Содержание к диссертации
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3-27
ГЛАВА I. УКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ
КУЛЬТУРЫ СЕЛА 28-67
ГЛАВА П. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
УЛУЧШЕНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СЕЛЬСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 68-136
I. Осуществление всеобщего среднего
образования 68-83
2. Повышение качества школьного образования. Укрепление связи школы с
жизнью 83-Ю7
3. Подготовка кадров специалистов для села. Рост трудовой и общественно-политической активности сельской
интеллигенции. -. ,107-136
ГЛАВА Ш. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕШДЕНИЙ, ОРГАНОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ПОДЪЕМУ КУЛЬТУРЫ СЕЛА 137-189
I. Совершенствование работы сельских
учреждений культуры 137-170
2. Роль органов массовой информации в
подъеме культуры села 170-189
ЗАКЛЮЧЕНИ Е 190-195
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 196-222
Введение к работе
Великая Октябрьская социалистическая революция, положившая начало эре перехода человечества к социализму, создала неограниченные возможности для развития культуры, науки, литературы и искусства в нашей стране. "Социализм открыл трудящимся широкий доступ к знаниям, к богатствам духовной культуры .
В процессе строительства, упрочения и совершенствования социализма в СССР было преодолено фактическое неравенство народов, утвердилась и расцвела социалистическая по содержанию, национальная по форме советская культура, многочисленные народности окраин бывшей царской России, в том числе и те, которые до революции не имели даже своей письменности, благодаря социалистическому строю, последовательному осуществлению Коммунистической партией ленинской национальной политики поднялись к вершинам современной духовной культуры.
В Политическом докладе ЦК КПСС ХХУП съезду партии М.С.Горбачев указывал: "Главную задачу своей культурной политики партия видят в том, чтобы открыть самый широкий простор для выявления способностей людей, сделать ях жизнь духовно богатой, многогранной. Добиваясь радикальных перемен к лучшему д в этой области, важно построить всю культурно-воспитательную работу так, чтобы она все полнее удовлетво-ряда духовные запросы людей, шла навстречу их интересам" . Конституция СССР, принятая в 1977 г., предусматривает значи-
0 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 г. - М.: Политиздат, 1977, с.8. о Материалы ХХУП съезда Коммунистической партии Советского
Союза. - М.: Политиздат, 1986, с.90. тельную активизацию и расширение государственных функций в решении задач культурного строительства. "..-. Государство, - записано в статье 20 Конституции, - ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности"*.
Научная разработка теоретических проблем культуры занимала видное место в трудах классиков марксязма-ленинязма. К.Маркс я Ф.Энгельс создаля стройное учение о материалистическом понимания истории, сформулировали основные принципы подлинно научного определения культуры. Они показали, чт&: духовная культура общества находится в определенней зависимости от процессов, происходящих в матеряальнем производстве, детерминирована развитием общественного бытия - "способ производства материальной жизни обусловливает социальный, полити- ческий и духовный процессы жизни вообще"**; духовная культура в классовом обществе ишвт классовый характер. Это приводит к тому, что "господствующими ядеямя любого временя быля всегда ляшь ядея господствующего класса3; духовная культура обладает относительной самостоятельностью. Будучи обусловлена прежде всего экономическим развитием своей эпохя, она, вместе с тем, завясит я от доетягнутого уровня духовного производства, от "мыслительного материала" прошлых эпох, я по этой причине в духовной культуре каждой эпохя всегда есть такое содержание, которому невозможно дать непосредственное экономическое объяснение. 1 Конституция (Основной Закон) СССР. - М.: Политиздат, 1977, с.II-12.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд.II, М., 1959, т.13, с.7.
Там же, т.4, с.445.
В сяду этого обстоятельства духовная культура оказывает обратное воздействие на общественное бытяе, на все стороны жизни людей, яграет актявную роль в жязни общества.
Классики марксизма-ленинизма показали, что подлинным творцом культуры является народ. Однако в условиях антагонистиче-скях формаций эта творческая деятельность народных масс носит, как правяло, опосредованный характер. Поэтому одна из главных задач социалистической революции и состоит в том, чтобы, сохраняв все богатство, достягнутое развитием человечества, донести его до каждого индивидуума, докончить о отчужденными формами существования человеческой деятельностя, создать качественно новую культуру.
В новых исторических условиях, в период империализма я пролетарских революций марксистское учение о культуре было развито В.И.Лениным. Основатель Коммунистической партии и первого в мире социалистического государства создал теорию культурной революции, определил ее основные этапы, обосновал роль народных масс в развитии духовной жизни общества, отношение пролетариата к культурному наследию, разработал принципы формирования социалистической культуры. "Ленинская программа культурной революции явилась важнейшим вкладом в революционную теории и практику"1.
Развивая идеи К.Маркса и Ф.Энгельса, В.И.Ленин убедительно показал, что социалистическая революция открывает неограниченные возможности широким народным массам приобщиться к достижениям культуры, науки, искусства и литературы. В.И.Ле- 1 Тезисы ЦК КПСС "К 100-летию со дня рождения В.И.Ленина". КПСС в резолюциях я решеняях съездов, конференций и пленумов ПК. 8-е изд., т.Ю. - М.: Политиздат, 1972, с.163. нин писал: "Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием....
Повышение культурного уровня всего народа, создание социалистической интеллигенции, коммунистическое воспитание трудящихся, формирование нового человека В.И.Ленин считал одной из самых важнейших задач Советской власти. Чтобы перейти к социализму, указывал он, "нужен целый переворот, целая полоса куль-турного развития всей народной массы" .
Огромное значение придавал В.И.Ленин культурной работе среди крестьянства, среди сельского населения страны. В своей программной статье "О кооперация" В.И.Ленин писал, что одна из главных задач, составляющих эпоху, "состоят в культурной работе для крестьянства". В.И.Ленин отмечал, что полное кооперирование "включает в себя такую культурность крестьянства (ямен-но крестьянства, как громадной массы), что это полное коолери-рованяе невозможно без целой культурной революция^.
Следуя ленинским заветам, Коммунистическая партия Советского Союза рассматривает культурное строительство как составную часть процесса строительства и совершенствования соцяалязма. В новой редакция Программы КПСС, утвержденной ХХУЇЇ съездом Коммунистической партии Советского Союза, говорятся: "В ходе социалистического строительства обеспечен быстрый экономический, социальный и культурный прогресс бывших национальных ок-
Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.35, с.289. 2 Там же, т.45, с.372. 3 Там же, с.376. раян. В результате культурной революцяя была ляквядярована неграмотность, открыт шярокяй простор для развятяя творческях сял, духовного расцвета человека труда, сформяровалась социа-лястяческая янтеллягенцяя . В чясде актуальных проблем дальнейшего совершенствованяя соцяадястяческого общества ХХШ, ХХІУ, ХХУ, ХХУІ, ХХУП съезды партяя назвали "неукяонный подъем жяз-ненного я культурного уровня советского народа , "формирова-няе у шярочайпшх масс трудящяхся коммунястяческого мировоззре-няя..., ...воспятаняе в советскях людях нового, коммунястяче-ского отношеняя к труду" , "развятяе нашей многогранной культуры , "формирование культуры едяного советского народа - но-вой соцяальной я янтернацяональной общности" , "достяженяе полного благосостояняя я свободного, всестороннего развятяя всех членов общества .
На ясторяческом опыте строятельства ооцяалязма в СССР проверено: какой бы вопрос ня решала Коммунястяческая партяя, он обязательно характеризуетоя не только экономическими, хозяйственными, организационными я политическими аспектами, но я затрагивает проблемы социально-культурной, духовной жизня совет-Программа Коммунястяческой партяя Советского Союза: Новая редакция. Прянята ХХУП съездом КПСС. - М.: Полятяздат,
1985, с.8. о
ХХШ съезд Коммунястяческой партяи Советского Союза. Стено-графическяй отчет, т.II, М., 1966, с.322. 3 Матеряалы ХХІУ съезда КПСС. - М., 1971, с.83. 4 ХХУ съезд Коммунястяческой партяя Советского Союза. Стено- графическяй отчет. Т.І, - М., 1976, с.98. 5 Материалы ХХУІ оъезда КПСС. - М., 1981, с.57.
6 Матеряалы ХХУП съезда КПСС, о.44. ских людей. Яркий пример тому майский (1982 г.) Пленум ЦК КПСС, сосредоточивший свое внимание на обсуждении и принятии "Продовольственной программы СССР на период до 1990 года". В Программе, в решениях Пленума в полном соответствии с принципами марксистско-ленинской теории и на основе обобщения практического опыта, в неразрывной, органической связи с экономическими ставились и задачи социально-политические, социально-культурные, затрагивающие жизненные интересы всех без исключения советских людей. Особо подчеркивалось то, "... что важнейшей задачей партийных, советских, хозяйственных и профсоюзных органов является последовательное проведение в жизнь мероприятий по социальному развитию села, дальнейшему повышению уровня благосостояния, культуры, медицинского и бытового обслуживания сельских жителей .
Вое это обусловливает возрастающее внимание советских ученых к истории и современным процессам культурного развития социалистического общества. Исследование проблем культурного строительства раскрывает важную сторону деятельности Коммунистической партии и Советского государства, местных партийных и советских органов, профсоюзных и общественных организаций, помогает научной разработке общих вопросов истории СССР. Опыт культурного строительства в нашей стране, в ее национальных регионах имеет и международное значение, так как в настоящее время все больше стран и народов, освободившихся из-под гнета империализма, порывают с капитализмом и становятся на путь некапиталистического иди социалистического развития. Для коммунистических, социалистических, демократических и других про- ' її и її і и I —і<*т
Продовольственная программа СССР на период до 1990 года я меры по ее реализации. Материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 г. - М.: Политиздат, 1984, с.57. грессивных партий этих стран в ходе социально-экономических преобразований встает задача культурной революции. Успешному ее решению, безусловно, поможет опыт культурных преобразований в СССР, в его национальных районах.
В решениях и материалах ХХУП съезда КПСС перед советскими обществоведами поставлена задача - значительно повысить идейно-теоретический уровень исследований, улучшить связь научных разработок с практикой коммунистического строительства. "Время ставит вопрос о широком выходе общественных наук на конкретные нужды практики, - подчеркивал в Политическом докладе съезду Михаил Сергеевич Горбачев, - требует, чтобы ученые -обществоведы чутко реагировали на происходящие перемены в жизни, держали в поле зрения новые явления, делали выводы, способные верно ориентировать практику. Жизнеспособны лишь те научные направления, которые идут от практики и возвращаются к ней, обогащенные глубокими обобщениями и дельными рекомендациями.
Актуальность всесторонней научной разработки проблем культурного строительства в СССР обусловлена также обострением идеологической конфронтации в современных условиях, необходимостью усиления борьбы против буржуазной идеологии, которая всячески пытается извратить политику КПСС в области культуры, принизить, а то и вовсе отрицать выдающиеся культурные достижения советских народов, в том числе и народов в прошлом отсталых окраин России.
Большой научный и практический интерес представляет исследование процессов культурного развития советской деревни, деятельности Коммунистической партии и Советского государства по преодолению значительного культурного отставания села от горо- 1 Материалы ХХУП съезда КПСС, с.85.
Изучение этих вопросов на материалах в прошлом отсталых национальных окраин России обогатит исторический опыт осуществления социалистической культурной революция в СССР, ляквяда-ции фактического неравенства народов нашей страны.
Несмотря на актуальность, вопросы история культурного строительства на села, в частностя в чечено-ингушском ауле, изучены недостаточно. Практически отсутствуют специальные работы, посвященные ясследованяю процесса культурного строятель-ства в чечено-янгушском ауле на современном этапе развятяя советского общества.
Есть еще одно обстоятельство, которое повышает янтерес к этой теме. Чечено-Ингутпская АССР относится к числу автономных республяк СССР, где сельское населеняе преобладает над городским. Научный аналяз я обобщеняе процесса культурного развятяя села в таком районе представляет значятеявный практический янтерес. Оня помогут в решеняя сегодняшнях практических, а также лерспектявных задач культурного строятельства на селе. Все это побудяло автора сделать попытку обобщять опыт Чечено-Ингушской АССР в областя культурного строятельства на селе, осветять деятельность партийных, советских я общественных организаций по повышению культурного уровня сельских жятелей республики в один из важных периодов развятяя советского общества.
В настоящем диссертационном ясследованяя, на большом фактическом материале, с позиций марксистско-ленинской методологии рассматриваются вопросы культурного развития села, роста духовного уровня сельских жятелей Чечено-Ингушской АССР в годы восьмой я девятой пятялеток. Чечено-Ингушетия, в прошлом отсталая окраина царской Россяя, превратилась за годы Совет- ской власти в республику с развитой индустрией, крупным механизированным сельским хозяйством, передовой, социалистической по содержанию я национальной по форме, культурой.
Разительные успехи в развитии социалистической культуры народов Чечено-Ингушской АССР, как и всех наций и народностей СССР, достигнуты в годы восьмой я девятой пятилеток (EJ66-1975 гг.). В этот период в республике, как и повсюду в стране, было завершено осуществление всеобщего восьмялетнего я введено всеобщее среднее обученяе детей я молодежя, достигнуты крупные успехи в развития высшего я среднего спепяального образованяя, росте кадров социалистической интеллигенция, науки, получили дальнейший расцвет социалястяческая культура я искусство Чече-но-Ингушетяя. Значятельные прогрессявные перемены проязошля в духовном обляке чеченцев я янгушей.
Характерной особенностью прогрессивных перемен в области культуры в рассматриваемый перяод является дальнейшее, все более ускоряющееся сбляженяе уровня культурного развятяя город-скях я сельскях жятелей. Для такой реопубдякя, как Чечено-Ингушская АССР, - факт особенно большого политического я социально-культурного значеняя.
Научная новизна диссертации состоит прежде всего в том,что она представляет собой по существу первую попытку специального исследования культурно-исторяческях процессов в чечено-ингушском селе в 60-70-е годы. На основе изучения я обобщения большого фактического материала в диссертации показаны общие закономерности роста культуры современного седа, особенности ях проявления в условяях Чечено-Ингушетяя.
В работе обстоятельно рассмотрены вопросы укрепленяя мате-ряадьной базы культуры на селе, развития общеобразовательной я профессионально-технической шкоды, подготовки кадров специа- листов для села, их производственной и общественно-политической работы. В специальном разделе исследования освещены вопросы деятельности сельских культурно-просветительных учреждений, средств массовой информации и пропаганды, показана их роль в повышении культурного уровня сельекого населения.
Историография советской культуры насчитывает ныне огромное число работ, посвященных самым различным ее аспектам, вопросам и хронологически охватывающих практически все важнейшие этапы строительства социализма я его совершенствования. Первым историографом советской культуры, ее основоположником был В.И.Ленин, который научно обосновал законы преемственности культур в историческом процессе, разработал программные требования Коммунистической партии в области культуры. Все важнейшие вод-росы культурного строительства - ликвидация неграмотности населения, школьное образование, культурное и политическое просвещение масс, проблема использования культурного наследия, формирование советской интеллигенции, развитие науки, литературы и искусства - постоянно находились в поле зрения В.И.Ленина. В его докладах, выступлениях, а также в составленных и подписанных им партийных и государственных документах содержатся основополагающие указания по вопросам социалистического культурного строительства, о творческой роли народных масс в развитии культуры. В трудах В.И.Ленина глубоко обоснована необходимость руководства со стороны Коммунистической партия осуществлением культурной революции.
Изучение ленинского идейного наследия вооружает исследователя пониманием закономерностей культурно-исторического процесса. Оно является важнейшей методологической основой для изучения истории культуры.
Ценные указания по вопросам развятяя социалистической культуры в СССР содержатся в трудах, речах руководящих деятелей КПСС и Советского государства,
В исторической литературе значительное внимание уделяется освещению огромного ленинского наследия, дающего ключ к пониманию закономерностей становления и развития социалистической культуры, деятельности КПСС по развитию ленинской теории культурной революции, осуществлению на практике ленинских принципов культурного строительства .
Большое значение для понимания и осмысливания процесса развития социалистической культуры, в том числе и культурного строительства в деревне, имеют труды, посвященные проблемам ее периодизации. Обозначение основных этапов, их характеристика являлись предметом обсуждения на ряде Всесоюзных и регио- 1 Новиков Ю.Е. Ленинское теоретическое наследие по проблеме культурной революции в советской исторической и философской литературе. - Некоторые проблемы научного коммунизма: Ученые записки ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1968, т.364; Карпов Г.Г. Ленин о культурной революции. - Л.: 1970; Горбунов В.В. Ленин и социалистическая культура. Ленинская концепція формирования социалистической культуры. - М., 1972; Ленинская теория культурной революции и современность. - М., 1974; Ешич С.З. Очерки марксистско-ленинской теории культуры. - Минск,1974; Основы марксистско-ленинской теории культуры. - М., 1976; Ленинские принципы культурного строительства я современность. М., 1978; Горбунов В.В. Развитие В.И.Лениным марксистской теории культуры. - Вопросы истории КПСС, 1983, № 12; его же. Ленинская концепция культурной революции (к вопросу о методе исследования). - В кн.: Советская культура. История и современность. - М., 1983 и др. нальных научных конференций, а также на страницах коллективных изданий1.
Значительное число работ посвящено показу роли культуры, возрастанию ее в процессе строительства и совершенствования социализма, в формировании нового человека . Заметное место в отечественной обществоведческой литературе занимают труды до историографии советской культуры. В них дается не только ясто-
Коммунизм я культура. Закономерности формирования и развития новой культуры. - М., 1966; Строительство коммунизма я духовный мир человека. - М., 1966; Культурная революция в СССР I9I7-I965 гг. - М., 1967; Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества. - Свердловск,.1974; Культура развитого социализма: Некоторые вопросы теории я ясторяя. - М.: Наука, 1978; Советская культура. Исторяя я современность. М., Наука, 1983 я др.
Ермаков В.Т. Исторяческяй опыт культурной революцяя в СССР,-М., 1968; Бадлер Э.А. Преемственность в развитии культуры. -М., 1969; Коган Л.Н., Вишневскяй Ю.Р. Очерки теории социаляе-тяческой культуры. - Свердловск, 1974; Арнольдов А.И. Культура развитого социализма. - М.: Политяздат, 1975; он же. Социалистический образ жизни и культура. - М.: Мысль, 1976; "Некоторые вопросы идейно-воспитательной работы среди молодежи Г Сб.науч.трудов, вып. 1,2,3. - М., 1976; Проблемы ком-мунястяческого воспятаняя я социалястяческой культуры. Ма-теряалы Всесоюзной научно-теоретической конференцяя "ХХУ съезд КПСС я развятяе марксистско-ленинской теория". - М.: Политиздат, 1977; Ким М.П. Проблемы развития социалистической культуры (Некоторые теоретические аспекты). - В кн.: Культура развитого социализма. Некоторые вопросы теории я риографический анализ наиболее значительных изданий по проблемам культуры, но и характеристики важнейших закономерностей и этапов культурной революции в СССР1.
Особый интерес представляют я занимают значительный удельный вес исследования, освещающие руководящую роль Коммунистической партии в социалистическом культурном строительстве в СССР. В них с марксистско-ленинских методологических позиций показаны основные направления деятельности КПСС, ее республиканских, краевых, областных отрядов, городских, районных и первичных истории. - М., 1978; Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. - М., 1979; Развитое социалистическое общество: сущность, критерии зрелости, критика ревизионистских концепций. - М., 1979 и др. Ким М.П. Великий Октябрь и культурная революция в СССР. - М., 1967; он же. О сущности культурной революции и этапах ее осуществления в СССР. - В кн.: Культурная революция в СССР. -М., 1967; он же. Коммунизм и культура. - М., 1969; он же.Советская культура как предмет исторического изучения. - Вопросы истории, 1974, № II; Зак Л.М. Культурная революция в СССР (книжное обозрение). - Коммунист, 1967, # 14; на же. Современная советская историография о проблемах национально-культурного строительства. - История СССР, 1971, # 5; Зак Л.М., Лельчук B.C., Погудин В.И. Строительство социализма в СССР. Историографический очерк. - М., 1971; Зак Л.М. Изучение культурной революции в СССР на современном этапе. - История СССР, 1976,Л 2; она же. История изучения советской культуры. - М., 1981 и др. партийных организаций по руководству культурным строительством, совершенствованием духовного потенциала советского общества .
Вопросы истории культурного строительства на селе, в частности по исследуемому нами периоду специально рассмотрены в ряде докторских и кандидатских диссертаций:. Часть их посвящена теме партийного руководства развитием культуры на селе, совершенствования работы сельских культурно-просветительных учреждений, коммунистического воспитания сельских тружеников, роста их культурно-технического уровня. Большей интерес представляют работы, характеризующие роль советского рабочего класса в социалистическом преобразовании быта вельских тружеников, а также сельской интеллигенции в формировании научно-матеряа-
КПСС во главе культурной революции в СССР. - М., 1972; Партия и социалистическая культура. - М., 1972; Степанов S.B. Освещение вопросов культурной революции в СССР в историко-партий* ной литературе. - В кн.: Проблемы историография и иеторяко-ведения истории КПСС, вып.2. - ЛГУ, 1973; Деятельность КПСС по развитию социалистической культуры. Сб.статей под рад. Бараудина B.C., вып.1, 1973; вып.2, 1973; вып.З. - Свердловск, 1976; Куманев В.А., Наумов В.П. Некоторые вопросы изучения ленинской концепция культурной революция. - Вопросы истории КПСС, 1978, Л I; КПСС и культурное преобразование села. - М.; Политиздат, 1981; Манаенков А.И. Деятельность КПСС по повышению культуры седа. - М., 1982; Тюрина А.П. Социально-экономическое развитие советской деревни. 1965-1980. - М.: Мысль, 1982; Из истории партийно-государственного руководства культурным строительством в СССР. Сб. статей. - М., 1983 я др. т лястического, атеистического мировоззрения трудящихся .
Особого внимания заслуживают исследования, в кот-орых обобщается. опыт местных партийных организаций но руководству культурным строительством на селе на современном этане развития социализма. Выполненные на большом фактическом материале,они воссоздают картину разносторонней организдаорекой, политико-воспитательной и идеологической работы партии в деревне, ее руководящей роли в духовном прогрессе сельских тружеников2.
Гайнулян Н.Я. Культура седа в условиях развитого социализма.-М., 1978; Кисель В.П. Роль советского рабочего класса в переустройстве быта села в период развитого социализма. - М., 1979; Манаенков А.И. Партийное руководство культурным развитием села в условиях развитого социализма (1965-1975 гг.). -Краснодар, 1979; Хлебников Е.А. Роль сельской интеллигенции в формировании научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся. - М., 1979; Кудрина Т.А. Культурное развитие деревни РСФСР на этапе зрелого социализма (1965-1980 гг.). - М., 1981 я др.
Кудрина Т.А. Рост культурных потребностей сельского населения РСФСР и их удовлетворение на современном этапе. - М.: АОН, 1970; Пшеничников В.П. Деятельность КПСС ло дальнейшему совершенствованию культурно-просветительной работы среди сельского населеняя. - М.: МГУ, 1970; Трегубов Е.А. Работа Ставропольской краевой парторганизации по дальнейшему развитию культурной революции в селах края в годы семилетки (1959-1965 гг.). - М.: мТПИ имДенина, 1971; Усачев В.П. Развитие социалистической культуры современного оеда в период строительства коммунизма. - М.: МГШ ям.В.И.Ленина, 1972; Аре-пьев И.А. Партийное руководство деятельностью культурно-просветительных учреждений седа по коммунистическому воспитанию
Заметный вклад в научную разработку вопросов истории культурного строительства внесли историки Северного Кавказа. В частности, выполнен ряд обобщающих работ на материалах автономных республик региона, в которых с привлечением разнообразного фактического материала освещены важнейшие вопросы прогресса культуры как на этапах строительства и упрочения социалистического общества, так и в нынешний период развития социализма. Имеются также специальные исследования, посвященные истории развития отдельных составных частей культуры - истории школьного образования и ликвидации неграмотности населения, формированию и развитию социалистической интеллигенции, деятельности культурно-просветительных учреждений, советской печати, радио, телевидения и др. Среди них следует назвать работы М.Х.Гамидо-ва, А.Р.Исмаилова, Г.Ш.Каймаразова, Ш.Г.Магидова, М.Я.Мирзабе-кова (Дагестанская АССР), Г.Х.Мамбетова, Х.М.СабанчиеваД.ИДу- трудящихся (1966-1970 гг.). На материалах Центрального Черноземья. - Волгоградский Государственный педагогический институт, 1975; Качалов Н.Ф. Руководство КПСС культурно-просветительной работой на селе в годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.). На материалах Краснодарского края. - Краснодар: Государственный университет, 1975; Королев В.И. Деятельность КПСС по развитию художественного творчества на селе в период между ХХШ и ХХІУ съездами партии. (На материалах Краснодарского и Ставропольского краев). - Краснодар: Государственный университет, 1977; Маркин О.Я. Совершенствование партийного руководства деятельностью клубных и библиотечных учреждений в период развитого социализма. На материалах партийных организаций Краснодарского края и Ростовской области (1966-1975 гг.). - Ростов н/Ц: Гос.ун-т, 1977 и мн.др. туєва (Кабардино-Балкарская АССР), М.Б.Автохаджяевой,З.К.Джам-булатовой, С.М.Лагутина, Ю.Г.Мсряна, М.У.Умарова (Чечено-Ингушская АССР), Б.А.Цуциева (Северо-Осетянская АССР), Э.А.Швуд-жен (Ростов-на-Дону) я др. 1 Джамбулатова З.К. Культурное строительство в советской Чечено-Ингушетия. - Грозный, 1965; Лагутян С.М. Радяо я телевя-деняе - важнейшие средства ядеологяческой работы КПСС в период семилетки (на материалах автономных республик Северного Кавказа). -Махачкала, 1966; Цуцяев Б. А. Экономика я культура Северной Осетия. - Орджоникидзе, 1967; Каймаразов Г.Ш. Очеркя история культуры народов Дагестана. - М.: Наука, 1971; Хутуев Х.И. Из исторяя культурного строятедьства в Кабарди-но-Балкаряя. - Нальчик: Эльбрус, 1972; Магядов Ш.Г. Деятельность КПСС по осуществленяю культурного строятельства в рее-публяках Северного Кавказа. (Решение проблемы национального языка 1920-1970 гг.). - Махачкала, 1973; Сабанчяев Х.М. Деятельность Кабардино-Балкарской парторганизация по осуществленяю культурной революция. - Нальчяк: Эльбрус, 1973; Гамя-дов М.Х. Руководство Дагестанской парторганизацией раавятялм радиовещания я телевидения (1966-1970 гг.). - Махачкала,1974; Автахаджиева М.Б. Творческие союзы янтеллягенция я развитие культуры Чечено-Ингушской АССР (1957-1977 гг.). - М., 1982; Партийные организация Чечено-Ингушетяя в борьбе зм повышение активности трудящихся в строительстве социализма ж коммунизма. - Сборняк научных статей. - Грозный, 1982; Умаров М.У. По лутя ко всеобщему среднему образованяю. - Грозный, 1982; Мерян Ю.Г. О некоторых направленнях партлйного руководства культурным строятельством в 60-70-а годы. (Из опыта работы Чечено-Ингушской органязация КПСС). - В кн.: Из ясторяя борь-
Специальных работ, посвященных история культурного строительства в чечено-янгушском ауле на этапе развятяя социализма, практически нет. Определенное вняманяе этому.вопросу уделялось авторамя, ясследовавшямя общяе вопросы ясторяя респуб-лякя, в которых нашли отраженяе я вопросы культуры, в том числе я вопросы культурного строятельства на селе. Здесь, прежде всего, можно отметять второй том "Очерков ясторяя Чечено-Ингушской АССР" (I9I7-I970 гг.) (Грозный, 1972), подготовленный коллектявом ясторяков республякя. В "Очерках" содержатся определенные янтересные сведеняя о достяжениях чечено-янгушского народа во всех областях культуры, в том чясле об успехах культурного развятяя села.
Однако "Очеркии содержат ляшь общие сведения по некоторым вопросам интересующей нас темы. Кроме того, изложение материала в нях ограничивается началом 70-х годов.
Близкое отношение к исследуемому вопросу ямеет княга бы за власть Советов я соцяалястяческях преобразований в Чечено-Ингушетии. - Грозный, 1983; Шеуцжен Э.А. Советская историография национально-культурного строятельства на Северном Кавказе. - Ростов нД: Изд-во Рост.ун-та, 1983; В дружной семье равноправных народов. - Грозный, 1984; Вопросы культурного строительства в советской Кабардино-Балкарии. - Нальчик, 1984; Исмаялов А.Р. Культурная революция в Дагестане: Исторический опыт я современные проблемы. Учебное пособие к спецкурсу. -Ростов нД, 1984; Мамбетов Г.Х., Хутуев Х.И. Братская помощь русского я другях народов СССР в развятяя культуры Кабардяно-Балкаряя. - Нальчяк, 1984; Мярзабеков М.Я. Культурное строительство на селе в 1959-1970 гг. (по материалам Дагестанской
АССР). - Ростов нД: Рост. гос. ун-т ям.М.А.Суслова, 1984; Развитой ооцналязм:культура и личность.-Грозный,1984 я др.
М.У.Умарова "По дутя ко всеобщему среднему образованяю", в которой с прявлеченяем большого фактяческого матеряада освещены, в чаотностя, основные этапы развятяя народного образованяя Чечено-Ингушетия в 60-70-х годах1. Автор характеризует процесс подготовка предпосылок я ход осуществденяя всеобщего,среднего обученяя детей я молодежи в Чечено-Ингушской АССР, укрепаеняя учебно-матеряальной базы общеобразовательной школы, подготовкя я повышения квалификации учительских кадров, совершенствования учебно-воспятательной работы в школа, трудового обученяя я профессиональной ориентации школьников.
Определенное внямание в работе уделяется деятельностя сельской общеобразовательной школы Чечено-Ингушетяя в ясследуе-мый намя перяод. В частностя, в ней говорятся о росте сети сельских средних общеобразовательных шкод, ях материальной базе, работе педагогических коллективов по вовлечению сельских школьников в общественно-проязводятельный труд, о мероприятиях, имевших целью повышеняе уровня учебной я воспитательной работы в школе.
Вместе с тем, книга не воссоздает цельной картины развития общего образованяя в чечено-янгушском селе в перяод совершенст-вованяя социализма. Материал о работе сельских школ республики, приводимый в общем контексте» носят преимущественно иллюстративный характер я не позволяет соотавять полного предотавленяя
0 процессе осуществления всеобщего обученяя детей я молодежи на селе, деятельности сельской общеобразовательной школы. Фрагментарно изложены в работе вопросы подготовки учителей для сельских школ, лишь вскользь говорится о помощи РСФСР, братских республик и областей страны в подготовке педагогических кадров, комплектовании имя сельских школ Чечено-Ингушетии, 1 См.: Умаров М.У. Указ.раб., С.50-Ю9.
Интересные факты о партийном руководстве культурным строительством в республике содержит статья Ю.Г.Меряна "О некоторых направлениях партийного руководства культурным строительством в 60-70-е годы (Из опыта работы Чечено-Ингушской организации КПСС)1. В ней в частности, уделяется значительное внимание вопросам деятельности партийных организаций по подготовке и воспитанию учительских кадров, совершенствованию работы школ, культурно-просветительных учреждений, художественной интеллигенции,
Однако в статье не делаются акценты на деятельность партийных организаций по повышению культуры села, совершенствованию работы сельских учреждений культуры, вопросы развития просвещения, здравоохранения, улучшения условий труда и быта сельской интеллигенции.
Значительный интерес для исследователя истории чечено-ингушской школы представляет работа Р.Н.Тимошенко "Партийная ор-ганязация и шкода , в которой освещены вопросы партійного руководства общеобразовательной школой республики. В ней определенное внимание уделяется показу деятельности партийных организаций по развитию народного образования на селе, воспитанию сельских школьников на революционных, трудовых и боевых традициях советского.народа.
В работах обществоведов значительное внимание уделялось, уделяется и поныне, вопросам преодоления пережитков прошлого в сознании сельского населения, полного фактического раскрепощения женщян-горянок. Так, в статье И.И.Попова "Влияние роста образовательного уровня населения Северного Кавказа на преодоление религиозных пережитков" (по материалам Всесоюзных перепя- 1 Мерян Ю.Г. Указ.работа, с.155-172.
Тямошенко Р.Н. Партяйная органязация и школа. Грозный, 1976.
23 сей населения 1959 и 1970 гг.)^отмечается, например, быстрый рост уровня образования женского населения республики в 60-х годах, ускорение вовлечения женщин, оканчивающих учебные заведения, в активную производственную и общественно-политическую жизнь.
В статье М.Б.Автохаджиевой "Развитие культуры Чечено-Ингушской АССР в условиях развитого социализма (конец 50-х - 70-х годов)"2, написанной в историко-партийном аспекте, показаны наиболее значимые достижения в развитии культуры республики в указанный период, в частности в области народного образования, деятельности культурно-просветительных учреждений. В ней приводятся интересные данные о развитии народного самодеятельного творчества, в том числе и на селе.
Несколько работ посвящено деятельности местных Советов по подъему культуры села, коммунистическому воспитанию населения, повышению трудовой и общественно-политической активности СвЛЬ-ских жителей, борьбе с пережитками прошлого . Наиболее близка
Великий Октябрь и передовая Россия в исторических судьбах народов Северного Кавказа (ХУІ-70-е годы XX в.); Материалы Всероссийской научной конференции, 2-3 октября 1979 г., - Грозный, 1982, с.233-236.
Автохаджиева М.Б. Развитие культуры Чечено-Ингушской АССР в условиях развитого социализма (конец 50-х-70-е годы) .'Вестник Московского университета. Серия истории, 1981, Л 5, -с.76-80. . Арутюнов А.А. Местные Советы и культуры села на современном этапе. -Грозный, 1975; Киндаров А.Г. Роль сельских Советов в коммунистическом воспитании населения. (Из опыта работы сельских Советов Чечено-Ингушетии). -Грозный, 1970. к интересующей нас теме работа А.А.Арутюнова, в которой автор, с привлечением большого количества документальных и цифровых данных, показывает руководство местных Советов культурным строительством на селе, в частности деятельностью сельских культурно-просветительных учреждений.
В работе А.Г.Киндарова обобщается опыт сельских Советов ЧИАССР по атеистическому я интернациональному воспитанию тружеников села, борьбе о пережитками, внедрения в быт новых обрядов и традиций, интернациональные браки, комсомольские свадьбы, братские встречи жителей чвчено-ингушетии с трудящимися соседних республик и т.п.
Определенный интерес для нао представляет исследование М.М.Беляева , в котором рассмотрены пути преодоления существенных различий между городом и деревней. Материал, приводимый автором, ценен тем, что развитие тех или иных сторон жизни, в том числе и культурной, рассматривается на общем фоне прогресса братских республик Северного Кавказа. К сожалению, работа хронологически охватывает лишь начало исследуемого нами периода.
Некоторый материал по интересующей нас теме содержат журнальные и газетные статьи, а также доклады и выступления руководящих работников партийных и советских органов,министерств, ведомств, общественных и хозяйственных организаций республики. В них, наряду с констатацией достигнутых результатов, акцентируется внимание на проблемах и задачах, которые предстоят решить в области культурного строительства на селе, роста духов-
Беляев М.М. Некоторые проблемы преодоления противоположности и существенных различий между городом и деревней. (На материалах Северного Кавказа). - Грозный, 1972. ного уровня сельских тружеников.
Ценный фактический материал по теме нашего исследования содержат центральные и местные документальные и статистические публикации1. По ним можно проследить динамику роста расходов на культурное строительство на селе, укрепление материальной базы сельских школ, культурно-просветительных учреждений, насыщение села квалифицированными кадрами, повышение уровня образования сельского населения, его культурно-эстетических запросов и т.д.
Ряд данных цифрового и статистического характера о количественном и качественном составе, руководящих органах, первичных организациях, трудовых делах, идейно-политической работе областной партийной я комсомольской организаций был взят нами
СССР в цифрах в 1981 г. Краткий стат.сб. - М.: Финансы я статистика, 1982; Народное хозяйство СССР, 1922-1982. Юбилейный стат.ежегодник ЦСУ СССР. - М.: Финансы и статистика, 1982; Чечено-Ингушская АССР за 50 лет: Стат.сб. - Грозный, 1967; Чечено-Ингушская АССР за годы одиннадцатой пятилетки. Стат.об. - Грозный, 1986 и др. Народное хозяйство Чечено-Ингушской АССР за I966-I97D годы. Стат.сб. - Грозный, 1971; 50 лет автономии Чечено-Ингушетии. Стат.сб. - Грозный, 1972; Народное хозяйство Чечено-Ингушской АССР за І97І-І975 годы. Стат.об. - Грозный, 1976; Чечено-Ингушская АССР за 60 лет Советской власти. Стат.сб. - Грозный, 1977; Чечено-Ингушская АССР за годы десятой пятилетки. Стат. сб. - Грозный, 1981; 60 лет Чечено-Ингушской АССР. Стат.сб. - Грозный, 1982. из соответственных тематических сборников обкома КПСС и ВЛКСМ.*
Богатый фактический матерная, характеризующий развитие культуры, повышение творческой и общественно-политической активности сельских тружеников извлечен из сборников документов и материалов "Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь I94I-I980 гг.)2. в него вошли документы партийно-советских органов, профсоюзных и комсомольских организаций, учреждений и предприятий республики.
Важнейшей источниковой базой исследования служили материалы архивов. В Центральном Государственном архиве Чечено-Ингушской АССР нами извлечены и использованы в диссертация материалы 7 фондов. Материалы фонда Президиума Верховного Совета ЧИАССР (Р-235) дают возможность исследователю составить цельную картину роли Советов, их исполкомов в улучшении работы учреждений народного образования, культуры и искусства, подготовки, расотановки и воспитания кадров сельской интеллигенции. В сочетании с материалами других фондов они позволяют осветить вопросы совершенствования работы сельских школ, культурно-просветительных учреждений, органов массовой информации по подъему культуры села.
Богатый фактический материал, характеризующий структуру я рост расходов на социально-культурное развитие села, планирование, развитие и размещение сети школ, дошкольных учреждений, а
Боевой отряд ленинской партии. Чечено-Ингушская партийная организация в цифрах. Ответ.ред.М.О.Бузуртанов. - Грозный,Чечено-Ингушская областная комсомольская организация: Цифры я факты. 1920-1984 гг. - Грозный, 1985.
2 Культурное строительство в Чечено-Ингушетия (июнь I94I-I980 гг.): Сбор.док-ов и мат-ов. - Грозный, 1985. также учреждений культуры содержит фонд Совета Министров ЧИАССР (Р-238) и текущий архив Министерства финансов ЧИАССР. Фонд высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти республики позволяет проследить деятельность Совета Министров ЧИАССР по обеспечению руководства народным хозяйством я социально-культурным строительством, по разработке и осуществлению мер улучшения благосостояния и повышения культурного уровня жителей Чечено-Ингушетии.
Источниковедческую базу исследования составили также фонды Управления трудовых резервов (Р-446), Министерства просвещения (Р-873), института усовершенствования учителей (Р-874),Министерства культуры (Р-Ш2) республики, комитета по телевидению и радиовещанию Чечено-Ингушской АССР (P-III9). Нами использованы материалы текущих архивов Црегидиума Верховного Совета и Совета Министров ЧИАССР, ряда республиканских министерств и ведомств.
Разнообразный фактический материал по интересующей нас теме опубликован в центральной и местной периодической печати. Из публикаций периодической печати нами использованы в диссертации официальные решения партийных, советских и общественных организаций и их органов по вопросам развития культуры на селе, фактические данные о достижениях в культурном строительстве, материалы, характеризующие трудности и проблемы в этой области. Особенно большой материал о культурном строительстве в чечено-ингушском селе нами использован из газеты "Грозненский рабочий" - органа Чечено-Ингушского обкома КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров Чечено-Ингушской АССР, "Блокнота агитатора" - отдела пропаганды и агитации Чечено-Ингушского обкома КПСС.