Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этносоциальная адаптация прибалтийских национальных групп в Сибири : 1920-1940 гг. Лоткин Илья Викторович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лоткин Илья Викторович. Этносоциальная адаптация прибалтийских национальных групп в Сибири : 1920-1940 гг. : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.02 / Лоткин Илья Викторович; [Место защиты: Кемеров. гос. ун-т].- Кемерово, 2007.- 64 с.: ил. РГБ ОД, 9 07-2/4152

Введение к работе

Актуальность исследуемой темы Крупные перемены, происходящие во всех областях общественной жизни страны в последние десятилетия, заставляют вновь обратиться к истории советского прошлого, его проблемам и достижениям Очевидно, что без исследования явлений и процессов предыдущих исторических периодов невозможно правильно оценить причины многих перемен в общественной жизни страны Одной из самых актуальных проблем является изучение этнической истории А поскольку этническая история любого народа имеет, кроме географического и временного, еще и социальное измерение, то мы можем говорить об этносоциальной истории

В настоящее время межнациональные отношения на постсоветском пространстве резко обострились Межгосударственные отношения между Россией и странами Балтии также омрачаются взаимными обвинениями и претензиями, корни которых зачастую уходят в историческое прошлое В этих условиях формированию полноценной модели взаимоотношений между народами и национальными группами как стран Балтии, так и России может служить опыт двухвекового мирного существования, экономического и культурного развития выходцев из Прибалтики в Сибири и их взаимоотношений с другими этносами нашего региона

Позитивные и негативные аспекты этносоциальной адаптации ггрибал-тийских национальных групп в Сибири могут быть использованы при разработке национальной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях

Степень изученности темы В историко-этнографической литературе проблемы истории и этносоциального развития различных групп латышей и эстонцев, живущих за пределами основной территории расселения своих этносов, получили определенное освещение

О лютеранских колониях на р Оми и в Минусинской котловине в 1860-1890 гг писали В Гаупт, НМ Ядринцев, Н Лассман, появитись публикации в периодической печати

Сведения о прибалтийских поселенцах, содержащиеся в этих работах, носят крайне противоречивый характер Так, по мнению Н Лассмана и Н Ядрин-цева, прибалтийские колонисты питали отвращение к честному труду Идеолог сибирского областничества Н Ядринцев назвал лютеранские колонии на Оми «пандемониумом несчастий и преступлений» Приводимые им сведения о быте латышских и эстонских колонистов зачастую носят неправдоподобный, а иногда и гротескный характер Например, он обвинил латышей в ограблении омского почтамта в 1877 г Безусловно, Н Ядринцев выражал интересы зажиточного сибирского крестьянства, которое со страхом и ненавистью относилось к «инородцам без креста» Однако нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что жители лютеранских колоний были административными ссыльными, и среди них действительно было немало лиц, склонных к правонарушениям

Газета «Народное богатство», наоборот, писала, что эстонские колонисты в деревне Ревель трудились охотно и прилежно Вероятно, автор заметки имел в виду все-таки не ссыльных, переселившихся в Омскую колонию из д Рыжко-во, а сосланных в Сибирь участников восстания в Махтра в 1858 г , которые, в отличие от административных ссыльных, действительно отличались трудолюбием

Основным недостатком вышеупомянутых публикаций является то, что они носят отрывочный и чисто описательный характер

На рубеже ХІХ-ХХ вв в связи с ростом добровольного переселения жителей Прибалтики во внутренние районы России в Прибалтийском крае усилился интерес к своим соотечественникам, покинувшим родину В 1900 г в Тарту вышла работа кистера Й Меомуттеля , где он попытался обобщить све-

1 Гаупт В Колония ссыльных лютеранского исповедания в Шушенской волости Минусинского округа // Рус
ское географическое общество Записки Сибирского отдела Иркутск, 1864 № 7 С 16-31, Он оке Состояние
колоний ссыльных лютеранского исповедания в Шушенской волости Минусинского округа 1850-1865 гг //
Вторая памятная книга Енисейской губернии ка 1865 и 1866 гг СПб 1865 С 58-78, Ядринцев НМ Рига, Ре
вель, Нарва и Гельсингфорс в Сибири // Неделя 1878 А« 3, Лассман И Минусинский округ - сибирская Италия
//Прибалтийский листок 1895 № 1, Народное богатство 1863 №269, Сибирские ведомости 1863 №187

2 Meomutlel J Eesti asumkud laiahses Vene rugis Esimene katse sonumld koikide Eestl asunduste ule tuua Jurjevis
(Tartus), 1900 61 Ik

дения об эстонских колониях в России, а также о состоянии школьного и религиозного воспитания в этих колоїіиях Всего в труде Й Меомуттеля упомянуто 125 эстонских поселений в России Это первое репрезентативное описание прибалтийских колоний в Российской империи

Значительное внимание уделялось также переселенцам, прибывшим в Сибирь из Латвии В 1909 г в газете «Dryva» («Нива»), выходившей в Санкт-Петербурге на латгальском языке, появилась статья К Скринды «Где живут латыши, которые выехали в Сибирь»3, в которой автор указывает на бедственное положение латгальских крестьян, оказавшихся в Сибири В 1912 - 1913 гг публикуется цикл статей М Скуйниека по иммиграции и эмиграции в Латвии со времен Ивана Грозного до начала XX в , включая переселение латышей и латгальцев в Сибирь4 М Скуйнкекс приводит данные о численности некоторых латышских колоний в Сибири

В 1918 г в Тарту вышла монография пастора А Ниголя, где автор дал характеристику всем эстонским колониям в России В его работе упомянуты 3 47 эстонских поселений, и в отличие от своих предшественников, он также перечисляет города, где осели переселенцы из Эстонии5 В монографии приводятся интересные сведения о природных и климатических особенностях регионов, в которых оказались выходцы из Эстонии, о хозяйственных занятиях и культурной жизни переселенцев Основной вывод А Ниголя, который впоследствии повторили большинство эстонских исследователей, заключается в том, что сохранение традиционной культуры той или иной этнической группы определяется ее величиной, географической компактностью и изолированностью от Других групп

Монография А Ниголя (выпущенная в 1918 г, она базируется на материалах, собранных до революции), таким образом, венчает дореволюционный период исследования прибалтийских колоний в Сибири Несмотря на определенную отрывочность, исследования этого периода в целом позволяют проследить общую картину переселения латышей, эстонцев и финнов в Сибирь

3 Skrinda К. Kur dzivoja latvieSi, kas aizbrauce uz SibTn// Dryva 1909 Nr 27-35

' Skujnieb M lecelosana un izce]o?ana Latvija II Domas 1912 № 6 611-615 Ipp,1913 №7 768-777 lpp

5 Nigol Л Eestl asundusedja asupajgad Venemaal Tartus, 1918

В январе 1923 г в журнале «Жизнь национальностей» был опубликован ряд научно-публицистических статей, посвященных истории, культуре и быту народов СССР Авторы публикаций достаточно подробно осветили проблемы культурного развития этнических групп советских латышей, латгальцев, эстонцев и литовцев6

В конце 1920-х - начале 1930-х годов в СССР издаются несколько работ прибалтийских авторов по проблемам этнической истории латышей и эстонцев в России К ним, в первую очередь, относятся две монографии К Шкилтера, посвященные истории формирования латышских колоний в России, а также участию латышских поселенцев в Гражданской войне7

Особый интерес представляет работа «Latkolonyu vesture» («История латышских колоний»), где приводится список всех латышских и латгальских поселений в Сибири и существовавших в них культурно просветительных учреждений8

В 1932 г Я Баллод и А Эйсулъ опубликовали в «Сибирской Советской энциклопедии» статьи о латышах и латгальцах Сибири9 В работе Я Баллода значительное внимание уделяется социальному расслоению среди латышского крестьянства в Сибири и участию латышей в Гражданской войне В статье А Эйсуля наиболее ценными нам представляются сведения о хозяйстве и традиционной культуре латгальцев в Сибири Так, например, он писал о широком распространении знахарства у этой национальной группы

В этом же году в журнале «Просвещение национальностей» вышла статья А Бруцера «Культработа среди латышей» , в которой автор уделил большое внимание состоянию народного просвещения и культурного строительства у латышей и латгальцев в СССР в конце 1920-х - начале 1930-х гг По мнению А Бруцера, маленькая смешанная однокомплектная школа в тот период уже была

6 Мазудре Культурные достижения латышей РСФСР//Жизнь национальностей Книга первая Январь, 1923 С 207-209, Путан А С Латгальцы и Октябрьская Революция // Жизнь национальностей Книга первая Январь, 1923 С 209-212, Аллерман С Эстонцы за 5 лет Октябрьской революции // Жизнь национальностей Книга первая Январь, 1923 С 212-216, Мицкеви^-Капсукас В Литовцы за 5 лет Октябрьской революции // Жизнь национальностей Книга первая Январь, 1923 -С 220-227

7Shllers К Latkolonyjuvesture М, 1928, ShltersК PilsonukarS un latvju kolonisti 1917 -1921 gg Mrnska, 1931 ' Shllers К Latkolonyu vesture 133-137 lpp ,

9 Баллод Я Латыши II Сибирская Советская энциклопедия М , 1932 Т 3 С 26-28, Эйсулъ А Латгальцы // Сибирская Советская энциклопедия Till М, 1932 С25-26 "БруцерА Культработа среди латышей // Просвещение национальностей 1932 № 2-3 С 57-64

не в состоянии справиться с задачами в области коммунистического воспитания и политехнизации и для латышского населения необходимо было организовать районные школы с общежитиями, интернатами, рабочими комнатами и мастерскими

Изучением экономики, быта и культуры эстонцев в СССР занималось созданное в 1925 г Эстонское научное общество Председателем правления этого общества был избран Я Анвельт На заседании 10 января 1932 г аспирант Э Паклар представил рукопись монографии «Поселения эстонцев в СССР» Впоследствии Э Паклар продолжал работать над этой темой, однако в конце 1930-х годов он и его научный руководитель, профессор X Пегельман, были репрессированы Рукопись и архив автора до сих пор не обнаружены Из исследований Э Паклара опубликованы только сведения о численности эстонских поселений (498) и крестьянских хозяйств (22265) накануне коллективизации12

Интересный фактический материал о жизни латышских и эстонских поселенцев в Сибири в 1920-1930-е гг регулярно появлялся на страницах латышской газеты «SibTnjas Cirm» («Борьба Сибири»), эстонских «Siben Tooline» («Сибирский рабочий»), «Siben Teataja» («Сибирский вестник»), «Kommunaar» («Коммунар») и др , а также латгальской «Taisneiba» («Правда») Отметим еще, что прибалтийская пресса в Сибири не только публиковала интересный материал о жизни эстонских, латышских и латгальских колонистов, но и создавала для этих национальных групп единое информационное пространство Именно благодаря прессе выходцы из Прибалтики знали о своих соотечественниках, живущих в других районах как Сибири, так и Советского Союза в целом

Интерес к своим соотечественникам в Сибири проявили также историки Латвийской республики Результаты их исследований по этому вопросу были опубликованы в многотомном издании «Latviesu konversacijas vardnica» в 1933 и 1939 гг 13 В данных статьях приведены подробные сведения по расселению и численности латышей в различных регионах России, в том числе и в Сибири,

11 Там же С 59

"МаамягиВ Эстонцы в СССР 1917-1940 гг М.1990 С5

13 Kolomjas latviesu II Latviesu konversacijas vardnica R, 1933 , Rdkova II Latviesu konversacijas vardnica R,

при этом в статье «Kolonijas latviesu» («Латышские колонии») приведен полный перечень латышских поселений Российской империи за пределами Латвии, что делает данную статью ценным историческим источником, не утратившим своей актуальности и по сей день

В конце 1930-х гг по Сибири прокатилась волна репрессий, были закрыты латышские и эстонские школы, ликвидированы газеты и журналы, и следующие публикации о сибирских латышах и эстонцах появились только четверть века спустя

В 1964 г в газете «Омская правда» была напечатана статья А Д Колесникова «Как тебя звать, деревня'?», где упоминается о прибалтийских поселениях в Омской области, а в 1966 г появилась его статья «О национальном составе населения Омской области»14

В 1967 г появилось несколько публикаций, посвященных сибирским латышам и эстонцам О культурном подъеме в сибирской деревне в 1920-1930-х годах рассказывает статья В Грюнберга «Об одной сибирской эстонской газете», опубликованная в журнале «Коммунист Эстонии»15 Автор анализирует структуру и содержание газеты «Siben Toolme» («Сибирский рабочий») и ее роль в хозяйственном и культурном просвещении эстонских колонистов

Период нэпа в прибалтийской сибирской деревне исследовал Л В Малиновский в работе «Сельское хозяйство западных национальных меньшинств в Сибири (1919-1928 гг )»16 По его мнению, к моменту коллективизации у сибирских латышей и эстонцев сложилось развитое хуторское хозяйство капиталистического типа, хотя говорить о «развитом хозяйстве капиталистического типа» у сибирских латышей и эстонцев вряд ли правомерно, поскольку такое хозяйство обычно характеризуется повсеместным применением наемной рабочей силы, а применение труда батраков в хозяйстве латышских и эстонских колонистов в 1920-х гг было ограничено

14 Колесников А Д Как тебя звать, деревня' // Омская правда 1964 28 января, Он же. О национальном составе населения Омской области // Материалы к третьему науч совещанию географов Сибири и Дальнего Востока Омск, 1966 Вып II С 88-104

кГрюнбергВ Об одной сибирской эстонской газете//Коммунист Эстонии 1967 №4 С44-51 " Малиновский Л В Сельское хозяйство западных национальных меньшинств в Сибири (1919-1928 гг) // Вопросы историй Сибири Томск, 1967 Вып 3 С 202-213

Особое значение имеет кандидатская диссертация Дз Виксны «Латышская советская культура в Советском Союзе в 20-30-х годах»17 Правда, материалы о культуре сибирских латышей, представленные в этой работе, немногочисленны и отрывочны, но зато даются исчерпывающие сведения о структуре и функционировании латышских культурно-просветительных организаций в СССР в 1920-1930-х гг Серьезное внимание в этой работе уделено распространению латышско-русского двуязычия в этот период Наверное, впервые в советской исторической литературе автор упоминает об уничтожении значительной части латышских культурных кадров в конце 1930-х гг в результате сталинских репрессий

В 1970-х гг резко возрос интерес к деятельности латышских и эстонских партийных и комсомольских организаций в России в годы Гражданской войны и восстановительного периода Эти вопросы освещены в диссертации Л А Го-лишевой, а также в работах В А Демидова, А Бейки и В Раевского18 В монографии В Раевского наиболее примечательны материалы по оптации латышского гражданства и реэмиграции латышей на этническую родину в начале 1920-х гг

В 1977 г. вышла в свет монография В Маамяги «Эстонские поселения в СССР (1917-1940 гг)», где значительное место уделено хозяйственному, партийному и культурному строительству в сибирской эстонской деревне На эстонском языке эта монография вышла в 1980 г под названием «Строя новую жизнь Эстонское национальное меньшинство в Советском Союзе (1917-1940)»19 В 1990 г автор выпустил второе издание своего труда, куда включил также материалы по традиционной культуре эстонских поселенцев в СССР и сталинским репрессиям конца 1930-х гг 20

17 ВикснаД Латышская советская куїьтура в Советском Союзе в 20 - 30-х годах Автореф дисс канд ист наук Рига, 1967

аГолишеваЛЛ Национальные отделы в Сибири и их деятетьность (чонец 1919-1923 гг) Автореф дисс канд ист каук Томск, 1970, Демидов В А Октябрь и национальный вопрос в Сибири Новосибирск, 1973, Он же Октябрь и национальный вопрос в Сибири (1917-1922 гг) Изд 2 Новосибирск, 1983, Бейка А Латышские секции РКП(б) и РКСМ в Сибири (конец 1919-1922 гг) Автореф дисс канд ист наук Рига, 1973, Он же С коммунистами на переднем крае // Коммунист Советской Латвии 1973 № 3 С 79-81 и др

19 Маамяги В Эстонские поселенцы в СССР (1917-1940 гг) Таллин, 1977, V Uut elu ehitamas Eesti
vahemusrahvus NSV Liidus (1917-1940) Tallinn Eesti raamat, 1980

20 Маамяги В Эстонцы в СССР 1917-1940 гг М.1990

В первой половине 1980-х годов ученые Латвии уделяли немало внимания переселенческому движению в Латвии, в том числе и в Сибирь21, а также процессам, происходившим в латышских колониях в России в годы нэпа22 В частности, Я Беберс в своей статье указывает на высокую степень социального расслоения латышской деревни 1920-х гг, полемизируя с идеологами латышского кулачества, говоривших о «братском единстве» всех латышей

В 1987 г в Риге вышла монография латышского историка А Спреслиса «Латышские красногвардейцы в борьбе за Советскую власть (1917-1918 гг )»23, в которой немалое место уделено участию латышских переселенцев в Гражданской войне в Сибири

Исследование сибирских эстонцев во второй половине 1980-х гг неразрывно связано с работами таллиннского лингвиста Ю Вийкберга24 На огромном фактическом материале он исследовал языковые контакты сибирских эстонцев с русскими, финнами и другими народами и этническими группами, а также выявил факторы, способствовавшие сохранению или утрате ими национального языка Можно согласиться с Ю Вийкбергом в том, что лексическое вторжение русских слов и выражений в эстонский язык буквально во всех сферах общественной жизни было следствием эстонско-русских культурных контактов, особенно расширившихся после коллективизации в сибирской эстонской деревне Впоследствии лексические заимствования привели к фонетическим и синтаксическим изменениям в эстонском языке

В 1992 г выпускник географического факультета Тартуского университета X Кулу опубликовал свою дипломную работу «Eestlased maailmas Ulevaade arvukusest ja paiknemisest» («Эстонцы в мире Обзор численности и расселе-

21 Муравская Е И Организация ходачества прибалтийских поморов в конце 90-х годов XIX в // Вопросы аг
рарной истории Прибалтики Рига, 1982 С 136-156, Она оке Прибалтийские крестьяне-рыбаки в переселенче
ском движении на рубеже Х1Х-ХХ вв //Вогросы аграрной истории Латвии Рига, 1984 С 55-78, Она оке Ми
грация прибалтийского крестьянства во второй потовине XIX - начале XX вв Рига, 19S6

22 Беберс Я Расслоение латышского крестьянства накануне коллективизации (1925-1928 гг) // Вопросы аграр
ной истории Прибалтики Рига, 1982 С 174-181

22SpresIisA Latvielusarkangvardi сціа par p2domjuvara 1917- 1918 gada Riga, 1987

24 Вийкберг Ю Эстонские языковые островки в Сибири (Возникновение, изменения, контакты ) АН Эстон ССР Отд-ние обществ наук Таллин, 1986, Он оке Смена языка — «против» и «за» (на примере сибирских эстонцев) // Материалы тестой республик науч. конф молод лингвистов Ереван, 1988 С 164-165, Он оке Сибирские эстонцы и языковая полигика // Билингвизм и диглоссия Конференция молодых ученых М , 1989 С 13-14, Он -же Эстонские языковые островки в Сибири (возникновение, развитие, контакты) Автореф дисс канд филолог наук Тарту, 1989, Вийкберг Ю, Раннут М Исторический аспект статуса языка (на материале эстонского языка) АН Эстон ССР Отд-ние обществ наук Таллин, 1988 и др

ния»), в которой представил скрупулезный этнодемографический анализ состояния эстонских эмигрантов в России, Швеции, США, Канаде, Австралии и других странах При этом автор не ограничился исследованием динамики этно-демографических процессов, а в разделе «Mis saab edasi7» («Что дальше7») попытался дать прогноз дальнейшего развития национальных групп эстонцев за пределами этнической родины По мнению X Кулу, в ближайшем будущем быстрыми темпами пойдет процесс утраты национального языка, на котором будут говорить лишь представители старшего поколения, и последующей за этим этнической ассимиляции эстонцев за рубежом Основными причинами этого процесса являются не только давление иноэтничного окружения, но и переселение эстонской молодежи в город, где ассимиляционные процессы идут быстрее25

1994 год был ознаменован прорывом в изучении балтийских национальных групп Сибири В этом году новосибирский исследователь М Н Колоткин, ранее изучавший деятельность эстонских и латышских секций партии большевиков в Сибири в 1920-х - 1930-х гг, выпустил две монографии26 Особенно интересна работа автора «Балтийская диаспора в Сибири Опыт исторического анализа 20-30-х годов», в которой М Н Колоткин, используя материалы государственных и партийных архивов Сибири, а также русскоязычную прессу рассматриваемого периода, проанализировал политическое, экономическое и культурное развитие балтийских колоний в Сибири вплоть до конца 1930-х гт

Исследованием современных этнических процессов у сибирских латышей и эстонцев начиная со второй половины 1980-х гг занимался омский этнограф ИВ Лоткин В 1996 г он выпустил монографию «Современные этнические процессы у латышей и эстонцев Западной Сибири»28 На материале, собранном среди данных национальных групп в Омской, Томской, Новосибирской и Кемеровской областях, были выявлены изменения в этническом самосознании, языке, а также материальной и духовной культуре сибирских латышей и эстонцев

25 Киїи Н Eestlased maailmas Olevaade arvukusestja paiknemisest Tartu, 1992 1421k

26 Колоткин MH Балтийская диаспора Сибири Опыт исторического анализа Новосибирск, 1994, Он же Лат
гальские поселенііьі в Сибири Новосибирск, 1994

28 Лоткин И В Современные этнические процессы у латышей и эстонцев Западной Сибири М , 1996

В том же году в Институте этнологии и антропологии РАН вышла работа О В Курило «Очерки по истории лютеран в России (XVI-XX вв )»29

Большая часть этой монографии посвящена истории немецких лютеранских колоний, но в нескольких главах автор описывает финские, шведские, ин-германландские, латышские и эстонские колонии

Опираясь на широкий круг источников (в основном на русском и немецком языках), О В Курило очень подробно анализирует историю лютеранских общин в России Однако серьезным недостатком данной монографии, на наш взгляд, является серьезное преувеличение религиозного фактора в жизни прибалтийских колонистов

В 2001 г была напечатана работа новосибирского исследователя АЮ Майничевой «Эстонцы в верхнем Приобье в конце ХГХ - первой трети XX вв особенности поселений и домостроения» Полевые работы автора позволили в какой-то мере восполнить имеющийся пробел и проследить особенности культуры жизнеобеспечения эстонцев в Сибири на примере формирования поселений и домостроения

Самым важным событием 2002 г в изучении традиционной культуры сибирских лагышей стала защита в Новосибирске кандидатской диссертации омского этнографа А Б Свитнева «Поселения и усадьбы латышей и латгальцев Западной Сибири (конец XIX - XX вв )»

А Свитнев установил, что к началу XX в в Западно - Сибирском регионе у латышей и латгальцев сложилось четыре основных типа планировки усадеб 1) замкнутая прямоугольная усадьба со службами, расположенными по периметру двора (П-образная), 2) Г-образная, 3) трехрядная, 4) свободная застройка двора В своей вариативности они представляли сооружения а) с крытым двором, б) с открытым двором При исследовании звеньев, образующих застройку двора, установлено, что до сегодняшнего дня латышский и латгальский дворы делятся на «чистый двор» (seta, sete) и «хозяйственный двор» (lopa laiders)32

29 Курило О В Очерки по истории лютеран в России (XVI-XX вв ) М , 1996

30 Майничева А Ю Эстонцы в верхнем Приобье в конце XIX - первой трети XX вв особенности поселений и
домостроения // Этнография Алтая и сопредельных территорий Материалы науч -практ конф Вып4 Барнаул,
2001 С 80-83

" Свитнев А Б Посетсния и усадьбы латышей и латгальцев Западной Сибири (конец XIX - XX в) Дисс

канд ист наук Омск, 2002 " Свитнев А Б Поселения и усадьбы латышей и латгальцев Западной Сибири С 155

В 2004 г в Новосибирске была написана, хотя и не защищена докторская диссертация ДГ Коровушкина «Этнокультурная адаптация поздних переселенцев в Западной Сибири (конец XIX - первая четверть XX вв)», где автор на большом фактическом материале исследовал основные закономерности этноязыковых и этнокультурных процессов у малых этнических групп Западной Сибири (немцы, чуваши, латыши и эстонцы)33

Интересные исследования в 1990-х годах проводили и эстонские ученые В 1997 г в Эстонском литературном музее (Тарту) была проведена Международная научно-практическая конференция «Эстонцы на чужбине (Царство Русское)», где многие доклады были посвящены проблемам традиционной культуры сибирских эстонцев В середине 1990-х годов сотрудники этого музея А Корб и А Юргенсон написали ряд работ, посвященных традиционной культуре и фольклору сибирских эстонцев, а в 1997 г вышла монография X Кулу о возвращении эстонцев из Западной Сибири на этническую родину в 1940-1989 гг34

Таким образом, в исследовании прибалтийских национальных групп Западной Сибири можно условно выделить три этапа

  1. Середина 1870-х - 1918 год - отрывочные сведения русских и прибалтийских ученых, а также периодических изданий по численности, расселению, хозяйству и быту данных этнических групп

  2. 1918 - конец 1930-х годов - появление статей и монографий по этнической истории выходцев из Прибалтики в Сибири

  3. Середина 1960-х - начало XXI в - работы историков, этнографов, лингвистов по проблемам истории (в том числе новейшей), хозяйства, традиционной культуры, религии, языковых взаимосвязей и современных этнических процессов у латышей и эстонцев Сибири

В результате этих исследований к началу XXI века сравнительно неплохо изучена этническая история данных национальных групп (особенно вопросы расселения и численности), языковые контакты сибирских эстонцев, но очень

33 Коровушкин ДГ Этиок>льтурная адаптация поздних переселенцев в Западной Сибири (конец XIX - первая четверть XX вв ) Дисс д-ра ист наук Новосибирск, 2004

v Jurgenson A Emakeele osast Siberi eestlaste etruhses identileedes II Eesti kultuur voorsil Loode-Venemaa ja Siben asundused Tartu, 1998 Lk 126-140, Kulu H Eestlaste tagasiranne 1940-1989 Laane-Sibenst pant eestlaste naitel Helsinki, 1997, Korb A , Peebo К Festl asundused I Sim Siben maa peal kasvanud Tartu, 1995, Korb A Eesti asundused II Ei oska rSakimise rooodi konelda Tartu, 1996, Korb A Eesti asundused III Seitse kula Sibens Tartu, 1998, Korb A Eesti asundused IV Taaru-tagused ja stepiasukad Tartu, і 999

слабо исследована еще традиционная культура выходцев из Прибалтики и практически не рассматривались проблемы социально-культурной адаптации балтийских переселенцев в Сибири

Объектом исследования является латышское, эстонское и литовское население, проживавшее в Сибири определенные периоды ХГХ-ХХ вв или проживающее там в данный момент Малоизученные этнические группы этих народов проживают (или проживали) в Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областях и в Алтайском и Красноярском краях По итогам переписи населения 1989 г, численность всех выходцев из Прибалтики составляла около 30 тыс человек, большая часть которых находилась в сельских районах

В качестве предмета изучения выступают особенности этносоциальной адаптации прибалтийских национальных групп к общественным изменениям в Сибири в 1920-х - 1930-х годах Оторвавшись от основного этнического массива сравнительно недавно (первые прибалтийские поселенцы появились в Сибири в начале ХГХ в ), сибирские латыши, литовцы и эстонцы представляют значительный интерес для анализа изменений, происшедших за этот период в их традиционной культуре, языке и самосознании в результате контактов с окружающими их народами и национальными группами - русскими, украинцами, немцами, казахами, татарами, чувашами, а также между собой

Целью нашей работы является выявление особенностей этнического развития и решеїпія проблемы этнокультурной адаптации дисперсно расселенных этнолокальных групп выходцев из Прибалтики, сформировавшихся в результате уголовной и политической ссылки и массовых переселений в Сибирь в ХІХ — первой четверти XX вв , в течение 1920-х - 1930-х гг

Для достижения поставленной цели в диссертации предстоит решить ряд задач

  1. выявить основные этапы истории появления первых прибалтийских колонистов в Сибири, их расселения, динамики и численности до 1917 г;

  2. охарактеризовать ход и основные направления процессов оформления организационных структур среди балтийских поселенцев,

3) выявить причины, ход и последствия оптационной кампании 1920-
1923 гг,

  1. отметить особенности проблем экономического и политического развития прибалтийских колоний в Сибири в период перехода от «военного коммунизма» к нэпу а также участия прибалтийских колонистов в восстановлении социально-экономического потенциала Сибири в 1920-1925 гг ,

  2. проследить процессы становления прессы на языках балтийских народов,

  3. выделить основные параметры культурного развития выходцев из Балтии в Сибири в восстановительный период,

  4. определить специфику экономического развития прибалтийских колоний в Сибири в 1926-1929 гг , а также сложного и противоречивого процесса кооперирования крестьянских хозяйств прибалтийских национальных групп,

  5. охарактеризовать развитие социальной ситуации и политической борьбы в прибалтийских колониях Сибири во второй половине 1920-х годов,

  1. выявить опыт развития локальных субэтнических групп латгальцев и сету Сибири во второй половине 1920-х годов,

  2. выделить успехи и проблемы, возникшие при проведении коллективизации у прибалтийских национальных групп Сибири,

  3. выявить особенности становления и развития народного образования и культурного строительства в прибалтийской сибирской деревне в 1926-1940 гг

Методология исследования включает общефилософский, теоретико-концептуальный и методический уровни познания объекта

Общефилософский уровень методологии предполагает рассмотрение изучаемых проблем с диалектических позиций Исследование строится на основе принципов историзма, объективности, системности, методологического плюрализма Принцип историзма предполагает рассмотрение событии и фактов прошлого в контексте тех исторических условий, в которых они развивались Принцип объективности ставит в качестве исследоватепьского приоритета всесторонний учет исторических фактов, составляющих предмет настоящей диссертации Принцип системности позволяет рассматривать объект

исследования как упорядоченную совокупность элементов, функционирующих в определенной взаимосвязи и взаимозависимости Принцип методологического плюрализма предполагает использование теорий и концепций различных общественных наук, что дает возможность наиболее точно интерпретировать сущность изучаемого объекта

Теоретико-концептуальный уровень методологии включает в себя совокупность теоретических концепций, представлений и подходов, изложенных в имеющейся литературе по данному вопросу, ставшую исходной в разработке и решении проблем, затрагивающих плоскость адаптации иноязычного и инокультурного населения к природно-географическим, политическим, экономическим и культурным условиям Сибири в 1920-е - 1930-е гг

В целом мы разделяем основные положения марксистской концепции истории России в оценке взаимодействий и взаимовлияний социально-экономических, политических и этнических процессов

Говоря о социально-культурной адаптации малых этнических групп, очень важно определить модель этой адаптации, которой следовало государство на различных исторических этапах Нам представляется наиболее точной классификация данных моделей, выработанная доктором А Эпштейном (научный сотрудник Иерусалимского института «Шалем», Израиль)

По его мнению, идея так называемого плавильного котла, бывшая крайне распространенной как в Израиле, так и в англосаксонских демократиях в 1950-е гг, предполагает, что вновь прибывшие полностью откажутся от бывшей социально-культурной идентификации и максимально быстро освоят язык и культуру доминантной группы новой для них страны Согласно этой модели, благом (и для общества в целом, и для самих иммигрантов) является максимально быстрое приобщение иммигрантов к системе ценностей, принятых в новом обществе

А Эпштейну представляется, что данная модель отжила свой век многие страны (и в их числе Израиль) фактически взяли на вооружение другие модели - «промежуточные» между моделью «плавильного котла» и ситуацией подлинного культурного плюрализма

Первая из этих моделей может быть охарактеризована как «временный мультикультурализм» В этой ситуации признается временное сохранение иммигрантами культуры стран исхода, однако предполагается, что в обозримой перспективе иммигранты все же пройдут процесс аккультурации

Вторая модель, которая может быть охарактеризована как «этнографический мультикультурализм», допускает сохранение иммигрантами отдельных, менее значимых компонентов идентичности, принятой в странах исхода (например, стиль одежды, любимые блюда и т д ), при повсеместном принятии ими основополагающих культурных ориентации нового общества

Третья модель, определяемая как состояние «сепаратного плюрализма», не предполагает никакого взаимообмена между различными общинами внутри общества каждая община сохраняет свою обособленность и свои специфические черты, не стремясь к конструктивному диалогу с представителями других общин При этом отсутствует иерархия между культурами различных общин каждая из них признается легитимной, обладающей равными правами в рамках данного социального пространства

Кроме того, важное методологическое значение для нас имеют работы ведущих российских этнографов, в первую очередь В А Тишкова и С А Арутюнова

В А Тишков - наиболее яркий российский сторонник теоретического направления социальной и культурной антропологии — конструктивизма Согласно этому направлению политическая ассимиляция почти всегда идет впереди этнокультурной ассимиляции, а конструируемые культурные стандарты используются для оценки этнической принадлежности Ключевую роль в конструировании этничности и мобилизации членов этнической группы на коллективные действия играют политические лидеры, преследующие политические цели Данное положение имеет прямое отношение к выходцам из Прибалтики," поскольку нельзя недооценивать роль национальных партийных секций в хозяйственном и культурном строительстве и политическом воспитании в латышских, латгальских, литовских и эстонских колониях в Сибири

35 Этитейн А Речатриация и интифада// Вестник F ^Р (Еврейское агенство в России) Ноябрь 2002 Ла 3 (68)

36 Тишков В А Реквием по этносу Исследования по социально-культурной антропоіогии М , 2003 С 106-107

По мнению С А Арутюнова, локальное разнообразие культуры имеет важное адаптивно-эволюционное значение Для эффективного выполнения своих адаптивных функций культура должна быть способной нести в себе необходимые потенции для достижения адаптивного эффекта в новых, порой резко изменяющихся условиях В качестве такой потенции в условиях общественных трансформаций в советской Сибири в 1920-х - 1930-х годах можно назвать стремление прибалтийских национальных групп к сохранению своей этнической специфики в сфере образования, культурной жизни, а также религиозных особенностей (главным образом у латгальцев и сету) При этом адаптивная функция культуры логически выводится из определения культуры как способа человеческой деятельности, которая имеет исходную адаптивную ориентацию

Методический уровень методологии предполагает выделение способов, операций и процедур достижения целей и задач диссертации

Специфика конкретно-исторического исследования этносоциальной адаптации прибалтийских национальных групп повлекла за собой необходимость совмещения методов исторической, политической и социологической науки В работе используются методы исторического описания и конкретного анализа, а также структурно-функциональный и проблемно-хронологический методы

Методы исторического описания и конкретного анализа в диссертации использовались при решении всех поставленных задач Их применение дало возможность диссертанту последовательно двигаться от генезиса к развитию изучаемых процессов, выявить общее и особенное в процессах этносоциальной адаптации прибалтийских национальных групп

Структурно-функциональный метод применим при изучении организации деятельности национальных политических и культурно-просветительных организаций С его помощью оказалось возможным проследить необходимость возникновения различных структур и определить выполняемые ими функции

Арутюнов С А Народы и культуры развитие и взаимодействие М , 1989 С 152-153

Проблемно-хронологический метод позволил распределить изучаемый материал в соответствии с решаемыми задачами, определить этапы развития исторических процессов

Для более глубокой проработки поставленных в исследовании задач использовался метод анализа статистических материалов Он, в частности, применялся при изучении динамики экономического развития прибалтийской сибирской деревни в 1920-х - 1930-х гг

Диссертант использовал определение этносоциальной адаптации как приспособления прибалтийских национальных групп к меняющимся историческим и социальным условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни, способов жизнеобеспечения, механизмов коммуникации и трансляции социального опыта Применительно к культуре данных национальных групп мы можем говорить об этнокультурной адаптации как об одном из основных факторов изменчивости этнической культуры, порождения инноваций и иных процессов социокультурной трансформации, которые могут привести к утрате прежних культурных ценностей и переходу на новые

Хронологические рамки исследования. В данной работе мы рассматриваем этническое развитие переселенцев из Прибалтики на протяжении краткого исторического периода - в 1920-х - 1930-х гт Именно в это время произошло историческое размежевание между теми прибалтийскими переселенцами, кто желал вернуться на родину, и теми, кто хотел остаться в Сибири (оптация гражданства прибалтийских государств в 1920-1923 гг), в этот период существовали национальные прибалтийские партийные, хозяйственные и культурно-просветительные структуры, и, наконец, борьба с «национальным демократизмом» в 1937-1938 гт и окончательная ликвидация хуторской системы в 1940 г послужили катализатором для дальнейшего усиления этнических контактов выходцев из Прибалтики с окружающими их этносами и этническими группами Все вышесказанное позволяет нам считать 1920-е-30-е гг ключевым периодом в этнической истории сибирских латышей, литовцев и эстонцев

В своей работе мы не рассматриваем проблемы формирования прибалтийских поселений в Сибири и участия прибалтийских колонистов в граждан-

ской войне, поскольку эти вопросы были достаточно хорошо освещены в монографиях И В Лоткина и М Н Колоткина38 Но при рассмотрении ряда проблем, связанных с хозяйственным и культурным развитием прибалтийской сибирской деревни, нам придется затрагивать вышеуказанные вопросы

Также поскольку история прибалтийской диаспоры в Сибири всегда прямо или косвенно была связана с историей Прибалтики, неизбежны исторические экскурсы в историю этого региона

Территориальные рамки исследования включают в себя районы компактного проживания выходцев из Прибалтики на территории Западной и Восточной Сибири в рассматриваемый нами период (территория нынешних Алтайского и Красноярского краев, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей)

Источниковая база исследования. При написании данной диссертации было задействованы следующие виды источников

  1. Неопубликованные источники

  2. Законодательные источники, документы советского государства, сборники работ руководителей партии и правительства

  3. Библиографические указатели, справочная литература

  4. Периодические издания (газеты и журналы)

Из неопубликованных источников нами задействовано 52 фонда 16 отечественных и зарубежных архивов К отечественньм архивам относятся Государственный архив Красноярского края (ГАКК), Государственный архив Новосибирской области (ГАНО), Государственный архив Омской области (ГАОО), Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), (г Москва), Государственный архив Томской области (ГАТО), Российский государственный архив социально-поштгической истории (РГАС-ПИ), (г Москва), Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИ ИО), Центр документации новейшей истории Омской"области (ЦЦНИ ОО), Центр документации новейшей истории Томской области (ЦЦНИ ТО), Центр хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК), Центр хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края (ЦХИДНИ КК)

38 Лоткин И В Современные этнические процессы у латышей и эстонцен Западной Сибири М , 1996, Кояот-кинМН Балтийская диаспора Сибири Опыт исторического анализа Новосибирск, 1994

В нашей работе большое внимание уделено деятельности национальных партийных секций Материалы, посвященные этим организациям, можно разделить на следующие группы положения о национальных секциях, инструкции, циркуляры ЦК РКП(б) и Сиббюро ЦК РКП(б), переписка секций с губкомом партии и с центральными органами, протоколы заседаний подотдела национальных меньшинств и заседаний национальных секций, отчеты о работе подотдела, секции, отдельных работников Эти материалы хранятся в фондах губернских, окружных и уездных партийных комитетов, а также региональных и краевых исполнительных комитетов

Большое значение имеют архивные материалы Запсибнаробраза, хранящиеся в Государственном архиве Новосибирской области, и опубликованные статистические сведения губернских управлений народного образования Именно они позволили восстановить историю национальной школы балтийских национальных групп в Сибири

Большую важность представляют также материалы сибирских архивов, среди которых мы можем найти результаты всеобщих и локальных переписей населения, отчеты землеустроительных организаций, а также сведения по эвакуации прибалтийского населения, оптировавшего гражданство своих национальных государств в 1920-1923 гг

В особую группу неопубликованных источников входят данные по национально-смешанным бракам сибирских латышей и эстонцев, полученные в Кемеровском, Новосибирском, Омском и Томском областных архивах ЗАГСов Именно они позволили выделить этнолокальные группы в этнических массивах и определить их границы, в диссертации рассматриваются лишь материалы за 1935-1940 гг , а выводам по более поздним этапам региональной истории в нашей работе не отведено специального места, так как они были уже опубликованы ра-нее39

Из зарубежных неопубликованных источников автором были привлечены материалы Центрального государственного архива Эстонии (ERA) (Фонд полицейского управтения Вырумаа) и его филиала (ERAF) (Фонд сибирского бюро

39 Лоткин ИВ Современные этнические процессы у латышей и эстонцев Западной Сибири М , 1996, Коро-вушкин, ДГ, Лоткин ИВ Сліирнова ТБ Неславянские этнодисперсные группы Западной Сибири (формирование и этнокультурная адагтация) Новосибирск, 2003

эстонской секции ЦК РКП(б), Государственного исторического архива Эстонии (ERAA) (Фонды Сибирской контрольно-оптационной комиссии и Министерства иностранных дел Эстонии), Центрального государственного исторического архива Латвии (LWA) (Фонд отдела беженцев и военнопленных Административно-юридического департамента министерства иностранных дел Латвии) Документы этих архивов, составленные на латышском, эстонском, английском и русском языках, существенно дополнили картину крестьянского переселения из прибалтийских губерний в Сибирь, оптации гражданства Эстонии и Латвии в начале 1920-х годов, а также деятельности эстонских партийных секций в Сибири

Во второй группе источников мы сочли целесообразным выделить труды руководителей Советского государства В И Ленина, И В Сталина, М И Калинина40, поскольку их позиция во многом определяла направления текущей внутренней и внешней политики

Из современных работ хотелось бы отметить сборник томских исследователей А А Кутиловой, И В Нам, Н И Наумовой и В А Сафонова «Национальные меньшинства Томской губернии Хроника общественной и культурной жизни 1885-1919», в котором авторы на материалах периодической печати конца XIX - начала XX вв показали сложную, а порой и противоречивую картину становления и развития культурной жизни народов и этнических групп Сибири этого периода

Кроме того, с эстонского на русский язык нами были переведены материалы двух сборников, посвященных событиям гражданской войны в Эстонии «Гражданская война и иностранная интервенция в Эстонии 1918-1920 документы и материалы» и «Революция, Гражданская война и иностранная интервенция в Эстонии (1917-1920 гг)»42

В третью группу источников вошли сборники статистических материалов, посвященные демографическому развитию прибалтийских национальных

"ЛенинВИ Пота собр соч T 40 (Декабрь 1919-апрель 1920 rr) М , 1981, Сталин ИВ Вопросы ленинизма М , 1945, Калинин МИ Беседы с народом М, 1960

" КутшоваАА Нам И В, Наумова НИ, Сафонов В А Национальные меньшинства Томской губернии Хроника общественной и кутьтурной жизни 1885-1919 Томск, 1999

42 Kodusodaja valisrnhde interventsioon Eestis 1918-1920 Dokumente ja materjale КаЬеъ koites Ikoide Tin , 1984, Revolutsioon kodusoda ja valisrnhde interventsioon Eesm (1917-1920) II kfiide Tin, 19S2

групп Сибири Они будут более подробно рассмотрены в основной части нашей работы

Наконец, последнюю группу источников образуют газеты и журналы на русском, латышском и эстонском языках Большая часть этих изданий относится к первой половине XX в Вопросы становления и развития прибалтийской национальной прессы в Сибири подробно рассмотрены в третьей главе нашей работы

Научная новизна и теоретическая значимость настоящего исследования заключается в следующем

установлены основные этапы миграций прибалтийского крестьянства в Сибирь в конце XIX - начале XX вв и проанализированы процессы оформления организационных структур среди балтийских поселенцев

доказано, что причины, ход и последствия оптационной кампании 1920-1923 гг были обусловлены не только политическими, но также экономическими и культурными условиями, существовавшими в Сибири и прибалтийских государствах

выявлена специфика становления и развития народного образования и формирование сети культурно-просветительных учреждений в прибалтийской сибирской деревне в 1926-1940 гг С одной стороны, уровень грамотности в большинстве прибалтийских колоний был в целом выше, чем в окружающих русских деревнях, а с другой - в течение почти всего рассматриваемого периода наблюдалась тенденция культурного обособления выходцев из Прибалтики от других народов и национальных групп Сибири

охарактеризованы проблемы адаптации традиционного хозяйства и материальной культуры к природно-климатическим условиям и иноэтничному окружению Изучены вопросы развития национальных языков и языковой адаптации переселенцев в иноязыковой среде в условиях дисперсного проживания в преобладающей массе русского населения

установлены закономерности развития субэтнических групп латгальцев и сету которые, с одной стороны, отличались достаточно консервативными чертами хозяйства и духовной культуры, а с другой — их языковое и

культурное своеобразие и отличие соответственно от латышей и эстонцев ускоряли процесс сближения с окружающим русским населением

И, наконец, в отличие от отечественных и прибалтийских исследователей (М Н Колоткина, Ю Вийкберга, В Маамяги и др ) автор установил, что приобщение прибалтийских национальных групп к советским социокультурным ценностям проходило не только форсированными темпами в результате коллективизации и политических репрессий конца 1930-х годов По нашему мнению, это был длительный процесс, происходивший на протяжении всего рассматриваемого периода, который к концу 1030-х годов уже вошел в завершающую фазу

Практическая значимость работы состоит в той роли, которую должны сыграть полученные результаты в создании оптимальных условий для сохранения и дальнейшего этнического развития описываемых этнических групп и их самобытных культур На основе полученных данных разработаны рекомендации для органов исполнительной власти Фактический материал диссертации может быть полезен при подготовке крупных обобщающих трудов по истории Сибири, в создании энциклопедических изданий, освещающих проблемы межнациональных отношений в России Результаты исследования могут послужить основой для разработки специальных курсов для студентов вузов Также использованный в диссертации материал может быть востребован в научной работе, использован для разработки учебных и методических пособии

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных исторических источников и исследовательской литературы

Похожие диссертации на Этносоциальная адаптация прибалтийских национальных групп в Сибири : 1920-1940 гг.