Введение к работе
Актуальность темы. Отношения Русской православной церкви с государством вообще и Советским государством в частности всегда составляли и состав-литот наиболее важную и интересную страницу се истории. Особую актуальность эта проблема приобрела в свете современного положения РПЦ. Крах коммунистического режима не привел и не мог автоматически привести к установлению подлинно правовых церховно-государственных взаимоотношений: для этого требуется определенная политическая и религиозная эволюция общества, а также объективная оценка предшествующего опыта.
Современное положение Русской православной церкви - многолетний раскол, нерешенность внутренних проблем, отсутствие позитивных сдвигов во взаимоотношениях с государством, излишняя политизация - демонстрируют достаточно серьезный кризис как самой РПЦ, и, в частности, московской патриархии, так и кризис взаимоотношений церкви с государством. Преодоление его возможно, в тон числе, при условии беспристрастного изучения одного из самых сложных и драматических периодов истории Русской православной церкви - 20-30-х годов XX века. Положение РПЦ в этот период ярко продемонстрировало как все ее накопившиеся проблемы, так и последствия попыток их разрешения. Именно в это время сформировался механизм управления и сложилась иерархия учреждений, ведающих церковно-релнгиозной политикой. Кроме того, пострсволюциоппый период существования Русской православной церкви был отмечен целой серией расколов, что, в известной степени, определило основные направлення партийной и государственной политики в отношении церкви, религиозных обществ и верующих. Анализ всей совокупности факторов, влиявших в 1920-1930-е годы как на позицию церкви, так и на политику государства, позволяет наметить пути выхода из существующего кризиса РПЦ, обеспечив подлинно правовые ее отношения с государством.
О необходимости более глубокого изучения проблемы свидетельствует и анализ се научной разработки.
Степень научной разработки проблемы. В обширной историографии, посвященной проблемам религии и церкви в СССР, а также сугубо внутрицерковным вопросам, период 1920-1930-х годов получил достаточно полное, но несколько одностороннее отображение. Как в исследованиях советских авторов, так и в рабо-
2 тах, изданных за рубежом, эта тема рассматривается с определенных идеологических позиций. Поэтому для характеристики историографии проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и Советского государства в 1920-1930-е годы требуется проблемно-хронологический подход.
Некоторые вопросы истории Русской православной церкви, критика ее идеологии, а также проблема взаимоотношений Советского государства и РПЦ всегда привлекали внимание советских исследователей. Давая характеристику этому комплексу работ, необходимо отметить сборники партийных документов, которые создавали идеологическую основу политики большевистской партии и Советского государства по отношению к религии и церхви, а также, зачастую, подменяли источннковую базу исследований. Сюда же относятся произведения В. И. Ленина и других партийных н государственных деятелей, касающиеся теории и практики строительства церковно-государственных взаимоотношений.1 Большое внимание этим вопроса уделял журнал "Революция и церковь". В порядке дискуссий в нем иногда печатались интересные статьи, исследующие эту проблему как в историческом разрезе, так и в условиях 1920-1930-х годов. Прежде всего можно отметить статьи консультанта VIII отдела Народного Комиссариата юстиции /НКЮ/ П.В. Гидулянова. Его работы, посвященные правовому статусу церкви в Советском государстве остались, пожалуй, единственным примером научного подхода к проблеме.2 Качественную сторону многочисленных статей, появляющихся в периодической печати 1920-1930-х годов /особенно печати "антирелигиозной"/, можно оценить весьма невысоко. В большинстве случаев они носилн явно пропагандистский характер и недвусмысленно отражали партийные установки по отношению к религии и церкви, исключая, таким образом саму
-
Мысли В.И.Ленина о религии/АЗб. под ред. А.В.Луначарского.- М.,1934; Луначарский А.В, Почему нельзя верить в бога: Избранные атеистические произведения.-М.: Наука,1965; Красиков ПА. Избранные атеистические произведения.-М.; Мысль, 1 970; О религии и церкви: Сб . высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и советского госу-дарства.-2-е изд.-М.:Политиздат, 1981; Б.И.Ленин об атеизме, религии и церкви: Сб. произведений, писем и др. материалов.- М., 1986.
-
Гидулянов П.Г. К вопросу о необходимости существования а системе государственного управления СССР высшего центрального учреждения по делам культовДРелигия и церковь. -1923.-№1-3.-С. 29-34
возможность дискуссии по этой проблеме. ! В 1920 - 1930-е годы начинают появляться первые достаточно серьезные исторические исследования, которые, не будучи лишены идеологических штампов, все же представляли собой попытку осмысления фактов и накопленного опыта. В сфере государственно-церковных взаимоотношений можно выделить несколько наиболее важных тем, которые рассматривались историографией исследуемого периода - раскрытие "антинародной" деятельности духовенства в первые годы Советской власти2 ,а также, в этой связи, освещение политики партии в области религии и церкви 3 и антирелигиозной работы среди различных слоев населення - особенно молодежи/ Тема обновленческого раскола также не могла не обращать внимания авторов 1920-1930-х годов Характерно, что этого вопроса касались как сами священнослужители, относящиеся и к обновленческому и к "тихоновскому" лагерю,5 так и деятели партии, которые оценивали данное церковно-обществеинос явление лишь с точки зрения контрреволюционности, присущей любой церкви.6
Ко второй половине 1920 -х годов стали появляться работы, оценивающие юзЕмоотношения церкви с Советской властью и правовое подсюшше церкви в СССР.1
1. Линдеман А. Борьба с религией в Советском Озгаэе//Антирелигиозник. -1 926. -№ 11.-
С. 16-1 9 ; Ярославский Ем . Реакционная деятельность духовенства и антирелигиозная пропа-
ганда//Азггирелигиозник.-1926.-№ 5.-С.61-64,
. 2. Парнищев А- С. Церковная контрреволюция и гражданская война.-М.-П., 1930; Кан-
дидов Б.П. Меньшевики и поповщина в борьбе против Октябрьской революции.-М.-Л.,1931: он же. Голод 1921 года и церковь.-М., 1932.
-
Ярославский Ем. Религия и ВКГО5/.-М.,1926: Бухарин Н.И. Реконструктивный период и борьба с религией.-М.,1929; Крайнюк 3. Закрепить и развить /что решил XVI съезд ВКП/б/ о борьбе с реакцинным влиянием религии/.-М.,1931; Ярославский Ем. Коммунизм и религия.-М.,1936.
-
Клибанов А. Комсомол на фронте безбожия. Как вести комсомолу антирелигиозную пропаганду.-М. ,1929; Смолин Л. Какмы работаем среди молодежи.-М., 1931.
-
Введенский А. За что лишили сана бывшего патриарха Тихона.-М, 1923; Адамов Д. Политическое обоснование церковного обновленчества.-Воронеж,1925; Рукин Б. О современном положении Русской православной патриаршей церкви.-М., 1927.
-
Брихничев И. Патриарх Тихон и его церюзвь.-М.1923; Бонч- Бруезвич В.Д. "Живая церковь" и пролетариат .-М., 1923.
-
Введенский А.И. Церковь и государство.Очерк взаимоотношений церкви и государства в России !918-1922гг.-М.,1923; АгиенкоА.Ф. Религия под флагом социализма. -М.-Л.,1930; Элиашевич И.Я. Оп»ш,ельствосодаал>ЕшаистшраниерелигийвОССР.-М.-Л., 1931: Амосов Н.К. Октябрьская революция и церковь.-М-,1937.
4 Естественно, что эта характеристика давалась исключительно с партийных позиций, мнение же церкви в данном случае не учитывалось - подобная односторонняя оценка отличает советскую историографию, посвященную церковно-религиозньш вопросам. Для работ историков советского периода характерно внимание к темам, отражающим наиболее важные или же актуальные аспекты церковно-религиозной политики партии.
В конце 1930-х годов интерес советских историков н антирелигиозных деятелей сосредотачивается в основном на нескольких вопросах, которые стали разрабатываться в дальнейшем. Во-первых, это касается обобщения опыта антирелигиозной работы партии и общественных атеистических организаций /в частности, Союза воинствующих безбожников/, а также разработки теории атеизма, ' во-вторых, в тесноя связи с этим - исследования советского законодательства о религии я церкви.2 Данные работы отмечены весьма некритической оценкой накопленного опыта и достигнутых результатов, что непосредственно вытекало из условий обязательного партийного подхода к исследуемой проблеме. Подобного рода недостатки были характерны и для исследований послевоенного периода. Вообще, всю советскую историографию посвященную церковно-религиозньш вопросам, можно рассматривать как единый комплекс, так как эти работы однородны и по своей идеологической направленности, и по методам исследования, и по трактовке исторических фактов.
Послевоенный период советской историографии был отмечен более детальной разработкой проблем предшествующего периода и отходом от некоторых тем, потерявших прежнюю актуальность /например, от вопросов разоблачения контрреволюционной деятельности церкви и духовенства, а также анализа обновленческого раскола/. Областью исследования, привлекавшей большую часть внимания советских историков стало, главным образом, развитие атеистического движения в СССР, формы и методы анткрелигиознной работы, а также вопросы подготовки кадров пропагандистов-аятирелигиозников. Основными выводами данных работ
1. Красиков ПА. На церковном фронте Л918-1923/-М..1923; Сарабьяноа В. Об антирелигиозной пропаганде.-М., 1923; Воинствующее безбожие в ОССР за 15 пет /191 7-1 932/. Сб. статей .-М.,.1 932; Религиозное и антирелигиозное движение в СССР иэа границей.-М., 1933.
2 Сталинская конституция и вопрос о религии.-М., 1936; Двадцатилетие отеления церкви от государства.-М., 1938; Руководящие указания по вопросам культов.- Киров, 1938.
5 являются констатация руководящей роли партии, связь антирелигиозной политики с насущными задачами политической н хозяйственной жизни страны, определение конкретных мероприятий атеистической пропаганды на основе обобщения и анализа религиозного и антирелигиозного движения в стране.1 Оценка антирелигиозной работы партии также вполне однозначна. Политика ВКП/б/ в отношении религии и церкви рассматривается как научно обоснованная и строящаяся на ленинских принципах деятельность, проводившаяся путем терпеливого внедрения в сознание масс принципов атеизма, причем факты администрирования и "перегибов" характеризуются как крайне редкие случай, а гонения на церковь и дискриминация верующих отрицаются вообще. 2 Что касается позиции РПЦ и происходящих в ней изменений, то упор делается на использование религиозной деятельности в целях антисоветской пропаганды, хотя тенденция приспособления церкви к новым условиям путем изменения форм и методов привлечения людей к религии также не обойдена вниманием.3
Значительный массив исследований советских историков посвящен изучению и оценке законодательства о религии и церкви, особенно периода 1920-1930-х, годов, так как именно в это время были приняты наиболее важные законодательные акты а заложены основы государственной политики по отношению к религии и церкви. Некоторые изменения законодательства в сторону его ужесточения рассматриваются как ответный шаг на контрреволюционную деятельность церкви и "живучесть" религиозных предрассудков. Полностью отсутствует критика законодательства Советской власти, а также его практического воплощения - в том числе создания сети учреждений по регулированию государственно-церковных взаимоотношении; кроме того недостаточное внимание уделено факту участия ор-гапов внутренних дел в юридическом и практическом оформлении этих взаино-
1. Вопросы научного атеизма в системе партийной учебы.-Л. ,1982., Атеизм в СССР: ста
новление и развитие.-М.,1986; Религия и церковь в современной идеологической борьбе.-
Смоленск,198б и др.
-
Воронцов Г.В. Ленинская програрмма атеистического воспитания в действии /1917-1937/.-Л..1973; Дроздов А П. деятельность партийных и советских организаций по осуществлению ленинских принципов свободы совести 1917-1922гг. - Л..1988идр.
-
Лобаэов П.К. Политика коммунистической партии в отношении религии и церкви// диссер. на соиск.уч.ст.д.и.н.-Л.,1973; Роэенбаун ЮА Советское государство и церковь.-М.,1985 и др.
отношений .' Этот пернод также отмечен появлением работ по истории православной церкви и религии в дореволюционной России. Несмотря на попытки осмысления взаимосвязи современного положения РПЦ с некоторыми моментами се истории, все же недостаточно внимания уделено анализу внутряцерковного кризиса и его влияния ва строительство взаимоотношений православной церкви и Советского государства.2 Возможность такого анализа серьезно тормозит отсутствие исследований, посвященных обновленческому расколу и политике легализации церкви, проводившейся митр. Сергием.
Подробнейший анализ деятельности партии и недостаток внимания к политике остальных государственных структур, широкое использование одних фактов и при зтом замалчивание других, рассмотрение проблемы только с точки зрения Советского государства, без учета позиции и интересов церкви, отчетливая идеологическая установка, отсутствие объективной оценки исследований дорсво-дационных и совреневвых зарубежных авторов - все это характеризует состояние изученности проблемы советской историографией.
В конце 1980-х годов, в связи с переменами в общественно-политической жизни страны, начали появляться работы, вызванные необходимостью переоценки отношения к религии и церкви. Для основной массы этих работ характерно отсутствие строго научного, объективного подхода к исследованию проблемы, что зачастую делает их более публицистическими, нежели историческими, и, безусловно, связано с отсутствием достаточно хорошо разработанной источниковой базы.i
-
Персиц М.М. Отделение церкви от госудаРства и школы от церкви в СССР/1917-1919 Г./.-М.1958; Александров Ю-А. Декрет о свободе совести. -М.,1963; Клочков В.В. Борьба с нарушениями законодательства о религиозных культах.-М., 1967; Куроедов В А. Религия и церковь в советском обществе.-М-,1984 и др.
-
Крывелев .ИА Русская православная церковь в первой четверти XX века.-М., 198 Никольский Н.М. История русской церкаи.-М.,1983.
-
Правоторов В. Год уходящий - год грядущийУ/Наука и религия.- ; Национальная культура и религия. "Круглый стол' 16-17 янв. 1989 г.:Стеногр.отчет.-М.,1989; ЧугуноваН. Оптиназавязь/ЛЗгонек.-1989.-№34.-С.27. и яр.
Вполне самостоятельный комплекс исследований представляет собой литература русского Зарубежья, посвященная проблемам истории РПЦ и церковно-государственяых отношений в Советской Россия и использующая факты, недоступные для советского историка.
Оценка происходящих в Русской православной церкви событий давалась не только в специальных исследованиях на эту тему, во и в воспоминаниях ряда церковных деятелей 1920-1930-х годов. ' Помимо исследований, содержащих анализ сложившегося положения и поиск путей выхода из кризиса, что особенно характерно для произведений А.В. Карташова2, существует ряд работ сугубо описательного характера. Несмотря на наличие богатого фактического материала, они все же не свободны от определенной идеологической установки. Проблема рассматривается в чересчур антибольшевистском ракурсе, без необходимой для историка беспристрастности, что более характерно для публицистических произведений, нежели для исторического исследования. Зачастую при констатации критического положения РПЦ в постреволюционный период не учитывается тог внутрений кризис, в котором она находилась до революции и в 1920-х годах, и который еще более усугубил это положение.3 К сожалению отсутствие учета факта внутреннего кризиса церкви и " церковной революции " 1917 г характерно н для содержательной работы Л. Рсгельсона, которая остается наиболее интересной попыткой исследования проблемы. 4 Близкой по задачам книге Л.Рсгельсона. однако, более насыщенной фактическим материалом является работа протодиакона В.Степанова / Русака/. 5
1. Митр. Евлогий /Георгиевский/.Путь моей жизни.-Париж.,1947.,Граббе Г.,протопрес. Правда о Русской церкви на Родине и за Рубежом.-Н.-Йорк,]961; Антоний /Храповицкий/ Письма Блаженнейшего митрополита Антония.-Джорданвилль, 1988.
2. Картацюв А.В. Церковь и госупарство-Что было и что должно быть в России.-б.м.,1932; он же. Воэсоздание Св.Руси.-Париж,1956; Марцинковский В.Ф. Записки верую-щего.Из истории религиозного движения в Советской Роесии.-Прага,1929; Зернов Н.М. Русское религииозное возрождение XX века , -Париж . 1991.
3 Валентинов А_А_ Черная книга /"Штурх небес'/:Сб.документальных данных о гонениях на церхонь в Советской России.-Париж, 1925: Одинзгоев Ю.М. В дни царства Антихриста,-б.м.,6.г.; Польских М. Новые мученики российские.-Джорданвиль. 1949.
-
Регельсон Л. //. Традегия Русской церкви.1917-1945.-Паряж.1977.
-
Степанов В. /Русак/. Свзидетельство обвинения,-т. 1-3.-№.,1993
Проблемы церковной истории 1920-1930-х годов остаются наиболее актуальными дня исследований современных историков н находят свое отражение как в работах, изданных за рубежом, так и в литературе, издающейся в России. По добные исследования, появившиеся в последние годы и отмеченные богатой ис-точниковой базой, а также достаточно высокий профессиональным уровнем историков, вполне могут быть выделены в самостоятельный комплекс работ.
Проблема обновленчества и его последствий, как одна из центральных тем истории Русской православной церкви 1920-1930-х годов, привлекает х себе внимание как-зарубежных, так и российских исследователей. Работы, посвященные сергианству, также неизбежно касаются сюжетов церковной истории 1920-1930-х гощов. Оценка же этих явлений истории РПЦ далеко неоднозначна. Безусловно, на сегодняшний день наиболее полным и насыщенным фактическим материалом является исследование ВІПаврова в А Левитина "Очерки по истории русской церковной смуты ", посвященное обновленческому расколу в РПЦ.1 Не отрицая связи появления обновленческих течений с кризисом Русской православной церкви- начала XX в. , авторы склонны оценивать действия обновленцев середины 1920-х годов лишь как "извращение" идеи Вл. Соловьева об универсальном всестороннем духовом обновлении, при этом, на ваш взгляд недостаточно критически относясь к политике патриарха Тихона /в исследовании упомянуты только воззвания патриарха, направленные против Совеетской власти/, то есть оценивая все явления церковной жизни 1920-1 930-х годов вне их взаимосвязи и взаимозависимости.
Еще более резкой критике подвергнуто обновленчество и со стороны ряда историков и церковных деятелей, как правило, "тихоновской" ориентации, в произведениях которых обновленцы представлены или как "узурпаторы власти " и "отступники от церковных канонов" 2 илвжисключительно как санкционированное правительством церковное течение, призванное разрушить РПЦ.3 Попыткой изу-
1. Левитин А, Шавров В. Очерни по истории русский церковной смуты . -В 3-х тт
.К.иапасх.1978.-419С.
2. Прот.Иоанн Мейсндорф. Святейший патриарх Тихон, служитель единства
церхви//ВестникРусск>го Христианского Движений.-Нью- Йорк,1990.-1*158.-.С45.
3. Крахнальникоаа 3. В поисках утраченного рая. Очерки по истории Русский Право
славной Церкви XX века.-МіТІротестант', 1993,
9 чення причин и последствий церковного раскола является труд митр. С.-Петербургского и Ладожского Иоанна, посвященный расколам в Русской православной церкви в 1920-1930-с годы.1 Однако в данной монографии и в ряде других исследований зачастую отсутствует объективная оценка сергианства.2
Наиболее критический и комплексный подход в своих исследованиях демонстрирует ДЛоспсловсхия, пытаясь рассматривать деятельность обновленцев в контексте определенной ситуации церковно-обществениой жизни 1920-1930-х годов и, более того, с этих же позиций оценивая сергианство. Достаточно интересно и неоднозначно прослеживая взаимосвязь деятельности обновленцев, патриаршей церкви и митр. Сергия, Д.Поспеловскии пытается максимально объективно оценить Сергиевскую Декларацию 1927 года, как вынужденный компромисс РПЦ с Советской властью, не без основания считая, что подобная политика компромиссов проводилась с 1923 года /покаяние патр. Тихона перед Советской властью/ или дажес 1919 года /объявление патр. Тихоном аполитичности церкви./3
Не менее важной и обширной темой, помимо проблем внутрицерковной жизни 1920-1930-х годов, является переоценка опыта строительства отношений церкви и государства, а также исследования антирелигиозной и атеистической работы партии и других общественных организаций /в частности, Союза воинствующих безбожников/, свободное от неизбежных в прошлом идеологических штампов. Первыми исследованиями в этой области стали статьи М.И. Одинцова, посвященные анализу законотворческих попыток Советской власти в области строительства церковио-государственных взаимоотношений 4, а также работы, посвященные складыванию аппарата управления церковно-религиознымн
1. Митр. Иоанн. Церковные расколы в Русской церкви 1920-1930-х годов XX столетия...-Сортавалла, 1993.
2Иеромонх Дамаскин/Орловский/. Патриарший местоблюститель священномученник Петр, митрополит Крутицкий/Наука и религия.-1993 № 8. С.2-5.
3. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь при Советской власти 1917-1982. -Н. -Йорк 1984, -Т.1. /Пер. с англ. РГ*Б /; Он же. Сергий и расколы справа//Вестник Русского Христианского Движения.-Н.- Йорк, 1990.-№158.-С.53-62; Он же . Русская православная церковь: испытания начала XX века//Вопросы истории. - 1993.-№1.-С.42-53.
4 Одинцов М.И. Еще одна попьпка//Наука и религия.-1990.-№2.- С.4-7.
10 вопросами.1
Обширный материал, касающийся практически всех аспектов внутрицер-ковпон жизни, церковно-государственных отношений, формирования аппарата атенстической пропаганды и некоторых вопросов антирелигиозной политики в СССР /в частности, "безбожной" деятельности комсомола/ , освещает в своих работах В. А. Алексеев. Однако, привлечение им огромного фактического материала в обстоятельное его рассмотрение носит несколько публицистический характер.2
Анализ имеющихся исследований позволяет сделать вывод о тон, что большинство из них рассматривает лишь отдельные аспекты проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и Советского государства, без учета взаимосвязи как особенностей государственной политики по отношению к религии и церкви, так в процессов, происходящих внутри самой РПЦ.
Исходя из степени научной разработки исследуемой проблемы, автор диссертации ставит педь - изучить и проанализировать основные направления и особенности политики Советской власти по отношению к религии и церкви, как в свете изменений происходивших в самой РПЦ, так и в контексте общественно-политической ситуации 1920-1930-х годов. В связи с этим были определены следующие задачи:
- рассмотреть причины существующего до Октябрьской революции кризиса РПЦ, его связь с ростом церковного самосознания и попытками модернизации церковного строя и жизни, предпринятыми как ортодоксальной церковью, так и реформистским ее крылом, по возможности объективно оценивая такие явления, как обновленчиство и сергианство;
1. Одинцов М.И. Государство и церковь : история взаимоотношений /1917-1938 гг./.-М.:Политиздат,1991; Савельев С. Бог и комиссары Ас истории Комиссии по отделению церкви от государства при ЦК ВКШ6/.// Религия и демократия на
пути к свободе совести: Сб. М:" Культура", 1993.-С.161-217., Васильева О.Ю. Русская православная церковь 1927-1943 гг. //Вопросы истории.-1994.-№4.-С.35-46
2. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. -М.: Политиздат, 1991., он же. * Штурм небес" отменяется: критич. очерки по истории борьбы с религие в ОССР.-М, 1992; он же Была ли в СССР " безбожная пятилетка V/Диспут,- 1992.-J&2.-C.12-29..
охарактеризовать особенности большевистской концепции государственно- церковных отношений, а также своеобразие существующего на их основе законодательства , посвященного вопросам религии и церкви;
рассмотреть механизм управления церковью и религиозными обществами, сложившийся на основе данного законодательства;
- проанализировать взаимосвязь и взаимозависимость политики госу
дарства по отношению как к церковной идеологии, так и к структуре организации
и основным направлениям деятельности церкви;
- охарактеризовать попытки формирования массового атеистического со
знания, в том числе особенности создания и деятельности аппарата антирелигиоз
ной пропаганды.
Хронологические рамки исследования охватывает советский предвоенный период - в основном 1920-1930-е годы, как вполне самостоятельную область цер-ковно-религиозной политики партии и Советского государства, отмеченную единством целей н задач этой политики, а также методов проведения их в жизнь. Кроме того, 1920-1930-е годы выделяются как самостоятельный этап в истории и деятельности Русской православной церкви,
Источниковая база диссертации состоит как из опубликованных материалов, так и из комплекса архивных документов, позволяющих автору раскрыть поставленные в исследовании задачи.
Первую группу источников, приоритетную по своему значению для написания диссертации, составляют архивные материалы. Особенностью комплекса неопубликованных документов, касающихся церковно-религиозной политики Советской власти является то, что в силу различных причин они отложились в разных фондах, более того - в разных архивах. Значительная их часть содержится в Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории /РЦХИДНИ/. Большую ценность представляет собой фонд Ем. Ярославского. В нем содержатся протоколы заседаний Антирелигиозной коммиссии при ЦК партии; переписка между Еы.Яросагавскнн и Агитационно-пропагандистским отделом ЦК; документы, касающиеся суда над патриархом Тихоном и обновленческого раскола; материалы проверки антирелигиозной работы местных партийных организаций; документы о формировании и деятельности Союза воинствующих безбожников. Сохранилась часть материалов религиозных объединений, присланных
12 духовенством и показывающих некоторые аспекты эволюции служителей культа в
сторону лояльного отношения к Советской власти.
Большое количество источников находится в фонде Агитационно-пропагандистского отдела ЦК, где представлены материалы Пленума ЦК, посвященных перковно-религнозяым вопросам; переписка центральных учреждений между собой и местными органами власти о постановке антирелигиозной пропаганды.
В диссертации также использованы фонды Государственного архива Российской Федерации /ГАРФ/ - особенно документы фонда VIII отдела НКЮ, в котором хорошо представлен материал, касающийся местных религиозных организаций, а также фонда Народного Комиссариата внутренних дел, где отражены практические меры по проведению в жизнь законодательства о религиозных культах и репрессии против духовенства.
Неоценимое значение для работы над диссертацией имеют материалы, отложившиеся в фондах Центрального государственного архива Московской области (ЦГАМО). Документы фонда Моссовета, а также Комиссии по вопросам религиозных культов при Московском областном Совете РККД помогли проследить механизм управления церковно-религаозиыми вопросами на местах, раскрыв значение местных органов власти и органов внутренних дел в этом процессе. Кроме этого, материалы указанных фондов в определенной степени восполняют пробел в учете нормативных актов местных органов власти и содержат некоторые секрет-вые распоряжения и циркуляры НКЮ и НКВД, посвященные церковно-религиозным вопросам.
Вторую группу источников составляет советское законодательство о религиозных культах. В "Собрании узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР' собраны все постановления ВЦИК и СНК, касающиеся вопросов религии и церкви с 1917 по 1932 годы. Равноценным источником можно считать и "Декреты Советской власти ", где содержатся практически те же законодательные акты, но в более полном виде. Данные источники содержат только тексты постановлений, без систематизации и толкования их, что позволяет лишь ссылаться на указанные сборники.
Первая попытка сисісматпзации законодательных актов, непосредственно касающихся церковно-релвгиозных вопросов была предпринята в 1923 году консультантом VIII отдана НКЮ П.В.Гидуляновым. Под его редакцией вышел сбор-
13 инк "Церковь и государство по законодательству РСФСР', который дает возможность составить представление о законотворчестве Советской власти по всем воз-ножным аспектам государственно-церковных взаимоотношений. Впоследствии П.В.Гидулянов проводил постоянное усовершенствование систематизации законодательных актов, посвященных церковво-религиозяым вопросам, и в 1924,1926 и 1928 годах издается еще целый ряд сборников.
Характерными особенностями данных изданий являются сравнительная малочисленность вводимых в научный оборот новых документов, воспроизведение законов без освещения нормативных актов, издававшихся в их развитие и разъяснение, слабое представление законодательства о религии и церкви, принятого на местах, без чего невозможно достаточно полно проследить за процессами, происходящими в сфере церковно-государствепных отношений. Вопрос публикации соответствующих документов местных властей остается практически нерешенным.
Третьей группой источников по исследуемой теме является периодическая печать 1920-1930-х годов, как антирелигиозная, так и издававшаяся церковью. Наиболее ценным источником служит выходивший с 1919 по 1924 годы журнал VIII отдела НКЮ "Революция и церковь". В отличие от большинства антирелигиозных изданий того времени - газет "Безбожник", "Деревенский Безбожник", "Атеист", журнала "Безбожник у станка", которые носили сугубо пропагандистский характер и, хотя позволяли судить об основных направлениях антирелигиозной агитации и пропаганды, все же содержали ыало информативного материала, журнал " Революция и церковь" уделял много внимания освещению мероприятий Советской власти по практическому проведению в жизнь церковно-религиозной политики - описанию вскрытия и разорения святых нощей, судебных процессов над священнослужителями, сноса культовых зданий и конфискации церковных ценностей. В журнале также печатались нормативные акты, причем не только центральных, но и местных органов управления, которые не попали ни в "Собрание узаконений", ни в сборники П.В.Гидулянова .
В ряду пропагандистских антирелигиозных изданий 1920-1930-х годов выделяется орган Союза воинствующих безбожников журнал "Антирелигиозник", в котором печатались отчеты о работе местных отделений Союза н состоянии антирелигиозного движения в СССР /объективность которых, к сожалении, не представляется возможным оценить, используя другие источники/.
Ценным источником, позволяющим судить о попытках преодоления церковного кризиса и росте церковного самосознания , являются издания Русской православной церкви, выходившие как до революции, так и в первые годы Советской власти - "Деяния" и бюллетени 1 Поместного Собора, "Всероссийский цер-ковно-обществениый вестник", а также церковно-общественвые вестники и ведомости различных епархий России. К середине 1920-х годов издание их сильно сократилось, однако, основываясь на существующих "Епархиальных известиях", "Вестнике Св.Синода Православной Российской церкви", а также бюллетенях II Понестного Собора, можно достаточно полно судить об идеологии и практике обновленческого движения.
Научная новизна дАгесртявр? заключается в том. что в вей предпринята попытка анализа причин несоответствия декларируемой и реальной политики по отношению к религии и церкви с учетом связи кризиса Русской православной церкви до- и после октябрьского периода се существования; максимально полно прослежена роль местных органов власти и аппарата НКВД в управлении церков-но-религвозными вопросам; обозначены особенности становления и деятельности аппарата антирелигиозной пропаганды 1920-1930-х годов.
Практическая значимость Материалы диссертации, некоторые се положения и выводы могут быть использованы для дальнейших исследований по истории взаимоотношений Русской православной церкви и Советского государства в 1920-1930-е годы, а также для подготовки специальных курсов по этой проблеме.
Апробапия исследования . Диссертация была обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры политической истории естественных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова. Основные положения и выводы диссертация обсуждались на научном семинаре аспирантов, на проблемной группе кафедры в на совещании научных руководителей кафедры. Отдельные положения нашли отражение в публикациях автора.
Структура диспсупч'рт- Исследование состоит из введения двух глав заключения из списка источников и литературы.