Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Культурно-просветительская деятельность протоиерея Иоанна Восторгова 25
1.1 Этапы биографии и участие в общественной жизни (1887-1906 гг.) 25
1.2 Миссионерско-проповедническая и образовательная деятельность (1906-1918 гг.) 36
1.3. Публицистика и отношение к общественным организациям (1906-
1918 гг.) 53
ГЛАВА 2. Участие священнослужителя в политической жизни 72
2.1. Деятельность Иоанна Восторгова в черносотенных организациях и взаимоотношения с их лидерами 72
2.1.1. Протоиерей и Союз русского народа. Конфликт с А.И. Дубровиным 74
2.1.2. Восторгов и Русская монархическая партия. Борьба за лидерство с С.А. Кельцевым и В.Г. Орловым 85
2.1.3 Деятельность священника в Союзе Михаила Архангела 108
2.2. Восторгов и революционные события 1917 года 124
2.2.1. Участие в общественной жизни после прихода к власти Временного правительства 124
2.2.2 Проблемы взаимоотношений с большевиками после Октябрьской революции 1917 года 130
ГЛАВА 3 Мировоззренческие представления Иоанна Восторгова 13 8
3.1. Исторические взгляды священнослужителя 138
3.1.1 Идеологические парадигмы и историософская концепция 13 8
3.1.2 Воззрения на роль монарха и церковных деятелей в истории России 165
3.2 Критика социалистических учений 175
3.2.1 Проблема истоков социалистических воззрений в трудах священнослужителя. Критический анализ общих положений социализма 175
3.2.2 Критика теорий евангелистских оснований социалистических учений 182
- Этапы биографии и участие в общественной жизни (1887-1906 гг.)
- Деятельность Иоанна Восторгова в черносотенных организациях и взаимоотношения с их лидерами
- Исторические взгляды священнослужителя
Введение к работе
Актуальность исследования
Начало 90-х годов прошлого столетия ознаменовалось повышенным интересом к истории крайне правых союзов и организаций, существовавших в начале XX века в России. Защищено большое количество диссертаций, посвященных деятельности черносотенных структур, как на общероссийском уровне, так и в различных регионах. Скрупулезному научному анализу подвергнут генезис, программные установки, социальный состав и тактика крайне правых. Изданы также научные труды – диссертации, монографии, посвященные общественно-политической деятельности лидеров крайне правых. Однако в общей массе таких исследований отсутствуют работы, посвященные прот. Иоанну Восторгову. В этой связи обращение к общественно-политической деятельности протоиерея Иоанна Восторгова не является случайным. Являясь общероссийским лидером «черной сотни», он занимал особое место в ряде предводителей правомонархического движения, наряду с А.И. Дубровиным, В.М. Пуришкевичем, Н.Е. Марковым. Протоиерей Восторгов являлся крупным идеологом крайне правого движения, взгляды которого нашли воплощение в его общественно-политической деятельности, сфокусировавшей в себе миссионерство, просветительство, публицистику, участие в общественных организациях и черносотенных структурах. Изучение мировоззрения видного лидера крайне правых позволит существенно расширить научные представления о становлении черносотенства, методах и формах деятельности правых монархистов в дореволюционной России.
Кроме того, актуальным является обращение к биографии Иоанна Восторгова, который в течение длительного времени с 1894 по 1906 годы осуществлял церковную службу и педагогическую деятельность в Закавказье – Азербайджане и Грузии. Проблеме взаимоотношений двух народов – русского и грузинского посвящено большое количество статей протоиерея. Их содержание охватывает исторические аспекты российско-грузинских отношений, вхождение Грузии в состав России, православного единения наций. Данная проблематика представляется актуальной в контексте обострившихся отношений между двумя государствами в последние годы.
Степень научной разработки темы
Первые статьи, посвященные жизнедеятельности Иоанна Восторгова и его мировоззрению стали появляться в публицистике в начале 90-х годов XX в. Они были изданы в культурно-просветительских и православных журналах. В отличие от специализированных научных трудов – монографий и диссертаций данные труды не содержали критического анализа общественно-политической деятельности и мировоззрения Восторгова. Их содержание носит ярко выраженный апологетический характер и призвано сформировать у читателя образ священнослужителя, принявшего мученическую смерть за православную веру. Во многих публицистических статьях акцент сделан на последний этап жизни священнослужителя с целью проиллюстрировать мученическую смерть священнослужителя.
Так, автор одной из первых статей, посвященных протоиерею, М. Польский отмечал, что Восторгов выступал с обличительными речами после прихода к власти большевиков, осознавал за собой слежку и предчувствовал свою мученическую смерть.
А. Светозарский отмечает, что проповеди отца Иоанна фиксировались агентами ВЧК, а его пытались обвинить в антисемитизме, так как в Покровском соборе на Красной площади Москвы хранились частицы мощей св. мученика Гавриила Белостокского – жертвы ритуального убийства. Никаких ссылок на документальные источники автор не приводит.
На противостоянии большевистской власти делает акцент Л. Ф. Павликова, которая отмечает, что Восторгов продолжал свои обличительные речи среди верующих в храме на Красной площади.
Некоторые авторы, наряду с рассмотрением последнего этапа жизни Восторгова, отмечали его активное участие в общественной жизни. Так, по мнению Л.Ф. Павликовой и Р. Сергиева, протоиерей олицетворял тип допетровского священника, характерной чертой которого являлось не только богослужение, но и активное вмешательство в семейную, государственную и общественную сферы деятельности.
На отдельных аспектах политической деятельности Восторгова останавливается О. Газизова. Она отмечает, что его личность притягивала многих сторонников черносотенцев, так как открывала им возможность войти в Союз русского народа.
В августе 2000 года протоиерей Иоанн Восторгов на юбилейном Архиерейском соборе был причислен к лику святых Русской православной церкви. Это обстоятельство усилило общую тенденцию апологии личности Иоанна Восторгова в церковной и светской публицистике. Так, в патерике новоканонизированных святых отмечено: «Умер отец Иоанн, как и жил: непоколебимым в вере мужественным исповедником. Он удостоился смерти христианского мученика».
Наибольшую ценность для исторического исследования среди общей массы публицистических и церковных публикаций, посвященных Иоанну Восторгову, представляет труд Афанасия Гумерова. В этой работе скрупулезному анализу подвергнута биография Восторгова на основе документальных источников, как, например, послужной список священнослужителя. Предложена объективная периодизация жизненного пути протоиерея; проанализированы проповеди, речи на различные общественно-политические темы; введены в оборот документальные источники Российского государственного исторического архива.
Научный интерес исследователей к личности и общественно-политической деятельности Иоанна Восторгова стал заметным у исследователей с начала 90-х годов XX в. Факторами, обусловившими обращение к биографии и творческому наследию протоиерея, стала радикальная смена общественно-политической ситуации в стране и доминирующих идеологических концептов в исторической науке. Правомонархическое движение, остававшееся на протяжении советского периода на периферии изучения исторической науки, становится объектом большого количества специализированных научных исследований – статей, монографий, диссертаций. Научный анализ черносотенных структур обусловил обращение к мировоззрению и общественной деятельности знаковых фигур «черной сотни», в том числе Иоанна Восторгова. Данную историографическую тенденцию отметил историк А.В. Репников. «Появились труды, – пишет автор, – посвященные взглядам В.М. Пуришкевича, Маркова, В.А. Грингмута, А.С. Вязигина, П.А. Крушевана, Восторгова, Шульгина и др.».
Однако в общей массе трудов, посвященных крайне правым, обращение к фигуре и общественно-политической деятельности Восторгова осуществлялось эпизодически без системного анализа ее форм и идеологии. Фрагментарный характер анализа форм участия Восторгова в общественной жизни России был обусловлен тем, что основным объектом научных исследований являлись консервативная идеология и институциональные структуры крайне правых, а не общественно-политическая практика их лидеров.
Так, в монографии исследователя С.А. Степанова «Черная сотня (1905–1914)», изданной в 1992 г. и ознаменовавшей новый этап отечественной историографии правомонархического движения, рассматривается политическая деятельность Иоанна Восторгов как лидера московских крайне правых. В 2005 году труд историка был переиздан под названием «Черная сотня». Степанов отмечает деятельность протоиерея в ходе предвыборной компании в III Государственную Думу, в частности, тайные переговоры с лидером Союза 17 октября А.И. Гучковым. Исследован план Восторгова, направленный на объединение правомонархических структур на основе Всенародного русского союза. Историк обращал внимание на финансовую помощь, которую священнослужитель оказывал правомонархическим структурам.
Отдельные аспекты деятельности Восторгова рассматривает И.В. Омельянчук в монографии «Черносотенное движение в Российской империи (1901-1914)». Историк акцентировал внимание на сложные отношения между Восторговым и одним из активных членов организации В.Г. Орловым. Он отмечает, что в основе конфликта между ними лежала борьба за власть в Русской монархической партии, так как оппонент протоиерея усилил в ней свое влияние благодаря организаторским способностям.
Историк Ю.И. Кирьянов в энциклопедии «Политические партии в России» в статье, посвященной Иоанну Восторгову, отмечает роль священнослужителя в структурировании крайне правых политических партий. Так, по мнению историка, протоиерей являлся одним из вдохновителей создания Союза русского народа, однако в дальнейшем дистанцировался от Дубровина и переименовал Русскую монархическую партию в Русский монархический союз для свободного распоряжения финансами.
В 2001 году Кирьянов издал монографию «Правые партии в России. (1911–1917 гг.)». В исследовании автор затрагивает проблемы отношений между протоиереем и Орловым, но в отличие от Омельянчука делает вывод о возможности достижения между ними компромисса.
Одним из первых научных исследований, в котором были затронуты такие аспекты общественной жизни протоиерея как миссионерство и благотворительность, является диссертация А.В. Давиденко «Эволюция правомонархических концепций политического устройства России (1900–1917 гг.)» Он указывал, что Восторговым в результате его пастырско-миссионерской деятельности на Дальнем Востоке были открыты народная чайная, киоск-читальня с патриотической литературой, часовня. Историк подчеркивает, что после поездки Восторгова и Орлова по Дальнему Востоку наибольшим влиянием стал пользоваться Союз Михаила Архангела. Сторонники А.И. Дубровина утрачивали свое влияние.
В диссертации Д.В. Карпухина «Отечественная историография черносотенных союзов и организаций» анализируются труды И. Восторгова, посвященные проблеме возникновения крайне правых политических партий. Исследователь отмечает, что Восторгов «обусловливал возникновение крайне правых организаций факторами идеологической борьбы революционных и традиционных начал русской действительности начала XX в. Черносотенство рассматривалось им как защитная реакция русского народа против разрушительных веяний революции».
Отдельные аспекты идеологии и последний этап жизни протоиерея Иоанна Восторгова изложены в монографии А.В. Репникова «Консервативные концепции переустройства России». Он отмечал деятельность протоиерея на Поместном Соборе Русской православной церкви в 1917-1918 годах, который поддержал восстановление патриаршества.
Следует отметить, что в проанализированных научных работах рассмотрение конкретных форм участия протоиерея в общественной жизни, анализ мировоззренческих концептов носит фрагментарный характер. Это объясняется тем, что объект данных исследований непосредственно не связан с общественной деятельностью Иоанна Восторгова.
В связи с отсутствием специализированных научных трудов, изданных до начала 90-х XX в. и посвященных общественной деятельности Иоанна Восторгова, выделение историографических этапов осмысления его творчества не представляется возможным.
Таким образом, труды, в которых освещалась деятельность Иоанна Восторгова, изданные с начала 90-х годов XX в. по настоящее время можно условно подразделить на две группы:
-
статьи, посвященные личности Восторгова, основным этапам его жизненного пути, церковной деятельности и участию в политических и общественных структурах;
-
научные труды – диссертации и монографии, в которых, наряду с анализом консервативной идеологии и деятельности черносотенных союзов и организаций и на общероссийском и региональном уровнях, фрагментарно затрагивается общественная деятельность И. Восторгова.
Анализ историографии проблемы показывает, что существует историографический пробел в изучении общественной деятельности протоиерея Иоанна Восторгова. Отсутствуют комплексные монографические и диссертационные исследования, посвященные данной проблеме.
Источниковая база исследования
Источниковый материал, привлекаемый в диссертации, можно подразделить на архивные и опубликованные материалы. Первая группа включает переписку Иоанна Восторгова, воспоминания лидеров «черной сотни» о нем, например, А.И. Дубровина, материалы следственного дела, возбужденного против протоиерея следственными органами Временного правительства, обзоры деятельности монархических организаций. Наибольшую научную ценность представляют архивные документы из Государственного архива Российской Федерации, хранящиеся, в частности, в фондах № 102 «Департамент полиции», №116 «Союз русского народа», № 9452 «Восторгов». При рассмотрении темы использованы также архивные документы Центрального исторического архива города Москвы – фонд 2261«Канцелярия комиссара Временного правительства по г. Москве 1917 г.».
Изучение переписки Восторгова с лидерами крайне правого движения А.И. Дубровиным, В.М. Пуришкевичем, князем А.А. Ширинским – Шихматовым, единомышленниками Ф. Слеповым и Соколовым позволило составить целостную картину отношения протоиерея к черносотенным союзам и организациям, уяснить его роль как в инициировании создания крайне правых структур, так и в их дальнейшем расколе и дезинтеграции.
Ценными для понимания личностного фактора в формировании черносотенных союзов и организаций являются неопубликованные воспоминания А.И. Дубровина – политического оппонента И.И. Восторгова в борьбе за лидерство в «черной сотне».
Обращение к материалам следственного дела возбужденного против Восторгова после прихода к власти Временного правительства позволяет проанализировать причины раскола внутри Русской монархической партии, вызванных распределением финансов и борьбой за лидерство. Допросы Восторгова освещают его взаимоотношения и причины конфликтов с последним руководителем Русской монархической партии С.А. Кельцевым и ее активным членом В.Г. Орловым.
Обзоры деятельности крайне правых партий за 1909-1910 годы иллюстрируют личную роль Восторгова в организации общественно-политических мероприятий Русской монархической партии, а также ее невысокую популярность в крайне правом движении. Кроме Государственного архива Российской Федерации при написании диссертационного исследования были использованы документы, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве города Москвы.
Так, в фонде № 2261 «Канцелярия комиссара Временного правительства по г. Москве 1917 г.» был обнаружен документ – Постановление Московского столичного совета благочинных, в котором отражена официальная позиция московского духовенства по отношению к новым властям, поддержанная протоиереем, а также исследованы источниковые материалы, раскрывающие сложный характер взаимоотношений Восторгова с властями, представляющими Временное правительство в г. Москве . Переписка с чиновниками, телеграммы, воспоминания протоиерея отражают негативное отношение представителей Временного правительства к Восторгову, обусловленное его приверженностью монархическим взглядам.
К числу важных опубликованных источников следует отнести материалы, связанные с деятельностью Иоанна Восторгова и Русской монархической партии, собранные в двухтомном издании «Правые партии. Документы и материалы. 1905 – 1917 гг. » под редакцией Ю.И. Кирьянова. В настоящей диссертации из представленных в издании источников были использованы доклады Восторгова, посвященные деятельности Русской монархической партии и осуществленных ей мероприятий в 1907-1908 годах; постановления монархического объединительного съезда в Москве в 1909 годах, протоколы заседаний Главной Палаты Союза Михаила Архангела, членом которой являлся Иоанн Восторгов; телеграммы и послания руководителей местных черносотенных организаций, например, лидера Астраханской народной монархической партии Тихановича-Савицкого. Кроме того в сборнике размещены материалы газет «Русское знамя», «Колокол», «Прямой путь». Ценность данных источников для анализа проблемы заключается в том, что они позволяют понять истоки личностного конфликта между Восторговым и Дубровиным; раскрывают различные аспекты политической, культурно-просветительской и миссионерской деятельности протоиерея в ходе поездок по Сибири, а также раскрывают содержание проектов по преодолению раскола в черносотенном лагере и объединению Союза русского народа и Союза Михаила Архангела.
Другим значимым опубликованным источником, использованным в настоящем исследовании является пятитомное Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова, репринтное переиздание которого было осуществлено в 1995, 1998 годах.
Труды священнослужителя являются ценным источником для научного анализа его мировоззрения, а также для изучения его общественной деятельности.
В процессе работы над диссертацией были использованы другие опубликованные источники, связанные с общественной деятельностью протоиерея Иоанна Восторгова. Так, мемуары Белецкого раскрывают характер взаимоотношений протоиерея и Григория Распутина. Оценка причин событий февраля 1917 года содержится в воспоминаниях, посвященных этим событиям. В журнале «Вопросы истории» в 1998 году была опубликована переписка и другие документы правых, которые отражают отношение Восторгова к представителям высшей российской бюрократии и суждения о его деятельности со стороны монархистов. В 1994 году в журнале «Исторический архив» было издано письмо Восторгова, посвященное оценкам майских событий 1915 года в Москве, известных под названием «немецких погромов». Материалы Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, расследовавшей деятельность крайне правых, раскрывают сложный характер отношений между Восторговым и Орловым.
В 1990 году был издан дневник А.В. Богданович – супруги влиятельного при царском дворе генерала Е.В. Богдановича. Он интересен тем, что содержит воспоминания автора, раскрывающие характер отношений Восторгова с А.И. Дубровиным и П.А. Столыпиным.
Одним из источников, используемых при раскрытии темы, являлись материалы периодической печати, издаваемые Восторговым.
В газете «Русская земля» содержится богатый фактический материал о пастырско-проповеднической деятельности Иоанна Восторгова в Туркестане, Сибири, Дальнем Востоке; участие священнослужителя в деятельности миссионерских съездов.
В военно-патриотическом журнале «Верность» издавались художественные рассказы Восторгова, посвященные деятельности православной миссии.
Журнал «Церковность» издавался в 1916-1918 годы и интересен отражением острой полемики на политические и религиозные проблемы, которую вел Восторгов с новыми властями, пришедшими к власти в 1917 г.
Указанный документальный материал не является исчерпывающим для исследования общественной деятельности Иоанна Восторгова, однако позволяет в совокупности решить поставленные задачи.
Цель данной диссертации заключается в научно-историческом анализе общественно-политической практики протоиерея Иоанна Восторгова; установлении конкретных форм ее воплощения; исследовании концептуальных мировоззренческих установок и детерминирующих политических и социальных факторов, оказавших влияние на идеологию священнослужителя и его деятельность.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
–исследовать общественно-политическую биографию протоиерея Иоанна Восторгова;
– выявить конкретные исторические условия, оказавшие существенное влияние на идеологию и деятельность Восторгова;
– определить основные формы участия протоиерея Восторгова в общественной жизни в период 1884 – 1918 годы;
– определить результаты практической деятельности Восторгова в различных сферах общественной жизни;
– проанализировать содержание его публицистических произведений;
– определить основные черты мировоззрения Восторгова.
Объектом исследования является консервативная идеология правомонархического движения в различных сферах – пастырства, миссионерства, просвещения, деятельности черносотенных и культурно-просветительских организаций в контексте общественной деятельности протоиерея Иоанна Восторгова.
Предметом исследования является общественная деятельность Иоанна Восторгова, видного представителя крайне правого движения конца XIX – начала XX вв., в воззрениях и общественной практике которого отражены следующие направления научного исследования: пастырство, миссионерство, просветительство, публицистика, участие в черносотенных и общественных организациях.
Хронологические рамки исследования определяются периодом 1887 –1918 годы. Указанные границы определены годами начала профессиональной и общественной деятельности Восторгова после окончания Ставропольской духовной семинарии и расстрела в 1918 г.
Научная новизна исследования. Впервые предпринят системный научный анализ общественной деятельности протоиерея Иоанна Восторгова в контексте социально-политических и мировоззренческих трансформаций в России на рубеже XIX-XX вв.
Проведен всесторонний анализ общественной деятельности Иоанна Восторгова по составляющим ее компонентам: пастырство, миссионерство, просвещение, публицистика, участие в общественных и черносотенных организациях. Определено место Восторгова как идеолога и духовного наставника крайне правых организаций и значение его деятельности для становления черносотенных структур в масштабах Москвы и всей Российской империи.
Впервые проанализированы мировоззренческие представления протоиерея Иоанна Восторгова, связанные с историософским осмыслением роли России во всемирном масштабе, ролью монархов в истории государства, критикой социалистических учений.
Впервые в научный оборот вводится значительное количество ранее не использовавшихся документальных источников, что позволяет значительно расширить представления о деятельности правомонархических структур, возникших в России в годы Первой русской революции.
Научная новизна исследования получила воплощение в следующих основных положениях, выносимых на защиту:
-
Жизненный путь и общественная деятельность протоиерея Иоанна Восторгова, как одного из лидера «черной сотни», отразили общую тенденцию генезиса, развития и деградации черносотенного движения в России.
-
В общественной деятельности Иоанна Восторгова воплотилась консервативная идеология, ориентированная на незыблемость политических и религиозных устоев общества – самодержавия и православия и отразившая отношение протоиерея к социально-политическим переменам в России на рубеже XIX-XX вв.
-
Общественная деятельность Иоанна Восторгова, являвшегося приверженцем консервативной идеологии, выражала негативное отношение православного духовенства к социально-политическим и идеологическим трансформациям в России на рубеже XIX-XX вв.
-
Общественная деятельность протоиерея воплощалась в различных сферах – культурно-просветительской, социальной, политической, религиозной. Ее формами являлись пастырство, миссионерство, просветительство, публицистика, участие в общественных, религиозных организациях и крайне правых структурах.
-
Участие протоиерея Восторгова в черносотенном движении стало ответной реакцией на возникновение либеральных и революционных политических партий. Борьба за лидерство с С.А. Кельцевым и В.Г. Орловым в Русской монархической партии отражала общую тенденцию обострения противоречий в политическом лагере крайне правых из-за распределения финансов и личных амбиций.
-
Мировоззренческие представления Иоанна Восторгова носили эклектичный характер и опирались на консервативную традицию предшествующих периодов. Компонентами его идеологии являлись: теория «официальной народности», историософская концепция «Москва-Третий Рим», догмат о русской идеи, дихотомия «Восток-Запад».
-
Постулат о русской идее является центральным в воззрениях Иоанна Восторгова.
-
В основе критики социализма и марксизма лежит негативная интерпретация монистической методологии учений, основанных на абсолютизации экономической составляющей общественной жизни.
-
Путь к разрешению социально-политических конфликтов в российском обществе протоиерей Восторгов видел в необходимости следованию закону божественному, нравственному в противовес закону формальному, юридическому.
Методологической основой диссертации является историко-генетический (диалектический) метод, который позволяет раскрыть функции и свойства исторической реальности в процессе исторического развития и познать объекта исследования. Использование данного метода позволит показать фигуру протоиерея Восторгова во всех аспектах развития и обусловленности его общественно-политической деятельности и мировоззрения.
Диссертационное исследование опирается на фундаментальные принципы исторического познания: объективности, детерминизма, историзма, системности.
Для наиболее полного, объективного и всестороннего раскрытия темы диссертации были применены исторического исследования: проблемно-хронологический, диахронный, компаративистский, историко-типологический.
Теоретическое и практическое значение диссертации. Результаты диссертации могут быть использованы при написании работ по истории России, а также исследований по истории политических партий и общественно-политических движений, проблемам консервативной идеологии, просвещения, истории революций февраля и октября 1917 года. Материалы диссертации можно применять при подготовке университетских лекционных и специальных курсов по Отечественной истории. Результаты исследования могут использоваться в сфере прикладной политологии, государственного управления.
Апробация исследования
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории России средних веков и нового времени Московского государственного областного университета. Материалы диссертации опубликованы в научных статьях, общим объемом 2,8 печатных листа, сообщениях и докладах на заседаниях кафедры.
Структура работы построена на основе сочетания хронологического и проблемного подходов. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Этапы биографии и участие в общественной жизни (1887-1906 гг.)
Современные исследования, посвященные биографии Иоанна Восторгова, выделяют три этапа его жизненного пути - ставропольский, кавказский, московский. Он родился 30 января 1864 года в станице Кавказская на Кубани в семье священника. Социальное происхождение и строгое религиозное воспитание во многом предопределили выбор его жизненного пути. Детские и юношеские годы Восторгова прошли в станице Ново-Александровская Ставропольской губернии, куда семья переехала в 1868 году1.
В 1887 году он закончил Ставропольскую духовную семинарию и в августе того же года был назначен надзирателем за учениками Ставропольского духовного училища. Начался ставропольский этап жизни Восторгова . В том же году он был назначен в училище штатным учителем русского и церковно-славянского языков. Преподавательская деятельность продолжалась до 1889 года. Первого августа он был рукоположен в сан священнослужителя и начал службу в Михаило-Архангельской церкви поселка Кирпильского Кубанской области3.
С этого же года начинается общественная деятельность Восторгова. Он открыл на собственные средства церковно-приходскую школу, в которую был назначен законоучителем, и общество трезвости. «Церковно-приходская школа, - писал Восторгов в речи «Пастырские заветы», - открыта мною со многими трудами, с великой скорбью, с большими жертвами. Общество трезвости, внебогослужебные собеседования, утром проповеди за утреней, в обедне, вечерние чтения, книжный склад, наконец, украшения сего храма, -все это прошло чрез мои руки» .
В мае 1890 года Восторгов стал наблюдателем всех церковноприходских школ 12-го благочиннического округа Кубанской области, а в сентябре был назначен законоучителем Ставропольской мужской гимназии. В 1891 году он стал настоятелем ее церкви5. В августе 1893 года был назначен членом правления Ставропольской духовной семинарии .
Анализ первого этапа жизненного пути протоиерея Восторгова показывает, что основной акцент в его проповедях и публицистических трудах был сделан на морально-этических аспектах противостояния раскольничеству. Так, одной из первых работ Восторгова стала статья «Раскольническая австрийская иерархия с точки зрения церковных канонов»7. В ней он подверг жесткой критике раскольническую иерархию в Белой Кринице с позиций официальной церковной догматики. По мнению Восторгова, стремление раскольников обрести иерархию с целью уйти от беглых православных пастырей, обречены на неудачу, так как беглой является сама иерархия. «Перемена, - писал Восторгов, - произошла только в бежавших лицах: прежде к ним бегали запрещенные или страшившиеся суда церковные попы и дьяконы, - теперь перебежал корыстолюбивый епископ»8. Противостояние раскольникам и сектантам станет основным содержанием проповедей Восторгова в последующей пастырской деятельности в Закавказье и в Москве.
Деятельность Иоанна Восторгова в черносотенных организациях и взаимоотношения с их лидерами
События 1905 г. стали поворотными в судьбе протоиерея И. Восторгова, так как ознаменовали собой начало деятельности на политическом поприще.
Какими внутренними мотивами руководствовался священнослужитель Восторгов, обращаясь к активной политической деятельности?
Этот шаг был следствием мировоззренческих установок протоиерея, стержнем которых являлись верность государю и Богу и ощущение особого, мессианского значения русского народа в мировой истории и Русской православной церкви в исторической судьбе России. «Народ русский, - писал Восторгов, - есть народ православно-христианский, составляющий царство христианское, имеющее мировое призвание, указанное Промыслом, -призвание сохранить и распространить святую истину Православия; народ наш ходит в Церковь, гибель его есть потрясение Церкви, следовательно, потрясение мира и человечества есть умаление истины....Служить в этом смысле народу - значит служить Богу, Христу, Церкви, истине, Православию, спасению мира и человечества. Патриотизм и национализм тогда - не цель, а средство для высшей цели, для служения вечной истине...»
Иоанн Восторгов, являясь священнослужителем Русской православной Церкви, видел ее мессианское значение в спасении российской государственности. Исторические примеры участия духовенства в спасении России протоиерей привел в речи на VI Всероссийском съезде русских людей 22 февраля 1913 г. «Чтобы было бы в России, три века тому назад, - говорил И. Восторгов, - если б об ее судьбах не печалилась Церковь православная, если б делами государства тогда не интересовалось духовенство? Когда, казалось, все рушится на Руси, нерушимыми оказались только православная Церковь и идея Самодержавия. В русском народе оставался корень -православие и это спасло государство»2. По мысли Восторгова, православие органически связано с историей Государства Российского. Духовенство в трудные для страны годы играло решающую роль в преодолении политических катаклизмов. «Вспомните, - восклицал Восторгов, - кто вдохновлял Минина и Пожарского на их великий подвиг. Духовенство! Чьими стараниями был созван в Москве великий земский собор, избравший Михаила Федоровича на Царство? Опять-таки духовенство»3.
Исторические взгляды священнослужителя
Одной из основополагающих идеологических парадигм исторических воззрений протоиерея Иоанна Восторгова являлась приверженность трем исконным началам, присущим русскому народу, сформулированных графом С. Уваровым в эпоху правления Николая I, - православие, самодержавие, народность. «Уваровская триада, - отмечает историк Н.И. Цимбаев, - стала необходимым компонентом правительственной системы Николая I, она давала идейное обоснование режиму, обоснование, прямо противоположное тому, что утверждалась в екатерининское и александровское время. Уваров провозгласил разрыв с общеевропейской традицией довел до совершенства принципиальное идейно-культурное противопоставление России и Европы»1. Являясь официальной идеологией николаевского режима, теория «официальной народности» стала фундаментальной парадигмой исторических воззрений славянофилов А.С. Хомякова, братьев И.В. и П.В. Киреевских, Ю.Ф. Самарина, К.С. Аксакова.
В учении славянофилов - Хомякова, Киреевского, как отмечает Н.И. Цимбаев, «впервые изложено историко-философское учение славянофилов, стержень которого - мысль об особом характере русского исторического и общественного развития»2.
Взгляды протоиерея на прошлое России, роль православия и самодержавия, всемирную историю во многих аспектах схожи с идеями славянофилов, в частности, А. С. Хомякова. Воззрения Иоанна Восторгова обусловлены также его социальным статусом и связаны с его религиозным, христианским мировоззрением. Не случайно, основной формой воплощения исторических идей протоиерея являлись проповеди и речи, которые в дальнейшем публиковались в агитационных брошюрах, периодических изданиях крайне правых организаций, в частности, «Московские ведомости».
В рассуждениях Восторгова на исторические темы часто присутствуют аналогии с библейскими сюжетами, аллегории, призванные воплотить его представления в евангельские образы. Так, в одной из ранних работ протоиерея - проповеди «Великое призвание Русского народа», произнесенной в станице Крымской 8 июля 1894 г. в праздник Казанской иконы Богоматери исторический ход развития России уподоблен «тому евангельскому зерну горчичному, которое на вид меньше всех семян, но посеянное - вырастает в огромное дерево, и люди пользуются его тенью, и птицы небесные находят приют в его благодатной листве» . Будучи изначально слаборазвитым и незначительным государством, окруженным лесами, болотами и враждебными племенами, через несколько веков Русь выросла в «огромное царство»4. По мысли протоиерея, рост российской государственности берет свое начало «с тех пор, когда наши предки во дни св. князя Владимира приняли православную христианскую веру». Это эпохальное событие русской истории предначертало русскому народу особое назначение: «просвещать светом Христовой веры все окружающие народы, а народов этих было великое множество»5. Процесс распространения православной веры на Дон, Урал, Сибирь, Белое море и Кавказ представлен протоиереем как поэтапный процесс.