Введение к работе
з
Актуальность темы исследования. В XXI в. туризм превратился в глобальное экономическое явление, но развивая индустрию туризма, необходимо максимально использовать потенциал наследия, не нанося ущерб историко-культурным особенностям регионов. Следует отметить и тот факт, что историко-культурное наследие в современном обществе - это такой же дар, как природные, растительные комплексы и биоресурсы, водные богатства. По своей сути памятники истории и культуры - это ресурс не только интеллектуальный, но и экономический, и относиться к ним нужно бережно, используя их в интересах государства. Более того, стратегия туризма определяет приоритетные направления развития отдельных регионов, к каковым относится, в частности, Республика Бурятия. Уникальные природно-климатические, исторические и социокультурные условия республики предопределяют роль и значение туризма для перспектив его дальнейшего социально-экономического развития.
На рубеже XX и XXI вв. актуальным представляется изучение перехода разных моделей региональных культур на новую цивили-зационную ступень развития. Небезынтересно в этой связи «новое прочтение» возможностей этнических (традиционных) культур и религий. Это выдвигает прикладные знания в изучение истории конфессиональной группы старообрядчества в число приоритетных направлений научного поиска.
В Республике Бурятия проживает множество народов с присущей только ему культурой, укладностью быта и нравов. Русское население Бурятии представляют разные группы: сибиряки (старожилы), казаки (служилые люди) и старообрядцы (семейские).
Работа выполнена в рамках нового для отечественной науки направления - религиозного туризма. Это направление характеризуется недостаточно разработанной теоретико-методологической и методической базой, что в значительной мере обусловило трудность приобретения достоверной информации и объективных данных.
Степень научной разработанности проблемы. В основу историографического анализа положен метод проблемного освещения трудов. Такой подход к характеристике историографии не случаен по ряду причин. Во-первых, проведенный историографический анализ показал, что освещение роли и места старообрядчества в развитии религиозного туризма Республики Бурятия в постсоветский пе-
риод не являлось предметом отдельного исследования в отечественной науке в целом и сибириведении в частности.
Во-вторых, в поле зрения диссертанта оказалась литература общетеоретического религиоведческого характера, труды по истории заселения и хозяйственного освоения отдельных территорий региона, работы по осмыслению сущности современного туризма, выявлению внутренних и внешних причин его функционирования во времени и пространстве, определению его структуры, основных направлений деятельности.
В-третьих, разноплановость, широкий временной спектр и разный уровень научности литературы обусловили выбор проблемного подхода к историческому анализу, который дает возможность вычленить в той или иной степени интересующую фактологию и охарактеризовать каждую работу с точки зрения ее полезности для настоящего исследования.
В связи с тем, что изучение заявленной темы предполагает междисциплинарный характер, выделим проблемы, освещение которых автор считает наиболее важным.
Первое направление связано с определением сущности, структуры, функций понятий «этническая и культурная религиозность», «традиционная религия», которые, на наш взгляд, играют важную роль в процессе трансформации этнических общностей. Культурная религиозность является более объемной по своему содержанию, что связано с представлениями человека о принадлежности его к определенной религиозной традиции. Приводя примеры исчислений последователей различных конфессий, авторы считают, что и этническая и культурная религиозность, являясь мировоззренческой позицией человека, все же не отражает в какой степени он разделяет соответствующие религиозные верования, насколько последователен в отправлении обрядов и религиозных практик. Проблемами религии и современной религиозной ситуации занимаются такие российские ученые, как С. Б. Филатов, Р. Н. Лункин Н. А. Митрохин, Л. М. Воронцова и др. Как отмечают исследователи, уровень религиозности - это прежде всего численность практикующих верующих, т.е. тех, кто разделяет определенное вероучение, соблюдает предписываемые религиозные практики. Весьма интересна позиция С. Д. Лебедева, который предложил попытку синтезировать обозначенные концепции с точки зрения закономерности формирования и развития религиозной культуры. Основными составляющими этого феномена выступают религиозное мировоззрение и самосознание,
5 религиозные нормы и ценности, религиозный опыт, религиозные традиции, религиозный язык и символы, религиозная практика и религиозные отношения.
В контексте диссертации религиозная традиция - это наиболее устойчивый компонент этнической культуры. По мнению исследователей, традиционная религиозность и этническая культура взаимосвязаны. В дискурсе этничности роль религии как системы обрядов и устойчивого образа чрезвычайна важна, так как дает возможность использовать ее символы в качестве синтеза этнического это-са и мировоззрения. Поэтому и для того, кто считает себя носителем определенной этничности, и для внешнего наблюдателя, религия - не только этнический культурный феномен, но и характеристика конкретной этнокультурной/национальной общности.
В работах, посвященных факторам религиозного синкретизма в Бурятии, перечисляются глубокая неудовлетворенность существующим социальным порядком, богоискательство в смысле выбора «лучшей религии», общие характеристики традиционных религиозных конфессий Бурятии, а именно их морально-этические установки в отношении окружающего мира; адаптация небольшого по численности народа к новым историческим условиям, метод освоения новых для него духовных ценностей как залог выживания (К. М. Герасимова, Л. Л. Абаева, Т. М Михайлов и др.).
Особое внимание в контексте обсуждаемой проблемы заслуживают исследования последних лет, в которых рассматриваются такие аспекты, как формирование православных храмовых комплексов в качестве культурообразующего фактора в изменении историко-культурного ландшафта территории (Г. С. Митыпова, И. А. Ар-зуманов и др.), религиозность современной российской интеллигенции (Г. Е. Манзанов, М. С. Алексеева), социокультурные условия формирования религиозности молодого поколения (Т. Н. Бояк, С. Б. Ан-данова, С. 3. Ахмадулина и др).
Второе направление связано с понятиями «религиозный туризм» и «религиозное паломничество», которые как социокультурный феномен неоднократно становились предметом междисциплинарных исследований. В отечественной науке данная тема начала разрабатываться во второй половине XIX в., а до этого большая часть исследовательских работ представляла собой по преимуществу либо свод и обобщение эмпирических наблюдений, либо свидетельства о путешествиях паломников предыдущих эпох, либо описания святых мест, а также путеводители. Наиболее разработанные научные ис-
следования были проведены по различным аспектам истории христианского паломничества. В число авторов исторических исследований входят архимандрит Антонин (Капустин), Л. А. Беляев, Р. Б. Бутова, Л. А. Герд, Е. Е. Голубинский, Б. М. Данциг, А. А. Дмитриевский и др. Тема паломничества привлекала внимание также культурологов, философов, географов, богословов, религиоведов, искусствоведов и антропологов, среди них: В. М. Воробьев, С. В. Гнутова, архиепископ Марк (Головков), И. В. Моклецова, А. Е. Мусин, А. С. Па-нарин, А. А. Пескова, М. Б. Пиотровский, X. В. Поплавская, Г. В. Попов, Ю. А. Пятницкий, В. Н. Расторгуев, А. В. Рындина, Е. М. Юхи-менко и другие.
Вопросы паломничества и религиозного туризма в последние годы рассматривали ученые, занимающиеся комплексными научными исследованиями в туристской сфере, такие как: Г. В. Антю-феев, М. Б. Биржаков, И. В. Брандт, С. Ю. Житенев, В. С. Новиков, Т. А. Прокопенко, Ю. С. Путрик и другие.
Вклад в изучение новейшей проблемы внесли материалы международных научно-практических конференций: «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования» (МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, 2012), «Активный туризм в Байкальском регионе: история, реальность и перспективы» (БГУ, Улан-Удэ, 2013), в которых региональные аспекты религиозного туризма Бурятии нашли свое отражение в статьях Т. Е. Санжиевой, Г. С. Ми-тыповой, Н. М. Мунконова и других.
Подводя итог работам, наполняющим второе направление, необходимо отметить, что история туризма как специальная дисциплина занимает свое место и в системе туристского образования.
Третье направление составляют работы ученых, занимающихся изучением истории и культуры старообрядцев, а также современного положения данной этнокультурной общности в Сибири и Республике Бурятия. История формирования и развития старообрядчества в Бурятии рассматривается как неотъемлемая составляющая политической и социально-экономической истории Сибири. Это потребовало внимательного отношения к работам, посвященным изучению заселения и освоения края (П. С. Паллас, А. П. Окладников, Н. Н. Покровский, Л. М. Дамешек и др.).
Дореволюционная историография представлена в основном исследователями демократического направления, причем старообрядцы чаще всего рассматривались ими в районах их расселения. Изучались их общинный и хозяйственный быт, нравы и обычаи и т. д.
7 Этому направлению принадлежат труды П. А. Ровинского, Ю. Д. Талько-Грынцевича, К. П. Михайлова, Г. М. Осокина. В них содержится немало ценных сведений по истории старообрядчества: переселение, роль в хозяйственном освоении края, внутренняя жизнь старообрядческих общин; религиозная организация, взаимоотношения с местной администрацией и населением и другое.
В советской историографии продолжает изучаться проблема старообрядчества Бурятии преимущественно с точки зрения этнографии и фольклористики, с преобладанием идеологического фактора и атеистического подхода. В исторических сочинениях в основном показаны формирование старообрядческих поселений, хозяйственная деятельность, быт, материальная и духовная культура. В рамках заданной тематики исследования находятся работы А. М. Селищева, В. П. Гирченко и других.
Серьезным исследованием конца 1960-х - начала 1970-х гг. явилась монография В. П. Мотицкого. Автор проанализировал в историческом аспекте эволюцию старообрядчества Забайкалья, показал специфику религиозных верований, роль религии в общественной, семейной жизни староверов и на основе результатов социологических исследований убедительно продемонстрировал религиозную направленность старообрядческого населения. Работа не потеряла актуальности и научной ценности и в настоящее время. Хотя сегодня можно не соглашаться с идеологическими оценками образа жизни старообрядчества, данными с позиции атеистической критики.
На наш взгляд ведущее место в изучении истории старообрядчества Забайкалья (XVIII-XXI вв.) принадлежит Ф. Ф. Болоневу. В его статьях и монографиях, отличающихся многогранностью и широтой исследования, рассмотрены многие интересующие нас проблемы. Его труды явились для нас основой целенаправленного и комплексного изучения старообрядчества рассматриваемого региона.
Надо отметить, что в современных условиях в региональной историографии ведущее место занимают работы ученых Бурятского научного центра СО РАН, Иркутского государственного университета, Бурятского государственного университета, Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (Р. П. Матвеева, Е. В. Петрова, С. В. Бураева, Н. Н. Стахеева, А. В. Костров, А. П. Майоров, В. М. Пыкин, С. В. Васильева, Т. Н. Бояк, Т. Н. Гусейновой и другие).
Авторы освещают проблемы этнической и региональной истории, образование и функционирование старообрядческой семьи,
8 национальные традиции в хозяйственной деятельности, обрядах, материальной культуре старообрядцев. Ими рассмотрены проблемы демографической ситуации, зарубежной миграции и адаптации староверов к местным условиям, вклад в сохранение и развитие русской культуры на окраинах России и за ее пределами.
Помимо работ монографического характера диссертант рассматривал разные аспекты истории старообрядчества в США, Польше, Румынии, Латвии, а также словари и справочники по конфессиональной проблематике. В последнее время в региональных центрах определяются новые направления в исследовании старообрядчества, кроме того, значительно расширилась география исследователей благодаря ученым за рубежом.
Таким образом, анализ литературы демонстрирует, что тема старообрядчества находит отражение в научных трудах, посвященных региональным исследованиям, ценность которых заключается в том, что они вводят в оборот новый комплекс документальных и архивных материалов, это дает возможность проследить историю формирования данной конфессиональной группы. В то же время авторы анализируют отдельные периоды, не давая целостной характеристики современного состояния и самочувствия старообрядческих сообществ в новых общественно-экономических условиях. Белым пятном остается освещение места и роли старообрядчества в развитии религиозного туризма. Республика Бурятия, являясь регионом-транслятором старообрядчества, имеет свою специфику и потому представляет особый интерес для исследования.
Объектом исследования является место и роль старообрядчества в поликонфессиональном пространстве Республики Бурятия.
Предмет исследования - культурное наследие старообрядчества как объект туристической аттракции в развитии религиозного туризма изучаемого региона.
Цель диссертационного исследования состоит в историческом анализе взаимосвязи и перспективы сотрудничества туристического сектора и исследований в области историко-культурного наследия старообрядчества в религиозном туризме Республики Бурятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать конфессиональное пространство и знания историко-культурного фона в планировании и организации туризма;
определить место регионального старообрядчества в сохранении историко-культурного наследия России;
осветить роль государства в развитии регионального туризма;
установить основные этапы и направления формирования регионального туризма в Бурятии;
осветить исторические предпосылки формирования религиозного туризма в Бурятии;
рассмотреть объекты культурного наследия старообрядческих общин Бурятии как части религиозного туризма;
выработать рекомендации и предложения по вопросам организации туристской деятельности в республике.
Территориальные рамки исследования определены территорией Республики Бурятия в современных границах. Особо в данном контексте выделяется ареал компактного проживания старообрядцев в районах республики ( Тарбагатайский, Бичурский, Мухорши-бирский).
Хронологические рамки работы охватывают последнее десятилетие XX - начало XXI в. Указанный период выбран в связи с тем, что именно в это время старообрядческая деноминация становится заметным явлением общественной жизни России и представляет собой и культурно-исторический феномен, различные формы которого можно обнаружить на всем протяжении истории Бурятии. Выбор временных границ определяется и тем, что сегодня в сфере туризма религиозный, региональный или (этнический) туризм становится предметом нормативно-правового регулирования на законодательном уровне; компонентом не только культурного, но и образовательного процесса, специальной отраслью предпринимательской деятельности.
Источниковая база исследования представлена корпусом письменных (неопубликованных и опубликованных), вещественных и устных материалов.
Значительный массив неопубликованных документов по теме исследования отложился в фондах Государственного архива Республики Бурятия (ГАРБ): фонд Р-2028 «Администрация Президента и Правительства РБ», фонд Р-195 «Государственный комитет по экономике РФ при Совете Министров Республики Бурятия 1992— 1995 гг.», фонд Р-955 «Министерство культуры Республики Бурятия 1996-2010 гг.», фонд Р-253, «Комитет по физической культуре и спорту и туризму 1994-1997 гг.», а также текущих архивах управления Министерства юстиции РФ по Республике Бурятия, Республиканского агентства по туризму и спорту.
Особую информативность имеет ведомственная делопроизводственная документация управленческого характера. Основной массив представлен документами сектора, позднее комитета по межнациональным отношениям и связям с общественными и религиозными организациями, фонда «Администрация Президента (Главы) Правительства Республики Бурятия», который состоит из отложившихся в архиве планово-отчетной документации, переписки и протоколов заседания политического консультативного совета, межведомственной комиссии по вопросам религиозных объединений и др. Фонд «Государственный комитет по экономике РФ при Совете Министров Республики Бурятия 1992-1995 гг.» содержит информацию, позволяющую изучить процесс становления турист-ко-рекреационной зоны в Бурятии. Нами были выявлены и использованы дела, посвященные переписке с министерствами, ведомствами РФ по социально-экономическому, культурному развитию в республике о порядке зонирования Байкальской природной территории, о влиянии экономических факторов на состояние культурного наследия за 1999-2002 гг. Документы «Министерства культуры Республики Бурятия 1996-2000 гг.». позволили нам изучить перечень объектов историко-культурного наследия федерального значения по Республике Бурятия. Здесь хранятся протоколы заседаний с представителями национально-культурных центров республики и переписка с настоятелями храмов старообрядческих общин, которые позволили обосновать важность изучения и сохранения и правильной трансляции историко-культурного достояния республики.. Большая часть фонда «Комитет по физической культуре и спорту и туризму 1994-1997 гг.» посвящена непосредственно формированию кластерной стратегии регионального туризма, определению новых спектров в индустрии туризма республики. Анализ годовых статистических отчетов по общей туристической деятельности в республике за 1998-2005 гг., текстовые отчеты и статистические данные о общем туристическом потоке за 1998-2003 гг. позволили нам проанализировать современное состояние в развитии новой отрасли экономики и показать необходимость учета историко-культурного фактора в планировании и организации религиозного туризма.
Дополнительным источником в исследовании заявленной темы являются материалы бесед, расширенного интервью с настоятелями религиозных общин, руководителями национально-культурных центров, частными предпринимателями, полученных в результате
собственных полевых исследований автора в Тарбагатайском, Би-чурском, Мухоршибирском, Хоринском, Кижингинском, Заиграев-ском районах Республики Бурятия в 2010-2013 гг.
Отдельную группу составляют технотронные источники - видеозаписи, фото- фотодокументы.
В комплекс опубликованных источников входят издания специализированных сборников документов, регламентирующих юридический статус турфирм, национально-культурных центров. Использованные источники можно условно разделить на несколько групп: международные акты о туризме; законодательство РФ по туризму и смежным областям; ведомственные акты органов государственной власти и управления РФ; документы общественных организаций в области туризма; статистика; аналитические доклады, записки, проекты; периодическая печать; интернет-ресурсы.
Среди законодательных документов главнейшим источником, который содержит общие основы политико-правового регулирования туристской сферы, является Конституция Российской Федерации. В теснейшей взаимосвязи с концептуально-программными документами находится весь комплекс законодательных актов в сфере туризма. Среди них основополагающую роль играет федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» (1996). Для анализа становления программных аспектов туристской политики важное значение имеет «Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации», федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018)», государственная программа «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 гг.» и другие.
Обращение к этим документам дает возможность исследовать складывание системы взглядов на обеспечение правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии и важнейших направлений государственной политики в сфере туризма.
Среди важнейших опубликованных источников по теме исследования мы выделяем статистические материалы, сбор, систематизация и публикация которых осуществлялись как государственными органами, так и общественными организациями в сфере туризма. Особую информационную ценность представляют ежегодные статистические сборники о российском туризме в РФ и отдельно по Республике Бурятия, объединяющие не только официальные данные, представленные Федеральной службой государственной стати-
12 стики и Российским союзом туриндустрии, но и включающие информацию по религиозному туризму (паломничество) в Бурятии.
Для изучения истории становления и развития туристской политики России весьма важным представляется использование периодики. Некоторые СМИ в области туризма выходят сразу в двух версиях: печатной и электронной. Специфическим свойством периодики является многоплановость. Как исторический источник она содержит разнообразную по жанру, происхождению и содержанию информацию. Среди журналов отметим издание Национальной туристской ассоциации «Туристский вестник». Ценные сведения для раскрытия условий и многих сторон процесса формирования туристской политики России содержит информационно-аналитический журнал для профессионалов «Турбизнес».
Все более значительное место в исследованиях по новейшей истории занимают интернет-ресурсы. Среди них можно выделить как общие информационные интернет-порталы, так и сайты, специально посвященные туристической сфере крупных центров мирового туризма, национальных туристских администраций, российских общественных объединений.
Помимо документальных источников старообрядцы сохранили до наших дней множество вещественных источников: архитектурные памятники (храмы, часовни), иконы, своеобразный традиционный костюм, домашнюю утварь, росписи жилища, которые являются ценным материалом для изучения, достояния музеев и с полным правом могут служить объектом выбранной проблемы исследования.
Научная новизна исследования определяется постановкой проблемы, значимой в региональном плане, ранее не являвшейся предметом специального исследования.
На основе вводимого в научный оборот архивных документов впервые проведены отбор, систематизация и изучение обширной исторической информации, позволившей подвергнуть анализу процесс возрождения коллективной исторической памяти народа, благодаря чему появляется возможность и потребность прикоснуться к истокам своей культуры и восстановить традиционные формы самоидентичности .
На базе широкого круга источников освещена история одной из конфессиональных групп региона (древлеправославия). Определены отличительные черты современных организационных форм сосуществования старообрядческих сообществ в Республике Бурятия.
Новым является рассмотрение трансформации статуса регионального туризма, который из вида отдыха превратился в индустрию, включающую в себя новые виды туристической деятельности, со своими принципами, законами, категориями и методами исследования.
Важным аспектом новизны является исследование форм и направлений сотрудничества государственных структур, частного сектора республики со старообрядческими сообществами на протяжении более чем двадцатилетнего периода истории. В связи этим для полного охвата рассматриваемой проблемы потребовалось более глубокое и всестороннее изучение материалов, содержащих свидетельства очевидцев, а зачастую и участников описываемых событий, и сопоставление их с документальными источниками в рамках изучаемого периода.
По результатам исследования разработаны научно-практические рекомендации, вытекающие из регионального опыта воздействия государственных институтов для представителей туриндустрии.
Практическая значимость работы состоит в том, что диссертация способствует расширению научного знания о старообрядчестве как аттракции религиозного туризма Бурятии. Полученные результаты и рекомендации могут быть использованы в региональной концепции развития туризма, материалы и выводы, сформулированные в диссертационном исследовании, - при подготовке учебных пособий, в разработке турмаршрутов, интернет-сайтов компаний, путеводителей, рекламных проспектов и консультаций туроператоров.
Методология и методика исследования. Диссертационная работа базируется на методологических принципах историзма, научной достоверности и объективности. Принцип историзма позволяет рассмотреть проблему в неразрывной связи с конкретными историческими событиями, а также факторами, оказавшими влияние на формы и методы сохранения и использования историко-культурного наследия. Принцип научной объективности дает возможность раскрыть аспекты изучения и максимально приблизится к реальным фактам и событиям, непредвзято представить совокупность разнообразных точек зрения на конкретные явления, процессы.
В качестве методологии также рассматривается философско-культурологический подход к развитию сферы религиозного туризма, посредством которого определяется важная роль культурно-
14 познавательной деятельности и необходимость создания условий для реализации культурных потребностей человека в познании истории, религии, традиций, особенностей образа и стиля жизни, в целом культуры других народов. Более полное представление об этих сторонах человеческой жизни можно получить непосредственно контактируя с носителями культуры, что становится возможным благодаря туризму.
Оставаясь в проблемном поле исторической науки, предпринимая историческое исследование, автор руководствовался как общенаучными, так и специальными историческими методами.
Социологические методы исследования позволили выявить динамику и качественное своеобразие деятельности туристических агентств и выяснить отношение различных групп населения к религиозному туризму как к форме повышения культурного уровня, определить на этой основе пути оптимизации программных мероприятий республиканских органов в области туризма. В целях комплексного изучения поставленной проблемы применялись также ретроспективный, статистический методы и метод источниковедческого анализа. Использование перечисленных методов в совокупности позволило обеспечить комплексный подход к исследованию.
Апробация диссертации. Основные положения диссертации нашли отражение в 9 публикациях автора. Основные научные результаты исследований опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК; апробированы на международных, всесоюзных, всероссийских, региональных научных конференциях в городах: Улан-Удэ (2010-2013), Пржемысл, Польша (2012), София, Болгария (2013).
Структура диссертации подразумевает разделение исследования на введение, две главы, каждая из которых состоит из трех параграфов с выводами, и заключение, а также состоит из списка литературы и источников и приложения.