Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Истина и бытие в высокой схоластике (Фома Аквинский и Дунс Скот) Душин, Олег Эрнестович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Душин, Олег Эрнестович. Истина и бытие в высокой схоластике (Фома Аквинский и Дунс Скот) : автореферат дис. ... кандидата философ. наук : 09.00.03 / Санкт-Петербургский гос. ун-т.- Санкт-Петербург, 1992.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-4/3865-0

Введение к работе

Актуальность исследования. Всякое обращение к прошлому имеет значение для нынешнего, ибо только таким образом сохраняется культура. Через изучение ценностей прошлого, через постижение его духовных высот осуществляется преемственность времен и обретается сама Истина. Хотя человеческая история полна драматических событий, когда дети забывали уроки своих отцов, но все же с нами неизменно соприсутствуют те, кто вошел в сокровищницу мировой культуры. Их идеи и сочинения вновь л вновь ставят перед нами "вечные" вопросы о Боге, о смысле жизни, о позязнкя мира а месте человека в нем.

К сожалению, средневековая западно-европейская метафизика мало изучена в отечественной истории философии. 3 дореволюционное время этсму препятствовала господствующая ориентация на православие, а, с другой стороны, пренебрежительное отношение к христианскому средневековью со стороны светской культуры. Подобное отношение в значительной мере было характерно п для Запада. Оно утвер-г диловь в эпоху Возроадания и особенно во французском Просвещении. Ренессансные мыслители противопоставляли " грубому и варварскому" средневековью "золотой век" античной Греция, а лреставатела Просвещения видели в этом времени лишь іфакобесие и жестокость инквизиции. Только в XIX веке происходят важные изменения а оценках взлетов а падения этого долгого - почта тысячелетнего- периода европейской истории. 3 нашем столетии целый ряд исследователей показал, что Средневековье имеет свою особую духовную гармонию, что в рамках его развития также осуществлялась живая борьба идей и позиций, что оно занимает достойное место в истории иирозоЗ культуры. Наиболее интересшшлв этот плане представляются исследования французского неотомиста Зтьена Жильеона и известного немецкого философа Ійртина Хайдеггера, которые убедительно доказали, что новоевропейская метафизика органично связана со сзои?ля средневековым истоками.

В начале нашего века интересные работы о западном бреднезе-ковье появились и в русской литература, слезилась и определенная традиция медиевистики, которая, к сожалению, з силу исторических событий была прервана. В период советского государства с господством грубого атеизма изучение христианского Средневековья ирзк-

_ 4 -тическя на проводилось. Липь в последнее десятилетие ситуация несколько изменилась. И автор данного исследования надеется внести свой вклад в этот процесс.

Степень разработанности темы.. Непосредственно близка к теме диссертации лишь некоторые статьи, появившиеся не так давно. Из дореволюционной литературы можно выделить два примечательных исследования - это объемный труд профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии А.А.Бронзова, к котором сопоставляются учения о нравственности Аристотеля и Фомы Аквината, и книгу А.Вертелов-ского о западной средневековой мистике. Среди современной литературы представляют интерес статьи и работа С.С.Аверйнцева, М.А.Гарнцева, П.П.Гаііденко, Г.Г.Майорова, В.В.Соколова и Н.И.Стяжкина, которые в той или иной мере соприкасаются с темой диссертации. Анализируя значение категории бытия в истории классической западно-европейской философии, А.Л.Доброхотов посвящает лишь пару страниц рассмотрению метафизики Фомы Акзинского и Дунса Скота, предложив самую общую схему видения этой фундаментальной филосорской проблемы в их системах. Небольшие статьи, которые затрагивают тему исследования, такке нз раскрывают в полной мере всю глубину и значимость данной проблематики в размышлениях средневековых теологов.

Очень обширна литература на европейских языках, что обуславливается особым звучанием данной темы в современной философии. Она затрагивается в работах З.їильсона, Ф.К.Конлстона, М.Хайдег-гера, сочинения которого стали появляться в переводах на русский язык. Это фундаментальные и серьезные исследования, слукязаие ориентира,! .для изысканий автора.

Общяя цель и основные результаты исследования. Общая цель исследования заключается в там, чтобы раскрыть понимание категорий бытия и истины в теолого-метафизических построениях Фомы Аквин-сксго и Дунса Скота, определить общность и различия их систем, отношение к предшествующей традиции средневековой католической теологии, место и значение в истории философии.

Цель исследования диктует осуществление следующих частных задач:

- выяснение значения теологической системы Фомы Аквинского в истории средневековой западно-европейской мысли;

экспликация понятия бытия в метафизике Акняната, сопоставление данного понятия с принципами христианского геоцентризма;

анализ значения ястянн в системе Фомй и соотношение ее с бытие;/;

рассмотрение концепции бытия у Дунса Скота, ее особенных и обидах моментов с традиционным учением Августина и теологией Аквината;

конкретизация позиции 5 от я Ливийского и Дунса Скота по данной проблематике и определение общих перспектив ее развития.

Методология и источники псплвло?якия. Методологической основой исследования является принцип преемственности идей, соотношение логического и исторического в историко-философском процессе. Применялись новейшие формы контекстуального и герменевтического анализа, получившие свое заражение в работах Х.Г.Гадачера, А.5.Лосева, М.К.Мамардапвили, Ы.Хейдеггера, Использовался опыт исследования средневековой философия з русско-и англоязычной литературе. Источник».! слукили научные издания текстов философского наследия на русском, английском п латинском языках.

Новизна работа. Откэзэвзись от сложявяихся стереотипов, автор попытался раскрыть полояателыий с:,шсл учений средневековых мыслителей в культуре ах временя я в общей перспективе истории ^ялоссфии. К научной новизне работа иогно отнести и использование таких философских абстракций как "античный кос-моцентрззя" и "средневековый теоцентризгл". Автор основывался на ноэейпях изданиях источников я исследования нз английском и латинском языках. 3 ходе анализа автор припал к следущям заключения:.?:

  1. система Фотгы Аквйнскоготкішмаот особое кесто в история средневековой ?Г:ялосо15'лз и теология, что выразилось в утверждении нового отношения к миру em, (.itatum. (сотворенного сущего);

  2. в интерпретации поаягяя баїтія татзя хэрэктэрнндг образом отразил всякмакяе христианского тзоцентрязмз, полагая понимание Бога как ірічм. г*/м- (самого <5ат;:я);

  3. политая истину как "соответствие секи ?. интеллекта" (Божественного), Фома определил плюрализм Котшш в мире сотво-

ренногосуїдего, в котором истина реализуется в истинном Значении вещей в меру их причастности Богу как самому бытию;

4) концепция бытия Дунса Скота выделяется в развитии хри
стианской теологии в европейской онтологии особым отношением

к данному понятии, когда познание Бога опосредуется однозначно.? ( utbLbvcitat' ) концепцией битая;

5) при всех различиях в интерпретации Истины и бытия,
Фома Аквинскяй и Дуне Скот оставалась яркими представителями
средневековой парадигмы культуры и не разделяли онтология и ,
теологию в особые науки, ибо для них быть теологом, означалОі
думать о высшем бытии, а размышлять о бытии, означало, стре-,
миться к Создателю-Богу.

Теотеткчеокзя и практическая значимость исследования. Материалы диссертации, разработанные в ней подхода и полученные результаты позволяют дополнить и углубить понимание специфики развития средневековой христианское теологии в историко-философском процессе. Проясняется преемственность и новизна. теолого-метафазичееккх идей в эпоху Средневековья.

Материалы исследования могут бить использованы при чтения лекционных курсов по истории и философии религии, истории философии, онтологии, средневековой-метафизике и культуре.

Апробянпя работа. По материалам работы читались лекции по истории философии я средневековой культуре в институте усовершенствования учителей г.Архангельска. Диссертация обсуждалась на кафедре истории философии Санкт-Петербургского университета. Ее содержание излокено в публикациях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (нз русском, английском и латинском языках - 114 наименований) и прялокецкя, с одержану о небольяой перевод с латыня.