Содержание к диссертации
Введение
1. Задачи картографического дизайна в обучении школьной географии ... 10
1.1 Сущность и состояние картографического дизайна 10
1.1.1 Краткие сведения из истории развития дизайна в картографии 10
1.1.2 Основные термины и понятия дизайна в картографии 16
1.1.3 кнализ тенденции развития картографического дизайна 21
1.2 Картографическое обеспечение школьного курса географии 25
1.2.1 I Виды карт и другие картографические произведения 25
1.2.2 Роль карты и ее целевая установка в обучении школьной / географии 27
1.2.3Особенности дизайна школьных карт и атласов 33
Выводы по первому разделу 42
2 Исследование картографического дизайна и компьютерных методов создания учебных атласов 43
2.1 Исследование картографического дизайна ранее изданных традиционных географических атласов материков и океанов для седь мого класса средней школы 43
2.,1.1 Разработка системы критериев анализа и оценки картографического дизайна 43
2.1.2 Исследование картографического дизайна по системе критериев 49
2.2 Исследование картографического дизайна в компьютерных методах создания учебных атласов 56
/2.2.1 Компьютерные методы создания и дизайн учебных атласов 56
2.2.2 Картографический дизайн и компьютерная графика 59
2.2.3 Основные термины и понятия мультимедийных средств 63
2.2.4 Применение мультимедийных средств в образова- НИИ 66
2.2.5 Картография и мультимедийные средства 68
Выводы по второму разделу 72
3 Разработка методических основ дизайна и технологии создания ком пьютерных географических атласов с использованием мультимедий ных средств 73
3.1 Разработка научно-методических принципов дизайна учебных / географических мультимедийных атласов 73
3.2 Географические атласы с мультимедийными средствами как новый вид в общей классификации атласов 82
3.3 Разработка общей концепции учебного географического мультимедийного атласа 83
3.4 Разработка общей технологической схемы создания географиче ских мультимедийных атласов 89
Выводы по третьему разделу 95
4 Реализация научно-методических принципов дизайна и технологии создания учебных географических мультимедийных атласов 97
4.1 Создание макета географического мультимедийного атласа материков и океанов для средней школы 97
4.2 Создание макета географического мультимедийного атласа Новосибирской области «Люби и знай свой край родной» для средней школы... 110
4.3 Апробация созданных макетов учебных географических мультимедийных атласов для средней школы 119
Выводы по четвертому разделу 124
Заключение
- Краткие сведения из истории развития дизайна в картографии
- Разработка системы критериев анализа и оценки картографического дизайна
- Географические атласы с мультимедийными средствами как новый вид в общей классификации атласов
- Создание макета географического мультимедийного атласа Новосибирской области «Люби и знай свой край родной» для средней школы...
Введение к работе
Актуальность темы. В силу своего стремительного развития современная компьютерная техника и технология находят широкое применение во всех сферах человеческой деятельности, в том числе: для проведения исследований и разработок дизайна учебных карт, атласов и при преподавании в школах, что позволяет учащимся не только более глубоко изучить географию, но и осознать, что умения, навыки работы с электронными картографическими произведениями - веление времени. Это стимулирует проведение исследований и разработок в области картографического дизайна школьных карт и атласов. Наряду с традиционными вопросами дизайна, все большее внимание уделяется компьютерному дизайну с использованием картографической анимации, мульти I медийных и пользовательских средств, виртуального моделирования - как одного из прогрессивных направлений художественного проектирования и конструирования картографических произведений. Поэтому при решении задач дизайна школьных карт и атласов, связанных с внедрением новейших технологий, методов и средств, все большее значение приобретают исследования новых видов представления картографической информации. Они в значительной степени позволяют влиять на обучение школьной географии в целом, учитывая особенность формирования картографической грамотности через образно-пространственное мышление, необходимость повышения качества географических знаний у учащихся и активности их во время работы на уроке или дома.
Решение этой задачи связано с дизайнерскими исследованиями и анализом обеспечения школьной географии картографическими произведениями, на современном научном уровне. Все это немыслимо без использования компьютерной техники и методов, в частности, мультимедийных.
Определенный вклад в развитие отечественного картографического дизайна, в той или иной мере внесли работы ученых: Атояна Р.В., Башлавиной Г.Н., Берлянта A.M., Билич Ю.С., Васмута А.С., Востоковой А.В., Гармиза И.Г., Колдаева П.К., Лисицкого Д.В., Назарова В.Н., Нырцовой Т.П., Салищева К.А., Сватковой Т.Г., Скворцова П.А., Тикунова B.C., Чуркина В.Г., Ушаковой А.А. и других.
К вопросу создания учебных карт и атласов с использованием мультимедийных средств обратились сравнительно недавно. Опыт их создания находится в стадии развития. Между тем, в связи с новым уровнем развития дизайна школьных карт и атласов возникает необходимость научного обобщения опыта создания электронных атласов, учебников, энциклопедий, картографо-информационных справочников, в которых применяются мультимедийные средства; разработки научно-обоснованной классификации учебных географических мультимедийных атласов, а также принципов дизайна и технологии их создания. Учитывая данные обстоятельства, исследования по разработке научно-методических принципов компьютерного дизайна учебных географических мультимедийных атласов являются актуальными и своевременными, поскольку в таких картографических произведениях осуществляется дальнейшее развитие картографии.
Целью диссертационной работы являются обоснование нового вида картографических произведений - учебных географических мультимедийных атласов и их классификационных признаков, разработка научно-методических принципов современного компьютерного дизайна и построение учебных географических мультимедийных атласов, технологии их создания.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) выполнить анализ тенденции развития дизайна в картографии и картографического обеспечения школьного курса географии;
2) разработать систему критериев анализа и оценки картографического дизайна учебных географических атласов на бумажной основе или компакт-диске;
3) провести исследование ранее изданных традиционных географических атласов по предложенной автором системе критериев и возможностей компьютерного дизайна при создании учебных карт и атласов;
4) разработать научно-методические принципы дизайна учебных географических мультимедийных атласов; 5) разработать типовой сценарий (программу) учебных географических мультимедийных атласов и общую технологическую схему создания географического мультимедийного атласа (в том числе учебного);
6) в соответствии с предложенными научно-методическими принципами апробировать предложенную общую технологическую схему и сценарий атласа на примере создания двух макетов атласов для средней школы: географического мультимедийного атласа материков и океанов для седьмого класса и географического мультимедийного атласа Новосибирской области «Люби и знай свой край родной».
Объект и предмет исследования. Объект исследования: дизайн школьных карт и атласов на примере традиционного географического атласа материков и океанов для седьмого класса средней школы на бумажной основе. Предмет исследования: обоснование сущности, принципов дизайна, технология создания географических мультимедийных атласов (в том числе учебных).
Методы, средства исследований и исходные материалы. При решении поставленных в работе задач использовались методология системного подхода, системный анализ и современное аппаратно-программное обеспечение.
Использовались: традиционные, компьютерные карты и атласы разных лет издания; литературные и статистические источники и другие материалы (видеосюжеты, музыка, звуковые эффекты среды обитания, фотографии, рисунки, графики и т.п.), в том числе из Интернет; современные учебные программы по курсам школьной географии, методические пособия для учителей; результаты непосредственной работы с методистами и учителями разных школ города Новосибирска и Новосибирской области
Научная новизна выполненной работы состоит в следующем:
1) разработана система критериев анализа и оценки картографического дизайна учебных географических атласов на бумажной основе или компакт-диске;
2) дано понятие «мультимедийная картография» и разработаны научно-методические принципы дизайна учебного географического мультимедийного атласа; 3) обосновано определение сущности «географического мультимедийного атласа» и предложена его классификация;
4) разработаны типовой сценарий учебных географических мультимедийных атласов и общая технологическая схема создания географического мультимедийного атласа (в том числе учебного);
5) в соответствии с требованиями учебного процесса и научно-методическими принципами дизайна разработана структура и содержание учебных географических мультимедийных атласов и созданы два макета компьютерных атласов (для средней школы.
На защиту выносятся следующие положения:
1) новый подход и новый вид картографического произведения для средней школы - географический мультимедийный атлас и его классификационные признаки;
2) научно-методические принципы дизайна и построения учебных географических мультимедийных атласов;
3) система критериев анализа и оценки дизайна для учебных географических атласов на бумажной основе и компакт-диске;
4) типовой сценарий (программа) учебного географического мультимедийного атласа;
5) общая технологическая схема создания географических мультимедийных атласов (в том числе учебных).
Апробация и публикации. Основные положения диссертационной работы и результаты исследований доложены и получили одобрение на следующих научно-технических конференциях:
- на научно-технических конференциях преподавателей СГГА «Современные проблемы геодезии и оптики» -1998 г., 2000 г., 2002 г.;
- на международной научно-технической конференции «Современные проблемы геодезии и оптики», посвященной 65-летию СГТА-НИИГАиК -1998 г.;
- на научно-технической конференции «Геомониторинг на основе современных технологий сбора и обработки информации», посвященной 90-летию Проворова К.Л. - в
1999 г.: - на научно-технической конференции преподавателей СГТА, посвященной памяти академика Бузука В.В. - 2001 г.;
- на Первой Сибирской конференции пользователей программных продуктов HP ЦГТ СО РАН - 2002 г.;
- на международной научной технической конференции «Современные проблемы геодезии и оптики», посвященной 70-летию СГТА-НИИГАиК -2003 г.;
- на Ш региональном семинаре «Проблемы педагогической инноватики. Компьютерная дидактика», Медиа-Центр НГПУ - 2002 г.
Результаты исследований были продемонстрированы:
- на выставке «УчСиб-2000» по заказу Российской Академии Образования, Сибирская ярмарка, Новосибирск (21-24 марта 2000 г.);
- в школах № 22,101,160 города Новосибирска (апрель, май 2002 г.);
- на семинарских занятиях в системе повышения квалификации учителей географии города Новосибирска и Новосибирской области по теме «Использование компьютерных технологий в обучении» в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (октябрь-ноябрь 2002 г.);
- на III региональном семинаре «Проблемы педагогической инноватики. Компьютерная дидактика» (НГПУ, 12-14 ноября 2002 г.).
Реализация результатов работ. Тема диссертации связана с плановыми исследованиями, проведенными по госбюджетным темам СГТА (номера государственной регистрации 0197.0010294, 6.30.126, 012001.05.009). Основные положения, разработанные в диссертационной работе, внедрены в учебный процесс, студенческую научную деятельность и дипломное проектирование кафед-рц картографии СГТА, что подтверждено соответствующими актами.
Публикации. Основное содержание диссертационной работы отражено в 19 опубликованных работах: 11 статьях (3 в соавторстве с Гавриловым Ю.В., Пилькевичем И.В.), 7 тезисах и 1 научно-техническом отчете (в соавторстве с Гавриловым Ю.В. Тема 6.30.113: Отчет о НИР (заключительный) СГТА, номер государственной регистрации 0197.0010294; Инв.№ 0220.0004374 - Новосибирск, 1999.-21 с1.). Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, 14 приложений, 1 таблицы и библиографии из 226 наименований (из них 120 источников использованы для создания двух макетов атласов). Основное содержание изложено на 175 страницах печатного текста в том числе 23 страницы - приложения, 18 страниц - библиография), содержит 47 рисунков и компакт-диска с макетами созданных двух атласов.
Автор выражает глубокую признательность научному руководителю кандидату технических наук, доценту Гаврилову Ю.В., заведующему кафедрой картографии СГГА доктору технических наук, профессору Лисицкому Д.В., кандидату технических наук, доценту Гиенко Г.А., кандидату технических наук, доценту кафедры картографии СГГА Касьяновой Е.Л., кандидату технических наук, доценту кафедры картографии СГГА Матеруку А.Ю., кандидату технических наук, заместителю начальника компьютерного цеха Новосибирской картографической фабрики Пошивайло Я.Г., инженерам: Мазур Н.В., Писареву B.C., Дмитриеву Д.В., коллективу кафедры картографии СГГА, коллективу кафедры естественных наук Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования за научную, техническую и организационную помощь в работе над диссертацией.
Краткие сведения из истории развития дизайна в картографии
Исследование дизайна в картографии имеет научное значение в аспекте проектирования и издания карт и атласов. Под дизайном понимается как процесс замысла, проектирования и черчения, так и его результат - проект, план, рисунок. В практическом смысле дизайн играет не менее важную роль, чем информативность, а правильность и быстрота восприятия информации с карты пользователями находится в прямой зависимости от дизайна.
Термин «дизайн» появился в начале XX столетия. Его главный смысл заключался в том, чтобы выпускаемая предприятиями продукция должна обладала высокими эстетическими качествами, способствующими ее легкой реализации. Таким образом, дизайн как явление творчества зависит от потребителей и запросов рынка. Термин обозначает новый вид деятельности по рациональному I проектированию предметного мира в окружении человека и соответствующих способов существования современного общества. На этот счет не существует единого мнения, однако, большинство авторов сходятся на том, что дизайн -прежде всего проектная деятельность, ориентированная на индустриальное производство, системный подход и новаторское решение проблем. Специфика дизайна, в первую очередь связана с особенностями тех потребностей человека, которые он призван удовлетворять, с местом, занимаемым предметами в среде, с особенностями восприятия этих предметов, обладающих своими пространственно-временными характеристиками. Бесспорным фактором является неоднородность этой деятельности. В более узком значении под дизайном понимают проектирование эстетических свойств объектов, то есть художественное конструирование, которое развивалось на протяжении всей истории человечества. Основным принципом художественного конструирования является единство полезного и прекрасного, утилитарного и эстетического.
Художественное конструирование формирует не только предметную среду, но и отношение к ней, т.к. в процессе потребления вещей последние воздействуют на него, вызывают потребности и отношения к предметному миру. Развивая вкусы людей, художественное конструирование может предопределять спрос населения в требуемом направлении. Эта задача реальная и осуществление ее необходимо, т.к. по мере насыщения рынка влияние моды на спрос значительно возрастает. С модой в основном связаны эстетические признаки качества, и обеспечение их на высоком уровне без участия дизайнера в проектировании невозможно. На стадии создания новых изделий дизайнер координирует работу многих специалистов. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].
В конце XX века в литературе по картографии появился термин «картографический дизайн». Исследуя картографический дизайн на основе историко-генетического подхода, проследим за его эволюцией в картографии.
Фактически, дизайн карт, как художественное конструирование, появился не в начале XX века, а гораздо раньше, на заре цивилизации, когда появилась первая карта. Как величайшее творение человеческой мысли, карта прошла свой длинный и сложный путь развития, от примитивных картографических рисунков первобытных людей до сложного, порой художественного, картинного изображения. Несмотря на разнообразие форм древнейших картографических рисунков, материала, на котором выполнялись, единственным их содержанием было отображение элементов ландшафта, по которым осуществлялось ориентирование человека на местности.
С развитием человеческого общества, накоплением знаний об окружаю щем мире и умения в нем ориентироваться, формированием космографических представлений, развивалась и картография. Пройденный ею путь исключительно интересен, и каждый его этап оставил в наследство богатое многообразие картографических и сопутствующих им материалов, представляющих собой уникальные исторические источники и памятники истории науки и техники. Картография и карты в разных странах и у разных народов имели свои неповторимые черты, отражавшие специфику их цивилизации и культуры на разных I этапах исторического развития.
Если обратиться к старинным отечественным и зарубежным картографическим произведениям, начиная с Ш века до новой эры и до второй половины XIX века, то можно заметить, что замечательный расцвет средневековой картографии XIV-XVI столетий «был одним из ярких проявлений общего подъема науки и искусства эпохи Возрождения. Такие великие художники, как Леонардо Да Винчи, Альбрехт Дюрер, Эль Греко и другие, отдавали в своих произведениях дань картографии» [9]. Их карты обладали высокой наглядностью и ху-дожественностью. Эти картографические произведения украшены художественными рамками, виньетками, картушами, медальонами, многочисленными высокохудожественными рисунками; применены изящные и удобочитаемые виды шрифтов, которые выполнены с высоким графическим мастерством и принадлежат одновременно и к картографии, и к искусству. Периоду расцвета эпохи Возрождения было свойственно великолепие декоративного оформления карт. Их внешний облик буквально подавлял скромное картографическое содержание. Характерным было расположение художественных элементов в тех местах карты, для которых не было информации чисто географической.
Великие географические открытия путешественников, исследователей и колониальные захваты XVI-XVII веков привели к настоящему «информационному взрыву» в географии и картографии. В европейских странах и России, несмотря на попытки основных колониальных держав воспрепятствовать свободному распространению новых географических данных, широко циркулировали самые разнообразные, часто противоречивые сведения о новых землях, экзотических животных и растениях, а также необычных народностях, их населяющих. Поэтому неудивительно, что именно в этот период приобретают исключительную популярность обобщающие картографические произведения в виде мировых атласов, в которых сводились воедино все новейшие географические сведения о прекрасном и огромном мире. То был период бурного развития картографии, появления и распространения разнообразных карт, атласов, глобусов. Это время явило миру величайших картографов и издателей карт: Герарда Меркатора (1512-1594), Авраама Ортелия (1527-1598), Адама Олерия (1603-1671), Юдокуса Хондиуса (1563-1612), Джоана Блау (1596-1673), Ремезова СУ. (1642-1720), Кирилова И.К. (1695-1737) и других.
Разработка системы критериев анализа и оценки картографического дизайна
В первом разделе было изучено состояние картографического дизайна и картографического обеспечения, используемого при обучении географии в средней школе. Сделан вывод о том, что интерес к дизайну картографических произведений (в том числе учебных) не ослабевает, а напротив усиливается, в силу следующих причин: - появления компьютерной техники, методов, мультимедийных средств и технологий; - использования наряду с традиционными картами и атласами электронных, цифровых, виртуальных, мультимедийных карт и атласов на компакт-дисках или в сети Интернет.
Следовательно, автор предлагает оценивать достоинства и недостатки картографического дизайна ранее изданных традиционных географических атласов материков и океанов для седьмого класса средней школы по специальной системе критериев (рисунок 7).
Разработка системы критериев анализа и оценки картографического дизайна выполнена автором с учетом функциональных возможностей дизайна на основе общей теории дизайна и основных особенностей проектирования, редактирования и составления учебных атласов [2, 5, 9, 11, 21, 22, 23, 26, 27, 49, 55, 58, 65]. Критерий 1 - соответствие дизайна обложки атласа (на бумажной основе или компакт-диске) его содержанию: Критерии анализа и оценки картографического дизайна для учебных географических атласов на бумажной основе и компакт-диске Критерий 1 - Соответствие дизайна обложки атласа (на бумажной основе или компакт-диске) его содержанию. Критерий 2 - Соответствие структуры и содержания атласа его назначению. Критерий 3 - Соответствие атласа в целом методическим требованиям и учебнолгу процессу. Критерий 4 - Соответствие читаемости карт атласа пониманию их содержания учащимися. Критерий 5 - Соответствие компоновки (композиции) атласа и его карт техническим условиям. Критерий 6 - Эстетическая и художественная выразительность атласа должна способствовать развитию интеллекта учащихся. Критерий 7 - Соответствие атласа существующим эргономическим требованиям для данной категории пользователей. а) обложка атласа - это первое знакомство с атласом и его содержанием. Оформление обложки носит рекламный характер и должно отличаться оригинальностью графических элементов, их композиций, яркостью и броскостью красок, то есть обложка выполняет информационно-рекламную и художественно-эстетическую функции; Критерий 8 - Соответствие качества печати современным требованиям. Рисунок 7 - Критерии анализа и оценки картографического дизайна б) обложка ат ласа создает его внешний художест венный образ, обу словленный содер жанием и назначени ем атласа; в) обложка атласа должна своим оформлением привлекать внимание учащихся, вызывать у них интерес и желание познакомиться с атласом в целом; г) обложка атласа может быть иллюстрированной (используются рисун ки, фотографии, аэрофотоснимки и космические снимки); декоративной (при меняются орнаменты разной конфигурации и сложности); шрифтовой (исполь зуются различные рисунки шрифта, размер букв и композиционные решения отдельных строк). Критерий 2 - соответствие структуры и содержания атласа его назначению: а) общее строение атласа, порядок размещения всех основных частей, включая титульный лист, условные знаки, оглавление (содержание), указатель географических названий и т.п., определяется назначением и типом атласа, за мыслом его создания; б) от назначения атласа зависит состав и последовательность разме щения его разделов, их строение и расположение в них карт; в) назначение атласа влияет на логически последовательное изложе ние отображаемых тем в атласе, изображение объектов и явлений картографи руемых территорий от общего к частному, обеспечивая при этом согласование карт, связь и достоверную передачу их частей, составляющих единое целое; г) назначение атласа влияет на логически последовательное размеще ние дополнительной информации к картам для атласов на бумажной основе (текста, фотографий, графиков, рисунков, аэрофото- и космических снимков, профилей и т.д.), а для атласов, созданных на компакт-диске можно также ис пользовать видео, звук, анимацию. Критерий 3 - соответствие атласа в целом методическим требованиям и учебному процессу: а) согласованность содержания атласа с учебными программами и учебниками; б) структура атласа должна отражать последовательное изложение материала в учебнике; в) структура и содержание атласа должны соответствовать структуре курса школьной географии: «общий взгляд на мир» - «землеведение» «страноведение» - «комплексная география России»; г) содержание атласа не должно ограничиваться только тем, что упомя нуто в учебниках, оно должно удовлетворять любознательность учащихся при самостоятельной работе с атласом (допускается увеличение информации на карте на 25%). Критерий 4 - соответствие читаемости карт атласа пониманию их содержания учащимися: а) понимание свойств изображаемых на карте отдельных объектов и явлений (на основе легенды карты); б) получение необходимых пространственных представлений о разме щении и взаимном расположении объектов и явлений на карте и в реальности; в) сопоставление в пространстве объектов и явлений, отображенных на карте, с целью получения общего представления о территории в целом; г) сопоставление в пространстве объектов и явлений с целью выясне ния причин и закономерностей в размещении изучаемых объектов; д) сопоставление в пространстве объектов и явлений на карте с целью понимания особенностей не отображенных на карте явлений. Критерий 5 - соответствие компоновки (композиции) атласа, его карт техническим условиям. При разработке компоновки атласа и его карт учитываются: а) технические условия, например, стандартные размеры бумаги для пе чатания карт, зрительная уравновешенность всей композиции, правильное ото бражение замысла всего атласа и отдельных карт в нем и др.: б) освещение всех тем и аспектов атласа, всех объектов картографирова ния в целом и их частей, совокупность которых определяется назначением ат ласа и замыслом его создателя; в) согласованность и удобство согласования карт атласа для изучения и анализа взаимосвязей явлений и объектов; г) минимальное число различных картографических проекций; д) в начале атласа помещают карты в более мелком масштабе на всю картографируемую территорию или крупный регион, а затем на отдельные их части размещают карты в более крупном масштабе; е) справочно-поисковые системы по ключевым словам; ж) соблюдение единого уровня генерализации, цензов и норм отбора на картах;
Географические атласы с мультимедийными средствами как новый вид в общей классификации атласов
Применение мультимедийных средств, при создании географических атласов дает возможность превращать их в новый вид картографического произведения, с качественно новыми возможностями, а также позволяет пользователю максимально полно получать конечную картографическую информацию.
В нашей стране к вопросу создания географических атласов с использованием мультимедийной информации обратились сравнительно недавно, поэтому учебных мультимедийных атласов для средней школы еще нет. Не только технология, но даже терминология в области географических атласов с мультимедийными средствами еще не устоялась и до сих пор продолжает претерпевать изменения. В связи с этим возникает необходимость научного обобщения опыта уже созданных электронных атласов, учебников, энциклопедий, картографо-информационных справочников, в которых применяются мультимедийные средства, для разработки основных понятий дизайна и признаков классификации географических мультимедийных атласов.
В последних работах [Берлянта A.M. [28] и Сватковой Т.Г. [54] весьма полно дана общая классификация атласов по основным признакам, однако термин «географический мультимедийный атлас» отсутствует.
Поэтому в диссертации сделана попытка определения понятия «географический мультимедийный атлас». Под географическим мультимедийным атласом предлагается понимать интегрированное собрание карт и мультимедийной информации, выполненной по гипертекстовой структуре, что обеспечивает ссылки на один и тот же массив информации из разных мест атласа и позволяет работать с ним в интерактивном режиме.
Было проведено сравнение классификаций атласов по основным признакам (рисунок 17) и, учитывая особенности мультимедийных атласов, предложено в общую классификацию атласов добавить классы, отвечающие признакам (рисунок 18): по форме представления картографического изображения; по форме хранения; по средствам демонстрации атласа [133].
Основным документом атласа является программа, определяющая содержание, назначение и методику создания картографического произведения. Уместно сказать не о термине «программа» атласа, а о более емком понятии -сценарий мультимедийного атласа
Следует отметить, что атлас с мультимедийной информацией создается на Же/?-страницах с помощью языка гипертекстовых разметок и программы, которые сопровождаются и управляются сценарием отображения. Сценарий обеспечивает активность гипертекстовых страниц, то есть представляет ме
По охвату картографируемого пространства: атласы отдельных планет; атласы материков и океанов; отдельных государств; крупных географических районов (регионов); атласы областей; атласы городов. г 1. Общие положения - обоснование назначения и содержание атласа; круг потребителей; основные теоретические и практические задачи, на решение которых рассчитан атлас. АТЛАС предназначен для изучения географии в средней школе в качестве учебного пособия на компьютере. АТЛАС используется наряду с традиционными картами, атласами, глобусами и другими видами картографических произведений на уроке и дома для самостоятельной работы. Также может быть использован для факультативного изучения географии с использованием сети Интернет.
Создание макета географического мультимедийного атласа Новосибирской области «Люби и знай свой край родной» для средней школы...
Область применения: в классе на уроке и факультативах по краеведению; при самостоятельной работе дома, в том числе частично для изучения школьного курса «комплексная география России», а также в системе повышения квалификации учителей географии по теме «Использование компьютерных технологий в обучении» города Новосибирска и Новосибирской области. Требование: содержание атласа соответствует программе общеобразовательных учебных заведений по теме «Люби и знай свой край родной», школьным учебным пособиям [218, 223] 2,3. Порядок работы над атласом и подбор, использование комплекса программных средств такой же, как при создании макета географического мультимедийного атласа материков и океанов для средней школы (п.4.1). Обложка для футляра компакт-диска атласа: в ее оформлении отражается содержательная сторона, то есть специфика картографируемой территории: карта Новосибирской области.
В качестве изобразительных средств, применяются: карта рельефа Новосибирской области (авторский оригинал традиционной карты с отмывкой рельефа, выполненный научный руководителем кандидатом технических наук, доцентом Гавриловым Ю. В.), художественный шрифт (Tahoma), при помощи дизайнерской г грете -я -у - к?..--п 2003 г. Jlio6u и знай \ свой край родной ; программы Corel Draw, цвет и фактура обложки (рисунок 38).
5. Обоснование тиража атласа. Если ориентироваться по традиционному географическому атласу Новосибирской области [222], то тираж может быть 5 тысяч экземпляров.
6. Источники для создания атласа.
Основные и дополнительные источники занимают существенную часть создания атласа. Сбор и подготовка их осуществлялась автором частично, с помощью картографических [220-222], литературных и статистических источников [218, 219,223,224,225] и других материалов -космических снимков, видеосюжетов, звуковых эффектов среды обитания, фотографий и т.п., в том числе из картографо-информационных справочников [117-119], энциклопедий [114,115].
К основным источникам для атласа относятся: авторские оригиналы трех карт (одной традиционной и двух цифровых карт) и в Приложении М дан перечень карт, их математическая основа, географическая и тематическое содержание (рисунок 46). Перечень дополнительных источников дан в Приложении Н.
7. Компоновка и математическая основа авторских оригиналов карт атласа - «плавающая», масштаб 1:2250 000, проекция не указывается.
8. Список карт занимает центральное место атласа, автором работы определен и разработан базовый набор карт, а так же список дополнительной информации к картам
В результате проведенных исследований созданы два макета учебных і атласа для средней школы: географический мультимедийный атлас материков и океанов; географический мультимедийный атлас Новосибирской области «Люби и знай свой край родной». Они являются совершенно новым способом представления картографической информации при изучении школьной географии и I примером реализации научно-методических принципов дизайна Полный цикл выполнения работ по созданию макетов выполнялся в соответствии с типовым сценарием (программой) учебного географического мультимедийного атласа. Активное воздействие на учащегося в процессе работы с атласом, позволяет задействовать его важнейшие органы чувств зрение и слух (рисунок 47), при этом способно намного ярче запечатлеть в памяти учащегося изучаемый материал, также дополнить и усовершенствует деятельность учителя на уроке.
Макеты атласов были проанализированы по предложенным в диссертации критериям и обобщены в следующем виде: 1 критерий (6 баллов), 2 критерий (6 баллов), 3 критерий (5 баллов), 4 критерий (7 баллов), 5 критерий (18 баллов), 6 критерий (3 балла), 7 критерий (20 баллов), 8 критерий (6 баллов); сумма баллов - 71 (Приложение А). Средний балл для традиционных атласов 59 (по результатам анализа 19 традиционных атласов 1969-2003 гг.). Приведенные данные показывают, что мультимедийные картографические произведения имеют лучшие показатели в дизайне и демонстрируют преимущества мультимедийных технологий при создании современной картографической продукции, в том числе и учебных атласов.