Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские и этические взгляды Абубакра ар - Рази Хайдарова, Сабохат Саидовна

Философские и этические взгляды Абубакра ар - Рази
<
Философские и этические взгляды Абубакра ар - Рази Философские и этические взгляды Абубакра ар - Рази Философские и этические взгляды Абубакра ар - Рази Философские и этические взгляды Абубакра ар - Рази Философские и этические взгляды Абубакра ар - Рази Философские и этические взгляды Абубакра ар - Рази Философские и этические взгляды Абубакра ар - Рази Философские и этические взгляды Абубакра ар - Рази Философские и этические взгляды Абубакра ар - Рази Философские и этические взгляды Абубакра ар - Рази Философские и этические взгляды Абубакра ар - Рази Философские и этические взгляды Абубакра ар - Рази Философские и этические взгляды Абубакра ар - Рази Философские и этические взгляды Абубакра ар - Рази Философские и этические взгляды Абубакра ар - Рази
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хайдарова, Сабохат Саидовна. Философские и этические взгляды Абубакра ар - Рази : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03 / Хайдарова Сабохат Саидовна; [Место защиты: Ин-т философии им. акад. А.М. Богоутдинова АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2012.- 141 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-9/373

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторические условия и истоки формирования мировоззрения Абубакра ар - Рази .

1.1. Социально - политические условия эпохи Абубакра ар -Рази 13-29

1.2. Идейные истоки мировоззрения Абубакра ар - Рази 30-40

1.3. Жизнь и наследие Абубакра ар - Рази 40-63

Глава 2. Философские и этические воззрения Абубакра ар - Рази

2.1. Проблемы онтологии, познания и гуманизма в системе воззрений Абубакра ар - Рази 64 - 86

2. 2. Задачи этики с точки зрения ар - Рази 86-94

2. 3. Этические категории в учении мыслителя 94-120

2. 4. Значение этики Абубакра ар - Рази для современности . 121 - 126

Заключение 127 - 131

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. С приобретением Таджикистаном в 1991 г. государственной независимости и началом процесса построения демократического, правового и светского государства в обществе особенно актуализировались проблемы самосознания и самоопределения таджикской нации, решение которых невозможно без глубокого изучения богатого духовного и материального наследия предков таджиков.

Демократизация общественной жизни, процесс развития национального самоуправления и самосознания, происходящие сейчас в Республике Таджикистан, преодоление сопутствующих негативных последствий и ускоряющиеся темпы мировой глобализации, пропаганда культа насилия, игнорирование общечеловеческих и религиозных ценностей и т.д., требуют обращения к человеку, его внутреннему бытию, к вечным вопросам этого бытия. При таком подходе неизмеримо возрастает необходимость исследования практической части философии, в которой наиболее полно рассматриваются проблемы бытия, нравственного самосовершенствования и духовных поисков человека. Огромный интерес в этом плане представляет творческое наследие выдающегося персидско-таджикского мыслителя 1Х в. Абу Бакра ар - Рази.

Следует отметить, что многие отечественные и зарубежные исследователи научного наследия ар - Рази пишут о его большой роли и значимости в развитии медицины, точных и философских наук, приобщении народов к традиционным восточным духовным ценностям. При этом его философские и этические воззрения оказались менее всего изученными историко-философской наукой, хотя в его учении особое место занимали именно этические и моральные воззрения, отличающиеся большим разнообразием и актуальной проблематикой.

Актуальность исследования этики Абу Бакра ар – Рази обосновывается также необходимостью повышения морального уровня членов общества, развития нравственности в современном Таджикистане, необходимостью систематического и последовательного изучения истории отечественной этической мысли, пополнения того нравственного вакуума, который превалирует в нашем сегодняшнем социуме.

Систематическое изучение истории таджикской этической мысли в целом и нравственных идей Абу Бакра ар - Рази в частности диктуется также современными идеологическими и традиционными религиозными устремлениями общества, связанными с задачами объективной оценки места и роли ислама и мусульманских мыслителей в развитии общечеловеческих ценностей. Все вышесказанное и обусловило выбор темы диссертационного исследования, посвященного этике Абу Бакра ар - Рази как неотъемлемой части его мировоззренческой системы.

Актуальность диссертационного исследования определяется также следующими факторами:

- философско - этические труды Абу Бакра ар - Рази представляют большой интерес с точки зрения рассматриваемых в них путей и методов формирования человеческого характера и его самосовершенствования;

- исследование философско - этической теории Абу Бакра ар - Рази способствует определению предмета науки этики, сущности морали и ее роли в жизни как отдельного человека, так и человеческого общества в целом;

- изучение взглядов мыслителя по проблемам нравственности дает возможность более ярко представить процесс формирования его философско-этических взглядов как синтез материалистических и исламских философских идей, который представляет собой попытку решения проблем социально-нравственного характера, назревших в современном таджикском обществе.

Степень разработанности проблемы. Изучение творческого наследия Абубакра ар - Рази, началось еще в Х в. Оно велось по пяти основным направлениям – медицинскому, химическому, философскому, математическому и физическому.

Абубакр ар – Рази как свободомыслящий философ и ученый, прославился еще при жизни. Его научное наследие привлекло внимание многих ученых мира. Так, ещё в 1279 г. его медицинский трактат «Великий свод» (Хави) был переведен на латинский язык, в 1486 г. он был издан в Италии (на латинском языке). «Великий свод» печатался в 1505, 1506, 1509, 1543 гг. В 1955г. в 20 томах этот трактат был издан в индийском городе Хайдарабад.

Другую его медицинскую работу «Мансурова медицина» перевел европейский исследователь Герад де Гримоне в 1481 г., она несколько раз издавалась в Европе. Его известнейший труд «Оспа и краснуха» неоднократно издавался на латинском, французском, английском, русском, персидском языках. Именно Абубакр ар – Рази впервые в мировой медицине, поставил вопрос об иммунизации. Изложенные в этом труде методы выявления и лечения названных болезней считаются одним из величайших открытий в мировой медицинской науке.

В изучении наследия Абубакра ар – Рази большую роль, сыграли европейские ученые, в частности такие, как Юлиус Руск и Паул Краус. Например, Паул Краус в 1936 г. издал работу Абурайхана Беруни «Список трудов Рази» и тем самым ознакомил ученых Европы с научными работами этого великого ученого. Этот же исследователь в 1939 г. издал в Каире сборник «Философские трактаты» ар - Рози, в который вошли 11 философских работ мыслителя .

Важный вклад в исследование мировоззрения Абубакра ар – Рази, внесли также иранские исследователи Мухаммад Наджабади, Махди Мухаккик.

Особо нужно отметить работы Махди Мухаккика, который, используя первоисточники и результаты исследований европейских ученых, написал книгу «Философ из Рея Мухаммад Ибн Закарийа Рази» (Файласуфи Рай Мухаммад Ибни Закариёи Рози). Благодаря этой книге многие ученые и интересующиеся историей и философией Востока смогли ознакомиться с жизнью, научным творчеством и мировоззрением Абубакра ар – Рази.

Узбекские ученые тоже занимались исследованием работ мыслителя, они в основном интересовались его работами в области химии. Как указывает А. И. Каримова, в молодом возрасте ар-Рази написал 26 больших и малых трактатов, посвященных различным вопросам химии. Из числа этих сочинений ар-Рази особенно значимым является «Книга тайны тайн» (Китоб сир – ал – Асрор) .

О роли и месте Абубакра ар - Рази в медицине и философии, о его жизни и творчестве, его мировоззрении писали и таджикские ученые, такие, как Г. Ашуров Г. , А. М. Богоуддинов, М. Диноршоев Б. ,, А. Девонакулов, Х. И. Наккош, Ш. Муллоабдолов, А. А. Шамолов, Н. Негматов, Х. Мирзозода, М. Раджабов,, Н. Кулматов, М. Осими , Ф. Сироджев, М. Исоев Шарипов А.

Особо следует выделить здесь работы М. Диноршоева и М. Мирбобоева, в которых впервые были проанализированы натурфилософские, онтологические, гносеологические и этические идеи мыслителя в книге из «Из истории таджикской философия» Следует отметить что работы Абубакра ар Рози «Духовная медицина»(«Тибби рухони»), «Философский образ жизни»(«Сирати фалсафи»), «Признаки счастья и богатства»(«Аломати икбол ва давлат»), «Некоторые отрывки»(«Порчае чанд»), «Легенды и рассказы больных»(«Киссахо ва хикоёти беморон») были переведен на таджикском языке и издан в 1989 г. в городе Душанбе под названием«Избранные произведения»( «Мунтахаби осор»).

Проанализировав многие публикации о творчестве Абубакра ар – Рази, все же приходится констатировать что ни в отечественной, ни в восточной, ни в западной историко - философской литературе нет таких работ, в которых бы глубоко и основательно были рассмотрены все аспекты этики Абубакра ар - Рази.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы являются

анализ и выявление философских и этических аспектов мировоззрения ар – Рази, а также обоснование значимости его этических работ для современности.

Исходя из вышеизложенного, авторам были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать социально-экономическую и политическую обстановку эпохи жизни мыслителя;

- проанализировать отношение Абубакра ар - Рази к философии вообще и провести концептуальный анализ соотношения философии и этики в его трудах;

- выявить теоретические источники мировоззрения Абубакра ар – Рази, оказавшие влияние на формирование его философско-этических взглядов;

- на основе исследования трудов мыслителя раскрыть его взгляды на сущность философии, этики и человека;

- раскрыть сущность и особенности этики ар - Рази;

- определить его взгляды на проблемы бытия и познания, пророчества и т.д. и их связь с рациональным опытом;

- выявить значение философско-этической теории ар – Рази для современности;

- исследовать этические воззрения ар – Рази, в которых отличаются особым видением проблем, переживаемых обществом.

- выявление значимости этических работ мыслителя для современности.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней:

- впервые анализируются этические воззрения Абубакра - ар – Рази, охватываются основных аспекты его мышления;

-показано, что философии и этики Абубакра ар – Рази в новейшей философии мусульманского Востока ,Таджикистана находится в центре внимания исследователей, которые оценивают философию и этику ар - Рази в соответствии со своими философскими убеждениями.

- проводится сравнение взглядов мыслителя со взглядами других мыслителей его эпохи; выясняется, что ар – Рази при формировании своего мировоззрения и написании своих работ умело использовал все достижения науки и религии своей эпохи;

- выявляется, что он был у истоков развития средневековой исламской науки, в том числе медицинской, его труды и достижения широко использовались и используются в различных областях;

- в настоящей работе категориальный аппарат этики ар – Рази рассматриваются как две абсолютно противоположные группы категории – положительные и отрицательные;

- конкретизируются взгляды мыслителя на сущность нравственности;

- исследуется значение концепция мыслителя об аффектах души, добродетелях, его идей о необходимости совершенствования харктера человека;

- анализируется понимание Абубакром ар - Рази сущности и особенностей научного опыта;

- выявляются взгляды ар - Рази на нравственные проблемы общества;

- определяются концептуально-методологические принципы подхода мыслителя к интерпретации соотношения философии и этики, их значение в духовной жизни общества и отдельной личности.

На защиту выносятся следующие результаты, полученные в процессе изучения творчества ар - Рази:

1. Ар – Рази в своей научной деятельности использовал практически все философские, религиозные, медицинские источники своей эпохи. Философские, политические, социальные и этические взгляды мыслителя формировались под влиянием идей мыслителей прошлого.

2. В разработке важнейших проблем науки этики ар - Рази далеко вышел за рамки официальной исламской религии, он стремился создать «рационалистическую этику», ориентируясь на реальную практическую жизнь людей.

3. Его учение о бытии мира имеет ярко выраженный материалистический характер. Философ, наравне с материей и формами бытия (время, пространство, движение), душу также признает как древнюю и вечную субстанцию.

4. Мыслитель отрицает Бога как творца всего сущего, но признает как вечную субстанцию. Он отрицает Бога - Творителя, но верит в существование изобретательного и находчивого Бога.

5. Абубакр ар - Рази двумя важными ступенями познания мира считает разум и чувства, и здесь он – материалист. Признавая же разум Божьим даром, он проявляет себя как мыслитель идеалист.

6. Мыслитель источник всех благородных и подлых поступков видел в противостоянии души (страсти) и разума.

Основную задачу этики ар – Рази видел в исправлении поведения страстной души при помощи приобретения знаний и воспитания.

Этическое наследие Абубакра ар – Рази можно активно использовать при воспитании подрастающего поколения и общества в целом.

Методологической и теоретической основой диссертации являются диалектические принципы историко-философского исследования. Диссертант стремилась к соблюдению принципа единства логического и исторического. Методологической и теоретической основой работы послужили основополагающие методы исследования классиков философии и труды известных отечественных и зарубежных исследователей по истории философии.

Источники исследования. Основными источниками диссертационного исследования являются историко-философское произведения ар – Рази «Духовная медицина», «Философский образ жизни», «Признаки благополучия и счастья», «Наслаждение», комментарии и примечания различных авторов к его работам – «Книга тайны тайн», «Книга о времени и пространстве» и др.

Научно-практическая значимость работы. Данное исследование способствует более активному изучению многих важных аспектов мировоззрения ар - Рази, которые по различным причинам до сих пор еще не были объектом специального философского анализа, а также преодолению некоторых несостоятельных методологических подходов к наследию ар - Рази.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации определяется также тем, что ее результаты пробуждают интерес к философскому наследию предков, которое может сыграть определяющую роль в духовном формировании личности в условиях общественно-духовного реформирования, происходящего в современном Таджикистане.

Выводы диссертационного исследования могут быть широко использованы при написании работ по истории философии и этической мысли Ближнего и Среднего Востока, истории персидско-таджикской философии и этики 1Х-Х вв., при составлении и чтении спецкурсов по истории философии мусульманского Востока.

Апробация работы. Основные положения диссертации были освещены в статьях автора, опубликованных в различных республиканских изданиях. Автором также была опубликована монография «Мировоззрение Абубакра ар - Рази и его место в таджикской философии» на таджикском языке. Полученные в ходе исследования результаты докладывались на ежегодных научных конференциях, проходивших в Таджикском государственном институте языков им. С. Улугзаде, а также на республиканской конференции в честь 950 – летия Мухаммада Газали (г. Душанбе, 2008 г.) автор выступила с докладом «Общность и отличие в этики ар – Рази и Газали»

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии и политологии Таджикского государственного института языков им. С. Улугзаде (протокол № 2 от « 07.09.2011 »), Отдела истории философии Института философии АН РТ ( протокол № 4 от « 17.02.2012») и рекомендована к защите.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Идейные истоки мировоззрения Абубакра ар - Рази

Период становления и развития научного и философского мировоззрения Абубакра ар - Рази совпадает с тем временем, когда государства Ближнего и Среднего Востока были завоеваны арабами. В результате длительной войны, которая продолжалась более ста лет, территории Ирана, Сирии, Северной Африки, Южной Испании и Кавказа были присоединены к Арабскому халифату. С середины VII -го в. арабы начали завоевание Средней Азии и Ближнего Востока. Однако здесь столкнулись с активным противостоянием. Так известный русский востоковед И. Ю. Крачковский о событиях тех лет писал: «Продвижение арабов по Средней Азии проходило очень медленно, потому что здесь они встретили народ с высокой политической культурой и культурой управления городами, что не позволило им беспрепятственно завоевать данную территорию».18

Б. Гафуров в свою очередь отмечает, что во времена нападения арабов народы Средней Азии и Ирана находились в начальной стадии развития феодальной формации. Экономическую основу этих государств составляли земледелие, торговля и животноводство, в городах активно развивалось ремесленничество. В этот период в Средней Азии ещё, продолжали существовать античные города - государства с весьма развитыми производительными силами.

Культура земледелия и ирригация особенно хорошо были развиты в городах Фергана, Согд, Шиш и Шахрисабз. В регионе велась профессиональная обработка золота, серебра, железа, меди , и здесь производились различные товары и сильно развивалась торговля (например, весьма большой спрос имели самаркандские, ферганские и бухарские раскрашенные шелка, которые отправлялись в Индию, Сибирь, Китай и Византию)20.

В пределах больших государств (Бохтар и Тахористон) в VI - VII в. существовало более 35 регионов (шахигари), которые управлялись шахами (царями). Каждый регион имел свой главный город. В ряду таких больших и знаменитых городов можно назвать Балх, Ташкент, Кабул, Зобул, Герат, Марварут, Термез; а также в Гиссарской долине: Регар, Хамоварон (Шахринав), Шумон (Гиссар), Вашгерд (Ф.айзабад), Гурканд (центр Рашта), Хуми а (центр Дарваза), Шугнан, Вахон и др. Все они считались научно-культурными центрами той эпохи.

В Согдийском регионе самым большим городом считался Самарканд, который подчинялся Согдийскому царю. При этом одновременно каждая улица управлялась собственным царём, и каждый из них подчинялся главному государю. В те времена Кану (Согдийский Самарканд) принадлежали такие восемь государства, как Ми (Маймург), Цао и Хэ (Иштихон и Кушония), Ани Сагир (район в восточные границы бухарской долины), Нашебо (Насаф). В момент нападения арабов Самарканд считался одним из самых экономически развитых городов Средней Азии. Это был самый большой административный, религиозный, политический, экономический, ремесленнический центр, где внутренняя и внешняя торговля шли полным ходом.

Пенджикент, в это время тоже считалось экономически и политически мощным государством. В её состав кроме самого Пенджикента, в начале VI11 века, входили регионы верховодя Зерафшана. В найденных документах в горах Муга упоминается следующее: «Мохиён (Мохтоби), Такие государства, как Фергана, Чоч и Истаравшан, тоже считались развитыми. Во многих документах VI- VI11 века, Фергана называется как Фейхонь, Бохань или Паханна. В этих источниках (документах) названы имена ещё более 40 больших городов. Многие Ферганские города, такие как Хваканд (Коканд), Риштон, Ходжент, Маргелан, Андукан (Андижан), Канд (Канибадам), Аспора (Исфара) и другие были знаменитыми городами своей эпохи. Центр Ферганы город Ахшикат, был расположен по берегу реки Ахшо (Сирдаря). Союз между государствами Согд, Чоч, Фергана и Турконон, который был заключен в 712-713 г.г. против арабской оккупации, ещё раз доказывает правдивость вышесказанного.

На первый взгляд казалось, что государства Средней Азии и Ирана перед нападением арабов поддерживали дружественные контакты, однако на деле всё оказалось не так. Тюркский хаганат и Согд имели в своем составе мелкие феодальные государства, между которыми происходили постоянные междоусобицы. Именно последние и привели к ослаблению мощи этих государств, правители которых старались не потерять собственную самостоятельность. Для осуществления собственных амбиций, вопреки интересам народа, они всячески поддерживали арабов и боролись против собственного народа.

К примеру, «правитель провинции Чаганиян - Тиш, перешёл на сторону арабов и пропагандировал свой народ к завоеванию соседних государств, ...Табари пишет, что Кутайба перешел Амударью и направился к Пайканд. В составе его войска были и крестьяне, предатели из Балха и Чагона, которые из-за своей жадности, были на стороне захватчиков».ъ Правители некоторых других государств, при помощи

Жизнь и наследие Абубакра ар - Рази

Абубакр Закария ар - Рази вошёл в историю мировой научной мысли как великий философ и врач, который разработал свою особую методологию в решении проблем медицины, философии, химии и этики. Свои глубокие медицинские знания он использовал для излечения людей, с учетом их физиологии, болезни, дурных привычек. Своё же философское постижение мира он старался применять к формированию духовных основ человечества, к развитию высоких нравственных качеств в отдельном человеке и в обшестве.

Судя по сохранившимся философским произведениям Абубакра - ар -Рази и опровержениям его оппонентов, Абубакр - ар - Рази утверждал вечность пяти субстанций - материи, времени, пространства, Бога и души. По логике философских размышлений ар - Рази, основной и конечной его целью было доказательство вечности и изначалности материи. П6

Ар - Рази, сообразуясь со своим мировоззрением и внутренним мироощущением, старается глубоко исследовать материальный мир, при этом он выступает против монотеизма и в первую очередь против Корана. Он, как и многие мыслители средневековья, не считал, что начало существования и возникновения мира заключено только в Боге, он не принимает идеи о всеобщих и взаимосвязанных творениях и то, что Творец и Правитель создал всё с определенной целью. При этом материя признаётся «абсолютной субстанцией», и тогда Бог теряет свое первенство и не может считаться Единым.

Таким образом, излагая свои взгляды, ар - Рази, фактически выступает против приверженцев монотеического мировоззрения и Корана, в которых утверждается: Бог единственный, потому, что создатель не может быть больше одного. Всеобщее признание Бога исходит из его абсолютной и совершенной власти, а также абсолютной свободы, которая исходит из того, что он единственный и величественный. Бог является абсолютным Создателем, Творцом, регулирующим порядок, и по закону единство мира защищается Богом. В судный день Бог, рассматривая деяния людей, принимает строгие решения. Бог является законом и бесподобным судьей, его любовь безгранична, никогда без причины не наказывает, те, которые подчиняются, удостаиваются милосердия и милостью божьей.127

Ар - Рази смотрит на Бога не с точки зрения мусульманина, а с позиций философа, причем философа - материалиста. Он не признаёт Бога описанного в Коране, его философское божество почти как Бог - в учении Аристотеля. Здесь он категорически отходит от учения ислама, религиозных наук вообще. Даже термины, которыми пользовался ар -Рази для изложения своих идей, в основном были философскими. Только в отдельных случаях в своих интересах он использовал коранические и религиозные понятия. В целом ар - Рази пользуется терминами философов древней Греции, сторонников материализма, в том числе школы перипатетизма. По мнению ар - Рази, первой субстанцией, которая существовала, существует и будет существовать вечно, является материя. Материя, считает он, это та субстанция, которая не имеет начала и конца, это начало всех начал, причина появления всех вещей и существ. Об изначальности и древности материи, ее появлении ар - Рази пишет следующее: «Всеобщий истагра мотивируется (доказательством). Итак, ничего в мире не появляется из ничего, всё, что молодое, появляется из вечного. Таким образом, материя вечна и существовала всегда, однако она не нова, но всегда была явной».128

Из приведенного изречения выясняется сущность материалистических мировоззрений мыслителя. Однако возникает вопрос, каким образом и какими доводами Абубакр ар - Рази доказывает первичность, изначальность, вечность форм существования материи? Самым первым и благонадежным аргументом ар - Рази является то, что физические вещи, никоим образом не могут появиться из небытия. Каждая вновь появляющаяся материальная вещь обязательно должна иметь на то причину, средства и материальную основу. Так, он писал, что материя «является древней потому, что непринято то, что принадлежит первооснове, появлся бы из ничего и то, что разум не принимает такие взгляды».129

Таким образом, ар Рази отрицает единобожие, о котором проповедуется в Коране, он не принимает предписаний коранического Бога, потому что разум, по его мнению, не принимает появления мирского существа из ничего. Разум имеет отношение к логике, и то, что должно появится из чего-то, по существу должно появиться из более древней субстанции. Такой «абсолютной» субстанцией для ар - Рази является материя. Поэтому в его философских суждениях происхождение, вещь признаётся древнее разума и времени, пространства и даже души, которые появляются после материи. Древность материи - это понятие по существу, а не по имени.

Согласно теологии ислама, Бог является абсолютным творителем, своим распоряжением Он в определенное время, и в определенном пространстве создал мирское существо, и первым, что Бог дал этому существу, был разум. Бог сотворил его своим распоряжением. Разум древнее, чем душа, и время тоже возникает по распоряжению Бога, это первенство существенное, а не временное. После разума по существу идёт душа, а не время, пространство и материя. Здесь главное - распоряжение силы Божьей, и разум появляется благодаря распоряжению высшей силы. Нет больше создателя, кроме Бога, и мир является его творением.

Однако, ар - Рази не считает мир сотворенным, не признаёт первоначального замысла, который был начертан Создателем мира. Согласно исламской религии и Корану все существующие предметы покорны различным явлениям, например преобразованию, движению и покою, а для ар - Рази - это неприемлемо. Движение и покой следуют одно за другим и в результаие происходит явление, если же явление не существует и движение происходит в результате предыдущего движения, то такая последовательность приведёт к бесконечности, а это, по ар -Рази, невозможно. На первом месте у него всегда стоит материя.

Такие рассуждения ставят перед философом проблемы творения мира и его объяснения. Абубакр - ар - Рази в рамках своих материалистических размышлений, настаивает на том, что «в мире ни что не появляется просто так, кроме как из чего-то, и это доказывает, что творение невозможно и недопустимо, Бог не может творить что-то из ничего».130

Ар - Рази не допускает творения мира, из ничего. Он пишет, что создание человеческого существа из ничего противоречит логике и разуму. В итоге философ отрицает и положительную, и негативную роль Бога в процессе творения, ту роль, о которой пишется в Коране. Соответственно мыслитель не признаёт его истинное имя и ещё девяносто девять имён, выражающие его качества - Ахад (единственный), Хай (живой), Алим (ученый), Кадир (могущий), Сомеъ (слышимый), Басир (зримый), Халик (творитель), Розик (кормилец), Гафур (милосердный) и др.

Задачи этики с точки зрения ар - Рази

Сила, которая призывает человека к добру, добродеянию и доброжелательству, по мнению ар - Рази, - эта разум, который всегда противостоит душе и борится с её желаниями и порывами. Мыслитель считает, что человек в добродеянии и доброжелательстве, прежде всего, должен опираться на разум, потому что он управляет всей деятельностью и поведением человека, а также его чувственными желаниями. Только в случае, когда душа подчиняется разуму, человек сможет побороть свои страсти и желания и поступать таким образом, чтобы в результате достигнуть добрых последствий.

Абубакр - ар - Рази, наряду с вышеназванными свойствами в качестве признаков справедливости считает также любезность, милосердие и благодеяние. Стремление людей воспитать в себе эти качества, он признает как борьбу за справедливость. В своей книге «Духовная медицина», в главе «Достойное поведение» он пишет: «Если все поведения и внутренние качества, которые имеют философы и ученные выразим конкретно, то выясняется, что они невыходят за пределы справедливости, и со своими подчиненными обращаются достойно. Они также требовали такие добрые поведения у людей, и они призывали людей к такому поведению. Воспитывали в людях стремление к тому , чтобы они любезничили друг другу....И предупреждали о том, что если человек исправляет своё поведения и душу, освобождается от людских призрении и становится уважаемым среди них.... Если человек наставляет людей, призывает их к добру и проявляет к ним милосердие и любезности, становится уважаемым».183

Как видим ар - Рази призывает людей к добру и любезности в общении друг с другом, результатом которого будут благородные нравы. Одним из признаков справедливости и благожелательности ар -Рази считает благотворительность и настаивает, что «руководитель, занимаемый высокое положение также всегда должен стремиться к благотворительности и остерегаться плохих намерений и поведения».184

По ар - Рази люди, несмотря на неприятные события в своей жизни, должны всегда быть преданы друг другу. Должность и пост не должны стать причиной того, чтобы справедливость и благородные намерения покинули людей их занимающих. Во всех жизненных обстоятельствах и трудностьях они должны воздержатся от плохих поступков и намерений, и не должны забывать о любезности и милосердии по отношению к своим подчиненным. Только в случае овладения такими качествами и поведением руководители могут быть счастливыми и богатыми.

Абубакр - ар - Рази как мыслитель - гуманист, особое внимание уделял дружбе и товариществу, вне зависимости от расы, нации и занимаемой должности, призывал к единству и сплоченности. В своём трактате «Признаки счастья и богатства» он пишет: «Другой признак счастья и богатства зависит от желания человека сблизиться с друзьями, попутчиками и достойными приятелями, они всегда должны помогать в делах друг другу, рассчитывать на помощь своих друзей. Кроме того, они должны быть всегда верны друг другу».185

Дружбе и братству ар - Рази противопоставляет зло и противостояние между людьми, как признаки классового общества. Он призывает все человечество к дружбе и жизни в мире и согласии.

Ар - Рази, напоминая о значениии дружбы, утверждает, что тот кто не ценит достоинства дружбы и своих друзей, постепенно теряет их и в конце концов становится несчастным и самым бедным человеком.

По мнению ар - Рази, каждый человек, прежде чем любить, уважать и почитать других, должен в первую очерадь уважать и почитать себя, он никому не должен позволять унижать себя, должен уметь защищать своё достоинство перед другими. Иначе говоря, человек должнен быть самосознательным, отважным, благородным и образованным потому, что только в этом случае он сможет найти свое место в обществе, достичь уважения других, приобрести настоящих друзей. Он,пишет: «Другой признак счастья и достоинства связан с поведением души и её соответствием с определенным способом управления, который в основном соотносится со степенью зрелости таких качества как благородство, щедрость, храбрость, эрудированность, стойкость и могущество».186

Согласно взглядам ар, - Рази, друзья во всех случаях нужны и необходимы людям. Каждый человек, вне зависимости от его состояния в обществе (от простого человека до правителей и царей), нуждается в хорошем друге, бескорыстных товарищах, потому что только с помощью хороших друзей человек может избавиться от своих недостатков. Человеку нужны мудрые и бескорыстные друзья, которые говорили бы ему о его недостатках в лицо и оказывали практическую помощь в исправлении его души и укреплении его нравственности и доброго поведения.

Таким образом, по мнению ар - Рази, в своей повседневной деятельности люди не могут существовать без дружбы, товарищества, без поддержки и сотрудничества. Человек отличается от животного именно чувством дружбы. Он пишет: «Благодаря нашему превосходству мы живём разумно, и разум призывает нас дружить с некоторыми другими. Как мы знаем, встречается мало животных, среди которых не существовала бы дружба, привязанность и симпатия. Поэтому красота нашей жизни, в большинстве случаев, связана с некоторыми правилами поддержки, товарищества и сотрудничества. Если бы такая взаимная поддержка и сотрудничества среди людей не подчинялись разуму, то не было бы никакой разницы между людьми и животными».187

В системе этических размышлений ар - Рази категорию уважения прочно связал с категорией дружбы и часто дополняет её. Мыслитель в уважении и почтении друг друга видит нерушимость дружбы между людмиь. Он считает, что если душа человека чиста от ненависти и вражды и если человек уважает своих друзей и товарищей, почитает их, любит, то он сможет достичь больших успехов в своей жизни. В трактате «Признаки счастья и богатства» ар - Рази по этому поводу пишет: «И другой признак счастья и достоинства зависит от того, насколько душа человека очищена от ненависти, злонамерения и мести, насколько человек по отношению к друзьям испытывает уважение, почтение и считает их самыми наилучшими творениями Бога. Такой человек должен любить других и стараться исправить их, никогда не должно быть тому, чтобы он способствовал их развращению».

Значение этики Абубакра ар - Рази для современности

Тем не менее этика во все времена призвана была давать такую теоретическую парадигму, которая проводила бы принципиальное различие между практическим благоразумием и моральной мотивацией.

Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на свою утопичность, научную ограниченность и многие другие недостатки, система этики Абубакра . ар - Рази предоставляет- огромные положительные аспекты, которые вполне актуальны в условиях современного таджикского социума, хотя система этики мыслителя отвечала политической практике времени ар - Рази, тем не менее, ее принципы можно использовать в современной жизни.

Говоря о недостатках в ловедении людей и пути их исправлении ар -Рази, в своем этическом наследии, приводил много примеров, которых можно принимать в современной жизни. Например:

По ар - Рази высокомерие и самовлюбленность являются одними из самых негативных качеств людей, особенно чиновников. Ар - Рази в «Духовной медицине» этому придает большое значение и говорит-следующее: «Воистину тщеславие возникает из любования каждого человека самим собой, когда он оценивает заложенную в себе хорошую черту выше, чем она того заслуживает, ... Избавиться от тщеславия можно, если человек возложит оценку собственных пороков и достоинств на другое лицо ...».

Жадность и скупость, которые являются коррупционными элементами, встречаются во всех общественных отношениях. Ар - Рази в своих работах, таким негативным явлениям придает особое значение и жадных людей делит на две группы: первые - те которые берегут своё имущество на случай „необходимости в будущем; вторые - те которые собирают богатство по велению души. Об этом он говорит: «... мы встречаем и других людей испытывающих удовлетворение от своей скаредности, а ни от чего-либо иного. Подобного рода свойства души следует исправить и не дать страсти возобладать над ней, ибо скупость и алчность - это черты которые унижают души не только в настоящем, но и ослабляют и обессиливают в будущем. Когда человек все больше жаждет, копит имущество,... в последствии скупой придет к несчастью, скандалу, ссоре и бедствию».211

Другой немаловажный этической категорией, которая затрагивалась в работах ар - Рази, является зависть. «Зависть есть одно из отвратительнейших проявлений натуры, и зарождается она от сочетания скупости и алчности в душе». Рассуждая о вреде зависти ар - Рази, высказывает следующие мысли: «...если к зависти прибавляется вредность и хитрость, то это приводит к вражде и ненависти».212 Когда речь идет о получении должности, мыслитель утверждает, что зависть приводит к вражде среди родственников, друзей и приближенных, хотя в таком случае, зависть к чужому может быть гораздо меньше. Это, по мнению ар - Рази, происходит из-за большой себялюбивости людей, потому что каждый из них хочет сам занять эту должность.

Другое негативное поведение людей, которое встречается повсеместно и во всяких обществах, это карьеризм. Абубакр - ар - Рази в своих работах, глубоко осуждает карьеристов, объясняет причины карьеризма и его последствии: Он утверждает, что «карьеристы в мирские дела, достигая определенного чина, в начале радуются, однако постепенно эта радость уменьшается, и приходит к худшему состоянию, чем в начале, и они погружаются в печаль, это результат того, что такие люди, всей душой и всегда думают о высоком положении и высокой должности.»

Гнев тоже считается один из отрицательный категории этики Рази. Гнев у него - это одно из душевных явлений и отрицательных сторон храбрости. « ...Гнев по Рази введен в животных с целью мщения своего мучителя. ... Он для человека неестествен и его чрезмерность лишает человека разума, превращает человека в сумасшедшего»214.

Наряду с вышеуказанными положительными аспектами следует отметить, что этика Абубакра - ар - Рази склонна преувеличивать свою роль в нравственном формировании человека и преобразовании общественных нравов. Вера в нравственно - очистительную силу разума наивна. Полагать, будто люди только потому поступают плохо, что не знают как поступать хорошо, конечно, не совсем правильно. Тем не менее, многие его идеи и в настоящее время могут послужить источником нравственного возрождения конкретных индивидов.

Этической теории ар - Рази в современной реалии, невозможно дать однозначную оценку. С одной стороны, она содержит в себе мощный социально - критический заряд, а с другой - анализ её этических идей стимулирует нас к более высоким ступеням моральной культуры.

Развитие демократического общества на современном этапе кардинально отличается от развития предыдущих эпох, особенно средневековых, где жили наши моралисты. Тем не менее реализовать свои возможности в полной мере такое национальное государство, как Республика Таджикистан, может, но при этом оно должно опираться на наиболее живые элементы црошлого. Одним из элементов прошлого, выбираемого нами, является неоценимый духовный опыт тех уроков прошлого, которые дают нам возможность разобраться в сложных закономерностях общества, в мере свободы в развитии духовных феноменов. В этом аспекте наследие прогрессивной этической мысли таджикского народа, в том числе учение ар - Рази опыт поисков нравственных ценностей, их заблуждения и прозрения представляют тот слой исторического прошлого, преемственность которых позволяет современному сознанию, этической теории, нравственной практике выявить собственное содержание, истоки, пути и тенденции дальнейшего развития.

Похожие диссертации на Философские и этические взгляды Абубакра ар - Рази