Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеология и политическая практика махновского движения Назаров Иннокентий Юрьевич

Идеология и политическая практика махновского движения
<
Идеология и политическая практика махновского движения Идеология и политическая практика махновского движения Идеология и политическая практика махновского движения Идеология и политическая практика махновского движения Идеология и политическая практика махновского движения Идеология и политическая практика махновского движения Идеология и политическая практика махновского движения Идеология и политическая практика махновского движения Идеология и политическая практика махновского движения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Назаров Иннокентий Юрьевич. Идеология и политическая практика махновского движения : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Москва, 2006 191 с. РГБ ОД, 61:06-7/509

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование махновского движения. 38 - 85

1. Российский анархизм к началу ХХ-го века. 38

2. Становление движения. 63

Глава II. Идеология и политика махновского движения. 86 - 139

1. Программно-идеологическая база махновского движения. 86

2. Борьба против диктатуры. 106

3. Строй «Вольных Советов». 128

Глава III. Развитие идейно-политических воззрений Н.И. Махно в эмиграции.

1. Осмысление уроков Русской революции и Гражданской войны. 140

2. «Организационная Платформа» и дискуссии вокруг неё. 158

Заключение 175

Список литературы 180

Приложения 190

Введение к работе

История махновского движения (1918 - 1921) является одним из наиболее заметных эпизодов в истории Гражданской войны в России. Его лидер - Нестор Махно - сумел объединить десятки тысяч украинских крестьян и рабочих в мощную и организованную силу, способную влиять на ход исторических событий и сыгравшую чрезвычайно сложную роль во всей Гражданской войне. В этом движении с наибольшей силой проявилось стремление к свободе и стихия анархизма, всколыхнувшаяся на крутом повороте истории.

В сознании большинства людей, сформированном не без влияния советского кино и художественной литературы, махновское движение представляется как некая неконтролируемая сила, разрушающая какой бы то ни было порядок во имя вольницы, граничащей с хаосом. Но в действительности такое историческое явление как махновщина гораздо сложнее и многограннее. С историей махновского движения связана одна из немногих реальных попыток воплотить в жизнь идеи анархизма о построении свободного и безгосударственного общества, основанного на народном самоуправлении. Эта сторона махновщины изучена гораздо хуже.

Важность выбранной темы обусловлена тем, что махновское движение сыграло значительную роль в истории Гражданской войны, внеся весомый вклад в разгром белогвардейцев, возглавляемых Деникиным и Врангелем. Кроме того, его лидеры во главе с Нестором Махно предприняли попытку проведения анархистского социального эксперимента в рамках так называемой «махновской

1 Материалы к биографии М.А. Бакунина. - М., 1986, Т.1. С. 144

территории» на Левобережной Украине. Они разработали политическую линию движения, обусловившую во многом процесс его развития. В дальнейшем их большой практический опыт позволил внести значительный вклад в развитие теории анархизма.

Актуальность выбранной темы связана с тем, что, не поняв истории махновского движения, нельзя понять историю всей Гражданской войны в России. Характеристика этого повстанческого движения позволит охарактеризовать ту «третью силу», которая принимала активное участие в Гражданской войне. Кроме того, актуальность данной темы сохраняется за счёт возрастающего с каждым годом интереса к идеям анархизма, который связан, в первую очередь, с кризисом других идеологий, дискредитировавших себя в тот или иной период отечественной истории. С каждым годом всё больше прослеживается усиление анархизма в социальных движениях. Значительным влиянием он пользуется, например, в движении антиглобалистов, сторонники которого активно проявили себя за последние годы во многих странах мира.

Литература по теме диссертационной работы достаточно обширна. В своём развитии отечественная историография махновского движения и анархизма прошла несколько этапов, связанных с общим ходом политической истории России.

Л Работы 20-х—начала 30-хгодов. Этот период обозначил два основных течения в историографии махновского движения и российского анархизма: пробольшевистское, которое было определяющим во всей советской историографии, и анархистское.

Исследования советских историков данного периода отличаются резко критической направленностью в отношении махновщины и анархизма. Это было связано с политической обстановкой в стране, консолидацией политического режима «диктатуры пролетариата». Хотя в этот период существовал определённый интерес исследователей к анархизму, он представлялся исключительно как набор неизменных и ошибочных антигосударственных

положений. В.И. Ленин, чьими оценками должна была руководствоваться советская историография, определял анархизм не иначе, как «порождение отчаяния» и «вывороченный наизнанку буржуазный индивидуализм»1.

Махновское же движение трактовалось советскими историками преимущественно как проявление кулацкого бандитизма. Такая точка зрения, являвшаяся отражением официальной, была довлеющей в советской историографии этого периода. Историки шли вслед за лидером РКП(б) В.И. Лениным, который, характеризуя махновщину и другие повстанческие движения времён Гражданской войны, говорил на X съезде партии в 1921 г.: «Когда десятки и сотни тысяч демобилизованных не могут приложить своего труда, возвращаются обнищавшие и разорённые, привыкшие заниматься войной и чуть ли не смотрящие на неё, как на единственное ремесло, - мы оказываемся втянутыми в новую форму войны, в новый вид её, который можно объединить словом: бандитизм»2.

Первой работой, посвященной истории махновского движения, стала работа М. Равича-Черкасского «Махно и махновщина»3. Подчёркивая стихийный характер махновщины, автор тем самым отводит Нестору Махно лишь роль харизматического лидера, удачливого полководца, который возглавил массовое повстанческое движение, направленное на защиту интересов зажиточного крестьянства.

Самым ярким примером, характеризующим общие тенденции в отечественной историографии того времени, может служить работа Я. Яковлева «Русский анархизм в Великой русской революции»4. Данная работа носит резкий и обличительный характер. Автор не пытается выявить все причины и предпосылки возникновения махновского движения, сводя их к тому, что

1 Ленин В.И. Поли. собр. соч., Т. 5. С. 378

2 Там же. Т. 43. С. 10

3 Равич-Черкасский М. Махно и махновщина. - Екатеринослав, 1920

4 Яковлев Я. Русский анархизм в Великой русской революции. - М, 1921

махновщина - это деструктивное порождение украинской деревни, потерявшей экономическую и политическую связь с городом. Что касается роли анархистов в движении, то все оценки автора сводятся к тому, что их роль заключалась только в пропаганде идеологии безвластия, которая нашла отклик лишь в среде кулачества и способствовала его объединению в борьбе с большевиками. Нестору Махно автор отводит роль военного руководителя движения, пошедшего на поводу у кулацкой верхушки.

Подобные оценки характерны и для работы Д. Лебедя1. Он утверждает, что Махно сделался орудием в руках кулаков. Лозунги и идеи анархизма, выдвигаемые махновцами, были, по мнению автора, ничем иным, как идеологическим прикрытием мелкобуржуазного бандитизма. В добавление к этим оценкам В. Руднев в своей работе «Махновщина» выдвигает в адрес участников движения обвинения в антисемитизме.

В своей работе «Борьба с кулацким повстанчеством и бандитизмом»3 Р. Эйдеман - один из военных руководителей РККА, принимавший непосредственное участие в борьбе с махновщиной, - также обличает махновское движение, характеризуя его как кулацкий бандитизм. Нестор Махно, в представлении автора, является обыкновенным бандитом, обуреваемым жаждой наживы.

Работа М. Кубанина «Махновщина: крестьянское движение в степной Украине в годы гражданской войны»4 является наиболее фундаментальным и единственным действительно серьёзным исследованием махновского движения этого периода, так как автором использована солидная источниковая база, в том числе разнообразные архивные материалы. Кубанин с позиций марксистской школы исследует корни, причины и предпосылки зарождения движения.

1 Лебедь Д. Итоги и уроки трёх лет анархо-махновщины. - Харьков, 1921

2 Руднев В. Махновщина. - Харьков, 1928

3 Эйдеман Р. Борьба с кулацким повстанчеством и бандитизмом. - Харьков, 1921

4 Кубанин М. Махновщина. - Л., 1927

Наибольший интерес эта работа вызывает благодаря тому, что автор всесторонне выявил основные черты экономики того региона, в котором зародилось исследуемое движение. Он утверждает, что социальной основой махновского движения являлись не зажиточные крестьяне, а середняки, которые, однако, были более зажиточны, чем середняки других регионов Украины.

Кубанин подчёркивает, что махновское движение не являлось анархическим по своей сути. Автор не считает анархизм одним из основополагающих факторов в формировании движения. Некоторое, но далеко не определяющее, влияние анархизм стал оказывать на движение только с конца 1918 г., то есть с того, момента, когда в него влились члены Конфедерации «Набат». Таким образом, автор, подчёркивая стихийный характер движения, отказывает Гуляйпольской группе анархистов-коммунистов во главе с Н. Махно в праве считаться той политической силой, которая объединила крестьян Левобережной Украины.

Статья Г. Новополина «Махно и гуляй-польская группа анархистов»1 -одна из немногих, которая уделяет внимание процессу формирования идейно-политических воззрений Н. Махно. Автор утверждает, что значительное влияние на этот процесс оказало его участие в деятельности «Союза бедных хлеборобов». Кроме того, Новополин отмечает специфические черты и особенности данной организации, отразившиеся на взглядах Махно. Эта специфика оказала в дальнейшем влияние и на развитие махновского движения.

В работе Б.И. Горева «Анархизм в России» была предпринята попытка проследить всю историю развития анархистской мысли и анархистского движения в России, а также доказать их несостоятельность. Б. Горев, пытаясь выявить общее и разное между анархизмом и большевизмом, подчёркивает, что их основное различие заключается в том, что они имеют разные социальные

Новополин Г. Махно и гуляй-польская группа анархистов. // Каторга и ссылка, 1927, № 5. -

С. 70 - 78

Горев Б.И. Анархизм в России (от Бакунина до Махно). - М., 1930

основы: если большевики опираются на пролетариат и беднейшее крестьянство, то анархисты находили поддержку в отсталых слоях крестьянства и в среде деклассированных элементов. В этом он видит и причины поражения анарходвижения в годы гражданской войны.

Завершает ряд трудов пробольшевистской историографии того периода работа С. Черномордика «Махно и махновщина»1. Автор отмечает мелкобуржуазный характер движения, ориентированного на защиту интересов кулачества. Кроме того, он признаёт руководящую роль анархистов в махновском движении, но Нестора Махно характеризует исключительно как военного вождя.

Анархистское направление в историографии данного периода представлено работами П. Аршинова и А. Горелика. Следует отметить, что основным мотивом представителей данного направления, которые сами являлись активными участниками анархического движения, было желание опровергнуть всё то, что, по их мнению, было неверно изложено на страницах советской литературы. Однако дальнейшее развитие анархистского направления в историографии было связано с попыткой переосмысления и идеологического обоснования различных сторон махновского движения и анархизма.

Работа П. Аршинова «История махновского движения» , которая впервые была опубликована в 1923 г. в Берлине Группой русских анархистов в Германии, представляет интерес не только как историческое исследование, но и как источник, так как автор принимал активное участие в махновском движении: он стоял во главе культпросвета движения, был редактором газеты «Путь к свободе» и т.д.

Аршинов тщательно анализирует с позиций анархизма те события, в которых он принимал непосредственное участие. Он характеризует махновщину как революционное движение, отражавшее стремление трудящихся к

1 Черномордик СИ. Махно и махновщина (анархист за «работой»). -М., 1933

Аршинов П. История махновского движения (1918 - 1921). -Запорожье, 1995

свободному самоуправлению. Кроме того, в лице махновщины Аршинов видит «массовое анархическое движение трудящихся - не вполне законченное, не вполне кристаллизованное, но устремлённое к анархическому идеалу и пошедшее по анархическому пути» . Анархистам, в том числе и Гуляйпольской группе анархистов-коммунистов, активное участие в работе которой принимал Н. Махно, автор отводит роль идейных руководителей движения. Сам Н. Махно в работе Аршинова представлен как идейный анархист. Важным является также тот момент, что Аршинов пытается проанализировать отрицательные стороны движения и причины его поражения. Так, например, основную причину краха махновщины он видит в том, что она не располагала необходимыми теоретическими и интеллектуальными силами.

А. Горелик, который в период русской революции и годы гражданской войны был секретарём екатеринославского анархистского бюро Донбасса,2 основную причину поражения анарходвижения в русской революции видит в том, что многие его участники пошли на сотрудничество с большевистской партией. Признание диктатуры пролетариата и «переходного периода», а также участие в органах, создаваемых большевиками, сбило, по мнению автора, анархическое движение с истинного революционного пути. Горелик отмечает важную роль повстанчества в судьбе анархизма. Махновщина же в его представлении является воплощением антиавторитарных начал, свойственных украинской деревне. Однако махновское движение, по мнению автора, не являлось анархическим, так как Гражданская война внесла в него свои коррективы, создав «чисто боевую группу Махно», ничего общего не имевшую со стихийным повстанчеством.

К работам П. Аршинова и А. Горелика необходимо добавить брошюру «Гонения на анархистов в советской России»3, изданную Группой русских

1 Там же. С. 221 Горелик А. Анархисты в Российской революции. — Берлин, 1922

Гонения на анархизм в советской России. —Берлин, 1922

анархистов в Германии. Авторами-составителями являются А. Горелик, В. Волин и Комов. Они предприняли попытку выявить общее и разное между большевизмом и анархизмом. Основное различие, по их мнению, заключается в том, что большевики и анархисты по-разному понимают сущность социалистической революции: первые итогом революции видят построение социалистического государства, вторые - установление такой формы общественного устройства, при которой будет осуществляться всеобщее, самостоятельное творческое движение освобождённых масс. По мнению авторов, такое понимание большевиками сущности социальной революции реакционно по существу, поэтому большевистская идеология «...всеми своими корнями держится в прошлом»1.

Интерес для исследователя данная работа представляет ещё и как источник. Авторы, основываясь, прежде всего, на своих воспоминаниях, приводят многочисленные случаи большевистского террора по отношению к участникам анархического движения. Однако, необходимо признать, что данные, приводимые авторами, носят порой характер преувеличения.

2) Работы середины 30-х - первой половины 50-х годов. Тридцатые годы в истории России связаны с утверждением тоталитарного режима, что привело к нарастанию догматизма в подходах к изучению как анархизма в целом, так и махновского движения в частности. Данный период отличается тем, что интерес к этим явлениям значительно снизился. В это время не было выдвинуто сколько-нибудь новых и интересных концепций, так как установившиеся стереотипы мышления существенно деформировали исследовательский процесс и приводили к фальсификации выводов и откровенной апологии официальных оценок.

Советская историография этого периода продолжала развиваться в целом в русле работ 20-х годов. Однако оценки махновщины и анархизма в значительной степени ужесточились, а работы носили исключительно разоблачительный

'Там же. С. 10

характер. Наиболее ярким примером является работа Е. Ярославского1. Он характеризует махновское движение как разнузданную кулацкую контрреволюцию, опираясь при этом лишь на те источники, которые дискредитируют повстанчество. Осуждая анархизм в целом, автор отмечает, что махновщина не была анархической по своей сути, так как Махно установил бесконтрольную диктаторскую власть над бандитскими и кулацкими элементами, объединёнными им для борьбы с большевиками. Выдвигаются в работе и обвинения в антисемитизме. Подобные резкие оценки обличительного характера содержаться и в статье Л. Никулина2.

Анархическое направление представлено работами Всеволода Волина. Впервые книга В. Волина «Неизвестная революция» вышла в 1947 г. на французском языке уже после смерти автора. Волин был ближайшим соратником Н. Махно, и некоторое время возглавлял Военно-Революционный Совет махновщины. Более того, он стоял во главе Конфедерации анархистских организаций Украины «Набат» и был одним из основных теоретиков анархизма в махновском движении. Поэтому работа В. Волина, как и работа Аршинова, имеет не только историографическое, но и источниковое значение. Махновщина характеризуется автором как движение, основанное на стремлении масс к самоорганизации и самодеятельности. Оно не было до конца выраженным анархическим движением, но было направлено против диктатуры и государственности. Большая заслуга в формировании движения принадлежит, по мнению автора, Нестору Махно и членам ГАК, взявших на себя задачу идейного руководства движением.

3) Работы второй половины 50-х - 80-х годов. В конце 50-х годов возможности для исследователей расширились в связи с развенчанием «культа личности» Сталина. В этот период интерес к истории махновского движения и

1 Ярославский Е.М. Анархизм в России. - М., 1939

2 Никулин Л. Гибель махновщины. // «Знамя», № 3, 1941

3 Volin, V.M. La Revolution inconnue, 1917-1921. -Paris, 1947

российского анархизма повысился, хотя советская историофафия продолжает развиваться в русле традиций, заложенных ещё в 20-х годах. Но научные работы стали объективнее освещать такое сложное и многообразное явление, как махновское движение, отошли от оценок его как просто кулацкого и контрреволюционного. Появление этих тенденций было связано с определённой либерализацией в общественной жизни СССР и снижением давления на историков со стороны органов цензуры. В этот период начинается постепенное расширение круга рассматриваемых проблем с привлечением новых, ранее недоступных источников.

К началу 70-х годов наметились новые качественные тенденции, связанные, прежде всего, с выделением различных направлений научного интереса. В связи с этим, необходимо сказать о работе С. Канева1, которая является обобщающей работой по истории анархизма в период русской революции. Значительная её часть посвящена истории махновского движения. Автор привлёк интересный фактический материал по истории анархистских организаций Украины и России, не изменив, однако, традиционной оценке анархизма как мелкобуржуазного деструктивного движения и вредной антисоветской идеологии. В этом же духе выдержана также статья С. Семанова2.

Небезынтересна и работа В. Комина «Анархизм в России»3. Автор отмечает утопизм, полную несостоятельность и обречённость анархической теории. Попытки её практической реализации, по мнению Комина, приводили к прямо противоположным идеям. Одним из примеров, подтверждающих несостоятельность анархизма, является история махновского движения. Автор отмечает, что махновщина не могла появиться без влияния на неё анархизма и анархистов. Решающую роль в процессе формирования движения, как считает В. Комин, сыфала личность Н. Махно, являвшегося одним из его идеологов.

1 Канев С.Н. Октябрьская революция и крах анархизма. Борьба большевиков против
анархизма 1917-1922 гг. -М, 1974

2 Семанов С. Махновщина и её крах. // «Вопросы историю), 1966, № 9
Комин В. Анархизм в России. - Калинин, 1969

Отдельно необходимо рассмотреть работы периода «перестройки» и «гласности» (1985 - 1991 гг.). Политическая ситуация в стране в середине 80-х годов изменилась таким образом, что авторы смогли частично освободиться от связывавших их ранее идеологических оков и сформировать новый, более многоплановый и комплексный подход к теме. Однако необходимо отметить, что для многих работ этого периода характерен преимущественно публицистический характер, который иногда сочетается с наличием научного аппарата. Авторы представляют махновское движение как стихийный народный бунт, отвергая его характеристику как организованного движения масс, направленного на достижение анархического идеала.

Наиболее ярким примером публицистических исследований махновского движения, появившихся в этот период, являются работы С. Семанова «Под чёрным знаменем» и «Махно, как он есть»1. Автор отказывает махновскому движению в праве называться анархическим. Он утверждает, что все постулаты анархизма, декларируемые махновцами, были всего лишь идеологической демагогией. Анархизм, по его мнению, не выходил за рамки верхушки движения. Широкие же массы крестьян видели в Повстанческой армии, по мнению Семанова, лишь силу, способную защитить их материальные интересы и чаяния в борьбе с теми силами, которые не желали с этими интересами считаться. Внимание к этим работам обуславливается в большей степени вовлечением в оборот новых источников и, прежде всего, информации, полученной из личных бесед автора с вдовой Н. Махно Галиной Кузьменко.

В 1986 году во французском журнале «Мулета» была опубликована статья «Похвала махновщине» русско-французского исследователя М. Кацапова . Автор, основываясь на анархо-апологетической традиции, дал общую характеристику махновскому движению. Борьба махновцев представлена

1 Семанов С.Н. Под чёрным знаменем. - М., 1990. Его же: Махно, как он есть. -М., 1991

2 Кацапов М. Похвала махновщине. // .

Кацаповым, как борьба с «большевистским злом». Сам же Н. Махно и его соратники в представлении автора являются последовательными борцами против диктатуры красных.

Небезынтересны и публицистические статьи В. Голованова1 и Ю. Кларова2. Авторы настаивают на стихийном характере повстанческого движения на Левобережной Украине. Влияние анархизма, по их мнению, не было определяющим фактором формирования махновщины. Махно в статьях этих авторов характеризуется как лидер народного движения.

Работа В. Комина «Нестор Махно: мифы и реальность»3 в отличие от предыдущих работ периода «перестройки» носит более академический характер. Основной её задачей, по словам автора, является избавление от «белых пятен» в истории махновского движения. Ему удалось исследовать многие стороны рассматриваемого явления, оставаясь в рамках «перестроечной» марксистско-ленинской парадигмы. Концепция и оценки, данные В. Коминым махновскому движению в книге «Анархизм в России», а также в статье «Анархизм и махновщина»4, во многом повторяются и в этой работе.

Статья Б. Коваля5 посвящена изучению этического и морального фактора в анархизме. По мнению автора, анархизм является отражением определённого психологического настроя и формы поведения различных социальных слоев. Тем самым, Коваль отвергает господствующее в марксистской историографии мнение о мелкобуржуазной природе анархизма. Однако вывод автора всё же подтверждает его приверженность марксистско-ленинской школе. Он

Голованов В.Я. Батька Махно, или «Оборотень Гражданской войны». // «Литературная

газета», 1988, 8 февраля. - С. 13. Его же: Махно. //ЛГ Досье, 1989, № 1 - С. 23

Кларов Ю.М. Побочный сын анархизма. // Переписка на исторические темы: Диалог ведёт

читатель. М., 1989 - С. 237 - 266

Комин В. Нестор Махно: мифы и реальность. - М., 1990

Комин В.В. Анархизм и махновщина. // Великий октябрь и крах непролетарских партий в

России.-Калинин, 1989-С. 120-129

Коваль Б.И. Этика анархизма. // «Новая и новейшая история», 1990, № 5

опровергает утверждения, что анархизм является олицетворением подлинной человеческой свободы. Анархизм, по мнению Б. Коваля, не способен вывести человека к подлинной свободе, так как он индивидуализирует её, тем самым, обрекая на самоотрицание.

В.Д. Ермаков в своей статье «Махновщина: некоторые социально-бытовые аспекты повстанческого движения крестьян Украины» провёл анализ социально-экономических особенностей «махновского района» и их влияния на процесс формирования и дальнейшего развития махновского движения. По его мнению, оно носило ярко выраженный кулацко-бандитский характер, чему во многом способствовали две основные черты в идеологии украинского крестьянства: анархо-индивидуалистическое мировоззрение и самостийность. Ермаков подчёркивает, что особые социальные условия юга Украины сделали возможным появление махновщины, являвшейся своеобразной разновидностью российского анархизма.

Статья О.А. Игнатьевой посвящена анализу экономических программ, разработанных российскими анархистами после Октябрьской революции. На основании данного анализа автор делает вывод о несостоятельности и утопичности идей анархизма, так как они, по её мнению, не связаны зачастую ни с историческими условиями, ни с экономическим уровнем развития общества.

В. Волковинский3 является последним автором, которого можно отнести к пробольшевистскому направлению в отечественной историографии. Для его работ характерны оценки махновского движения как кулацкой контрреволюции. В адрес лидеров и рядовых участников движения автор выдвигает обвинения в

1 Ермаков В.Д. Махновщина: некоторые социально-бытовые аспекты повстанческого
движения крестьян Украины. // «Социологические исследования». - М, 1991. - № 3 - С. 76
-86

2 Игнатьева О.А. Взгляды анархистов на проблемы экономического переустройства общества
после Октябрьской революции. // «Социологические исследования». - М, 1991. - № 3 - С.
68-76

Волковинский В. Махно и его крах. - М., 1991. Его же: Нестор Иванович Махно. // «Вопросы истории». -М., 1991. - № 9-Ю - С. 38 - 58

бандитизме и антисемитизме. Махно, по мнению Волковинского, стремился к установлению диктаторской власти. Кроме того, не обладая особой принципиальностью, Махно часто отходил от буквы анархизма, руководствуясь при этом лишь своими собственными прагматическими целями. Наибольший интерес данная работа вызывает тем, что автор вводит в оборот множества новых, в том числе архивных, материалов.

4) Работы 90-х годов ХХ-го века - начала XXI-го века. В связи с крахом советского режима в России произошли значительные политические изменения, которые повлекли за собой переосмысление многих сторон общественной жизни. Кризис коммунистической идеологии стал причиной поиска новых путей общественного развития. С этим связано повышение интереса к анархизму и, как следствие, махновскому движению как одной из наиболее реальных попыток анархистов воплотить свой социальный идеал на практике. Без внимания не осталось и идейное наследие лидера этого движения - Нестора Ивановича Махно.

В отечественной историографии этого периода наиболее ярко выделилось «критическое» анархистское направление, самым выдающимся представителем которого является А. Шубин. Его работы1 - это попытка тщательного изучения всех сторон рассматриваемого явления с позиций анархизма, что порой приводит к некоторому преувеличению автором степени влияния анархистов на махновское движение. Шубин исследует социальные корни движения,

1 Шубин А.В. Нестор Махно и национальный вопрос. // «Община» - 1989 г. - № 29. Его же: Махновское движение: идеи и люди. // «Община» - 1989 г. - № 33. Его же: Махновское движение. // «Община», 1989, № 34. Его же: К безвластию через самоорганизацию трудящихся - лозунг русских анархистов. // «Наука и жизнь», 1991, № 5. Его же: Кооперация в программных построениях российских анархистов-эмигрантов 20-х - 30-х гг. // Кооперация: Страницы истории. - М., 1991. - Вып. 1 - С. 170-181. Его же: Махновское движение на Украине 1917-1921. // «Дружба народов», 1993, №№ 3, 4. Его же: Махно и махновское движение. -М., 1998. Его же: Анархистский социальный эксперимент. Украина и Испания. 1917-1939 гг. - М., 1998. Его же: Анархия - мать порядка. Между красными и белыми. - М., 2005

предпосылки его зарождения, характер его развития и т.д. Он приходит к выводу, что махновское движение - это движение, направленное на достижение анархического идеала. Помимо истории махновского движения, автор значительное внимание уделяет изучению российского анархизма в эмиграции. А.В. Шубин делает вывод, что эмигрантская анархическая мысль, проверенная практикой махновщины, пришла к осознанному отказу от анархо-коммунистического радикализма.

Работа В. Голованова1 имеет подзаголовок «художественное исследование махновского движения», что говорит о её публицистическом характере. Однако автор тщательно и осторожно подходит к историческому источнику. Он настаивает на стихийном характере махновского движения, отметая в сторону все утверждения об идеологическом влиянии анархистов на махновщину. Автор нередко проводит параллели между повстанческой армией и казачьим войском, называя махновщину романтическим маршем назад, к временам Запорожской Сечи. Подобно тому, как казаки избирали из своих рядов наиболее достойных атаманов, так и крестьянские массы выдвинули на роль лидера Н. Махно. Подобный взгляд на махновское движение содержится и в вышедшей в 2003 г. статье В. Голованова «Несравненный партизан»2. Его придерживается и В. Телицын3, однако он не уделяет должного внимания работе с источниками. Его утверждения часто не получают серьёзного обоснования.

Русско-израильский исследователь М. Гончарок4 в своей работе рассматривает махновское движение через призму «еврейского вопроса». Автор опровергает утверждения советской историографии об антисемитском характере движения, доказывая, что Н. Махно всегда твёрдо стоял на позициях интернационализма и всячески осуждал любые проявления национальной неприязни.

1 Голованов В. Тачанки с юга. -Запорожье, 1997

2 Голованов В. Несравненный партизан. // «Вокруг Света» - М., 2003 г., №1 (2748)

3 Телицын В. Нестор Махно. - М, 1998

4 Гончарок М. Век воли. Русский анархизм и евреи (19-20 вв.). - Иерусалим, 1996

Статья Ю. Латова1 посвящена изучению экономической стороны махновского движения. Он видит причины популярности лозунгов махновщины среди украинских тружеников в экономической политике, проводимой Махно. Автор разделяет оценки советской историографии, подтверждая, что экономика в махновском районе носила спекулятивный, «мешочнический» характер. По мнению Ю. Латова, неформальное «мешочничество» было формой прямого товарообмена между деревней и городом. Провозглашая лозунг народного самоуправления, анархисты не предпринимали попыток насильственной борьбы со стихийным рыночным товарообменом, подменившим выдвигаемую ими идею «товарищеского продуктообмена».

Статья С. Шевченко - современного последователя Махно - посвящена анализу идейного наследия Нестора Ивановича Махно. Автор основывается на его размышлениях о причинах поражения анархизма в русской революции и о формах анархической организации. В этой статье Махно представлен как крупный идеолог анархизма, который, оказавшись в эмиграции, получил возможность суммировать свой богатый практический опыт и проанализировать многие стороны махновского движения. Именно на эмигрантском наследии Махно и основывается автор. Будучи членом анархистской организации, он пытается перенести взгляды Махно на современную почву. Шевченко делает вывод о том, что результаты теоретической работы Н. Махно в настоящее время могли бы найти практическое применение.

Небезынтересна и работа В. Ермакова3. Автор провёл тщательное исследование истории анархистского движения в России, попытавшись выявить

1 Латов Ю.В. Теневая экономика времён гражданской войны - общее и особенное. // Теневая
экономика: экономический и социальный аспекты: Пробл.-тематич. сб. — М, 1999 - С. 92 -
102

2 Шевченко С. К вопросу об идейном наследии Н. Махно.// «Анархо-синдикалист».
Центральный информационный орган Оргбюро Революционной Конфедерации
Анархистов-Синдикалистов им. Н.И. Махно. - Донецк, 1999, № 22

3 Ермаков В.Д. Анархистское движение в России: история и современность. - СПб, 1997

его корни. Без его внимания не осталось и махновское движение. Характерной чертой анализа Ермаковым махновщины является преувеличение роли и степени влияния анархистов на формирование и развитие движения. Автор, например, полагает, что решающее воздействие на ход махновского движения оказали так называемые «пришлые» анархисты, то есть члены городских организаций, влившиеся в махновщину на различных этапах её деятельности. Их идеологическая линия, по мнению автора, преобладала. Махно же играл роль военного руководителя.

Работа историка-анархиста В. Дамье1 посвящена анализу международного анархо-синдикализма. Должное внимание автор уделяет и российскому анархо-синдикалистскому движению. Исследователь отмечает, что представители этого течения играли важную роль в истории русской революции. Как один из примеров, он приводит деятельность Конфедерации «Набат», оказывавшей большое влияние на развитие махновского движения как массового антиавторитарного движения трудящихся. Кроме того, он анализирует дискуссии анархистов в 20-е - 30-е годы XX века. Дамье критикует Аршинова и Махно за централ истеки й подход при разработке «Организационной Платформы Всеобщего Союза Анархистов».

В 2001 г. вышла очередная работа С. Семанова «Махно: Подлинная история» , в 2004 г. было издано исследование этого же автора «Махно. Судьба атамана»3, а в 2005 г. - «Нестор Махно: Вожак анархистов»4. Все три работы во многом являются повторением предыдущих работ. Автор не привлекает каких -либо новых источников и делает ставку на те сведения, которые, как уже упоминалось выше, он получил из личных бесед с вдовой Н. Махно. Однако оценки махновского движения в них изменились. Н. Махно и его соратники на

1 Дамье В. Анархо-синдикализм в XX веке. — М., 2000

2 Семанов С.Н. Махно: Подлинная история. -М, 2001

3 Семанов С.Н. Махно. Судьба атамана. - М., 2004

4 Семанов С.Н. Нестор Махно: Вожак анархистов: Новое прочтение по новым материалам. -
М., 2005

сей раз предстают как борцы и радетели за счастье народа, использующие для достижения этой цели неоправданно жестокие меры. Ни о какой идеологической составляющей махновщины в данных исследованиях речи не идёт.

Таким образом, отечественная историография, посвященная истории махновского движения и личности его лидера, осветила многие стороны изучаемого явления. Однако историографический обзор был бы неполным без упоминания работ зарубежных авторов. Из отрицательных сторон, свойственных зарубежной историографии, надо отметить преимущественно описательный характер исследований, сосредоточение на реконструкции фактов в ущерб их анализу. Также этим работам свойственен относительный дефицит источниковой базы, хотя их авторами и были привлечены источники, недоступные отечественным исследователям (например, материалы архива Института социальной истории в Амстердаме).

В зарубежной, как и в отечественной историографии, можно выделить анархистское направление. К нему относятся работы П. Аврича и А. Скирды . Эти авторы настаивают на анархическом характере махновского движения, подчёркивая, что его развитие во многом обуславливалось идеологическим фактором.

В работе М. Полиджа, хотя она и не относится к анархистскому направлению, также проявляются апологетические тенденции, что связано, скорее всего, с кругом источников, на которые опирался автор. Несмотря на это, Полидж делает вывод о преимущественно стихийном характере движения и слабом воздействии на него анархистов.

1 Avrich, P., The Russian Anarchists. - Princeton, 1967 Скирда А Нестор Махно - казак свободы, 1888-1934. Гражданская война и борьба за вольные советы в Украине, 1917 - 1921. - Париж, 2001; Его же: Индивидуальная автономия и коллективная сила. Обзор либертарных идей и практик от Прудона до 1939 г. - Париж, 2002

3 Palij, Michael. The anarchism of Nestor Machno, 1918 - 1921. An aspect of the Ukrainian revolution. - Seatle - London, 1976

Исследование основных проблем, связанных с махновским движением, было предпринято также английским историком М. Малле1. Однако автор лишь поверхностно затронул проблематику корней махновщины, причин её зарождения, её характера. Анархизм, по его мнению, не проник глубоко в массы повстанчества и замыкался в рамках т.н. «городских», «пришлых» анархистов. Даже военная верхушка движения, состоящая преимущественно из членов ГАК, куда входил и Нестор Махно, как считает автор, представляла собой всего лишь организационную структуру махновщины, в малой степени связанную с анархизмом. В этом автор видит и причину многочисленных разногласий, возникающих между «местными» и «пришлыми» анархистами.

Подводя итог историографического обзора, можно отметить, что история махновского движения, как одна из наиболее ярких страниц в истории Гражданской войны, довольно активно изучалась различными авторами. Можно выделить две основные историографические концепции:

  1. Одни исследователи подчёркивают анархический характер махновщины. К сторонникам этой концепции относятся, прежде всего, авторы анархистского направления в отечественной и зарубежной историографии. Они делают акцент на руководящей роли анархистов и доказывают их определяющее влияние на все аспекты махновского движения.

  2. Другие исследователи отрицают анархический характер махновского движения. Сторонниками этой концепции являются авторы пробольшевистского направления. Они обосновывают тезис о мелкобуржуазном и контрреволюционном характере повстанческого движения, которое, по их мнению, объединило кулацкие и бандитские элементы для борьбы с революционным классом и его партией.

Сюда же можно отнести и работы отечественных и зарубежных авторов, настаивающих на стихийном характере махновского движения. Все они представляют это движение не иначе, как народный бунт.

1 Mallet М. Nestor Makhno in Russian Civil War. - Oxford, 1982

Следует подчеркнуть, что история махновского движения получила довольно широкое освещение в отечественной и зарубежной историографии. Однако многие исследования этого исторического явления излишне идеологизированы. Поэтому изучение махновщины требует более тщательного анализа, ибо без правильного и объективного понимания сущности махновского движения невозможно по-настоящему понять характера Гражданской войны в России в целом.

Исходя из этого, объектом исследования в данной работе является:

философская, мировоззренческая, идеологическая и практическая составляющие теории анархизма в процессе её эволюции;

общественно-политическая, социальная и экономическая ситуация в России и в Украине, на фоне которой протекал процесс формирования и дальнейшего развития махновского движения;

само махновское движение как историческое явление, рассматриваемое сквозь призму двух первых объектов исследования.

Основной целью настоящей работы является исследование идеологии и политической практики махновского движения в годы Гражданской войны в Советской России.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Рассмотреть процесс формирования махновского движения, определить

его истоки и особенности;

2. Проанализировать идеологические и программно-политические

установки махновского движения;

3. Охарактеризовать политическую практику махновского движения;

4. Определить степень влияния идеологии и практики махновского
движения на дальнейшее развитие теории анархизма.

Хронологические рамки исследования охватывают период с сентября 1918 г. по август 1921 года. Именно в 1918 году в Гуляйпольском районе Украины возник партизанский отряд во главе с Нестором Махно, который начал

вооружённую борьбу с австро-венгерскими и немецкими интервентами, а также войсками Украинской Центральной Рады. Этот отряд составил затем ядро мощного и организованного повстанческого движения - «махновщины». История махновского движения закончилась в 1921 году, когда небольшой отряд, оставшийся от разгромленной большевиками армии Махно, под натиском РККА был вынужден пересечь границу с Румынией и покинуть Родину. Таким образом, данный период охватывает время зарождения, расцвета, а затем и краха махновского движения. Однако для получения наиболее полной картины необходимо должное внимание уделить как революционной деятельности Н.Махно и его соратников до формирования махновского движения, так и их политической деятельности в эмиграции.

Для анализа идеологии и политической практики махновщины автором привлечены, прежде всего, специально-научные методы, то есть методы, рассчитанные на изучение тех или иных сторон или черт объекта исторического исследования. Однако для того, чтобы наиболее полно раскрыть сущность махновского движения необходимо использование конкретно-проблемных методов, рассчитанных на изучение определённых явлений и процессов. Различные аспекты движения лучше всего позволят раскрыть историко-генетический и историко-системный методы. Историко-генетический метод даёт возможность последовательно изучить все свойства, функции и изменения исследуемого объекта в процессе его исторического развития. Историко-системный метод позволяет проанализировать весь многоуровневый характер такого исторического явления как махновское движение. Также он даст возможность выявить функциональный механизм изучаемого явления. При работе с источниками и в ходе исследования необходимо также использование принципов историзма и научной объективности. Использование всех вышеуказанных методов было направлено на максимально объективное и обстоятельное исследование рассматриваемой проблематики.

Материалы, составляющие источниковую базу явления, можно разделить на несколько групп:

Л Документы государственных органов и организаиий. К ним относятся документы нормативного и исполнительного характера, отражающие отношение большевистского советского государства к Махно и махновцам. Нормативные документы представлены Конституцией РСФСР, которая была принята V Всероссийским съездом Советов в 1918 году1. К этой группе источников можно отнести приказы и распоряжения Председателя СНК и Совета Обороны В.И. Ленина, адресованные Чрезвычайному Уполномоченному Совета Обороны Л. Б. Каменеву и Председателю РВС Украины В. Антонову - Овсеенко .

Также к этой группе источников относятся приказы и распоряжения, отданные Махно и его соратникам Чрезвычайным Уполномоченным Совета Обороны Л.Б. Каменевым и Председателем РВС Республики Л.Д. Троцким3. Другие приказы и распоряжения Л. Троцкого приведены в его работе «Как вооружалась революция»4. Сюда же можно отнести «Постановление Всеукраинского ревкома об объявлении вне закона Махно и махновцев»5, а также текст военно-политического соглашения, заключённого между махновцами и большевиками в сентябре 1920 г. Оно было подписано Уполномоченными Совета и командования Революционной повстанческой армии Украины (махновцев) Куриленко и Поповым, с одной стороны, и

1 Конституция РСФСР (1918 г.) // Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской
Конституции. - М, 1987 - С. 239 - 261

2 Ленин В.И. ПСС, Т.29 - С. 475, 477 - 479, 500 - 501

3 Телеграмма Чрезвычайного Уполномоченного Совета Обороны Л.Б. Каменева Н.И. Махно.
// Аршинов П. История махновского движения (1918-1921). - Запорожье, 1995 - С. 104;
Приказ № 1824 Революционного военного Совета республики. 4 июня 1919 г., Харьков. //
Там же - С. 117 -118; Приказ Председателя РВСР Л.Д. Троцкого Реввоенсовету 2-й
Украинской армии. // РГАСПИ, Ф. 74, оп. 2, д. 69, л. 7

4 Троцкий Л. Как вооружалась революция. Т. 2. - М., 1924

5 Постановление Всеукраинского Революционного Комитета об объявлении вне закона
Махно и махновцев. //РГАСПИ, Ф. 71, оп. 34, д. 1437, л. 1-2

Командующим Южфронтом Фрунзе и членами РВС Южфронта Бела Куном и Гусевым, с другой1.

К этой же группе источников относится и телеграмма самого Махно, адресованная командующему 14-й армии К.Е. Ворошилову и лидерам большевиков2.

Интересен для исследователя также текст официальной ноты правительств РСФСР и УССР с требованием о выдаче Махно, адресованной правительству Румынии3.

2) Документы политических партий и движений. Данная группа источников проливает свет на лозунги, призывы и программные установки политических партий и организаций. Эту группу можно разделить на две подгруппы: документы большевистской партии и документы анархистских организаций. К первой подгруппе относятся резолюции I Съезда КП(б)У4, который проходил 5-12 июля 1918 г. в Москве. Вторая подгруппа представлена материалами Конференции анархистских организаций Украины5, на которой была создана Конфедерация «Набат», а также Первого Съезда этой организации, который проходил 2-7 апреля 1919 г. в Елисаветграде6. Нельзя обойти вниманием резолюцию экстренного совещания активных работников

Военно-политическое соглашение Революционной Повстанческой армии с Советской властью. // Анархисты. Документы и материалы. 1883-1935 гг. В 2 тт. / Т. 2. 1917-1935 гг. -М., 1999-С. 400-402

Телеграмма Начальника 1-й Повстанческой Украинской Советской дивизии Н.И. Махно Штабу 14-ой Армии, командующему 14-ой армией К.Е. Ворошилову, председателю РВСР Л.Д Троцкому, председателю СНК УССР Х.Г. Раковскому, В.И. Ленину, Л.Б. Каменеву, Г.Е. Зиновьеву. // РГАСПИ, Ф. 74, оп. 2, д. 69, л 3 - 4 об.

Нота Правительства РСФСР и УССР Правительству Румынии. // Документы внешней политики СССР. - М., 1960, Т. 4 - С. 364

Резолюции I Съезда КП(б)У. // Коммунистическая партия Украины в резолюциях и решениях съездов и пленумов ЦК. - Киев, 1976, Т. 1 - С. 8 - 26 5 Конференция анархистских организаций Украины. I, 1918, Декларации и резолюции. Первый Съезд Конфедерации анархистских организаций Украины «Набат». // Анархисты. Документы и материалы. 1883-1935 гг. В 2тт./Т. 2. 1917-1935 гг.-М., 1999-С. 332-351

Конфедерации «Набат» (март 1920 г.)1 и резолюции Третьей конференции «Набата» (3-8 сентября 1920 г.) . «Общие основания организации Гуляйпольского Союза анархистов» дают необходимую информацию о характере этой организации. Из программных документов особо следует выделить «Организационную Платформу Всеобщего Союза анархистов»4, разработанную членами ГРАЗ и впервые изданную в 1926 году, а также «Ответ некоторых русских анархистов на «Организационную Платформу»5, разработанную В. Волиным и его сторонниками. «Ответ...» предлагает альтернативу программе, изложенной в «Организационной Платформе».

3) Документы махновского движения. Эта группа источников отражает политический и идеологический аспекты деятельности махновского движения. Сюда можно отнести такие программные документы движения как проект Декларации Революционной повстанческой армии Украины (махновцев)6, а также программное заявление повстанцев - махновцев . Эти документы были разработаны Н. Махно и его соратниками по Гуляйпольскому Союзу анархистов в 1919 - 1920 годах.

1 Резолюция экстренного совещания активных работников Конфедерации «Набат» // ГОПБ
ОРК

2 Резолюция III конференции Конфедерации анархистских организаций Украины «Набат» //
«Набат», № 1 (28), четверг, 4 ноября 1920 - С. 3

Общие основания организации Гуляйпольского Союза анархистов. // «Путь к свободе», № I, 17 мая 1919-С. 4

Организационная Платформа Всеобщего союза анархистов. // Анархисты. Документы и материалы. 1883-1935 гг. В 2 тт. / Т. 2. 1917-1935 гг. - М., 1999 - С. 471 - 494 Ответ некоторых русских анархистов на «Организационную Платформу». - Париж, 1927. Проект декларации Революционной Повстанческой армии Украины (махновцев). // Анархисты. Документы и материалы. 1883-1935 гг. В 2 тт. / Т. 2. 1917-1935 гг. - М., 1999 -С. 354-361

Чего добиваются повстанцы-махновцы. // «Путь к свободе», № I, 17 мая 1919, с. 2-3; № 2, 24 мая 1919-С. 2-4

Развитие махновского движения нашло также отражение в документах и материалах Съездов Советов1, резолюциях съездов и совещаний Воєнно-революционного Совета, приказах и распоряжениях Командующего повстанческой армии Нестора Махно .

4) Работы политических деятелей и теоретиков. К этому типу источников относятся труды основных теоретиков анархизма В. Годвина4, М. Штирнера , П.Ж. Прудона , М.А. Бакунина , П.А. Кропоткина и Л.Н. Толстого . Привлечение этих работ необходимо для понимания основных положений

1 Резолюция Первого районного съезда фронтовиков, повстанческих, крестьянских и рабочих
Советов. // Летопись революции. 1928. № 3; Протоколы Второго съезда фронтовиков,
повстанческих, крестьянских и рабочих Советов, отделов и подотделов. // Скирда А.
Нестор Махно - казак свободы, 1888-1934. Гражданская война и борьба за вольные советы
в Украине, 1917 - 1921. - Париж, 2001 - С. 313 - 332; Резолюция Третьего районного съезда
фронтовиков, повстанческих, крестьянских и рабочих Советов. // Белаш А.В., Белаш В.Ф.
Дороги Нестора Махно. Киев, 1993. - С. 134 -135; Резолюции Съезда трудящихся и
повстанцев г. Александровска (10 октября 1919 г.) // Летопись революции. 1925, № 4 (13) -
С. 92

2 Объявление ВРС о созыве четвёртого экстренного съезда крестьянских, рабочих и
повстанческих депутатов. // Аршинов П. История махновского движения (1918-1921). -
Запорожье, 1995 - С. 115-116; Резолюция заседания Военно-революционного совета
Повстанческой армии Украины (махновцев). // «Путь к свободе», № 22, 6 ноября 1919 г.;
Резолюция съезда Военно-революционного совета Повстанческой армии Украины (Гуляй-
Поле, 7 марта 1919 г.). // Белаш А.В., Белаш В.Ф. Дороги Нестора Махно. Киев, 1993 - С.
104-105

3 Приказ № 1 Командующего Революционной Повстанческой армией Украины Батько Махно.
// Анархисты. Документы и материалы. 1883-1935 гг. В 2тт. /Т. 2. 1917-1935 гг. - М., 1999 -
С. 353; Объявление по гарнизону г. Екатеринослава. // РГАСПИ, Ф. 71, оп. 34, д. 1037, л. 27
- 28; Приказы по второму сводному пехотному полку повстанческой армии Украины
«махновцев» (июль 1920 - март 1922). // РГАСПИ, Ф. 71, оп. 34, д. 1432; Приказ № 3
Командующего Революционной повстанческой армии Украины Батько Махно. // РГАСПИ,
Ф. 71, оп. 34, д. 1432, л. 18-23

4 W. Godwin. Et Г euthanasia du gouvernment. - Lyon, 1993

5 Штирнер M. Единственный и его собственность. - СПб., 2001

6 Прудон П.Ж. Что такое собственность? - М., 1998

Бакунин М.А. Бог и государство. М., 1906; Его же: Философия, социология, политика. М., 1989

Кропоткин П.А. Записки революционера. -М., 1990; Его же: Поля, фабрики и мастерские. -Пб. -М., 1921; Его же: Хлеб и воля. Современная наука и анархия. -М., 1990 9 Толстой Л.Н. Об отношении к государству. // Анархизм. Сборник. — М., 1999

анархизма как направления общественной мысли и социально-политического движения, а также анализа соотнесения тезисов анархического учения с идейно-политическими воззрениями Н. Махно и его соратников.

Сюда же следует отнести и работы лидеров партии большевиков. Интерес представляет работа В.И. Ленина «Государство и революция» (сентябрь 1917 г.), посвященная отношению большевиков к государству. Кроме того, следует упомянуть статью Ленина «Анархизм и социализм» (лето 1917 г.), освещающую разницу между учениями марксистов и анархистов, а также речь на открытии X Съезда РКП(б) (март, 1921 года), в которой лидер партии большевиков даёт оценку повстанческим движениям1. Общая оценка махновского движения дана в статьях Л.Д. Троцкого «Махновщина», «Украинские уроки» , «Что означает переход Махно на сторону советской власти» и других3. О взаимоотношениях большевиков и анархистов, а также о роли последних в революции сказано в работе Троцкого «Сталинизм и большевизм» (1938 г.)4. Статья В.А. Антонова -Овсеенко посвящена анализу недостатков большевистской политики на Украине5. Сборник статей, авторами которых являются лидеры КП(б)У X. Раковский, Б. Самсонов и другие, отражает критику большевиками повстанческих движений (в том числе и махновского) за их «мелкобуржуазный и кулацкий» характер .

К этому же типу источников необходимо отнести работы участников российского анархистского движения в эмиграции. Осмысление итогов русской революции и гражданской войны нашло место в работах лидера махновского

1 Ленин В.И. ПСС. Т. 33 - С. 1 - 120; Т. 5 - С. 377-378; Т. 43 - С. 3 - 5

2 Троцкий Л. Как вооружалась революция. - Т. 2. -М., 1924 - С. 178-189

3 Троцкий Л.Д. Махновское движение. // «В пути», № 5, 2 июня 1919 г. Его же: Беседа с
представителями харьковской печати. // «В пути», № 52, 5 июня 1919 г. Его же: Махно и
другие. // «В пути», № 75, 4 августа 1919 г. Его же: Что означает переход Махно на сторону
Советской власти. // «В пути», № 132, 11 октября 1920 г.

4 Троцкий Л. Сталинизм и большевизм. // «Бюллетень оппозиции», № 66/67, 1938

5 Антонов-Овсеенко В.А. В чём наша слабость? // РГАСПИ, Ф. 71, оп. 34, д. 1251, л. 9-11

6 Долой махновщину: Статьи тт. Раковского, Самсонова и др. - Харьков, 1920

движения Н.И. Махно «Махновщина и её бывшие союзники - большевики»1 и «По поводу «Разъяснения» Волина» . В этих брошюрах автор уделяет должное внимание причинам поражения анархического движения в России, а также пытается опровергнуть все несправедливые, на его взгляд, обвинения в адрес махновщины и махновцев.

Интерес для исследователя представляют также многочисленные статьи Нестора Махно в анархических изданиях: газете «Путь к свободе» и журналах «Дело труда» и «Пробуждение». Все эти статьи, а также статья, опубликованная в журнале «Борьба»3, приведены в сборнике «Н.И. Махно. На чужбине. Записки и статьи 1923 - 1934»4.

Небезынтересно и эпистолярное наследие Н. Махно. Некоторые его письма, адресованные товарищам, ранее находившиеся в Русском зарубежном историческом архиве (далее - РЗИА) в Праге, ныне хранятся в ГА РФе 5. Там же можно найти и письма с просьбой опубликовать его статьи, адресованные редакторам различных изданий6. Письмо Нестора Махно к Петру Аршинову приведено в работе последнего .

Махно Н.И. Махновщина и её бывшие союзники - большевики: Ответ на книгу М. Кубанина «Махновщина». // Махно Н.И. На чужбине. Записки и статьи 1923 - 1934. -Париж, 2004 - С. 159-206

2 Махно Н.И. По поводу «разъяснения Волина». // Махно Н.И. На чужбине. Записки и статьи

1923 - 1934. -Париж, 2004 - С. 216-226

3 Махно Н.И. Советская власть, её настоящее и будущее. // «Борьба», № 19/20, 25 октября
1931 г.

4 Махно Н.И. На чужбине. Записки и статьи 1923 - 1934. - Париж, 2004

5 Материалы о переезде белоэмигранта Махно Н. из Германии во Францию (анкета, письма,
извещения и др.) // ГА РФ, Ф. Р-9145, оп. 1, д. 587-а

6 Махно Н.И. Письмо в редакцию газеты «За свободу». // ГА РФ, Ф. Р-6147, оп. 1, д. 4

7 Письмо Н. Махно к П. Аршинову. // Аршинов П. История махновского движения (1918-
1921). - Запорожье, 1995 - С. 184-191

Работа П. Аршинова «Новое в анархизме»1 и брошюра В. Волина «Разъяснение»2 стали результатом развернувшихся в 20-х - 30-х годах теоретических дискуссий. Упоминания заслуживает и письмо П. Аршинова в газету «Известия», в котором он выразил своё разочарование в анархизме3.

5) Периодическая печать. К этой группе источников относятся газеты «Путь к свободе»4 (Гуляй-Поле, 1919-1921 гг.), являвшаяся официальным органом махновского движения, и «Набат», издававшаяся Конфедерацией анархистских организаций Украины «Набат»5. Теоретические дискуссии, осмысление уроков русской революции и многое другое нашли своё отражение в различных эмигрантских анархических изданиях: журналах «Рабочий путь»6 и «Голос труженика» , издававшихся Комитетом защиты анархо-синдикалистов России, «Анархический вестник»8 и «Дело труда» (Париж, 1926-1932 гг.)9, издававшихся Группой русских анархистов за границей, и журнале «Пробуждение» (Детройт, 1932-1933 гг.)10, издававшемся Федерацией анархо-коммунистов Северной Америки и Канады. Из неанархических изданий особо

1 Аршинов П. Новое в анархизме. // Анархисты. Документы и материалы. 1883-1935 гг. В 2
тт. / Т. 2. 1917-1935 гг. - М, 1999 - С.505 - 524;

2 Волин В.М. Разъяснение: По поводу ответа Н. Махно. // Махно Н.И. На чужбине. Записки и
статьи 1923 - 1934. - Париж, 2004 - С. 207 - 215

3 Аршинов П.А. Крах анархизма. Письмо в редакцию. // Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК
Советов рабочих, крест, и красноарм. депутатов. М., 1935. № 152 (5705). 30 июня. - С. 4

4 Путь к свободе. Орган революционных повстанцев и Гуляйпольского союза анархистов. -
Гуляй-Поле, 1919-1920

Набат. Орган секретариата анархической организации «Набат» и Харьковской федерации «Набат». - Харьков, 1919-1920

6 Рабочий Путь. Орган русских анархо-синдикалистов. - Берлин, 1923

7 Голос труженика. The monthly of the industrial workers of the world. - Chicago, 1924 - 1927 гг.

Анархический вестник. Орган объединённых анархических организаций. - Берлин, 1923 -1924

Дело труда. Ежемес. орган рабочих — безвластников. — Париж, 1925 — 1932 10 Пробуждение. Ежемесячный орган свободной мысли. Издание русских прогрессивных организаций Соединённых Штатов и Канады. - Детройт, 1927 - 1937

следует выделить советскую газету «Известия»1 и официальный орган ЦК РКП(б) газету «Правда»2.

6) Листовки и прокламации. Данный тип источников отражает основные лозунги, выдвигаемые теми или иными политическими силами. Наибольший интерес представляют листовки махновского движения. Многие из них хранятся в отделе редких книг Государственной общественно-политической библиотеки3, другие - в Российском государственном архиве социально-политической истории4. Листовки и прокламации, хранящиеся в архиве Института Социальной истории в Амстердаме, даны в качестве приложения к работе А. Скирды .

Среди листовок, издававшихся другими анархистскими организациями, следует выделить листки Екатеринославской группы анархистов-коммунистов, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации6, а также листовку «Протест против готовящегося преступления русского и польского правительств. Обращение анархистов и синдикалистов к трудящимся всех стран»7, которая была подписана в ноябре 1922 г. многими эмигрантскими

1 Известия. Орган Всероссийского исполнительного комитета Советов крестьянских,
казачьих и красноармейских депутатов и Московского Совета рабочих и крестьянских
депутатов. -М, 1919

2 Правда. Орган ЦК РКП(б).-М., 1919-1921

3 Листовки «Товарищи красноармейцы фронта и тыла», «Ко всем работникам сохи и молота»,
«Товарищи красноармейцы», «Генеральским денщикам коммунистам от повстанцев-
махновцев» и другие.

4 Листовка «Вперёд, труженик». // РГАСПИ, Ф. 71, оп. 34, д. 1037, л. 25 - 26, листовка «Ко
всем крестьянам Украины». // РГАСПИ, Ф. 71, оп. 34, д. 1037, л. 48 - 49, листовка «Кто
такие махновцы и за что они борются?». // РГАСПИ, Ф. 71, оп. 34, д. 1429, л. 22 - 23,
листовка «Слушай, бедняк». // РГАСПИ, Ф. 71, оп. 34, д. 1429, л. 1 -3, воззвание «К
молодым людям». //РГАСПИ, Ф. 71, оп. 34, д. 1437, л. 9- 10

5 Скирда А. Нестор Махно - казак свободы, 1888-1934. Гражданская война и борьба за
вольные советы в Украине, 1917- 1921. -Париж, 2001 - С. 333-338

6 Листки «Екатеринославской группы» рабочих анархистов - коммунистов. // ГА РФ, Ф. Р -
5969, оп. 1, д. 195

7 Анархисты. Документы и материалы. 1883-1935 гг. В 2 тт. / Т. 2. 1917-1935 гг. - М., 1999 - С.
434 - 438

анархистскими федерациями и содержала требование освободить Н. Махно, задержанного польскими властями.

Из неанархистских листовок следует выделить большевистские воззвания «Махновщина, петлюровщина, бандитизм, антисемитизм и борьба с ними», «Кулак, махновец и генерал», «Батько Махно и барон Врангель», а также белогвардейскую листовку «Кто такие «махновцы» и чего они добиваются». Все они хранятся в отделе редких книг ГОПБ. «Воззвание Политотдела 14-й Армии» РККА хранится в РГАСПИ1.

7) Мемуары. Данную группу источников составляют многочисленные воспоминания участников исторических событий, связанных с личностью Нестора Махно. Мемуары - это тот тип источников, который связан с субъективным восприятием автором окружающей его действительности. Это обуславливает необходимость тщательной критики мемуарной литературы для выявления достоверности содержащейся в ней информации.

Прежде всего, необходимо выделить воспоминания Н. Махно. Впервые его мемуары вышли на страницах журнала «Анархический вестник» в 1923 г . Однако позднее они были дополнены и изданы отдельной книгой. «Воспоминания»3 Махно, состоящие из трёх частей, в разное время выходивших в Париже4, охватывают период его жизни вплоть до 1918 г. К информации, содержащейся в мемуарах Махно, следует относиться критически по следующим причинам: 1) в тексте возникают некоторые противоречия, связанные с тем, что в нём воедино переплелись и записи, которые Махно вёл по ходу событий, и более поздние его размышления и переосмысления этих событий; 2) вторая и третья книги воспоминаний подверглись редакции со стороны В. Волина. И хотя

1 Воззвание Политотдела 14-й Армии. //РГАСПИ, Ф. 17, оп. 65, д. 79, л. 10 об.

2 Махно Н.И. Записки Нестора Махно. // «Анархический вестник», 1923, № 1 - С. 16 - 29; № 2
- С. 27 - 37; № 3/4 - С. 23-29; № 5/6 - С. 17-25

3 Махно Н.И. Воспоминания. - М., 1992

4 Махно Н.И. Российская революция на Украине. - Париж, 1929; Его же: Под ударами
контрреволюции. - Париж, 1936; Его же: Украинская революция. — Париж, 1937

последний утверждает, что исправления «сводились исключительно к приданию запискам Махно минимально литературной формы»1, утверждать, что они не подверглись каким-либо более значимым изменениям, мы не можем.

Однако воспоминания Нестора Махно дают достаточно полное представление и о становлении его взглядов и о его роли в формировании того повстанческого движения, которое получило название махновского. К тому же, на основании того, что он отодвинул в тень и того, что выдвинул на передний план, можно сделать вывод, что Махно отводил самому себе в истории роль крупнейшего анархиста-практика.

Большой интерес представляют и воспоминания ближайших соратников Н. Махно: В. Белаша и А. Чубенко .

Издание мемуаров В. Белаша - целиком заслуга его сына, который в течение долгого времени собирал материалы, конфискованные при аресте своего отца в 1937 г. Сам А. Белаш утверждает, что воспоминания отца состояли из трёх частей. Первая была написана в период с 1921 по 1923 г., когда В. Белаш находился в Харьковской тюрьме. После он был освобождён и в 1928 г. вёл работу над второй частью. Отрывок её был опубликован в органе Истпарта Украины4. Третья часть воспоминаний была написана в 1930 г.

При работе над книгой А. Белаш опирался на рукопись второй части воспоминаний его отца. Однако восстановить все события по этой рукописи было невозможно, и А. Белаш был вынужден привлечь значительное количество дополнительных источников, которые органично были введены в текст воспоминаний. Это не могло не создать трудности при определении аутентичности текста. Кроме того, критическое отношение к воспоминаниям В. Белаша обусловлено тем, что они писались под контролем ОПТУ.

1 Волин В. Вступление к книге Н. Махно «Под ударами контрреволюции». // Махно Н.И.
Воспоминания. С. 74

2 Белаш А.В., Белаш В.Ф. Дороги Нестора Махно. -Киев, 1993

3 Дневник Чубенко (адъютанта Махно). // РГАСПИ, Ф. 71, оп. 35, д. 525
«Летопись революции», 1928, № 3

Небезынтересны и воспоминания жены Н. Махно Галины Кузьменко, опубликованные в журнале «Пробуждение»1. Однако наибольший интерес для исследователя представляет её дневник . Окончательное авторство дневника не установлено. Сам Н. Махно отрицал подлинность дневника, основываясь на утверждении жены. Он утверждал, что его автором является Ф. Гаенко -ближайшая подруга Г. Кузьменко3. Несмотря на отсутствие точных сведений об авторстве, можно предположить, что автор был близок к руководству махновского движения, поэтому дневник представляет собой интересный исторический материал.

Воспоминания Чубенко писались под контролем ОПТУ, что вызывает необходимость критически относиться к содержащейся в них информации. Пойдя на сотрудничество с большевистской властью в 1922 г., Чубенко всячески пытается скомпрометировать Махно и махновщину. Однако ценность его свидетельств заключается в том, что они содержат множество личных наблюдений автора.

Воспоминания одного из командующих РККА В. Антонова-Овсеенко4, который входил в состав РВС Украины, созданного в январе 1919 г., интересны тем, что они содержат информацию о взаимоотношениях Махно с большевиками (особенно, в те годы, когда между ними были заключены военно-политические соглашения), а также отражают личные впечатления автора от встреч с лидерами махновщины во время посещения им махновского района. Несмотря на всю противоположность взглядов, автор выражает определённую симпатию, как к самому Махно, так и к его деятельности. Может быть, именно это стало причиной того, что мемуары не содержат значительных искажений фактов и идеологизированных оценок.

1 «Пробуждение», № 76/77, 1936. С. 14-24

2 40 дней в Гуляй-Поле. Воспоминания матушки Галины - жены батьки Махна. - Владимир -
М, 1990

Махно Н.И. Махновщина и её бывшие союзники - большевики. // // Махно Н.И. На чужбине. Записки и статьи 1923 - 1934. - Париж, 2004 - С. 179 4 Антонов-Овсеенко В.А. Записки о гражданской войне. - 4 т. - М. - Л., 1924-1933

Напротив, мемуары белогвардейца Н.В. Герасименко1 полны фальсификаций и фактических искажений. Впервые они были опубликованы в эмигрантском сборнике «Историк и современник» в 1922 г. В 1928 г. воспоминания Герасименко были переизданы в СССР. Их автор не был свидетелем событий, связанных с махновским движением. Его воспоминания строятся на нелепых фантастических рассказах и легендах о жизни и деятельности Махно и его соратников.

Мемуары другого представителя этого лагеря - А.В. Бинецкого2 -представляют гораздо больший интерес, так как он описывает те события, в которых принимал непосредственное участие. А.В. Бинецкий, находившийся с октября по декабрь 1919 года в плену у махновцев, даёт интересные оценки повстанческому движению, правда, не лишённые субъективизма. Хранившиеся в РЗИА мемуары А.В. Бинецкого, ныне находятся в фондах ГА РФа.

Интересная информация о политической сущности белого движения, а также о борьбе белогвардейцев с представителями других политических сил Гражданской войны в России (в том числе, и с махновцами) содержится в воспоминаниях А.И. Деникина3.

Пристрастность и идеологизированные оценки являются характерной чертой воспоминаний И. Тепера4. Их автор был активным участником анархического движения, одним из идеологов махновщины, редактором газеты «Путь к свободе». Однако его точка зрения на происходящее во многом изменилась после того, как он был арестован в 1921 г. органами ВЧК. Он отказался от своих прежних воззрений и встал на сторону большевиков. Его мемуары, несмотря на стремление автора к «разоблачению» Махно и

1 Герасименко Н.В. Батько Махно. Мемуары белогвардейца. - М., 1990

2 Рукопись Бинецкого А.В. В плену у батька Махно. // ГА РФ, Ф. Р. - 6562, оп. 1, д. 5. Его же:
Мои воспоминания. //ГА РФ, Ф. Р. - 6562, оп. 1, д. 4

3 Деникин А.И. Очерки русской смуты. - 5 т. -Париж, 1921-1926

4 Тепер И.(Гордеев). Махно: от «единого анархизма» к стопам румынского короля. - Харьков,

возглавлявшегося им движения, ценны тем, что содержат немало личных наблюдений.

Н. Сухогорская1 в своих мемуарах описывает многочисленные случаи разбоев, грабежей и пр., свидетелем которых она стала в 1919 году, во время занятия города Екатеринослава махновцами. Бандитские действия отдельных рядовых участников Повстанческой армии позволяют автору сделать неутешительные выводы о характере всего движения. При этом Сухогорская не уделяет никакого внимания борьбе лидеров движения с бандитизмом внутри армии.

Воспоминания Г. Григорова , который в период гражданской войны являлся коммунистом и политработником РККА, охватывают небольшой период его жизни и содержат впечатления, полученные от одной встречи с Махно и его повстанцами. Он анализирует ход событий, даёт оценку лидерам махновского движения и его рядовым участникам, явно им симпатизируя.

Таким образом, на основании проведённого источникового обзора можно сделать вывод о том, что история махновского движения нашла отражение в значительном массиве разнообразных источников. К сожалению, многие документы и материалы не сохранились или были утеряны. Однако имеющихся источников в целом достаточно для решения задач, стоящих перед данной работой.

Результаты, полученные в данном исследовании, могут быть использованы в общем курсе лекций по отечественной истории в ВУЗах, а также в специальных курсах по истории общественных движений и политических партий России. По теме диссертационного исследования был опубликован ряд статей, в которых были обобщены результаты, полученные в ходе работы.

1 Сухогорская Н. Воспоминания о махновщине. // «Кандальный звон», 1927, № 6 - С. 37-64

2 Григоров Г. Воспоминания. //

Российский анархизм к началу ХХ-го века

Становление и дальнейшее развитие махновского движения происходило под непосредственным воздействием анархических идей, которые разрабатывались многими мыслителями на протяжении столетий и получили распространение в российском революционном движении в начале XX века. Сам термин «анархизм» возник в Античной Греции (от греч. anarhia - безвластие, безначалие). Этот термин обозначал те периоды древнегреческой истории, когда граждане полиса по разным причинам смещали со своих постов высших должностных лиц - архонтов (an-archon). Помимо этого, именно Древняя Греция стала местом рождения отдельных философских идей протоанархического характера, которые получили своё воплощение в учениях киников и софистов. Так, например, древнегреческий философ Зенон проповедовал концепцию свободной общины, которую он противопоставлял Республике Платона как форме государственного устройства. Учение Зенона строилось на утверждении, что в человеке преобладают общественные инстинкты, а не эгоистические инстинкты самосохранения.

Протоанархические идеи нашли своё отражение в трудах Марка Джироламо Вида - епископа Альбского, - который в 1553 г. выступал против государства и его законов, произведениях Франсуа Рабле (XVI в.), Франсуа Фенелона (кон. XVII в.), Дидро (вторая пол. XVIII в.) и Пьера Сильвена Марешаля (кон. XVIII в.). Отрицание власти и стремление к свободе личности стали одними из основополагающих факторов в развитии гуситского движения и движения английских «диггеров». Они же оказали влияние и на складывание религиозных учений европейских анабаптистов и русских духоборов.

Однако анархизм как движение, боровшееся за установление безгосударственного строя, является порождением Нового времени. Успехи и неудачи Великой Французской революции, а также борьба и полемика с буржуазным либерализмом и государственным социализмом помогли анархизму сформироваться и самоидентифицироваться в качестве особого общественно-политического движения.

Первыми мыслителями, выдвинувшими важнейшие постулаты анархизма (необходимость уничтожения государства, децентрализация общественной жизни и производства, противоположность интересов общества и государства и т.д.), стали англичанин Вильям Годвин (1756 - 1836 гг.) и немец Макс Штирнер (1806-1856 гг.).

Вильям Годвин в своей книге «Исследование о политической справедливости и её влиянии на всеобщую добродетель и счастье» (1793 г.), исходя из тезиса о доброй природе человека, на которую дурно влияют государственные институты, предложил программу преобразований, основанную на стремлении к социальной справедливости. Он выдвинул проект построения безгосударственного общества независимых работников, продукты труда которых распределяются между всеми по потребностям. Оставаясь приверженцем идей Просвещения, Годвин верил в великую силу слова, делая ставку на преобразование общества путём пропаганды1.

Программно-идеологическая база махновского движения

Махновское движение - это не только один из военных эпизодов в истории Гражданской войны. Благодаря влиянию анархистов оно не ограничилось одной лишь военной стороной и приобрело политическую окраску. Вставшие во главе движения анархисты предприняли попытку реализации оригинальной социально-политической модели, основы которой были разработаны Нестором Махно и его соратниками. Эта модель получила название - строй «вольных советов».

Прежде чем приступить к рассмотрению основных аспектов этой альтернативной формы общественного устройства, необходимо уделить внимание роли анархистов в махновском движении. Важность этой проблемы объясняется тем, что анархисты во главе с самим Махно играли роль идейных руководителей движения.

Как уже упоминалось в предыдущей главе, Махно и другие гуляйпольские анархисты, многие из которых принимали участие в работе ГАК, создали в октябре 1918 г. Гуляйпольский Союз анархистов (далее - ГС А). Во главе Союза стоял секретариат, в задачи которого входило ведение пропагандистской и разъяснительной работы1. Внутреннее устройство данной организации во многом напоминало устройство ГАК, то есть Союз представлял собой чётко организованную структуру. Многие члены ГСА входили в состав Повстанческой армии, где занимали различные командные посты. В начале 1919 г. в движение влились представители крупных городских анархистских организаций, которые также заняли командные должности в Повстанческой армии (Бурбыга, Михалёв-Павленко и другие). Кроме того, в это время были налажены отношения с конфедерацией анархистских организаций Украины «Набат». В Гуляй Черняк, М. Уралов и Венгеров. Весной 1919 г. в движение влилась группа анархистов, которая встала во главе культурно-просветительской работы. В составе этой группы находился и П. Аршинов, на личности которого стоит остановиться подробнее.

Аршинов (Марин) - видный деятель российского и международного анархического движения. Он родился в 1887 г. в селе Андреевка (Пензенская губерния) в семье рабочего. К революционному движению примкнул в 1904 году. В 1905 году - член РСДРП, редактор большевистской газеты «Молот». В 1906 г. он переехал в Екатеринослав, где сблизился с анархистами. Там он занимался организацией террористических актов против представителей городских властей. Девятого марта 1907 г. он был арестован и приговорён военно-полевым судом к смертной казни через повешение. Вскоре ему удалось бежать, и он эмигрировал во Францию, где пробыл вплоть до 1909 г. После возвращения в Россию Аршинов занялся агитацией среди рабочих г. Брянска, но вскоре вновь был арестован. Судьба была благосклонна к нему, и Аршинов снова бежал из тюрьмы1. В августе 1910 г. он выехал в Австро-Венгрию для приобретения там оружия и анархистской литературы, но на обратном пути он вновь был арестован. В октябре 1911 г. Московская судебная палата приговорила его к 20-ти годам каторги. Наказание он отбывал в каторжном отделении Бутырской тюрьмы, где и познакомился с Нестором Махно. Незаурядный ум и значительный революционный опыт Аршинова вызывали искреннее уважение у Махно, которое он сохранил на протяжении всей своей жизни. Это стало причиной того, что Аршинов был, наверное, единственным человеком, к советам которого Махно всё время прислушивался.

Осмысление уроков Русской революции и Гражданской войны

Махновское движение потерпело поражение в борьбе с партией большевиков. Сам Нестор Махно со своими ближайшими соратниками был вынужден под натиском РККА покинуть пределы Родины и просить политического убежища у румынского правительства. Двадцать восьмое августа 1921 года - дата краха наиболее мощного и организованного повстанческого движения на Украине, положившая начало периоду скитаний Махно в эмиграции.

Большевистское правительство требовало от Румынии выдачи Махно1. Опасаясь этого шага со стороны румынского правительства, Махно и его соратники были вынуждены бежать в Польшу, где они были тут же арестованы по обвинению в подготовке восстания в Восточной Галиции. Тринадцать месяцев Махно провёл в польской тюрьме, ожидая вынесения приговора. Под воздействием общественного мнения, сформированного не без влияния развёрнутой анархистами всего мира кампании2, суд вынес оправдательный приговор. Получив свободу, Махно с семьёй переехали в немецкий город Данциг. Однако, желая быть ближе к своим соратникам, а также, пытаясь обеспечить себе и своей семье максимальную безопасность, Махно приложил все усилия, чтобы переехать в Париж. Прибыв туда в апреле 1925-го года, Нестор Махно провёл во Франции остаток своей жизни вплоть до 6 июля 1934 года. Всё это время его не покидала мысль о возвращении на Родину. В одном из своих писем он писал: «...Снова приходишь к мысли о буре, страшнейшей буре, такой буре, которая занесла бы тебя туда, на широкие поля Украины..., где совсем чувствуешь себя связанным той борьбой, которая начата, но не закончена и из-за которой над нами всеми взвился лжесоциалистический коммунистическо-болыпевистский бич, против которого нужно бороться всем, чем можешь, чтобы его низвергнуть»1. Однако этим мыслям не суждено было сбыться.

Следует отметить, что многие российские анархисты в 20-х годах покинули Родину. Некоторые из них, подобно Н. Махно, бежали за её пределы. Другие (среди них В. Волин и П. Аршинов) были высланы большевиками2. Русские анархисты активно включились в деятельность международного анархического движения. Имевшие за своими плечами бесценный опыт участия в Русской революции, они пользовались авторитетом среди зарубежных анархистов. Анархисты-эмигранты из России сформировали три основных группировки, различавшиеся, прежде всего, тактическими разногласиями3:

I)Комитет защиты анархо-синдикалистов в России. Данная организация объединила под своим началом сторонников анархо-синдикализма. В его работе активное участие принимали А. Шапиро, Г. Максимов, Е. Ярчук, М. Мрачный и др. Основным методом достижения анархического идеала члены Комитета считали создание синдикатов, способных взять в свои руки регулирование общественной жизни. Сначала организация работала в Берлине, где её членами издавался журнал «Рабочий путь» (Берлин, 1923 г.). После Комитет перебазировался в Соединённые Штаты, где русские анархо-синдикалисты начали издавать новый журнал - «Голос труженика» (Чикаго, 1923-1927 гг.). Комитет защиты анархо-синдикалистов входил в состав Международного товарищества работников.

Похожие диссертации на Идеология и политическая практика махновского движения