Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сунгатулла Бикбулатов как педагог и историк Марданшин Марат Мусагитович

Сунгатулла Бикбулатов как педагог и историк
<
Сунгатулла Бикбулатов как педагог и историк Сунгатулла Бикбулатов как педагог и историк Сунгатулла Бикбулатов как педагог и историк Сунгатулла Бикбулатов как педагог и историк Сунгатулла Бикбулатов как педагог и историк Сунгатулла Бикбулатов как педагог и историк Сунгатулла Бикбулатов как педагог и историк Сунгатулла Бикбулатов как педагог и историк Сунгатулла Бикбулатов как педагог и историк Сунгатулла Бикбулатов как педагог и историк Сунгатулла Бикбулатов как педагог и историк Сунгатулла Бикбулатов как педагог и историк
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Марданшин Марат Мусагитович. Сунгатулла Бикбулатов как педагог и историк : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Марданшин Марат Мусагитович; [Место защиты: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ].- Казань, 2009.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/435

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социально-идеологические трансформации татарского общества конца XIX - начала XX века 18

1. Ислам и основные перемены общественного сознания в Волго- Уральском регионе в конце XIX - начале XX века 18

2. Система мусульманского образования в середине XIX - начале XX века и роль медресе «Хусаиния» в повышении образовательного уровня мусульман

Глава 2. Основные вехи жизни и деятельности С. Бикбулатова 68

1. Жизнь и деятельность С. Н. Бикбулатова 68

2. Педагогическое наследие 92

3. Исторические труды С. Н. Бикбулатова 114

Заключение 145

Библиография 151

Приложение 162

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Подходы к осмыслению истории татарского народа в последние годы претерпели значительные изменения. Это было связано, в первую очередь, с тем, что в последние десятилетия появилась возможность объективного исследования различных аспектов исторического прошлого народов России. В этих условиях неизмеримо возрастает актуальность выявления и изучения духовного наследия, обобщения интеллектуального опыта, восстановления исторической справедливости путем объективного исследования жизни и творчества представителей национальной интеллигенции. Изучение их наследия во многом позволяет понять истоки формирования современной общественно-политической мысли и определить основные ориентиры развития идеологии в будущем. Уяснение основных тенденций развития духовной культуры татарского народа, ее роли и места в истории общественной мысли тюркских народов, ставшей составной частью духовных ценностей культуры народов России, позволит дать объективную оценку современного состояния национального самосознания.

Культурно-исторические и политико-идеологические основы современной жизни татарского народа во многом определяются теми условиями, в которых формировалась его самобытность, а также вкладом мыслителей, ученых, просветителей, привнесших новые идеи, свежую струю в сложившиеся общественно-культурные отношения и идеологию своего народа. Поэтому выявление новых исторических фактов и объективный анализ наследия крупнейших представителей национальной интеллигенции, в том числе вклада С. Бикбулатова, является актуальным предметом научного исследования.

В связи с этим необходимость определения роли и значения традиций значительно возрастает, посколысу именно они выступают устойчивыми элементами культуры, составляющими ее основу и обеспечивающими пре-

емственность общественной жизнедеятельности. Именно традиция является одним из механизмов регуляции общества, которые определяют содержание современных институтов и норм, соизмеряя их прошлым содержанием, фактом их существования в прошлом. В этом контексте для истории татар особое место занимает рубеж XIX — начала XX веков. Именно этот период является поворотным для татарского общества на пути его современного развития, когда общественное сознание развивалось в тесной связи с традиционными исламскими представлениями и идеями. А с другой стороны, структурные изменения в обществе, связанные с проникновением буржуазных отношений в Россию, обусловили общие направления социально-экономического развития по капиталистическому пути, что, в свою очередь, повлекло существенное изменение в общественном сознании. Изучение этого наследия во многом позволяет понять истоки формирования современной исламской науки. Уяснение основных тенденций развития духовной культуры татарского народа, ее роли и места в истории общественной мысли тюркских народов, ставшей составной частью духовных ценностей культуры народов России, позволит дать объективную оценку современного состояния национального самосознания, поскольку новые экономические и общественно-политические условия требовали интенсивного развития теоретической мысли, определения новых подходов, формирования принципиально новых идеологических ориентиров.

Ярким свидетельством формирования нового взгляда на развитие культуры и образования татарского народа стало появление к этому времени на исторической арене таких представителей общественной мысли, как Га-лимджан Баруди, Ахмадхади Максуди, Муса Бигиев и др., которые проявили свои интеллектуальные способности в различных сферах духовной культуры и предлагали различные варианты решения накопившихся проблем. Но всех объединяла одна задача: определение путей развития народа.

Особый интерес при исследовании основных тенденций развития та-

тарской общественной мысли этой эпохи вызывает личность Сунгатуллы Бикбулатова. Человек, обладавший талантом педагога, проявивший себя как профессиональный историк, чья эрудиция в области исламских знаний вызывала равно как восхищение современников и исследователей, так и неприязнь, а зачастую и преследование со стороны его противников и властей той эпохи. Это, безусловно, еще раз свидетельствует о том, что он был одной из наиболее ярких личностей своей эпохи. Несмотря на сравнительно небольшое письменное наследие, идеи мыслителя продолжали, привлекали к себе внимание его современников в дореволюционной России, а также способствовали формированию целого направления исторических книг и учебников по арабскому языку в послереволюционной и современной России.

Хронологические рамки исследования охватывают годы жизни Сунгатуллы Бикбулатова (1886-1954). Поскольку в диссертации особое внимание уделяется рассмотрению его деятельности как педагога и историка, то автор исследования выделяет тот период жизни и деятельности С. Бикбулатова, когда он занимал активную жизненную позицию и плодотворно занимался научно-педагогической деятельностью, т.е. 1910-1948 годы.

Степень научной разработанности проблемы. Жизнь и деятельность Сунгатуллы Бикбулатова как крупнейшего общественного деятеля, педагога и историка, привнесшего в татарскую общественную мысль и историческую науку новые идеи и подходы, направленные на преобразование различных сторон жизни татарского общества, до сих пор недостаточно изучены. В начале XX века деятельность медресе «Хусаиния» широко освещалась на страницах таких газет и журналов, как «Мэктэп»1, «Шура»2, «Вакыт»3 и

Баттал Г. Безнец мэктэплэргэ до эубэт йитде// Мэктэп. - 1913. - №14. - Б.339; Г. Ф. Иб-тидия программасы // Мэктэп. - 1913. - № 10. - Б.254; №11. - Б.271; Сэнэвия программа-сы. -№12.; Сэйфи Ф. Программалар хакында // Мэктэп. - 1913. - №14. -Б.355; Фуад Махмуд. Мэдрэсэлэрдэ чуалышлар//Мэктэп.-1913.-№3.- Б. 68-71; Фуад Туктаров. Ысуле жэдид мэктэблэренен, истикъбале. //Мэктэп -1913.-№5.- Б.121-122;Атласи h.

даже «Дин вэ мэгыйшэт»4. Отношение к этому учебному заведению, ставшему одним из передовых мусульманских учебных заведений России, безусловно, было неоднозначным. Так, Дж. Валиди считал, что татарское общество в последнее время показало, что оно «через джадидское движение достигло понимания необходимости приближения к новой (европейской - М.М.) для него культуре»5. Об этом, как он считает, наглядно свидетельствует то, что «прошел период, когда медресе был храмом знаний, приютом и богадельней... одновременно... Появились медресе европейского типа как «Хусания», «Галия».6 Правда, при этом он утверждает, что «работающие в медресе педагоги изо дня в день способствуют его прогрессу. Но в каком направлении? Пожалуй, сегодня никто об этом не знает» . А журнал «Дин вэ мэгыйшэт» сетовал на то, что «...из стен «Хусаинии» не выходит не только один мулла в год, но даже один мулла в десять лет. В дни религиозных праздников маулюд шакирды «Хусаинии» проводят гоголевские вечера и ставят спектакли.. .»8.

Из дореволюционных публикаций наиболее полные развернутые сведения о трудах С. Бикбулатова содержит статья Дж. Валиди «История преподавания религии в школах»9, где он очень высоко отзывается о книге С. Бикбулатова «История религии», отмечая, что «эта книга является серьезным шагом в обучении религии в школе».10

Безнен, мэктэплэребез //Мэктэп.-1913.-№1.-Б.19-20; Г. Газиз. Дини мэдрэсэлэребездэ

тарих укыту//Мэктэп-1913.-№9-Б.218-222.

2 Вэлиди Ж,. Мэктэплэрдэ дин укыту тарихы // Шура. - 1916. — №17. - Б. 420-423.

3Вакыт.-1907.-№13.

4 Мухэммэт Морад. Модрэсэ Хусения икъбалсез диимме? Миллэтеме талигъсыз диимме?
(Мэдрэсэ Хусения уцышсыз диимме? Миллэтеме усэ алмас диимме?) // Дин вэ мэгыйшэт.
-1914.-№13; №15; №16.

5 Мэктэп. - 1913. -№ 2. - Б. 36.

6 Там же.

7 Там же. - С. 37.

8 Дин вэ мэгыйшэт. - 1909. -№ 18. -Б. 59.

9 Вэлиди Ж,. Мэктэплэрдэ дин укыту тарихы // Шура. — 1916. — №17. - Б. 420,423.
10Тамже.-С421.

Из дореволюционных исследований, уделивших значительное внимание татарским медресе, можно назвать так же книгу Я.Д. Коблова «Конфессиональные школы казанских татар»11. Эта книга, по сути дела, является первым исследованием на русском языке, разносторонне освещающим различные аспекты функционирования мусульманских учебных заведений. В нем дан анализ программ обучения, описаны преподаваемые в медресе предметы, а также рассмотрены существовавшие учебники и вклад отдельных педагогов в развитие мусульманского образования.

Среди работ советского периода развернутую информацию о системе мусульманского образования в дореволюционный период можно почерпнуть из книги Дж. Валидова «Очерк истории образованности и литературы татар», написанной в 1923 году . Книге Дж. Валиди пока еще был присущ объективистский подход к анализу духовной жизни татар. Но в публикациях 1930-1940-х гг. уже господствует ярко выраженный классовый подход, в том числе и по отношению к системе мусульманского образования, которая, будучи конфессиональной, не представляла для советских исследователей большого интереса. Тем не менее, такие публикации, как «История татарской литературы» Г. Сагди13, «Русское самодержавие и мусульманское духовное управление» Б. Ишемгулова14 и «Ишаны-дервишы» 3. Мозаффари,15 насыщены фактическим материалом и поэтому для исследования системы мусульманского образования и, особенно, ее прогрессивного крыла, представляют определенный интерес. Авторы этих публикаций педагогическую деятельность в мусульманских учебных заведениях рассматривали как

11 Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. - Казань, 1916.

12 Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар. - Казань, 1998.

13 Сэгъди Г. Татар эдэбияты тарихы- Казан, 1926.

14 Ишемгулов Б. Урыс самодержавиясе Ьэм меселман диния нэзарэте. - Мэскэу, 1930.

15 Мозаффари 3. Ишаннар - дэрвишлэр. - Казан, 1931.

тормозящий фактор в развитии педагогической мысли татар, поскольку она была направлена на пропаганду, по своей сути, религиозных ценностей.

В 1940-1950-е годы в отечественной историографии трудов, посвященных деятельности С.Бикбулатова и медресе «Хусаиния», практически не появились. Исключение составляет книга В.М. Горохова. «Реакционная политика царизма в отношении татар Поволжья».16 В ней дается позитивная оценка новометодной системе образования в дореволюционных татарских медресе. Автор, исследуя мусульманские учебные заведения, пытается раскрыть причины возникновения и условия распространения нового метода обучения в различных регионах России.

И только с началом перестройки наметился определенный перелом в изучении различных аспектов духовного наследия татар. Именно в этот период появились первые работы, посвященные изучению трудов и мировоззрения С. Бикбулатова. Так, в 1997 г. появилась книга М. Рахимкуловой «Медресе «Хусаиния» в Оренбурге», в которой показана роль медресе «Хусаиния» в системе мусульманского образования и деятельность С. Бикбулатова. Правда, в этой книге освещается только деятельность С.Бикбулатова как педагога. М. Рахимкулова дала высокую оценку деятельности С. Бикбулатова как первопроходца, сумевшего преодолеть огромные трудности в деле изменения системы обучения в мусульманских учебных заведениях.17 Данная книга представляет ценность, в первую очередь, потому, что в ней подробно описываются условия обучения в мусульманских медресе, что дает возможность проследить процесс формирования мировоззрения С. Бикбулатова и становления его как педагога. В книге освещаются предпо-

Горохов В. М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. -Казань, 1941. 17 Рахимкулова М. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге,- Оренбург, 1997.

сылки становления С. Бикбулатова как одного из видных последователей джадидизма и крупного общественного деятеля, посвятившего всю жизнь просвещению своего народа. Новизна этой книги заключается и в том, что ее автор, исследуя мусульманские учебные заведения, пытается раскрыть причины возникновения и условия распространения нового метода обучения в различных регионах России.

Некоторые сведения о С. Бикбулатове как об авторе новометодных учебников дает публикация Р. К.Валиева, в которой он отметил огромное значение этих учебников в распространении новых методов обучения в мусульманских учебных заведениях, высоко оценил роль С. Бикбулатова как идеолога джадидизма в деле просвещения татарского народа.18 В своей статье автор приводит уникальные архивные материалы. Статья дает возможность по-новому взглянуть на общественно-политическую деятельность С. Бикбулатова как педагога, историка ислама.

Анализируя основные вехи жизни мыслителя, Р.К. Валиев, в частности, делает предположение о том, что одной из причин гонения на С. Бикбулатова была его религиозная и педагогическая деятельность. Она же, в свою очередь, служила причиной его многочисленных переездов. Он также считает, что С. Бикбулатов был известным педагогом, сумевшим внести свой достойный вклад в становление новой системы мусульманского образования, давшим начало целому направлению в изучении арабского языка и подготовившим целую плеяду профессиональных педагогов и историков. В последние годы появился целый ряд трудов, посвященных исследованию различных направлений татарской общественной мысли, в том числе джадидизма и кадимизма, а также и мусульманского реформаторства, которые да-

Валеев Р. С. Бикбулатов «По материалам... значится националистом» // Эхо веков. -2004.-№2.-С. 184,193.

ют возможность по-новому оценить различные стороны педагогической деятельности и исторического наследия С. Бикбулатова.19

Среди работ последних лет некоторую информацию о С. Бикбулатове, в частности, о его педагогической деятельности можно почерпнутииь из публикации С.З. Миннулина20. Автор также обращает внимание на то, что С. Бикбулатов был известен как представитель нового метода обучения в татарских медресе.

Такой же подход к деятельности и наследию С. Бикбулатова проявляется в публикациях, среди которых особо следует выделить перевод книги С. Бикбулатова «Хазрат Мухаммад», подготовленный М. Муфлихуновым21. Предисловие к этой книге представляет определенный интерес, поскольку в нем переводчик дает свои оценки некоторым историческим эпизодам, которые отличаются от описанных самим С. Бикбулатовым.

Во вступительной части к переводам книг С. Бикбулатова, подготовленной В. Якуповым22, дан анализ программ обучения, описаны преподаваемые в медресе предметы, а также рассмотрены существовавшие учебники и вклад отдельных педагогов в развитие мусульманского образования.

Из появившихся в последние годы переводов трудов С. Бикбулатова следует также выделить публикации, подготовленные Н. Ибрагимовым, Р. Тагировым23, М. Габделгалиевой24. Правда, все эти авторы С. Бикбулатова

Абдуллин Я.Г. Джадидизм, его социальная природа и эволюция. - Казань, 1979; Исха-ков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. -Казань, 1997; Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (XX в.). - Казань, 1999; Хабутдинов АЛО. Миллет Оренбургского Духовного Собрания в конце XVI11 - в XIX в. - Казань, 2000; Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX веков. - Казань,1998; Мухаметшин P.M. Татары и ислам в XX веке. - Казань, 2003; Сали-хов P.P. Участие татарского предпринимательства России в общественно-политических процессах второй половины XIX - начала XX вв. - Казань, 2004; Мухаметшин Р.Г.'Проблемы татарского традиционализма на страницах журнала "Дин вэ мэгыйшэт" (1906-1918): дне.... канд. ист. наук. - Казань, 2004. 20 Татарская энциклопедия.- Казань, 2002 . —Т.1. —С. 381.

Мофлюхунов М. Хэзрэт Мухаммад. — Чистай, 1999.

22 Якупов В. Устав и программа мусульманской духовной семинарии «Медресе Хусаи-
ния» в г. Оренбурге. - Казань, 1998.

23 Ибрагимов П., Нажметдин И., Тагиров Р. Мэбдэ-ул-Кыйра-эт. - Казан, 2002.

рассматривают исключительно как педагога, труды которого являются неотъемлемым фактором в развитии педагогической мысли татар, поскольку они были направлены на пропаганду, по своей сути, религиозных ценностей. Его популярность как педагога, как автора учебников, по их мнению, достигнута, прежде всего, наличием научного багажа и принадлежностью С. Бикбулатова к представителям мусульманского богословия.

Итак, нужно признать, что деятельность С. Бикбулатова до сих пор рассматривается в основном как педагога. Между тем изданные им в конце XIX - начале XX вв. учебники сыграли заметную роль в развитии исторической науки у татар и заслуживают особого внимания. С. Бикбулатов написал и опубликовал 16 учебников, которые во многом способствовали распространению нового метода обучения.

Но, несмотря на то, что в последние годы интерес к различным аспектам его жизни и наследия значительно возрос, еще нельзя утверждать, что все стороны его сложной и многогранной деятельности достаточно изучены. Это касается и его исторического наследия.

Объектом исследования является наследие Сунгатуллы Бикбулатова как педагога и историка ислама, общественного и религиозного деятеля.

Предметом исследования является деятельность С. Бикбулатова по созданию учебников нового типа по педагогике, истории ислама и арабскому языку, которые способствовали становлению новой системы мусульманского образования у татар.

Целью исследования является комплексное изучение жизни и деятельности Сунгатуллы Бикбулатова, его исторического, педагогического и научно-публицистического наследия, определение места и роли С. Бикбулатова в истории педагогической и исторической мысли.

В соответствии с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:

Габдслгалиева. М. Дин дэрсслэре.- Казан, 2005.

выявить роль ислама в формировании общественного сознания мусульман Вол го-Уральского региона в конце XIX - начале XX века;

определить основные направления функционирования системы мусульманского образования в середине XIX — начале XX века и роль медресе «Хусаиния» в повышении образовательного уровня мусульман;

Проанализировать учебники, написанные С. Бикбулатовым для ново-методных медресе;

обозначить роль и место С. Бикбулатова как педагога;

выявить роль и место трудов С. Бикбулатова в формировании новых подходов в изучении истории ислама.

Поставленные задачи требуют воссоздания биографии С. Бикбулатова, анализа исторических трудов по истории ислама, а также учебников по арабскому языку, написанных им в разные годы. Разностороннее исследование источников позволит сделать вывод о вкладе С. Бикбулатова в становлении новых направлений в татарской общественной мысли начала XX века.

Источниковая база диссертации. При написании диссертационной работы были использованы источники нескольких основных групп:

материалы из фондов Центрального государственного архива истори-ко-политической докуменетации РТ;

материалы из фондов архива Казанского государственного университета имени В.И. Ульянова-Ленина;

материалы из фондов Государственного архива Оренбургской области (ГАОО);

материалы из фондов Национального архива Республики Татарстан;

неопубликованные материалы, хранящиеся в отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского Казанского университета;

современники о С. Бикбулатове и медресе «Хусаиния»;

— статьи С. Бикбулатова и других авторов, опубликованные на страницах татарской периодической печати и, в первую очередь, в журнале «Худай-сызлар» (Самарканд, 1919), «Фэн пэм дин» (Москва, 1924), «Мэгариф» (Казань), «Кызыл Татарстан» (Казань, 1926), «Вестник научного татароведения (Казань, 1928), «Эхо Веков» (Казань, 2004);

I. В фондах Центрального государственного архива ИПД РТ, фондах архива Казанского государственного университета имени В.И. Ульянова-Ленина и фонда Государственного архива Оренбургской области хранятся дела, касающиеся биографии С. Бикбулатова, основных направлений его деятельности как автора исторических трудов и педагогической литературы, до сих пор пользующихся популярностью. По содержащейся в документах информации архивные дела можно рассматривать в определенных группах:

  1. Для исследования деятельности медресе «Хусаиния» исключительно важными являются документы фондов Государственного архива Оренбургской области (Ф. Р-1, Ф. 213, Ф. 450), губернатора (Ф. 1), директора народных училищ (Ф. 160) и фонда 1118, в которых хранится информация в виде секретной переписки о татарских школах, где указывается число учащихся, преподавателей, дается некоторая информация о приходских медресе. Документы этих фондов наглядно свидетельствуют о том, что медресе «Хусаиния», как одно из первых новометодных мусульманских учебных заведений, вызывало живой интерес со стороны властей и подвергалось постоянным проверкам.

  2. Дела, раскрывающие различные стороны биографии С.Бикбулатова, сохранились в фондах архива Казанского государственного университета имени В.И. Ульянова-Ленина (Ф. 9)

  3. Дела по исследованию политической благонадежности педагога С. Бикбулатова, донесения и рапорты о несоответствии его занимаемой должности, документы об увольнении и исключении из партии, дела по так называемому «Туркестанскому» делу, о поездке С. Бикбулатова в составе экспе-

диции в Ташкент, Самарканд, Бухару, участие в «Заявлении 82», связанное с выступлением татарской интеллигенции против введения нового алфавита, сохранились в фондах Центрального государственного архива ИПД РТ (Ф-15).

Эти документы дают возможность всесторонне анализировать общественно-политическую деятельность С. Бикбулатова, его отношение к существующему режиму и перспективе развития образования в Татарстане.

4. Обзоры татарской печати содержат дополнительные сведения о С. Бикбулатове и дают возможность рассматривать его деятельность как издателя и редактора учебной и исторической литературы в контексте процессов, происходящих в России вокруг национальных периодических изданий и издательств.

П. В отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки Казанского университета хранятся труды и материалы, связанные с научной и педагогической деятельностью С. Бикбулатова. Среди них каталоги книг из фондов этой библиотеки, составленные в разные годы; документы, свидетельствовавшие о передаче книг Исламской библиотеке; сведения о книгах и рукописях, докладные записки. Информационно насыщенным источником являются и неопубликованные материалы, в них содержится информация о медресе «Хусаиния».

  1. Для исследования педагогической деятельности большую ценность представляют его учебники по новометодным формам обучения, написанные на татарском и арабском языках. В ходе работы над диссертационной работой было проанализировано одиннадцать трудов по истории ислама и пять учебников по арабскому языку, хранящихся в фондах Научной библиотеки Казанского университета и Национальной библиотеки РТ.

  2. Еще одну группу источников составляют публикации в журналах

«Худасызлар» («Безбожник», Самарканд), «Фэн пэм дин» («Наука и

религия», Москва), в которых издавал свои статьи С. Бикбулатов. Они пред-

ставляют значительный материал для более четкого представления основных направлений татарской богословской мысли и изменений религиозных взглядов самого С. Бикбулатова.

V. Важными источниками при изучении жизни и деятельности С. Бикбулатова являются вступительные части к каждой книге, в которых он высказывает свои взгляды на те или иные проблемы педагогики и предлагает методы их решения. В них нашли отражение педагогические и исторические взгляды С. Бикбулатова, его оценка различных событий, происходящих в России и в татарском обществе, в которых особое внимание уделяется рассмотрению деятельности медресе и мечетей.

Таким образом, сохранившийся комплекс источников весьма разнообразен, с его помощью представляется возможным решить поставленные перед исследованием задачи. Но все это может быть достигнуто только при рассмотрении объекта исследования в контексте своей эпохи. Для этого в процессе подготовки диссертации была изучена литература, характеризующая татарское общество конца XIX - начала XX в., систему мусульманского образования середины XIX - начала XX в. Воссоздана биография С. Бикбулатова, проделан анализ статей журнала «Худасызлар», «Фэн Ьэм дин», «Мэгариф», «Кызыл Татарстан», «Вестник научного татароведения», а также учебников, написанных им в разные годы. Разностороннее исследование источников позволило сделать вывод о вкладе С. Бикбулатова в становление новых направлений в татарской общественной мысли начала XX века.

Методологические основы исследования. В основу исследования положены принципы историзма и объективности: автор стремился рассмотреть процессы и явления, имевшие место в истории татарской общественной мысли, в развитии, во взаимосвязи с другими социальными процессами, в той конкретно-исторической форме, которую они принимали в разное время; исследование направлялось по пути познания объективной истины и объективных закономерностей истории.

Методологические основы исследования обусловлены целью и задачами диссертации и требуют комплексного подхода, включающего в себя как сравнительно-исторический, так и ряд других видов исторических методов познания: типологический, структурно-функциональный и системный. При изучении и изложении материала использовались также и общенаучные методы (логический, метод классификации) и специальные - диахронный (метод периодизации), проблемный, хронологически-проблемный, метод синхронного анализа.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

изучена роль ислама и мусульманской цивилизации в Поволжье на рубеже XIX - XX веков в контексте научных изысканий С. Бикбулатова;

с привлечением широкого круга источников и литературы воссоздана научная биография С. Бикбулатова;

выявлен многогранный вклад С. Бикбулатова в организацию принципиально новой системы просвещения мусульман Поволжья;

систематизированы все сведения об исторических трудах, учебниках, написанных С. Бикбулатовым, определено их место в распространении нового метода обучения;

определена роль и место трудов С. Бикбулатова в освещении различных этапов истории ислама;

выявлен вклад медресе «Хусаиния» в развитие образования татар.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы, содержащиеся в диссертации, выводы и обобщения автора, положения исследования могут способствовать дальнейшему углублению изучения наследия Сунгатуллы Бикбулатова и татарской общественно-политической мысли в конце XIX - начале XX веков.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при чтении лекций и проведении практических занятий, в разработке спецкурсов по истории татарского народа и Республики Татарстан, при подготов-

Ислам и основные перемены общественного сознания в Волго- Уральском регионе в конце XIX - начале XX века

Ислам и татарская общественная мысль в Среднем Поволжье начала XX века во всей совокупности проблематики различных течений и направлений имела общую нацеленность на формирование национальной идеологии и определение основных идей национально-освободительного движения, национального самосознания. Этот период ознаменовался выходом на общественную арену новых сил, качественным изменением общественного сознания: на базе религиозного реформаторства, просветительства и либеральных идей формировались основные направления общественной мысли, которые образовали теоретическую основу последовавшего мощного подъема национального движения среди татар по пути прогресса и стремления стать активными творцами своей истории. Именно в этот период были серьезно поколеблены основы традиционного мировоззрения, заложены основы секуляризации теоретической мысли. Эти тенденции особенно отчетливо проявились после революции 1905-1907 годов, когда широкое распространение получили периодические издания, светское образование, пробудился интерес к достижениям современной науки и техники, появилась возможность создавать политические партии и объединения, относительно свободно выражать свои политические взгляды.

В освоении многих теорий и идей, обретающих в этот период решающее значение для татарской общественной мысли, огромную роль сыграло печатное слово. Царизм, прекрасно понимая роль и значение печатного слова, особенно периодической печати в распространении новых идей и информации, не всегда приемлемой для официальных властей, в течение почти монографий, посвященных общественной мысли конца XIX - начала XX веков, при исследовании национальных движений в условиях царизма и первых лет существования советской власти, при подготовке методических пособий по изучению истории просветительства в Поволжье в начале XX века.

Жизнь и деятельность С. Н. Бикбулатова

Сунгатулла Нигматуллович Бикбулатов — педагог, богослов, ученый-мыслитель, приверженец традиционного ислама, известный своими трудами по арабскому языку и истории ислама, которыми пользуются и сегодня. По нелегкой жизни педагога Сунгатуллы Бикбулатова можно увидеть, как «политика партии и правительства» ломала человека, не считаясь с его заслугами и знаниями. Впоследствии, отрекаясь от своих трудов по религии, подчиняясь жестким обстоятельствам времени, предвидя надвигающиеся репрессии для себя и семьи, под угрозой потери всего, чего добился с таким трудом, он примет тяжелое для себя решение и откажется от прошлого наследия. Без партии он еще мог прожить, партия - это жесткое обстоятельство времени, но как прожить без веры в Единого Господа и без преподавательской работы, которой он посвятил всю свою сознательную жизнь сначала в высшем учебном заведении «медресе Хусаиния», а затем и в других учебных заведениях.

Неровно течет жизнь Сунгатуллы Бикбулатова. Вначале мы видим маленького мальчика, оставшегося без родительской ласки и заботы, но стремившегося во что бы то ни стало выжить, а впоследствии и получить хорошее образование. Затем мы видим ученого-исламоведа, обучавшегося за рубежом, признанного преподавателя арабского языка, издающего свои учебники по арабскому языку и истории ислама, любившего и умевшего делать свою работу. Но позже, уже после войны, в годы работы в Казани в качестве преподавателя арабского языка в государственном университете, мы видим полностью сломленного и подчиненного системе человека, который напишет 26 января 1948 года: «Я подробно изучил как возникновение религии вообще, так и главные религии мира: брахманизм, буддизм, конфуцианство, рели гиюзароастры, иудаизм, христианство , не говоря уже об исламе. В результате всего этого я перестал верить как в Мухаммада и его «Аллаха», но и в так называемое высшее существо»170. Но эти шаги уже не приносят так ожидаемого результата, его просто не захотят услышать. Как и миллионы других ни в чем не повинных людей этой эпохи, в конце концов, эта система уничтожает и его самого, сначало отбирает цель в жизни, а затем и саму жизнь. А сколько таких сломанных судеб на совести правителей этого времени?

Сунгатулла Нигматуллович Бикбулатов родился 27 ноября 1886 года в деревне Балыклы Куль, близ города Стерлитамака Уфимской губернии в маленькой, бедной крестьянской семье. Живя в небольшой и отдаленной от центра деревне, «родитель мой (Бикбулатов Нигматулла) кроме хлебопашества занимался и кустарничеством, а именно низким шорным делом»171. Но все же в селе Балыклы Куль родителям жилось очень трудно, так как они не имели там собственной земли. Это являлось следствием неудачно проведенной реформы 1861 года, «поэтому они вынуждены были заниматься и отхо-жим промыслом» . Высокая смертность крестьян вызывалась голодом и частыми эпидемиями. Неурожайные 1868, 1873, 1880, 1891—92 годы привели к ухудшению жизни крестьян. Голод в аграрной стране, по природным условиям способной стать житницей Европы, остро ставил вопрос о социальной политике самодержавия, обрекавшей крестьянство на нищету и вымирание. В этих тяжелых условиях, не найдя другого выхода, отец С. Бикбулатова отправлялся в Оренбургский край в поисках работы и часто доезжал до самого Оренбурга. Родителям казалось, что жить в Оренбурге будет лучше, чем в деревне Балыклы Куль.

Педагогическое наследие

Введение в медресе «Хусаиния» новых методов обучения потребовало от руководства данного заведения обеспечения его новыми программами и соответствующими учебниками. Как указывалось ранее, в этом медресе новая система обучения официально была введена с самого начала его работы. При этом С. Бикбулатов, окончив это медресе, проникнувшись духом необходимости введения новых методов обучения, был одним из тех, кто отмечал важность издания новых учебников для новометодного медресе. Это было обусловлено рядом причин. Во-первых, существующие и используемые в мусульманских учебных заведениях в качестве учебных пособий книги не могли до конца удовлетворить потребности учащихся в новых знаниях, поскольку в их числе в основной массе фигурировали книги известных средневековых мусульманских богословов. Во-вторых, царское правительство запретило ввоз книг и учебных пособий,-издаваемых в мусульманских странах. Другую причину С. Бикбулатов сформулировал следующим образом: «Мне пришлось заложить фундамент буквально на пустыре, предложили составить новую программу. Преподавание начал путем записи. Но такое положение меня не могло удовлетворить. Я хотел поставить преподавание арабского языка на высокий уровень и тем самым избавиться от возможных нарека Подготовка к изданию учебников - одна из самых неисследованных областей деятельности С. Бикбулатова, а их оценка, имеющаяся на сегодняшний день, достаточно противоречива. Самые первые данные об учебниках С. Бикбулатова можно получить из работ о его педагогической деятельности, а также из «Татарской энциклопедии»255. Автор обращает внимание на то, что С. Бикбулатов был известен как представитель нового метода обучения в татарских медресе. Правда, надо отметить, что исследователь жизни и деятельности С. Бикбулатова С.З. Миннуллин делает упор при описании жизни педагога больше как на автора новых книг по истории ислама.

До 2000-х годов педагогическое наследие С. Бикбулатова практически не исследовалось. Некоторую информацию о нем можно найти в публикациях Р.К. Валеева256 и статьях Валиуллы Якупова257, в его анализах программ обучения описаны преподаваемые в медресе предметы. Из появившихся в последние годы обобщающих работ, посвященных жизни и творчеству С. Бикбулатова, следует выделить переводы его книг, выполненные Н. Ибра-гимовым, Р. Тагировым , М. Габделгалиевой .

Авторы этих публикаций также рассматривают педагогическую деятельность С. Бикбулатова как развивающий фактор в истори педагогической мысли татар, поскольку она была направлена на пропаганду, по своей сути, религиозных ценностей. Его популярность как педагога, автора учебников, по их мнению, достигнута, прежде всего, наличием научного багажа и принадлежностью С. Бикбулатова к классу ученых.

А между тем учебно-методическая литература, подготовленная С. Бикбулатовым, требует специального исследования. Анализ педагогического наследия С. Бикбулатова дает возможность сделать вывод, что большинство написанных им учебников были посвящены обучению основам ислама и объединены под общим названием «Дин дэреслэре» («Уроки религии») и разделены на 8 частей. Каждая из частей была подготовлена как самостоятельный учебник: