Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская православная церковь заграницей (1919 - 1926 гг. ) Беляева, Анна Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Беляева, Анна Владимировна. Русская православная церковь заграницей (1919 - 1926 гг. ) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова.- Ярославль, 1998.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-5/3806-6

Введение к работе

Актуальность исследования. Данная работа актуальна трежде всего в научном плане. Она уточняет и детализирует :разу несколько аспектов новейшей отечественной истории: їсторию русской эмиграции и историю Русской Православ-той Церкви. Обращение к церковной истории эмиграции зажно и в связи с тем, что проблема эта практически не ис-:ледована (см. ниже). Необходимо подчеркнуть и практи-іескую значимость этой работы. Во-первых, она позволит потовому взглянуть на проблемы адаптации эмигрантов в новой ;реде с помощью институтов церкви. Во-вторых, изучение ззаимоотношений различных ветвей РГГЦ за границей друг с ірутом и с Московской Патриархией, выявление причин «шфликтов между ними может способствовать нахождению зероятных путей их устранения или, по крайней мере, их ;мягчения. В-третьих, актуальна диссертация и в связи с зозможностыо ее последующего применения в разрабаты-заемых и читаемых сейчас в ряде вузов страны курсах лекций л семинаров по истории эмиграции и по истории Русской Православной Церкви. Нам видится, что данная тема не только важна для специалистов, но и представляет интерес іля широкого круга читателей.

История Русской Православной Церкви заграницей -гема многоплановая и объемная. Даже при ее изучении лишь з указанном хронологическом промежутке 1919 - 1926 гг. невозможно вместить в одну диссертацию весь спектр вопросов, :вязанных с ней. Поэтому необходимо сделать некоторые эговорки. Прежде всего они будут касаться объекта исследо-зания, которым является Русская Православная Церковь заграницей в период с 1919 по 1926 г.

Одним из главных направлений в исследовании истории церкви является изучение ее структуры, системы органов управления. Поэтому изучение именно их, в частности Высшего Церковного Управления и Соборов Русской

Православной Церкви заграницей, Архиерейского Собора Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, Епархи ального Управления и Епархиальных Собраний Запацнс Европейской епархии, и было положено в основу данной дис сертации. Именно они явились организаторами всей цер ковной жизни православной эмиграции, которая была очен многообразна (создание приходов, храмов, религиозно воспитание и обучение, возникновение православных круж ков, братств, сестричеств, обществ взаимопомощи и др.). Од нако на этом многообразном спектре вопросов диссертан останавливается достаточно коротко, так как для данной темі они носят скорее вспомогательный, чем основной характег. Главный акцент диссертации сделан именно на изучении вы шеперечисленных органов церковного управления, их воз никновения и развитая, преемственности, их борьбы з власть, возглавления церкви за границей.

Русская Православная Церковь заграницей являете: частью Российской Матери-Церкви. Поэтому в исследованиі рассматриваются взаимоотношения высших церковных орга нов зарубежья с Московской Патриархией, отношение по следней к действиям эмигрантов, реакция Церкви загранице] на события, происходящие на Родине. Изучение этих про блем способствует воссозданию более полной истории цер ковной эмиграции. Эти два аспекта истории Русскоі Православной Церкви заграницей и определили содержание основной цели данной работы.

Для понимания и более четкого разрешения изучаемы проблем, в рамках целевой установки исследования был по ставлен ряд конкретных задач.

При освещении работы высших церковных органов з; границей таковыми явились следующие:

анализ правомерности их существования;

выяснение вопроса о том, представляли ли Высше< Церковное Управление юга России, Высшее Церковно* Управление заграницей, Архиерейский Синод и Собор одш и тот же эволюционизирующий орган или же это были прин ципиально разные стрэтоуры;

изучение роли Карловацкого Церковного Собор; 1921 г. в истории Русской Православной Церкви заграницей;

выделение причин разногласий и церковного многовластия" за границей;

определение роли Русской Православной Церкви за-раницей.

При выяснении характера и содержания взаимоотноше-ий этой церкви с Матерью-Церковью в России также воз-икает ряд некоторых дополнительных вопросов:

- изучение влияния деятельности Русской Православной
Церкви заграницей на судьбу Церкви и священнослужителей

России;

- исследование отношения Московской Патриархии и ее
уководителей к этой деятельности.

Такова совокупность основных вопросов, определивших аправленность и содержание данной работы.

Конкретизация темы и целевой установки работы тре-ует определенного обозначения ее географических и хроно-огаческих рамок.

Казалось бы, географические рамки указаны в самом азвании диссертации - "заграницей", то есть все территории, е входящие в состав России, позднее СССР. Но в данном лучае это обозначение относится к наименованию самой ерковной организации, а не к месту ее расположения*.

Определению территориальных границ исследования пособствуют выделенные ранее его главные аспекты, свя-анные с рассмотрением работы высших церковных органов а границей. Следовательно, география их деятельности и оставляет географию исследования. Однако и здесь есть пределенные сложности.

Прежде всего надо учитывать, что в некоторых госу-арствах, входивших ранее в состав Российской империи, осле их отделения образовались собственные национальные равославные Церкви. Изучение их деятельности может со-тавить тему специального исследования, но не является елью данной работы. Поэтому из рассмотрения эти терри-ории (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Финляндия) исклю-

* Этим же обусловлены и особенности орфографии. Когда речь дет о наименовании церкви, используется (принятое в специальной итературе) слитное написание ("заграницей"), когда речь идет о ^графическом месторасположении - отдельное ("за границей").

чаются. На территории Северной Америки до Октябрьской революции также существовала отдельная епархия Русскоіі Православной Церкви. Изначально из-за своей отдаленности она практически, а затем и официально была автономной, став впоследствии митрополичьим округом. Ее история развивалась по отдельной схеме, у нее были свои проблемы, происходили размежевания, что также может составить тем> для отдельного исследования и опять же не является цельк нашей работы. Таким образом, хотя в ведение церковных органов, возглавлявших Русскую Православную Церковь заграницей, и входили приходы Дальнего Востока, Европы. Северной Америки, и даже несколько общин в Австралии и Африке, из исследования они будут исключены. Основное внимание будет ориентировано на территорию Европы, та* как здесь располагалась основная масса эмигрантов. Деятельность Высшего Церковного Управления за границей началась в Константинополе, а затем продолжилась в Сербии. Там же работали Архиерейский Синод и Архиерейские Соборы. Епархиальное Управление Западно-Европейской епархии местом своего пребывания избрало Францию. Этс обусловливает и то, что при изучении истории Русской Православной Церкви заграницей автор чаще будет обращаться именно к этим странам;. Но как уже отмечалось ранее, в сферу управления этих органов входили русские православные приходы и других стран (хотя жизнедеятельность самих церковных общин нас интересует в меньшей степени). Поэтому рамки исследования не ограничиваются лишь Турцией, Францией и Сербией. Таким образом, можно констатировать, что географические рамки данной диссертации взаимосвязаны с основными аспектами работы и определяются сферой деятельности высших церковных органов Русскоіі Православной Церкви заграницей в конкретный исторический период.

Хронологические рамки диссертации (1919 - 1926 гг.) заявлены в самом ее названии. Однако необходимо обосновать, почему выбраны именно эти годы, и выделить в них подэтапы развития Русской Православной Церкви заграницей.

1919 г. Именно в этот год возникли первые временные Церковные управления в России, явившиеся в дальнейшем

основой для высших церковных органов Русской Православной Церкви заграницей. Начало массовой эмиграции из России, в том числе архипастырей и пастырей. Ситуация осложнялась потерей связи с Московской Патриархией. Константинопольская Патриархия, куда прибыла основная масса эмигрантов, физически была не в состоянии возглавить их. Все это привело к необходимости организации церковного управления для православного русского беженства. Так началась история Русской Православной Церкви заграницей, которую в пределах указанных хронологических рамок можно подразделить на три этапа.

1919 - 1921 гг. Возникновение Русской Православной
Церкви заграницей, ее структурное и организационное
оформление. Этот период можно назвать Константинополь
ским. Именно на территории этого города действовал пер
вый орган церковного управления в эмиграции - Высшее
Церковное Управление за границей. Здесь же, в Турции, в эти
годы сконцентрировалась основная масса русских бежен
цев, в том числе и в духовном сане. Важную роль в даль
нейшем развитии церкви за границей сыграл
Константинопольский Церковный Собор, явившийся пред
шественником Всезаграничного, прошедшего в Сербии.
Всеобщий Собор явился своего рода разделителем двух эта
пов. С одной стороны, он подвел итога Константинополь
ского периода, а с другой - определил дальнейшие цели и
задачи Церкви заграницей на будущее.

1922 - 1924 гг. Дальнейшее развитие Русской Православной Церкви заграницей по пути обособления от Московской Патриархии. 1922 г. - указ Патриарха всея Руси о роспуске Высшего Церковного Управления заграницей. Возникновение Архиерейского Синода и Собора как высших органов Церкви заграницей, которая с этого времени существует практически отдельно и независимо от высших российских церковных органов.

1925 - 1926 гг. Этот этап характеризуется появлением первых серьезных разногласий в православной эмиграции и их перерастанием в разделение Церкви заграницей. 1925 г. -смерть Патриарха Тихона, усугубившая ситуацию. 1926 г. -выход митр. Евлогия, управляющего Западно-Европейской епархией, из состава Архиерейского Синода. С этого времени

Русская Православная Церковь заграницей перестала суще ствовать как единая организация, что явилось началом цер ковного "многовластия" в виде отдельных церковны образований "евлогиан" и "карловчан".

Рассматривая историографические аспекты диссертацш следует подразделить всю исследовательскую литературу п "принадлежности" авторов на советскую, российскую соврс менную, церковную русскую, русскую эмигрантскую и зар) бежную.

Начнем с публикаций советских авторов. В советско историографии нет ни одного исследования по данной, кок кретной проблематике. Хотя надо отметить, что она затрата вается в работах по истории Русской Православной Церкви в книгах о современной русской зарубежной церкви и эмш рации2. Есть немногочисленные публикации в периодике3. В всех этих работах исследуемая проблема рассматривается по одним углом: антисоветская и антикоммунистическая де* тельность Русской Православной Церкви заграницей, основном это работы, направленные на исследование деі тельности Русской Православной Зарубежной Церкви в боле поздний период (1970 - 1980-е гг.) и связанные с контрпрош гандой. Эта группа публикаций не дает четкого представленії об исследуемой проблеме, так как ей присущ не историчс ский, а скорее идеологический подход, она уделяет внимани не истории Церкви, а ее антисоветским и антикоммунистичс ским идеалам и действиям.

1 См.: Крывелев И.А. Русская Православная Церковь в перво
четверти XX века. М., 1982; Шишкин А.А. Сущность и критически
оценка обновленческого раскола Русской Православной Церкви. М
1967; Русское православие: вехи истории. М., 1989.

2 См.: Белов А.В., Карпов А.Д. Под флагом антисоветизма. М
1980; Белов А.В., Шилкин А.Д. Диверсия без динамита. М., 197;
Гордиенко Н.С., Комаров П.М., Курочкин П.К. Политиканы от ре
лигии. М., 1975; Гордиенко Н.С., Комаров П.М. Обреченные: о ру<
ской эмигрантской псевдоцеркви. М., 1988 и др.; Горев h
Карловацкий Собор. М., б/г; Сулацков А.А. Пишут письма провою
торы (критические заметки по истории и идеологии Карловацкої
раскола). Алма-Ата, 1973.

3 См.: Белов А., Шилкин А. Духовные мертвецы из Джорданвш
ля // Наука и религия. 1969. № П. С. 42-45.

В исследованиях современных российских авторов, как и в работах советского периода, наблюдается отсутствие монографических трудов по этой проблеме. Эта историографическая группа представлена еще более бедно. В конце 1980-х -начале 1990-х гг. началась разработка вопросов, связанных с жизнедеятельностью русской эмиграции4. Появились даже учебные и методические пособия, материалы научных конференций5, но в них истории Русской Православной Церкви за границей уделено мало внимания. Из исследователей истории Церкви, затрагивающих данную проблему, можно, пожалуй назвать лишь В.А. Алексеева6. В его работах история Церкви заграницей рассматривается через призму взаимоотношений с Московской Патриархией. Стали появляться первые публикации документов7, дающие некоторое представление об источниках по данной проблеме. В настоящее время современные светские российские авторы при характеристике деятельности и определении своего отношения к Церкви заграницей стоят чаще всего на официальной позиции Московской Патриархии. Обратимся к исследованиям этой группы.

Хотя и ранее Русская Православная Церковь публиковала некоторые материалы по изучаемой проблеме в работах общего характера8, а чаще в журнальных публикациях9, они носили скорее описательный, чем исследовательский харак-

4 См.: Большаков. Русские березы под Парижем. М., 1990;
Паюшн Н. Русские в Италии. М., 1990; Шулепова Э.Я. Русский
Некрополь под Парижем. М., 1993.

5 См.: Проблемы изучения истории Российского зарубежья:
Сб.ст./ Ред. Поляков Ю.А., Тарм Г.Я. М., 31993; Общее и особенное в
положении Российской диаспоры первой волны: Учебно-
методическое пособие / Сост. А.В. Квакин. Тверь, 1992.

6 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991; и др.

7 См.: Наука и религия. 1989. № 5; Исторический архив. 1995.
№1; 1996. №1; Сосуд избранных: история российских духовных
школ. Спб., 1994.

8 См.: Патриарх Серпій и его духовное наследие. М., 1947.

9 См.: Днепров Р. Памяти митр. Еилогия / /Журнал Москов
ской Патриархии (ЖМП). 1946. №9. С.ЗО-34; Шидловская Н. Рус
ский Хоповский (бывший Леснинский) женский монастырь в
Югославии // ЖМП. 1948. № 7. С.64.

тер. Из современных церковных российских изданий можно назвать два обобщающих труда по истории Русской Православной Церкви10, которые рассматривают в том числе и проблему взаимоотношений Русской Православной Церкви заграницей с Московской Патриархией в 1919 - 1926 гг. Надо отметить, что церковные историки, как и современные светские авторы, стоят на позициях неприятия Русской Православной Церкви заграницей, а отсюда и освещение ими ее истории как истории неканонического, незаконного объединения. А это накладывает свой отпечаток и на характер исследования, и на трактование фактов.

Следующая группа - труды зарубежных авторов - чуть более многочисленна. Она также представлена в основном послевоенными трудами (хотя первые исследования появились уже в 1920-х гг.11). Среди зарубежных трудов, затрагивающих изучаемую тему, большинство работ, связаны с исследованиями эмиграционных и иммиграционных процессов в отдельно взятой стране, в том числе и проблемы русской диаспоры в ней, не исключая положения русского православия12. Из иностранных авторов, изучающих историю Русской Православной Церкви за границей, стоит выделить Г. Зейде13, который уделяет основное внимание в своих работах истории конкретных русских церквей и монастырей, рас-

10 См.: Русская Православная Церковь: очерки истории 1917 -
1988 гг. Вып. 2. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1988; Исто
рия Русской Православной Церкви, 1917 - 1990: Учебник для пра
вославных духовных семинарий. М., 1994.

11 Davis J. The Russia immigration. N.Y., 1922. 219 p.; Delage J. La
Russie en exil. Paris, 1930. 179 p.; Scheftel J. L'Apatridie des refugies
russes. Paris, 1930. 179 p.; Role et espoirs de l'emigration russe. Paris, 1938.
16 p. и др.

12 См.: Beyssac M. La vie culturelle de I'emigration russe en
France. Chronique (1920 - 1930). Paris, 1972; Documents sur
rimrnigration. Travaux et documents / Presentes par L. Chevalier,
R.Gessain, G. de Longevialle, J.Sutter. Paris, 1947; La premier
emigration Russe: vie politique et intellectuelle. Paris, 1994;
Williams R. Culture in Exile. Russian Emigres in Germany. 1881-1941.
Ithaka, 1972'.

13 См., например: Seide G. Monasteries and convents of the
Russian Orthodoxe Church abroad. Munich, 1990.

положенных за границей, что представляет большой интерес, однако не дает общей картины. Работы зарубежных авторов более объективны и независимы от влияния на них той или иной церкви, тем не менее и им не удается избежать его. При подборе материала, они чаще всего обращаются к истории эмиграции в отдельной стране, поэтому главенствующая сре-ци нее церковная идеология и влияет на исследователей14. Наиболее четко эта взаимосвязь прослеживается в работах зарубежных авторов, детей и внуков эмигрантов15. Важно отметить, что в них, особенно в исследованиях общего характера по истории русской диаспоры, обязательно уделяется внимание истории РПЦ за границей как неотъемлемой части жизни эмиграции. Эти работы занимают как бы промежуточное положение в классификации исследований, так как, с одной стороны, являются трудами зарубежных авторов, а с другой -по своему характеру (а отчасти и по происхождению) могут быть отнесены к трудам эмигрантов.

Исследования российских эмигрантов можно связать со временем их издания, выделив определенные закономерности. В довоенный период вышло в свет наибольшее количество трудов по проблематике диссертации. Этой литературе присущ ряд особенностей: 1) в основном это брошюры, статьи в периодике, книг практически нет; 2) эти издания носят чаще публицистически-полемический, нежели научный характер; 3) работы не охватывают большого периода и широкого спектра вопросов, а более детально концентрируют свое внимание на каком-либо отдельном конкретном периоде, факте, событии, храме; 4) они могут служить своеобразными источниками по изучаемой проблеме16. После войны произо-

14 См. : Руска емигращца у cpncKoj култури XX века: Сборник.
Београд, 1994. La premier emigration Russe: vie politique et
intellectuelle. Paris, 1994.

15 См.: Bobriaskoy O. La politique du gouvemement tcheckoslovaque
snvers les emigres russe. 1921-1939. Memoire de maitraise
i'histoire. Paris I. 1993; GouseffC, Saddier N. L'emigration russe en
France 1920-1930. Memoire dc maitraise d'histiore. Paris I. 1983;
Gorboff M. La Russie Fantome: l'emigration Russe de 1920 a 1950. Paris,
S.a.; Struve N. Soixante-dix ans d'emigration msse 1919-1939. Paris, 1996.

16 См.: Булгаков С. Об особом религиозном призвании нашего
времени. Прага, 1923. 7 с; Горчаков М.К. Итоги политики митро-

шла окончательная расстановка сил и появились первые обобщающие работы по истории церкви17, хотя постепенно история Русской Православной Церкви заграницей стала все меньше интересовать исследователей. В 1980-х гг. интерес к изучению данной темы в эмиграции возобновился. Появились новые имена исследователей. Их работы в 1990-х годах были переизданы и в России18. Надо отметить, что эмигранты публиковали свои работы как на русском, так и на других языках19.

Исследования эмигрантов можно разделить на подгруппы и по другому признаку, но для этого необходимо хотя бы коротко остановиться на самом сюжете диссертации.

политов Сергия и Евлогия. Париж, 1929. Вып. 1. 30 с. 1930; Вып. 2. 80 с; Илларион (Скляр). Голос совести. К церковному объединению русской заграничной церкви. Белград, 1935. 22 с; Мирко-вич A.M. Русский Свято-Николаевский Православный приход в Праге Чешской. Прага, 1928. 16 с; Олсуфьев Д. Мысли соборянина о нашей церковной смуте. Париж, 1928. 48 с; Сенько-Поповский Л.А. Нападение на Гамбургскую церковь. Париж, 1928. 31 с; Тенишева М. Храм Святого Духа в Талашкине. Париж, 1938. 29 с; Троицкий СВ. Размежевание или раскол. Париж, 1932; Храм Христа Спасителя в Нью-Йорке. Чикаго, 1936, 18 с.

17 См.: Андреев И.М. Краткий обзор истории русской церкви от революции до наших дней. Джорданвилль, 1952; Зернов Н. Русские писатели эмиграции. Париж, 1973; Он же. Русское религиозное возрождение в XX веке. Париж, 1963; Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия (историческая и культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека 1920 - 1970). Париж. 1971; Таль-берг Н.Д. История Русской церкви. Джорданвилль, 1959; Он же. К сорокалетию пагубного Евлогианского раскола. Джорданвилль, 1966; Троицкий СВ. О неправде карловацкого раскола. Париж, I960; Трубников А. Ближний Восток - колыбель православия. Мадрид, 1964.

15 См. например: Раев М. Россия за рубежом: история культуры русской эмиграции. 1919 - 1939. М., 1994; Назаров М. Миссия русской эмиграции. Т. 1. М., 1994; Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.

19 См., например, уже упомянутую ранее RaefFM. Russia abroad. А cutural history of the Russian emigration. 1919 - 1939. N.Y., 1990; Rodzianko M. The truth about Russian church abroad. (The Russian Orthodoxe Church outside of Russia) Jordanvill; N.Y., 1975.

Дело в том, что Русская Православная Церковь заграницей, изначально единая, впоследствии раскололась на несколько ветвей. Это позволяет выделить соответствующие подгруппы и в самой литературе по данной теме: "евлогианскую"20 и "карловацкую"21. Разделение на различные лагеря обусловило наличие у каждого из них своих идеологов. Это повлияло на характер подачи информации и отразилось на объективности исследований.

Исследования русских эмигрантов представляют для изучения темы наибольший интерес. Во-первых, это самая представительная группа из всех вышеперечисленных. Во-вторых, именно в этой группе представлены наиболее детальные и полные труды по исследуемой проблеме. Это объясняется тем, что авторы писали о той Церкви, в которой они выросли, воспитывались, то есть о том, что было им хорошо знакомо. Кроме того, большинство источников по истории Русской Православной Церкви 1919 - 1926 гг. находилось до второй мировой войны за границей. Продолжая эту тему, отметим, что сейчас книги этой группы стали раритетом, особенно довоенные издания. Это связано с несколькими причинами, главные из которых - малочисленность тиражей и физическое их исчезновение во время войны. Помимо того, сказалась и практическая невостребованность этих книг. Чаще всего они издавались на русском языке и исключительно для эмиграции своего времени, небольшими тиражами. Иностранные государства не видели в них исторической и практической ценности, а идеология бывшего Советского Союза всячески "охраняла" своих граждан от влияния Запада. Это привело к тому, что многие книги канули в небытие, лишь некоторые из них сохранились в нескольких экземплярах в бывших советских спецхранах (до перестройки

20 См.: Аметистов Т.А. Каноническое положение Православной
Русской Церкви заграницей. Париж, 1927; Попов П.И. Карловацкая
смута. К освещению раздоров в заграничной русской иерархии.
Юрьев, 1927.

21 См.: Горчаков М.К. Возбудители раскола. Париж, 1927; Граб-
бе Ю.П. (еп. Григорий). Корни церковной смуты: Парижское Брат
ство Св. Софии и розенкрейцер. Белград, 1927.

закрытых для исследоЕателей и читателей), в личных собраниях, а также в русских библиотеках за границей.

Особняком от выделенных групп стоят несколько работ, выпущенных в связи с тысячелетием крещения22. Они объединяют исследования разных авторов, светских и церковных, зарубежных и русских, как покинувших в свое время Россию, так и оставшихся на родине.

Подводя итоги анализу историографии темы, надо сказать следующее:

  1. Тема "История Русской Православной Церкви заграницей в 1919 - 1926 гг." никогда не ставилась как основная проблема для исследования. Дело не столько в узких хронологических рамках, сколько в том, что она находится на стыке более крупных исторических проблем, поэтому и является составной частью исследований по истории эмиграции, Русской Православной Церкви в России, Русской Православной Церкви заграницей (но в более широкий период). Поэтому она рассматривалась чаще всего как одна из составляющих более общих исследований, а следовательно, внимание на ней не концентрировалось, что вело к недостаточно глубокому, а иногда и поверхностному ее разбору.

  2. Подход к данной проблематике носил всегда "идеологический" характер, что отражалось как на подборе и трактовании источников, так и на анализе фактологии.

  3. Можно говорить о появлении в последнее десятилетие новых работ, но и они используют уже опубликованные ранее источники, не привлекая недавно открытых архивных фондов.

  4. Многие из исследователей в своих книгах используют различные источники, а довоенные исследования сами по себе могут привлекаться в качестве своеобразных источников.

Предложенный краткий обзор литературы еще раз свидетельствует о значимости данной работы и необходимости поисков новых подходов к указанной теме.

22 Русское Зарубежье в год тысячелетия крещения Руси / Сост. и предисл. М. Назаров. М., 1991; Mill ans de christianism russe. Actes du colloque international de l'universite de Paris. Paris, 1989; Юбилейный сборник в память 1000-летия крещения Руси. Джордан-вшшь, 1988.

Все вышесказанное ставит перед диссертантом следующую цель: опираясь на исследования прошлых лет, привлекая весь спектр источников, воссоздать историю Русской Православной Церкви заграницей в период с 1919 по 1926 гг., рассматривая ее как можно более объективно, с точки зрения историка, а не сторонника одного из представленных лагерей.

Естественно, что основной базой для написания данной работы стали источники. При исследовании нами использова-яы две группы источников: опубликованные и неопубликованные.

Как уже упоминалось ранее, многие работы по истории Русской Православной Церкви заграницей, написанные в эмиграции до второй мировой войны, могут служить в ка-*естве своеобразных источников по данной теме. Возможно использование и других книг, которые привлекают источники, цитируя или приводя их полностью. Помимо этого существуют непосредственно источники по нашей проблеме, эпубликованные как в годы их происхождения, с чисто практическими целями для информирования и оповещения, так и значительно позже, с научно-познавательными целями. Их можно поделить на несколько подгрупп:

1. Официальные церковные документы23 - наиболее точный и ценный источник. Именно эти документы положены в основу исследования. Это протоколы заседаний ВЦУ, Архи-грейского Синода и Собора, указы, циркуляры, постановления и распоряжения высших органов Московской Патриархии, Патриарха Тихона, а также некоторые распорядительные документы Вселенских Патриархий. В совокупности они являются той базой, которая позволяет воссоздать историю Русской Православной Церкви заграницей и эволюцию ее взаимоотношений с Московской Патриархией, но

23 См.: Деяния русского всезаграничного Собора, состоявшегося 8-20 мая 1921 г. в Сремских Карловцах. Сремские Карловцы, 1922; Заграничное церковное собрание: материалы подготовительной комиссии. Константинополь, 1921; К делу о Всезаграничном Высшем Церковном Управлении (Следствие над Архиепископом Анастасией, Александром и другими): Документы. Константинополь, 1924; Отчет о деятельности Русского православного братства за 1930 г. Б.м., 1930; Положение о Высшем епархиальном управлении Православной церкви. Варшава, 1922.

лишь в общих чертах, не вдаваясь в подробности, детали, нк ансы.

  1. Письма2* и мемуары25 дополняют картину. Благодаї им является возможным исследование не только официальнс го, но и личного мнения ряда лиц по различным вопроса? Официальные документы издавались чаще всего в связи с кг кими-либо событиями, а благодаря личной и официальнс переписке можно восстановить цепочку в развитии и эволк ции этих отдельных событий. Мемуары также способствуй этому. Однако зачастую мы не можем полагаться на мемуар из-за их субъективизма, поскольку чаще всего они писалис значительно позже, и позднейшие события отразились на и: ложении фактов. Однако, что немаловажно, само изменен* отношения и настроения конкретного человека со времене является небезынтересным фактом. Таким образом, воспом* нания, письма, другие документы личного характера помок ют в понимании тех или иных процессов, протекавших как России, так и за рубежом, помогают взглянуть на них пс иному, через призму личного отношения конкретных людей

  2. Речи, напутственные слова, молитвы, мысли, ю ставлення, проповеди видных архиереев и другие подобнь документы26 так же значительно способствуют исследовани1

24 См.: Антоний (Храповицкий). Письма митр. Антония. Джо{
данвилль, 1988; Елевферий. Об искуплении. Письм
митр. Антонию (Храповицкому) в связи с его сомнениями. Парш
1937.

25 См.: Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. Воспоминани
митр. Евлогия, изложенные по его рассказам Т. Манухиной. Пі
риж, 1947; 2-е изд. М., 1994; За рубежом: Белград-Париж-Оксфор
(Хроника семьи Зерновых). 1921 - 1972 / Под ред. Н.М.
М.В. Зерновых. Париж, 1973; Александровский Б.Н. Из пережиге
го в чужих краях: воспоминания и думы бывшего эмигранта. М
1969.

26 См.: Анастасий (Грибзновский). Архипастырские послани)
слова и речи высокопреосвященнейшего митр. Анастасия, первс
иерарха Русской Зарубежкой церкви: Юбилейный сборник ко дн:
50-летия архиерейского служения 1906-1956. Джорданвилль, 195«
Антоний (Храповицкий). Мысли митр. Антония, высказанные
проповедях 1935 -1936 гг. Записанные П.С. Лопухиным. Ньк
Йорк, 1937; 2-е изд. 1961; Иоанн (Шахновский), иеором. Почему

тетории Русской Православной Церкви заграницей, посколь-су с их помощью мы можем понять тактику, методы и средства, которые использовали в своей деятельности различные священнослужители, и более того, различные ветви Церкви.

4. Фактология, исследование будней Русской Православной Церкви за границей невозможны без использования материалов периодических изданий тех лет27, так как именно эни позволяют восстановить цепочку более мелких, второсте-тснных событий, изучение которых также немаловажно для юссоздания полной истории Церкви заграницей. Особенно это касается эмигрантских газет и журналов того времени, в которых иногда даже был специальный раздел "Церковная фоника". Изучение этого вида источников способствовало іальнейшему, более углубленному и детализированному исследованию темы.

Некоторые источники собраны в отдельные тематические сборники28.

Помимо опубликованных источников в работе исполь-юваны архивные материалы, в частности документы двух рондов так называемого бывшего Пражского Русского Загра-гичного исторического архива, находящихся сейчас в Госу-іарственном Архиве Российской Федерации (ГАРФ). Один из лих (ф. 5919) содержит докладные записки, личные записки, тасьма к митр. Евлогию, управляющему русскими западноевропейскими церквами, и включает документы, датированные периодом с 1918 по 1929 г. Другой (ф. 6343) представляет собой ценнейшие материалы для изучения истории Русской Православной Церкви заграницей. Это документы высших

шіел из юрисдикции митр. Антония. Париж, 1931; Павел, протоиер. Яа чужбине: слова и речи. Варна, 1929.

27 "Православная мысль", "Церковный Вестник русского западно-
міропейского патриаршего экзархата", "Церковные Ведомости Архи-
;рейского Синода Русской Православной Церкви заграницей",
'Возрождение", "Ежегодник Православной Церкви в Америке",
'Известия", "Двуглавый орел", "Вестник Русского Студенческого
Христианского Движения (РСХД)", "Православная Русь",
'Церковная летопись" и другие.

28 См.: Сосуд избранных: История российских духовных школ:
Сборник документов по истории Русской Православной Церкви.
Зпб., 1994

органов церковной власти заграницей: протоколы Архиерейских Соборов и Синода, переписка, журналы Архиерейского Синода, бракоразводные дела, дела о узаконении внебрачных детей, прошения различных лиц в Архиерейский Синод, списки о наградах и о предании суду священнослужителей и другие документы.

Существует также несколько фондов в архивах Франции, косвенно связанных с нашей темой. Это фонды Национального Архива Франции (C.A.R.A.N.): AJ43; F7, в которых содержатся документы о русских беженцах, эмигрантах, причем не только на территории Франции, но и в других странах (в том числе документы по истории Церкви заграницей). В основном они связаны с работами эмиграционных служб, вопросами материальной помощи эмигрантам, юридического разрешения некоторых проблем, возникавших в эмиграции (например, в создании русских приходов на территории других государств). Благодаря фондам этого архива была дополнена таблица по численности и географическому расположению эмиграции, некоторые данные которой публикуются впервые. В работе также использовались материалы Архива Министерства иностранных дел Франции, в частности фонд Europe 1918-1940. URSS. Где были найдены некоторые петиции, обращения русских эмигрантов к правительствам других церквей по вопросу о положении Русской Православной Церкви на родине и за границей, а также материалы некоторых судебных процессов по вопросу о имуществе русских православных приходов.

Можно сказать, что материалы французских архивов содержат источники, дающие общее представление о положении русской эмиграции и церкви за границей. Указанные же фонды ГАРФ содержат документы более узкого характера, отвечающие конкретным задачам, поставленным в диссертации, причем эти два фонда очень различны как по своему характеру (личные письма и официальные церковные документы), так и по своей принадлежности ("карловчане", "евлогиане"). До сих пор эти уникальные материалы не введены в научный оборот.

Привлечение всех вышеуказанных данных дает разнообразный материал для исследования проблем истории Русской Православной Церкви заграницей в период с 1919 по 1926 гг.

естественно, что доля использования различных источников ри подготовке диссертации была не одинакова, однако важ-о именно комплексное использование всей источниковед-еской базы по теме, так как за счет этого одни документы осполняют пробелы других, что способствует целостному из-чению и пониманию истории Русской Православной Церкви страницей в период с 1919 по 1926 гг.

Новизна диссертации заключается как в самой поста-овке проблемы, так и в привлечении для ее изучения широ-ого спектра источников, в том числе архивных материалов, ак российских, так и зарубежных архивов.

Апробация работы велась в течение нескольких лет. Ав-ор принимал участие и выступал с докладами на местных и іеждународньїх конференциях, тезисы которых были опубли-ованы. Автором написано несколько статей по исследуемой роблеме. Во время научной стажировки во Франции в уни-ерситете г. Пуатье и в университете Сорбонны г. Парижа ра-ота была изучена французскими коллегами и оценена ими оложительно. Отчет о научной стажировке с отзывами фран-узских историков представлен в Министерство общего и рофессионального образования РФ. Автором разработан и итается спецкурс "Церковь. Общество. Государство.", в ко-ором в том числе используются и материалы диссертации.

Структура работы