Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Телевидение курганской области в партийно-государственной политике 25
1.1 Место регионального телевидения в партийно-государственной политике 25
1.2 Политическая, экономическая и культурная пропаганда на курганском телевидении 46
1.3 Переходный период на телевидении в курганской области 69
Глава 2. Материально-техническое и кадровое обеспечение телевидения курганской области 83
2.1 Развитие материально-технической базы 83
2.2 Кадровое обеспечение 112
Глава 3. Основные направления деятельности курганской студии телевидения 138
3.1 Творческое совершенствование в 1960-Е ГГ 138
3.2 Деятельность студии в 1970-1985 гг 169
3.3 Телевидение переходного периода 194
Заключение 206
Список использованных источников и литературы. 213
Список сокращений 228
Приложения 229
- Политическая, экономическая и культурная пропаганда на курганском телевидении
- Переходный период на телевидении в курганской области
- Деятельность студии в 1970-1985 гг
- Телевидение переходного периода
Введение к работе
Актуальность исследования
В настоящее время мир охвачен многоуровневой системой информационных потоков, без которой существование современного государства и общества невозможно. Процесс развития средств информации проходил не равномерно с тенденцией к постоянному ускорению, и одним из важных моментов в формировании современной коммуникационной инфраструктуры было появление нового технического средства в середине XX века - телевидения.
Являясь самым популярным среди современных СМИ, оно представляет особый научный интерес как для технических, так и для гуманитарных наук. Многих исследователей волновала проблема влияния телевидения на общественное сознание, формирование картины мира посредством телепрограмм, техническое усовершенствование телестудий и др. Однако, несмотря на очевидную популярность данной темы, один из важных аспектов - исторический - был рассмотрен поверхностно. История телевидения рассматривалась зачастую в контексте иных прикладных изысканий и редко выступала как самостоятельная тема. Малоизученной темой является история региональных студий. Специализированные труды, посвященные истории телевидения Казани, Челябинска и Тюмени, вышли в свет совсем недавно, в 2004 - 2006 годах, что является наглядным свидетельством растущего интереса к данной проблематике.
Изучение опыта советского телевидения является важной темой для исследований, поскольку в свете сегодняшней экономической и политической ситуации осознание многогранности этого интересного явления прошлого дает существенный толчок к дальнейшему развитию современного ТВ. Методы работы системы массовой агитации и пропаганды были не однозначными, и их анализ - достаточно актуальная задача. Понимание механизма психологического давления, осуществляемого телевидением советской эпохи, поможет обществу в формировании герменевтической традиции в восприятии СМИ.
Социально-политические изменения последних двадцати лет стали причиной распада жесткой централизованной системы СМИ СССР. В связи с этим наблюдается рост участия в жизни конкретного сообщества регионального телевидения. Множество телекомпаний, телестудий и других объединений, заполнивших вакуум информационных и развлекательных потребностей общества, наглядное тому подтверждение. Местное телевидение гораздо «ближе» к телезрителю, чем центральное, потому что даже освещение общегосударственных событий журналисты связывают с жизнью своего региона. В связи с этим изучение региональных компонентов истории телевидения, является важной научной задачей, так как анализ глобальных проблем на микроуровне дает самые конкретные результаты. Данное исследование делает попытку восполнить пробел в истории страны, истории телевидения и истории края, рассматривая развитие Курганской студии в контексте эволюции телевещания в СССР и ближайших регионах. -
Степень разработанности проблемы
Историю Российского телевидения трудно назвать в достаточной мере изученной темой, так как в этом отношении сильно пострадали региональные электронные СМИ. Первые работы 1950 - 1960-х гг. XX в. были посвящены технической стороне, однако и из них можно вычленить некоторую историческую составляющую1. Так, С.Э. Гос еще в 1951 году указывал на то, что в крупных городах есть возможность производства высококлассных программ, а местные студии будут отставать, и не смогут полностью удовлетворить потребности рабочего класса. Более ценным трудом можно считать книгу B.C. Саппака «Телевидение и мы», которая вышла в 1963 году, где были проанализированы первые телевизионные передачи и определена эстетическая роль телевидения. 1 Гос С.Э. Телевидение. - М.: Связьиздат, 1951; Новаковский СВ., Ренард В.Б. Показывает Москва. - М: Связьиздат, 1954; Бялик Г.И. Телевидение. - Лениздат, 1960.
В первые десятилетия советского телевидения появились работы Э.Г. Багирова, Р.А. Борецкого, А.И. Воробьева, П.К. Горохова, Г.А. Казакова, А.И. Мельникова и другие . Авторы, в разное время работавшие на телевидении, акцентировали свое внимание на развитии Центрального телевидения, оставляя историю региональных студий нетронутой. Попытка восполнить этот пробел была предпринята журналом «Советское радио и телевидение» в рубрике «Из летописи», где рассказывалось о некоторых провинциальных студиях. Инициатива быстро угасла, но стала толчком к появлению ряда брошюр справочного характера о крупных студиях Союза . В конце 1980-х эти данные были объединены, обработаны и опубликованы М.С. Глейзером4.
Главной особенностью работ советского периода была в известной степени тенденциозность и следование политической конъюнктуре, что требует более внимательного изучения и перепроверки, особенно статистических данных. В учебнике по источниковедению Новейшей истории России авторы пишут: «В советское время появилось достаточно большое количество учебных пособий, диссертационных исследований, научно-популярных изданий, касающихся оценки радио и телевидения в политико-воспитательной работе, его места в системе коммуникативных средств. Подавляющая часть этих работ носила тенденциозный характер и не содержала глубокого анализа проблемы, которая могла бы быть объективно исследована с учетом изменений в общественном сознании происходящих сегодня»5. 2 Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. - М., 1978; Борецкий Р.А. Телепрограмма. - М., 1967; Горохов П.К. Б.Л. Розинг - основоположник электронного телевидения - М., 1964; Воробьев А.И., Казаков Г.А., Мельников А.И. Очерки истории советского радиовещания и телевидения. - Ч.1.1917-1941. - М., 1972. 3 Бженников М.М. Радио и телевидение КБА ССР (Особенности становления пропагандистского воздействия, структуры, аудитории). - Нальчик, 1985; Галидов М. Без бумаги и расстояний. - Махачкала, 1977; Печать, радио и телевидение в Казахстане. - Алма-Ата, 1977; Цирульников A.M. Говорит и показывает Горький. - Горький, 1984; Бакакин А. Телевидение в Томске. - Томск, 1959. 4 Глейзер М.С. Радио и телевидение СССР. Даты и факты (1917 -1986). - М., 1989. s Источниковедение Новейшей истории России: теория, методология и практика / Под ред. Соколова A.K. -M., 2004.
Однако появлялись и добротные труды с попытками всестороннего анализа6. В.Цвик уделял большое внимание причинам формирования программ, указывал общие и специфические факторы. К общим он относил осуществление функций вещания, направленных на проведение государственной политики, а к специфическим географические, экономические, исторические и социокультурные особенности региона и своеобразие местной аудитории. Е.Я. Дугин, рассматривая 60 местных телецентров, показал развитие тематики передач и предложил свою типологию местных телестудий. А.А. Юровский дал свой вариант периодизации отечественного телевидения. Он взял за основу тенденции в развитии телевидения и выделил четыре этапа: первый (1930-1940-е гг.) -подготовка и освоение технической базы; второй (1950-1960-е гг.) -становление, поиск форм и тематики вещания; третий (1970-е гг.) -совершенствование тематики и жанров программ, расширение аудитории, централизация телевещания; четвертый (1980-е гг.) — обретение телевидением профессиональной зрелости. Такой же периодизации придерживаются Г.В. Кузнецов, Г.Н. Петров, В.В. Егоров7. В.В. Егоров впервые вводит в научный оборот понятия «региональный эфир» и «региональное телевидение».
Другой вариант периодизации берет за основу техническую эволюцию: внедрение нового оборудования, использование ПТС (передвижной телевизионной станции), переход на видеозапись, на цветное оборудование8. Подход имеет право на существование, ведь развитие техники является определяющим фактором в телевещании и подчиняет себе некоторые 6 Дугин ЕЛ. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. - М.: МГУ, 1982; Цвик В Л. Парадоксы развития местного вещания //Телевидение вчера, сегодня, завтра- 89/ Сост. Дугин ЕЛ. - M.: Искусство, 1989; Юровский АЛ. Телевидение - поиски и решения. - М.: Искусство, 1983. 7 Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. - М., 2003; Егоров В.В. Теория и практика советского ТВ - М., 1980; Петров Г.Н. Телевизионная драматургия: Проблемы журналистского мастерства и особенности творчества. - СПб.: Изд-во С- Петербургского ун-та, 1999. 8 Баранцев А.И., Уваров В.А. У истоков телевидения - М.: Знание, 1982; Быховский М.А. Круги памяти. Очерки истории развития радиосвязи и вещания в XX столетии. - М., 2001; Николаев Д.С. Русские основоположники телевидения и радиолокации. - М., 1951; Очерки по истории Российского телевидения. - M., 1999; Голядкин Н. А. Краткий обзор становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. - M., 1996; Урвалов В.А. Очерки истории телевидения. - М: Наука, 1990. творческие планы. Однако техническая периодизация может быть четко хронологически определена лишь при ее приложении к конкретной телевизионной студии, так как в целом по стране техническое совершенствование проходило крайне неравномерно. Разница между внедрением одного и того же оборудования в столице и отдаленных мелких студиях могла достигать десятка лет! Такого большого периода времени было достаточно, чтобы в крупных городах перешли на следующую ступень оборудования, а в отдаленные районы приходило новая, но уже морально устаревшая техника.
В литературе прочно закрепилось определение периода с 1957 по 1970 г. как «золотых лет отечественного телевидения», так как это было время находок, озарений и достижений общественного подъема периода хрущевской «оттепели»9. А эпоху Л.И. Брежнева Р.А. Борецкий называет временем застоя на телевидении, «десятилетиями идеологического давления, цензурного процеживания каждого текста, изоляции от внешнего мира»10. Г.Кузнецов против определения этого периода как «застоя», так как телевидение продолжало развиваться, совершенствовалось технически, а в некоторых сферах и творчески.
Взгляды историков претерпели коренные изменения в последнее десятилетие XX века. Демократические процессы, происходящие в обществе, коснулись не только исторической науки, но и всех сфер жизни общества, в том числе и телевидения. В это время была на законодательном уровне ликвидирована цензура, упразднен Государственный комитет по телевидению и радиовещанию СССР, государство было лишено монополии на средства массовой информации, произошла децентрализации системы телевидения и освобождение в идеологическом и материальном отношении. К этому времени можно отнести работы Д.С. Аврамова, ЯМ. Засурского, 9 Кузнецов Г., Месяцев Н. Золотые годы отечественного телевидения (1957 - 1970). Режим доступа: [ 12.03.05]. 10 Борецкий Р.А. Телевидение как социальная технология и социальный институт //Телерадиоэфир: история и современность / Под ред. Я.Н. Засурского - М., 2005. - С. 32. P.M. Овсепяна . В последнее время наблюдается интерес историков-профессионалов к региональной истории для рассмотрения глобальных проблем на локальном уровне. В этой связи можно отметить диссертацию Р.В. Даутовой, посвященную истории телевидения Татарстана, Л.П. Шестеркиной, посвященную истории Челябинского областного телевидения, О.Я. Гайдучок об электронных СМИ Тюменской области . Смежными.по тематике являются работы Э.Ф. Габидуллиной, С.С. Егицян, О.Н. Тихонова13. Историография телевидения Курганской области чрезвычайно бедна. Некоторые отрывочные сведения можно найти в брошюре, посвященной 40-летию Курганской студии телевидения. Упоминания есть в различных работах по истории Курганской области, но порой они содержат много неточностей. Так, например, в издании краеведческого музея «Курганские хроники 1662-2000» утверждается, что 15 июля 1960 года «принят в эксплуатацию телецентр. В эфир вышли передачи Центрального телевидения»14. Но на самом деле первая передача состоялась 23 июля, а московское вещание (ЦТ) началось только с 1963 года. Более того, сами телевизионщики до недавнего времени считали, что первый эфир состоялся -1 августа 1960, однако на самом деле это произошло 23 июля 1960 г. Документы свидетельствуют, что в 1970 году студия отмечала 10-летний юбилей в июле, но потом дата по неопределенным причинам сместилась. Работа по искоренению неточностей и «белых пятен» в истории Курганской области очень важна, так как исторический аспект данной проблемы прокладывает дорогу в будущее развитие данной отрасли.
Аврамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Парадоксы развития, поиски, перспективы. - М., 1991; Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - начало 90-х годов): Учебное пособие/ Под ред. Засурского. Я.Н. - М.: МГУ, 1996. 12 Даутова Р.В. Становление и развитие телевидения в Татарстане (вторая половина 1950-х - 1985 гг): Дис. ... канд. ист. наук. - Казань, 2004: Шестеркина Л.П. Возникновение и развитие Челябинского областного телевидения (1958-1985 гг.): Дис канд. ист. наук. - Челябинск, 2005; Гайдучок ОЛ. История развития радио и телевидения Тюменской области (1946-1991 гг.): Дис канд. ист. наук. - Тюмень, 2006.
Габидуллина Э.Ф. Становление и развитие телевидения малых северных городов России (На примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) : Дис.... канд. филол. наук. - Москва, 2004; Егицян С.С. Телевидение Армении: Автореф. дис. канд. ист. наук. - М., 1987; Тихонов О.Н. Создание и деятельность Марийского телевидения и радио и телевидения: Дис. ...канд. ист. наук. - Казань, 1995; 14 Курганские хроники 1662-2000. - Курган, 2002. - 146 с.
Изучение литературы подводит нас к выводу о том, что в историографии нет ни одной работы, посвященной целостному изучению истории телевидения Курганской области, что создает предпосылку для всестороннего научного анализа данной проблематики.
Цель и задачи
Актуальность темы, ее недостаточная изученность определили объект, предмет, цели и задачи. Цель данного исследования - изучить историю развития телевещания в Курганской области в советский период. При рассмотрении процессов генезиса и эволюции областного телевидения в исследуемый период автор поставил перед собой следующие задачи: определить место регионального телевидения в партийно-государственной политике; исследовать влияние партийного аппарата и органов цензуры на телевидение; проанализировать явление агитации и пропаганды на телевидении; выявить этапы в развитии регионального телевещания и их особенности; показать роль материально-технического и кадрового фактора; раскрыть важнейшие направления деятельности Курганской студии телевидения;
Предмет и объект исследования
Объектом данного исследования является система электронных средств массовой информации СССР. Предметом - структурное, техническое и творческое развитие телевещания в Курганской области.
Хронологические рамки
Хронологические рамки работы охватывают значительный период с 1960 г. по 1991 г. Такой выбор предопределен рядом причин. 23 июля 1960 года состоялся первый телевизионный эфир в Курганской области, этот день стал днем рождения телевещания в Курганской области. 1991 год стал рубежным годом в истории страны, положил начало новому историческому этапу. В начале 1990-х гг. происходит ликвидация системы Гостелерадио; децентрализация СМИ; отмена государственной цензуры; ликвидация Комитета по телевидению и радиовещанию и образование Курганской государственной телевизионной и радиовещательной компании (КГТРК); произошел окончательный отказ от кинопроизводства в пользу видео.
История телевидения является составной частью истории страны, поэтому ее периодизация в принципиальных моментах соответствует периодизации отечественной истории. В то же время периодизация СМИ имеет свою специфику. Ряд авторов выделяют в качестве определяющего фактора периодизации техническое оснащение, кадровое обеспечение, либо творческую эволюцию. На наш взгляд, в случае с Курганской студией уместно было бы учитывать комплекс факторов, поэтому можно выделить следующие этапы: конец 1950-х - 1963 гг. - период политической «оттепели», быстрое распространение телевидения в регионах, становление регулярного телевещания, строительство первой телемачты в г. Кургане, начало телевещания, годы самостоятельной работы студии - заполнение эфира продукцией местного производства; 1963 - 1985 гг. - расширение телевизионной аудитории в регионах, усиление централизации телевизионного вещания и государственного контроля, профессиональная зрелость студии, переход на двухпрограммное и цветное вещание; 1985 -1992 гг. переходный период на ТВ, появление рекламной продукции, переход от кинопроизводства к видео, политический кризис в стране и ликвидация системы Гостелерадио, децентрализация СМИ и отмена государственной цензуры, трансформация Комитета по телевидению и радиовещанию в Телерадиокомпанию.
Территориальные рамки
Территориальные рамки ограничены административно- территориальными границами Курганской области, конкретизируются зоной вещания курганской телестудии, то есть самим городом и его окрестностями, а также районами, принимавшими сигнал студии с ретрансляторов. Как центр социальной и культурной активности, город Курган является наиболее репрезентативным, для того, чтобы проследить все детали трансформации предмета исследования. Особенность региона заключается в том, что он расположен на достаточно большом удалении от Москвы - центра телевещания в СССР, и имеет свою социально-экономическую специфику: область была образована незадолго до появления телевидения в 1943 году, она была экономически и политически слаба. Практически все города вокруг Кургана: Челябинск, Свердловск, Тюмень, Петропавловск, Кустанай имели более развитую инфраструктуру и, как следствие, более развитые студии, как в техническом, так и творческом отношении. Анализ исследуемого объекта проводится в контексте исторических событий, происходивших в рассматриваемый период.
Характеристика источников
Источниковую базу исследования составили следующие виды документов: законодательные акты; партийные документы; материалы архивов; статистические и справочные материалы; материалы периодической печати; воспоминания и свидетельства участников, очевидцев событий; кинофотофонодокументы; данные Интернета.
Основной закон государства - конституции СССР 1936 и 1977 годов -позволяют проследить разницу между номинальным и реальным правом, в рамках данной темы - декларирование прав и свобод граждан на бумаге и их несоблюдение. Например, статья 125, Конституции 1936 года, гарантировала гражданам свободу слова и печати, однако эта «свобода» жестко контролировалась госструктурами и спецслужбами.
Следующая группа представлена партийными и директивными документами. Материалы партийных съездов позволяют получить четкое представление о приоритетах государственной политики, а местные партийные документы помогают восстановить некоторые вехи истории студии. Директивы Госкомитета по телевидению и радиовещанию дают полноценную информацию о реформах в изучаемой сфере и реакции местного телевидения на изменение государственной политики, а также из них можно узнать о том, что утаивалось в прессе, как, например, несчастные случаи и аварии на различных студиях страны. Приказы председателя комитета Совета министров СССР по телевидению и радиовещанию содержат не только директивную, но и богатую информационную составляющую, обширная география которой позволяет восстановить образ телевизионного вещания в рамках Союза. Этот вид документов появляется с 1963 года. Количественное соотношение приказов по радио и телевидению показывало, что до 1970 года большинство приказов касалось радиовещания, но к 1975г. инициативу перехватило телевидение, что однозначно говорит о смене приоритетов. В 1965 году «приказы и указания Госкомитета по радиовещанию и телевидению» временно заменила «Переписка с Госкомитетом по радиовещанию и телевидению по вопросам работы комитета».
Основой изучения стал фонд областного комитета радиоинформации Курганского облисполкома Государственного архива Курганской области, который состоит из трех описей общим количеством около двух тысяч дел. Некоторые дела, особенно начиная с 1970 года, не сданы или отсутствуют по разным причинам. Данный фонд охватывает период с 1943 года (появление радио в Кургане) до 1982 г. Группы документов сдаваемых в архив с течением времени существенно трансформировались, однако можно выделить постоянные составляющие: приказы министерства, документы канцелярии и бухгалтерии, микрофонные материалы.
Документы канцелярии в первые годы работы студии включали: постановления и распоряжения партийных органов (обкомов КПСС, облисполкомов); протоколы заседаний комитета; протоколы заседаний художественного совета; протоколы заседаний редакционного совета; тематические планы; отчет о работе комитета.
Документы бухгалтерии составили: годовые финансовые планы, планы радиовещания и киносъемок, план по труду, штатные расписания; годовые статистические отчеты о выполнении производственного плана, отчеты о численности сотрудников; годовой бухгалтерский отчет; журнал учета телевизионного вещания.
Микрофонные папки представляют собой полную расшифровку всех радио- и телепередач, которые выходили в эфир и являются наиболее объемной составляющей всего фонда. Они разделялись на материалы радиовещания и студии телевидения и структурировались по месяцам. С 1965 года они стали структурироваться тематически, а в 1967 приобрели стабильную структуру, которая оставалась неизменной до 1983 года: телевизионные новости; общественно-политическая редакция; молодежная редакция; редакция детских передач; редакция музыкально-драматических передач. В 1967 году к микрофонным материалам прикрепилась книга учета телепередач.
С 1967 года появляется годовой отчет о поступлении писем. Сначала он содержал только количественные показатели о поступлении писем из города и районов, а с 1974 году иногда появляются аналитические данные, которые составлялись для представления на летучках.
В 1973 году появляется новый вид документов - Протоколы производственных летучек, которые замещают протоколы заседаний редакционного совета и комитета. Протоколы летучек касаются узкоспециализированных проблем, относительно той или иной радио- или телепередачи. Они дают возможность представить «кухню» телевидения изнутри, прочувствовать творческую атмосферу, которая царила в комитете, .и проследить некоторые особенности взаимоотношений и ход обсуждения различных передач. Они, однозначно, дают большее представление о продукции студии, чем заседания художественных советов, так как в последнем случае работа часто заключалась в утверждении того или иного проекта, а на летучках утвержденные и разрабатываемые проекты подвергались широкому обсуждению и поиску вариантов реализации и исправления ошибок. Протоколы летучек в отличие от протоколов госкомитета все рукописные, что, порой, доставляет немало хлопот для исследователя.
Особое внимание привлекали источники, в которых имели место исправления, особенно в статистических отчетах выполнения производственного плана и некоторых других документов. Практически во всех случаях новая цифра была по показателям лучше старой (увеличение показателей производства, уменьшение брака) и, следовательно, вызывала подозрения, способствующие перепроверке данных. Проводимая правительством работа по усилению наказаний за фальсификацию производственных данных привела к положительным результатам. С середины 1970-х гг. «исправлений» практически нет.
Тематические планы телепередач сгруппированы по годам, годы делятся на кварталы. В каждом квартале делали отчет о проделанной работе, а затем раскрывались планы на будущее по каждой из редакций (название передач и краткий комментарий к ним). Тематические планы, безусловно, представляют интерес для раскрытия деятельности Курганского телевидения, однако зачастую они копируют друг друга из квартала в квартал и из года в год.
С 1970 г. в фонде появляется много пробелов. Причин этого несколько: не сдано (осталось в работе комитета); не принято; перешло в другой фонд; «нет на месте». В связи с изменением законодательства, особенно 1990-х многие виды документов перестали быть обязательными для сдачи в архив, что стало причиной их уничтожения. Часто отсутствуют такие интересные документы как приказы председателя по производственной деятельности и личному составу; постановление, решение, распоряжение Курганского обкома КПСС, облисполкома; протоколы заседаний художественного совета и другие. После 1975 года количество отсутствующих документов превышает количество присутствующих15, что существенно затруднило исследование, так как ведомственные архивы (в которых находятся необходимые документы) как на телецентре, так и в здании телерадиокомитета, не систематизированы и находятся в хаотичном состоянии.
Существенную помощь в работе оказал личный фонд Анатолия Дмитриевича Удачина16, который работал ассистентом режиссера с 1 августа 1961 года, а с ноября 1962 по август 1981 г. - режиссером на Курганской студии телевидения. Документы были приняты на хранение в 2002 - 2003 гг. и представляют большую ценность для исследования, так как их тематика существенно отличается от официального фонда Р-933. Основные группы документов составляют творческие материалы, материалы служебной деятельности, материалы, собранные фондообразователем по интересующим его вопросам, фотоматериалы. Раскрыть «кухню» телевидения 1960-х помогают иллюстрации к сатирическому журналу «Ёж», раскадровка к фильмам, сценарии, конспекты конференций и другие материалы.
В личном фонде А.Д. Удачина есть масса интересных документов. Ярким примером является «Тексты выступлений и предложений по улучшению работы Курганской студии телевидения»17, которые не идут в сравнение с протоколами производственных летучек, поскольку были написаны самим выступающим, а не законспектированы секретарем. В них можно найти яркие эмоциональные отзывы на передачи, которые шли в эфире Курганской студии телевидения. А.Д. Удачин, будучи обозревателем, старался не искать 15 не учитывая микрофонные материалы 16 ГАКО, ф. Р-2447. 17 ГАКО, ф. Р-2447, оп. 1, д. 37. отрицательные моменты в передаче, но давал понять автору, как исправить ситуацию в будущем.
Для более полного освещения картины эволюции телевидения необходимо было затронуть вопрос о цензуре. Контроль СМИ в области осуществляли органы Обллита, часть документов которого была рассекречена и в настоящее время представлена в ГАКО18. Интересно, что часть документов этого фонда была уничтожена19 (например, переписка с главным управлением по вопросам цензуры и переписка с партийными организациями по вопросам печати), но по оставшимся делам, например таким как «Протоколы цензорских занятий и протоколы производственных совещаний», можно частично восстановить потерянную информацию, которая касалась изменений в списке цензурных запретов. Этот фонд позволил описать одну из интереснейших граней региональных СМИ.
Автором были использованы документы двух ведомственных архивов: архив государственной телерадиокомпании «Курган» (ГТРК «Курган») и архив областного радиотелевизионного передающего центра (ОРТПЦ). Зачастую документы этих двух архивов перекликаются и дублируют документы фонда Р — 933 ГАКО.
Архив телецентра представляет интерес в выявлении последовательности технической эволюции. Несмотря на то, что в документах содержится масса узкотехнической информации, можно установить точные хронологические рамки ввода в эксплуатацию того или иного оборудования, запуск важных объектов телевещания области. Более того, знакомство с таким объектом как телецентр позволило глубоко проникнуть в тему для более подробного описания работы телестудии.
Архив ГТРК «Курган» представлен следующими видами документов: микрофонные папки, приказы по личном составу, письма и ответы на них, приказы госкомитета, проекты планов на различные годы и некоторые другие. Первые два вида документов хранятся в пригодных для этого 18ГАКО,ф.Р-1737,оп.1-2. 19 В основном это коснулось директивных указаний о том, что нельзя показывать и о чем рассказывать. помещениях, а письма, отчеты студии, приказы госкомитета и другие документы в связи с ремонтными работами были вынесены на улицу. В связи с критическим положением по сохранности, автором были отобраны, высушены и сохранены некоторые документы, представляющие интерес для изучаемой темы. Большая часть документов в связи с неприемлемыми условиями хранения потеряна.
Одним из важных источников по изучению истории телевидения, особенно в отношении вопроса о работниках, являются «Приказы по личному составу». Приказы по телевидению и радиовещанию всегда велись в одной книге, а по телецентру всегда в другой, даже после слияния двух структур. Сейчас оба вида документов хранятся в архиве ГТРК «Курган».
Приказы по личному составу 1960-х гг. содержат не только информацию о приеме, увольнениях, отпусках и пр., но и информацию общего назначения: поздравления с праздниками, порядок инвентаризации и другие. Наиболее важную информацию представляют собой приказы, касающиеся различных нарушений, они позволяют оценить рабочую атмосферу того времени; строгость производственной дисциплины и вертикаль власти на студии, радио и телецентре. Так как приказы по личному составу были представлены в полном объеме (в связи с длительным сроком хранения), они были изучены полностью как по телерадиокомитету, так и радиотелецентру. С 1983 года приказы по личному составу печатаются на специальных бланках, что существенно облегчило обработку и поиск нужной информации.
Опубликованных источников чрезвычайно мало, так как до недавнего времени изучаемая тема не попадала под внимание историков. Несколько выдержек можно найти в сборнике документов ГАКО: «Курганская область: лидеры и время 1943-2003» , и в сборнике краеведческого музея «Курганские хроники 1662 — 2000» , который составлялся из кратких выдержек прессы. Так как имела место обработка не прямых источников, есть масса неточностей, которые можно обнаружить после перепроверки. 20 Курганская область: лидеры и время 1943-2003: Сб. док. - Курган, 2003. 21 Курганские хроники 1662-2000. - Курган, 2002.
Чтобы преодолеть одностороннее, одномерное освещение истории, необходимы не только архивные изыскания, но и более широкое использование источников: газетных и журнальных публикаций, состояния общественного мнения, социологических данных, свидетельств очевидцев происходящих событий и их сравнительный анализ.
Периодика изучаемого периода отличается насыщенностью пропаганды коммунистической идеологии, умалчиванием и, порой, фальсификацией данных. Наглядным примером может послужить то, что об аварии и обрушении первой телемачты в декабре 1959 года не было ни одного упоминания. Из-за боязни напомнить об этом неприятном происшествии в честь открытия телестудии появилась только небольшая заметка, а ведь до аварии о строительстве телецентра выходили обширные помпезные статьи.
В более мелких вопросах критика допускалась. Так несколько месяцев после открытия студии в печати появлялись письма с критикой в ее адрес и жалобы на некачественное вещание. Каждое письмо, опубликованное в местной прессе, было предметом серьезного разбирательства, и лишь немногие был поводом для занесения благодарности в книгу приказов. После 1963 года с приходом московского телевидения волна критики стихает, как, впрочем, и любая другая информация относительно студии, редкие статьи касаются некоторых выдающихся программ, телеспектаклей и другой продукции студии. Несмотря на множество минусов, по газетам можно достаточно подробно отследить развитие телевидения, особенно, в первые годы существования. Однако газеты часто дают противоречивые данные. И дело даже не в безответственности корреспондента, цензуре или давлении партийного аппарата, сами работники студии допускали многочисленные фактические ошибки. Наиболее распространенные хронологические (дата появления студии, время появления той или иной передачи) и статистические (количество телевизоров в области и пр.). Противоречия наблюдаются даже в интервью одного и того же человека в разное время.
Источником другого характера были специализированные газеты и журналы. Государственный комитет по телевидению и радиовещанию СССР издавал с 1952 года ежемесячный иллюстрированный журнал, который в разное время назывался «Радиоэфир», «Радио и телевидение», «Советское телевидение и радио», «Телевидение и радиовещание». Подписываться на него обязывали всех сотрудников отечественного телевидения. Так как журнал издавался в Москве, львиная доля материалов посвящалась работе ЦТ и объединению «Экран», снимавшему телефильмы. Этот журнал был официальным печатным органом Гостелерадио СССР, с помощью которого сообщались планы по развитию телевидения в стране, давались четкие идеологические ориентиры и отслеживалась работа местных студий. Этот журнал был не один. Еще одним знаковым печатным органом для телевизионщиков был «Журналист». Попасть во внимание всесоюзного журнала было очень престижно, и Курганской студии однажды удалось это сделать: в 1974 году вышла статья «Помогайте Ежу»22.
В местных газетах каждый год в день радио выходили статьи, посвященные электронным СМИ. Они рассказывали об успехах и перспективах, текущих делах и прочих проблемах, но большого разнообразия между статьями в разные годы не наблюдается. Кроме текстовой информации в газетах и журналах содержатся множество интересных фотографий, которые могут быть полезны для раскрытия задач данного исследования.
Мемуары
Дополнительную группу источников составили воспоминания ветеранов телевидения: Артамонова Г.С., Будимирова А.П., Пундани В.В., Власовой В.П., Удачина А.Д., Кругловой Н.Б., Травникова Г.А., Брейтмана Э.М., Данилова Н.Н., Танеевой Л.М. и др., записанные по инициативе автора. Напечатанных, либо рукописных воспоминаний у ветеранов не было, поэтому автору пришлось проводить кропотливую работу по сохранению 22 Гульченко В. Помогайте Ежу (размышления о сатире на телеэкране) //Журналист. - 1974. - 3 март. - С. 20. ценных материалов. Некоторые из респондентов предоставили материалы своих личных архивов: дневниковые записи, тексты выступлений на собраниях, записи, сделанные на производственных совещаниях, фотографии.
Кроме всего прочего в исследовании были задействован и такой вид источников как кинофотофонодокументы (КФФД). В течение последних 10 - 20 лет в технике фиксации, передачи, воспроизведения информации происходят гигантские изменения, которые настоятельно диктуют совершенствование творческой лаборатории историка.
Кинофотофонодокументы не обладают открытыми информационными свойствами как письменные источники, более того требуют специальной подготовки исследователя и определенного уровня материально-технического оснащения.
В настоящее время существует большая проблема с методикой работы с КФФД, так как нет ни одного специального исследования посвященного этой теме. Единственным выходом является заимствование методов источниковедения других видов источников. В учебниках по источниковедению до недавнего времени КФФД не отводилось место, несмотря на то, что уже в 60-е гг. XX века поднимались вопросы об их широком использовании23.
Так как долгое время не было технической возможности для записи передач, более того это было экономически нецелесообразно, архив записей представлен фрагментарно, причем на разнообразных носителях. Тем не менее, несмотря на такую незавершенность, он является достаточно репрезентативным, поскольку содержит наиболее значимые передачи.
Для полноценной работы важно не только наличие сохранившихся в оригинале КФФД, но комплекса текстовой сопроводительной информации, относящийся к истории создания и содержанию документа: режиссерские 23 Кнутиков И.Н. Кинофотофонодокументы в научных исследованиях. // Вопросы архивоведения. -1962. -№2; Евграфов Е.М. Кинофотодокументы как исторический источник: Учеб. пособие. -М., 1973. разработки, сценарий, дикторский текст, воспоминания ветеранов ТВ. В этом отношении особенно интересны протоколы заседания художественного совета относительного того или иного произведения.
В настоящем исследовании было обработано более 1000 ранее не опубликованных и не изученных документов. Информация, лично полученная автором и впервые вовлекаемая в научный оборот, имеет большое значение для расширения знаний об истории средств массовой информации в регионах. В летопись электронных СМИ автором было внесено более десятка интервью с ветеранами Курганской студии, которые существенно дополняют и расширяют данные письменных источников. Использование всех указанных выше источников исследования не только составило его основу, но и помогло автору в решении основных задач диссертации.
Методология и методы исследования
Для современной исторической науки характерны принципы научного плюрализма. Это означает, что каждый исследователь вправе использовать ту или иную методологию, исходя из проблематики, цели и задач научного труда. Сегодня ученые выделяют три методологических подхода, которые преобладают в исторической науке: формационный, цивилизационный и модернизационный. В основу данного исследования положен модернизационный подход, который, главным образом, учитывает влияние научно-технической революции на все стороны жизни общества, в том числе на духовную и общественно-политическую сферу. Важнейшим методом исследования является диалектический метод, который предполагает рассмотрение всех явлений и событий в развитии во всей их сложности и противоречивости. Из него вытекают основополагающие и специальные теоретико-методологические приемы и принципы исследования.
Ведущим методологическим принципом стал принцип историзма. Тесно связанным с ним является принцип системно-функционального анализа, который предусматривает рассмотрение любого развивающегося явления как определенной системы, обладающей соответствующей структурой и функциональной значимостью. В данной работе мы рассматриваем в качестве изучаемой системы замкнутую цепочку: телепередачи — общество — телестудия — передачи - общество. Сложность общественного бытия определила использование комплексного подхода, позволяющего во всем многообразии оценить изучаемое явление. Структурировать работу, определить содержание глав и параграфов в четкологической последовательности позволяют хронологический и логический методы. Для выявления репрезентативности, достоверности и объективности различных источников был использован сравнительно-сопоставительный анализ.
Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается: опорой на широкую базу источников по изучаемой проблеме; комплексным методом научного познания; применением научных методов обработки и анализа данных; опорой на статистические материалы.
Научная новизна диссертации
Научная новизна изыскания обуславливается, главным образом, отсутствием аналогичных работ, посвященных истории Курганского телевидения. Кроме этого, комплексно исследованы вехи развития Курганской телестудии; впервые выделены этапы развития Курганского телевидения; введены в научный оборот новые факты и источники, ранее нигде не публиковавшиеся. Значительная часть этих источников позволяет показать многомерность и неоднозначность развития местных электронных СМИ. Настоящее исследование завершается началом 1990-х, доводя тем самым до конца советский период развития ТВ, в отличие от аналогов (Казанского и Челябинского ТВ), которые ограничивают хронологические рамки 1985 годом24. 24 Даутова Р.В. Становление и развитие телевидения в Татарстане (вторая половина 1950-х - 1985 гг): Дис. ... канд. ист. наук. - Казань, 2004; Шестеркина Л.П. Возникновение и развитие Челябинского областного телевидения (1958 - 1985 гг.): Дис канд. ист. наук. - Челябинск, 2005.;
Данная работа представляет собой попытку системного анализа развития отечественного телевидения на региональном уровне. Она включает не только чисто историческую часть, но и рассматривает агитационно-пропагандистский аспект данного явления, с точки зрения культурно-исторического анализа, что является логическим продолжением известных проблем и задач.
Теоретическое значение
Авторские разработки и результаты исследования могут быть использованы при подготовке обобщающих научных изысканий по истории культуры и духовной жизни Курганской области. Проведенные исследования будут способствовать раскрытию истории телевидения Кургана как одного из крупных «белых пятен» в истории Зауралья. Результаты данной работы могут быть применены для решения более глобальных научных задач;* например, таких как раскрытие истории телевидения в рамках СССР, истории средств массовой информации в условиях глобального контроля и централизации, изучение истории и роли телевидения в других регионах и др.
Практическое значение
Кроме профессиональных историков материалы диссертации могут быть интересны сотрудникам телевидения, а также органам управления культурой, могут использоваться при подготовке кадров в сфере телевидения, а также в подготовке и изложении специальных курсов по краеведению, журналистике, культурологии, социологии, истории культуры.
Материалы и результаты исследования, положительные и отрицательные моменты советской системы электронных СМИ позволят усовершенствовать работу телекомпаний различных уровней. Кроме того, анализ механизмов воздействия СМИ на аудиторию позволит более гибко воспринимать транслируемую информацию и выработать герменевтический подход для ее усвоения.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в рамках различных международных, областных и региональных научных конференций: V региональной научно-практической конференции «Выдающиеся представители научной, общественной, духовной жизни Урала», г. Челябинск, международной научно-практической конференции «Культура провинции», г.Курган, научно-практической конференции «Зыряновские чтения», г.Курган. По теме исследования опубликовано 6 научных статей.
Структура диссертации определяется логикой, задачами исследования, актуальностью и степенью разработанности проблемы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников, литературы и приложений.
Политическая, экономическая и культурная пропаганда на курганском телевидении
Останкинскую башню не случайно сравнивали со шприцем для идеологических инъекций. Идеология была во всех сферах жизни общества, источником была партия, переносчиком - СМИ, а объектом воздействия -народ. На отчетно-выборной партийной конференции Гостелерадио СССР в 1985 году член политбюро, секретарь ЦК КПСС Лихачев сказал: «Вашу главную задачу в самом сжатом виде можно сформулировать следующим образом: наше телевидение и радиовещание должны целиком и полностью быть политическим телевидением и политическим радиовещанием [...] Все программы телевидения и радио надо подчинить одной цели - пропаганде, разъяснению и проведению в жизнь партийной политики. То есть они должны быть классовыми по существу [...] Надо избавиться от мелкотемья, смелее браться за ключевые вопросы жизни и труда людей... Поиск новых подходов, должен быть по всему радиотелевизионному фронту»70.
В конце 1950-х появилась контролирующая и руководящая ячейка — сектор телевидения и радио в отделе пропаганды и агитации ЦК КПСС. Ключевые направления ЦК партии указал еще на заре развития регионального телевидения: «... регулярно передавать [...] беседы и лекции, посвященные коренным проблемам марксистско-ленинской теории, важнейшим вопросам внутренней и внешней политики партии»71. Телевидение должно было широко показывать труд советских людей, выполнять грандиозную программу коммунистического строительства, одним словом делать то же самое, что до этого делали другие СМИ. «Ключевые» вопросы жизни и труда обсуждались 7-11 октября 1963г. в Москве на совещании собственных радио- корреспондентов Госкомитета по идеологическим вопросам. На нем было решено «глубоко освещать основные проблемы коммунистического строительства - создание материально-технической базы коммунизма, формирование и развитие новых общественных отношений, коммунистического воспитания народа» . В обязанность собственного корреспондента как представителя Госкомитета на месте вменялось активное, творческое участие в проведении политики партии, глубокое изучение общественных и экономических процессов, пропаганда и поддержка новаторства, критика недостатков и меры по их ликвидации. Собкор должен был не только информировать о событиях, но и быть организатором идеологической работы на местах. Собкоров радио хотели даже обучить технике киносъемки, для их работы в качестве корреспондентов телевидения.
В 1960-е ставка пока еще делалась на радио, но в связи с обширными завоеваниями телевидения ситуация в корне изменилась. В 1960-м году, когда радиовещание было на пике славы, объем политического радиовещания составил 76% . На телевидении этот процент был меньше в связи с большим хронометражем телефильмов в общем объеме, но даже они были носителями идеологии. Идеология, с одной стороны, закладывала систему ценностей, определяла поведенческую модель человека и делала его членом общества, с другой ограничивала свободу индивида, не позволяла полностью раскрыться, проявить все свои таланты и индивидуальность. Общество препятствовало появлению необычных личностей, так как одной из ценностей была сплоченность, подразумевающая «одинаковость» всех и во всем. Диалектика этого процесса заключалась в том, что в обществе все-таки проявлялись и приобретали известность таланты и экстраординарные персонажи, конечно не без поддержки госструктур. На протяжении всей сознательной жизни, человека окружали иерархичные парторганизации: октябрятская и пионерская, комсомол и партия, и каждая старалась ковать преданных коммунистов и инициативных тружеников, чему активно способствовало телевидение и другие СМИ.
14 июля 1979 года в свет вышло важное для студий всех уровней постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической политико-воспитательной работы» . Оно определяло главные задачи по совершенствованию пропагандистской деятельности средств массовой информации, в том числе - телевидения и радио. Постановление включало несколько частей: перечисление заслуг и успехов, критика недостатков, пути решения. Среди положительных моментов теле- и радиопрограмм было отмечено, что они стали более содержательными, оперативными, доходчивыми, ряд телепередач и телевизионных фильмов получили положительную оценку в прессе и письмах трудящихся. Наряду с этим было отмечено, что коллективу работников телевидения и радио предстоит много сделать, чтобы поднять идейно-художественный уровень телевизионных и радиопрограмм до тех высоких требований, которые предъявляет ЦК КПСС к средствам массовой информации. «Высокие требования» предполагали преодолеть недостаточное освещение: социально-экономической и культурной динамики; обострения идеологической борьбы на международной арене; пропаганды советского образа жизни, политического и нравственного воспитания; выступлений партийных деятелей; достижений научно-технического прогресса, передового опыта, повышения производительности труда. Комитеты по телевидению и радиовещанию должны были принять меры по совершенствованию общественно политических, информационных и художественных передач всех видов, «глубже, острее и выразительнее ставить в них вопросы социально экономического развития страны, советского образа жизни, коммунистического воспитания трудящихся».
Переходный период на телевидении в курганской области
Конец 1980-х - начало 1990-х гг. прочно утвердились в современной исторической науке как «переходный период» - время радикальных изменений в области экономики, политики, социальных отношений. Этот период делится на два принципиальных отрезка «пятилетка перстройки» и постперестроечное, постсоветское время. На смену идеологическому диктату приходит свободомыслие, гласность, информационная открытость общества. Раскрепощение общественного сознания, философии, культуры, гуманитарных наук произошло благодаря отказу от классовых интересов в пользу общечеловеческих ценностей. Общество ищет другие морально-этические принципы, которые в перспективе станут нормой человеческого общежития.
Коренные преобразования в общественной жизни изменили условия функционирования отечественных СМИ, в том числе и телевидения. Само телевидение являлось не только объектом, но и субъектом преобразований! Движение за гласность и демократию, гражданское общество и многие другие реформы не смогли бы осуществиться без самих средств массовой информации. Преобразования в стране остро поставили вопрос о самой форме существования телевещания, которое стало постепенно двигаться от сверхцентрализации к демонополизации. Одновременно растет роль местных СМИ, в том числе и телевидения, то есть происходит утверждение самостоятельных позиций местных телекомпаний на новом этапе исторической реальности. Трансформация в переходный период проходила в условиях чрезвычайно сложной политической и экономической обстановки, что, безусловно, ослабляло зарождающиеся и перерождающиеся телерадиокомитеты и телерадиокомпании.
Перестройку можно охарактеризовать как время провозглашения гласности и плюрализма мнений на телевидении, время, когда стали открыто обсуждать ранее запрещенные темы. К 25-летию студии в 1985 году в области насчитывалось порядка 300 тыс. телевизоров, более десяти тысяч из них были цветными. Точное количество цветных телевизоров установить достаточно сложно, потому что государственная статистика в экономической гонке с США представляла завышенные показатели. По официальным данным, в целом по стране к 1987 году телевизоров насчитывалось порядка «88 миллионов (из них 20 процентов цветных); телевещанием была охвачена практически вся территория, на которой проживает более 94 процентов населения».
Владимир Согрин выделяет несколько этапов перестройки: первый, с марта 1985 г. по январь 1987 г., проходил под лозунгом «больше социализма»; второй 1987-1988 гг. имел лейтмотив - «больше демократии»; третий этап 1989 - 1990 гг., стал периодом размежеваний и расколов в лагере перестройки; четвертый с 1991 г. ознаменовался резким изменением соотношения сил в пользу радикально-реформистстких группировок, приходом их к власти и началом соединения идейно-политической революции с радикальными социально-экономическими преобразованиями. Социально-экономические и политические преобразования Курганская область практически всегда испытывала с некоторой задержкой. Исключением не стало и Курганское телевидение, где растущие возможности второго периода перестройки вылились в появление второй самостоятельной студии телевидения.
Конец 1980-х гг. ознаменовался появлением альтернативного телевидения. С идеей создания коммерческого телевидения в начале 1989 года в комитет комсомола пришел работник ОРТПЦ Игорь Петров. В то время молодежь уже могла создавать различные организации для занятия коммерческой деятельностью. В декабре 1989 года МТВ официально было зарегистрировано и начало набирать штат, заключать договоры, появился уставный фонд. Учредителями выступил обком комсомола и банк «Молодежных инициатив», который впоследствии был преобразован в банк «Зауральский бизнес».
Из государственного комитета по телевидению и радиовещанию были привлечены сотрудники для того, чтобы на внештатной основе они занялись обучением персонала нового телевидения. Среди них был А.А. Швайко, Л.Блюмкин, которые выполняли функции главного режиссера и главного редактора. Постепенно оформлялась организационная структура, был создан музыкальный отдел, киноотдел, сделали и общественно-политический.
16 мая 1990 года состоялся первый эфир. Несмотря на то, что он был не прямой, к нему готовились чрезвычайно тщательно: только выход дикторов снимали восемь часов, оттачивали каждую фразу, снимали большое количество дублей. Ведущие Надежда Ананина и Игорь Ложкин объявили программу передач, после чего шло несколько мультфильмов, музыкальная программа, а затем фильм («Назад в будущее» I часть). В последующем стали показывать два фильма и выпускать две музыкальные программы в вечернее и ночное время.
Как только осенью 1990 года руководство освободило учителей из комитета, сразу стали выходить первые программы альтернативного телевидения. Качество оставляло желать лучшего, но очень быстро ситуация исправлялась. Молодежному телевидению тогда многое прощалось. Оно старалось соответствовать духу времени и все тенденции подхватывало на лету. Появилась программа о восточных единоборствах, передача о йогах и Др.
Эфир сначала был с 18:00 до 24:00, потом расширился до двух часов ночи, а еще позже, когда установили спутниковую антенну, стал круглосуточным.
Деятельность студии в 1970-1985 гг
Среднесуточный объем вещания в начале 1970-х составлял примерно 11 часов, из них 1 час был по местной программе, собственных передач из которых было около 35 минут. Важным достижением 1970-х было увеличение информационной ценности программ. Телевизионные сообщения стали содержать более оперативные факты, глубже их анализировать. Следствием интенсивного развития советского телевидения этих лет стало очевидное повышение его социального престижа и, следовательно, рост эффективности воздействия на общественное мнение.
В 1970 году объем киносъемок на собственной базе достиг 40 часов, все они были причислены к категории «очерки, сюжеты и другие хроникально-документальные материалы»266. Телефильмы, фильмы-спектакли, сюжетные фильмы, концерты и концертные номера не снимали. Производство фильмов шло на спад, но вместо них стали появляться очерки, которые были посвящены конкретному событию или какому-нибудь празднику, например, Дню строителя или железнодорожника. Оперативно изготовить сюжет в «Новости» было непросто, а выпустить подготовленную передачу было лучшим выходом.
В 1970-х объемы киносъемок распределялись в соответствии с приказом председателя Госкомитета, который утверждал список комитетов, которые могли создавать телефильмы. Курган, так как не обладал необходимыми ресурсами, туда не вошел и ограничивался производством очерков, которые по качеству и глубине проработки могли соперничать с небольшими фильмами. Хроникальные короткометражки всегда имели спрос, поэтому работа по их созданию не прекращалась. В месяц можно было достаточно легко и оперативно создавать до девяти киноочерков. Продолжали создаваться истории о людях, с которыми ассоциировался город. Появились новые рассказы о Г.А. Илизарове «Спасибо, доктор», неоднократно с пропагандой своей системы земледелия выступал Т.С. Мальцев.
В начале 1970-х гг. на центральном и местном телевидении сложилась практика, когда даже короткие телефильмы и постановочные телепередачи сопровождаются многочисленными титрами с перечислением основных и второстепенных участников создания фильма или передачи. Возмущение вызывало то, что вторые роли, технический персонал и прочие задействованные в фильме лица появлялись в титрах отдельным кадром и сильно затягивали начало фильма или передачи. Такая практика подверглась резкой критике со стороны государственного комитета, так как она приводила к большим потерям вещательного времени и вызывала нарекания со стороны зрителей, которые справедливо усматривали в этом проявление нескромности отдельных работников телевидения267. В этой связи госкомитета обязал всех периферийных участников производства заносить на один бланк.
Кроме фильмов собственного изготовления по местной программе показывали и общеэкранные кинофильмы, однако, несмотря на то, что они допускались только высокого технического качества, в 1975 году участились случаи показа кинофильмов 3-й и даже 4-й категорий технической годности, в связи с чем госкомитет поднял этот вопрос на широкое обсуждение268. Но не только этим были недовольны телезрители, они часто жаловались на однообразие транслируемых фильмов и их частую повторяемость. Руководство студии признавало, что фильмотечный фонд использован не на один раз, и что ничего нельзя сделать в связи с продолжающимися перебоями с поставкой фильмов.
Обмен сюжетами активно действовал в 1972 году. В программу «Время» в августе планировалось отправить 10 сюжетов на различные темы, в основном о промышленности и сельском хозяйстве. В марте 1972 студия послала на ЦТ киносюжет оператора Р. Татомира «Партбилет Т.С. Мальцеву», который был показан программой «Время» дважды . И в это же время проходили съемки других сюжетов специально для ЦТ: «Новый хлебокомбинат», «Новый сельский магазин», «Лучшая доярка», «Проводы русской зимы», «Рабочая столовая», «Совхоз «Тепличный»» и др. Согласно правилам, в эфире местной студии нельзя было выпускать материалы, которые предназначались для Центрального телевидения, так как телезритель мог увидеть одно и то же несколько раз. Председателям местных комитетов вменялось в обязанность оказывать необходимое содействие в подготовке информационных материалов для Москвы и установить контроль над выполнением планов, согласованных с Главной редакцией информации ЦТ. Но не всегда удавалось этот план выполнить.
Выходу Курганских материалов на ЦТ препятствовала бурная активность соседних комитетов: Свердловского, Челябинского, Тюменского и Петропавловского. Имея большие технические возможности, налаженные связи с Москвой и сходные географические факторы, они давили курганцев объемами посылаемой продукции. Именно поэтому упоминания о соседях превалируют в документах госкомитета. Особенно часто с середины 1970-х гг. стал упоминаться Свердловский комитет, который активно набирал обороты, получив технические и кадровые вливания.
Некоторые комитеты совсем ничего не посылали, и председатель Гостелерадио СССР С.Г. Лапин написал в письме к председателям осенью 1976 года: «Нельзя мириться с тем, что комитеты Новосибирской, Курганской, Астраханской [...] областей почти совсем не принимают участия в программе «Время». Мы понимаем, что в этой связи может быть выдвинуто немало претензий к Центральному телевидению, в частности, по поводу снабжения камерами, пленкой и т.д. Но в этом отношении комитеты находятся примерно в равном положении, испытывают одинаковые трудности, но преодолевают их по-разному» . Коллегия госкомитета надеялась, что доставка материалов для информационной программы «Время» сдвинется, но вместе с тем предупреждала, что дело не в количестве сюжетов, а в том, чтобы избегать формального отношения к съемкам, находить нестандартные, свежие, интересные темы и сюжеты.
Телевидение переходного периода
Изменение политического курса середины 1980-х вызвало трансформацию директив госкомитета по отношению к региональным студиям, что вызвало изменение содержания эфира. Корреспонденты пока все также рассказывали о делах трудовых коллективов, об упрочнении порядка и дисциплины, вскрывали причины недостатков, мешающих выполнению планов и обязательств, но перестройка все больше внедрялась в жизнь, и ее проводником должны были выступить СМИ. На страницах одной из местных газет журналист В. Веселов пишет: «Правда, мы и без науки знали, что живем на голодном информационном пайке. Но сложившиеся традиции, стереотипы и клише сломать было не просто. Пионером здесь выступило телевидение, как самое молодое искусство. Оно стремительно вошло в быт, приучило нас к новым средствам выразительности, необычному монтажу, неожиданной переброске зрительского внимания. Телевидение продолжает искать необычные интересные формы подачи материала. И делает это оно не из-за любви к инновациям, а в силу своей специфики»321. Поиск новых форм и методов вещания происходил в жестком противоречии старых традиций (ветеранов студии) и требований времени (молодых и инициативных, но не опытных журналистов). Практически все редакторы были советской закалки и защищали эфир от сомнительных инноваций. Возможно именно благодаря этому, как и в середине 1960-х на экран выходили нудные интервью, а многие сюжеты не отличались ни тематикой, ни новизной подачи. Постепенно назревал кадровый кризис. Телевидение старело, а молодых талантливых журналистов больше прельщало альтернативное телевидение - динамичное и современное. Как показала практика, преодолеть кризис помогло время.
В период «перестройки» студия продолжала создавать ежемесячную программу «Коммунист», которая начала свое существование еще в 1969 году. Содержание программы год от года мало менялось и включало в себя такие вопросы как роль партийных организаций и рядовых коммунистов в решении задач социально-экономического и культурного развития нашей области, воспитание молодежи на лучших «революционных, боевых и трудовых традициях старших поколений». Программа, служащая цели идеологического воспитания расширяла тематику вещания до сельскохозяйственных и промышленных вопросов. Освещались проблемы развития продовольственной программы, соцсоревнований, бригадных форм организации производства, укрепление дисциплины и порядка на производстве.
Съемки больших фильмов были большой редкостью. В 1986 г. снимались передачи-очерки: «Школьная реформа - в жизнь», «Рубежи пятилетки», «На земле Зауральской», «Огни Зауралья», «Будни сельского клуба», «Агропром готовится к севу», «Бездорожье», «Дневник уборочной страды». Регулярно показывали областные соревнования пахарей и доярок. Объем собственных киносъемок в 1989 году составил 44 часа - 100% съемок составили очерки . В эфир они выходили достаточно часто - от двух до четырех в месяц. Для центральной студии телевидения было отснято 1,5 часа видеоряда. Озвученные киноматериалы были предусмотрены планом Главной редакции информации Центрального телевидения.
В связи с подготовкой к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне областная организация Союза журналистов, областной комитет ДОСААФ объявили конкурс на лучшее освещение военно-патриотической темы в газетах, на радио и телевидении под девизом «Подвиги отцов - в наследство сыновьям». Основными критериями, по которым оценивались работы, было освещение и пропаганда: ленинских идей защиты социалистического Отечества, решений партии; решений партии об укреплении обороноспособности; героических, революционных и боевых традиций Коммунистической партии, советского народа и Вооруженных сил; подвиги советских воинов в годы войны; трудовых подвигов людей в тылу; традиций Коммунистической партии, советского народа и Вооруженных сил; подвиги советских воинов в годы войны; трудовых подвигов людей в тылу; воспитания молодежи в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма; деятельности ДОСААФ и других организаций в работе по военно-патриотическому воспитанию молодежи, подготовке юношей к службе, развитию технических и военно-прикладных видов спорта. За лучшие работы средство массовой информации получало премию 150-75 руб., а также пять премий и поощрительные призы: две путевки по городам-героям, фотоаппарат, транзистор и библиотека книг .
Уже через месяц в газете «Советское Зауралье» появляется статья о телепередаче «Встречи, судьбы, характеры»324. В интервью главный редактор и постоянный ведущий Л.М. Танеева рассказала, что передача изначально задумывалась как патриотическая, основа которой судьбы людей, которые на своих плечах вынесли тяготы войны. Для телезрителей не было ничего интересней, чем услышать не придуманные истории о войне. Передача несла не только воспитательную функцию, но и важную социальную - она стала центром, объединяющим всех ветеранов. Благодаря ей друг друга находили однополчане, людям приходили неврученные награды, зрители узнавали о подвигах на фронте и в тылу. В одной из передач рассказывалось о том, как жители Уксянска на свои сбережения послали на фронт танк. Боевая машина, с успехом вынесшая тяготы войны, вернулась в село и была водружена на постамент.
Телевидение не было ограничено вещанием Курганской студии. Во втором крупном городе области Шадринске на базе кооперативного техникума было создано свое телевидение. Идея пришла директору техникума Аркадию Иосифовичу Кофману после семинара в украинском городе Черновцах, где во время показательного урока преподаватель использовал видеозапись. Лаборант техникума Валерий Иванович Быков предложил усовершенствовать идею и создать свою телестудию.