Введение к работе
Актуальность темы. Ход современного политического развития России свидетельствует о необходимости корректировки как; экономических, так и общественных отношений. В развитии общественных отношений особое место принадлежит творческой интеллигенции страны, потому что искусство наиболее активно воздействует на личность, обладает огромной силой в формировании общественного сознания. В этой связи изучение высшего художественного образования^ как основного пути формирования советской художественной
интеллигенции в 1920 - 30-е гг., как её "предыстории", приобретает особую актуальность. Именно в то время в вузах искусства были подготовлены молодые кадры артистов, музыкантов, художников, которые надолго определили в последующем облик советского искусства.
Актуальность разработки проблем политики подготовки художественных кадров подтверждается вниманием широкого круга учёных к теме специфики связей культуры с политикой и вытекающей из неё проблеме качественных сдвигов в культурном развитии советского общества. Сегодня- много говорится о деидеологизации и деполитизации искусства. В то же время состояние современной художественной культуры - неразвитость художественного сознания и вкуса, крайняя узость художественных запросов публики, тор-
В данной диссертации рассматривается изобразительное, музыкальное, театральное и кинообразование.
Согласно тезису известного историка культуры В.Т.Ермакова, раскрытие указанной'темы-относится больше не к истории, а к "предыстории" художественной интеллигенции. - См.: Ермаков В.Т. Исторический опыт культурной революции в СССР: Методология, история, историография: Автореф. дис... д.и.н. -М.,1987.
жество массовой культуры, - говорят о снижении качества художественной жизни. Изучение исторического опыта прошлого, анализ достижений и недостатков советской культурной политики позволяют глубже понять причины духовно-нравственных деформаций, присущих современному обществу.
О необходимости дальнейшего более глубокого изучения проблемы свидетельствует анализ состояния её научной разработки.
Степень научной разработки проблемы. В историографии советской культуры неоднократно подчёркивался факт значительного отставания в исследованиях по проблеме становления художественной интеллигенции, по сравнению с другими профессиональными группами интеллигенции /научной, инженерно-технической, педагогической/ . В историографическом исследовании, специально посвященном данной проблеме, отмечается: "... обращает на себя внимание недостаточная изученность таких путей формирования социалистической.художественной интеллигенции как строительство высшей художественной школы и подготовка в ней специалистов".
Изучение политики подготовки художественных кадров в высшей школе началось одновременно с разработкой и практическим осуществлением этой политики в 1920-30-е гг. Первыми авторами публикаций стали партийные деятели и работники Народного Комиссариата по просвещению /НКДУ РСФСР, а также руководители и преподаватели
См.: Зак Л.М. История изучения советской культуры. - М.,1981. - С.155; Главацкий М.Е. Историография формирования интеллигенции в СССР. - Свердловск,1987. - С.105.
См.: Бахирева О.Н. Руководство Коммунистической партии формированием советской художественной интеллигенции в период строительства социализма. I9I7-I937. /Историография/. Автореф. дис. ... к.и.н. - М.,1988. - C.I7.
вузов искусства . Характер этих статей, обзоров, брошюр в значительной степени был определён практическими задачами, вставшими перед государственными органами при подготовке художественных кадров. Перед авторами данных публикаций не стояла задача научного анализа происходящих событий. Но главная ценность этих работ состоит в насыщенности ярким фактическим материалом, а также в их целевой направленности - попытке донести до масс директивные указания партии и правительства.
В исторической литературе конца 1930-х - первой половины 1950-х гг. проблема подготовки кадров художественной интеллигенции специально не изучалась. Некоторые характеристики /численность, партийность и др./ профессорско-преподавательского состава художественных вузов были введены в научный оборот в статис-тическом исследовании А.Я.Синецкого . Этот труд не утратил своей ценности и до сих пор, поскольку официальная статистика по высшему художественному образованию 1920-30-х гг. практически отсутствует.
Новый этап в изучении проблем формирования художественной интеллигенции начался со второй половины 1950-х гг. Интерес советских историков к проблемам интеллигенции был вызван общим интересом к вопросам культурной революции в СССР и объясняется ожяв-
'См.: Луначарский А.В. Чем должен быть высший институт искусств. //Вестник народного просвещения Союза коммун Северной области. - 1918. № I. - С.23-29; Ярославский Е. Нужен ли художественный рабфак? //Комсомольская правда. - 1928. І2 декабря; Брюсова Н.Я Вопросы профессионального музыкального образования. - М.,1929; ПшибышевскиЙ Б.С. Основные вопросы подготовки художественных кадров. - М., 1930.
См.: Синецкий А.Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы СССР. - М.,1950.
4 лением исторической науки после XX съезда КПСС, расширением доступа исследователей к архивным материалам и источникам. В опубли-
т кованном в это время ряде крупных работ были сделаны важные теоретические обобщения по истории советской культуры. Для изучаемой
2 темы особое значение имеет исследование В.Т.Ермакова , поскольку
в нём содержится глубокий анализ проблем формирования советской художественной культуры, влияния "левизны" на культурное строительство в послереволюционный период.
Б 1960-70-е гг. изучение истории советской интеллигенции становится одним из ведущих направлений в исследовательской прак-тика советских обществоведов. В созданных в это время очерках были раскрыты общие пути становления всех профессиональных групп интеллигенции: использование и "перевоспитание" старой, сформировавшейся до Октябрьской революции 1917 г. интеллигенции; выдвижение на руководящую работу передовых рабочих и крестьян, подготовка новых специалистов в высшей школе. Исследователи показали, что партийное руководство было одним из основных условий решения проблем формирования советской интеллигенции, не акцентируя внимание на отрицательных сторонах этого процесса.
Наиболее полно вопрос о формировании художественной интелли-
См.: Ким М.П. Коммунистическая партия - организатор культурной революций в СССР. - М.,1955; Он же. 40 лет советской культуры. - М.,1957; Кольцов А.В. Культурное строительство в РСФСР в годы первой пятилетки. - М.,1960; Кабанов П.И. История культурной революции в СССР. - М.,1971 и др.
См.: Ермаков В.Т. Исторический опыт культурной революции в СССР. - М.,1968.
См.: Советская интеллигенция. История формирования и роста. I9I7-I965. - М.,1968; КПСС во главе культурной революции в СССР. - М.,1972; Советская интеллигенция. Краткий очерк истории /I917-1975/. - М.,1977.
генцяи рассмотрен в трудах С.А.Федгакина . В них проанализированы политические позиции художественной интеллигенции накануне и в период революции, раскрыты основные направления деятельности коммунистической партии я советского государства по привлечению художественной интеллигенции к социалистическому строительству, т.е. дан анализ "первого" пути, по которому шло формирование советской художественной интеллигенции. Однако, подготовка художественных специалистов в высших учебных заведениях специальным предметом исследований С.А.Федюкина не являлась. Тем не менее, важное' значение имеет его характеристика качественной стороны всей системы высшего образования 1930-х гг. С.А.Федюкин впервые
сделал вывод о том, что высшая школа в этот период на всегда
?
могла выпускать полноценные кадры специалистов .
В 1960-80-е гг. была начата систематическая разработка вопросов создания и функционирования системы высшего образования. Этой проблеме был посвящен ряд специальных обобщающих тру-дов , в которых наиболее полно получили отражение вопросы университетского образования, подготовка инженерно-технических кад-
См.: Федокян С.А. Советская власть и буржуазные специалисты.
- М.,1965; Художественная интеллигенция в первые годы Советс
кой власти. //История СССР. - 1969, № I. - С.8-26 и др.
См.: Он же. Некоторые особенности формирования советской интеллигенции в 1930-е гг. //Духовный потенциал СССР накануне Великой Отечественной войны: из истории советской культуры." І9І7-І94Г. Сб.статей. - М.,1985. - С.76..
См.: Чуткерашвяля Е.В. Развитие высшего образования в СССР.
- М.,1961; Украинцев В.В. КПСС - организатор революционного
преобразования высшей школы. - М.,1963; Высшая школа; СССР за
50 лет /I9I7-I967/. - М.,1963; Чанбарисов Ш.Х. Формирование
советской университетской системы /I9I7-I938/. - Уфа,1973;
Катунцева Н.М. Опыт СССР по подготовке интеллигенции из рабо
чих и крестьян. - М.,1977 и др.
рив, возникновение и развитие рабочих факультетов. Поскольку авторы данных трудов не ставили своей целью специальное изучение подготовки художественных кадров в выешей школе, постановка данного вопроса в этих работах носит общий характер и рассматривается как составная часть развития высшего образования. Несколі ко подробнее /в основном количественные характеристики и социал] ный состав студенчества/ вопросы высшего художественного образования освещаются в монографиях по истории высшей школы 1920-х годов .
В этот же период впервые появились специальные исторически* и искусствоведческие исследования отдельных аспектов проблемы подготовки художественных кадров в высшей школе. Наиболее изучеі ным из видов художественного образования оказалось изобразитель-ное, а хронологически - первые годы Советской власти . Среди работ, посвященных развитию высшей художественной школы во второй
См.:Сафразьян Н.Л. Борьба КПСС за строительство советской высшей школы /І92І-І927/. - М.,1977; Купайгородская А.П. Высшая школа Ленинграда в первые годы Советской власти /І9І7-І925/.
- Л. ,1984.
См.: Адаскяна Н.Л. Из истории художественного образования в СССР. ВХУТЕМАС. 1920-1926./Автореф. дис. ... к.искусств.н. -М 1975; Тетюшева С.А. Деятельность Коммунистической партии по формированию художественной интеллигенции в восстановительный период. І92І-І925./Автореф. дис. ... к.и.н. -М. ,1977; Надьяр-ных Ф.Ф. В.И.Ленин и высшая художественная школа первых послеоктябрьских лет //Промышленное искусство. Сб. статей. - М., 1982. - С.1-49; Ананьина Г.В. Политика партии по привлечению старой художественной интеллигенции к строительству высшей художественной школы в первые годы Советской власти. - М. ,1985; Костин В.И. Живописный факультет ВХУТЙЛАСа //Среди художников.
- М.,1986. - С.98-123.
7 половине 1920-х - 30-е гг.1 следует выделить диссертацию М.Иоси-фовой . Это первое исследование, в котором на широком архивном материале рассматривается подготовка кадров во всех вузах искусства - изобразительных, театральных, музыкальных.
Ценный справочно-информационный материал содержится в особой группе литературы, посвященной истории отдельных художественных вузов . Это, в основном, историко-искусствоведческие очерки, выходившие в свет к юбилейным датам. Они содержат некоторый фактический материал об организационном устройстве, методах преподавания, общественно-политической жизни вузов и позволяют конкретизировать политику в сфере высшего художественного образования.
Таким образом, в период 1960-х - первой половины 1980-х гг.
' См.: Лебедев Н.А. Кинообразование в СССР. Доклад на Всесоюзном совещании искусствоведов //Вопросы киноискусства. - 1962. Вып. 6. - С.191-224; Кочедамов В.И. 0 подготовке архитекторов в Институте им.И.Е.Репина //Труды института им. Репина. Серия "Архитектура". Вып.1. - С.3-13. - Л.,1970; Агамирзян Г.И. Из истории советского театрального образования. І9І7-І94І./Автореф.
, дис. ... к.искусств.н. -Л.,1974; Надьярных Ф., Соколов Ю. ВХУ-ТШАС-МАРХИ: связь времён, развитие традиций //Архитектура СССР. - 1980, № 12. - С.21-28.
См.: Иосифова М. Партийное руководство подготовкой кадров художественной интеллигенции в Ленинграде в годы первой пятилетки./Автореф. дис. ... к.и.н. - Л.,1969.
1 См.: Загурский Б.И. Краткий очерк истории Ленинградской консерватории. - Л. ,1933; Кремлёв Ю.А. Ленинградская государственная' консерватория. 1862-1937. - М.,1938; 100 лет Ленинградской консерватории: исторический очерк. - Л.,1962; Беккер И.И., Бродский И.А., Исаков С.К. Академия Художеств: исторический очерк. - Л. ,М.,1940; Всесоюзный институт кинематографии. 1919-1969. - М.,1970 и др.
8 произошёл определённый сдвиг в изучении проблем политики подготовки художественных кадров - она выделилась в самостоятельное направление исследований историков культуры. Перечисленные выше труды создали базу для более глубокого и детального изучения этой проблемы. В связи с тем, что основные усилия историков были направлены на изучение организационно-политической работы партийных органов, наиболее освещенными оказались следующие аспекты проблемы: реорганизация системы художественного образования, проводившаяся в первые годы Советской власти; изменения в социальном составе студенчества;политическая работа среди преподавателей и учащихся. При этом, основные направления перестройки учебного процесса однозначно трактовались как совершенствование системы подготовки художественных кадров; студенчество рассматривалось, в основном, в качестве пассивного объекта, на который была насправлена воспитательная деятельность партийно-комсомольских организаций. Что касается вопроса о привлечении старой художественной интеллигенции к преподаванию в высшей школе, то его рассмотрение заканчивается периодом первых лет Советской власти. Вне поля зрения исследователей остаются позиции и оценки профессорско-преподавательских кадров, даваемые имя реформе художественной школы и своему месту и роли в ней во второй половине 1920-х - 30-е гг. В результате, широкое участие студентов и преподавателей в различных сферах внутривузовской жизни, учебная и общественно-политическая атмосфера вузов во всём её многообразии и противоречиях, не получила должного освещения в литературе. Совершенно неизученным оказался целый этап в подготовке художественных кадров, связанный с "дискуссией о формализме" 1936 года. Существенный вклад в изучение качественной стороны высшего образования внесло коллективное исследование по истории совете-
9 кой культуры . В нём указывается на недостатки и перегибы партийной политики в сфере высшей школы, поднимается вопрос о сравнительно низком уровне новых кадров интеллигенции, подготовленных в вузах. Кроме того, впервые в такого рода обобщающем труде отводится значительное место вопросу высшего художественного образования.
Качественно новый этап в развитии исторической науки начался со второй половины 1980-х гг. Выработка новой исторической концепции развития советского общества способствовала осмыслению
проблем формирования интеллигенции в 1920-30-е годы. В ясследо-о
вании В.Т.Ермакова даётся методологический, исторический и историографический аспект проблем культурной революции, в т.ч. системы и принципов подготовки кадров, а также развития советской художественной культуры. Важное значение для исследуемой темы имел выход нескольких работ, посвященных истории советской культуры и интеллигенции . В них впервые принципиально поставлен вопрос об изменении партийно-государственной политики по отношению к интеллигенции на рубеже 1920/30-х годов, о последствиях "спецеедства", которое было спровоцировано'этой политикой.
В поиске новых подходов к изучению проблем политики подготовки художественных кадров в высшей школе оказали значительную
См.: Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры /І9І7-І927/. - М.,1985.
См.: Ермаков В.Т. Исторический опыт культурной революции в СССР: Методология, история, историография. /Автореф. дис. д.и.н. - М.,1987.
См.: Советская культура в реконструктивный период. І928-І94І. - М.,1988; Культурная революция и духовный прогресс //Историки спорят. - М.,1989. - С.335-380; Куманёв В.А. 30-е і оды в судьбах отечественной интеллигенции /Очерки/. - М.,1991; Беловя Т. Культура и власть. - М., 1991 и др.
помощь недавно вышедшие в свет статьи, сборники и монографические исследования по истории советского искусства и художествен-
ной культуры . Для них характерен новый взгляд в оценке метода "социалистического реализма", "формализма" и "натурализма" в советском искусстве 1930-х годов. А это является ценным ориентиром для понимания явлений, происходивших в учебном процессе художественных вузов. Однако, непосредственно по изучаемой проблеме в конце 1980-х - начале 1990-х годов новых работ не появилось.
Анализ исторической и искусствоведческой литературы позволяет сделать вывод о том, что до сих пор история партийно-государственной политики подготовки кадров в вузах искусства /изобразительных, музыкальных, театральных и кинематографических/ в 1920-30-е гг. так и не стала предметом специального изучения.
Актуальность и научная значимость проблемы, её недостаточная разработанность определили цель и задачи исследования.
. Цель и задачи исследования. Цель данного исследования состоит в том, чтобы с учётом современного уровня изучения проблемы проанализировать разработку и осуществление партийно-государственной политики подготовки художественных кадров в высшей школе в 1920-30-е гг. Необходимо рассмотреть подготовку художественных кадров через взаимодействие её основных составляющих - пар-
См.: Азов А.В. 0 художественной жизни в СССР в I9I7-I932 гг. - Ярославль,1989. - Деп. № 39098 в ИНИОН РАН; Чижова Л.М. Театр и время /Из опыта партийного руководства развитием советского театра в середине 20-30-х гг./. - М.,1989; Искусство и искусствознание на пути преодоления мифов и стереотипов. - М.,1990; Пути и перепутья: Материалы и исследования по советскому искусству 1920-30-х годов /АХ СССР, НИИ теории и истории изобразительных искусств/. - М.,1991; Шахназарова Н. История советской музыки как эстетико-идеологический парадокс //Музыкальная академия. - 1992, » 4. - С. 71-74 и др.
центральных органов коммунистической партии, посвященные вопросам подготовки кадров. В ГА РФ и РГАЛИ изучены материалы, характеризующие деятельность государственных органов, в подчинении которых находились художественные вузы: в ГА РФ - Народный Комиссариат по просвещению РСФСР /ф.2306// в РГАЛИ - Главяскусство я Сектор искусства и литературы Наркомпроса РСФСР /ф.645/, Главное управление учебных заведений Всесоюзного комитета по делам искусств при СКН СССР /ф.962/, Управление учебных заведений Комитета по делам кинематографии при СНК СССР /ф.24.56/. Важным дополнением к'материалам фондов руководящих органов являются документы самих учебных заведений, хранящихся в РГАЛИ - Московской государственной консерватории /ф.658/, Государственного института театрального искусства /ф.650/, Московского государственного художественного института /ф.2459/, Всесоюзного государственного института кинематографии /ф.2900/, Высших художественно-технических мастерских /ф.681/.
Вторая группа источников представлена опубликованными документальными материалами центральных органов партии и государства по вопросам образования и культурного строительства .
Третья группа источников - материалы периодической печати. Журналы "Искусство", "Советский театр", "Бригада художников" и др. содержат помимо статей теоретического плана об искусстве и обзоры о работе художественных вузов. Журнал "Художественное об-
См.: Задачи агитации, пропаганды и культурного строительства. Материалы агитпропсовещания при ЦК ВКП/б/. - М-Л. ,1928; Директивы ЦК ВКД/б/ и постановления Советского правительства о народном образовании за І9І7-І947 гг. - М-Л.,1947; Высшая школа. Основные постановления, приказы и инструкции. - М.,1948; Из истории советского музыкального образования. Сб. документов и материалов. - Л.,1969 и др.
14 разование" - орган Сектора искусств Наркомпроса - непосредственно освещает ход реформы художественного образования в начале 1930-х годов, итоги обследования художественных вузов органами ШШ и НК РКИ, возникновение рабочих факультетов и результаты производственной практики студентов. Обстановку внутривузовской жизни проясняют материалы периодических изданий самих вузов -. "Музыкальное образование" /журнал Московской государственной консерватории в 1926-30 гг./, газета "За социалистический реализм!" /орган партийного комитета Всероссийской Академии художеств в 1930-е гг./.
Четвёртая группа источников представлена опубликованными документами личного происхождения. Это выступления, письма, дневники, воспоминания известных художников, музыкантов, деятелей театра - занимавшихся также педагогической деятельностью в художественных вузах я их учеников . Эти материалы содержат очень важную информацию, не отложившуюся в архивных делах и ранее недоступную для исследователя. Например, интересный фактический материал содержится в письме профессора В.А.Фаворского в дирекцию московского художественного института в 1938 году, хранящем-ся в семье художника и впервые опубликованном в 1991 году .
См.: Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография. - М.,1937; Бродский И.И. Мой творческий путь. - М-Л.,1940; Ленинградская консерватория в воспоминаниях. - Л.,1962; Воспоминания о Московской консерватории. - М.,1966; Мария Вениаминовна Юдина. Статьи. Воспоминания. Материалы. - М.,1978; Нейгауз Г. Размышления, воспоминания, дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. - М.,1983; Леонид Сергеевич Вивьен. - Л.,1988; Миль-штейнЯ.И.: Статьи, воспоминания, материалы. -М. ,1990; В.А.Фаворский. Воспоминания о художнике. - М.,1990 и др.
' См.: В.А.Фаворский. Воспоминания современников. Письма художника. Стенограммы выступлений. - М.,1991.
Дополнительной источниковой базой послужили материалы статистических справочников и отчётов , содержащие большой цифровой латериал. Однако, имеющиеся опубликованные данные официальной зтатястякя по художественному образованию / я шире ~ по "отряду" кудожественной интеллигенции/ явно недостаточны, кроме того, они часто приводятся совместно с цифровым материалом по просвещению и здравоохранению.
Новизна исследования состоит в том, что его объектом является малоизученная проблема - партийно-государственная политика по формированию кадров художественной интеллигенции в высших учебных заведениях Россия в 1920-30-е годы. Автор стремится к объективности в изучении проблем политики подготовки художественных кадров и рассматривает её комплексно, раскрывая различные аспекты этого противоречивого и сложного процесса. В диссертации впервые воссоздаются и анализируются конкретно-исторические процессы, происходившие в вузах искусства во второй половине 1930-х годов - в период развёртывания "дискуссии о формализме". Автором впервые использован ряд новых архивных я других источников, что расширяет рамки дальнейшего углублённого изучения проблемы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные положения позволяют получить более полное представление о системе подготовке кадров в РСФСР в Т920-30-а годы. Материалы диссертации могут быть использованы при изучении и написании истории советской художественной и культурной политики в контексте исследования проблем общественной и духовной жизни
См.: Народное образование в РСФСР за 1923-24 гг. - М.,1925; Подготовка кадров в СССР. I9I7-I93I. - М.,1933; Культурное строительство СССР в 1935 г. - М.,1936; Культурное строительство СССР. - М-Л.,1940 и др.
Г6 России. Результаты исследования могут быть учтены при определении основных путей совершенствования современной политики в области художественного образования.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории естественных факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова. Основные положения обсуждались на научном семинаре аспирантов, на проблемной группе кафедры, на Совещании научных руководителей кафедры. Отдельные положения нашли отражение в публикациях автора.
Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.