Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное служение церковных приходов Донской епархии в 60-70-е гг. XIX века Федорова Наталья Владимировна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Федорова Наталья Владимировна. Социальное служение церковных приходов Донской епархии в 60-70-е гг. XIX века: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Федорова Наталья Владимировна;[Место защиты: Ростовский государственный университет путей собщения ФГБОУ ВПО РГУПС].- Ростов-на-Дону, 2014.- 319 с.

Содержание к диссертации

Введение

1 Особенности функционирования церковных приходов в Донской епархии 37

1.1 Основные функции и организационно-структурные основы деятельности православных приходов на Дону 37

1.2 Изменения в положении донского приходского духовенства в условиях церковных преобразований 60-70-х гг. XIX в 66

2 Служение церковных приходов Донской епархии в сфере народного образования и просвещения 101

2.1 Церковно-приходские школы: организационно-правовые основы и тенденции функционирования 101

2.2 Деятельность приходского духовенства в начальных народных училищах, в области внешкольного образования, развития библиотечной сети 135

3 Служение приходов Донской епархии в сфере благотворительности и здравоохранения 172

3.1 Социальная деятельность церковно-общественных учреждений на приходах Донской епархии 172

3.2 Служение приходского духовенства в сфере благотворительности и медицины 205

Заключение 243

Список источников и литературы 254

Приложения 302

Основные функции и организационно-структурные основы деятельности православных приходов на Дону

Термин «приход», согласно имеющимся данным, впервые встречается в источниках в конце XV в. - в документах северо-восточного происхождения. До XV в. взаимоотношения священника и паствы в литературе и источниках описываются не в рамках территориальной общности, а в пределах «покаяльной семьи», куда входили люди, регулярно исповедовавшиеся и причащавшиеся у одного духовного отца66. Согласно выводам современного исследователя прихода П.С. Стефановича в территориальном отношении приход на Руси первоначально совпадал со светским объединением - погостом, который был одновременно административно-фискальным округом и религиозным, с церковью и кладбищем в центре. В конце XV - начале XVI вв. из объединения, совмещавшего административное, хозяйственное значение с религиозным, выделяется приход как объединение только религиозное67. Под приходом начинают подразумеваться люди, которые приходят к определенной церкви, т. е. территориальная религиозная община, взаимодействующая с представителями Церкви. После Стоглавого Собора приход становится объектом канонического права. В XIX в. устройство православных приходов было урегулировано Уставом духовных консисторий (издан в 1841 г.), Инструкцией благочинным церквей в редакции митрополита Платона, исправленной Синодом в 1857 г., и рядом указов Синода.

Приход - это низовая единица церковной организации. В письменной речи XVIII-XIX вв. термин «приход» употреблялся в следующих значениях: 1) малый церковно-административный округ (с церковью и без нее), 2) приписанное к округу население - прихожане, 3) все церковное общество прихода — причт и прихожане во главе с настоятелем приходской церкви; 4) только клир (самая редкая дефиниция из перечисленных) . Детальное однозначное определение дать сложно, поскольку существует как минимум три ракурса, с которых можно рассматривать приход: каноническое понимание прихода, приход с точки зрения действующего законодательства и фактическое его состояние в рассматриваемый период времени. От выбранного ракурса зависит детерминация понятия. С точки зрения канона, приход - это «церковь - в составе клира и мирян, собираемая пресвитером, или пресвитерами, состоящая в канонической зависимости от епископа»69. В данном определении слово «церковь» употреблено в его древнейшем значении - «общество верующих», т. е. приход в православной церкви имеет церков-но-социальную сущность; прихожане, миряне - такие же члены Церкви, как и служители ее. Приход не мыслится без пастыря и безусловно связан с епископом (епархиальным архиереем).

В Уставе духовных консисторий приход рассматривался как низшая структурная, статистическая единица государственно-церковной организации общества, где литургическая составляющая не играет главной роли70: с одной стороны, это территориальное образование - часть епархии, один или несколько населенных пунктов, причисленных к конкретной церкви, с другой, — некоторое количество (совокупность) прихожан. В соответствии с законодательством и с учетом приходской реальности, сложившейся к 60-м гг. XIX в., приход можно было бы определить как церковный округ (часть епархии), в котором имеется свой храм с причтом, назначенным епископом, объединяющий прихожан Православной Церкви на определенной территории для удовлетворения религиозно-нравственных потребностей. Приход может быть охарактеризован следующими чертами: 1) первичная роль храма-здания в приходской организации; 2) территориальная привязка; 3) подчиненность епархиальному епископу, осуществляющему управление через духовную консисторию; 4) назначаемость священно- и церковнослужителей без обязательного учета мнения прихожан; 5) регламентация состава причтов; 6) юридически зафиксированное разделение церковного и мирского элементов в составе прихода; 7) монополия духовенства на ведение церков-но-приходского хозяйства с практически полным устранением из этой сферы мирян. Неотъемлемым условием функционирования церкви как учреждения, по действовавшему законодательству, являлось наличие в ней причта и церковного старосты. Без прихожан же церковь могла функционировать (собор, бесприходная церковь). Прерогатива учреждать и закрывать приходы принадлежала Святейшему Синоду, но право устанавливать границы между приходами предоставлялось епархиальному архиерею71.

Определение прихода через термины «общество», «община» отражало, скорее, не реальное его состояние, а видение того, каким он должен быть. Многие прихожане не принимали деятельного участия в жизни прихода, в их взаимоотношениях с клиром не было единства. Хотя, надо сказать, попытки превратить прихожан из «совокупности» именно в общество (общину) при церкви - сплоченное, инициативное, живо откликающееся на нужды причта и храма и активно способствующее осуществлению благотворительно-просветительской деятельности в приходе - осуществлялись с 60-х гг. XIX в.: сначала «снизу» - в виде естественно возникающих церковных советов, а затем уже на общероссийском уровне - здесь эта идея нашла воплощение в «Положении о приходских попечительствах при православных церквах».

Являясь наименьшей единицей церковной организации, приход все же представлял собой структуру, которая с течением времени усложнялась. Наглядно эта структура представлена на схеме (Рисунок 1).

К 70-м гг. XIX в. составными элементами прихода являлись: храм (а также иные сооружения, служащие для осуществления общественной религиозно нравственной деятельности, и кладбище - как необязательные элементы); причт ; прихожане; церковно-общественные организации, церковно-приходская школа, богадельня, приходская больница (факультативные элементы). Храм как место общественного богослужения и место собрания прихожан одного прихода выполнял приходообразующую роль. В него назначались священно- и церковнослужители73, около него объединялись прихожане, с ним был связан избираемый собра 41 ниєм прихожан церковный староста . Приходская община представляла собой элемент, входящий в церковь-учреждение. Прихожане рассматривались как вторичная составляющая по отношению к приходскому храму. С этой точки зрения приход без храма-здания - явление немыслимое, в отличие от храма без прихода, без приходской общины75.

В 1261 г. была учреждена Сарайская (позднее - Сарайская и Подонская, а после переноса в 1454 г. резиденции Сарайского епископа из Сарая в Москву, в Крутицы, - Крутицкая) кафедра Русской Церкви, в юрисдикции которой находилось православное население Среднего и Нижнего Дона. Земли верховьев Дона входили в Черниговскую епархию, на рубеже XII и XIII вв. - в Рязанскую епархию. В конце XVI - начале XVII вв. территория Дона была включена в состав Патриаршей области, т. е. подчинена в церковном отношении непосредственно Патриарху Московскому и Всея Руси . Однако патриаршая власть над казачьими приходами, как и власть Сарайских епископов, была номинальной. Здесь отсутствовали органы епархиального управления, с духовенства не собиралась церковная дань, вдовых не удаляли от служения в приходе, не практиковались наказания за нарушение канонов. Со второй половины XVII в. донские земли стали прибежищем для старообрядцев, лозунги в защиту «старой веры» наряду с иными требованиями выдвигались во время бунтов под руководством Степана Разина в 1670-1671 гг. и Кондратия Булавина в 1707-1708 гг.

Церковно-приходские школы: организационно-правовые основы и тенденции функционирования

Школы на Руси появились и распространились вместе с принятием христианства и под руководством церковной власти. Специфика их создания заключалась в том, что устроителями первых школ были князья, а руководило учебным процессом духовенство. «...Наши древние училища, - писал один из крупнейших деятелей церковно-приходской школы XIX в. (педагог, автор историко-педагогических трудов) СИ. Миропольский, - представляли элементарную школу, общеобразовательную церковного характера, или просто церковноприходскую школу, - тип, который сохранился от древних времен до наших дней, и что всего замечательнее, сохранился непрерывно и преемственно, в течение девяти веков; сохранился же потому, что он как возник, так и оставался всегда при церкви в приходе» (курсив автора. — КВ.). Главными распространителями просвещения в народе являлись православные священники, которые, обучившись «книжному знанию», должны были открывать школы при церквах и знакомить детей с «учением книжным». Дореволюционный исследователь русской школы В.В. Григорьев указывал, что русский человек искони привык смотреть на грамотность как на «средство уразумения слова Божия», а на школу - как на тесно связанное с церковью учреждение, в котором дети получали религиозно-нравственное образование на началах православия .

Особенностями первых училищ на Руси (т. е. первых церковных школ) были не только церковный характер и взаимодействие в процессе их организации духовных и гражданских начал. Важным было и то, что эти училища являлись не только учебными, но и воспитательными учреждениями. Дети здесь обучались «словесам книжного разума», но главным образом - «правде и любви и зачалу премудрости, страху Боэ/сию, чистоте и смиреномудрию» (курсив автора. — КВ.). Первые школы на Руси были всеобщими. Этот принцип проявлялся в том, что в них обучались представители различных слоев населения, в том числе дети из простых семей. Таким образом, помимо исполнения прямых пастырских обязанностей, русскому духовенству изначально было поручено учреждение школ и преподавание в них с целью подготовки будущих служителей церкви и обучения желающих грамоте и Слову Божьему. Священно- и церковнослужители - это первые народные учителя на Руси, а школа с самого своего возникновения являлась «учебно-воспитательным заведением с православно-церковным... характером»245. В период монголо-татарского ига хранителями традиций образования и просвещения оставались монастыри, при которых продолжали существовать школы, собирались и переписывались книги. На Стоглавом соборе была поднята проблема падения образовательного уровня среди претендентов на церковные должности. Собор постановил: «...чтобы в Москве и по другим городам местное духовенство, с благословения своего святителя, избрало достойных священников, диаконов и женатых дьячков, способных обучать грамоте и письму, и в домах их открыло училища; чтобы в эти училища не только местное духовенство, но и все православные христиане в каждом городе отдавали своих детей для обучения грамоте, книжному письму, церковному пению и чтению налойному...»246 (налой-иое чтение — чтение церковно-богослужебных книг в церкви при совершении богослужения). Данное предписание не было в полной мере реализовано. И хотя по Стоглаву цель школьного обучения — замещение священнических вакансий, такие школы нельзя назвать духовными (т. е. сословными школами для детей духовенства), поскольку эта цель основная, но не единственная, а в сан священника мог быть посвящен человек любого происхождения, имеющий элементарное образованне. В XVI в. в Московском государстве еще не существовало правительственных и общественных школ. Помимо духовенства учителями становились владеющие грамотой миряне - «мастера грамоты».

Постепенно в образование проникало все больше светских элементов. При Петре I открылся целый ряд училищ, имевших профессиональный характер и преследовавших специальные, практические цели - подготовить обучающихся к определенной государственной службе. Однако о государственной системе народного образования в этот период говорить еще не приходится. Начало созданию единой системы всеобщего народного образования было положено при Екатерине II. В «Уставе народным училищам Российской империи», утвержденном 5 августа 1786 г., была подробно разработана система народного образования, но умалчивалось об участии в ней духовенства .

При Александре I государство стало стремиться задействовать духовенство в педагогической работе без перевода его в светское звание. В 1804 г. Синод предложил привлечь приходское духовенство к развитию начальных школ («приходских училищ»), а именно: «начать преподавать оное учение учившимися в семинариях и испытанным в честном и добром поведении и в прилежном звания своего прохождении диаконам и причетникам»248. Однако при Александре I реализации планов по распространению приходских училищ воспрепятствовало, в первую очередь, отсутствие материальных средств, а не кадровые проблемы. Содержание этих школ возлагалось на помещиков (во владельческих селениях), на самих жителей и местное самоуправление (в казенных деревнях и в городах). Для небогатых приходов открытие школ было трудновыполнимой задачей. При Николае I положение несколько изменилось. В 1830-40-е гг. приходские училища открывались повсеместно в удельных и государственных имениях. В их содержании не участвовала Церковь и церковные общины, но учителями в них назначали, как и планировалось с начала XIX в., местных священно- и церковнослужителей, а также воспитанников семинарии .

В начале царствования Александра II духовенство снова было привлечено к решению задач, связанных с развитием начального народного образования. В основу действий приходского духовенства по устройству сельских школ Святейший Синод положил Высочайше утвержденное 3 сентября 1836 г. определение Святейшего Синода о первоначальном обучении поселянских детей Олонецкой губернии. Действие документа, первоначально имевшего местный характер и направленного преимущественно против влияния раскольников на православное население, впоследствии было распространено на всю территорию Российской империи. Определение содержало правила, которыми должно было руководствоваться приходское духовенство в своей преподавательской деятельности. В этом документе указывалось, что начальное обучение «поселянских детей» - обязанность приходского духовенства. Предполагалось, что это обучение могло осуществляться в домашних условиях, в помещениях членов причта. Учебные книги (азбука, часослов, псалтырь, «начатки Христианского учения») разрешалось приобретать за счет церковной кошельковой суммы. Местный священник (диакон или причетник), назначенный епархиальным архиереем для обучения приходских детей, должен был принимать в церковно-приходское учебное заведение детей без требования от их родителей финансового «возмездия». Процесс обучения включал в себя приобретение учениками навыков чтения как гражданских, так и религиозных текстов, по желанию - письма, по возможности - и начал арифметики. При этом особое внимание уделялось изучению молитв, Символа веры, религиозных заповедей и стихов, а также священной истории.

Вышеназванные правила определяли и продолжительность учебного процесса: от окончания осенних полевых работ до начала весенних, т. е. примерно с 1 сентября по 1 мая. Предусматривалось, что в летние месяцы ученики смогут собираться для повторения молитв, катехизиса и священной истории по праздникам и в послеобеденное время, а в будние дни - в свободное от сельскохозяйственных работ время . На этих основаниях действовали церковно-приходские школы вплоть до начала 80-х гг. XIX в., в том числе и в Донской епархии.

Итак, вопрос о народном образовании в Российской империи встал особенно остро после освобождения крестьян от крепостной зависимости. Правительство и ранее обязывало и в определенной мере поощряло духовенство организовывать начальные школы для народа. Однако при крепостном праве приходское духовенство, будучи зависимым от помещиков сословием, не всегда имело возможность свободно заниматься делом народного образования. Отмена крепостного права способствовала повышению активности духовенства в сфере начального народного образования в Российской империи в целом. Более того, модернизаци-онные процессы, происходившие в 1860-1870-е гг. требовали повышения образовательного уровня населения.

Социальная деятельность церковно-общественных учреждений на приходах Донской епархии

Либерализация общественного мнения в 60-е гг. XIX в. вызвала дискуссии о реформировании многих сфер жизни российского общества, в том числе и церковной. Центральными проблемами в этой сфере были падение авторитета духовенства в обществе, утрата связи приходского духовенства с народом. Решение этих проблем являлось задачей государственного значения, поскольку общественные реформы требовали идейной поддержки, которую могла оказать Русская Православная Церковь. Стимулирование активности церковно-приходской общины, оживление жизни прихода представлялось одним из эффективных путей реализации данной задачи. Эту идею правительство попыталось осуществить через учреждение церковно-приходских попечительств.

В середине XIX в. на местном уровне, по инициативе как общества, так и властей, стихийно начали возникать структуры, близкие приходским советам, по-печительствам и церковным братствам. В 1857 г. были утверждены «Правила о церковных советах в округах Южных поселений», в 1859 г. — «Правила об обеспечении и устройстве духовенства в Приамурском крае, областей - Приморской и Амурской», согласно которым приходские советы учреждались в Приамурском крае. В 1864 г. церковные советы были введены в Виленской, Гродненской, Ковенской, Витебской и Могилевской губерниях. Здесь они также функционировали на основании специально разработанного устава — «Правил для церковных советов в губерниях Виленской и прочих». В Петербурге, Москве и некоторых других городах появлялись общественные благотворительные организации, объединяющие действия духовенства и прихожан: для помощи бедным православным церквам, одиноким заштатным священнослужителям, приходским бедным и т. п. В Санкт-Петербурге первое приходское благотворительное общество Благовещенское — возникло в 1862 г. (открыто священником Н. Делицыным). Затем протоиерей Александр Гумилевский - «основатель организованной приходской благотворительности в Петербурге» — открыл Христорождественское братство (в 1863 г.), получившее широкую известность400. Таким образом, включение в программу церковных преобразований, проводимых в 1860-1870-х гг., идеи создания церковных советов (как формы участия прихожан в церковно-приходской жизни и вовлечения их в материальное обеспечение духовенства и удовлетворение других приходских нужд) можно назвать реакцией на появление таких организаций на местах.

В процессе подготовки положения о данных учреждениях наименование «приходской совет» было заменено на «приходское попечительство». В 1863 г. проект положения о приходских попечительствах был представлен на экспертизу во Второе отделение Собственной Его Величества Канцелярии, а в 1864 г. поступил на утверждение в Государственный Совет. 2 августа 1864 г. «Положение о приходских попечительствах при православных церквах» было утверждено Александром II. Согласно данному положению церковно-приходские попечительства учреждались для заботы о «благосостоянии приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, устройстве первоначального обучения детей», а также «для благотворительных действий в пределах прихода» и обязаны были изыскивать средства на следующие нужды:

- благоустройство церкви, ремонт и строительство необходимых церковных зданий, содержание в порядке кладбищ;

- материальная поддержка причта, забота об увеличении церковного имущества, о достаточном материальном обеспечении клира, устройстве домов для причта;

- организация в приходе школ и осуществление благотворительной деятельности в пределах прихода (учреждение и содержание больниц, богаделен, приютов, индивидуальная помощь нуждающимся)401.

Приходское попечительство рассматривалось правительством как вспомогательное учреждение при церкви, в рамках которого приход мог бы направить свою деятельность на решение благотворительных и просветительских задач за счет средств, собираемых самим же попечительством, т. е. это был орган, при помощи которого приходская община могла проявлять свою активность в социальной сфере. По сути, церковно-приходские попечительства - это «наиболее массовые церковно-светские организации социальной направленности»402. Поэтому представляется необходимым подробно остановиться на их деятельности.

По закону приходские попечительства являлись не государственными и не церковными учреждениями, а общественными союзами, одним из видов благотворительных обществ. Однако они состояли в определенной зависимости от епархиального архиерея. Специалист по церковному праву Н.С. Суворов считал, что точка зрения закона на попечительства как на частные общества (не церковные и не государственные) не верна, и видел в попечительстве «орган прихода». А приход не являлся частным обществом, поскольку являлся частью национальной Церкви403. Некоторые исследователи обращают внимание на черты, сближавшие приходские попечительства с земствами. Одной из таких черт было право на самообложение, т. е. введение единовременных или постоянных сборов404 (разница заключалась в способе получения денежных средств: земское обложение было обязательным, а попечительства устанавливали сборы с согласия прихо-жан ). В этих общественных структурах - светской и церковной - правительство видело решение проблемы направления общественной активности, пробудившейся в 60-е гг. XIX в., в нужное и безопасное для государства русло. Но если земские учреждения вводились во всех земских губерниях в обязательном порядке, то открытие церковно-приходского попечительства в приходе не являлось обязательным406. Власти с тревогой следили за приходским благотворительным движением, лишенным централизованности, которая обеспечивала бы возможность его контролировать, и пришли к решению о необходимости управлять этим процес В «Положении о приходских попечительствах при православных церквах» нашли отражение два взгляда на взаимоотношения прихожан и духовенства, соотношение церковного и мирского в системе взаимодействий внутри прихода. С одной стороны, епархиальные власти и духовенство не желали уступать собранию прихожан право распоряжаться церковным имуществом, избирать священно-и церковнослужителей. С другой стороны, было понятно, что без участия прихожан приходская жизнь не может стать живой и плодотворной. Но вовлечение представителей прихожан к активному участию в делах прихода подразумевало наделение их соответствующими правами, причем за счет причта. Светские деятели стремились к осуществлению в попечительствах земских начал и в идеале желали видеть их самостоятельными общественными учреждениями при церквах, обладающими даже статусом юридического лица (который давал право свободно распоряжаться средствами). Многие представители духовенства придерживались представления о попечительствах, как об учреждениях, созданных для помощи причтам и подчиненных консисториям и архиереям. Правительство же стремилось придать приходским попечительствам характер общественных союзов, которые взяли бы на себя решение ряда насущных социальных проблем духовенства и прихода: материальное обеспечение, решение просветительских задач, поддержка социально незащищенных категорий населения. И «Положение о приходских попечительствах при православных церквах» заняло промежуточное положение между этими подходами.

В течение года после издания «Положения о приходских попечительствах при православных церквах» в большинстве епархий открылось незначительное количество попечительств. Более активно они учреждались в тех епархиях, где архиереи и светские власти проявляли настойчивость: 266 попечительств открылось в Подольской епархии, 177 - в Самарской408. В остальных же епархиях открытие попечительств при церквах шло значительно менее активно. Ни одного попечительства не было учреждено за это время в Кавказской, Камчатской и ряде других епархий409. Количество попечительств, открытых при церквах, не всегда коррелировало с числом жителей, исповедовавших православие, или с количеством храмов в епархии. Процесс учреждения попечительств шел медленно даже в густонаселенных епархиях с большим количеством церквей (Воронежской, Тамбовской, Владимирской, Пензенской, Костромской и др.) и в столичных епар-хиях - Петербургской и Московской . Современные исследователи Ю.А. Иванов и О.А. Монякова, проанализировав значительный объем статистического материала за период с 1868 по 1914 гг., пришли к выводу, что на деятельность данных структур преобладающее воздействие оказывали субъективные факторы: действия (или бездействие) местного светского или духовного начальства, активность или равнодушие священников, общественная активность самих прихожан. Поэтому отсутствовали ярко выраженные тенденции увеличения количества попечительств, роста их доходов и расходов, а также очевидные закономерности в их действиях411.

Служение приходского духовенства в сфере благотворительности и медицины

В России отношение государства к нуждающимся прошло три этапа. Для первого этапа характерно господство личной благотворительности ко всем без исключения обездоленным (в форме милостыни) . Традиция благотворительности возникла и развивалась с самого начала становления Православной Церкви на Руси. Милосердие, любовь к ближнему являлись ее духовной основой. Русские князья в соответствии с христианскими нормами считали духовенство главными попечителями; еще в 996 г. в Уставе князя Владимира Святого призрение предоставлялось покровительству Церкви493. В данный период основные тенденции помощи и поддержки связаны с княжеской защитой и попечительством и с церковно-монастырскои поддержкой .

На втором этапе начали применяться репрессивные меры в борьбе с нищенством. В правление Петра I Россия приблизилась к реализации представления о социальном призрении как об отрасли государственного управления и к созданию государственной системы социального призрения. Петр I принимал меры, направленные на повышение роли государства в этой области, усиление государственного контроля над благотворительными учреждениями. В этом русле находилось решение, связанное с превращением части монастырей в богадельни, в результате чего они стали одним из звеньев сети «закрытых» благотворительных заведений. Другие монастыри по распоряжению Сената и Синода обязаны были принимать на содержание определенное количество больных, престарелых, а также раненых и больных воинов и других нуждавшихся. Таким образом, старинные благотворительные традиции в петровское время подвергались регламентации, превращаясь в обязанность. Происходил переход церковной благотворнтелыюсти и призрения от относительной самостоятельности под контроль государства495.

Екатерина II осуществила секуляризацию церковных земель, что ослабило экономическую силу монастырей. Она прекратила использование их в качестве государственных заведений социального призрения (с 1764 г.), но продолжила петровский курс на преимущественное развитие государственного призрения. С середины XVIII в. до второй половины XIX в. в рамках развития государственной системы помощи формировалась административная система поддержки с соответствующими территориальными институтами. На рубеже XVIII XIX вв. начала складываться система общественной благотворительности с собственными светскими институтами, появилось законодательство, регламентирующее как деятельность приказов общественного призрения, так и благотворительную активность в обществе . На третьем этапе развития призрения и благотворительности они превращаются в широкое общественное движение, в котором определяющим моментом является осознание общественного долга. Кульминационной точкой на этом этапе становится объединение усилий государства (в форме государственной системы социального обеспечения), общества (в форме общественного призрения) и отдельных лиц (в виде частной благотворительности)497.

Со второй половины XIX в. приобрел остроту вопрос о преобразованиях в сфере социальной помощи нуждающимся. Опыт организации централизованного государственного призрения показал свою ограниченность. Представители либеральных слоев общества указывали на непродуктивность бюрократической опеки над этой деятельностью, выступали за использование потенциала земских и городских институтов самоуправления в качестве дополнения к деятельности официальных государственных органов в области призрения, считали необходимым организовывать разнообразные благотворительные общества, повышать роль Русской Православной Церкви как центра милосердия. Во второй половине XIX -начале XX в. серьезное развитие в России получила общественная и частная благотворительность, что было обусловлено ростом общественного самосознания, неспособностью государства эффективно решать проблемы помощи нуждающимся. Деятельность благотворительных обществ, которые были сосредоточены преимущественно в городах, не охватывала широкие слои населения; в сельской местности призрение сирот, престарелых, увечных возлагалось на сельские общества в качестве мирской повинности498. Созданную Екатериной II губернскую систему общественного призрения во второй половине XIX в. сменила земская система помощи499. В этот период государство стремилось вновь активизировать монастырскую и приходскую помощь (в частности, путем создания попечитель-ств при церквах).

В изучаемый период главная роль в управлении делами общественного призрения в Войске Донском и в других казачьих войсках принадлежала Военному министерству. Непосредственный надзор за общественным призрением и благотворительной деятельностью на Земле Войска Донского осуществлял Приказ общественного призрения, учрежденный 26 мая 1835 г. Он являлся организующим, контролирующим и финансирующим все благотворительные заведения и мероприятия учреждением. Бюджет многих благотворительных обществ и учреждений Области Войска Донского в значительной мере формировали пожертвования частных лиц. Это относилось к входившему в Войсковой приказ общественного призрения Донскому попечительству о бедных (создано в 1871 г.)500. Попечительство включало в себя детский приют (с 1876 г. - Мариинский детский приют), цель которого - призрение сирот, а также детей бедных родителей всех званий и предоставление им средств для получения образования или обучения мастерству501. Среди благотворительных учреждений Войска Донского, действовавших в 1860-1870-е гг., следует также назвать:

1) Областное попечительство детских приютов (открыто в 1850 г.) -учреждение Ведомства детских приютов, структурного подразделения Ведомства учреждений Императрицы Марии Федоровны. Попечительство содержало Алексеевский детский приют, открытый в 1850 г. в доме, пожертвованном торговым казаком М.Р. Болдыревым502;

2) общества для поддержки учащихся: Общество для пособия бедным донским учащимся (учреждено в Новочеркасске в 1875 г. с целью оказания материальной помощи бедным «донским уроженцам», воспитывающимся в российских высших и средних учебных заведениях (т. е. детям и молодым людям из семей постоянных и временных жителей Области Войска Донского, казачьего и иногороднего происхождения, обоего пола)503; Общество вспомоществования бедным воспитанникам и воспитанницам таганрогских гимназий (открыто в 1877 г.); Общество для пособия бедным учащимся Хоперского округа (учреждено в 1878 г.); Общество пособия нуждающимся учащимся Донецкого округа, Общество для пособия нуждающимся воспитанникам мужской и воспитанницам женской Усть-Медведицких гимназий, Общество вспомоществования нуждающимся воспитанникам Петровского Ростовского-на-Дону реального училища и воспитанницам Екатерининской женской гимназии (открыты в 1880 г.)504;

3) Новочеркасское местное управление Российского Общества Красного Креста (образовано в 1877 г.), Таганрогский и Каменский местные комитеты этого общества505;

4) благотворительные организации, оказывавшие помощь нуждавшимся священно- и церковнослужителям, их вдовам и сиротам: Донское епархиальное попечительство о бедных духовного звания (открыто в 1829 г.), Донское епархиальное общество взаимного вспоможения (открыто в 1878 г.)50 .

Во второй половине XIX в. система государственного и общественного призрения на Дону действовала на войсковом и станично-хуторском уровнях казачьего самоуправления и представляла собой сочетание взаимодополняющих направлений: продолжение казачьих традиций общинной взаимопомощи и защиты нуждающихся (престарелых, вдов, сирот, инвалидов); развитие государственного призрения; благотворительная деятельность обществ и частных лиц. Русская Православная Церковь, являясь составной частью государственного аппарата, была также включена в систему общественного призрения. История благотворительной деятельности Церкви тесно связана с функционированием такого ее структурного элемента, как приход. Великие реформы, связанные с ними модернизационные процессы, распространение буржуазных тенденций, рост общественной инициативы способствовали более быстрому (по сравнению с предшествовавшим периодом) развитию системы благотворительных учреждений в Области Войска Донского507. Таким образом, в изучаемый период благотворительная деятельность приходов Донской епархии развивалась на фоне разнообразия светских учреждений и организаций, оказывавших помощь нуждающимся (как государственных, так и общественных), и не могла осуществляться изолированно, вне связи с последними.

Похожие диссертации на Социальное служение церковных приходов Донской епархии в 60-70-е гг. XIX века