Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ ХАТИМА АР-РАЗИ НИЁЗБЕКОВ ДАВЛАТ ТОЛИБЕКОВИЧ

ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ ХАТИМА АР-РАЗИ
<
ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ ХАТИМА АР-РАЗИ ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ ХАТИМА АР-РАЗИ ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ ХАТИМА АР-РАЗИ ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ ХАТИМА АР-РАЗИ ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ ХАТИМА АР-РАЗИ ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ ХАТИМА АР-РАЗИ ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ ХАТИМА АР-РАЗИ ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ ХАТИМА АР-РАЗИ ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ ХАТИМА АР-РАЗИ ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ ХАТИМА АР-РАЗИ ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ ХАТИМА АР-РАЗИ ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ ХАТИМА АР-РАЗИ ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ ХАТИМА АР-РАЗИ ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ ХАТИМА АР-РАЗИ ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ ХАТИМА АР-РАЗИ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

НИЁЗБЕКОВ ДАВЛАТ ТОЛИБЕКОВИЧ. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ ХАТИМА АР-РАЗИ: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.03 / НИЁЗБЕКОВ ДАВЛАТ ТОЛИБЕКОВИЧ;[Место защиты: Институт философии, политологии и права им. А.М.Баховаддинова АН Республики Таджикистан].- Душанбе, 2014.- 152 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Абу хатим ар-рази и его место в истории исламской мысли 14

1.1. Абу Хатим ар-Рази, его эпоха и ислам 14-36

1.2. Философия Абу Хатима ар-Рази, античная мысль и ислам .36

ГЛАВА 2. Философия абу хатима ар-рази и критика им взглядов мухаммада ан-насафи и абубакра ар-рази 58-1

2.1. Учение Абу Хатима ар-Рази о первоначалах. Критика взглядов ан Насафи 58-73

2.2. Учение Абу Хатима ар-Рази о бытии. Полемика с Абубакром ар Рази 73-87

2.3. Эпистемология Абу Хатима ар-Рази. Профетология и Имамология 87-1

ГЛАВА 3. Социально-философские и этические взгляды абу хатима ар-рази 103-1

3.1. Социально-философские воззрения. Священная история .103-117

3.2. Этические взгляды и моральный кодекс да и .117-1

Заключение 131-138

Список использованной литературы 139-150

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию творчества персидско-таджикского мыслителя Абу Хатима Ахмада ибн Хамдана ибн Ахмада ар-Рази (874-934, в дальнейшем Абу Хатим Рази) — средневекового философа и худджата исмаилизма X века. Абу Хатим Рази стоял у истоков философии исмаилизма и был одним из её основоположников.

Абу Хатим Рази на основе синтеза учения ислама и античной философии, разработал оригинальную философско-теологическую систему, сыгравшую большую роль в развития исламской культуры и цивилизации своего времени и представляющую большой интерес для современного исламского мира.

Актуальность исследования религиозно-философского творчества Абу Хатима Рази определяется повышением роли исмаилизма в современном исламском мире и продолжающимся спорами о вероучении и философии исмаилитов. Тема является актуальной и с точки зрения роста интереса к творчеству творцов теологии и философии исмаилизма в стране и современном мире от Японии до Канады и от Египта до Великобритании.

Интерес к исмаилизму всесторонен и всеобъемлющ: история и культура, общество и государство, человек и религия, теология и философия, особая экзегетика или герменевтика (та‘вил), наконец, средневековые первоосновы великой исламской цивилизации. Все это ныне находится в центре интереса как самих мусульман Таджикистана, так и представителей западноевропейской традиции, чьи генеральные культурные параметры столь отличны от менталитета восточных народов. Этот интерес содержит такие противоречия, которые нельзя решать без знания творчества таких мыслителей, как Абу Хатим Рази. К тому же философия исмаилизма, в основном, исследована у нас на основе персоязычных источников. Исследование философии Абу Хатима Рази, как арабоязычного мыслителя, в некоторой степени устранит этот пробел.

Кроме того, без знания философии Абу Хатима Рази, как утверждал в свое время «шейх исмаилитских философов» (А.В. Смирнов) аль-Кирмани, невозможно понять доктрины других исмаилитских мыслителей, включая учение самого автора «Успокоение разума» («Рохат ал-акл»). Философия Абу Хатима Рази лежит в основании исмаилизма и в этом смысле послужила идейным источником последующих за ним мыслителей. Многие идеи из его философии и теологии вошли в произведения почти всех последующих исмаилитских мыслителей до XIX в.

Философская и религиозная мысль являются творческим продуктом труда интеллектуалов, которые всегда чувствуют пульс времени и которые пытаются теоретически ответить на вопросы, возникающие в ходе развития общества. Так было всегда и особенно в переломные эпохи, когда смена ценностей культуры и цивилизации приводят мыслителей к созданию новых теоретических схем, моделей или картины мира, в которых, как в зеркале, отражаются интересы тех или иных слоев общества, приходя в противоречие с интересами других слоев. Таким представляется и творчество Абу Хатима Рази для его времени.

Сегодня идет не только диалог культур и цивилизаций, но и конфликты между ними. В такой ситуации обращение к прошлому всегда полезно для поиска ответов на вопросы, которые ставит перед народами реальная жизнь. И в данной диссертационной работе сделана попытка найти ответы на вопросы, которые возникали и разрешались в процессе слома древней культуры и цивилизации Ирана и Средней Азии и строительства исламской цивилизации на основе изучения творчества Абу Хатима Рази.

Степень изученности темы. В огромном количестве литературы по истории и религиозно-философским учениям исмаилизма Абу Хатиму Рази посвящено ничтожно мало работ и ни одного монографического исследования.

Хотя труды Абу Хатима Рази стали известны исследователям еще в 30-40-е годы прошлого столетия, его философия не стала предметом изучения ни у нас, ни в других странах мира. В советском востоковедении об Абу Хатиме Рази впервые писал П. Шад и то в связи с анализом философии Абубакра ибн Мухаммада Закария ар-Рази (ум. 925, в дальнейшем Абубакр ар-Рази). В таджикской историко-философской науке об Абу Хатиме Рази и его критике материализма Абу-бакра ар-Рази упоминает Г. Ашуров, основываясь на работу П. Шада. В работе «Аз таърихи фалсафаи точик» («Из истории таджикской философии») М. Диноршоева широко использованы материалы из книги Абу Хатима Рази «А‘лом ан-нубувват» («Пик пророчества») для исследования и оценки мировоззрения Абубакра ар-Рази. Кроме вышеназванных работ в нашей науке об Абу Хатиме Рази больше ничего нет.

В зарубежном востоковедении знакомство с творчеством Абу Хатима Рази началось с публикации в 1935 г. П. Краусом отдельных частей «А‘лом ан-нубувват», которая вызвала большой интерес специалистов по исламской религии и философии. Затем, в 1936 г. о творчестве Абу Хатима Рази писал известный русский востоковед В.А. Иванов в работе «Кредо Фатимидов» («A Creed of the Fatimids») на основе найденных им рукописей сочинений мыслителя. В этой работе В. Иванов писал: «Конечно, Абу Хатим ар-Рази был одним из наиболее выдающихся авторов-эрудитов исмаилизма и вообще когда-либо появившихся в исламе [мыслителей]». В другой работе В.А. Иванов называет Абу Хатима Рази «исключительно эрудированным богословом и философом IX/X в.». После выхода в свет работы В.А. Иванова интерес ученых к творчеству Абу Хатима Рази возрос. В западных журналах, энциклопедиях и словарях появились краткие научные сообщения о жизни и творчестве Абу Хатима Рази, ограниченные, однако, только биографической справкой и перечислением его сочинений. Это объясняется недоступностью рукописей работ Абу Хатима Рази исследователям тех лет.

Только в 1950-е годы в арабских странах и Иране начали публиковать критические тексты сохранившихся книг Абу Хатима Рази с обширными аналитическими введениями: доктора Ибрагима ‘Аниса и Хусайна аль-Хамдани к «Китаб ал-Зиннат» («Книга о космосе»), С. Х. Насра (на английском), С. Аль-Сауи и Г. А‘вани (на персидском) к «А‘лом ан-нубувват» («Пик пророчества») и позже Шина Номото к «Китаб ал-Ислах» («Книга исправления»). Особенно ценным для анализа и оценки философского творчества Абу Хатима Рази является работа Сейида Хусейна Насра «Исмаилитская мысль в классическом веке», написанная как введение ко второму тому «Антолгии персидской философии» и упомянутое небольшое предисловие к «А‘лом ан-нубувват». В этом предисловии С.Х. Наср писал: «Автор «А‘лом аль-нубувват» Абу Хатим Ахмад ибн Хамдан ибн Ахмад Рази Варсинани – один из наиболее выдающихся богословов и философов Ислама и главная фигура той плеяды исключительных мыслителей, как Хамид аль-дин Кирмани, Насир-и Хусрав и Кади Ну‘ман, кто создавал исмаилитскую философию Фатимидского периода».

Особо следует отметить заслуги канадского исследователя творчества Абу Хатима Рази Шина Номото. Им осуществлен перевод некоторых частей текста «Китаб ал-Ислах» («Книга исправления») Абу Хатима Рази с арабского языка на английский язык с общим введением к переводу и к разделам и важными примечаниями к тем или иным проблемам, которые поставлены автором книги. «Китаб ал-Ислах» на английском языке еще не издан (вернее, у нас информации об издании книги на английском языке нет), но имеются научные отчеты — тексты переводов Шина Номото, полученные нами из Института исмаилитских исследований (Лондон, Великобритания).

Кроме того, Шином Номото на японском языке опубликовано несколько статей о философии и теологии Абу Хатима Рази, на которые он ссылается в своих отчетах. К сожалению, статьи эти нам недоступны.

К заслугам Шина Номото в исследовании данной темы можно отнести и его докторскую диссертацию «Учение о пророчестве в раннем исмаилизме (по книге Абу Хатима ар-Рази «Китаб ал-Ис-лах»). Это на сегодня единственная религиоведческая работа, которая более полно охватывает философско-теологические взгляды Абу Хатима Рази. В ней автор рассматривает, в первую очередь, теорию пророчества и связанные с нею проблемы имамата, священной истории, космологии, христологии и многие другие вопросы, которые Абу Хатим Рази разрабатывал в «Китаб аль-Ислах». Диссертация имеет большое научное значение для дальнейшего изучения творчества Абу Хатима Рази с привлечением материалов других его работ.

Определенным вкладом в целостном исследовании жизни и мировоззрения Абу Хатима Рази можно считать большую статью иранского ученого М. Джовидан «Жизнь и воззрения Абу Хатима Рази» («Зиндаги ва андешахои Абу Хотим Рози). К сожалению, бльшая часть статьи посвящена уточнению биографических данных и только на последних нескольких страницах автор излагает основные положения теологических и философских воззрений Абу Хатима Рази. Главной заслугой его, М. Джовидан считает: 1) критику Абубакра ар-Рази по вопросам пророчества, имамата и его крайнего рационализма 2) исправления ошибок в вероучении исмаилизма, допущенные д‘аи ан-Насафи (Нахшаби).

И, наконец, нельзя не упомянуть работы ведущего исследователя в области истории исмаилизма Ф. Дафтари. Хотя у Дафтари нет специальной работы, посвященной теологии и философии Абу Хатима Рази, тем не менее его капитальный, обобщающий труд «История и учения исмаилизма» («Таърих ва акоиди исмоилия»), её сокращённые варианты и многочисленные статьи, кроме прочего, содержат много полезного материала о взглядах Абу Хатима в различных областях средневековых наук, в частности, космологии и эсхатологии.

Отдельные высказывания о жизни и учениях Абу Хатима Рази можно встретить в работах таких ученых, как А. С. Азад, Н. Азим, П.Э. Волькер (Walker), М. Галеб, М. Диноршоев, Х. Додихудоев, М. Мухаккик, Р. Назариев, З. Сафо, А.В. Смирнов, С.М. Стерн, С.С. Хайдарова, А. Халаби, Г. Хелм и др. В трудах названных ученых, посвященных истории и доктринам исмаилизма, в некоторых случаях затрагиваются и отдельные религиозно-философские, космологические и социальные идеи Абу Хатима Рази, его вклада в философию и теологию исмаилизма.

Таким образом, можно сказать, что исследования о философии Абу Хатима Рази в современной науке слишком ограничены и сущеcтвующие работы не дают полного и целостного представления о мировоззрении мыслителя. До сих пор ни у нас, ни за рубежом не осуществлено монографическое исследование философского творчества Абу Хатима Рази.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является целостный научно-философский анализ творчества Абу Хатима Рази и определения его места в развитии исмаилитской мысли в эпоху становления и развития исламской культуры и цивилизации в Иране и Средней Азии.

Для достижения этой цели автором были поставлены следующие задачи:

– изучение произведений Абу Хатима Рази и анализ его философской и теологической системы;

– выявление связи философии и теологии Абу Хатима Рази с учениями его предшественников и их особенности;

– анализ причин зарождения и развития философского исмаилизма Абу Хатима Рази, его идейные и социально-политические истоки;

– изучение экономических, социально-политических и культурных условий жизни и деятельности Абу Хатима ар-Рази;

– анализ процессов трансформации культуры и цивилизации на Ближнем и Среднем Востоке в VIII-X вв. в Арабском халифате и их влияния на развитие общественной мысли, включая исмаилизм;

– определение роли философии и теологии Абу Хатима ар-Рази в развитии ценностей ислама и исмаилизма, ее значения для современности.

Объектом исследования является жизнь и творчество Абу Хатима ар-Рази как одного из основоположников религиозно-философской системы исмаилизма.

Предметом исследования являются философские, социальные и этические воззрения Абу Хатима Рази по его сочинениям «А‘лом ан-нубувват», «Китаб аз-зиннат» и «Китаб ал-Ислах».

Научно-методологическая основа диссертации. При исследовании темы диссертации автор опирался на традиционные научные методы исследования проблем истории философии, а так же использовании культурологического и цивилизационного подходов к изучению исторических явлений и философской мысли. Использован также опыт ведущих философов страны и научных центров ближнего и дальнего зарубежья в исследовании историко-философских проблем, включая философию отдельных мыслителей и сообществ.

Научная новизна исследования. Философия и теология Абу Хатима Рази впервые в историко-философской науке стали предметом специального монографического исследования:

– исследование проводится по подлинным произведениям мыслителя и части его предшественников по разработке философии и теологии исмаилизма IX-X вв.

– в связи с анализом учения Абу Хатима Рази о первоначалах и творения впервые рассматриваются критика им взглядов основоположника философии исмаилизма да‘и ан-Насафи по некоторым вопросам теологии и философии исмаилитов;

– подвергаются сравнительному анализу онтология Абу Хатима Рази и его полемика с Абубакром ар-Рази о бытии Бога и мира, о пророчестве и природе религии и основных ценностях ислама;

– излагается основное содержание философии Абу Хатима Рази в связи с его теологией, учением о пророчестве и имамологии;

– подвергается систематическому анализу эпистемология Абу Хатима ар-Рази;

– рассматриваются социально-политические взгляды и нормы морали в контексте теологии и философии Абу Хатима ар-Рази, особое внимание уделяется концепции справедливости и этическому кодексу да‘и;

– рассматривается значение учения мыслителя в связи со сменой культуры и цивилизации в постсоветском времени и пространстве.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1) Абу Хатим Рази является реальным основоположником теологии и философии раннего исмаилитского движения и его сочинения в полемическом духе отражают основные теологические, философские, социальные и этические концепции исмаилизма.

2) В своей критике философских взглядов дахрита Абубакра ар-Рази Абу Хатим Рази защищает общерелигиозные и исламские ценности, а не только доктрины шиизма и исмаилизма. Борьба против ереси в исламе – одна из важных черт теологии и философии Абу Хатима Рази.

3) В своей теологии и философии Абу Хатим Рази решает важные для средневековой мысли онтологические, эпистемологические, космологические, антропологические и эсхатологические мысли.

4) Большое значение Абу Хатим Рази придавал обоснованию необходимости пророчества и имамата, их роли в жизни общества и человека, в знании законов религии и в управлении обществом и общиной.

5) Абу Хатим Рази обосновал социальное расслоение общества, деление его на классы и сословия, разные общественные слои с определенными материальными и духовными интересами, регулирования отношений между которыми требуют наличие божественных законов (шариат) и власти. Но шариат – это внешнее (захир) законов, за которыми скрыто их внутренний, истинный смысл (батин). Последний выявляется через таъвил – специальной процедуры, которую знают только имамы.

6) Важное значение Абу Хатим Рази придавал морали общества, которую он связывает с учениями Корана и отдельных хадисов, а так же передачи этих учений верующим через да‘и путем обучения (та‘лим). Им разработан специальный моральный кодекс да‘и, которое определяет поведение да‘и в общении с людьми.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Теоретические положения и выводы диссертации могут быть полезными в процессе исследования религиозно-философских концепций других мыслителй-исмаилитов, течений и сект ислама, а также использованы в лекциях по истории философии, истории философии и религии, религиоведение, спецкурсах и семинарах для студентов вузов и аспирантов. Она может принести пользу и для консолидации религиозных общин и, следовательно, социумов исламского мира.

Апробация диссертационной работы. По материалам исследования автором опубликованы три статьи в научном журнале, вошедшем в перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации и отдельный параграф в коллективном научном труде ученых Института философии, политологии и права Академии наук РТ. По материалам диссертации автором прочитано несколько лекций студентам Хорогского госуниверситета.

Диссертация обсуждалась на Ученом Совете Института гуманитарных наук Памирского филиала АН РТ (Протокол № от 2013 г.) основные ее положения докладывались на различных научных конференциях и симпозиумах в Институте гуманитарных наук Памирского филиала АН РТ и Хорогском госуниверситете им. М. Назаршоева.

Диссертация обсуждена на заседании Отдела истории философии Института философии, политологии и права им. А.Баховаддинова АН РТ (Протокол № 7 от 26 июня 2013 г.) и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Философия Абу Хатима ар-Рази, античная мысль и ислам

Абу Хатим Рази жил и творил в переломный период, в эпоху, когда в Иране и Средней Азии (и во всех странах, завоеванных арабами), шел процесс формирования и развития новой культуры и цивилизации, связанный с распространением ислама. Вместе с тем продолжалось разрушение древней ирано-таджикской цивилизации или ее синтез с вновь складывавшимися исламской культурой и цивилизацией. Академик Б. Гафуров называл этот процесс «величественным культурным синтезом в Средней Азии и на всем Ближнем Востоке IX-X вв.» . Слом культурных традиций таджикского и иранского народов, которые за тысячелетие до арабского завоевания имели высокую культуру и одну из первых цивилизаций мира, вызвал к жизни многие течения мысли, в том числе исмаилизм. Исмаилизм возник раньше, но его философия сложилась позже. Она явилась, как и другие течения общественно-политической и религиозно-философской мысли, результатом осмысления ценностей ислама и новых форм социальности, которые вводились арабами на основе новой для всех покоренных народов религиозной веры. Все течения имели арабские корни, но были связаны с огромным числом интеллектуалов персидско-таджикского происхождения. Одним из таких интеллектуалов иранского происхождения был Абу Хатим Рази. Его жизнь и деятельность проходили на территории Ирана и Азербайджана конца IX — первой трети X вв. Его творчество связано с созданием ценностей новой исламской цивилизации, ее противоречиями и их осмыслением или интерпретацией. Именно интерпретация Корана, по мнению некоторых ученых, сыграла важную роль в появлении в исламе большого многообразия толков и школ религиозно-философской мысли. Абу Хатим ар-Рази относится к тем деятелям средневековой пресидско-таджикской культуры, творческая роль которых в становлении философского исмаилизма (П.Е. Вокер) была огромной и неоспоримой. Он был вторым по счету (после Мухаммада ан-Насафи) мыслителем, стоявшим у истоков неоплатонической философии исмаилизма, и внесшим значительный вклад в разработку теологии и философии исмаилитского движения, а также в систематизацию терминов теологии и философии ислама (Корана) и лингвистики арабского языка.

Информация о жизни Абу Хатима Рази очень скудна. История сохранила только краткое сообщение Низам аль-Мулька о пропаганде Абу Хатимом Рази исмаилизма в Рее, но ничего не сохранила о жизни и деятельности мыслителя. Известно лишь, что он родился приблизительно в 260/874 году, вблизи Рея, в Пашопуя (в настоящее время Фашофуйа, южнее Тегерана). Его полное имя Абу Хатим Ахмад ибн Хамдан ибн Ахмад ар-Рази. Иногда к его имени добавляют ал-Варсанани ал-Лайси — Абу Хатим ибн Ахмад ибн Хамдан ал-Варсанани ал-Лайси ар-Рази.2 Науке ничего неизвестно ни о детстве, ни о национальном происхождении, ни о том, где и какое образование получил Абу Хатим Рази. Одни его считают арабом, поскольку он в совершенстве знал арабский язык и литературу, и все свои труды писал на этом языке, другие — персом. Первую версию легко объяснить местом арабского языка в науке и культуре ислама. Известно, что арабский язык служил ту же роль в культуре исламского Востока, что латинский на Западе. И тут нет ничего странного, что перс по происхождению Абу Хатим Рази сочинял свои произведения на арабском — языке священного Корана. Поэтому «лингвистическое» доказательство того, что Абу Хатим Рази был арабом по происхождению, не выдерживает критики. К тому же свое происхождение из персидской семьи подтверждает сам мыслитель, отмечая в своей книге «Китаб аз-Зиннат», что он «был воспитан в персидском духе». Далее можно отметить, что если бы наш мыслитель был арабом, то вряд ли он мог бы выполнить обязанности да и в среде фарсиязычного населения, абсолютное большинство которого не знало арабского языка. Персом был не только Абу Хатим Рази. Все да и, проповедующие исмаилизм в Иране и Средней Азии и даже за их пределами были персами или таджиками. Более или менее достоверные факты существуют о жизни в зрелом возрасте, о пропагандистской и творческой деятельности Абу Хатима Рази.

Время зрелой жизни и активной творческой деятельности Абу Хатима Рази совпадает с периодом «золотого века» («мусульманского ренессанса») исламского мира. Это был, как отметили выше, период освоения и герменевтического осмысления ценностей новой религии, накопления энергии для бурного развития исламской цивилизации. Этим объясняется возникновение различных течений и школ философской и религиозной мысли в исламе, возрастания активности интеллектуальных и религиозно-политических движений. К этому времени относится и рост движения исмаилитов и их да ват (призыв). О «золотом веке» или о высоком развитии социально-экономической, политической и культурной жизни мусульманского мира в IX-XI вв. существует довольно обширная литература. Анализировать эту литературу невозможно, да и нет в этом необходимости. Тем более, что географически дав ат исмаилитов охватывал огромную территорию от Средней Азии, Ирана и до Северной Африки и Испании. Для объяснения исторических истоков философии Абу Хатима Рази описать историю, а шире — социально-политическую, экономическую и культурную жизнь такого огромного региона в рамках диссертации невозможно. История развития социально-политической, экономической и культурной жизни одной только эпохи Саманидов заняло бы целый раздел.

Учение Абу Хатима ар-Рази о бытии. Полемика с Абубакром ар Рази

Псевдоаристотелевы тексты и их неоплатоническая философия привлекли внимание исма илитских (карматских) да и иранских земель. В IV/Х веке они начали работу по согласованию исма илитской ши итской теологии с философией неоплатонизма. Это соединение разума и Откровения, или философии и теологии, привело в рамках исма илизма к развитию уникальной интеллектуальной традиции философской теологии, так называемого философского исма илизма. Мухаммад ан-Насафи, главный да и Хорасана и Трансоксиании, был, по-видимому, самым первым из персидских да и, который ввел неоплатоническую философию в свою теологию и систему мысли. Он, как и другие да и восточноиранских областей, писал для правящей элиты и образованных классов общества, ставя целью заинтересовать их интеллектуально и получить поддержку для да ва. Здесь кроется объяснение того, почему да и стремились излагать свою теологическую теорию, опираясь на самые современные для того времени и модные философские дефиниции, обращаясь к актуальным интеллектуально привлекательным темам, но не подвергая при этом риску суть своего религиозного послания сфокусирован- ного на центральной ши итской концепции имамата». Из многочисленных да и исмаилитов Ф. Дафтари основателями иранского философского исмаилизма считает всего несколько человек. Он пишет: «Мухаммад ан-Насафи, Абу Хатим ар-Рази и, что особенно важно, Абу Йа куб ас-Сиджистани, отталкиваясь от той разновидности «неоплатонизма», которая была распространена в то время среди образованных слоев населения Персии и Центральной Азии, разрабатывали философские проблемы, совершенно отсутствовашие в работах ал-Кади ан-Ну мана и других современных исма илитских авторов арабского мира и Северной Африки. Иранские да и предложили сложную метафизическую систему мысли с отчетливой неоплатонизированной космологией, представлявшей самую раннюю традицию философской теологии в ши изме. Их позиции в области философии были весьма близки, однако да и не находили друг с другом общего языка в области теологии и вели нескончаемые богословские дебаты. Основная работа да и ан-Насафи «Китаб ал-махсул» («Книга смысла и сути»), датировавшаяся приблизительно 300/912 годом и представлявшая собой его первое сочинение, вобравшее в себя элементы греческой философии, не сохранилась. Известно, однако, что одно время она имела широкое хождение в различных кругах общества. «Махсул» была подвергнута жесткой критике современником ан-Насафи, да и Рея, Абу Хатимом ар-Рази, который написал свою «Книгу исправлений» («Китаб ал-Ислах»), чтобы внести поправки в ряд аспектов учения ан-Насафи. Книга Абу Хатима в свою очередь вызвала возражение преемника ан-Насафи в Хорасане, ас-Сиджистани. В защиту основных положений ан-Насафи тот, в свою очередь, написал «Книгу победы» («Китаб ан-нусра»), направленную против критики да и из Рея. Именно на основе сохранившихся многочисленных работ ас-Сиджистани современные ученые имеют возможность реконструировать ранний этап развития философского исма илизма с его космологией, то есть представить систему в том виде, какой она имела в IV/X веке». Ф. Дафтари немного преувеличивает роль наследия ас-Сиджистани в ущерб творчества Абу Хатима Рази и аль-Кирмани. Конечно, нельзя отрицать роль Абу Йакуба ас-Сиджистани в одном — в развитии отрицательной или негативной теологии, направленной на усиление и укрепление исламского монотеизма. Но и в этом вопросе приоритет принадлежит Абу Хатиму Рази. Впервые в «Китаб ал-Ислах» мы встречаемся с неоплатонической отрицательной теологией, рассматриваемой в рамках исламского тавхид или примененной к мусульманскому монотеизму. Об этом Шин Номото упоминает в своих опубликованных переводах на английский язык отдельных частей «Китаб ал-Ислах». К этому вопросу мы еще вернемся.

Вернемся, однако, к Абу Хатиму Рази и отметим, что ни он, ни его предшественник Насафи и их последователи не ограничивались лишь одним неоплатонизмом, какое бы место он не занимал в их теологии и философской системе. В его учении можно встретить и элементы платонизма, и аристотелизма, и стоицизма и других, менее популярных на Востоке, религиозно-философских концепций. Влияние античного наследия на исмаилитов и в частности на теологию и философию первых творцов философского исмаилизма — Мухаммада ан-Насафи, Абу Хатима ар-Рази, Абу Йакуба ас-Сиджистани и Хамид ад-Дина ал-Кирмани — надо брать шире. И тут необходимо отказаться от давно устаревшей теории о стремлении исмаилитских мыслителей к созданию гармонии между исламом и греческой философией. При нынешнем расширении и углублении наших знаний об исмаилизме и других течениях философской мысли народов Средней Азии и Ирана, всего исламского мира, слово «гармония» как «связь», «созвучие» или «согласие» между исламом и философией не раскрывает сущность того процесса, который происходил в интеллектуальной жизни общества VIII-XI вв. Здесь больше подходит понятие «синтез», ибо теология и философия исмаилизма — это нечто новое по сравнению того исходного мыслительного материала, который был переработан да и исмаилитов в течение долгого времени.

Эпистемология Абу Хатима ар-Рази. Профетология и Имамология

Смирнова основан на теории познания аль-Кирмани и не может быть безусловно применен к гносеологии его предшественника Абу Хатима Рази. Здесь уместно привести слова А. Корбэна о гноселогии исмаилизма (шиизма), более соответствующие позиции Абу Хатима Рази: «Существует сущностная связь между гносеологией профетической философии и феноме-ном святой Книги, «сошедшей с Неба». Тема пророческого вдохновения является первоочередной для философской рефлексии, развившейся в среде сообщества ахль аль-Китаб. Профетическая философия нашла в шиитском Исламе свое наиболее чистое выражение. В то же время ее ориентация глубинным образом отличается от ориентации христианской философии, центрированной вокруг факта Воплощения, рассматриваемого как нисхождение Бога в историю». А. Корбэн исследует не гносеологию в системе шиитской философии, а связь шиитского гносиса с Кораном, деятельностью пророков и имамов, чтобы показать пророческие источники исламской философии в религиозной системе шиитов. Эту линию можно наблюдать у Абу Хатима Рази.

Надо отметить, что у Абу Хатима Рази отсутствует систематически разработанной теории познания. Конечно, как все мыслители его времени, он говорит о познании внешнего мира чувствами и разумом, о пользе познания и т.д. Но у него, как худджата исмаилизма, главным образом речь идет о непосредственном знании, нисходящим от Бога к глаголющим пророкам, от пророков к имамам, а от них к нижестоящей исмаилитской иерархии и в первую очередь к худджетам и да и. Последние преобретенное ими знание передают тем, кто входил в возглавляемую ими исмаилитскую общину определенной территории (чазира) и новообращенным адептам. В заключительной главе последней части «А лом ан-нубувват» под названием «Всякое знание от Первого Мудреца» Абу Хатим Рази, в противовес учению Абубакра ар-Рази, утверждает, что все знание о природе, о космосе (астрономические и математические знания) и даже о лекарственных растениях дается Богом. Но это божественное знание дается не каждому человеку, но только пророкам и имамам. Этот тезис Абу Хатима Рази стал общепринятым в исмаилитской эпистемологии. Таким образом, полемика с Насафи и Абубакром ар-Рази не закончилась рассмотрением и решением онтологических проблем. В «Китаб аль-ислах» Абу Хатим Рази «исправляет» ошибки Насафи в характеристике и определения места пророков Адама (Одам) и Моисея (Муса) в иерархии глаголющих пророков (нутако) и их шариатов, поставив последнего выше пророка ислама Мухаммада. Это вызвало резкое возражение Абу Хатима Рази, поскольку противоречило учению ислама и священной истории, основанной на циклах шариата. Но это к данному разделу не относится, и мы рассмотрим его в другом месте. Что касается Абубакра ар-Рази, то он вообще поставил под сомнение всякое пророчество, значения Корана, как Божьего Слова для мусульманской уммы, что могло свести на нет и шиитско-исмаилитское учение об имамате и имаме — самой главной догмы шиизма в целом. Но не только это заставило Абу Хатима Рази заняться проблемой пророчества.

Как известно, концепция пророчества разъясняет суть руководства Бога человечеством посредством пророков или особо избранными людьми. Она одна из важнейших традиций монотеистических религий, представленная иудаизмом, христианством и исламом. Абубакр ар-Рази отвергал эту концепцию и это имело негативные последствия не только для ислама, но для религии вообще. П. Волькер (Wolker) считает, что во времена Абу Хатима Рази и Абу Йакуба ас-Сиджистани шиизм находился в глубоком кризисе. Но Волкер не указывает причину кризиса и на роли учения Абубакра ар-Рази и дахритов в этом кризисе. Ведь если брать во внимание популярность Абубакра ар-Рази, как врача, ученого и философа с учетом социальной напряженности в арабском Халифате, то нельзя исключить из причин кризиса шиизма его идеи. Если это даже не так, как нам представляется, то все же не подлежит сомнению, что Абу Хатим Рази и Абу Йакуб ас-Сиджистани были теми мыслителями, которые вывели шиизм из кризиса и способствовали возрождению и укреплению его авторитета в сознании верующих. Волкер говорит даже о шиитском Ренессансе, связывая его с деятельностью исмаилитских философов иранской школы исмаилизма. Заслуга Абу Хатима Рази состоит в том, что он посвятил пророчеству и имамологии, помимо «Китаб аль-ислах», специальную книгу «Алом ан-нубувват». В них детально разработана собственная теория Абу Хатима Рази, включающая в себя историческую необходимость появления среди людей посланников Бога, манифестации каждым из них своего шариата (религиозного Закона), как ступени священной истории и надобности имамов, как хранителей и толкователей Божьего слова, манифестируемые пророками в священных писаниях. Все эти и другие идеи Абу Хатима Рази органически связаны с онтологическими и гносеологическими вопросами его философии и космологией, которые он использовал для обоснования своей теории пророчества, имамата шиитов и священной истории.

Следует отметить, что профетология и имамология исмаилизма всегда вызывали большой интерес исследователей. Эти специфически присущие шиитам-имамитам и исмаилитам теории трактовались и оценивались по-разному, но исходя из учения одного или двух более или менее известных и доступных исследователю мыслителей. Абу Хатим Рази в это число никогда не включали. Как было отмечено выше, исследователи исмаилизма не имели доступа к его книгам. Однако, не зная философские и религиозные учения раннего исмаилизма, положившего начала этим учениям, трудно адекватно понять и идеи их более поздних преемников. С другой стороны, большое влияние на исследователей истории и философии исмаилизма оказывали, в отсутствии подлинных исмаилитских источников, произведения идейных противников исмаилитов. В результате такой перекрестной встречи противоречивых данных об исмаилитах и появились взаимоисключающие друг друга точки зрения на исмаилизм вообще и его профетологии и имамологии, в особенности. В данном случае для нас имеют значение не только эти теории, но и связанная с ними эпистемология или теория познания исмаилизма и Абу Хатима Рази, в частности. В философском плане теория познания Абу Хатима Рази почти ничего нового не содержит.

Свою эпистемологию Абу Хатима ар-Рази развивал как отрицание идей Абубакра ар-Рази и на признании им пророков и имамов как единственных носителей истинного знания. Известно, что Абубакр ар-Рази не признавал никакие пророческие знания или религиозную теорию познания, связанную с божественным Откровением человечеству в форме священных книг. Абубакр ар-Рази стоял на позиции, что философы и ученые могут познавать мир своим разумом и не нуждаются в каких-либо учителей или наставников и потому нет нужды в пророках и имамах. Этот тезис Абубакр ар-Рази распространял на человека любой профессии и простых людей, в результате чего он стал опасным выводом в отношении всякой религии. Спасти ислам от философии Абубакра ар-Рази исмаилитские мыслители, в первую очередь Абу Хатим Рази, считали своей миссией.

Этические взгляды и моральный кодекс да и

Первым вопросом в этом кругу является вопрос о природе Первоначал – Универсального Интеллекта и Универсальной Души. Абу Хатим Рази недоволен тем что ан-Насафи считал Универсальную Душу от начала эманации из Универсального Интеллекта неполной и несовершенной, что вынуждает её двигаться вокруг Интеллекта, чтобы при его содействии достичь полноту и совершенства. С точки зрения Абу Хатима Рази Универсальная Душа с самого начала была полной и совершенной. Он считает, что если Универсальный Интеллект был сотворен полным и совершенным, то Универсальная Душа, как его эманация, не может быть неполной и несовершенной. С точки зрения Абу Хатима Рази, в совершенстве нуждается действие Души, а не её сущность. Потому что действие Души совершается только во времени. Ведь эманация Души совершается во времени. Первый Разум и время едины, потому что Первый Разум с сотворением вне времени– едины. Следовательно, нет времени до творения, а оно со временем одно сущее. Первый Разум с совершенством – единое сущее, так как Бог сотворил всех сущих в одно мгновенье. А Первый от него исходящий – объединитель в себе сущих, и он совершенен. А Второе - нисходящее от Первого со временем. Так, если даже оно ощущает нужду в получении помощи Первого, это не означает, что оно недостаточно по своей сущности. Абу Хатим уверен так же, что Универсальная Душа несовершенна только в своих действиях, но не в сущности. Творение совершенно через противоположностей и разнообразия, и оно проявляется в движении Универсальной Души, порождающее материальный мир и условия его существования.

Переходя ко второму утверждению Насафи, т.е. о движении и покое, Абу Хатим Рази считал, что движение и покой являются двумя следами от Первого и Второго начал. Первое когда нисходит, объединяется с ибда . И в том соединении два следа проявляются в потенции… Один из этих следов, который есть движение, стоит выше другого – покоя, так же как один из первоначал находится выше Второго. Движение же есть польза от Первого для Второго, для всех сущих и присуще всем им. Кроме того, польза от Второго заключена в материи (аль-хаюла) и форме (ас-сурат) во времени. От них же все происходит во времени через движения и покой. Движение и покой проистекают от Души через ее потенции, которые она получает от Разума. По сему, материя и форма стали основой этого мира, о котором говорили первейшие мудрецы.

Абу Хатим Рази резко критикует Насафи, называя его «безрассудным», «неосведомленным», бросающимся в «большую глупость» и «невежества». Абу Хатим считает, что такое понимание природы Универсальной Души приведет к заблуждению, ереси и дуалистического убеждения. При этом он ссылается на дуалистические учения доисламской Персии, для которых свет и тьма послужили двумя началами мира.

Насафи утверждал, что материя порождена Вторым Сущим, но последнее не напоминает происхождение Первого Сущего. Точно так же, Второе Сущее происходит от Первого, хотя Первое не имеет сходство с последним. Материя, как порождение Второго начала (Универсальной души), является сущностью этого мира. В полном соответствии с неоплатонизмом Абу Хатим считает ее основой мутности и темноты, которая не описывается ни милосердием и ни какой-либо потенцией. Она в результате эманации возникает из Второго начала через действие, а также через потенции, полученной от Первого (Универсального Разума). Далее, в материи проявляется форма, а она – Природа, как сущность среднего мира, которого мудрецы назвали сферой небес и всем тем, что там находится. Это всё совмещающее двух миров вместе с четырьмя элементами (огонь, вода, воздух и земля), от которых образуются темные построения и небеса и всё, что под ними из числа сложных соединений и образований. А это, в свою очередь, есть материя одного для другого, которое отличается от других. Нет ничего в мирах и их субстанциях сравнимых сущностей двух объединённых начал от Слова Бога. Недопустимо сказать, что действительно есть какая-то отдельная вещь, происходящая от них, четырёх элементов, или все они образованы от двух начал. Иначе говоря, оба начала возвышеннее и благороднее, чем все остальное, поскольку Бог создал обоих наподобие месторождения света, непорочности и святости. Сущность же этого мира – мутность тьмы, исходящей из материи и формы, которые вместе являются основой этого сложного мира. Таким образом, Абу Хатим Рази пытается доказать, что Универсальная Душа по своей сущности совершенна, но в своих действиях зависима от Универсального Интеллекта и нуждается в его помощи. Абу Хатим утверждает, что среди всего, что мы созерцаем и постигаем в мире чувствами и умом, нет ничего благороднее и превосходнее той сущности, которая существует в нас самих. Она называется говорящая душа (нафси нотика), которой человек господствует над другими живыми существами, над всеми родами сущих, эта сущность – след от той превосходной и благородной сущности – Универсальной Души, наподобие следа ювелира на расплавленные драгоценности, плотника на дереве, строителя на здании и т.д. Абу Хатим считает, что Второе Начало нельзя считать подобием Перового или производным от него. Он полагает, что это неверное суждение Насафи. Абу Хатим говорил, что нельзя Универсальную Душу уподоблять Универсальному Разуму, и она не образуется от него, она лишь его след, поэтому она не подобна ему. Переходя к антропологии Насафи, Абу Хатим подвергает критике тезис его о том, что человечество (аль-башар) есть первое сущее, формируемое Универсальной Душой, будучи плодом, полученной от Универсального Интеллекта пользы. С ним Универсальная Душа из состояния возможности переходит в действительность и достигает завершенности в процессе совершенства человечества. Такое утверждение Насафи Абу Хатим не считает корректным. Он считал, что человечество есть плод – по-другому сердцевина – этого мира в его нераздельности. Ради него этот мир был приведен в бытие в его нераздельности от корней и основ, первая из которых была материя, то есть основа индивидуального бытия (аль-афрод), которое производила его в силу движения и покоя. Затем были порождены вещи, основанные на сложные смеси (аль-мураккабот) мира и вслед за ними свойства каждой встречающейся формы человечества, готовые для принятия три формы души – вегетативную, чувственную и разумную. С их принятием формирование человечества было завершено. В продолжении этой мысли Абу Хатим пытается доказать, что этот мир в его полноте создавался ради человечества. сущего, а утверждение подобное этому может так же касаться и Первого в способе отклонения от утверждения человека, который считает, что человечество есть результат пользы, полученной Душой от Интеллекта. Более того, это делает необходимым доказать, что оно плод пользы от Интеллекта полученной от соединения с божественным повелением (аль-амр). Для плода, т.е. человечества, полученная польза от Интеллекта существовала в возможности, а от Души – в действительности. Человек – это конечная цель и предел, которым завершается сотворение мира. В полемике с Абубакром ар-Рази Абу Хатим Рази возвращается к вопросам онтологии и обсуждает с ним проблему извечности пяти субстанций, каковыми он считал Бога, душу, материю, пространства и время. Известно, что учение Абубакра ар-Рази о пяти извечных субстанциях было подвергнуто критике многими философами, в том числе исмаилитскими. Однако начало этой критике положил именно Абу Хатим Рази и в этом его большая заслуга в защите ислама от тлетворного влияния философии Абубакра ар-Рази. Следует отметить, что в критике учения Абубакра ар-Рази о пяти извечных субстанциях доводы Абу Хатима Рази не очень убедительны. Он противопос-тавляет взглядам Абубакра ар-Рази свою концепцию происхождения материи, движения, пространства и времени, которые этот мыслитель не признавал. Абу Хатим Рази ведет полемику не о сущности, скажем, пространства и времени, но об их структуре. И в этом проявляется слабость его концепции пространства и времени. То же самое касается понимания природы Души и отношение к ней Бога.

Похожие диссертации на ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ АБУ ХАТИМА АР-РАЗИ