения Великой Октябрьской Социалистической революции Крымов пришел сформировавшимся и признанным мастером. Он органично соединил в своем творчестве классические традиции пейзажной ЖИЕОПИСИ С новейшими достижениями искусства XX века и на их основе создал новый тип пейзажа-картины, в которой реальные впечатления автора переплавляются в обобщенный художественный образ.

Еще при жизни художника его произведения заняли достойное место Е экспозициях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, в собраниях ведущих художественных музеев и картинных галерей страны. Сегодня они составляют золотой фонд русского и советского изобразительного искусства. Творческие достижения Крымова были высоко оценены государством. В 1942 году он был удостоен почетного звания Заслуженный деятель искусств РСФСР, а в 1949 году - избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1945 году он был награжден орденом Трудового Красного знамени, а еще через два года получил звание Народного художника РСФСР.

Искусство Крымова всегда привлекало внимание критиков и художников, оно вызывало живой интерес, одновременно порождая дискуссии и споры. Результатом изучения его наследия явилось значительное количество статей, заметок, книг, опубликованных в разные годы. Отдельными изданиями были изданы две монографий о художнике: одна из них С.В.Разумовской "Н.П.Крымов", небольшая по объему /около 1,5 п.л./ вышла в 1952 году Е серии "Массовая библиотека по искусству", другая - более обширное исследование М.А.Климовой - в 1958 году. В I960 году был издан сборник "Крымов художник и педагог", в котором собраны статьи Крымова об искусстве, а также воспоминания о нем друзей и учеников. Названные издания до настоящего времени остаются единственно полными источниками характеристики творчества Крымова. Авторы этих монографий были лично знакомы с художником, неоднократно встречались с ним в процессе написания рукопи 3. сей, поэтому их работы представляют особый интерес, так как содержат живой документальный материал и воспоминания Крымова. При всей ценности этих публикаций они, однако, не могут дать исчерпывающего представления о творческом пути мастера, тем более, что эти работы в основном были посвящены послереволюционному периоду его деятельности, анализу теоретических положений о тональной живописи, особенно занимавшей Крымова в последние годы жизни. Ранний период упоминается в них лишь вскользь, как время сложных поисков и становления творческого пути. Однако, содержащиеся в них замечания, касающиеся контактов Крымова с импрессионизмом и его связей с объединениями "Мир искусства" и "Голубая роза" не всегда точны и не достаточно аргументированы. А между тем лишь последовательный и глубокий анализ раннего этапа становления творчества художника, позволяет верно представить всю эволюцию его искусства. Руководствуясь этим, автор настоящей работы в небольшой монографии "Н.П. Крымов", изданной в 1974 году, уделил особое внимание раннему периоду творчества художника, попытался проанализировать его взаимоотношения с разными художественными группировками начала XX века. В ней нашли отражение те вопросы, которые были впервые сформулированы им в статье "Ранние произведения Крымова". Основным источником характеристики творчества Крымова в предреволюционные годы остается критическая литература первых двух десятилетий XX века. Следует отметить, что она невелика по объему и не всегда объективно представляет эволюцию художника. Впервые имя Крымова появляется в печати еще

4. в 1905 году в статье Н.Тароватого по случаю открытия ХХУП выставки учеников Училища живописи, ваяния и зодчества. Среди наиболее значительных исследований необходимо выделить статью. П.братова "Пейзаж в русской живописи 1900-1910 гг". 5 В этой работе автор обстоятельно характеризует развитие основных тенденций и проблем в пейзажной живописи начала XX века. По глубине и серьезности затронутых вопросов статья заслуживает пристального внимания. В конце обзора главных направлений пейзажа, Муратов останавливается на рассмотрении творчества двух молодых, по его мнению, наиболее талантливых художников К.Богаевского и Н. Крымова. Он особо отмечает их стремление к созданию пейзажа-картины, которое выгодно отличается на фоне безудержного господства этюда.

Несколько позднее в журнале "Аполлон" была опубликована статья Муратова "Н.П.Крымов", более подробно разбирающая творчество художника за период до 1910 года. П.ІУІуратов был первым критиком, который распознал талант молодого Крымова, обратил внимание на своеобразие его художественного мышления, на тонкий колористический строй его живописи, на тяготение начинающего живописца к законченным пейзажным формам. В названной статье автор внимательно прослеживает становление Крымова как художника от ранних еще "интуитивных" ученических пейзажей к зрелым композициям 1910 года. В ней Муратов впервые определил место художника среди его современников, дав тонкий анализ его произведений, как правило точно рскрывающий суть крымовской живописи, хотя и имеющий порой оттенок субъективизма.

Другой работой, в которой также значительный раздел посвящен творчеству Крымова, была статья Н.Лунина "Три художника /последние произведения Крымова/", Б журнале "Аполлон" " Здесь творчество Крымова рассматривается уже как одно из ведущих явлений пейзажной живописи середины 1910-х годов. Крымов в очерке Пунина предстает как зрелый сформировавшийся мастер, признанный участник всех крупнейших выставок. Пунин правильно отмечает интерес художника к классическим основам пейзажной живописи, и вместе с тем усматривает в его произведениях взаимосвязь с новейшими достижениями русской живописи. Справедлива и оценка Крымова как продолжателя традиций композиционного пейзажа, восходящих к творчеству А.И.Куинджи.

Параллельно с этими исследованиями, наиболее полно характеризующими начало творческого пути Крымова, существует большое количество заметок, отдельных упоминаний о его произведениях, показанных на различных выставках. Они, как правило, помещались в хрониках художественных журналов. В них в самой общей форме дается характеристика творческого метода Крымова, обращается внимание на его увлеченность проблемой картины в пейзаже.

После открытия в 1922 году первой персональной выставки художника в журнале "Жизнь" была помещена небольшая статья Б.Шапошникова - "Выставка картин Н.Крымова".0/ Она не претендовала на полноту характеристики его искусства, но вместе с тем кратко и точно определила общий характер творчества мастера, интимный и лирический строй его произведений, их своеобразную замкнутость в себе, требующую от зрителя большого внимания и сосредоточенного проникновения в пейзажный образ, Вместе с тем автор статьи выделяет три основных этапа эволюции мастера, называя их, на первый взгляд, несколько условно: "бледный", "острый", "сочный" периоды. Но при внимательном анализе произведений убеждаешься в том, что в самых общих чертах эти определения достаточно верно характеризуют пластический и образный строй работ Крымова на различных этапах его эволюции. Одновременно в своей статье Шапошников высказывает убеждение, что в творчестве Крымова наметились новые черты, связанные с дальнейшим развитием его художественных принципов.

В советское время в общих трудах, посвященных становлению и развитию советского изобразительного-искусства, творчество художника получает объективную оценку, включаясь в общую линию истории пейзажной живописи. Утверждаются принципы его реалистического метода, анализируется преемственная связь с традициями русской пейзажной живописи конца XIX века, и в частности с творчеством й.Левитана.

В 1920-х - начале 1930-х годов имя Крымова часто встречается в периодической печати. Главным образом его произведения упоминаются в связи с многочисленными выставками, в которых художник принимал участие, но все эти сведения очень кратки и носят скорее информационный характер. Из публикаций этого времени статья Н.Машковцева "Живопись Н.П.Крымова" наиболее полно и уже на новом этапе развития советского искусствознания характеризует творчество художника. Анализируя в ОСНОЕНОМ деятельность Крымова 1930-х годов, автор делает экскурс и к истокам его творчества. Он последователь 7. но и обоснованно характеризует черты метода Крымова раннего периода, отличие его от импрессионистических принципов, тонко подмечает близость с опытами А.Куинджи в поисках эффекта света и передаче пространства. Но главное, раскрывав творческое своеобразие художника, автор определяет его место в общей эволюции советской пейзажной живописи.

Среди общих работ значительный раздел посвящен творчеству Крымова в многотомной "Истории русского и советского искусства". 10 А.А.Федоров-Давыдов в книге "Советский пейзаж" рассматривая основные тенденции развития пейзажной живописи, выделяет фигуру Крымова как одного из ведущих мастеров жанра, создавшего в этой области свое глубоко индивидуальное направление.

Весьма знаменательно появление Б 1965 году в журнале "Искусство" статьи й.Сапего "Чувство или логика, посвященной преимущественно теоретическим взглядам Крымова, которые рассматриваются автором в тесной связи с живописной практикой художника. Поднимая интересную проблему рационального и эмоционального в картинах КрымоЕа, Сапего обращается к его дореволюционному периоду, правильно находя уже там истоки этих творческих проблем. Причем в то время они еще не были связаны с тональными основами построения пейзажа. Это было в некотором смысле противоречие между формальным стремлением к картине на основае декоративных принципов и очень непосредственный! и искренним впечатлением от натуры. В последующие годы эта двойственность вылилась во взаимодействии между точностью, основанной на рациональной системе тональных отношений цвета в пейзаже и непосредственным личным восприятием натуры. 

В последнее десятилетие особенно возрос интерес к творчеству Крымова. Этому способствовала организация в 196 году его посмертной персональной Еыставки в залах Академии художеств СССР, которая еще раз подчеркнула роль этого большого мастера в общей эволюции пейзажной живописи, дала возможность проследить сложный процесс становления его искусства и представить фигуру художника в сравнении с другими мастерами, определившими развитие этого жанра в послереволюционные годы. Одновременно эта выставка обратила внимание исследователей и художников на ранний период развития творчества художника, до этого мало известного. Закономерность обращения к искусству начала XX века, как к источнику возникновения многих важных явлений советского изобразительного искусства, к проблемам современного пейзажа, как к одному из перспективных жанров современности, побудила ряд исследователей, в том числе и А.А.Федорова-Давыдова, заново пересмотреть творческое наследие Крымова дореволюционного времени, определить его место в ряду важнейших направлений пей-зажного жанра начала нынешнего столетия. хо/

Сравнительно недавно в 1974 году в сборнике научных статей Саратовского государственного художественного музея им.А.Н.Радищева была опубликована интересная статья А.Симоновой "Ранние произведения Н.П.,Крымова", в которой дан обстоятельный анализ становления его творчества. В 1977 году этим же автором была опубликована статья "Ранний графический, рисунок в творчестве Н.П.Крымова".

Подобный интерес к раннему периоду искусства КрымоЕа, по нашему мнению, не только не случаен, но даже закономерен.

Изучение этого периода обогащает наше представление о творческом пути художника, открывая новые грани его искусства и давая возможность шире представить его роль в общем процессе развития пейзажной живописи. Если раньше творчество Крымова привлекало исследователей в основном вкладом в развитие теории тональной живописи, то теперь намечается более углубленный интерес к самой практике его искусства, вскрывающей все многообразие творческих ПОИСКОЕ художника.

Задача данной работы - последовательно проследить сложный, порой противоречивый, более чем полувековой творческий путь этого большого мастера пейзажной живописи, сыгравшего важную роль в становлении советской художественной культуры, замечательного педагога и теоретика, творчество которого продолжает оказывать несомненное влияние на современный процесс развития изобразительного искусства.

Важнейшим условием осуществления поставленной задачи мы считаем систематизацию всего творческого наследия художника и составление возможно полного каталога его произведений. В процессе этой работы было выяснено, что многие живописные произведения, находящиеся в отдаленных музеях страны и в частных коллекциях выпали из поля зрения предшествующих исследователей, а именно они, подчас дают возможность по-иному представить эволюцию мастера в разные периоды.

Большое внимание мы стремились уделить также классификации и изучению рисунков Крымова. В монографиях и статьях о его творчестве эта важнейшая сфера искусства мастера почти не освещалась. В музеях и галереях страны хранится очень незначительная часть его графического наследия. Но, к счас 10. тью, большое количество рисунков Крымова уцелело. Они сохранились у его учеников и ранее никогда не были опубликовать/ ны. 1D/ Зтот, главным образом, рабочий, вспомогательный материал художника представляет большой интерес для изучения общей картины его эволюции и метода работы над отдельными произведениями. Часть рисунков помогает уточнить датировку картин, внося существенные коррективы в устоявшиеся представления о творческом развитии мастера.

К сожалению, сохранилось очень мало документов и архивных материалов, связанных с жизнью и деятельностью Крымова. Личный архив художника, переданный его родственниками в ЦГАЛИ, невелик, далеко не полон и содержит случайно уцелевшие документы, фотографии с произведений и небольшое число эскизов. Все эти материалы не вносят принципиально новых сведений о его жизни и творчестве. В архивных документах других художников хо/ имя Крымова упоминается лишь в переписке и знакомство с ней, как правило, также дает мало нового. Интересные материалы находятся в отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи I9 . Среди них хранится очень важный документ - рукописный каталог первой персональной выставки художника в залах галереи в 1922 году - единственный документ дающий представление о характере этой экспозиции.

Но, несмотря на малочисленность архивных источников, мы все же стремились возможно полнее воссоздать картину жизни и творчества этого большого мастера. Удалось разыскать его записные книжки ученического периода, дающие довольно яркую картину интересов и увлечений молодого художника в период

II. его творческого становления. Ли/ Большую помощь в работе оказали родственники художника, особенно его племянница А. Л.Лидова, сообщившая много интересных сведений о жизни Крымова, начиная с юношеской поры. Ученики художника по Изотехникуму им.1905 года, его друзья и товарищи по совместной работе и жизни в Тарусе - С.П.Викторов, Ф.П.Глебов, Н.Г.Домогацкий, П.Н.Малышев, П.Н.Крылов, М.В.Куприянов, Н.А.Соколов, Н.К.Соломин сообщили ценные сведения о методе преподования Крымова, сохранили воспоминания о его отношении ко многим явлениям искусства и отдельным мастерам.

Все эти материалы, собранные вместе помогли воссоздать жазненный и творческий путь Николая Петровича Крымова ж мы выражаем глубокую признательность всем его близким и друзьям за помощь в работе.