Введение к работе
Актуальность темы исследования.
На протяжении длительного исторического отрезка времени творческое наследие Константина Дмитриевича Ушинского(1824-1870) привлекло внимание значительного числа исследователей преимущественно к проблемам педагогики, психологии, воспитания и образования, что являлось вполне справедливым и насущным Однако, не в полной мере, как представляется, отражены в трудах русского ученого-педагога философские идеи и в целом слабо проявлено его мировоззренческое credo Хотя, справедливости ради, следует отметить, что в многочисленных отечественных исследованиях проблем истории и теории педагогической и психологической отраслей знания в той или иной связи ставились и в разных контекстах анализировались мировоззренческие аспекты собственно философского учения Ушинского Но, тем не менее, наследием Ушинского философы занимались крайне мало, поверхностно бегло, не акцентируя внимания на философских идеях мыслителя и не аттестуя его как философски значимую в анналах отечественной философской школы фигуру, что явило собой заметный пробел в науке и стало выражением определенной несправедливости в отношении выдающегося ученого.
Актуальность диссертационного исследования определяется прежде всего тем, что настало время в полной мере проявить и ввести, по возможности, в научный оборот философские и мировоззренчески значимые идеи Ушинского, связав их с осмыслением философской сущности педагогики и образования, как того требует современная отрасль знания - история и философия науки
Актуальным и привлекательным для исследования стали требования Ушинского, в аспекте его социально-философских построений, демократизации и либерализации народного образования, признание деятельной и интеллектуальной сущности человека, определение труда как непреходящего фактора жизни и воспитания, что вполне корреспондируется с нашим временем, когда проблема человека несомненно стала одной из центральных тем философии, социологии, педагогики, психологии и других дисциплин Эти и многие другие социально значимые вопросы, поднятые Ушинским в его работах «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» приобретают важный философский смысл и особую мировоззренческую значимость
Известно, что издаваемые в дореволюционное и советское время сочинения Ушинского подвергались множественным сокращениям и купированию в угоду существовавшим идеологическим штампам, а многие философские идеи и ориентиры ученого в ходе исследований игнорировались и отсеивались под видом их неактуальности и заведомой ошибочности.
В связи с этим, предлагаемое исследование предполагается связать с возможностью несколько иначе, а именно шире, более объемно и по возможности непредвзято проинтерпретировать миропонимание все еще малоизученного, разумеется в плане солидного арсенала философских идей русского педагога, что само по себе представляет безусловный научный и познавательный интерес
Степень научной разработанности темы.
Систематическое изучение идей Ушинского началось в конце XIX начале XX века. Значительное число публикаций, относящихся к дореволюционному периоду, принадлежат последователям и ученикам Ушинского П П Блонскому, Н.Ф Бунакову, В П. Вахтерову, Е Н. Водовозовой, В.И. Водовозову, НК. Грунскому, BE. Ермилову, В Ф Люстрипкому, Л Н Модзалевскому, Д Д. Семенову и др, которые в своих сочинениях, большей частью мемуарно-библиографических, попытались «донести» жизненный путь ученого и изложить основные идеи его творчества.
Анализ научной литературы показал, что существует множество подходов к исследованию трудов Ушинского, на основе которых можно выделить следующие аспекты
историко-биографический (раскрыт в трудах Е.Н Водовозовой, В И. Водовозова, Н К Гончарова, Н К Грунского, С Ф Егорова, К В Ельницкого, В Е Ермилова, В.К. Зажурило, М В Зикеева, А.Н Иванова, В Е Игнатьева, Т В Карповой и В В Карпова, Д О Лордкипанидзе, Е.М Медьшского, М.Л. Песковского, В Я Струминского М К. Чалого и др, в которых рассматривались предпосылки, становление и развитие основных идей Ушинского, в том числе - философские );
дидактический (представлен работами ТМ Бедновой, МА Данилова, М И. Демкова, Н.К Гончарова, Е Г, Ильяшенко, Л Н Исаева и
ДР).
- языковедческий (относится к исследованиям Д.0 Лордкипанидзе,
В И Масальского, П И. Орелкина и В JC Ладыженского, Л.В. Тодорова и
ДР).
- логико-психологический (проанализирован в трудах Е.И.
Аимбетовой, Л.И. Тихвинского, АЛ. Хайкина, С В Федчишина, Б Г
Ананьева, К Мейкшана,Т Тажибаева и др.).
В указанных и других аспектах исследователей идей педагога-мыслителя интересовали преимущественно вопросы народности в образовании (ВА Волкович, АС Рождествин, В.М Кларин). Так, проблеме народности в трудах Ушинского были посвящены научно-практические конференции «Принципы народности и православия в педагогической системе К.Д. Ушинского и развитие современного образования» Курск, 2001; «КД Ушинский и проблемы современного образования» Челябинск, 2000. Не обойдены вниманием в трудах Ушинского проблемы нравственности в процессе воспитания (В.Ю. Вельский, Н.А. Кузнецова, Н.Л. Шеховская), фрагментарно проявлены его
социально-философские взгляды (М.В. Грищенко, И А Емельянова, СМ Джорбенадзе, СП. Покровский).
Исследователи постсоветского периода уделяют определенное внимание религиозно-ортодоксальными аспектами в миропонимании Ушинского (СМ Авдеев, ЕП Белозерцев, В Василевская, Иоанн, Иувеналий, Н.С Николаев, С.С Куломзина и др ), не исключая при этом его свободомыслия и в некотором смысле скептицизма в религиозном понимании сущности веры
Что же касается собственно философских воззрений ученого, то, как уже было замечено, они рассматривались крайне мало, поверхностно, бегло, но, тем не менее, существует небольшое число работ, посвященных вопросам философии в трудах Ушинского (главным образом проблемам онтологии, теории познания, языку и мышлению и др.) Это - исследования В М Сазонова, АЛ. Сабуна, Н.А. Венгеренко, Ш А Френкеля; кроме того, некоторые философские позиции Ушинского отражены в работах- В А Кравцова, СМ Авдеева, ГГ. Кругликовой. Особое внимание уделено исследованиям ВЮ Вельского, в которых автор предпринял весьма удачную попытку общей и до известной степени фундаментальной характеристики мировоззрения русского педагога. Вместе с тем отмечено, что философские искания Ушинского, как и его сложившиеся философские убеждения, настоятельно ожидают основательно целостного, всестороннего и системно выстроенного исследования, что упразднило бы существующий пробел в отечественном историко-философском знании
Источниками диссертационного исследования явились, прежде всего, труды и эпистолярное наследие самого Ушинского, мемуарная литература, а также многочисленные исследования о нем, отзывы современников, критическая литература, посвященная его творчеству. При этом в ходе написания работы автор опирался на исследования видных представителей истории русской и зарубежной философии, современные историко-философские работы
Цель исследования выявить и рассмотреть философские идеи, взгляды и построения ученого, получившие многоразличное и актуальное проявление преимущественно в его педагогической теории
Достижение поставленной цели осуществляется путем решения следующих задач:
установить влияние важнейших школ и течений мировой и отечественной философии на становление и формирование мировоззренческих позиций Ушинского,
выявить специфику и особенности понимания ученым проблем онтологии и гносеологии, связав с ними философский смысл его основных педагогических идей,
рассмотреть социально-философские идеи в трудах Ушинского и проанализировать особенности воззрений ученого на такие принципиально важные и мировоззренчески значимые аспекты как понимание общества, бытие человека, роль труда как жизненно-важного фактора;
- исследовать философско-антропологические воззрения Ушинского
в их соотношении с этическими, эстетическими и религиозными идеями
педагога-мыслителя,
- выявить философские аспекты темы народности в трудах
Ушинского, соотнести ее с проблемами образования, просвещения и
воспитания.
Теоретико-методологическая основа диссертационного
исследования.
В основу исследования были положены методы историко-философского, герменевтического и диалектического анализа, а при обосновании собственно философских и мировоззренчески значимых идей Ушинского, как важных составляющих отечественного историко-философского знания, применялся компаративистский подход к изучению истории становления, развертывания и эволюции философско-педагогической и социально-антропологической мысли ученого Сравнительно-исторический метод позволил выделить и синтезировать устойчивые философские идеи Ушинского, соотнесенные с философскими проблемами педагогики и образования, а также установить влияние и обнаружить преемственность традиций истории отечественной и мировой философии
Научная новизна исследования.
Укажем на некоторые аспекты научной новизны
- установлено, что мировоззренческая сущность педагогических
трудов Ушинского формировалась под влиянием таких философских
направлений как европейский материализм XVIII-XIX столетия,
материализм русских революционных демократов, идеализм И Канта,
Г Гегеля и др , позитивизм, отчасти славянофильство и западничество При
этом выявлено научное обобщение этих направлений самим ученым, что и
помогло ему впоследствии создать относительно стройную психолого-
педагогическую теорию,
осуществлен анализ основных вопросов онтологии и традиционной теории познания, при этом проявлена связь педагогических идей мыслителя с их собственно-философским осмыслением, в частности, выявлено соотношение педагогической деятельности с учением о бытии, системы дидактических, методических аспектов педагогического знания с гносеологией и др.;
исследованы особенности содержательной стороны философских и социально-антропологических взглядов ученого, в которых проанализированы аспекты преимущественно биологического и отчасти социального в человеке, отношений человека и общества, общества и государства;
- показано, что важной составляющей для мировосприятия
Ушинского является тема народности, как основа русского национального
образования и воспитания в его понимании При этом требуемое внимание
в исследовании отведено эстетической, этической и отчасти религиозной
сторонам мировоззрения Ушинского, последняя, будучи практически не освещенной, представляет собой интерес для таких отраслей философского знания, как история философии, философия образования, этика, эстетика, религиоведение
Теоретическая и практическая значимость
Основные теоретические положения, выводы и обобщения диссертации могут быть рекомендованы исследователям при разработке актуальных проблем истории философии, религиоведения, антропологии, этики, а также в качестве теоретико-методологической основы социально-философских изысканий
Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке и чтении базовых курсов, спецкурсов и курсов по выбору по истории русской философии, истории и теории антропологии, этике, религиоведению
Апробация работы.
Основные положения диссертации были апробированы на традиционных ежегодных научных чтениях в Московском педагогическом государственном университете (2005, 2006), в материалах Международной научно-практической конференции (Мичуринск,2004), в материалах Всероссийской научно-практической конференции (Уссурийск,2006) и отражены в публикациях автора, одна из которых помещена в научном издании центральной рецензируемой периодической печати в соответствии со списком ВАКа (Тамбов,2007)
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, библиографии и приложения