Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Бог" и "Ангел" в поэзии Р.М. Рильке : конкорданс и интерпретация Воробей Инна Александровна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Воробей Инна Александровна. "Бог" и "Ангел" в поэзии Р.М. Рильке : конкорданс и интерпретация : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Воробей Инна Александровна; [Место защиты: Белгород. гос. ун-т].- Пятигорск, 2008.- 155 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/387

Введение к работе

Реферируемая диссертация посвящена исследованию языковых средств выражения концептов БОГ и АНГЕЛ в поэзии Р.М. Рильке.

Одним из наиболее сложных вопросов в современной лингвистике текста является вопрос о функционировании слова в художественном тексте. Особый интерес представляет исследование смыслового содержания поэтического произведения. Подход к тексту с позиций ключевых, тематических слов, концептов позволяет акцентировать внимание исследователей на тематической глубине, бесконечной вариативности, неисчерпаемости предметного содержания текста. Концептуальный подход к анализу текста позволяет выявить специфику формирования «языковой картины мира» автора. В поэтическом тексте концепт реализуется в поэтическом слове.

Актуальность настоящего исследования состоит в том, что лингвистика текста и концептология являются современными направлениями лингвистики. В настоящее время нет общепринятых методов анализа и интерпретации поэтического текста и концепта. В данном исследовании предлагается один из путей анализа поэтического произведения, который основан на выявлении концептов в творчестве поэта, средств их языковой реализации и интерпретации. Данный подход учитывает целостность окружения текста и его особенности и ориентирован на современный уровень развития лингвистики текста.

Поэтические произведения одного из самых загадочных поэтов 20 века Р.М. Рильке представляют собой большой интерес для исследования поэтических концептов. Поэтические тексты Рильке относятся к «притязательным» текстам, то есть текстам, предъявляющим высокие требования к интеллектуальному уровню своего потенциального читателя. Толкование подобных текстов возможно при наличии знаний о более широком – культурном – контексте. Язык P.M. Рильке представляет собой лингвистическую проблему в трёх отношениях:

1. его поэзия непонятна читателю;

2. существует особый синтаксис, грамматика Р.М. Рильке, например: постановка спрягаемой формы глагола в предложении, которая не согласуется с нормами грамматики немецкого языка, встречаются предложения, в которых значение «отрицания» многократно умножено, Р.М. Рильке ставит приставку непосредственно после глагола, а иногда не отделяет ее и др. (Черкасова 1997: 133 и сл.);

3. слово и словоупотребление у Р.М. Рильке имеют свои особенности.

Поэзия Р.М. Рильке, отмеченная глубокой мыслью, эмоциональной силой, музыкальной изобретательностью, ритмической и интонационной свободой, оказала влияние на развитие немецкой лирики. Р.М. Рильке сейчас занимает весьма высокое положение в немецкой литературе: 9-е место в «Литературном Каноне» 1997 года (Greiner 1997: 12).

Материалом исследования избраны следующие сборники стихотворений Р.М. Рильке: R.M. Rilke «Gedichte» (Rilke 1981) и R.M. Rilke «Ausgesetzt auf den Bergen des Herzens» (Rilke 1975).

Объектом исследования выступают контексты, в которых употребляются ключевые лексемы «Gott» и «Engel» и их синонимические замещения. Лексема «Gott» встречается в исследованных сборниках 145 раз, лексема «Engel» – 74 раза. Частое употребление первичной, непосредственной репрезентации («Gott», «Engel») концептов БОГ и АНГЕЛ указывает на то, что эти концепты являются центральными, мирообразующими в поэзии Р.М. Рильке.

Предмет исследования данной диссертационной работы – языковые средства выражения концептов БОГ и АНГЕЛ.

Теоретическую базу исследования составили работы:

– отечественных и зарубежных лингвистов и философов, занимающихся проблемами поэтического языка (Г.О. Винокур, Л. Гинзбург, В.М. Жирмунский, А.А. Потебня, Ю.Н. Тынянов, Л.В. Щерба, Ю.М. Лотман, Ц. Тодоров, Р. Якобсон, E. Staiger, P. Hacks, W. Abraham, E. Cassirer и др.);

– лингвистов, занимающихся проблемой слова, проблемой значения и смысла (В.В. Виноградов, И.М. Кобозева, В.А. Звегинцев, А.И. Новиков, А.В. Бондарко, W. Schmidt и др.);

– работы лингвоконцептологов (С.Г. Воркачёв, Г.Г. Слышкин, В.И. Карасик, И.А. Стернин, З.Д. Попова, Ю.С. Степанов, А. Вежбицкая, В.А. Маслова);

– работы отечественных герменевтов (Г.И. Богин, В.П. Литвинов).

Цель работы состоит в изучении особенностей языкового выражения двух ключевых в поэзии Р.М. Рильке концептов БОГ и АНГЕЛ и определении их роли в формировании художественного мировидения и поэтической концепции автора. Указанная цель предполагает решение следующих основных исследовательских задач:

1. составить конкорданс лексем «Gott» и «Engel»;

2. проследить смысловое наполнение ключевых слов в контексте;

3. определить процессы, происходящие со смыслом (кристаллизация или рассеивание) ключевых слов;

4. определить, за счёт чего формируется цельность художественного мира, в котором взаимодействуют противоположные тенденции;

5. дать обобщающую интерпретацию исследуемым концептам.

Метод исследования определяется общей целью исследования и имеет комплексный характер. Данный метод определяется нами как герменевтико-лингвистический и состоит из трёх процедур:

1. установление конкорданса;

2. определение контекстных смыслов слов;

3. обобщение данных о рассеивании и кристаллизации;

В качестве начальной гипотезы мы предположим, что кристаллизация и рассеивание противоположны по эффекту. Одна из решаемых задач вытекает из этого допущения: следует определить, за счёт чего формируется цельность художественного мира, в котором взаимодействуют противоположные тенденции.

В рамках герменевтико-лингвистического метода в работе используются следующие частные методы и исследовательские приёмы:

1. метод конкорданса – для определения ближайшей дистрибуции лексем «Gott» и «Engel»;

2. контекстуальный анализ на основе дистрибуции слова – для определения смыслового наполнения концепта;

3. метод герменевтического круга – для интерпретации исследуемых концептов.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что поэтический концепт и языковые средства его реализации исследуются с позиций комплексного анализа поэтического текста, смысловым элементом которого они являются. Данный анализ и результаты исследования могут быть востребованы в герменевтической практике «процессуального понимания» (Г.И. Богин), для изучения других аспектов поэтической концептосферы.

Практическая ценность состоит в использовании полученных результатов при чтении теоретических курсов по лингвоконцептологии, лингвистике текста, теории текста, при подготовке семинаров по интерпретации поэзии Р.М. Рильке.

Научная новизна заключается:

– была сделана попытка исследования не отдельных сборников Р.М. Рильке, а доступных поэтических произведений австрийского поэта. В настоящее время внимание отечественных исследователей преимущественно обращено на цикл «Дуинские элегии»;

– выделены и проанализированы мирообразующие в поэзии Р.М. Рильке концепты БОГ и АНГЕЛ. Концепт БОГ до настоящего времени не являлся предметом изучения отечественных лингвистов, концепт АНГЕЛ исследовался только в контексте цикла «Дуинские элегии»;

– наряду с уровнем значения выявляется и исследуется смысловой уровень;

– соединение анализа кристаллизации смысла с методом конкорданса;

– исследование поэтического текста посредством применения разнообразных исследовательских методик (конкорданс, контекстуальный анализ, интерпретация) является новой моделью описания поэтического мира.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепты БОГ и АНГЕЛ являются мирообразующими в поэзии Р.М. Рильке, мир которой в первую очередь — это духовный мир человека, как его понял Р.М. Рильке в контексте своего времени. Концепты кристаллизуются и рассеиваются.

2. Исследование показало, что наша первоначальная гипотеза о противоположности явлений кристаллизации и рассеяния в процессах смысла не нашла своего подтверждения. По крайней мере, для поэзии Р.М. Рильке верно, что рассеивание (равно в случае АНГЕЛА и в случае БОГА) является основой кристаллизации оригинального смысла концептов.

3. Концепты БОГ и АНГЕЛ в поэзии Р.М. Рильке одновременно достоверны по отношению к культурным архетипам и оригинальны в способе построения конструкции «человек«ангел» и «человек«бог». Эти достоверность и оригинальность обеспечены особенностями языкового воплощения этих смыслов, в первую очередь особенностями сочетаний слов.

Апробация работы: основные теоретические и практические результаты работы были изложены в докладах на научном семинаре «Герменевтика–2» (Пятигорск, ПГЛУ). Основные положения диссертации отражены в монографии и 5 статьях, одна из которых опубликована в издании, рекомендованном ВАК.

Структура диссертации определяется целями и задачами, поставленными в исследовании. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, сопровождающихся выводами, и заключения. К тексту прилагается библиографический список, представленный 181 наименованием и список, цитированных сборников Р.М. Рильке.