Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Хорасан и мавераннахр накануне и в период арабского завоевания
1.1. Социально- экономическое положение Хорасана и Мавераннахра накануне и в период арабских завоеваний 12
1.2. Культура народов Хорасана и Мавераннахра накануне переселения арабских племен 31
1.3. Верование народов Хорасана и Мавераннахра и их связь с арабами 44
ГЛАВА II. Переселение арабов на территории хорасана и мавераннахра
2.1. Основные этапы переселения арабских племен на территорию Хорасана и Мавераннахра 69
2.2. География расселения арабов на территорию Хорасана и Мавераннахра .91
ГЛАВА III. Политические и социально - культурные последствия переселения арабов на территорию хорасана и мавераннахра
3.1. Социально- политические последствия переселения арабов для народов Хорасана и Мавераннахра 103
3.2. Культурные последствия переселения арабов на территорию Хорасана и Мавераннахра .132
Заключение .149
Источники и литература
- Культура народов Хорасана и Мавераннахра накануне переселения арабских племен
- Верование народов Хорасана и Мавераннахра и их связь с арабами
- География расселения арабов на территорию Хорасана и Мавераннахра
- Культурные последствия переселения арабов на территорию Хорасана и Мавераннахра
Культура народов Хорасана и Мавераннахра накануне переселения арабских племен
Крушение рабовладельческого Кушанского царства и завоевание Средней Азии кочевниками - эфталитами были связаны с кризисом рабовладельческого строя и зарождением феодальных отношений в е оседлых земледельческих областях — Хорезме, Тахаристане, Согде и Фергане. Возникновение феодальных форм эксплуатации было процессом длительным и вместе с тем революционным по своему историческому значению. Становление феодальных отношений шло двумя путями. С одной стороны, господа сажали на землю своих рабов, предоставляя им земельные участки и орудия труда. С другой стороны, выделившаяся из общины разбогатевшая часть сельского населения (дихканы) разными способами присваивала землю рядовых общинников и водные ресурсы.
Об имущественной дифференциации внутри общины можно судить на основании открытых археологами жилищ нового типа: в V—VI вв. появились усадьбы - «замки» больших крестьянских семейств, огражднные стенами, за которыми находилась жилая башня. Замки дехкан (образцом их является Тешик - Кала в Хорезме) строились по такому же плану, но отличались большими размерами, прочностью стен и роскошью отделки. Обедневший земледелец - общинник вынужден был становиться в зависимость от дихкана на началах издольной аренды. Такие издольщики назывались кедиверами, они впоследствии превратились в феодально зависимых крестьян, в то время как из крупных землевладельцев — дехкан сформировался класс феодалов. В земледельческих областях Средней Азии, расположенных в оазисах по долинам рек, образовалось несколько десятков владений во главе с феодалами, которые также носили название дехкан. Наиболее сильными из этих феодалов были цари Согда и Ферганы, владетели Усрушаны, Бухары и Мерва. В V в. и в первой половине VI в. все эти местные правители были данниками царя Эфталитов. Независимость сохранял только Хорезм, управляемый царями из династии Афригидов.
Между 563 и 567 г. Тюркский каганат, образовавшийся в середине VI в. в районе Алтайских гор и в степях Семиречья, заключив союз с сасанидским Ираном, разбил Эфталитов и подчинил своей власти Среднюю Азию до реки Амударьи. Кочевники - тюрки мало вмешивались во внутреннюю жизнь феодальных владений Средней Азии, довольствуясь взиманием с них дани. В 80 - х годах VI в. в тюркском кочевом обществе происходил процесс классообразования. В связи с этим в Семиречье произошло восстание обедневших кочевников против правящей кочевой знати. Во главе движения бедноты стал царевич Абруй (в китайских источниках Або), сын тюркского кагана от рабыни, лишнный прав на престол из - за своего происхождения.
Потерпев неудачу в открытой борьбе со знатью за престол, Абруй со своими сторонниками из беднейших кочевников откочевал в Бухарский оазис. Здесь он соединился с согдийскими крестьянами, поднявшими ещ раньше восстание против местных феода лизирующихся землевладельцев -дехкан. Восставшие крестьяне и кочевники изгнали из Бухарского оазиса местных дехкан и связанных с ними купцов, заняли их земли и выбрали Абруя правителем (583 г.). Бежавшая согдийская знать обратилась за помощью к тюркскому кагану. Тот прислал войска, которые жестоко подавили движение. Вернувшиеся дехкане обратили побежднных повстанцев в своих кедиверов, то есть рабов, отняв у них земли. Абруя подвергли мучительной казни, бросив в мешок, наполненный красными пчлами (586 г.).
Основой экономики Мавераннахра было сельское хозяйство. Возникавшие феодальные производственные отношения способствовали росту производительных сил, как в сельском хозяйстве, так и в ремесле. В Мавераннахре в V - VI вв. проводились обширные ирригационные работы. Преобладающим видом ирригационных сооружений были каризы -подземные галереи, нередко с креплениями и с трубами из обожжнной глины, служившие для вывода грунтовых вод наружу. С поверхностью земли каризы были соединены через каждые 7 - 10 м смотровыми колодцами, служившими для периодической очистки каризов от загрязнения. Обычно каризы пролегали на глубине 8 - 10 м; позднее глубина их местами доходила до 30 - 50 м; длина каризов бывала разная - от 2 - 3 км до 40 км. Земли орошались также водой из речных каналов, ручьев и колодцев. Вода в Мавераннахре, как и во всех странах, где применялась ирригация, была важным средством производства наряду с землй. Как и земля, вода и ирригационные сооружения стали здесь феодальной собственностью. Государство и землевладельцы облагали крестьян сборами за пользование водой и заставляли их производить периодическую очистку каризов в порядке трудовой повинности.
Рост народонаселения, развитие ремесел, оживление внутренней и внешней торговли в Средней Азии привели к увеличению потребности в сельскохозяйственной продукции. Это, в свою очередь, заставило расширять посевные площади, особенно вокруг больших городов. В экономической жизни возрастает значимость сельских поселений, как оседлого образа жизни и источника сырья. Во - первых, изменяется отношение к земле, во - вторых, укрепляются связи между земледельцами и скотоводческими племенами. У значительной части кочевых и полукочевых скотоводческих племен, проживающих в предгорных и степных зонах, усиливается тяга к оседлости.
Таким образом, возросшая потребность в площадях, пригодных для земледелия, ускорила процесс обводнения и освоения целинных и залежных земель. Возглавляли эту работу представители аристократии и сельские старейшины, имевшие большой авторитет в социально - экономической жизни.
Верование народов Хорасана и Мавераннахра и их связь с арабами
Только в последние годы на турецком и пехлевийском языках появились сведения о манихейской религии в Центральной Азии. Из них следует, что Мани родился в селении недалеко от Вавилона. Как отмечает автор книги «Ал - Фехрист» его отца звали Футеки Бобак. Откровение к нему пришло два раза в 215 году, чтобы он распространил истинную религию среди людей. По убеждению Мани мир состоит из двух существ: добра и зла или света и тьмы. Бог владеет первым, а дьявол - вторым. О людях, он говорил, что в них смешались добро и зло. Поэтому человек имеет как добрую, так и злую душу, напротив хорошего ума и совести стоят безрассудность и бессовестность. Хорошая душа создат положительный характер и нрав, и, наоборот, в плохой душе преобладают гнев и ярость. На вс, что Мани обращал внимание, становилось мистицизмом. Он полностью опровергал Библию (Ветхий завет) и только признавал Евангелие
Мани создал сложную религиозную систему, которая сильно видоизменялась в зависимости от места и времени. Проникая на запад, в Римскую империю, манихейство сближалось с многочисленными христианскими ересями. Распространяясь на восток, манихейство принимало ряд черт, свойственных буддизму. Но основной идеей манихейства, как и зороастризма, была идея дуалистическая. Мир - арена борьбы светлого и тмного начала. В земном мире светлые и тмные элементы смешаны, цель мирового процесса развития - освобождение светлых частиц. Человек всем своим поведением, всей своей жизнью должен содействовать освобождению светлых частиц своего существа и окружающего мира, помогая тем самым светлому началу в его борьбе со злом. Поэтому, человек не должен убивать себе подобного, обязан воздерживаться от мясной пищи, вести нравственную жизнь. Ещ строже требования к «избранным», отличающимся от мирян тем, что они не должны вступать в брак, не должны не только потреблять мяса, но даже срывать растений, идущих в пищу. «Избранные» обязаны проповедовать манихейское учение, распространять его в мире. Учение манихеев, направленное против угнетения, против государства, быстро получило широкое распространение, особенно, среди городского населения. Насколько сильно было влияние манихеев, показывает обширная христианская полемическая литература, направленная против них, а также собственно манихейская литература (на коптском, парфянском и других языках). Об этом же говорит и живучесть манихейства. Его отголоски могут быть прослежены в целом ряде антиклерикальных сект средневековья. Первоначально Сасаниды не противодействовали распространению манихейства, а порой даже поддерживали Мани. Однако когда выяснился антигосударственный характер манихейской проповеди, начались жестокие гонения на манихеев. Сам Мани был казнн, его приверженцы были вынуждены скрываться. На Западе, в Римской империи, куда стало быстро проникать это учение, манихеи подвергались не меньшим преследованиям. Более благоприятной была судьба манихеев на Востоке. Их учение распространилось в Средней Азии, особенно, в согдийских городах, откуда оно было занесено купцами в согдийские колонии Восточного Туркестана и дошло до Китая.
Мани в своих учениях смешивал элементы из христианства, зороастризма и других религий и течений, подходящие условиям жизни того времени. Его религия широко распространилась в Туркестане и Центральной Азии. Учение Мани можно встретить во всм мире. Его рукописи легко опубликовались в Вавилоне и оттуда распространились в Сирии, Палестине, Саудовской Аравии, также в Европе, в частности на юге Франции и Италии. Арабские авторы первых Аббасидских халифов не признавали манихейских имамов и их последователей называли безбожниками, еретиками и вероотступниками.1
Сасанидское государство в V в. было ослаблено борьбой с освободительными движениями в странах Закавказья (450 – 451 гг. и 481 -484 гг.), а также борьбой с кочевниками - гуннами и эфталитами, усиливавшими натиск на Иран со стороны Кавказа и Средней Азии. Из - за угрозы постоянных вторжений кочевников Иран вынужден был с 387 г. до 502 г. поддерживать с Византией мирные, временами даже союзнические отношения. Обе большие империи нуждались в мире и союзе, ибо Византии угрожали готы и придунайские гунны, а Ирану - арабы, Эфталиты и гуннов - утургуры, совершавшие опустошительные набеги также и на азиатские владения Византии.
В связи с развитием феодальных отношений росло недовольство крестьянских масс, терявших землю и свободу. На рубеже V - VI вв. (между 491 и 529 г.) разразилось грандиозное народное восстание, тесно связанное с сектой маздакитов. Ближайшим толчком к восстанию был большой голод. Крестьяне стекались в города и требовали открытия казнных амбаров с зерном. Движение обратилось против крупных землевладельцев, преимущественно из жреческого и военного сословий. Вождм движения стал Маздак, глава секты маздакитов, «муж красноречивый и мудрый», выступивший в Ктесифоне с речью, обращнной к народу. Множество знатных людей было перебито, а их земли и усадьбы захвачены крестьянами. Восставшие требовали истребления знати, раздела имущества и установления всеобщего равенства. Они стремились к возрождению старинной сельской общины и общинного владения землй и оросительными сооружениями. Хотя движущей силой маздакитского восстания были крестьяне, оно нашло отклик и среди ремесленников и купцов, задыхавшиеся под гнтом государственных налогов и повинностей, а также среди рабов.
География расселения арабов на территорию Хорасана и Мавераннахра
Географические условия Хорасана полностью подходили арабам -переселенцам. Арабы легко могли со своими верблюдами пройти пустыни вокруг Хорасана. Именно поэтому Хорасан и Кумис больше других привлекали внимания арабов.
Все те достижения, которые происходили по ту сторону Джайхуна, непосредственно теперь находилось под их влиянием.
Кутайба ибн Муслим, был назначен Валидом командующим арабов в направлении удара в сторону Кешшибадона к Амударье. В Мерве он объединился с Талоконом, правителем Балха, королм Шуманом и с Нейзактарханом (тюрк), далее он захватил Сиистан в Бодгисе, разгромил правителей Чаганидов и Тохаристана и в конце в городе Мерве создал свою военную базу. В 87 году хиджры Кутайба вблизи Омула перешл реку Амударьи и направился в сторону Пайканда, расположенного на территории Согда и в ожесточнном бою сломил их сопротивление. В 90 году хиджры, нападав на Бухару, он начал завоевание Мавераннахра. Ожесточенное сопротивление местных жителей и мятежника Найзака Сиистани, который также был опорой Кабилшаху, привели к тому, что Кутайба вынужден был уйти из Тохаристана. В 91 году хиджры в результате объединения всех войск из Хорасана Кутайба обещал Найзаку мир и должность. Но когда Найзак пришл к нему тот не сдержал обещание и предательски убил его. Этот поступок Кутейбы привел в гнев арабов. Кутайба со своим братом пересекли Джайхун и завоевали Нахшаб (Насаф) и Кеш, расположенные на юге Самарканда. В результате противоречий между братьями династия Африкиян пришла к власти в Хорезме.1 Как было отмечено, войска Басры под командованием Абдулла ибн Амира во время правления Усмана ибн Аффана завоевали Хорасан. Арабы летом нападали на него, а осенью возвращались в Басру и по возвращению домой оставляли там сво четырех тысячное войско. Так продолжалось до начала провокации и противоборства между Его святейшеством Али и Муавия. Тем самим арабы осознали, что таким способом не могут установить сво влияние вдали от Куфы и Басры. Они поняли, что должны создать прочные базы для того, чтобы арабское войско постоянно могло там находиться, владеть и господствовать на этой территории и влиять на государства этого региона. Это послужило причиной переселения арабов в Хорасан. Как ранее упоминалось, Кутайба для похода в сторону реки Джайхун после завоевания Мерва направился в сторону Таликана и там объединился с правителем Балха, эмиром Шуманом и Тезак Таоханом в Бодгисе и в Мерве начал планировать дальнейшие свои действия.
Обращая внимания на ранее завованные земли Мавераннахра в Навруде со стороны других арабских полководцев, Кутайба двинулся в сторону Ферганы. Следует отметить, что завоевания арабов в Мавераннахре были постепенными и продолжительными. Город или какой - то специальный
Ишбулар Ботулад. История Ирана в первом веке ислама. Перевод Джавада Фалатури.Тегеран: Научно-культурная оргонизация. Т. 2., 2000. С. 326. регион, не планировался завоевывать. Местом правления Хорасана во времена бани Умая был город Мерв. На самом деле, Мерв управлял территориями по обе стороны реки Амударьи. Завоевания намечались не до реки Джайхун, а до реки Сайхун. Местные жители Мавераннахра, оказывали ожесточнное сопротивление арабам.1 Следует также отметить, что в течение тридцати лет войны местные жители Мавераннахра, в основном жители Самарканда и Бухары, только платя налоги и подать, спасались от завоеваний арабов, веря, что только чудо избавит их от захватчиков. Арабы - мусульмане, завовывая территории, сжигали их храмы и убивали непокорных. Местные жители клялись, что примут Ислам, но как только арабы уходили из города, они не сдерживали свои обещания. После четвртого завоевания Бухары Кутайбе удалось вынудить местных жителей принять Ислам. В течение долгих лет принявшие Ислам не осмеливались прийти в мечети и участвовать в общих молитвах. Завоеватели даже были вынуждены оплачивать их приход в мечеть, тем самим, агитируя людей читать молитвы. Они также разрешили перевести Коран на персидский язык, чтобы его тексты были понятны.2
Как было отмечено, одним из основных факторов влияния Ислама в Иране были арабы, которые в доисламский период переселились в Иран из Аравии и Ирака, а в течение первого и второго века их число в разы увеличилось. Эти переселения вначале были завоеванием, потом для овладения землями в благоприятных экономических условиях. Арабы переселялись племенами, и в каждом отдельном регионе проживали различные племена. Иногда случалось так, что, например, арабы, переселяясь в город Кум, занимали большую его часть. Яъкуби в своей книге «Ал - Булдан» (Страны) привл много интересных фактов о переселении арабов в персидские города и перечислил города, большинство которых составляли арабы. В отношении Хорасана он пишет: «Во всех городах Хорасана присутствуют арабы из
Яъкуби относительно других городов пишет: «Население Медины состоит из персов и арабов, города Машова состоят из Хамиры, Малавана, Динура, Казвина и Нахаванда. Население Караджа также составляют персы. В соседстве с ними существуют семьи Оли Иса ибн Идриси Аджали и других арабов, переселившихся позднее, в основном они - жители Кума. Также там проживают племена мазхадж и ашъариды, которые приобрели земли вокруг Исфахана, они из племени Хамадан. Население Рея состоит из арабов и персов, но там количество арабов меньше, население Нишапура также состоит из арабов и персов, в Герате живут арабы из Кума, Пушандж Бухары и Кирван также являются городами, где вместе проживают арабы и персы»
Среди переселенцев можно наблюдать людей из племени тамим и изад, которые были изучены современными исследователями. В большинстве персидских деревень можно встречать арабские суффиксы с тамим или сакафи. Для разъяснения этого вопроса обращаемся к книгам «Тараджум» и «Ан - Нисаб» Самъани. Арабы в течение двух веков переселяли в завованные земли Хорасана переселенцев. Когда Саид бани Усман стал правителем, Овсе ибн Саалиби Тими, Талха ибн Абдуллах Хазаи, Мухлаб ибн Абусафра, Рабиат ибн Амали Рейбуи и группа из племени Тамим, среди которых был Мелик ибн Раби Мазани, постепенно стали переселятся в Хорасан. После назначения халифом Муслима Зияда в Хорасане к нему потянулись многие люди из Хорасана и Басры. Он с письмом Язид бин Маови пришл к Абдулла ибн Зияду для того, чтобы переселить 6 тысяч переселенцев. Во времена Хишана ибн Абдумалика в Хорасан переселилось 2 тысячи человек: 1 тысяча была переселена из Басры по приказу Умар ибн Муслима и 1 еще тысяча - из Куфы по приказу Абдулы Рахмона ибн Наима.
Культурные последствия переселения арабов на территорию Хорасана и Мавераннахра
В другом месте Ибн Хавкал говорит, что племя муътад направилось из пустыни Аравии в сторону Хорасана и Балха и осталось там, на постоянное проживание. Хотя они потеряли свой язык и связь с предками, но сохранили нравы и обычаи арабов. Также один из людей племени бани Шайбан, когда мы встретились с ним в одном доме в Бухаре, его поведение и нравы были подобно йеменскому народу.1 В 738 году нашей эры, во времена Наср ибн Саира в приграничном районе Хорасана был полководец, солдаты которого были из местных жителей. На этой территории существовало много различных обществ, среди них были солдаты из Сирии. Арабы, как видно, в то время занимались торговлей и сельским хозяйством наряду с коренным населением. Учитывая широкое распространение арабов среди населения Хорасана можно прийти к выводу, что они проживали в районах за пределами военных городков.
С одной стороны, значительное число коренных жителей приняли Ислам, с другой стороны, арабы - переселенцы брали в жны персидских женщин, одевались как персы и участвовали в их мероприятиях и даже разговаривали на местном персидском языке. Племенной образ жизни был изменен, существовали некоторые различия между коренным населением и переселенцами, но со смешением этнических групп постепенно изменились и улучшились социальные условия.2
Основной образа жизни арабов была племенная и кочевая жизнь. По мнению исламского географа и реалиста ибн Халдуна только после появления Ислама городская система и культура начала развиваться среди арабов.
Социальная жизнь арабов формировалась в форме племени, хотя некоторые из них жили в городах, но племенные связи наблюдались и в них. Жизнь в сухих пустынях и опасные переселения из одного места в другую не дали возможности арабам построить город или городскую цивилизацию.1 Такое положение не пришлось долго ожидать, арабы создали исламский мир в крупных городах Ирана. Арабы привыкли во время своих миграций располагаться ближе к многоводным источникам и раскладывали свой шатр из козьих волос и шерсти верблюда, направлялись к людям, отправляли сообщение своим родственникам и близким, чтобы они переселились ближе к ним. Через некоторое время вокруг них было толпа переселенцев.2 В этом случае они вынуждены были создавать для себя новое пространство.
Как было отмечено, арабы в основном переселялись в центральные районы Ирана и в восточные районы Мавераннахра, которые были меньше заселенны. И это привело к тому, что они начали новую жизнь в соответствии с религиозными учениями и религиозными законами, которые пропагандировали городскую жизнь и создали величайшие образцы городов во всм мире.3
При тенденции к городской жизни, Ислам изменил лица городов и начал строить и развивать новые города и населенные пункты, то есть начал создание фундаментальной мусульманской цивилизации, которая ясно наблюдается в образе городов, как Куфа, Басра, Кирман, Дамаск, Шираз, Кешан, Самарканд и Герат.4
Арабы были бедуинами, но зачастую знакомились с городской жизнью. Также наряду с этим для развития исламской культуры и общественной жизни росли и процветали города, например, город Бухара в третьем веке хиджры был развитым. Центром культуры в доисламском периоде рынки там находились за пределами городских стен, но в третьем веке хиджры не только рынки, но и многие пункты были размещены внутри старого города, который назывался Шористан и входил в состав города. Здания Шористана были отделены от города. В конце третьего века весь город Бухара имел две стены, внутренние стены и внешней стены, каждая из которых имела двенадцать ворот и свои названия. По мнению географа Исами, они были названы во время халифата Аббасидов, но затем в период Захира Бухара была независимым центром, который Саманиды объявили е центром своего государства. В это время культура достигла своего рассвета. В Сасанидский период после исчезновения угрозы со стороны неверующих бедуинов стали строить и развивать многие города в Хорасане и Мавераннахре. Рост городов увеличил разрыв между городскими и сельскими жителями. Городские жители отделились от земледельческих работ и начали заниматься городскими делами, что способствовало увеличению различных ремсел и росту городской экономики.1
Хаджадж был известен усилиями и достижениями в сельском хозяйстве, строительством городов и оросительных систем. В результате этого снизилась миграция из деревень в города, что привело к увеличению уровня жизни земледельцев. Без сомнений, жители Хиджаза с древних времн занимались сельским хозяйством, тогда как мусульмане стали более преуспевать в торговле и ремесле и вс это способствовало развитию благоустройству на Востоке, в частности в Мавераннахре.2