Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теократическое движение в Хоринском ведомстве Бурятии : 1919-1926 гг. Дарибазарон Эрхэтэ Чимитдоржиевич

Теократическое движение в Хоринском ведомстве Бурятии : 1919-1926 гг.
<
Теократическое движение в Хоринском ведомстве Бурятии : 1919-1926 гг. Теократическое движение в Хоринском ведомстве Бурятии : 1919-1926 гг. Теократическое движение в Хоринском ведомстве Бурятии : 1919-1926 гг. Теократическое движение в Хоринском ведомстве Бурятии : 1919-1926 гг. Теократическое движение в Хоринском ведомстве Бурятии : 1919-1926 гг. Теократическое движение в Хоринском ведомстве Бурятии : 1919-1926 гг. Теократическое движение в Хоринском ведомстве Бурятии : 1919-1926 гг. Теократическое движение в Хоринском ведомстве Бурятии : 1919-1926 гг. Теократическое движение в Хоринском ведомстве Бурятии : 1919-1926 гг. Теократическое движение в Хоринском ведомстве Бурятии : 1919-1926 гг. Теократическое движение в Хоринском ведомстве Бурятии : 1919-1926 гг. Теократическое движение в Хоринском ведомстве Бурятии : 1919-1926 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дарибазарон Эрхэтэ Чимитдоржиевич. Теократическое движение в Хоринском ведомстве Бурятии : 1919-1926 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Дарибазарон Эрхэтэ Чимитдоржиевич; [Место защиты: Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН]. - Улан-Удэ, 2008. - 238 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-7/114

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Бурятия в годы революций и гражданской войны 31-62

1.1. Политическое положение в регионе 31-51

1.2. Хоринское ведомство (аймак) в 1920-х годах 52 - 62

Глава 2. Теократическое движение в 1919-1921 гг. Создание теократического государства во главе с ламой Лубсан-Санданом Цыденовым 63-141

2.1. Лама Лубсан-Сандан Цыденов - религиозный деятель и лидер теократического государства в Хоринском ведомстве (аймаке) 63 - 90

2.2. Разработка Основного закона (Конституции) буддийского теократического государства. Созыв Учредительного собрания - Ехэ Суглана. Состав правительства теократов 91 - 105

2.3. Теократы в начале 1920-х годов 105 - 141

Глава 3. Балагатско-теократическое движение в 1921-1926 гг 142 -211

3.1. Политическая программа и практическая деятельность балагатов-теократов в 1921-1922 гг 142-173

3.2. Вооруженное противостояние балагатов-теократов и властей в 1922-1926 гг 174-211

Заключение 212-215

Библиография 216-238

Введение к работе

До недавнего, времени теократическое (балагатское) движение вХоринском ведомстве (аймаке) в 1919-1926 гг. трактовалось как контрреволюционное, антисоветское. Оно получило в литературе определенное фальсифицированное освещение, а оценка его была выдержана, в рамках официальных государственных идеологических установок и выработанной методологии. Имеющиеся в нашем распоряжении материалы опровергают подобное утверждение.

1917-1920-е годы явились периодом, когда Сибирь, в том числе Бурятия, пережила несколько переворотов. Сначала произошло свержение царского самодержавия и образование власти временного буржуазного правительства; которое также было низложено. К власти пришли Советы, однако, эта власть долго не продержалась, и воцарился режим колчаковщины и семеновщины. Весной 1920 г. и этот режим был ликвидирован и вновь объявилась Советская власть.

В эти бурные годы национальное движение бурятского народа, его лидеры прошли суровую жизненную, политическую школу, приобрели определенный опыт. Участники бурятского национального движения проявляли неоднозначный подход к событиям, к решению тех или иных проблем.

Как известно, после февральской революции 1917 г. в Бурятии были сформированы национальные органы местного самоуправления - Бурятский национальный комитет (Бурнацком), аймачные, хошунные, сомонные комитеты, которые являлись организациями административного устройства и

объединения бурятского народа. В них концентрировались все наиболее активные в общественно-политическом отношении интеллектуальные силы бурятского- общества. Бурятские национальные организации продолжали функционировать и сохранять организационную структуру и в революционные годы, и в период так называемой контрреволюции, в- период иностранной интервенции.

Конец 1918 года и 1919" год были-весьма важным рубежом в развитии бурятского национального движения. ' На обособленных территориях проживания бурятского населения около двух лет действовали органы национального самоуправления, признанные Советами, затем атаманом Г.М.Семеновым. Но возникали частые конфликты- с русским населением из-за земель. Лидеры национального движения стояли перед выбором пути дальнейших действий. Бурнацкому приходилось лавировать, исходя из-за быстротечных изменений политической обстановки. Политика Бурнацкома, преобразованного в ноябре 1918 г. вБурнардуму, была противоречивой, но в одном вопросе - вопросе о сохранении сформированных бурятских национальных органов управления — оставалась постоянной и непреклонной, он отстаивал неприкосновенность этих органов. Стратегической задачей этой национальной организации было создание бурятской автономии.

Господствовавший в Забайкалье с августа 1918 до весны, 1920 г. атаман Г.М.Семенов объявил о мобилизации молодых бурят в ряды бурят-монгольских бригад «Зорикто-батор», а лидеры Бурнардумы поддержали инициативу атамана.

Решение о призыве бурят на^ военную службу было встречено негативно основной частью бурятского населения. Так называемая реквизиция, примененная в годы Первой мировой войны среди бурятского населения, была свежа в памяти народа. Народ стал опасаться реквизиции, тем более

мобилизации в ряды армии в качестве бойца. Своеобразной формой" протеста против призыва стала укочевка бурят в Монголию, которая в отдельных аймаках приняла массовый характер. Верующие-буддисты не хотели отдавать сыновей- в армию. Когда' дело дошло до репрессивных мер со стороньъ семеновцев, жители кижингинских хошунов Хоринского ведомства обратились к всеми почитаемому ламе-Лубсан-Сандану Цыденову с письменной просьбой «о принятии населения-под свое покровительство и защиту».

Лубсан-Сандан'Цыденов, приняв прошение-мандал, заявил, что служба бурят-буддистов в армии противопоказана бурханай шажанаар (буддизмом), поэтому готов принять их под свою-защиту. Он высказался, о возможности создания в отдельно, взятом Кижингинском хошуне буддийского теократического государственного образования. Народ воспринял его слова как призыв, к,действию. Таково* было начало теократического, (балагатского) движения в Хоринском ведомстве.

Важнейшей тенденцией современного религиоведения является повышенное внимание к уточнению религиоведческой терминологии, унификации ключевых терминов. Прежде чем приступить к характеристике теократического (балагатского) движения в Хоринском ведомстве необходимо, хотя бы вкратце, остановиться на раскрытии таких терминов, как теократия, теократическая форма правления.

Теократическая идея: истоки и смысл. Теократия-(букв.-боговластие, от греч. Qeoq — бог и кр&тос; - сила, власть) — форма государственной власти, при которой управление государством осуществляется- преимущественно духовенством, а глава церковной иерархии обладает высшей духовной и светской властью. Исторические примеры «чистой» теократии (восходящей своими корнями к архаическим представлениям, когда верховным правителем считается бог) редки, но ее элементы были сильны в ряде государств древности

и средневековья . На практике теократическое правление означает, что в основе политических решений лежат религиозные нормы и принципы2.

Теократия существовала в V — I вв. до н.э. в Иудее, где верховная власть и высший духовный авторитет принадлежали Верховному жрецу3! Первоначальные формы теократической власти воплощались в деятельности* жрецов, которые на начальных этапах развития человечества осуществляли как духовную, так и светскую власть. Постепенно из этих форм выросли теократические государства, где верховная, власть принадлежала духовному лицу4.

Теократическими государствами были: Древний Египет, Ассирия, Древняя Греция и Рим, Халифат Омейядов и Аббасидов, а также Папская область, где Папа Римский осуществлял и политическую, и духовную власть5. В Парагвае в XVII в. существовала католическая теократия6.

Впервые понятие- «Теократия» употреблено Иосифом Флавием в сочинении «Против Апиона», (русский перевод которого был осуществлен в 1898 г.) применительно к политическому строю Иудейского царства, где теократическая власть жрецов во главе с первосвященником была установлена в VI веке до н.э.

В Западной Европе в средние века папы римские являлись теократическими правителями Папской области и стремились к установлению папской теократии над всем «христианским миром» (теократические программы пап Григория VII, Иннокентия III).

Наибольшего могущества папство достигает при Иннокентии III (1198-1216), который сознавал себя наместником Христа на земле по образцу библейского царя-священника Мелхиседека. В своей интронизационной речи Иннокентий III объявил, что является викарием Христа, преемником Петра,

помазаником Божиим, поставленным посредником между небом и землей. Иннокентий III заявлял в своем первом послании, что «как луна заимствует свой свет от солнца...так точно и царская власть заимствует блеск своего достоинства'от власти священнической»7.

Протестантскую разновидность теократии представляло собой правление Ж. Кальвина в*Женеве в XVI веке. Он учил, что все церковные установления определяются Библией, и настаивал на независимости церкви от государства. Верующие- христиане должны чтить, и цоддерживать гражданские власти постольку, поскольку эти власти покровительствуют истинной религии. Но они призваны сопротивляться властям, если те отказываются подчиняться божественным указаниям. На практике в женевской Реформации светская власть была сведена к роли исполнительницы церковных установлений8.

Из теократической идеи исходило мусульманское государственное право (Халифат, Имамат), согласно которому Халиф соединял'в* одном лице власть духовную — имамат и политическую — эмират (в исторической действительности, однако, чаще всего светские элементы власти Халифа преобладали над духовными).

Наиболее ярким примером теократии, ставшим почти классическим, была оригинальная форма праления в Тибете, когда Далай-лама, высший сан в иерархии буддийского монашества и инкарнация бодхисаттвы Авалокитешвары, осуществлял также и светскую власть (под покровительством сначала монгольских ханов, а затем китайских императоров, а некоторое время в условиях фактической независимости)10. Сосредоточение духовной и светской власти в Тибете в руках Далай-ламы V-ro (1617-1682 гг.) привело к установлению в Тибете теократии, просуществовавшей здесь без особых изменений в течение нескольких веков11, вплоть до потери независимости и присоединения к Китаю в 1951 г.12 Далай-лама V известен как «Абаченбо»

(тиб. «Великий Пятый») .Великий Пятый Далай-лама Нгаванг Лобсанг Гьяцо^ родился в королевской семье-в Захоре в 1617 г., стал выдающейся личностью и сыграл огромную роль,в истории Тибета14. Посреди хаоса, царившего в XVII веке по всей Центральной? Азии, он в 1642 г. взял на себя* бразды правления, всеми тибетскими землями;от Ладака»до Ташиенлу. Через десять лет китайский император Шун Чин пригласил Нгаванга Лобсанга Гьяцо к себе в резиденцию, где он был принят как равный > и получил императорский свиток, на котором было написано золотыми* чернилами: «Далай-лама, Держатель Ваджры и Владыка Учения».

Пятый Далай-лама впервые объединил в Тибете духовную и светскую власть, ' построил* дворец Потала, основал систему национального здравоохранения и ввел образовательные программы. Он- мастерски владел словом, а его исторические и автобиографические сочинения служат ценнейшим материалом для*изучения истории того-периода15. Великий Пятый написал столько произведений, сколько все Далай-ламы вместе взятые. Особенно- его интересовали история и классическая поэзия Индии, а также жанр намтаров, жизнеописаний великих личностей16. Нгаванг Лобсанг Гьяцо был выдающимся ученым и оставил после себя пять больших томов сочинений. Его называют Абаченбо' за большую ученость и за то, что сумел вновь объединить Тибет. Как политик Далай:лама V Нгаванг Лобсанг Гьяцо стремился отстоять независимость Тибета как от Китая; так и от Монголии17. Великий Пятый много учил и много медитировал . Он ушел из этого мира на шестьдесят шестом году жизни (1682 г.) во время выполнения трехлетнего ретрита, медитативного.затворничества в резиденции Потала19.

Как известно, в 19Г1 г. Монголия приобрела независимость в результате падения власти маньчжурской Цинской династии. 1 декабря 1911г. было провозглашено независимое Монгольское государство. И тогда Джебцун Дамба хутухта из Богдо гэгэна превратился в Богдо хана: ему была вручена и светская

j власть - Монголия стала теократической монархией. 29 декабря 1911 г. в Урге

в торжественной обстановке состоялась пышная церемония возведения на трон «великого хана» Монголии Джебцун Дамба хутухты богдо-гэгэна, получившего уникальный титул «Многими возведенного»20 (по-монгольски, «Олноо оргогдсон», на санскрите — «Махасамати») и девиз правления «годы многими возведенного», а также храмовое имя «Наран гэрэлт», т. е. «лучезарный,

( испускающий свет наподобие солнца».

Беспрецедентное возвышение духовного лица, тибетца по

происхождению, было восторженно встречено подавляющим большинством

населения, Монголии и отмечено празднованием по всей стране. К тому

времени церковь играла огромную роль в жизни монгольского общества, она

( располагала экономическим могуществом и политическим влиянием.

Первым же указом богдо-гэгэна, объявленным в день его восшествия на
' ханский престол, было образовано правительство' Монголии? в составе пяти

министров, в ведение которых был передан относительно широкий спектр дел государственного управления. Это были министерства иностранных дел, внутренних дел, военное, финансов и юстиции. Было объявлено о переименовании Урги — Их Хурэ (букв. «Большой, или Великий монастырь») в Ниислэл Хурэ («Столичный монастырь»), что придало городу официальный статус столицы нового государства, о замене старого календаря - по новому летоисчислению отсчет времени стали вести с 1911 г. — первого года правления «многими возведенного».

\

і Духовный и светский глава Монголии Восьмой. Богдо-гэгэн Джебцун

Дамба хутухта был самым уважаемым* в то время в стране человеком, к нему
I
( верующие массы испытывали глубочайшее благоговение, в ходе национального

; движения все монголы почитали его как «живого Будду». В сознании монголов

", богдо-гэгэн был олицетворением и символом монгольского национального

единства и самобытности, и только вокруг него в то время могли объединиться все монгольские народности . Большим уважением Хутухта пользовался и среди бурят-монгольского народа.

Теократия (или ее элементы) сохранились до нового и новейшего времени (Ватикан; до революции 1962 г. -Королевство Йемен).

11 февраля 1929 г. были подписаны Латеранское-соглашение между Папой римским и правительством Муссолини. По этому договору папа получил светскую власть в Государстве - городе Ватикан (0, 44 квадр. км. в границах Рима). Папа как высший наставник, глава и судья церкви' имел и имеет неограниченную власть. Он мог и может в любое время вмешиваться в дела каждого католического диоцеза23 в мире.

Папское государство і обладало и обладает символами политического суверенитета - своим флагом и гимном, жандармерией, и т. п. Вполне реальными являются идеологические возможности этого государства. Оно располагает мощной радиостанцией, вещающей на многих языках, ежедневной газетой «Osservatore Romano». Раз в две недели публикуется официальный орган Апостольской Столицы журнал «Acta Apostolise Sedis», содержащий документы и хронику церковных событий. Ватикан поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 странами и представлен в ООН24.

В XX в. принципы теократического государства наиболее наглядно проявились в жизни Ирана, в котором в конце 70-х гг. к власти пришли представители шиитского духовенства во главе с аятоллой Хомейни, где религиозные нормы доминировали-в государственной жизни25. Власть аятоллы Хомейни в Иране продолжалась в течение 10 лет, с 1979 г. по 1989 г.

Идея теократии в 1990-е годы была воплощена в Афганистане, где лидеры движения Талибан стремились ввести управление в полном

соответствии с шариатом (исламским законодательством); сходные тенденции в разной степени наблюдались в Судане, Саудовской Аравии, Пакистане, Алжире, Нигерии и ряде других мусульманских странах. Вне мира ислама сравнительно сильные религиозные партии, в той или- иной, форме призывающие к преобладанию > сакральных норм, существовали в Израиле, Индии, Шри-Ланке; в США консервативные христианские движения, ставящие целью установление общества, основанного на Библии, еще во второй половине XX века оказывали довольно сильное влияние на публичную политику; некоторые эксклюзивные (закрытые) секты, относящиеся к Новым религиозным движениям, воспроизводили в своем устройстве теократический принцип слияния-светского и религиозного авторитета26.

Анализ реально существующих теократических государств, показывает, что основнымишризнаками этой- формы государственного управления, являются: религиозная- регламентация всех сторон общественной жизни, осуществление судопроизводства по нормам религиозного права, провозглашение религиозных праздников государственными, притеснение или запрещение ^других религий.

В* XX в. появились стертые, но не менее влиятельные формы вмешательства представителей религий в политическую жизнь страны. Растет значение экстремальных форм религии. Идеологией теократии все больше становится религиозный мессианизм. Насколько влиятельна может быть религия в решении политических вопросов показывает пример католицизма в Польше, исламистов в Алжире, ваххабитов на Ближнем- Востоке и на Кавказе. Именно в XX в. возродились, религиозные войны между католиками и протестантами в Северной Ирландии, между сторонниками ислама и христианства на Кипре. Противоречия между представителями православия, католицизма и ислама явились одной из причин трагедии Югославии.

Элементы теократического движения можно видеть в событиях в Чечне, Дагестане, Таджикистане, Узбекистане. Рост влияния теократических элементов виден в создании политических партий с религиозным уклоном: христианско-демократических, исламских. Соответственно организуются молодежные религиозные и полурелигиозные организации, различные сообщества, целью которых были1 не только религиозное просвещение, а активное участие в общественной и-политической жизни страны.

Возникновение новых теократических государств на1 современном этапе весьма затруднено, но это не означает уменьшения влияния религии на политические процессы во многих странах, и особенно в странах ислама .

Наша работа посвящена истории теократического (балагатского) движения в Хоринском ведомстве (аймаке) Бурятии в 1919-1926 гг. Эта тема не являлась предметом специального исследования в отечественной историографии. Лишь касались ее некоторые историки, изучая вопросы революций и гражданской войны в Сибири и Бурятии.

Следует отметить, что подходы и взгляды, которые господствовали
в советской историографии по проблеме теократического движения, имели
негативную окраску. Насаждая коммунистическую идеологию, советские
партийные и карательные органы вели борьбу с так называемыми
«контрреволюционными, антисоветскими, антисоциалистическими,

националистическими организациями и движениями». В этих условиях за
теократическим движением прочно укоренился ярлык «контрреволюционного».
Теократическое (балагатское) движение в Хоринском ведомстве в 20-х годах
XX века было признано антисоветским и контрреволюционным.
Следовательно, оно получило в советской историографии

фальсифицированное освещение, а оценка его была выдержана в рамках

официальных; государственных идеологических, установок и выработанной методологии.

Между тем, процесс зарождения: й: развития теократического
(балагатского) движения в Хоринском? ведомстве (аймаке) в 1919-1926 гг.
требует объективного научного подхода: ' ..

Єледует подчеркнуть, что в: условиях политической? и- социальной . нестабильности , процессу зарождения; и развития ; . теократического (балагатского) движения* в, Хоринском ведомстве, безусловно, способствовало существование в те: годы; влиятельных центральноазиатских буддийских теократических государств, как Тибет и соседняя Монголия;.во-вторых, нельзя-не: отметить* влияния на; зарождение данного; теократического' движения* развернувшегося? в; тот период общемонгольского' движения* зш сближение* монгольских; народов, имевших общее этническое происхождение,' историко-культурную и языковую общность.

Известно, что' история состоит не только* из 'определенной и последовательной совокупности событий и фактов* но, и- из:: личностей, чья историческая и политическая деятельность нередко оказывает серьезное влияние на ход событий; Сегодня; когда восстанавливается историческая справедливость, возвращаются, народу забытые или даже оклеветанные имена деятелей науки, культуры и религии Бурятии; наша задача состоит в том; чтобы правдиво рассказать о них.

Актуальность темы определяется ее неразработанностью в отечественной историографии: Требуетсяюбъективнышнаучнышанализ, осмысление темы и ее исторического местам История- теократического5 (балагатского) движения в Хоринском? ведомстве в 1919-1926 гг. должна по праву занять свое место в комплексе проблем по изучению истории социально-экономического и общественно-политического развития Бурятии рассматриваемого периода.

Без изучения данной темы-фактически невозможно всестороннее и объективное исследование истории нашего региона.

Известно, что ^ с 1990-х годов началось возрождение национальной культуры Бурятии, проявляется интерес, в том числе и исследовательский, к роли и вкладу в духовное становление бурятской нации отдельных личностей. Объектом исследования становится наследие таких деятелей, как Ц.Жамцарано, Э.-Д1Ринчино, Э.-Х.Галыниев, Агван Доржиев, и среди этих имен должно быть имя Лубсан-Сандан Цыденова, организатора и лидера теократического движения в Хоринском ведомстве. Актуальность исследуемой* нами- темы определяется также и научно-теоретическим значением. Если вышеперечисленные имена бурятских деятелей находили своих исследователей и раньше, то tжизнедеятельность Лубсан-Сайдана Цыденова слабо изучена.

Актуальность изучения темы возрастает на современном этапе в связи с переосмыслением проблемсоветской историщ властности, некоторых этапов послеоктябрьской истории, в данном случае - периода 1920-х годов.

Историография^ проблемы. Нами использованы исторические труды, авторами которых в основном являются историки Бурятии и Сибири. Проблема теократического! (балагатского) движения в 1920-х годах в Хоринском ведомстве Бурятии привлекала внимание1 прежде всего бурятских исследователей.

Отдельные аспекты проблемы теократического движения затронуты в работах, опубликованных в. 1920-1930-х годах: в работе Г.Отрепьева «Балагады ищут свободы, равенства и. братства» (Чита, 1922), в статьях Матюна «Противоавтономное движение среди бурят-монгольского- населения. ДВР» (Вестник ДВР, Чита, 1922, №3), В.П.Гирченко «Этапы революционного движения в Бурятии в 1917-1918 гг. (Хроника)», опубликованный в журнале «Жизнь Бурятии» (1927), А.Долотова «Октябрьская революция и ламаизм»

(См. «Сибирская советская энциклопедия», т. З, М., 1932), в книгах В.П.Гирченко «Хроника национально-освободительного и революционного движения* в Бурятии (1918-1923 гг.)» (Улан-Удэ, 1935), П.Т.Хаптаева «Национальное движение в Бурятии в период первой русской- революции» (Улан-Удэ, 1938).

Следует отметить, что* в своих работах В.П.Гирченко* и П.Т.Хаптаев использовали ряд документов Бурнацкомаг — Бурнардумы, Верхнеудинского совета и Исполкома* общественных организаций. Однако в вышеназванных публикациях содержатся разрозненные материалы по теме, нет объективного анализа фактов и событий, связанных с Хоринским теократическим (балагатским) движением.

То же самое можно сказать о публикациях, вышедших в послевоенное время - и в наши дни. Вскользь и фрагментарно, притом в негативном плане упомянуто теократическое (балагатское) движение в. академическом издании «История Бурятской АССР» (т. 2, Улан-Удэ, 1959) и «Очерках истории \ Бурятской областной организации КПСС» (Улан-Удэ, 1970). В этих изданиях дается негативная оценка теократическому (балагатскому) движению в Хоринском ведомстве в 1919-1926 гг. и деятельности его лидеров. Исследования выдержаны в духе идеологических штампов и клише тех времен.

По сравнению с этими трудами в несколько выгодном свете выглядят монографии П.Т.Хаптаева, изданные в 1960-х годах: «Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в* Бурятии, ч. 1 - 2» (Улан-Удэ, 1964), и «Бурятия в годы гражданской войны» (Улан-Удэ, 1967), в которых содержатся новые архивные материалы. Правда, их немного, но анализ событий и действий лидеров теократического (балагатского) движения выдержаны в основном в негативном плане.

Некоторые сведения о теократическом (балагатском) движении в Хоринском ведомстве содержатся в работах Н.Д.Шулунова, Ф.М.Шулунова, А.А.Бартановой, Б.Д.Цибикова, К.М.Герасимовой, В.Б.Базаржапова, А.Н.Кочетова, В.А.Демидова и В.В.Демидова, Л.Б.Жабаевой, А.А.Елаева-, В.М.Монтлевича, Щ-Х.В.Очировой и Н.В.Цыремпилова, П.Балдандоржийна, А.Матвеева, Д.Л.Баяртуевой, А.М.Стрелкова, В.В.Бабакова, которые в совокупности- могут послужить необходимым фактологическим обоснованием . Философский анализ теократическому движению хоринских бурят дал С.Ю.Лепехов . Однако некоторые ученые- писали об этом историческом событии без должного понимания, движения в целом. Это вызвало множество ошибочных и искаженных представлений, связанных с природой теократического (балагатского) движениям Хоринском ведомстве.

Конец' XX века характерен широкой издательской деятельностью по<
проблемам буддизма* в Бурятии. Статьи по ним печатались не только в
журналах и сборниках, ной в средствах массовой информации. В1 материалах,
опубликованных в последнее десятилетие находим упоминания о Хоринском
теократическом (балагатском) движении, о его лидере Лубсан-Сандане
Цыденове. Имя Л.-С.Цыденова справедливо вернули из исторического забытья,
прежде всего местные периодические издания. Довольно серьезные публикации
стали появляться в буддологическом журнале «Гаруда» (Санкт-Петербург).
В выпуске 5 серийного издания «Выдающиеся бурятские деятели»
(Улан-Удэ, 2004) опубликована статья Э.Ч.Дарибазарона и

Ш.Б.Чимитдоржиева «Сандан Цыденов».

і Следует отметить, что авторы публикаций пытаются по-новому взглянуть,

на проблему теократического (балагатского) движения, находят в этом

движении немало позитивного, положительного. В них наметилась тенденция

объективного взгляда на теократическое (балагатское) движение.

В настоящей работе собраны и расставлены в единый логический ряд статьи, опубликованные в республиканских и областных газетах на русском, бурятском и других языках, в которых содержатся материалы по нашей теме30. Несомненный интерес представляют произведения художественной литературы, освещающие исторические события 1920-х годов в Бурятии. Это роман Ц.Р.Галанова- «Хун нгубуун» (Мать-лебедица). (Улан-Удэ, 1975, 2003), повесть Ц.-Д.Дамдинжапова «Дуугэй ами напан» (Судьба брата). (Улан-Удэ, 1975), роман-хроника И.Е.Тугутова «На четырех ветрах» (М., Современник, 1981).Таким образом, историографический анализ отечественной литературы по проблеме теократического (балагатского) движения1 в целом позволяет сделать вывод, что история этого движения в Хоринском ведомстве (аймаке) в 1919-1926 гг. и жизнедеятельность Л.-С.Цыденова* еще не стали предметом исчерпывающего научного исследования, остро нуждается в научно-теоретической разработке.

Целью работы является исследование зарождения и развития теократического (балагатского) движения в < Хоринском ведомстве (аймаке) Бурятии в 1919-1926 гг., сложного и противоречивого процесса в истории хоринских бурят.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

показать политические предпосылки зарождения теократического (балагатского) движения в Хоринском ведомстве;

проанализировать политическое и экономическое положение Хоринского ведомства (аймака) в 1920-х гг.;

- рассмотреть вопросы идейного и организационного оформления теократического (балагатского) движения хоринских бурят, показать развитие движения, выявить его особенности;

рассмотреть жизнь и деятельность религиозного деятеля Лубсан-Сандана Цыденова, руководителя теократического движения в Хоринском аймаке;

*

- показать ход, дать оценку вооруженному противостоянию балагатов-теократов и властей в 1922-1926 гг.;

сформулировать выводы, вытекающие из анализа поставленной проблемы.

Объектом исследования является история теократического (балагатского) движения в Хоринском ведомстве (аймаке) Бурятии в 1919-1926 гг.

Предмет исследования - зарождение и развитие теократического (балагатского) движения в Хоринском ведомстве (аймаке) Бурятии в 1919-1926 гг.

Хронологические рамки диссертации ограничены периодом с 1919 по 1926 г. Начальная временная граница связана с зарождением теократического (балагатского) движения в Хоринском ведомстве против принудительного призыва бурятской молодежи в ряды «Сагаан сагда». Конечная грань определяется тем, что в 1926 г. были подавлены последние вооруженные выступления балагатов-теократов.

Территориальные рамки исследования включают границы Бурятии с учетом административно-территориальных изменений, произошедших в рассматриваемый период (Западное Забайкалье, совпадающее в основном с современной территорией Республики Бурятия, образование Бурят-Монгольских автономных областей ДВР и РСФСР, образование Бурят-Монгольской АССР).

Методологическая основа исследования. При написании диссертации широко применялся распространенный в исторической науке принцип историзма, который не допускает модернизации исторических процессов и событий, но позволяет видеть их в реальном развитии и взаимосвязи; и принцип объективности, который ориентирует исследователя на всесторонний адекватный анализ и оценку фактов в их совокупности и целостности.

При анализе проблем, связанных с изучением теократического (балагатского) движения вХоринском ведомстве, использовались сравнительно-исторический и ретроспективный методы, методы сопоставления, анализа и обобщения различных научных взглядов и гипотез. Выбор методов исследования определялся имеющейся источниковой базой, логикой изложения материала и, наконец, стремлением автора максимально убедительно и объективно раскрыть тему диссертационной работы.

Источниковую базу работы составили архивные материалы, собрания официальных документов по истории бурятского национального и религиозного движения.

Прежде всего, следует назвать документальные материалы

Национального архива Республики Бурятия (БАРБ), из фондов Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (ЦВРК ИМБТ СО РАН), из фондов Музея истории Бурятии им. М.Н.Хангалова. К исследованию привлекались следственные дела, извлеченные из архива Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Бурятия (Архив Управления ФСБ РФ по РБ), документальные материалы Государственного архива Читинской области (ГАЧО).

В НАРБ это директивные, организационно-распорядительные, отчетно-информационные и аналитические документы партийных и советских органов

разного уровня, в которых содержатся ценные данные, освещающие борьбу с теократическим (балагатским) движением в Хоринском ведомстве в 1919-1926 гг. Данные НАРБ также включают в себя различные документы институтов < буддийской церкви в Бурятии (дацанов, дуганов, религиозных образований верующих), их переписку с государственными и- светскими учреждениями и организациями. Часть из них написана на монгольском языке.

Так, из использованных автором архивных документов наибольшую ценность для нашей работы представляли материалы следующих фондов: ф. 483 (Бурятский Национальный комитет), ф. 484 (Общебурятский нарревком), ф.р. 248с (Совет Народных комиссаров), ф.р. 278 (Управление Бурят-Монгольской Автономной области ДВР), ф.р. 994 (Хоринское аймачное управление /1921-1922/)^ ф.р. 1706 (КижингинсюоЬревком /1921-1923/), ф.р. 11 (Хоринский нарревком /1920-1922/), ф.р: 151 (Отдел милиции.Хоринского аймисполкома /1920-1938/), ф. 470 (Кудунский /Кижингинский/ дацан /1831— 1936/), ф.р. 1759 (ф. Шулунова Н.Д., доктора исторических наук), ф.р: 127 (ф. Иванова Д.М., журналиста; члена КПСС с 1920 г.); ф.р. 1746 (ф. Эрдынеева Ц.Э., участника борьбы за власть Советов, ветерана труда, персонального пенсионера, краеведа), ф. 305 (Народная дума бурят-монгол Восточной Сибири - Бурнардума), ф. 711с.

В фонде № 483 (Бурятский Национальный комитет) сосредоточены документы, отражающие ход общенациональных съездов бурят, областных, губернских, аймачных съездов, хошунных, сомонных собраний, протоколы заседаний Бурнацкома, его- Иркутского отдела. В делах фонда содержатся документы, материалы, переписка Бурнацкома с различными органами, учреждениями, общественными организациями, отдельными лицами1 и их группами по самым, различным вопросам - по вопросам административной, хозяйственной, военной, финансовой, земельной, социальной, национальной политики.

В фонде № 151 (Хоринская аймачная милиция) содержатся следственные документы, заведенные по фактам различных проявлений теократического (балагатского) движения. Наиболее ценным из них является дело № 364 -«О теократическом движении среди бурят Бодонгутского, Цаганского и Хальбинского хошунов Хоринскогоаймака».

Автором также обработаны, и проанализированы материалы и других
фондов НАРБ: ф.р. 643 (Агван Доржиев - представитель Тибета в СССР,
цанит-хамбо, /1853-1938/), ф.р. 415 (Хоринская земская, аймачная управа
/1917-1920/), ф.р. 1514 (Хоринское аймачное управление /1918-1925/), ф.р. 386
(Хоринская дума /1918-1920/), ф. 459 (Ширетуй Чесанского дацана /1846—
1929/), ф.р. 905 (Хоринская аймачная- управа /1917-1918/), ф. 704

(Правительственный Эмиссариат Прибайкальской области), ф. 21, ф. 408, ф. 474, ф. 476. В бывшем партийном архиве Бурятского обкома КПСС наибольшую ценность для' нашей .работы* представляют материалы ф. 1-п (Бурят-Монгольский Областной комитет ВКП /б/), ф. 34-п (Хоринский аймачный комитет ВКП /б/ Бурят-Монгольской. АССР).

Документальные материалы по теократическому движению хранятся в фондах Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (ЦВРК ИМБТ СО РАН): д.636 (Архив Лубсан-Сандана Цыденова), д.299, д.318 (Рукописи Ц.Очиржапова), д.2408 (Рукописи Ц.Эрдынеева), д.316 (Из истории Кижингинского дацана).

Привлечены документы- из» фондов Музея истории Бурятии им. М.Н.Хангалова. В ф. 9644 хранится рукопись Ц.Очиржапова «Теократическо-балагатское движение и бандитизм по Хоринскому аймаку (в 1917-1927 гг.)». В Временном фонде - Инв. №422 (Оригинальный тибетский текст поэмы Л.-С. Цыденова «Лечу по небу» /Oytaryui-dur niysiinem/ Улан-Удэ,

1936). В этом же деле имеется машинописная рукопись сотрудника Антирелигиозного Музея Б.Жигмидона «Контрреволюция под маской теократизма (Балагатчина). Экспозиция Антирелигиозного Музея» историческое введение к концепции выставки, посвященное личности Л.-С.Цыденова и возглавленному им движению. Также, на наш взгляд, интересными являются: д.58 (Дневник Шойванова Жамьяна времен теократического движения среди бурят Хоринского. аймака. 1919 г.), рукопись Б.Ванчикова «Теократизм - демагогическая авантюра обреченных».

В архиве Управления ФСБ РФ по РБ - это следственные дела на лидеров теократического движения, заведенные .БМОООГПУ (Бурят-Монгольским Областным Отделом ОГПУ), до последнего времени практически недоступные для исследователей: № 5565/с в отношении лидера теократического движения Лубсан-Сандана Цыденова, № 6020/с в отношении Бадмацырена Бониева и др. (всего 10 человек), № 1836/с в отношении Сандылык Гончикдараева, № 19621с в отношении Аюши Очирова и др., № 4020/с в отношении Бэликто Дымбрылова.

Некоторые материалы по рассматриваемой нами теме отложились также в ф. 16 с, ф. 1 общ. Государственного архива Читинской области (ГАЧО).

В данных архивах изучены материалы более тридцати фондов. Многие из этих документов впервые вводятся в научный оборот.

Определенную ценность как исторический источник по рассматриваемой теме представляют и материалы периодической печати. На страницах республиканских, краевых и областных газет были опубликованы статьи и письма, касающиеся вопросов теократического (балагатского) движения. Эти материалы не только дополняют имеющиеся документы архивов, но и служат нередко в качестве важных документальных источников.

Подобные материалы содержат газеты, издававшиеся в Верхнеудинске и Чите: «Вестник ДВР», «Прибайкальская правда», «Дальневосточный телеграф», «Дальневосточный. путь», «Дальневосточная правда», «Дальневосточная республика», «Прибайкальский край». К исследованию также привлекались местные периодические издания- разных лет: «Бурят-Монгольская правда», «Правда Бурятии», «Бурятия», «Буряад-Монголой унэн», «Буряад унэн». Эти материалы'позволяют проследить многие явлениями события, непосредственно относящиеся к данной теме.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые проведен исторический анализ- теократического (балагатского) движения в Хоринском ведомстве Бурятии- в1 1919-1926 гг., которое рассматривается- в системном плане,.комплексно в тесной связи с биографиями наиболее активных деятелей этого движения., Исследование помогло вскрыть некоторые ранее тенденциозно освещавшиеся моменты в истории теократического движения^ позволило также выявить истоки его самобытного развития. В работе использованы, новые архивные материалы, ранее не вводившиеся в научный оборот. История теократического (балагатского) движения в Хоринском ведомстве рассматривается в контексте политической истории Бурятии 1920-х гг.

Практическая значимость. Диссертация имеет не только научное, но и практическое значение. Материалы и выводы, имеющиеся в работе, могут быть использованы при подготовке нового издания «Истории Бурятии» и других научных работ, учебных пособий, при. подготовке лекций и практических занятий по- истории Отечества, в спецкурсах и спецсеминарах по истории Бурятии в высших и средних специальных учебных заведениях.

Апробация работы. Диссертация прошла предварительное обсуждение на заседании Отдела истории, этнологии и социологии ИМБТ СО РАН. Основные положения диссертации изложены в научных докладах на международных и

региональных конференциях: «Цыбиковские чтения-7» (Улан-Удэ, 1998), «Молодежь и научно-технический прогресс» (Владивосток, 1998), «Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии» (Улан-Удэ, 2000), «Актуальные проблемы бурятского языка, литературы, истории» (Иркутск, 2000). По теме диссертации опубликовано 10 научных работ, в т.ч. монография «Теократическое движение в Хоринском ведомстве Бурятии (1919-1926 гг.)» (Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2008), общим объемом 14, 65 п.л.

Структура работы соответствует избранной цели и задачам. Диссертация состоит из введения, трех глав с примечаниями, заключения, библиографического списка источников и литературы.

Примечания:

  1. Советская историческая энциклопедия. М., 1973. Т. 14. С. 190.

  2. Энциклопедический словарь. М., 2004. С. 985.

  3. Богомолов, А.И. Религии мира. Новейший словарь / А.И. Богомолов. -Ростов-на-Дону, 2005. С. 527-528.

  4. Тощенко, Ж.Т. Теократия / Ж.Т. Тощенко // Политическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. М., 2000. С. 489.

  5. Богомолов А.И. Указ. соч. - С. 527-528.

  6. Тощенко Ж.Т. Указ. соч. С. 489.

  7. История религии. Под редакцией проф. И. Н. Яблокова. М., 2002. Т. 2. С. 276.

  8. Там же. С. 396.

  9. Далай-лама {мон.-тиб.\ ta 1аТ Ыа та, Океан-Учитель, он же ио-тиб.: rgyal ba rin ро. che, Победитель [смерти] — живой будда) — имя земного воплощения бодхисаттвы Авалокитешвары {тиб.\ Ченрези), который в тибето-монгольском буддизме постоянно рождается как человек последние 500 лет, отыскивается среди двух-четырехлетних мальчиков по внешним

телесным признакам, а также с помощью оракула, ясновидящих лам и ряда экзаменов, испытаний среди кандидатов. Избранник получает лучших наставников, двадцать лет обучается Учению, тантрическим практикам и т. д., в заключение он должен выдержать испытание в виде ученого диспута, после которого объявляется главой1 тибетской школы гелуг и духовным руководителем страны. Он также признается высшим духовным иерархом другими тибетскими школами и всеми верующими, в том числе последователями гелуг в России. Впервые это имя-звание было присвоено главе школы Сонаму Гьяцо (1543-1588) монгольским Алтан-ханом в 1578 г. Тибетское «гьяцо» переводится на монгольский язык «далай» и означают «океан [мудрости]».

Сонам сразу оказался третьим воплощением, а его предшественники— Гендун-друп (1391-1474), ученик Цонкапы, и Гендун Гьяцо (1475-1542)— были посмертно возведены в сан Далай-ламы (соответственно I и* II). Правнука Алтан-хана — Ендона Гьяцо — уже «избирали» Далай-ламой IV, и он единственный монгол в этой линии духовной преемственности. Ныне здравствует Далай-лама XIV — Тензин Гьяцо.

Полностью по-русски это имя-звание звучит так: «Океан-Учитель — Держатель ваджры». С конца XVI в. по 1951 г. Далай-ламы (а при их малолетстве — регенты) фактически руководили тибетским государством. Верующие считают, что знания Далай-ламы безмерны, как океан, он их лучший Учитель, покровитель, сострадательный защитник. В XVII-XVIII вв. была детально разработана многолетняя процедура нахождения- и избрания, очередного воплощения* из мальчиков, родившихся через 49 дней после смерти предыдущего Далай-ламы. Последний нередко указывал местность своего будущего рождения. Избранник воспитывался в монастырях школы гелуг, получал фундаментальное образование у лучших учителей страны ив 16-18 лет его торжественно возводили на «Львиный трон». Многие из Далай-лам были действительно талантливыми буддийскими

учеными, авторами многотомных трудов (V, VII и XIV), основоположниками монастырей (первые три) и искусными политиками. // Далай-лама XIV. Доброта, ясность и постижение сути. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2007. С. 408-409; Далай-лама XIV, он же ТензинТьяцо (родился в 1935 г.), — духовный лидер последователей тибето-монгольского буддизма, глава школы гелуг и тибетского правительства в изгнании, находящегося с 1959 г. в Дхарамсале (Индия), лауреат Нобелевской премии мира (1989), автор нескольких книг, сборников лекций и проповедей, некоторые из них переведены на русский язык. Он' принимает действенное участие в международной культурно-просветительской и политической жизни, предлагая мировому сообществу идеи превращения Тибета в зону мира и ненасилия (ахимса). В буддийских республиках России и в Москве он частый гость, здесь работает его представительство. // Там же. С. 410:

  1. Агаджанян, A.G. Теократия / А.С. Агаджанян // Религиоведение. М., 2007. С. 497.

  2. Советская историческая энциклопедия. М., 1973. Т. 14. С. 190.

  3. Дамдинова,1 Е.Г. Теория1 власти в индийском и тибетском буддизме. Автореф. дисс. канд. филос. наук /Е.Г. Дамдинова. - Улан-Удэ, 2005. С. 19.

  4. Буддизм. Каноны. История. Искусство. М., 2006.- С. 348.

  5. Далай-лама о Дзогчене. Учения о Пути великого совершенства, переданные на Западе Его Святейшеством Далай-ламой. М., 2002. С. 22.

15. Там же. С. 23.

16: Молодцова, Е.Н. Тибет: сияние пустоты / Е.Н. Молодцова. - М., 2001. С. 263.

  1. Буддизм. Каноны. История. Искусство. Ml, 2006. С. 350.

  2. Молодцова.Е.Н. Указ. соч. С. 263.

  3. Далай-лама'с Дзогчене. Учения о Пути'великого совершенства, переданные на Западе Его Святейшеством Далай-ламой. М., 2002. С. 23.

  4. История Востока. Т. 4, кн. 2. М., 2005. С. 485.

  5. Ломакина, И.И. Великий беглец. Документальная повесть о судьбе XIII Далай-ламы / И.И. Ломакина. - М., 2001. С. 46.

  1. История Востока. Т. 4, кн. 2. М., 2005. С. 485.

  2. Диоцез - название административного округа, бывшего подразделением префектур в Римской империи со времен Диоклетиана, а с Константина Великого диоцезами стали называть территориальные единицы в церковном управлении, т.е. епархии. // История Ватикана. Власть и римская курия. М., 2002. С. 195.

  1. История религии. Под редакцией проф. И. Н. Яблокова. М., 2002. Т. 2. С. 354.

  2. Ислам в России. М., 1996. С. 9.

  3. Агаджанян А.С. Указ. соч. С. 497.

  4. Тощенко Ж.Т. Указ. соч. С. 489.

  5. Шулунов, Н.Д. Становление Советской национальной государственности в Бурятии (1919-1923 годы) / Н.Д. Шулунов. - Улан-Удэ, 1972;

Шулунов, Ф.М. Контрреволюция и ламство / Ф.М. Шулунов // Записки Бурят-Монгольского ГИЯЛИ, выпуск 2. Улан-Удэ, 1940;

Вартанова, А.А. Образование Бурятской Автономной Советской Социалистической Республики / А.А. Вартанова. - Улан-Удэ, 1964; Цибиков, Б.Д. Образование Бурят-Монгольской автономной области Дальнего Востока / Б.Д. Цибиков. - Улан-Удэ, 1953;

Герасимова, К.М. Об историзме в исторических исследованиях: теократическое и балагатское движение в Хоринском аймаке (1917-1926 гг.) / К.М. Герасимова // Региональные музеи: настоящее и будущее. Улан-Удэ, 2003;

Базаржапов, В.Б. Буряты на службе Отечеству / В.Б. Базаржапов. -Улан-Удэ, 2005;

Кочетов, А.Н. Ламаизм / А.Н. Кочетов. - М., 1973; Кочетов, А.Н. Буддизм / А.Н. Кочетов. - М., 1968, 1983;

Демидов, В.А. Бурятия: от степных дум к автономии / В.А. Демидов, В.В. Демидов. - Новосибирск, 2001;

Жабаева, Л.Б. Элбек-Доржи Ринчино и национально-демократическое движение монгольских народов / Л.Б. Жабаева. - Улан-Удэ^ 2001; Елаев, А.А. Бурятия: путь к автономии и- государственности / А.А. Елаев. -М.5 1994;

Елаев, А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение / А.А. Елаев. - М., 2000;

Монтлевич, В.М. Буддизм на севере России / В.М. Монтлевич // Наука и религия, 1990, №2;

Монтлевич, В.М. «Тантра» - на Запад! О духовном подвиге Бидии Дандарона / В.М. Монтлевич // Наука и религия, 1991, №2;

Монтлевич, В.М. Материалы к жизнеописанию Лубсана Сандана Цыденова / В:М: Монтлевич // Гаруда, 1993, № 2-3 (4-5);

Очирова, Ц-Х.В. Самдан Цыденов и его проект буддийской теократии / Ц-Х.В. Очирова, Н.В: Цыремпилов // Мир буддийской культуры: Духовное наследие и современность. Материалы Международной конференции (Сентябрь 2006 г.). Чита-Агинское-Улан-Удэ, 2006;

Балдандоржийн, П. О ламе Сандане Цыденове / П. Балдандоржийн, А. Матвеев //Гаруда, 1994, №1(6);

Балдандоржийн, П. Хэжэнгын дасанай хуряангы туухэ. (Краткая история Кижингинского дацана) / П. Балдандоржийн. - Хэжэнгэ, 2003; Баяртуева, Д.Л. Роль Лубсан-Сандана Цыденова в становлении- буддизма в Бурятии / Д.Л. Баяртуева // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Востоковедение. История. Вып. 5. Улан-Удэ, 2007;

Стрелков, A.M. Легенды.и были о-великом ламе / А.М: Стрелков // Восточная коллекция. М., 2004, №4(19);

Бабаков, В.В. Бурнацком - Бурнардума: первый опыт национально-государственного строительства в Бурятии. Автореф. дисс. канд. ист. наук / В.В. Бабаков. - Улан-Удэ, 1997.

29. Лепехов, СЮ. Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации /
СЮ. Лепехов. - Улан-Удэ, 1999;

Лепехов, СЮ. Монастыри и философские школы как основные структурообразующие элементы буддийской цивилизации / СЮ. Лепехов // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Материалы конференции. Улан-Удэ, 2001.

30. Балдандоржийн, П. Цэдэнэй Самдан ламахай тухай / П. Балдандоржийн //
Хэжэнгэ, 1992, № 25, июниин 18;

Балдандоржийн, П. Худанай ламхайн хуби заяан / П. Балдандоржийн //

Буряадунэн, 1997, октябриин 16;

Эрдынеев, Ц. Совет засагай тулоо тэмсэлэй хуудапануудпаа / Ц. Эрдынеев //

Буряадунэн, 1963, №131, июниин 5;

Номтоев, Ц. Даяанша Сандан лама / Ц. Номтоев // Буряад унэн, 1992,

ноябриин 26;

Нимбуев, Т. Худанай ламхай / Т. Нимбуев // Буряад унэн, 1997, октябриин 25;

Худанай ламын магтаал // Хэжэнгэ, 2003, №34, августын 22;

Балдандоржийн, П. О реабилитации Сандана Цыденова / П. Балдандоржийн //

Долина Кижинги, 1997, 24 сентября;

Балдандоржийн, П. О ламе Сандане Цыденове / П. Балдандоржийн,

А. Матвеев//Долина Кижинги, 1993,15 мая;

Борходоева, Е. Агван Силнам. Проповедь нетленного тела / Е. Борходоева //

Информ полис, 2003, 2 июля;

Эрдынеев, Ц. О некоторых событиях 1919-1920 годов на территории

Хоринского аймака / Ц. Эрдынеев // Красная заря, I960, 3 апреля;

Эрдынеев, Ц. Борьба за укрепление Советской власти в Кижинге в 1921-

1922 годах / Ц. Эрдынеев // Красная заря, 1960, 2 декабря;

Эрдынеев, Ц. Организационно-советская работа в Хоринском аймаке в 1923 -

1924 годах / Ц. Эрдынеев // Красная заря, 1961, 24 марта;

Федотова, М.И. «Бидиядара», или История единственной попытки бурятского народа учредить теократическое государство по примеру Тибета и Монголии /М.И. Федотова//Бурятия, 1996, 1 августа.

Политическое положение в регионе

Победа февральской революции, свержение царского самодержавия открыли новый этап в развитии национально-демократического движения народов российских окраин, в том числе национально-освободительного.

Как свидетельствуют источники, сразу же после получения известий о победе февральской революции во многих местах Бурятии были организованы выступления с требованиями организации национального самоуправления, решения насущных для населения вопросов экономики, культуры и просвещения.

Лидеры бурятского национального движения сумели превратить стихийные выступления широких бурятских масс в организованную борьбу за автономию. На местах среди населения проходили собрания, сходы, которые принимали наказы на общебурятские съезды, готовившиеся национальными общественными деятелями .

В различных регионах Бурятии происходят движения, выдвигавшие этнонациональные, демократические требования, известные по названиям местностей и именам их лидеров: ханхасаевское движение в Эхирит-Булагатском аймаке, хилганайское в Баргузинском, абидуевское движение в Селенгинском, догойское в Агинском аймаке. Наиболее крупным было теократическое (балагатское) движение во главе с ламой Лубсан-Санданом Цыденовым в Хоринском аймаке, которое явилось наглядным свидетельством того, что в рассматриваемый период в бурятском обществе важнейшую роль играл религиозный фактор.

Свидетельством подъема бурятского национального движения явился Первый общенациональный съезд бурят Забайкальской области и Иркутской губернии, состоявшийся 23-25 апреля 1917 г. в Чите, принявший решение об организации национальной автономии на основе объединения всего бурятского народа в одно административное образование без включения туда представителей других народов, резолюцию о национализации бурятских школ. Съезд образовал Центральный Бурятский национальный комитет (Бурнацком) і как высший орган управления бурятами2.

Этот национальный орган добивался организации самоуправления бурят, образовав аймаки, хошуны, сомоны на территориях, населенных бурятами.

С Первого общебурятского съезда началось практическое осуществление идеи о бурятской автономии. Был разработан «Статут о временных органах по управлению культурно-национальными делами бурят-монголов и тунгусов Забайкальской области и Иркутской губернии». Согласно этому документу, автономия облекалась в форму местного самоуправления. Она строилась по схеме сомон - хошун - аймак, основываясь на автономии, которой! буряты пользовались по уставу (1822 г.), отличалась от нее тем, что ее низовая административная единица строилась на территориальном принципе, а по уставу Сперанского — на родовом. Данная аймачная автономия сознательно была максимально приближена к системе национального самоуправления, существовавшего до г начала XX века.

Лама Лубсан-Сандан Цыденов - религиозный деятель и лидер теократического государства в Хоринском ведомстве (аймаке)

Как известно, в начале XX в. на- территории Бурятии находилось 43 больших и малых дацанов, где служили около »15 тысяч лам, среди которых было 4 «гэгэна - хубилгана».

В. дацанах Хоринского ведомства (аймака) насчитывалось более трех тысяч лам, в числе которых было немало высокообразованных и влиятельных буддийских деятелей, пользовавшихся огромным авторитетом среди населения. История бурятского народа, начиная с рубежа XVI-XVII вв. тесно- связана с буддизмом, который был для них не просто религиозным учением, а по существу являлся одним- из важных компонентов их общественно-политической жизни, частью духовной культуры. Само бытие.монголоязычных народов,- и бурятского в том числе, строилось на религиозных постулатах буддизма. С буддизмом связаны распространение у бурят письменности, научных знаний, литературы и искусств. Именно в дацанах появились первые ученые и учителя в области буддийской философии, монгольской и тибетской письменности и литературы, астрономии- и астрологии, восточной медицины, буддийского искусства, мастера книгоиздательского дела- и т.д. И- именно- при дацанах началось формирование бурятской интеллигенции.

Следовательно, буддизм оказал .огромное влияние на развитие национальной бурятской культуры, национальную идентификацию, на литературу и искусство народа; Выступал он в качестве защитника национальной целостности и самобытности бурятского народа, способствовал его консолидации.

Даже коммунисты вынуждены были признавать, что «ламство имеет положительное влияние на народную жизнь; дацаны в некотором отношении являются культурным центром, в нем зародились письменность, литература, буддийская теологическая- философия и т.д.; ламы как лекари тибетской медицины оказывают большую услугу по излечению населения»1.

Как известно; в начале XX в. в среде бурятской интеллигенции и духовенства возникло обновленческое движение, которое было связано с национальным движением народа. Идеологом этого. движения был представитель рода галзут хори бурят цанит-хамба Агван Доржиев (1853-1938); Обновленческое движение преследовало цель реформировать буддийскую, сангху, вернуться к «первоначальному» буддизму, возродить идеалы и нормы морали; характерные для раннего буддизма. Обновленцы стремились очистить учение от грубых суеверий и негативных явлений, предлагали упростить обрядность, возродить глубокие философско-этические и психологические аспекты буддизма.

Бурятская духовная интеллигенция выдвинула из своей среды немало выдающихся лам-ученых, известных не только в Бурятии, но и во всем монголоязычном и буддийском мире. В памяти бурятского народа живы, легенды и предания, об именитых ламах, обладавших глубокими знаниями. К их числу, несомненно, относится ширетуй Кодунского (Кижингинского) дацана Лубсан-Сандан Цыденов, который даже на этом фоне выделялся своей колоритностью и талантливостью. Он был фигурой, чья жизнь, как в фокусе, собрала самые характерные черты бурятского народа.

Политическая программа и практическая деятельность балагатов-теократов в 1921-1922 гг

Весной 1921 г. в составе ДВР была создана Бурят-Монгольская автономная область, объединившая бурятское население не по территориальному, а по национальному признаку. Еще до ее учреждения руководство Бурнарревкома для увеличения доходов от сельскохозяйственного производства намеревалось (без согласования с правительством ДВР) приступить к строительству перерабатывающих заводов. В связи с этим на сельских жителей накладывались тяжелые повинности по заготовке леса и строительству. Осуществлять этот план начали в первую очередь в Кижингинских хошунах, так как предполагали, что после того, как обезглавили теократическое движение, арестовав его лидера и министров, жители хошунов будут покорны и послушны1.

Постановлением Бурнарревкома в Бодонгутском хошуне (в Кижинге) было решено приступить к строительству кожевенного, сыроваренного и маслодельного заводов путем привлечения местного бурятского населения на строительство в порядке трудовой и гужевой повинности, что означало принудительное привлечение жителей хошунов на заготовку леса и на строительство. Повинности были наложены только на бурятское население, а русские, жившие в соседних деревнях, были свободны от них, так как они входили в состав Верхнеудинского уезда Прибайкальской губернии.

Хошуны Кижингинского куста не выделялись богатством среди других хошунов Бурят-Монгольской автономной области. В кижингинских хошунах имелось 2 389 бурятских хозяйств, им принадлежало всего 54 468 голов разного вида скота или по 23 головы в среднем на одно хозяйство. Агинский аймак имел намного больше скота. Например, в среднем на одно хозяйство в Агинском хошуне приходилось по 43 головы скота, в Адончелонском - по 41 гол., в Адоголикском - по 48 гол., вЦугольском - по 36 гол. Безусловно, где много скота, там больше сырья, необходимого для кожеделия, мыловарения и сыроварения2."

За годы I мировой и гражданской войн население Хоринского ведомства, в том числе Кижингинского куста потеряло тысячи голов скота, многие остались без рабочего скота. В годы гражданской войны красные и белые изымали лошадей и скот в большом количестве. Безусловно, годы гражданской войны привели к разорению хозяйства бурятского населения. 2/3 населения кижингинских хошунов были-бедняками и слабыми середняками. Лишь 4-5 % населения имело зажиточное хозяйство.

В это тяжелое для местного населения время в Бодонгутский хошун (в Кижингу) прибыла комиссия во главе с представителем Бурнарревкома Баярто Вампилуном, которая обнародовала постановление Бурнарревкома о строительстве перерабатывающих заводов в Кижинге, в частности, в Бодонгутском хошуне. К работе по строительству заводов привлекалось все бурятское население в принудительном порядке, в порядке выполнения трудовой и гужевой повинности. Работа не оплачивалась, причем требовалось выполнение задания в кратчайший срок. Эта тяжелая повинность легла тяжелым бременем на плечи бедняцких семей, многие из них не имели лошади, или не имели рабочего в семье. Такие слои населения были вынуждены обратиться за помощью к не облагаемым такими повинностями соседним русским крестьянам, в результате они лишились своего последнего барана и последних денежных средств3.